Укажите цифры на месте которых должны стоять тире богородские игрушки добрые

Обновлено: 18.05.2024

3) Предложение 3 сложное с разными видами связи (сочинительной и подчинительной).

4) В первой части предложения 4 сказуемое составное глагольное.

5) Вторая часть предложения 5 содержит обособленное распространённое обстоятельство.

4. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.

В Лискинском районе Воронежской области раскинулось Дивногорье (1) знаменитый музей-заповедник. Это место называют Дивногорьем не случайно (2) здесь мы видим множество меловых отложений-столбов на поверхности земли (3) именуемых местным населением «дивами». Дивногорье (4) край сказочных «див» (5) пещерных церквей (6) уникальной флоры и фауны. Но именно впечатляющие меловые ландшафты (7) эти причудливые останцы-дивы на крутых склонах (8) гребенчатые каньонообразные овраги (9) более всего восхищают туристов.

5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Долина гейзеров на Камчатке (1) одно из самых известных гейзерных полей мира. Знаменитая на весь мир долина реки Гейзерной (2) наполненная струями клубящегося пара и легким запахом серы (3) находится среди вулканов. Одним из семи чудес России признали эту долину (4) на территории которой находится несколько десятков гейзеров (5) кипящих источников. Есть гейзеры (6) которые фонтанируют каждые 10-12 минут (7) замешкаешься (8) окатит горячим дождём.

6. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Давным-давно в селе Богородском в одной крестьянской семье мать топориком да ножичком вырезала из полена куклу. Дети были очень рады игрушке (1) забавной деревянной куколке (2) согревавшей их сердца холодными вечерами. Подросли ребятишки (3) мать на базаре ту куклу продала. Вдруг в село к ним приехал купец и предложил женщине мастерить игрушки для его торговой лавки… Вскоре по всей стране богородские игрушки (4) лошадки и коровки (5) петушки и курочки (6) барышни и гусары (7) стали путешествовать. А со временем в Богородском научились мастерить «живые» игрушки (8) потянул ребёнок за две планочки или дёрнул за верёвочку (9) игрушка и ожила.

7. Замените словосочетание «письмо с фронта», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

8. Замените словосочетание «двор школы», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

1) ЗАГОРЕЛИСЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от наличия суффикса А.

2) ОБЪЯВЛЕНИЕ — разделительный Ъ пишется перед Е, Ё, Ю, Я после приставки, оканчивающейся на согласный.

3) ТОЖЕ — сочетание местоимения ТО с частицей ЖЕ пишется СЛИТНО.

4) РАСХОДУЕМЫЕ (средства) — в страдательном причастии настоящего времени, образованном от глагола II спряжения, пишется суффикс -ЕМ-.

5) ГЛИНЯНЫЙ — имя прилагательное, имеющее суффикс -ЯН-, пишется с одной буквой Н.

1) КРЮЧОК – в окончании существительного под ударением пишем О.

2) КОВАНОЕ (оружие) – отглагольное прилагательное с суффиксом –ОВА, но пишется одно Н – слово-исключение.

3) БЕЗЫМЯННЫЙ (палец) – после русской приставки на согласную в корне пишем Ы.

4) ПОСАЖЁНЫЙ (отец) – слово-исключение, надо писать одно Н.

5) ПОТЧЕВАТЬ (гостей) – у глагола пишем суффикс ВА, так как на него не падает ударение.

1) РЕШЁННЫЙ – в суффиксе –ЕНН- отглагольного прилагательного с приставкой пишется НН

2) экзамены КОНЧАТСЯ – в окончании глагола II спряжения пишется А

3) СООРУЖЁН – в суффиксе причастия после шипящего пишется Ё

4) ПРИЛАСКАТЬ – безударная гласная корня А не проверяется, это слово является словарным

5) ЛОМАНАЯ (линия) - в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется одна буква Н, если слово образовано от глагола совершенного вида

1) Мне всё время кажется, что я чего-то недоделал.

2) Когда пишу, то нравится, а когда напишу — смотреть не могу.

3) Вот дерево, я на него смотрю, а потом — раз! — и на холст или бумагу.

4) Я вот рисую, а у меня сердце замирает.

5) Сашка принёс Данилкин портрет в класс, и ребята покатились со смеху, а Сашка стоял красный и надутый.

1) Люди переступают через совесть только потому, что считают её чем-то эфемерным, придуманным, а ассигнации, которые они получают в руки, – вполне материальной основой благополучия.

2) Вот преподаватель вуза за взятку устраивает вчерашнего двоечника в вуз…

3) Нравственные призывы русских писателей многие воспринимают как нудное поучение, не сознавая, что в их основе лежит стремление спасти человека.

Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)В 1880 году в Санкт-Петербурге состоялась выставка одной картины — пейзажа А. И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре». (2)Днепр, величавый, широкий, переливался под луной, будто атласная ткань или жидкое серебро. (3)На берегу в сладостной полудрёме стояли крытые соломой, посеребрённые лунным светом белёные хатки. (4)Ночное небо, затканное мерцающими облаками, завораживало бесконечностью, бездонностью тишины. (5)Иван Николаевич Крамской так описывал своё впечатление от этой картины: «Мерцание природы под этими лучами — целая симфония, могучая, высокая, настраивающая меня, бедного муравья: я могу сделаться на это время лучше, добрее, здоровее. »

Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять тире.

Богородские игрушки добрые (1) и забавные (2) и дети любят с ними играть (3) потянешь за верёвочку улыбчивого мишку-дергунчика (4) он приветливо раскинет в стороны лапы (5) а медведь и мужик (6) это главные герои богородского промысла (7) они бьют молоточками по наковальне (8) если (9) поочерёдно (10) двигать планки.

Выполните синтаксический анализ словосочетания.
Замените словосочетание «вести с фронта», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

  1. ПАРАДОКСАЛЬНЫЙ — написание безударной гласной О в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемая гласная находится в ударном слоге.
  2. ПОДЫТОЖИТЬ — после русской приставки, оканчивающейся на согласный, в корне пишется не И, а Ы.
  3. ТУШЁНКА — в корнях имён существительных после шипящих под ударением пишется буква Ё.
  4. В ПРОДОЛЖЕНИЕ (недели) — в окончании формы предложного падежа имени существительного 2-го склонения пишется буква Е.
  5. НЕ ГОВОРЯ — краткое причастие с НЕ пишется раздельно.
  1. Похождения Дон Кихота ничем не отличались от тех описаний рыцарских подвигов, которые уже были хорошо известны мальчику по другим книгам и всегда его интересовали.
  2. В книге о Дон Кихоте описывались особенные рыцарские приключения, потому что сам рыцарь не был похож на героев других читанных рассказчиком книг и приключения сопровождались размышлениями.
  3. Любая книга, присланная отцом с фронта, заинтересовала бы рассказчика, и роман о Дон Кихоте не стал исключением.
  4. Обложки двух томов «Дон Кихота» — книг, присланных отцом рассказчика с фронта, — были чёрные, коленкоровые.
  5. Во время войны, когда взрослые с оружием в руках освобождали от фашизма родную землю, детей уберегали в тылу от тягот и страданий войны, организовывали для них летний лагерь отдыха.

Текст И.Ф. Смольникова

(1)О Дон Кихоте я слышал давно, с раннего детства, а вот увидел его лишь второй военной зимой, когда мне шёл двенадцатый год. (2)Мой друг достал контрамарки в театр, на балет «Дон Кихот».

(3)Музыки я не помню. (4)Точно так же, как и Санчо Пансы, и Дульсинеи, и других героев. (5)А вот страшно худой и весь будто на шарнирах великан был. (6)Он-то и заставил меня забыть обо всём на свете. (7)Мы сами столько раз воображали себя рыцарями, что нам для душевного слияния с Дон Кихотом не надо было преодолевать никакого барьера. (8)И всё в нём было без обмана: и панцирь его, и меч, и острые усы с бородкой, и длинные, говорящие пальцы, и полные восторга и печали глаза.

(9)Это был мой первый шаг к Дон Кихоту.

(10)Второй я сделал с книгой, которую прислал отец с фронта в тяжёлой бандероли. (11)Присланные отцом книги — «Дон Кихот» и «Робинзон Крузо» — были старинные. (12)На обложке «Робинзона» витиевато красовалось: «Даниэль Дефоэ — Робинзон Крузоэ». (13)Первый раз в жизни я читал такое (чуть-чуть не написал «такоэ»). (14)Обложки двух томов «Дон Кихота» были чёрные, коленкоровые, эти тома недавно переплетали.

(15)Отец написал, что книги нашли среди развалин в освобождённом от фашистов городе, что несколько других уцелевших книг читают бойцы и командиры, а эти три решили послать в подарок мне, потому как наслышаны о моей привязанности к книгам. (16)Я принялся за чтение.

(17)В книге описывались разные рыцарские приключения, но они были особенными. (18)И потому, что сам рыцарь не был похож на героев других читанных мною книг, и потому, что описание приключений рыцаря сдабривала значительная толика размышлений. (19)Я читал эту книгу медленно и с наслаждением, и к середине лета я вместе с Рыцарем Печального Образа дотащился на Росинанте до второго тома, который взял с собой в лагерь. (20)Всю дорогу я крепко прижимал к себе вещмешок, в котором он был упрятан, и мне было так хорошо, что и не выразить словами, ведь целую смену я мог быть с этой книгой.

(21)Второй том, как и первый, я читал, испытывая невероятное наслаждение. (22)Переселялся в знойную Ламанчу, бросался с копьём наперевес на всяких злодеев, мошенников и вёл долгие беседы с Санчо Пансой. (23)Потом встряхивался и опрометью бежал в столовую: надо всей территорией пионерлагеря плескалась самая восхитительная из всех мелодий горна: «Бери ложку, бери бак, ложки нету — кушай так!» (24)Но однажды меня поглотили другая мелодия и другие слова. (25)Мы плавали в Студёный овраг — на целый день всем отрядом, нагрузившись продуктами, двумя котлами (один для щей, другой для каши) и барабаном. (26)Было весело, песенно и сытно. (27)Словно и не громыхала война где-то далеко за Волгой. (28)И в этом, как и на фронте, проявлялась неодолимость нашего бытия, нашей страны, нашего народа. (29)Взрослые с оружием в руках освобождали от фашистской нечисти родную землю, а в тылу мальчишек и девчонок уберегали, как могли, от тягот и страданий войны. (30)А вечером, на закате, уставшие и притихшие, мы сидели на берегу и со светлой грустью ждали, когда появится трамвайчик, который должен был везти нас из Студёного оврага к лагерю. (31 )Вдруг девочки запели песню.

(32)Это была новая для меня песня. (33)Раньше я её не слышал. (34)«Споёмте, друзья, ведь завтра в поход уйдём в предрассветный туман, — струились в вечернем воздухе лёгкие голоса. — (35)Споём веселей, пусть нам подпоёт седой боевой капитан».

(36)Песня звучала так, словно рождалась сейчас из этого вечера, с его тишиной, светлым бегом реки, меркнущей землёй далёкого противоположного берега. (37)Она собирала в какой-то кристально чистый итог всё, что было пережито в последнее время: эвакуацию, вести с фронта от отца, новых друзей, ласковое и доброе дыхание Волги, ставшей для меня родной рекой.

(38)Моими последними рельефными образами этого вечера были прекрасная песня, продолжавшая звучать во мне, и тиснёная обложка заветной книги, на которую я положил под подушкой ладонь. (39)Песня и книга — два образа, сливавшиеся в некую неопровержимость счастья и красоты окружавшего меня мира.

(По И.Ф. Смольникову*)
* Игорь Фёдорович Смольников (род. в 1930 г.)
писатель, автор более двадцати книг,
а также очерков и статей, посвященных преимущественно
литературе и изобразительному искусству.

Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.

  1. Мой друг достал контрамарки в театр, на балет «Дон Кихот».
  2. Он-то и заставил меня забыть обо всём на свете.
  3. А вечером, на закате, уставшие и притихшие, мы сидели на берегу и со светлой грустью ждали, когда появится трамвайчик, который должен был везти нас из Студёного оврага к лагерю.
  4. И в этом, как и на фронте, проявлялась неодолимость нашего бытия, нашей страны, нашего народа.
  5. Моими последними рельефными образами этого вечера были прекрасная песня, продолжавшая звучать во мне, и тиснёная обложка заветной книги, на которую я положил под подушкой ладонь.

Текст И.Ф. Смольникова

(1)О Дон Кихоте я слышал давно, с раннего детства, а вот увидел его лишь второй военной зимой, когда мне шёл двенадцатый год. (2)Мой друг достал контрамарки в театр, на балет «Дон Кихот».

(3)Музыки я не помню. (4)Точно так же, как и Санчо Пансы, и Дульсинеи, и других героев. (5)А вот страшно худой и весь будто на шарнирах великан был. (6)Он-то и заставил меня забыть обо всём на свете. (7)Мы сами столько раз воображали себя рыцарями, что нам для душевного слияния с Дон Кихотом не надо было преодолевать никакого барьера. (8)И всё в нём было без обмана: и панцирь его, и меч, и острые усы с бородкой, и длинные, говорящие пальцы, и полные восторга и печали глаза.

(9)Это был мой первый шаг к Дон Кихоту.

(10)Второй я сделал с книгой, которую прислал отец с фронта в тяжёлой бандероли. (11)Присланные отцом книги — «Дон Кихот» и «Робинзон Крузо» — были старинные. (12)На обложке «Робинзона» витиевато красовалось: «Даниэль Дефоэ — Робинзон Крузоэ». (13)Первый раз в жизни я читал такое (чуть-чуть не написал «такоэ»). (14)Обложки двух томов «Дон Кихота» были чёрные, коленкоровые, эти тома недавно переплетали.

(15)Отец написал, что книги нашли среди развалин в освобождённом от фашистов городе, что несколько других уцелевших книг читают бойцы и командиры, а эти три решили послать в подарок мне, потому как наслышаны о моей привязанности к книгам. (16)Я принялся за чтение.

(17)В книге описывались разные рыцарские приключения, но они были особенными. (18)И потому, что сам рыцарь не был похож на героев других читанных мною книг, и потому, что описание приключений рыцаря сдабривала значительная толика размышлений. (19)Я читал эту книгу медленно и с наслаждением, и к середине лета я вместе с Рыцарем Печального Образа дотащился на Росинанте до второго тома, который взял с собой в лагерь. (20)Всю дорогу я крепко прижимал к себе вещмешок, в котором он был упрятан, и мне было так хорошо, что и не выразить словами, ведь целую смену я мог быть с этой книгой.

(21)Второй том, как и первый, я читал, испытывая невероятное наслаждение. (22)Переселялся в знойную Ламанчу, бросался с копьём наперевес на всяких злодеев, мошенников и вёл долгие беседы с Санчо Пансой. (23)Потом встряхивался и опрометью бежал в столовую: надо всей территорией пионерлагеря плескалась самая восхитительная из всех мелодий горна: «Бери ложку, бери бак, ложки нету — кушай так!» (24)Но однажды меня поглотили другая мелодия и другие слова. (25)Мы плавали в Студёный овраг — на целый день всем отрядом, нагрузившись продуктами, двумя котлами (один для щей, другой для каши) и барабаном. (26)Было весело, песенно и сытно. (27)Словно и не громыхала война где-то далеко за Волгой. (28)И в этом, как и на фронте, проявлялась неодолимость нашего бытия, нашей страны, нашего народа. (29)Взрослые с оружием в руках освобождали от фашистской нечисти родную землю, а в тылу мальчишек и девчонок уберегали, как могли, от тягот и страданий войны. (30)А вечером, на закате, уставшие и притихшие, мы сидели на берегу и со светлой грустью ждали, когда появится трамвайчик, который должен был везти нас из Студёного оврага к лагерю. (31 )Вдруг девочки запели песню.

(32)Это была новая для меня песня. (33)Раньше я её не слышал. (34)«Споёмте, друзья, ведь завтра в поход уйдём в предрассветный туман, — струились в вечернем воздухе лёгкие голоса. — (35)Споём веселей, пусть нам подпоёт седой боевой капитан».

(36)Песня звучала так, словно рождалась сейчас из этого вечера, с его тишиной, светлым бегом реки, меркнущей землёй далёкого противоположного берега. (37)Она собирала в какой-то кристально чистый итог всё, что было пережито в последнее время: эвакуацию, вести с фронта от отца, новых друзей, ласковое и доброе дыхание Волги, ставшей для меня родной рекой.

(38)Моими последними рельефными образами этого вечера были прекрасная песня, продолжавшая звучать во мне, и тиснёная обложка заветной книги, на которую я положил под подушкой ладонь. (39)Песня и книга — два образа, сливавшиеся в некую неопровержимость счастья и красоты окружавшего меня мира.

(По И.Ф. Смольникову*)
* Игорь Фёдорович Смольников (род. в 1930 г.)
писатель, автор более двадцати книг,
а также очерков и статей, посвященных преимущественно
литературе и изобразительному искусству.

Выполните лексический анализ слова.
Найдите в тексте синоним к слову ЛАСКОВЫЙ ( предложение 37 ). Выпишите этот синоним.

Текст И.Ф. Смольникова

(1)О Дон Кихоте я слышал давно, с раннего детства, а вот увидел его лишь второй военной зимой, когда мне шёл двенадцатый год. (2)Мой друг достал контрамарки в театр, на балет «Дон Кихот».

(3)Музыки я не помню. (4)Точно так же, как и Санчо Пансы, и Дульсинеи, и других героев. (5)А вот страшно худой и весь будто на шарнирах великан был. (6)Он-то и заставил меня забыть обо всём на свете. (7)Мы сами столько раз воображали себя рыцарями, что нам для душевного слияния с Дон Кихотом не надо было преодолевать никакого барьера. (8)И всё в нём было без обмана: и панцирь его, и меч, и острые усы с бородкой, и длинные, говорящие пальцы, и полные восторга и печали глаза.

(9)Это был мой первый шаг к Дон Кихоту.

(10)Второй я сделал с книгой, которую прислал отец с фронта в тяжёлой бандероли. (11)Присланные отцом книги — «Дон Кихот» и «Робинзон Крузо» — были старинные. (12)На обложке «Робинзона» витиевато красовалось: «Даниэль Дефоэ — Робинзон Крузоэ». (13)Первый раз в жизни я читал такое (чуть-чуть не написал «такоэ»). (14)Обложки двух томов «Дон Кихота» были чёрные, коленкоровые, эти тома недавно переплетали.

(15)Отец написал, что книги нашли среди развалин в освобождённом от фашистов городе, что несколько других уцелевших книг читают бойцы и командиры, а эти три решили послать в подарок мне, потому как наслышаны о моей привязанности к книгам. (16)Я принялся за чтение.

(17)В книге описывались разные рыцарские приключения, но они были особенными. (18)И потому, что сам рыцарь не был похож на героев других читанных мною книг, и потому, что описание приключений рыцаря сдабривала значительная толика размышлений. (19)Я читал эту книгу медленно и с наслаждением, и к середине лета я вместе с Рыцарем Печального Образа дотащился на Росинанте до второго тома, который взял с собой в лагерь. (20)Всю дорогу я крепко прижимал к себе вещмешок, в котором он был упрятан, и мне было так хорошо, что и не выразить словами, ведь целую смену я мог быть с этой книгой.

(21)Второй том, как и первый, я читал, испытывая невероятное наслаждение. (22)Переселялся в знойную Ламанчу, бросался с копьём наперевес на всяких злодеев, мошенников и вёл долгие беседы с Санчо Пансой. (23)Потом встряхивался и опрометью бежал в столовую: надо всей территорией пионерлагеря плескалась самая восхитительная из всех мелодий горна: «Бери ложку, бери бак, ложки нету — кушай так!» (24)Но однажды меня поглотили другая мелодия и другие слова. (25)Мы плавали в Студёный овраг — на целый день всем отрядом, нагрузившись продуктами, двумя котлами (один для щей, другой для каши) и барабаном. (26)Было весело, песенно и сытно. (27)Словно и не громыхала война где-то далеко за Волгой. (28)И в этом, как и на фронте, проявлялась неодолимость нашего бытия, нашей страны, нашего народа. (29)Взрослые с оружием в руках освобождали от фашистской нечисти родную землю, а в тылу мальчишек и девчонок уберегали, как могли, от тягот и страданий войны. (30)А вечером, на закате, уставшие и притихшие, мы сидели на берегу и со светлой грустью ждали, когда появится трамвайчик, который должен был везти нас из Студёного оврага к лагерю. (31 )Вдруг девочки запели песню.

(32)Это была новая для меня песня. (33)Раньше я её не слышал. (34)«Споёмте, друзья, ведь завтра в поход уйдём в предрассветный туман, — струились в вечернем воздухе лёгкие голоса. — (35)Споём веселей, пусть нам подпоёт седой боевой капитан».

(36)Песня звучала так, словно рождалась сейчас из этого вечера, с его тишиной, светлым бегом реки, меркнущей землёй далёкого противоположного берега. (37)Она собирала в какой-то кристально чистый итог всё, что было пережито в последнее время: эвакуацию, вести с фронта от отца, новых друзей, ласковое и доброе дыхание Волги, ставшей для меня родной рекой.

(38)Моими последними рельефными образами этого вечера были прекрасная песня, продолжавшая звучать во мне, и тиснёная обложка заветной книги, на которую я положил под подушкой ладонь. (39)Песня и книга — два образа, сливавшиеся в некую неопровержимость счастья и красоты окружавшего меня мира.

(По И.Ф. Смольникову*)
* Игорь Фёдорович Смольников (род. в 1930 г.)
писатель, автор более двадцати книг,
а также очерков и статей, посвященных преимущественно
литературе и изобразительному искусству.

Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять тире.

Богородские игрушки добрые (1) и забавные (2) и дети любят с ними играть (3) потянешь за верёвочку улыбчивого мишку-дергунчика (4) он приветливо раскинет в стороны лапы (5) а медведь и мужик (6) это главные герои богородского промысла (7) они бьют молоточками по наковальне (8) если (9) поочерёдно (10) двигать планки.

Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры расположите в порядке возрастания)

Учёт особенностей местных говоров очень важен при изучении целого ряда вопросов истории русского народа (1) в частности вопросов его расселения в пределах нашей страны (2) ведь особенности любого конкретного говора достаточно определённо могут указывать (3) скажем (4) на северную или южную основу в историческом происхождении того населения (5) которое пользуется этим говором (6) уже поэтому (7) историков не могут не интересовать местные говоры при изучении истории (8) как конкретных групп русского населения (9) так и русского народа в целом.

Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять двоеточие. (Цифры расположите в порядке возрастания)

Богат и выразителен язык русского народа (1) ведь ещё H.B. Гоголь писал (2) «Нет слова (3) которое было бы так замашисто (4) бойко (5) так вырывалось бы из-под самого сердца (6) так бы кипело и животрепетало (7) как метко сказанное русское слово» (8) а великий русский критик В.Г. Белинский (9) как бы подтверждал слова H.В. Гоголя (10) замечал (11) «. В народной речи есть своя свежесть (12) энергия и живописность. »

Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры расположите в порядке возрастания)

Культура чтения характеризуется глубоким проникновением в текст (1) высокой степенью понимания текста (2) нравственной позиции автора (3) и (4) конечно (5) усвоение художественного произведения (6) это умственная работа (7) которая (8) по мнению специалистов-текстологов (9) является в какой-то мере повторением творчества автора.

Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Ночью температура сильно понизилась (1) но (2) так как (3) в дровах не было недостатка (4) то мы спали хорошо.

Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры расположите в порядке возрастания)

Очень ясно представлялось Пастухову (1) что вот (2) наверное (3)совсем такими же настороженными перекличками птиц (4) просвистывала такая же утренняя тишина (5) и несколько веков назад (6) когда нежданно-негаданно начинали доноситься сюда издалека людские голоса (7) и потом раздавался обрывистый железный удар по дереву.

Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры расположите в порядке возрастания)

Ветер свищет между стволами вековых сосен (1) наклоняет стройные ели (2) качая их острыми верхушками (3) и осыпая (4) пушистый снег (5) с печально поникших зеленых (6) ветвей (7) бесследно проходят седые века над этой таинственной молчаливой страной (8) а дремучий лес стоит (9) точно в глубоком раздумье (10) колышет темные вершины.

Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры расположите в порядке возрастания)

Самая большая (1) дошедшая до наших времён (2) библиотека Древнего мира (3) принадлежала ассирийскому царю Ашшурбанапалу (4) страстно увлекающемуся коллекционированием текстов. Отправляясь на войну (5) Ашшурбанипал обязательно «обращал внимание» на клинописные библиотеки соседей (6) и ни в коем случае не разрешал солдатам наносить ущерб такому сокровищу.

Выполните пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры расположите в порядке возрастания)

С утра в степи было (1) не только холодно (2) но и ветрено. Ветер (3) просушивая колеи дороги (4) шуршал прошлогодним бурьяном. Чуть левее от нас (5) на западе (6) картинно рисовалась на горизонте гряда меловых гор. Темнея пятнами лесов (7) она тонула в утреннем тумане. Степь увлекала (8) овладевая душой и (9) наполняя ее чувством радости.

Выполните пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие. (Цифры расположите в порядке возрастания)

П. А. Плетнёв (1) поэт (2) литературный критик (3) издатель сочинений А. С. Пушкина. В одном из писем он писал (4) «Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта. Я был для него всем (5) и родственником (6) и другом (7) и издателем (8) и кассиром». «Евгения Онегина» Пушкин (9) посвятил Плетнёву.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять (запятые, двоеточие, тире, кавычки, точка с запятой).

Трудности, которые испытывают ученики

1. Неумение ставить тире в сложных бессоюзных предложениях

В сложных бессоюзных предложениях тире ставится в следующих случаях:

1) Во второй части есть неожиданное действие или быстрая смена событий. Между частями можно вставить союз И. (Дунул ветер – (и) деревья задрожали).

2) Во второй части содержится противопоставление. Между частями можно вставить союзы А, ОДНАКО, НО. (Я говорил правду – (но) мне не верили).

3) Во второй части содержится следствие, вывод. Перед второй частью можно вставить слова ПОЭТОМУ или ТАК ЧТО. (Пешеход тронулся – (поэтому) машины остановились).

4) Во второй части содержится сравнение. Между предложениями можно поставить союзы КАК, КАК БУДТО. (Береза в лесу без вершины – (как) хозяйка без мужа в дому).

5) Первая часть указывает на условие или время совершения действия, о котором говорится во второй части.

Перед первой частью можно поставить союзы ЕСЛИ или КОГДА.

(если) Любишь кататься – люби и саночки возить.

(когда) Лес рубят – щепки летят.

Примеры из ОБЗ на ФИПИ

Берёзовый сок (1) очень ценный продукт (2) богатый полезными для организма веществами. Наблюдательному человеку не нужно резать берёзку (3) чтобы узнать (4) началось ли движение сока. (если) Лягушки прыгают (5) — есть сок в берёзе. (если) Тонет нога в земле (6) — есть сок в берёзе. (если) Зяблики поют (7) жаворонки (8) скворцы и дрозды (9) — есть сок в берёзе.

Богородские игрушки добрые (1) и забавные (2) и дети любят с ними играть (3) (если) потянешь за верёвочку улыбчивого мишку-дергунчика (4) — он приветливо раскинет в стороны лапы…

Поднимешься по склону на вершину кратера (2) (и) — дух захватывает от космического пейзажа (3) оранжево-розовый песок переливается на солнце всеми цветами радуги.

2. Неумение различать случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, при обособленном приложении и перед обобщающим словом

  1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если они выражены именем существительным, числительным в именительном падеже или инфинитивом. (Долина гейзеров — природная достопримечательность Камчатского края) .
  2. Приложение обособляется тире, если стоит в конце или в середине предложения и носит пояснительный характер. (Сердце Суздальского кремля — Архиерейский двор с собором Рождества Богородицы и соборной колокольней — было воздвигнуто на протяжении пяти столетий).
  3. Тире ставится перед обобщающим словом, если оно стоит после однородных членов. (Уникальные термальные источники, грязевые котлы, водопады и озёра — всёэторазбросано по каньону реки Гейзерной).
  4. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то после однородных членов ставится тире. ( Всюду : на дорожках, на скамейках, на крышах машин – лежали желтые кленовые листья).

Чтобы не путать эти случаи, надо помнить:

  • в предложении, где тире ставится между подлежащим и сказуемым, нет сказуемого, выраженного глаголом:

Москва и Санкт-Петербург — крупные российские города с богатой культурой.

  • в предложениях с обособленным приложением есть сказуемое, выраженное глаголом:

Туристов привлекают Москва и Санкт-Петербург — крупные российские города с богатой культурой.

  • в предложениях с обобщающим словом есть сказуемое, выраженное глаголом, и обязательно должны быть однородные члены:

Москва и Санкт-Петербург — эти крупные российские города с богатой культурой привлекают туристов.

Примеры из ОБЗ на ФИПИ

Колокольня Ивана Великого (1) — это церковь из белого кирпича (2) расположенная на Соборной площади Московского Кремля. Время её возведения — (3) 1500–1508 годы (4) а проектом её создания (5) занимался известный в то время итальянский архитектор Бон Фрязин (6) спроектировавший столп колокольни (7) а также Успенскую звонницу (8) и Филаретовую пристройку.

Ответ: 13 (тире между подлежащим и сказуемым).

Домик Петра I (1) — единственная постройка (2) сохранившаяся с первых дней основания Петербурга (3) которая была сооружена солдатами-плотниками за три дня (4) и служила первой резиденцией царя на берегах Невы. Внутри дома до сих пор на рабочем столе лежат царская табакерка (5) самшитовая курительная трубка (6) чертежи и деловые бумаги (7) — вещи (8) принадлежавшие Петру I.

Ответ: 17 (1 — тире между подлежащим и сказуемым, 7 — тире перед обобщающим словом, стоящим после однородных членов).

Сегодня мы публикуем дидактических материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку – задание № 3. Эти задания можно использовать непосредственно для подготовки к ОГЭ или на этапе повторения и обобщения в конце 9 класса. Пригодятся они и выпускникам: выполняя их, можно проверить свою готовность к пунктуационным заданиям ЕГЭ.

Кстати, если кто-то пропустил наши публикации – задания ЕГЭ, их можно посмотреть здесь: задание 6 , задание 12 , задание 15 , задание 17 , задание 19 , задание 20 , задание 21 .

1. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Я ходил (1) тогда (2) в заплатанных рубашонках (3) и страстно мечтал (4) что (5) когда вырасту (6) или (7) даст бог (8) найду клад (9) обязательно куплю себе матроску.

2. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Старый сторож ни с кем не разговаривал (1) однако (2) было известно (3) что (4) как только молодая княгиня вернется из-за границы (5) или объявятся другие наследники дома (6) то старик соберет вещи (7) и уедет в деревню.

3. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Когда я (1) все-таки (2) узнал историю ее семьи (3) мне стало стыдно (4) что я обидел Катю (5) и что она (6) девчонка (7) в чем-то (8) оказывается (9) сильнее и взрослее меня.

4. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Мальчик (1) хмурясь (2) бросал в воду камни (3) и зеленая тина (4) покрывавшая воду у берега (5) на секунду расступалась там (6) где падал камень (7) и снова (8) нехотя (9) смыкалась.

5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Каждая книга Нодара Думбадзе (1) есть светлая радость для всех читателей (2) умеющих размышлять. Он вырос в гурейском селе Хидистави (3) которое считается родиной острословов Грузии. Самое главное качество таланта Думбадзе (4) умение смотреть на жизнь (5) на людей глазами доброго и веселого друга. Вот почему герои его книг (6) становятся друзьями школьников (7) любящих пошутить. У Думбадзе редкий и счастливый дар (8) быть помощником в жизни.

6. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

После долгого (1) знойного дня (2) раскалившего стены (3) кирпичных домов (4) и камни мостовых (5) и землю (6) мы (7) вернувшись с речки (8) решили еще раз искупаться в пруду.

7. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Отдыхавшие в тени (1) новобранцы (2) простые мужики из деревень (3) говорили о том (4) что хлеб пропадет (5) так как убирать некому (6) и (7) что последних лошадей (8) по слухам (9) забирают на царскую службу.

8. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Для мамы (1) несмотря на то что я был уже (2) почти (3) взрослым (4) и каждую субботу приносил (5) и отцовским жестом выкладывал на стол получку (6) я всё еще оставался мальчишкой (7) от которого только и можно ждать (8) что шалости.

9. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.

Только показались на пастбище коровы (1) скворцы тут как тут. Их целые стаи. Куда ни посмотришь (2) всюду скворцы (3) впереди коров (4) сзади и даже под ногами. Дело объясняется просто (5) двигаясь по полю (6) коровы спугивают многочисленных кузнечиков. Без помощи четвероногих друзей (7) птицы не смогли бы добыть кузнечиков (8) благодаря защитной окраске насекомые прекрасно маскируются в траве.

10. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Медленно и бесшумно (1) как настоящие разведчики (2) ползли мы в траве (3) мокрые от росы (4) замирая при каждом шорохе (5) пугаясь шелеста (6) падающего с дерева (7) листа (8) и стука собственного сердца.

11. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Село со своими зелеными крышами (1) и густыми конопляниками (2) и тощими ракитами (3) издали (4) казалось (5) островом среди необозримого моря (6) распаханных (7) черноземных полей.

12. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Что значит (1) уметь читать? Это значит (2) взять из книги всё (3) что она может дать (4) глубину мысли и чувства (5) поэтическое открытие мира (6) всё то (7) что писатель вложил в свое произведение. И уметь читать (8) великое искусство (9) которое дается не всем.

13. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Александр Македонский всю дорогу был молчалив (1) замкнут. Гефестион (2) чей конь шагал рядом с конем царя (3) только чуть сзади (4) с удивлением посматривал на него. Чем расстроен царь (5) и что его беспокоит? А вслед за войском поднималась рыжая пыль (6) и (7) опадая (8) ложилась на широкую (9) караванную дорогу.

14. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Большой двор (1) вымощенный плитами (2) опустел. На алтаре (3) в углу двора (4) где сегодня приносили жертву (5) дотлевали (6) подернутые голубым пеплом (7) угли. Только стража стояла (8) как всегда (9) на стенах крепости.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Македонцы умеют воевать (1) и они не знают страха (2) а в битву их посылает жестокая необходимость (3) им не хватает свободных земель. Чтобы захватить эти земли (4) они будут биться (5) не щадя сил. Сражение с ними обойдется нам дорого (6) и еще неизвестно (7) достанется ли нам победа.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Рысистые лошади отличаются способностью (1) к длительному движению резвой рысью. Установленный в США в 1994 г. (2) мировой рекорд американского рыска (3) на дистанции 1609 м (4) 1 мин 51 с. В природе рысью с данной скоростью лошади бегать не могут (5) они переходят в галоп. Чтобы добиться от животного таких показателей (6) необходимы (7) специальный тренинг (8) особое снаряжение (9) и идеальный грунт на ипподромных дорожках.

17. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.

Утром мы выехали в Симбирск (1) и погода стояла самая неблагоприятная (2) временами шёл мелкий дождь и постоянно дул страшный ветер. Мы остановились в том же доме (3) выкормили лошадей и сейчас же поехали на перевоз. Спуск с Симбирской горы стал теперь труднее (4) гора ослизла (5) тормоза не держали (6) карета катилась боком по косогору. Оставаться в экипаже было опасно (7) до берега добирались пешком. Здесь нас ожидала очередная беда (8) разбушевавшаяся Волга выбрасывала на берег метровые волны.

18. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Ворча и бранясь себе в бороду (1) полководец тяжёлым шагом прошёл (2) вдоль костров своего лагеря. Исподлобья (3) он кидал взгляды на своих наёмников (4) лишенных родины людей (5) у которых нет ничего. Всё их богатство (6) меч (7) да копье (8) да неверная судьба воина (9) каждый день рискующего жизнью.

19. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Совсем юные (1) как птенцы (2) которое только (3) что вылетели из гнезда (4) но которым (5) кажется (6) что они совсем уже взрослые птенцы (7) что они всё могут (8) и весь мир создан именно для них (9) они (10) молча (11) стояли перед отцом (12) и ждали его приказа.

20. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Воинов (1) погибших в этом бою (2) македонцы хоронили с почестями. А их родителей и детей (3) Александр Македонский приказал освободить от налогов (4) и всех общественных работ (5) пусть знают (6) что царь умеет ценить преданность (7) и верность (8) и не оставляет без помощи их родных.

Продолжение следует.

Если публикация понравилась, проголосуйте за неё. Подписывайтесь на наш канал.

Читайте также: