Творческий проект по технологии 5 класс деревянная игрушка

Обновлено: 04.05.2024

Разделочная доска используется для разделки продуктов на кухне. Существует много различных конструкций разделочных досок, изготовленных из древесины, фанеры, пластики и т. п. Одной доски часто бывает недостаточно.
Мы изготовили набор разделочных досок «Яблоко». Этот набор имеет красивый внешний вид. Декоративная отделка выжиганием выполнена на одной стороне досок, поверхность которой покрыта лаком. Для изготовления разделочных досок мы использовали натуральную древесину (осину). Древесина осины белая, легко режется. Это экологически чистый материал.


2. Технологическая документация.

Поз. Наименование Кол - во Материал Размеры, мм
1 Разделочная доска 2 древесина 18х170х330
2 Подвеска 1 древесина 18х120х280
3 Шуруп 2 сталь Ø4х35

Технологическая карта на изготовление набора разделочных досок «Яблоко».

Последовательность операций Графическое изображение Инструменты и приспособления
1.Выбрать заготовку для разделочной доски. Линейка.
2.Разметить по шаблону. Шаблон, карандаш.
3.Выпилить криволинейный контур. Лобзик, выпиловочный столик.
4.Разметить и просверлить отверстие Ø 8мм. Шаблон, шило, сверлильный станок, сверло Ø8мм.
5.Выбрать заготовку для подвески. Линейка.
6.Разметить по шаблону. Шаблон, карандаш.
7.Выпилить криволинейный контур. Лобзик, выпиловочный столик.
8. Разметить и просверлить два отверстия Ø 2мм. Шаблон, шило, сверлильный станок, сверло Ø2 мм.
9.Отшлифовать детали. Шлифовальная колодка.
10.Нанести рисунок. Копировальная бумага, карандаш.
11.Выполнить выжигание. Электровыжигатель.
12. Вкрутить два шурупа в подвеску. Отвёртка, шурупы Ø4х35.
13. Покрыть набор лаком. Лак, кисть.


3. Себестоимость.

Себестоимость изделий рассчитывается по формуле :
С = См + 3 + ,
где См—стоимость материала,
3 –заработная плата (50% от См) - затраты на электрознергию, амортизацию оборудования и инструментов, потери на брак.
Стоимость материала.
Материал Норма расхода материала на одно изделие,
( м. заг.)
Цена единицы материала (ц. м.) Стоимость иатериала на одно изделие, (руб.)
Древесина 0,003
1 - 400 руб.
12 руб.
Лак 150 гр. 500гр.-50 руб. 5 руб.
Шуруп 2 шт. 1 шт.- 50 коп. 1руб.
Стоимость материала – 18 руб.
Заработная плата – 9 руб.
Себестоимость – 33,75 руб

4. Заключение

Примерное время на изготовление набора разделочных досок –8 часов. Можно изготовить набор другой формы, использовать другие виды отделки. Например, резьбу по дереву, раскрашивание и др. Аккуратно сделанный набор разделочных досок имеет красивый внешний вид и удобен в применении. Самое трудное в работе было выпилить изделие. Если древесину заменить более тонкой фанерой, то набор разделочных досок может быть изготовлен ребятами из младших классов.

5. Литература.

1. Коваленко В. И., Куленёк В. В.»Объекты труда»
Москва, «Просвещение» 1990год.
2. Школа и производство 2006 год №4.
3. Школа и производство 2001 год №7.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

1 Теоретическая часть

1. 1 История русской деревянной игрушки……………………………….5

1. 2 Исторические центры производства деревянной игрушки в России.5

1. 3 Русская народная игрушка «Матрешка»………………………………7

1.4 Русская народная игрушка «Лошадка - качалка»………………………7

2 Практическая часть

2. 1 Технология изготовления лошадки- качалки………………………….8

Аннотация наставника

Народные промыслы занимают важное место в культуре и искусстве России. Народное искусство – это живой, чистый родник, который несет в себе особое историческое, эстетическое, национально-психологическое и нравственное содержание, необходимое всем россиянам и особенно детям на этапе становления их личности. Особое место среди изделий народного искусства принадлежит игрушке. Каждый человек независимо от возраста помнит игрушки своего детства. Поэтому очень важно, чтобы эти первые жизненные и культурные ориентиры были созданы добрыми руками, чтобы в них отразились национальные и культурные традиции. Поэтому при воспитании детей дошкольного возраста одной из основных задач, стоящих перед родителями и педагогами, должно являться знакомство детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Игрушка - вещь, изготовленная для забавы, для игры или потехи, особенно детям.

Значительное место в художественных промыслах России занимает игрушка, именно с нее человек начинает познавать окружающий его мир. В России игрушку делали повсеместно, изначально между делом, чтобы детей потешить, со временем это стало особым ремеслом. Работали целыми семьями с утра до вечера, детей приучали к работе с трех лет, к восьми годам они уже были мастерами.

Русская деревянная игрушка богата и разнообразна. Считалось, что идеальная игрушка для ребенка – это игрушка из дерева. На ощупь это твердый, нежный и теплый материал, разрешенный даже грудным младенцам. И игрушки из дерева известны с самых древних времен. Такие игрушки сохранили в себе это природное тепло и несут положительную энергетику. Одной из самых известных традиционных деревянных игрушек является матрешка. Все дети без исключения любят играть с ней. И это не удивительно – матрешка – одна из первых развивающих игрушек. Для их производства используются ценные породы деревьев, произрастающих в экологически чистых районах. Наша работа интересна тем, что прослеживает историю развития промысла деревянной игрушки, забвения и возрождения[2].

В современных условиях в нашей стране практически отсутствует производство игрушек из природного сырья. Производство данной деревянной игрушки является малозатратным и не сложным по исполнению, при этом при его изготовлении и отделки могут осуществляться творческие подходы, как самого изготовителя, так и отделочника (художественное оформление изделия). Сама же игрушка, яркая и безопасная может вызвать интерес детей, способствовать формированию определенных навыков, в частности мелкой моторики.

Цель работы - познакомиться с истоками русской культуры, почувствовать свою принадлежность к традиционной культуре на примере игрушек из дерева.

Задачи проекта:

· Изучить историю игрушки

· Выяснить положение деревянной игрушки в современном мире

· Дать экономическую и экологическую оценки изделию

· Выполнить игрушку «Лошадку качалку», используя полученные при исследовании знания.

Практическая ценность исследования заключается в возможности её использования на уроке технологии. При массовом производстве, замечательная сувенирная продукция для развития местного туризма.

Теоретическая часть

1.1 История русской деревянной игрушки

Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона, где находилось их производство. Археологи обнаружили свидетельства того, что деревянные игрушки были у восточнославянских племен еще в IX веке н.э. Однако подтверждение этого можно обнаружить только в исторических документах, образцов таких игрушек практически не сохранилось в связи с особенностями дерева как материала. Даже произведения мастеров игрушечного дела XVIII века дошли до современности в очень малых количествах. В музеях и коллекциях в основном представлены игрушки с XIX века.
Самые простые экземпляры представляют собой сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа. В некоторых регионах в создании игрушек использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для деревянных фигурок. Поскольку деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то фигурки представлены в основном в виде обитателей леса. Это птицы, животные или вымышленные фольклорные персонажи – «моховики», изображавшие дровосеков или старушек с вязанками хвороста на спине. Известен факт, что на Парижской выставке 1890 года «моховики» были с восторгом встречены зарубежной публикой[1].

1. 2 Исторические центры производства деревянной игрушки в России

Существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек. Первый из них известен с XIX века. Он располагался по берегам Белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и Вологодской губерниях. Игрушки, изготовленные северными мастерами, очень характерны. Специалисты полагают, что их внешний вид обусловлен влиянием культового наследия предков. Такие игрушки своим скупым, столбоватым обликом напоминают древних северных идолов. Черты лица прорисованы не слишком выразительно, фигуры в основном конусообразные, с плоскими лицевыми частями. Основные мотивы производства игрушек для северных мастеров – это кони, птицы, лодки, куклы-бабы и разнообразные погремушки.

Другой исторический регион производства деревянных игрушек находился в Нижегородской губернии. Этот регион вообще славился резьбой по дереву, здесь производились лучшие образцы корабельной и домовой резьбы, было хорошо развито «ложкарство» (изготовление деревянных ложек), точение веретен и городецкая резьба. Немалую роль играло также и производство резных игрушек из дерева. Художественный уровень этого промысла был необычайно высок. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семенов, Лысково, Пурех, Федосеево и некоторые другие города[5].

Позднее среди поволжской игрушки появились коньки-скакунки с обозначенным телом и ногами, ветряные меленки, качели. Сравнительно редко мастера изображают человека, люди лишь составляют ритм, элемент общей композиции, поэтому "рубятся" схематично, условно - в виде четырехгранного столбика или пирамидки, изображающей всадника на коне или ребенка на качели. Любимым детищем поволжских мастеров был конь. Мчащийся силуэт с крутым выгибом шеи, со своей откровенной оторванностью от реальных форм, как бы символизировал ту стремительность, которая была свойственна древнему божеству солнца. Это наследие языческих времен, когда наши предки верили, что солнце ездит на коне и принимает его облик. Деревянная фигурка коня была и игрушкой и оберегом-символом солнца, хранящим от бед и помогающим в делах[4].

Ну а третий, наиболее известный центр производства традиционной русской деревянной игрушки – это район Сергиева Посада – сам город и деревня Богородское, расположенная в двадцати семи километрах от него. Мастера этих мест предпочитали использовать жанровые изображения для создания образов своих игрушек. Это так называемые «барыни» - фигуры пышных, дородных женщин, созданные с помощью немногоцветной условной росписи. Не менее популярны были фигуры гусаров, попов, монахов. Обязательные персонажи – трудолюбивый мужик и его могучий работяга-конь. Ну и конечно, самый главный персонаж русского фольклора – добрый и ленивый косолапый медведь. Богородские игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций, они включали несколько «действующих лиц». Иногда такие игрушки делались движущимися для усиления эффекта.

Подмосковье славилось и изготовлением точеной игрушки. Делали лото, шахматы, посудные наборы, погремушки, деревянные яйца, пирамидки, бирюльки, а сначала XX века известную во всем мире, символ России – матрешку[5].

1.3 Русская народная игрушка «Матрешка»

Матрешка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей, но далеко не каждый знает историю возникновения матрешки.

Появилась матрешка в 1890 году. Ее прообразом стала точеная фигурка буддийского святого Фукурума, которую привезли с острова Хонсю в подмосковную усадьбу Абрамцево. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять.

По образу этой игрушки токарь Василий Звездочкин выточил фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. Распространенным именем в то время было имя Матрена - так и появилась Матрешка[1].

1. 4 Русская народная игрушка «Лошадка - качалка»

Лошадка-качалка является выдающимся творением в истории детских игрушек.

Многие источники утверждают, что конь-качалка появился ещё в 5 в.н.э. в Древней Греции и быстро стал популярной детской игрушкой, выполняя исключительно развлекательную функцию. Такие лошадки забавляли детей и в Персии[6].

Современные качалки для детей – это уже не только лошадки, но и ослики, бычки, овечки, собаки и тигры, верблюды и слоны. Они сделаны из различных современных материалов. Но лучшие из них изготавливаются из экологически чистых и безопасных материалов, чаще всего дерева. Деревянный каркас лошадки обеспечивает прочность и легкость игрушки.

Во время качания ребенок будет развивать мускулатуру, координацию движений, равновесие и красивую осанку всадника. Современной наукой доказано, что развитие вестибулярного аппарата - один из важнейших компонентов занятий с ребенком. И пожалуй, один из самых легких.

В современном мире, перенасыщенном электронными технологиями и развлечениями лошадка - качалка остаётся неотъемлемым атрибутом детства[3].

2 Практическая часть

2.1 Технология изготовления лошадки – качалки

Приступая к разработке игрушки «лошадка-качалка», были рассмотрены альтернативные варианты лошадок, которые бы были просты в изготовлении, доступный материал, имели оригинальность. Рассмотрено мною было 4 варианта игрушек.




Вариант №1 подошел нам для реализации задач проекта.

Выбранная идея

Корпус цельный изготовлен из одной доски толщиной 50 мм. Основание состоит из двух продольных реек толщиной 20. Материал, выбранный нами сосна.

Можно предположить, что появление первой игрушки связано с желанием человека выразить свою любовь к детям. Поэтому, возможно, что первыми резными , деревянными игрушками стали игрушки-забавы которые появились благодаря усилиям любящего отца или дедушки, который подобрал для ее изготовления простой и доступный материал – дерево и сделал игрушку подвижной, занимательной, вызывающей улыбку ребенка. К сожалению, сейчас невозможно точно восстановить события, которые происходили в ХІV -XV веках, но сам «возраст» деревянной игрушки вызывает искреннее восхищение и желание поклониться тем людям, которые на протяжении многих лет, передавая из поколения в поколение секреты мастерства, развивая и совершенствуя свое искусство, донесли до современного ребенка эту чудо-игрушку. Эстетическую и педагогическую ценность деревянной игрушки трудно описать словами. Наверное, это связано с тем, что на протяжении столетий мудрый народный ум вложил в нее так много, что все время возникает ощущение чего-то недосказанного. Отметим самое главное. Деревянная игрушка – рукотворная. Она вручную вырезается из дерева (березы, липы, осины, сосны) и не окрашивается. Благодаря этому, сохраняется природный цвет дерева, его тепло и очень приятная на ощупь поверхность, безупречная в гигиеническом отношении для маленького ребенка[7].

При написании работы , проанализировали литературные источники, работу с интернетом , пришли к выводу, что деревянная игрушка всегда пользовалась спросом у взрослых как родителей и у детей разного возраста как познавательно – занимательный материал.

Нажмите, чтобы узнать подробности

игрушка - самолет" выполнено самостоятельно учеником 5 класса.

Просмотр содержимого документа
«Вариант творческого проекта Технология "игрушка"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

Общеобразовательная школа №115

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«деревянная игрушка»

Выполнил ученик 5 класса «А»


2017

Историческая справка 3

Задачи проекта 4

Требования к изделию 5

Инструменты и оборудование инструментах, инвентаре 6

Материалы. Общая потребность. 6

Техника безопасности 7

Технический рисунок 11

Технологическая карта Творческого проекта «Деревянная игрушка» 12

Экологическое обоснование 15

 Источники информации 17

Приложение: Фото моих игрушек 18

С возникновением первых людей и началась история появления игрушек. Игрушки появились ещё в первобытном обществе и на протяжении всего своего существования преобразовывались и меняли своё назначение. В то время они и выглядели в форме оружия, орудий труда. Назначение таких игрушек было приспособление к взрослой жизни/ Например, в племени, в котором занимались в большей степени охотой, изготавливались игрушки в виде животных, а также в виде оружия. Игрушки были довольно примитивными.

В Древнем Египте игрушки делали из ткани, из дерева. Изготавливали фигурки домашних животных, кукол, археологи нашли и спортивные игрушки, например, мячи, серсо. Игрушки были довольно реалистичными, например, крокодил с открывающейся пастью, лев, замахивающийся лапой на предполагаемую жертву. Были даже такие игрушки, которые отображали социальный строй того времени, например, работающий раб или телесные наказания раба.

В античные времена в Греции и Риме игрушки считались важнейшим средством воспитания детей. До нашего времени дошли художественные игрушки того времени, сделанные из слоновой кости, янтаря, терракоты, в основном это фигурки животных, куклы, встречались игрушки с заводным механизмом. Для физического воспитания детей делали спортивные игрушки: мячи, серсо, волчки и т.д. Уже в те времена было налажено ремесленное производство игрушек, которые продавались в разных странах мира.

На территории Восточной Европы делались игрушки в основном из глины. Во II в. до н.э. делали всадников, повозки. На территории славянских поселений при археологических раскопках были обнаружены фигурки, погремушки, глиняные свистульки, куколки, фигурки домашних животных. По некоторым данным первые погремушки и свистульки несли в себе не развлекательное значение, а выступали в роли оберега.

В средние века, при феодальном строе игрушки отражали сословное разделение. У представителей знати и их детей были игрушки разного содержания и изготавливались они из достаточно дорогих материалов (фарфор, дорогая ткань, слоновая кость и т.д.). Много было игрушек военного содержания: фигурки коней, доспехи, мечи, щиты, лошади в рост ребёнка. Обязательным атрибутом каждого состоятельного дома была кукла, которая несла в себе магическое значение – хранительница домашнего очага. Для этой куклы создавались кукольные дома со всей обстановкой. Часто такие дома были лишь частью интерьера и передавались по наследству.

Разработать и изготовить деревянную игрушку.

Изучить информацию по теме: роль деревянной игрушки, история деревянной игрушки, экологическая безопасность, экономический расчет, техника безопасности при работе с электро инструментом


На уроках технологии мы знакомимся с различными видами обработки дерева и металла и изготовление из них поделок, особенно интересной мне показалась тема художественной резьбы по дереву. Именно поэтому темой творческого проекта я выбрал резьбу по дереву.

Резьба по дереву хоть и не является простой в изготовлении, поскольку требует во время работы аккуратности с материалом, терпеливости, потому что такая работа требует не малой затраты времени. Так же при изготовлении изделия не требуются специальные оборудования, пожалуй, кроме стамески и киянки. Ещё используется наждачная бумага для чистового доведения изделия.

А главное, эта работа способствует развитию творческого начала, которое в будущем поможет стать хорошим хозяином. Рационально использовать материалы, создавать красивые изделия, для семьи и дома.

1. 1. Осознание основной проблемной области

Знания, полученные в процессе изучения технологии обработки древесины, оказались достаточными для того, чтобы изготовить изделие которое будет украшать интерьер дома. Все основные операции по обработке и художественной отделке древесины мне уже знакомы. С некоторыми из них можно познакомиться в процессе предстоящей работы.

Цель – изготовить оригинальное, недорогое, аккуратное изделие.

Задачи:

Ознакомиться с историей возникновения резьбы по дереву.

Краткое определение дизайнерской задачи.

Оценить свои возможности в проектной деятельности.

Применить знания и умения, полученные на уроках трудового обучения.

Создать эскиз и выбрать технику изготовления.

Закрепить приемы и навыки работы с резьбой по дереву.

Оценить проделанную работу.

2 Основная часть.

2. 1. Историческая справка.

2. 2. Дизайн спецификация

2. 4. Опрос общественного мнения

2. 5 Техника барельефной резьбы по дереву.

2. 6. Материалы и инструменты для работы.

2. 7. Организация рабочего места.

2. 8. Правила безопасности во время работы.

2. 9. Технологическая карта

2. 10. Контроль качества

2. 11. Экологическое обоснование проекта

2. 12. Экономическое обоснование проекта

Заключение

3. 1. Самооценка выполненной работы

Я доволен своей работой, так как добился желаемой цели. При изготовлении моего изделия возникали различные трудности, но я с ними справился. Тем более что изготовленное мною изделие стоит гораздо дешевле, чем в магазине. Я чувствую гордость, потому что изделие в которое я вложил много сил получилось изящным и носит отпечаток индивидуальности.

3. 2. Оценка проекта

Выполненное изделие соответствует предъявленным ему требованиям. Выглядит красиво, аккуратно, изящно, имеет позволительный размер, что бы его можно было разместить практически в любом месте. Я достиг поставленной в начале проекта цели.

Средняя школа № 33 города Волгограда Творческий проект Деревянная игрушка Выполн

№ слайда 1

Средняя школа № 33 города Волгограда Творческий проект Деревянная игрушка Выполнил ученик 5 «И» класса Посвежинский Артём Учитель Шурупов Сергей Петрович Волгоград 2012 г.

Деревянная игрушка

№ слайда 2

У меня есть младший брат . Я заметил, что в детских магазинах большинство игруше

№ слайда 3

У меня есть младший брат . Я заметил, что в детских магазинах большинство игрушек сделано из пластмассы. В телепередачах часто говорят, что пластмассовые игрушки вредны для здоровья . Я решил сделать для брата большую, деревянную, логическую игрушку.

Формулировка задачи Изготовление детской деревянной игрушки

№ слайда 4

Формулировка задачи Изготовление детской деревянной игрушки

Развивающая деревянная игрушка

№ слайда 5

Развивающая деревянная игрушка "Доска с геометрическими фигурами" – оригинальная пирамидка-сортер. Ребёнок научится узнавать цвета и формы, а обучение превратится в увлекательную игру. Игра состоит из деталей разных геометрических форм. Игра способствует развитию сенсомоторных навыков (чувство формы, размера, определение цвета, моторики), творческого и логического мышления, речи и навыков общения, а также формирует элементарные математические представления. В комплект входят: 2 основания, в каждом из них 2 штырёчка; 40 геометрических фигур 4-х цветов.

Рисунок изделия

№ слайда 6

Эскиз изделия

№ слайда 7

Альтернативные варианты

№ слайда 8

Материально техническое обеспечение ЭлектродрельЭлектролобзикУглошлифовальная ма

№ слайда 9

Материально техническое обеспечение ЭлектродрельЭлектролобзикУглошлифовальная машинаОтвёрткаКлейКистиКраска

Технология изготовления проекта Разметил лист фанеры, выпилил электролобзиком дв

№ слайда 10

Технология изготовления проекта Разметил лист фанеры, выпилил электролобзиком два основания и 40 мелких деталей. Распили палку на 4 части. Прикрепил 4 палки к основаниям с помощью саморезов. Ошкурил с помошью углошлифовальной машины и шкурки все детали. Покрасил изделие.

Технология изготовления в картинках

№ слайда 11

Технология изготовления в картинках

Экономическое обоснование

№ слайда 12

Анализ полученных результатов Проект в целом получился успешным. От задуманного

№ слайда 13

Анализ полученных результатов Проект в целом получился успешным. От задуманного отличается тем, что пришлось разделить изделие на 2 части, так как маленькому ребёнку тяжело было поднять готовое изделие. Брат играет с большим удовольствием.

Игрушка отличается красотой, удобством и долговечностью. Игрушка развивает мотор

№ слайда 14

Игрушка отличается красотой, удобством и долговечностью. Игрушка развивает моторику, внимание, логику. Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для ребёнка. Конструирование создает необходимый фундамент всестороннего развития ребенка. Оно способствует формированию образного мышления , воображения и ловкости, внимания и целеустремленности. Данная игрушка разработана, чтобы открыть ребёнку удивительный мир творчества. Детали обработаны вручную, поэтому игра с ними безопасна и радует детей любого возраста. Игрушка расширяет математические представления ребенка о форме, величине, пространственных и количественных отношениях предметов. Занятия способствуют развитию ценностных качеств личности, таких как целеустремленность, аккуратность, организованность и ответственность.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

№ слайда 15

Читайте также: