Убираем игрушки вместе с детьми

Обновлено: 01.05.2024

Вам, конечно, знакома адская боль от кубика лего, впившегося в пятку в темном коридоре. Проходя из спальни до гостиной, вы постоянно поддаете ногами машинки разного калибра. Или мячики. Или фигурки животных. Думаю, многие родители сейчас несколько раз произнесли удрученное «о, да!».

Обычно с появлением детей, количество игрушек в доме растет со скоростью, близкой к скорости света. И обнаружив очередную деталь конструктора в своей пятке, вы понимаете, что проблема есть и немаленькая.

Начнем с осознанности

Подумайте и зафиксируйте, как игрушки появляются у вас дома. Можете составить список, чтобы было более наглядно. Скорее всего в вашем списке будут следующие пункты:

  • Игрушки дарят на праздники.
  • Игрушки дарят гости просто так.
  • Вы покупаете игрушку или киндер в качестве поощрения (не орал в магазине, быстро ушел с площадки, стойко выдержал укол и т.д.).
  • Покупаете игрушки сами, потому что ребенок собирает коллекцию.
  • Из отпуска привозите чуть ли не полчемодана новых игрушек.

Осознав пути появления игрушек, можно их немного ограничить или перекрыть совсем. Например, попросить бабушек не привозить внукам игрушки, а заменить их книжкой или вкусняшкой.

Почему дети не убирают игрушки?

Если наши дети не убирают за собой игрушки, причина в нас самих.

Значит, родители не смогли организовать простую и понятную малышу систему хранения игрушек. И теперь пожинают плоды.

К тому же родители очень часто требуют от ребенка делать что-то, что сами не делают. Взгляните на свое рабочее место, на туалетный столик или на тумбочку в прихожей. Вряд ли там царит идеальный порядок, а у каждой вещи есть свое место. И вы не убираете все это за собой вечером. Родители – главный пример для ребенка. Поэтому, если хотите приучить ребенка к порядку, соответствуйте этому запросу.

Как навести порядок в детской?

Начать нужно с сортировки игрушек. Самое главное правило – сортировать вместе с детьми. Это их вещи, и только дети могут решить, что им нужно и дорого, а с чем они готовы расстаться.

Сортируем сразу в мусорный мешок, пакет с надписью «Отдать» и несколько контейнеров по категориям (например, конструктор, железная дорога, маленькие машинки, динозавры и т.д.).

Поймите, что процессом сортировки рулите вы. Вы объясняете ребенку, почему детали от сломанных игрушек уже не нужны, почему что-то нужно отдать. Вместе с вами малыш учится делить вещи на категории, развивает навык объединения предметов по признакам. Впоследствии ребенку будет проще найти какую-то игрушку, ведь он сам знает, куда ее положил. На контейнеры с игрушками можно наклеить изображения того, что там лежит. Для детей постарше можно подписать контейнеры.


Дети и беспорядок — это синонимы. Конструктор в самых неожиданных местах, крошки печенья на диване и динозавры в ванне — так выглядит квартира, в которой есть ребёнок. Можно ли это изменить? В блоге Департамента труда и соцзащиты Москвы на этот вопрос отвечает психолог семейного центра СЗАО Тимур Орлов.

Дети обычно не понимают, что вокруг них беспорядок. Разве что сами наступят пяткой на конструктор или машинку. Но порядок в комнате необходим родителям и детям не только для эстетики и удобства, но и для безопасности (в первую очередь — самого ребёнка).

Каждой игрушке — свое место

Требование постоянно убирать игрушки на место прерывает детскую игру, поэтому иногда всё-таки стоит разрешить оставить на полу куклу, мячик и медвежонка — пускай они пьют чай из игрушечного сервиза. А когда же тогда убирать игрушки? Выберите для этого специальное время: например, перед тихим часом или отходом к ночному сну. Таким образом ребёнку будет легче смириться с тем, что игрушкам пора расходиться по своим контейнерам и полкам. Конечно, небольшие внеплановые уборки тоже можно устраивать: если беспорядок слишком уж затрудняет передвижение по комнате.

С какого возраста учить ребёнка наводить порядок

Навести полноценный порядок в комнате ребёнок способен примерно с трёхлетнего возраста, но приучать его к этому можно уже с года. Попросите малыша подать кубик, чтобы положить его в контейнер, или поставить пирамидку на полку. Обязательно похвалите ребёнка, но если у него что-то не получается, не требуйте от него слишком многого. Ребенок научится порядку постепенно.

Чтобы ребёнку было проще, придумайте для каждой игрушки своё место. Так он будет знать, куда именно надо убрать предмет, и не будет теряться при наведении порядка

Хорошим решением будет покупка контейнера для хранения игрушек. Лучше, чтобы они были разного цвета: так проще запомнить, что в каком контейнере должно храниться. Например, овощи, фрукты, посуда — в белом, машинки — в красном, куклы — в розовом, животные — в синем и т. д. Можно использовать и одинаковые емкости, но тогда стоит их как-то пометить — например, наклеить на каждый контейнер наклейку или разрисовать его вместе с ребенком.

Если ребёнок убрался, но игрушки находятся не на своих местах, не стоит просить его переделывать. Таким вы обесцените его труд. Вы можете просто рассказать, какие игрушки нужно будет положить на другие места в следующий раз.

Если дети протестуют против порядка

Так как все дети разные, то идеального рецепта не существует. Чтобы подобрать ключик именно к своему ребёнку, стоит попробовать несколько разных способов:

  • Превратите уборку в игру. Соревнуйтесь, кто больше соберёт игрушек. Если ребёнок увлечется игрой, позвольте ему выиграть. Или представьте себя в виде мышек, которые прячут припасы по норкам. Так ребёнку будет легче вовлечься в деятельность.
  • Найдите или придумайте сказку про неубранные игрушки и что с ними происходит. Важно, чтобы в такой сказке всегда был счастливый финал — все игрушки вернулись на свои места.
  • Попробуйте убирать игрушки необычным способом — например, локтями! Или издавать смешные звуки, когда предмет попадает на своё место.
  • Поощряйте ребенка специальными наклейками, которые он будет зарабатывать за хорошо сделанную уборку.

Ни в коем случае не стоит играть на страхах ребенка, угрожая выбросить игрушки, если ребёнок не уберет их. Сработает ли такая стратегия? Безусловно. Но ребёнок не только получит дозу стресса, но также может затаить обиду и злость на взрослого, а это негативно скажется на детско-родительских отношениях.

Помните, что любое овладение навыком всегда проходит несколько стадий:

1. Ребенок наблюдает за действиями взрослого.

2. Пробует делать вместе со взрослым.

3. Действует сам, но под наблюдением взрослого, иногда пользуясь его помощью и поддержкой.

4. Начинает действовать самостоятельно.

Поэтому сначала пусть ребёнок смотрит, как наводите порядок вы. Потом начинайте привлекать его, чтобы он по чуть-чуть помогал вам. Через некоторое время ребёнок уже будет стараться сам класть игрушки на место, и ваша помощь потребуется лишь изредка, когда ребёнок не заметит какую-то «спрятавшуюся» игрушку или забудет, перепутает, где правильное место для паровозика. А позже ваша помощь и вовсе не потребуется, и вы с удивлением обнаружите, как хорошо малыш умеет наводить порядок.

Если вам трудно найти общий язык с ребенком и вы чувствуете, что терпение на пределе, обращайтесь в столичные семейные центры. На интерактивной карте вы можете легко отыскать ближайшее учреждение и обратиться за помощью к профессионалам.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.


Феномен выученной беспомощности был открыт Мартином Селигманом в 1967 году. Он связан с состоянием человека, когда тот не пытается изменить негативные обстоятельства вокруг себя, даже если может. Психолог Юлия Данилова показывает на примере, как этот феномен становится частью личности.

Ко мне на консультацию пришла мама семилетней девочки. В сентябре она должна идти в первый класс. Мама опасается, что в школе будут проблемы, потому что она «ничего не может сделать сама».

— А в туалет ходит сама?

— Если я напомню, то да.

— А если не напомните?

Мама на полном серьёзе считает, что без её напоминания дочь не сможет понять, нужно ли ей в туалет, и пойти туда, если захочет.

— А что вы делаете, чтобы поддерживать в ней это поведение?

— Ну что она ещё не делает сама?

— Игрушки разбрасывает по всей квартире и не убирает.

— А у нее есть своя территория?

— А кто там делает уборку?

— Тогда получается, что у неё нет своей территории.

Своей территорией ребёнок будет считать только то место, которым он управляет, на котором он принимает свои решения. На эту территорию никто не может попасть без разрешения хозяина.

— А в чём ваша дочь принимает самостоятельные решения?

— Она не может принимать самостоятельные решения! Если я не буду убираться в комнате, она не будет тоже!

— Возможно, первое время не будет. Пока не поймёт, что мама не пошутила и действительно больше не зайдет в её комнату. И все же, есть место, где ваша дочь принимает самостоятельные решения?

— Тогда вашей задачей будет создать ей для этого условия. Иначе вам предстоит учиться в школе вместо неё.

— Мне муж то же самое говорит, слово в слово.

— А вы как считаете?

— Я этого и боюсь, поэтому пришла.

Когда дети ведут себя беспомощно, они:

  • используют модель поведения родителей,
  • получают много внешнего управления,
  • или их деятельность прерывают.

— Как у вас обстоят дела с порядком на вашей территории?

— Да я тоже вещи не сразу на место кладу. Слишком много дел надо успеть. Сразу всё не успеваю.

— Вы можете говорить ребёнку всё, что угодно. Но он берёт пример с вас. Вспомните моменты, когда ваша дочь впервые взяла в руки веник, тряпку, нож?

— Дети в 3-4 года режут бутерброды и салаты, если их научить.

— Конечно, я бы отобрала у неё нож. И тряпку. Быстрее и лучше — самой.

— Возможно. Если хотите такой результат, как сейчас. А что будет дальше?

— Не знаю. Ей уже ничего не интересно.

— Конечно. Какой смысл проявлять интерес, если всё равно ничего нельзя.

Как обнаружили механизмы развития выученной беспомощности

Взяли две группы крыс. Им нужно было выбраться к выходу из лабиринта при этом их били током. В итоге обе группы крыс начинали искать выход. Но в одном из лабиринтов выход закрывали. Крыс продолжали бить током, но поскольку они не могли открыть дверь, то вскоре отказались от попыток действовать. Когда выход снова открывали, половина крыс из второго лабиринта не использовала эту возможность.

Точно также мы учим своих детей беспомощности. Годовалый ребёнок берет метлу, мама смеётся над ним и забирает. Он как взрослый хочет помыть посуду, ему говорят, что он маленький, и у него не получится. Ну а к школьному возрасту вы уже не можете его заставить даже криком и угрозами.

Но и это можно изменить, если вовремя пересмотреть свои родительские заблуждения.

Если скоро в детский сад. Воспитание самостоятельного ребенка

Анна Быкова педагог, практикующий психолог, арт-терапевт и мама двух сыновей

Уборка игрушек волнует родителей и сама по себе, и как часть воспитания самостоятельного ребенка и подготовки его к детскому саду. Чем рискует мама, которая не привлекает малыша к наведению порядка, считая, что быстрее и проще все сделать самой? Психолог Анна Быкова в своей новой книге "Как стать ленивой мамой" рассказывает, чем именно "ленивая мама" полезна для развития ребенка.

Как научить ребенка убирать игрушки

Как научить ребенка убирать игрушки? Этот вопрос мне задают очень часто. По популярности проблема уборки игрушек идет сразу после «тройки лидеров» (приучение к горшку, проблемы со сном и аппетитом). Если честно, я не знаю единого работающего алгоритма, в результате применения которого каждый ребенок сразу начнет убирать за собой. Все дети разные. Нужны разные подходы, разные аргументы. Поэтому просто привожу «игрушечные истории» как материал для размышления и поиска решения, которое, возможно, подойдет конкретной маме и конкретному ребенку.

История первая: что нравится игрушкам

Детский сад, группа трехлеток. Типичная ситуация: похватали все игрушки с полок, поиграли и тут же бросили. Никому в голову не приходит, что игрушки надо убрать. Зачем?

Подзываю детей к себе.

— Ребята, вы любите, поиграв в садике, возвращаться домой?

— А если бы вы в садике на ночь остались? Если бы вас забрать забыли? Понравилось бы вам это?

— Вот и у игрушек есть свои дома, куда они любят после игры возвращаться! Игрушкам не нравится, когда их кидают где попало и там забывают. Давайте все вместе вернем игрушки в их домики, где им будет хорошо. Где у нас куклы живут?

Мораль. До ребенка легче донести мысль, если опираться на имеющийся у него опыт.

История вторая: сказка для уборки

Сашке три года. С его фантазией, похоже, даже игрушки не нужны. Чтобы весело провести время, ему достаточно рулона туалетной бумаги. Машинки едут по заснеженной трассе, трасса — раскатанный по квартире рулон мягкой двухслойной. «Упс, — думаю я, — опять не успела спрятать последний рулон. Уже поздно, в магазин идти неохота, придется использовать бумажные платочки. »

А в это время началась снежная буря. Мягкая двухслойная из лентообразной превратилась. Не знаю, во что она превратилась. Мелкими клочками усыпан весь пол. Довольный Сашка валяется «в снегу», обсыпая себя «снежинками».

Пришло время сна. Надо бы перед сном прибраться. Но надо маме, а не Саше, Сашу «сугробы» устраивают. А маму не устраивает беспорядок. Если мама скомандует: «Собери мусор!» — Сашка будет возражать: «Это не мусор! Это снег! Пусть лежит!». Значит, надо убедить ребенка, что снег нужно собрать.

— Саш, Деду Морозу очень нужен твой снег.

— Сейчас май. Снег растаял. Деду Морозу жарко. А твой снег не тает. Дед Мороз будет твоим снегом от солнца защищаться. Давай весь снег в этот пакет сгребай.

— Мам, — спрашивает Сашка, уже сметая в пакет клочки бумаги, — а как снег к Деду Морозу попадет?

— Как, как, — с ходу придумываю я, — мы на балконе пакет оставим. Он прилетит и заберет.

Сашка старательно собрал в пакет все «снежинки».

Старший, Арсений (он все слышал) аккуратно поинтересовался у меня относительно этичности подобной мотивации:

— Мама, ты же обманываешь?

— Нет, я не обманываю. Я придумываю для Сашки сказку, а он в нее играет. Разве кому-то от этого плохо?

Мораль. Любая деятельность для ребенка будет привлекательней, если ее можно превратить в игру.

История третья: разделить задачу на кусочки

Сашке четыре года. Ставлю перед ним задачу: убрать игрушки. Он начинает ныть, что это долго, что игрушек много, что он не справится, что он устанет и что ему неплохо было бы помочь.

В детской такой бардак, что даже у меня родилось ощущение: это прибрать невозможно.

— Хорошо, — говорю я, — собери сейчас только машинки в этот короб.

Задача проста и понятна, и Сашка быстро справляется.

— А теперь только кубики в этот ящик. А теперь всех солдатиков в эту коробку. Ну, вот, осталось только мусор подобрать.

Мораль. Если задача кажется абстрактной и невыполнимой, ее надо разбить на конкретные простые подзадачи.

История четвертая: сколько нужно игрушек?

Новый детский сад. Группа только что набрана. Есть несколько кукол, несколько зайцев, несколько машинок, пара конструкторов. Есть десять детей, которые за две недели пребывания в садике научились убирать игрушки за собой.

Дети быстро выучили, где «живут» зайцы, куклы, машинки и кубики. Уборка после игры проходила легко. А потом в садик закупили новые игры и игрушки: пальчиковые куклы, посуду, «больничку», мячики, еще конструкторы, пирамидки, пазлы, мозаики, животных, железную дорогу, паровозики с вагончиками, лото, домино.

Я всё расставила по полочкам, по принципу каждой игрушке — свое место. А утром пришли дети и смели все на пол. Не со зла, конечно, и не из хулиганских побуждений. Просто они так играют. В возрасте двух-трех лет чаще в ходу простые манипуляции с предметами: повертел в руках и бросил на пол. Чем больше игрушек на полках, тем больше потом на полу.

Но вот подошло время обеда. Сил и терпения на уборку у детей не остается. Поднять игрушки с пола они смогли, но вот классифицировать и расставить по местам — для них это непосильная задача.

Мораль. Игрушек в зоне досягаемости должно быть столько, сколько ребенок может прибрать.

Р. S. После этого я оставила прежний комплект игрушек плюс пирамидки. А новые игрушки вводила постепенно, по мере того как дети запоминали, куда что убирать. Предлагая новую игрушку, рассказывая, как с ней играть, я не забывала показать и «место ее жительства». Не обошлось и без подсказок: на полку или ящик я наклеивала изображение той игрушки, которая там «живет». Если ребенок забывал, куда поставить пирамидку, он просто искал соответствующую картинку на полке.

Воспитание самостоятельного ребенка

История пятая: играет тот, кто убирает

Периодически в группе появлялись не только новые игрушки, но и новые дети. Они не умели убирать игрушки по правилам. А некоторые еще и не хотели этому учиться.

— Егорка, почему ты не прибираешься? Все ребята расставляют игрушки по местам, а ты продолжаешь играть.

— Если устал, посиди вот здесь, на стульчике, отдохни. Как отдохнешь или скучно станет, приходи нам помогать.

Сидеть на стульчике скучновато. Но помогать не хочется. Ребята убрали игрушки, попили сок и вышли на прогулку. На улице тоже есть игрушки: машинки, совочки, лопатки, мячики.

— Егорка, ты зачем берешь лопатку? А вдруг устанешь?

— Егорка, не трогай машинку. Сиди, отдыхай.

— Егорка, что же ты мячик берешь? Его же тоже потом на место положить надо, а ты устаешь.

Егорка не выдерживает:

— И приберешь потом?

— Хорошо. Бери что хочешь, но обязательно возвращай на место.

Мораль. Кто не убирает за собой, тот и не играет!

P. S. Дома я реализовывала это правило следующим образом: если игрушки после игры оставались на полу (вот ведь упрямство!), я убирала их в коробку на антресоли и доставала только через неделю.

P. P. S. Участница моего тренинга для родителей рассказала историю о применении этого же правила в привычном для ребенка формате сказки:

— Игрушки надо убирать. Приучала, приучала я сына к этому, два года мы игрушки вместе убирали, и вот однажды сын запротивился: «Не буду и все, пусть так лежат». Ну ладно, пусть лежат, пошли спать. А утром просыпаемся — игрушки у входной двери выстроились, на выход готовятся! Дима им: куда это, мол, собрались? «Искать новых хозяев и домики новые, а то холодно же на полу». Посмотрели: машинка гоночная проскочила, кегли и пара книжек успели убежать, когда папа выходил. Пошли мы их с Димкой искать. Оказывается, консьержка успела поймать беглецов! Консьержке в благодарность за бдительность дали конфету. А игрушки теперь всегда спят на своих местах.

В каком возрасте можно научить ребенка порядку

Ребёнок начинает понимать родителей с года. Годовалый малыш уже может откликнуться на просьбу дать игрушку или передать салфетку. И уже с этого возраста можно приучать кроху класть предмет, который он взял, на место. Плюс такого раннего приучения, что ребенок спокойно воспринимает и выполняет задания. Дети старшего возраста начинают капризничать и могут выразить протест или недовольство.

Объясняйте крохе, что, пока он не уберет игрушку или книгу на место, он не сможет взять другую. Но, если ребенок хочет играть сразу с несколькими игрушками, не мешайте ему. При смене деятельности, например, когда кроха построил башню и решил перейти к рисованию, попросите малыша сначала убрать кубики. А уже затем доставайте предметы для творчества.

Учтите, чем старше ребенок, тем хуже действует вышеописанный метод. В 2-3 года он уже хочет и книжку, и машинку, и кубики сразу. Давайте малышу одновременно столько предметов, сколько нужно для игры. Например, кукла и ее домик, гардероб или набор юного доктора либо парикмахера или гараж и машинки и так далее. К пяти годам у малыша должно сформироваться позитивное отношение к уборке.

Почему ребенок не хочет убираться

Когда малыш повзрослеет, он может капризничать из-за того, что не хочет убираться. Одна из причин такого поведения, что он проверяет родителей. Крохе интересно, что будет, если не выполнить поручение. В этом случае спокойно и твердо, без крика, истерик и потакании повторяйте просьбу. Спросите, нужна ли ваша помощь.

Если ребенок все равно отказывается убираться, отступите. Через некоторое время ему что-нибудь станет нужно. Например, попросит печенье или сок. В этом случае, скажите, что дадите только после того, как кроха выполнит незавершенную работу и обязательно предложите помощь. Совместная уборка ускорит процесс и поможет наладить контакт с малышом.

Как уговорить ребенка убирать игрушки

Когда вы просите ребенка что-то выполнить, говорите спокойно, уверенно, твердо и доброжелательно. Не кричите и не раздражайтесь. А когда кроха выполнит задание, не забудьте похвалить за проделанную работу и добрый поступок.

Если описанные выше методы не работают, можно перейти к следующему способу. Скажите, что если он не уберется, вы уберете игрушки самостоятельно и спрячете изделия на несколько дней. Если малыш так и не выполнил просьбу, спокойно соберите игрушки, сложите в коробку и уберите на два дня. Обязательно скажите, что раз он не убрался, вы спрятали игрушки, как и обещали.

Проявите твердость и не поддавайтесь на уговоры! Даже если кроха слёзно будет просить только книжку или один маленький конструктор. Отдайте предметы только в тот день, на который договаривались. Когда отдаете игрушки, обязательно договаривайтесь с ребенком, что тот после игры обязательно уберет игрушки на место.

Еще один интересный и действенный способ - завести штрафной ящик, куда отправляются игрушки, которые не убраны к конкретному часу. Каждый раз напоминайте крохе об уборке и, что приближается час, к которому все должно быть убрано. Неубранные игрушки убирайте в ящик и не отдавайте дня два.

Приучайте делать уборку и делайте уборку вместе ежедневно в одно и то же время. Поможет календарь уборки, где каждый пройденный день уборки вы будете вместе заклеивать интересными стикерами или наклейками. Когда малыш уберется, пусть он выберет понравившуюся наклейку и заклеит нужную дату. Показывайте такой календарь родственникам и друзьям, говорите, какой малыш молодец, что он самостоятельно каждый день убирает за собой игрушки.

Лучший метод при приучении детей к порядку - поставить ребенка в условия, когда он захочет убираться самостоятельно. Поможет и собственный пример. Всегда поддерживайте чистоту и порядок в доме, регулярно делайте уборку и постепенно вовлекайте в процесс малыша.

Давайте ребенку задания, которые он в силах выполнить. При этом помогайте крохе, но не делайте все за него. Это не только воспитает самостоятельность, но и не сделает уборку чем-то тяжелым и неприятным. Еще несколько рекомендаций, как приучить детей к домашним обязанностям, вы найдете здесь .

Читайте также: