Укажите одушевленное имя существительное укажите правильный вариант ответа яблоня игрушка кукла

Обновлено: 08.05.2024

В русском языке категория одушевленности/неодушевленности определяется по окончаниям существительных в Именительном, Родительном и Дательном падежах.

И.п. мальчик_, стол_

Р.п. мальчикА, столА

В.п. мальчикА, стол_

У одушевленных существительных совпадают окончания Родительного и Винительного падежей.

У неодушевленных - окончания Именительного и Винительного падежей.

Категорию одушевленности/неодушевленности у существительных женского рода определяем только во множественном (!) числе:

И.п. куклЫ, берёзЫ, матрёшкИ

Р.п. кукол_, берёз_, матрешек

В.п. кукол_, берёзы, матрешек

"Куклы" и "матрешки" - одушевленные имена существительные.

Поэтому не следует путать понятие одушевленности/неодушевленности с понятием "живой - неживой".

Вот ещё один хрестоматийный пример: труп, мертвец, покойник - одушевленные или нет?

Проверим по нашей схеме:

И.п.труп_, мертвец_, покойник_

Р.п.трупА, мертвецА, покойникА

В.п. труп_, мертвецА, покойникА

Что получаем? труп - неодушевленный, а мертвец с покойником - одушевленные.

Как всё, оказывается, просто! Всего -то запомнить.Родительны­ й - винительный ( рождение -одушевление) и Именительный - винительный (неодушевительный). А мы даже в институте зубрили как исключения - труп, мертвец и покойник! — 6 лет назад

Оно является одушевленным, именно с формальной точки зрения, если брать формы окончаний этого слова в его падежных формах, а не по смыслу присутствия в его образе абстрактной души.

В данном слове, как и во всех тех, которые относят к одушевленным, его форма в родительном падеже, по флексии, совпадает с формой винительного падежа, а вот если бы было совпадение по окончанию форм именительного и винительного, то тогда напротив, это слово относилось бы к группе тех существительных, которые по их принадлежности в русском языке, принято относить к той категории, которую называют неодушевленной категорией слов.

Почитайте о таком семантическом признаке, как одушевленность, уверена, вы подчерпнете для себя много нового. Что для себя уяснила я?

Одушевленность - это не только про живое или неживое, этот признак также может отвечать за целенаправленность или стихийность, активность или пассивность.

Если мы возьмем множество разнообразных слов и выстроим их в виде пирамиды, на вершине которой будут абсолютно точно "живые" понятия, внизу - "неживые", а в середине - промежуточные (покойник, кукла, тополь и т.д.), то мы увидим закономерную иерархию, в которой


Такая пирамида может о многом рассказать нам, например о том, наделяли ли люди в древности некоторые предметы качествами живых существ, это может натолкнуть на многие любопытные исследования.

Что касается правил, то они существуют, конечно, и речь там действительно идет о падежах: совпадение И.п. и В.п. указывает на неодушевленные предметы, совпадение Р.п. и В.п. - на одушевленные.


Слово "кукла" - женского рода, и здесь нужно исследовать исключительно множественное число: В.п. - кукол, Р.п. - кукол, совпадение есть, значит, этот предмет одушевленный.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тест по русскому языку: "Одушевленные имена существительные"

Укажите строки, где все существительные одушевлённые.

Лягушонок, верблюд, птичка.

Добряк, грач, мама.

Собака, ребёнок, ворона.

Игра, игрушка, лиса.

Неделя, бабушка, яблоня.

Выберите существительные, которые отвечают на вопрос КТО?

Выберите слова, которые отвечают на вопрос КТО?

Выберите слова, которые обозначают предмет.

Выберите слова, которые отвечают на вопрос КТО?

Выберите существительные, которые отвечают на вопрос КТО?

Выберите слова, которые обозначают предмет.

Выберите слова, которые отвечают на вопрос КТО?

Укажите слова, которые отвечают на вопрос кто?

Выберите существительные, которые отвечают на вопрос КТО?

Тест по русскому языку: "Одушевленные имена существительные"

Укажите слова, которые отвечают на вопрос кто?

Выберите слова, которые обозначают предмет.

Выберите слова, которые обозначают предмет.

Выберите слова, которые обозначают предмет.

Выберите существительные, которые отвечают на вопрос КТО?

Выберите слова, которые отвечают на вопрос КТО?

Выберите существительные, которые отвечают на вопрос КТО?

Выберите неодушевлённые существительные.

Укажите строки, где все существительные одушевлённые.

Весельчак, друг, заяц.

Светлячок, победитель, доктор.

Муравьи, рыба, дедушка.

Природа, бабочка, май.

Девочка, вьюга, корова.

Выберите слова, которые отвечают на вопрос КТО?

Ответы к заданиям для варианта 1

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание 6

Задание 7

Задание 8

Задание 9

Задание 10

Ответы к заданиям для варианта 2

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание 6

Задание 7

Задание 8

Задание 9

Задание 10


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


Курс повышения квалификации

Основы разработки онлайн-курса


Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

  • Сейчас обучается 182 человека из 53 регионов


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 917 698 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«Русский язык (в 2 частях)», Желтовская Л.Я., Калинина О.Б.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

«Русский язык (в 2 частях)», Кибирева Л.В., Клейнфельд О.А., Мелихова Г.И.

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

«Русский язык (в 2-х частях)», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

§ 18. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

«Русский язык (в 2 частях)», Полякова А.В.

Как отличить винительный падеж от родительного у одушевлённых существительных 2-го склонения

«Русский язык. Учебное пособие для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения (в 2 частях)», М.Б. Антипова, А.В. Верниковская

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Желтовская Л.Я., Калинина О.Б.
  • Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Желтовская Л.Я., Калинина О.Б.
  • Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Желтовская Л.Я., Калинина О.Б.
  • Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Желтовская Л.Я., Калинина О.Б.
  • Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Желтовская Л.Я., Калинина О.Б.
  • Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Желтовская Л.Я., Калинина О.Б.
  • Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»
  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»
  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»
  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»
  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

Оставьте свой комментарий

  • 22.03.2022 32
  • DOCX 17.5 кбайт
  • Оцените материал:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

65 минут

«Инклюзия – это реальность или фея?»

93 минуты

«Влияние просмотра мультфильмов на поведение и самоидентификацию ребенка»

69 минут

«Идеальная модель развития образовательной организации»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Одушевлённые и неодушевлённые существительные

Выберите вариант, в котором все существительные одушевлённые

A) Мама, папа, дом, бабушка

B) Заяц, крокодил, роза, сосна

C) Кукла, сестра, робот, мышь

D) Бегемот, камень, осина, дождь

Выберите вариант, в котором все существительные неодушевлённые

A) Каток, снеговик, снег, конькобежец

B) Трава, радуга, радость, стадо

C) Рама, мальчик, хомяк, русалка

D) Гном, сад, дерево, огород

Прочитайте текст. Выпишите из текста все неодушевлённые существительные в форме единственного числа именительного падежа.

Пошёл тёмной ночью серый ёжик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол её на серую иголочку. Увидел жёлтую лисичку и тоже наколол.

Заметил, наконец, в голубой луже голубую звезду. Тоже хотел наколоть – да ничего не вышло. Подумал ёжик, подумал и накрыл её лопушком: пусть до утра полежит.

А утром под лопушком вместо голубой звезды нашёл красное солнышко. Вот ёж смеялся. (Г.

По какой формуле можем определить, что имя существительное является неодушевлённым?

A) Форма винительного падежа множественного числа равна форме родительного падежа множественного числа

B) Форма винительного падежа множественного числа равна форме именительного падежа множественного числа

По какой формуле можем определить, что имя существительное является одушевлённым?

A) Форма винительного падежа множественного числа равна форме родительного падежа множественного числа

B) Форма винительного падежа множественного числа равна форме именительного падежа множественного числа

Правильные ответы, решения к тесту:

Правильный ответ — C

Правильный ответ — B

Решение: Ночь, лес, клюквинка, иголочка, лисичка, звезда, лопушок, утро, солнышко.

Правильный ответ — B

Правильный ответ — A


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


Курс повышения квалификации

Основы разработки онлайн-курса


Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

  • Сейчас обучается 182 человека из 53 регионов


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Краткое описание документа:

Тест по русскому языку на повторение темы "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные".

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 917 698 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Русский язык. Углубленный уровень. 10-11 классы», Бабайцева В.В.
  • Учебник: «Русский язык», Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др. /Под ред. Быстровой Е.А.
  • Тема: Речь
  • Учебник: «Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.
  • Учебник: «Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Шмелёв А.Д., Флоренская Э.А., Савчук Л.О. и др. / Под ред. Шмелёва А.Д.
  • Тема: § 11. Фразеологизмы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»
  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»
  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»
  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»
  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

Оставьте свой комментарий

  • 30.09.2021 602
  • PDF 35.1 кбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Орлова Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

61 минута

«Мотивация в профессиональном саморазвитии. Комьюнити-сообщества»

31 минута

«Развитие памяти и внимания при скорочтении»

63 минуты

«Современные подходы к профессиональной деятельности педагога»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Одушевленные имена существительные обозначают животных, людей, существ похожих на людей : поэтому только кукла и страшилище одушевленные.


Укажите одушевлённые существительные (плюшевый) мишка команда (футболистов) народ труп коллектив игрушка?

Укажите одушевлённые существительные (плюшевый) мишка команда (футболистов) народ труп коллектив игрушка.


Распределите имена существительные на две группы : а) одушевлённые, б)неодушевлённые?

Распределите имена существительные на две группы : а) одушевлённые, б)неодушевлённые.

Слова : Компьютер, вратарь, русалка, стадо, комар, рука, щётка, судья, кукла, перепёлка, народ.


Выпишите только одушевлённые существительноеДочь, народ, герой, отряд, листва, русалка, дракон, толпа, стая, насекомое?

Выпишите только одушевлённые существительное

Дочь, народ, герой, отряд, листва, русалка, дракон, толпа, стая, насекомое.


Определите, являются ли одушевлёнными существительные : кукла, толпа, снеговик, человечество?

Определите, являются ли одушевлёнными существительные : кукла, толпа, снеговик, человечество.

Свой ответ объясните.


Укажите одушевленные существительные?

Укажите одушевленные существительные.

1)кукла ; 2)народ ; 3)мертвец ; 4)снеговик.


Укажите неодушвленые существительные : а) студенчество учитель б) учительство народ с) кукла змея д) солдат планета е) стадо корова?

Укажите неодушвленые существительные : а) студенчество учитель б) учительство народ с) кукла змея д) солдат планета е) стадо корова.


Со словами : Группа, толпа, народ, молодёжь, стая, детвора?

Со словами : Группа, толпа, народ, молодёжь, стая, детвора.

Определить одушевлённое или неодушевлённое.


Какие слова одуш?

Какие слова одуш.

Группа, народ, толпа, стая, молодежь.


Укажите одушевленные существительные : кукла робот народ тoлпа детвора табун группа молодежь?

Укажите одушевленные существительные : кукла робот народ тoлпа детвора табун группа молодежь.


В каком ряду все существительные одушевленные1) кукла, чудовище, снеговик 2)король, марионетка, народ3) Призрак, матрёшка, молодежь?

В каком ряду все существительные одушевленные

1) кукла, чудовище, снеговик 2)король, марионетка, народ

3) Призрак, матрёшка, молодежь.

На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос Укажите одушевлённые существительные :1?, относящийся к категории Русский язык. Сложность вопроса соответствует базовым знаниям учеников 10 - 11 классов. Для получения дополнительной информации найдите другие вопросы, относящимися к данной тематике, с помощью поисковой системы. Или сформулируйте новый вопрос: нажмите кнопку вверху страницы, и задайте нужный запрос с помощью ключевых слов, отвечающих вашим критериям. Общайтесь с посетителями страницы, обсуждайте тему. Возможно, их ответы помогут найти нужную информацию.


Чем помочь ? Если нет определенного вопроса , Вопрос напиши.


1Час обеда приближался, топот по двору раздался 2Там о заре прихлынутволны на брег песчаный и пустой 3Люблю я пышноеприроды увядание 4Еще ты дремлешь, друг прелестный 5 Кто - то теремприбирал, да хозяев поджидал 6 Прилёг вздремнуть я у лафета 7 Пирож..


Если бы меня спросили, что такое музей 3 года назад, я бы сказала, что это место, где люди рассматривают старые картины. Но теперь я , не задумываясь, могу сказать, что это уникальное учреждение, где можно встретиться с прошлым. В музее хранится то..


Задание 1 1. Медицинский университет, из медицинского университета, областная больница, из областной больницы, хорошая выставка, с хорошей выставки, хорошее кафе – из хорошего кафе, маленькая деревня – из маленькой деревни. 2. Куда мы идём? В меди..

Что такое имена существительные одушевленные и неодушевленные: правило и примеры

Имена существительные делятся на две большие группы: одушевленные и неодушевленные. В названиях этих сообществ имен существительных и кроется главное различие между словами, входящими в них. Познакомимся с основными моментами, связанными с этой темой (категориями, правилами, примерами)….

Одушевленные и неодушевленные предметы

Одушевленные предметы – это часть живой природы, то что живет, дышит, передвигается, растет, размножается и развивается и т.д. А неодушевленные – это объекты неживой природы, то есть антоним к предыдущему понятию.

Имена существительные

Что такое одушевленные имена существительные и неодушевленные? Для того чтобы обозначить предметы, наделенные жизнью, используются имена существительные первого типа.

Они отвечают на вопрос «кто?» и обозначают те объекты, которые обладают ее признаками (дышат, питаются, размножаются, двигаются и т.д.). Например: ученик, Петя, мама, котенок и т.д.

Для обозначения предметов, которые принадлежат ко второй категории, то есть к тем, которые не обладают признаками жизни, используются неодушевленные имена существительные. Например: стол, диван, дорога, камень, кофта и т.д.

Обратите внимание! Имена существительные одушевленные отвечают на вопрос «кто?», а принадлежащие к категории неодушевленности – на вопрос «что?».

Категория одушевленности и неодушевленности существительных

В русском языке возможен перенос названий с объектов, не обладающих признаками жизни, на противоположные:

  • Например, слова «мертвец» или «покойник» принадлежат к одушевл., так как подразумевается, что в прошлом им были присущи признаки жизни.
  • Еще один случай, когда человек что-либо одушевляет, представляет реальным, существующим в жизни. Например: леший, бог, робот.
  • Также возможен случай, когда подразумевается подобие имеющего жизнь. Например, король в шахматах. С одной стороны – это фигура из дерева, но в игре ему присущи признаки реального персонажа.
  • Последний случай – общность, совокупность чего-либо живущего. Например: народ, толпа, прайд и т.д.

Перечислим все категории:

  • одушевленные,
  • неодушевл., но в прошлом с признаками жизни,
  • неодушевл., но подразумевается как живое,
  • неодушевл., но является подобием существующего в жизни,
  • скопление, совокупность живущего,
  • неодушевленные.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные – правило

Во-первых, для того чтобы определить категорию существительного, нужно задать к нему вопрос. Если поставленный вопрос «что?», то это неодушевл. сущ., а если «кто?», то одушевл.

Во-вторых, существует еще одно правило, связанное со склонением слова. В нем говорится о том, что:

  • у одушевл. словоформа винительного падежа множественного числа одинакова с родительным падежом множественного числа (в.п. бабочек, котят, ребят, р.п. бабочек, котят, ребят).
  • у неодушевл. словоформа винительного падежа множественного числа одинакова не с родительным, а с именительным падежом множественного числа (в.п. острова, моря, дома и.п. острова, моря, дома). Если запомнить это правило, то ошибок в склонении слов не будет.

К неодушевл. сущ. принадлежат все объекты неживой природы. То есть косное вещество или абиотические факторы (песок, камень, гроза, землетрясение и т.д.), также сюда относятся и антропогенные предметы, то есть созданные руками человека (книга, телевизор, стол, шифоньер, диван и т.д.).

Обратите внимание! Неодушевленные предметы – объекты неживой природы, которым не присущи признаки жизни.

Особую подгруппу составляют одушевленные существительные среднего рода. Наиболее распространены варианты мужского или женского рода, но встречаются и слова, относящиеся к среднему роду.

Например: млекопитающее, животное, насекомое относятся к среднему роду (оно мое), а также эти слова одушевл. (отвечают на вопрос «кто?» и они обладают признаками жизни, относятся к живой природе).

Еще один пример: дитя, чадо тоже принадлежат к среднему роду, и это живущие организмы. Без контекста мы не можем определить пол ребенка.

Также слова чудовище, чудище относятся к среднему роду и одушевл. сущ., так как подразумевается, что они обладают признаками живущих организмов.

Это интересно! Основы правописания: чем отличаются служебные части речи от самостоятельных

Одушевленное или неодушевленное – примеры

Является ли слово кукла одушевленным? Исходя из определения одушевл. сущ., она относится к группе неодушевл. предметов, ведь она сделана руками человека и не имеет особенностей, которые есть у организмов, наделенных жизнью.

Но, например, в процессе игры кукле приписываются свойства и качества ребенка или взрослого человека. В этом случае можно рассматривать куклу как одушевленное существо (Щелкунчик, Стойкий оловянный солдатик и т.д.). Поэтому для того, чтобы определить категорию одушевленности, следует опираться на контекст.

А «дерево»? С точки зрения биологии, дерево – это часть живой природы. Но дерево может означать и материал для строительства (древесина), а это неживая природа. Иногда в сказках дерево является персонажем, оно может думать, говорить, даже двигаться, то есть оно одушевляется. Чтобы правильно определить категорию, нужно внимательно прочитать текст.

Имена существительные

А к какой категории отнести слово «стадо» ? Опираясь на данные, которые указаны выше, разберем данную задачу.

Стадо – этот общность, скопление живых организмов, является частью живой природы. Следовательно, это слово принадлежит к одушевл. именам сущ.

Еще одно слово, вызывающее затруднения при определении категории, – молодежь. Исходя из предыдущего пункта, можно сделать вывод, что и это слово относится к одушевленным.

Ведь под словом «молодежь» подразумевается группа молодых людей, молодое поколение и т.п.

Подведем итоги. Одушевл. имена сущ. – часть живой природы, а неодушевл. – наоборот. Слова, относящиеся к первой группе, отвечают на вопрос «кто?», а те, что ко второй – на вспомогательный вопрос «что?».

Перечислим категории одушевленности:

  • одушевленные (группы живых существ и неодушевл., которым приписаны качества живых организмов),
  • неодушевленные.

Для того чтобы верно определить группу, необходимо опираться на контекст. Стоит запомнить правило, которое поможет не допускать ошибок в склонении слов по падежам.

Это интересно! Какие бывают и что такое синонимы в русском языке

Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные

1 odushevlennye i neodushevlennye

Ко всем остальным предметам и явлениям, которые не называют живых существ, задаётся вопрос «Что?»: ложка, мяч, карандаши. Такие существительные относят к неодушевлённым. Разберём на примерах.

  • Мама купила в магазине сыр. В этом предложении три существительных. Поставим их в именительный падеж. Слово «мама» обозначает человека, отвечает на вопрос «кто?», значит, это одушевлённое существительное. Слова «магазин», «сыр» не обозначают людей или животных, к ним задаётся вопрос «Что?», значит, это неодушевлённые существительные.
  • Собака завиляла хвостом. Найдём в предложении имена существительные и поставим в именительный падеж: собака, хвост. Собака – это животное, отвечает на вопрос «Кто?», относится к одушевлённому имени существительному. Хвост – предмет, который не означает людей, животных, к нему задаётся вопрос «Что?», значит, это неодушевлённое существительное.

Ребята, в русском языке существительные, которые называют: сказочных героев, шахматные фигуры, богов, игрушки в виде человека, считаются одушевлёнными. Посмотрите внимательно на подсказку.

2 odushevlennye i neodushevlennye

Запомните эту информацию. А сейчас предлагаю выполнить несколько заданий на закрепление материала. Ответы на задания вы сможете найти в конце этого урока.

Упражнение 1 «Правильный выбор»

Укажите картинку с предметом, который относится к одушевлённому имени существительному.

3 odushevlennye i neodushevlennye

Упражнение 2 «Кроссворд»

4 odushevlennye i neodushevlennye

1. Предмет мебели, за которым в классе сидят ученики.

2. Человек, профессия которого связана с приготовлением пищи.

3. В этот предмет наливают сок или чай.

4. Это животное – транспортное средство для Деда Мороза.

Упражнение 3 «Связующая нить»

Соедините существительные с соответствующими вопросами.

5 odushevlennye i neodushevlennye

Надеюсь, вы справились с заданием. Переходим к изучению следующей характеристики существительного.

Имя существительное собственное и нарицательное

Рассмотрите рисунки и прочитайте подписи к ним:

6 odushevlennye i neodushevlennye


Детский журнал «Солнышко»

7 odushevlennye i neodushevlennye


Космонавт Юрий Гагарин

9 odushevlennye i neodushevlennye


Автомобиль «Лада Калина»

На картинках вы видите разные предметы, одушевлённые и неодушевлённые: журнал «Солнышко», первого космонавта Юрия Гагарина, город Санкт — Петербург, автомобиль «Лада-Калина». Названия перечисленных предметов прописаны с заглавной буквы, некоторые дополнительно – в кавычках. Это собственные имена существительные. Прочитайте правило, какие слова к ним относятся.

10 odushevlennye i neodushevlennye

Сделаем вывод: существительные собственные называют людей, животных, предметы, которые неповторимы, выделяются из ряда подобных.

Существительные, которые называют не единичные, а похожие, однородные предметы, относятся к нарицательным: стол, окно, девочка, обезьянка, машина, улица, клубника. Нарицательные существительные всегда пишутся с маленькой (строчной) буквы. Посмотрите на таблицу: в левом столбике вы видите имена нарицательные, в правом – имена собственные.

11 odushevlennye i neodushevlennye

Порассуждаем: девочек много, а Алёнка одна. Слово «девочки» – имя нарицательное, Алёнка – собственное. Пёсиков много, но по кличке Дружок один, получается, «пёс» – нарицательное имя, Дружок – собственное. По такому же образцу попробуйте продолжить анализ слов из таблицы.

А теперь примените полученные знания, выполнив задания.

Упражнение 1 «Столбики»

Распределите слова по двум столбикам:

Имя собственное Имя нарицательное

Слова:Щелкунчик, ёлка, лиса, Маленький Принц, космос, Юпитер, дорога, змея, Ванечка, бабушка, Ольга Степановна.

Упражнение 2 «Большая, маленькая буква»

Определите, с какой буквы: заглавной или строчной начинаются слова. Объясните, почему.

А (а)встралия, м(М)ороженое, р(Р)ека, А(а)нтон Ч(ч)ехов, к(К)орабль, с(С)путник, С(с)очи.

Упражнение 3 «Найдите журнал»

В каком из квадратов вы видите название журнала? Как вы определили?

12 odushevlennye i neodushevlennye

Лексическое значение имени существительного

Ребята, существительное называет разные предметы. Под общим понятием имеются в виду не только животные, люди, вещи. Это все объекты, к которым можно задать вопросы «Кто?» или «Что?» Посмотрите на таблицу.

13 odushevlennye i neodushevlennye

Как вы заметили, существительные делятся на несколько групп, называют: конкретные предметы, вещества, явления природы, события, качества человека, действия, животных, людей, свойства предметов. Все перечисленное – это и есть лексическое значение существительного.

Среди всех частей речи, существительное в русском языке по количеству слов занимает первое место. В некоторых случаях оно имеет общее значение с глаголом и прилагательным.

Посмотрите на пункт «Качества человека» и прочитайте пример: Он отличался храбростью. Предложение можно заменить другим, близким по смыслу: Он был храбрым. Существительное «храбрость» заменяется прилагательным «храбрый». Смысл предложения не теряется.

Существительные, которые означают свойства предмета также заменят прилагательное без потери смысла текста: Синева неба в конце февраля говорит о приближении весны. – Синее небо в конце февраля говорит о приближении весны.

В пункте «Действие» у существительного сходное значение с глаголом. Пример: Плавание – любимое занятие Егора.Заменяем существительное глаголом.Получается предложение: Егор любит плавать.

Сделаем вывод: лексическое значение существительных– предметы в широком понимании слова.

Выполним упражнения, чтобы закрепить материал.

Упражнение 1. «Преобразование»

От перечисленных глаголов образуйте существительные:стрелять, решать, бороться, возиться.

Упражнение 2. «Соедини стрелкой»

Соедините стрелкой существительные с их лексическим значением.

14 odushevlennye i neodushevlennye

Упражнение 3. «Образуем прилагательные»

От существительных, означающих свойства предмета, образуйте прилагательные: белизна, широта, высота, усталость, грусть, радость.

Ребята, урок подошёл к концу. Вы познакомились с новой информацией и выполнили практические задания. Настало время самопроверки!

Ответы на задания

Раздел «Имя существительное одушевлённое»

Упражнение 1 «Правильный выбор»: картинка с учителем.

Читайте также: