Урок 5 класс описание предмета игрушки

Обновлено: 04.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Технологическая карта урока.

Тема : « Подготовка к сочинению- описанию «Моя любимая игрушка »

Автор УМК : Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2-х ч.- М.: Просвещение, 2015

Урок развития речи.

1. Образовательные:
а) создать условия для освоения обучающимися сочинения- описания игрушки
б) научить подбирать и систематизировать материалы к описанию предмета.
в) создать представление о многообразии игровой культуры народов;
г) обеспечить установление учащимися внутрипредметных связей.

2. Развивающие
а)развивать умение выделять и сравнивать характерные признаки игрушек;
б) создать условия для развития умения формулировать проблему, собственную точку зрения и умения высказывать и аргументировать ее.
3. Воспитательные
а) создать условия для воспитания уважительного отношения к чужому мнению;
б)содействовать развитию умения общаться между собой.

Планируемые результаты:

- особенности типа речи как описание;

- отличительные признаки описания.

- определять тип и стиль речи текста;

- составлять план текста;

- выявлять элементы структуры сочинения- описания;

- последовательно излагать и составлять текст по опорным элементам.

Личностные : -готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- эстетические потребности, ценности и чувства.

- осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.

Метапредметные

Регулятивные : уметь ориентироваться на образец и правило выполнения задания

Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Предметные : уметь создавать собственный текст, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы при письме

Оборудование:
1. Плакаты с надписями:

« В каждой избушке свои игрушки»

« Игрушки да смешки, шутки да потешки»

«Нечисть пугается - дитя забавляется»
«Игрушки не балушки»
2. Выставка игрушек
3. Проектор.
4. Компьютер

1.Самоопределение к деятельности Организационныймомент .

Цель этапа: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Приветствие уч-ся, отметка отсутствующих на уроке. Поверка готовности к уроку. Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением:

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

Учитель задаёт вопросы:

-Оглянитесь вокруг и скажите, что вы видите?

- Верно. Как вы понимаете содержание этих поговорок?

- Думаю, что вы сейчас без труда назовёте предмет нашего сегодняшнего разговора.

Итак, что будет в центре нашего внимания? (Игрушки)

Приветствуют учителя. Проверяют наличие письменных принадлежностей, тетради, учебника, дневника.

Перечисляют :
1.Плакаты с надписями (выразительно их читают).
2.Выставка игрушек.

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные : самоопределение; регулятивные : целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Определение цели и задач урока.

Цель этапа Формулировка обучающимися темы урока.

П одготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися.

- Вы сегодня на урок принесли свои любимые игрушки.

Проблемный вопрос: Как вы считаете , над какой темой мы будем сегодня работать?

(Учитель демонстрирует тему на доске « Моя любимая игрушка» )

- Как вы думаете, в чем будет заключаться цель нашего урока? Можно обратиться к опорным словам на доске СЛАЙД 3
1. Узнать … ( структуру сочинения-описания )
2. Вспомнить… (существующие стили и типы речи)
3. Научиться… (подбирать материал к сочинению, описывать игрушку)

- Действительно, сегодня нам предстоит большая и интересная работа: мы будем собирать необходимые рабочие материалы к сочинению.

- Название нашего сочинения “Моя любимая игрушка”. Не просто игрушка, а любимая. Скажите, заложена ли в формулировке темы сочинения его
идея, основная мысль. Да – любимая. ( т.е. за описанием игрушки должен чувствоваться автор, его интерес, ведь выбор игрушки не случаен).

– А в каком стиле должно быть выдержано описание? (в художественном)

СЛАЙД 4 Художественный стиль. Художественное описание применяется в художественной литературе. Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные:

общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы

3. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель этапа Подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания»

- Представьте, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазины, чтобы получить заказы.

Щенок – мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5 – 12 лет. Длина – 25 см., высота – 20 см. Цвет – оранжевый с белым, в

малиновой шапке. Неозвученная.

- Соответствует ли этот текст нашей теме?

- Слова какой части речи отсутствуют в этом описании?

- К какому стилю вы отнесли бы данный текст?

Официально-деловой стиль. Деловое описание излагает факты, в нем отсутствует оценка автора. Основная функция официально-делового стиля — информационная (передача информации)

- А если этого щенка описать так:

Перед нами веселый маленький щенок.

У него большая голова со смешными ушами – лопушками. Задорно торчащий хвостик, толстые лапы, которые забавно шевелятся, если повернуть ключик. Шерстка густая и жесткая, темно - коричневого цвета. Лишь животик нежный, белый. Из - под этой шерстки ласково поблескивают бусинки глаз и высовывается любопытный нос. Щенок просто как живой!

Очень симпатичная игрушка!

- Что изменилось в описании? С помощью чего это было достигнуто?

Работают с текстом, отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

4. Освоение нового знания. Цель этапа Организация мотивации учащихся к выполнению пробного учебного действия

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Составление примерного плана сочинения-описания.

- Ребята, а теперь на примере данного текста давайте вспомним композицию сочинения- описания и составим примерный план.

-С чего вы начнёте сочинение? О чём можно сказать в введении?

(Как игрушка появилась, когда.)

- О чём будет основная часть?

(Подробное описание внешности: цвет, размеры…)

- Как закончить сочинение?

(Вырази своё отношение: «Я люблю свою игрушку, потому что. », «Играть с моей игрушкой - одно удовольствие!», «Мне нравится моя игрушка». ).

Примерный план сочинения:

Как игрушка появилась, когда .

II. Основная часть

5) впечатление от игрушки.

Моё отношение к данной игрушке.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Составляют и записывают план.

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательные:

общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

4. Физминутка

Цель этапа

Организация и проведение «физминутки» с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений.

Организует учащихся на физминутку.

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре- руки шире,

Пять- руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения, упражнение на внимание

Личностные : ценностное отношение к здоровому образу жизни

5. Закрепление изученного материала.

Цель этапа

воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.

Координируют деятельности учащихся, контроль выполнения задания.

1.Словарная работа.

- Ребята! А какие игрушки бывают? Давайте запишем названные слова в тетрадях.

Учитель демонстрирует слова на доске.

Пластмассовая, металлическая, прекрасная, чудесная, занимательная, удивительная, механическая, увлекательная, забавная, интересная, заводная.

- Назовите слова, служащие просто для описания? (пластмассовая, металлическая, механическая, заводная)

- А теперь назовите слова, содержащие оценку. ( прекрасная, чудесная, удивительная, симпатичная, интересная. )

- Все ли слова можно и стоит использовать в сочинении?

- Каждому слову в сочинении нужно найти свое место, иначе может потеряться его значение и красота.

2. Работа по предупреждению речевых и грамматических ошибок.

Организует работу в группах по определению признаков сочинения-описания.

- А вот еще несколько примеров творческих работ школьников. Давайте внимательно прочтем их и исправим имеющиеся недочеты.

Раздает карточки каждой группе.

1 Группа . « Щенок был среднего роста. Голова, уши, глаза, нос, рот, ноги, хвост. Нос и глаза у щенка чёрные. Лапы короткие и лохматые. Сам щенок был белый с чёрными пятнышками. Хвост был лохматый и крючком. Щенок был весёлый и радостный, ласковый».

2 Группа . «У меня есть кукла. Её мне купили года три назад. У неё голубые глаза, маленький рот, длинные волосы. Куклёнка ростом маленькая. На ней надето синее платье, на ногах белые тапочки, сделана она из пластмассы. Эта кукла красивая, с ней интересно играть. Её мне купили зимой, и, когда был Новый год, я наряжала её Снегурочкой. Я её очень люблю и часто играю с ней. У игрушки длинные волосы, и я каждый день укладываю её спать.»

Организует коллективное обсуждение результатов групповой работы.

-Ребята, какие недочеты вы заметили в предложенных текстах? (1 группа- речевые: был, был. веселый, радостный, ласковый.

- грамматическая : 2-ое предложение;

2 группа- Речевые:

- 3 предложение и последнее « улаживаю»

- Предложения: « Эта кукла…» и « Я ее очень…» дублируют друг друга, несут одну и ту же информацию. - Повторы;

Записывают слова под диктовку. Выполняют взаимопроверку слов (слова демонстрируются на доске)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Презентация Описание предмета 5 класс.pptx

Тема урока:Описание предмета. Подготовка сочинению-описанию предмета(игрушки).

Курс повышения квалификации

Геймификация как универсальная технология развития внутренней учебной мотивации школьников


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема урока:Описание предмета. Подготовка сочинению-описанию предмета(игрушки).

Тема урока:
Описание предмета.
Подготовка сочинению-описанию предмета(игрушки).

Щенок – мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 л.

Щенок – мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина - 25 см, высота – 20 см. Цвет – белый. Не озвученная.

Передо мной веселый маленький щенок. Он сделан из мягкого, пушистого материал.

Передо мной веселый маленький щенок. Он сделан из мягкого, пушистого материала. У него небольшая голова с красивыми ушками. Задорно торчит хвостик. Шерстка густая и мягкая, белого цвета. Глаза-пуговки ласково поблескивают из-под шерстки. Любопытный носик похож на черную кнопочку. Щенок просто как живой! Мне он очень нравится.

План. 1. Название игрушки. 2. Материал, из которого сделана игрушка. 3. Внешн.

План.
1. Название игрушки.
2. Материал, из которого сделана игрушка.
3. Внешний вид игрушки.
4. Отношение к игрушке.
5. Роль игрушки в вашей жизни.

Опорные слова.
Симпатичная игрушка, любимая игрушка, мордочка, личико, розовые лапки, длинноухий, носик-пуговка, шерстка, лапки-подушечки, нежный, ласковый, мягкий, веселый, плюшевый, глазки, пластмассовый.


«МИШКА»

«КОЗЛЕНОК»

«СЛОН»

«ЛОШАДКА»

«КОРАБЛИК»

Матрёшка – русский сувенир

Матрёшка – русский сувенир

Петрушка – традиционная «кукла-перчатка»

Петрушка – традиционная «кукла-перчатка»

 Ванька-встанька

Домашнее задание Подготовить черновой вариант сочинения-описания своей игрушк.

Домашнее задание
Подготовить черновой вариант сочинения-описания своей игрушки.

Рефлексия Я ничего не понял(а). Я плохо усвоил(а) материал Я вс.

Я ничего не понял(а).

Я плохо усвоил(а) материал

Я всё хорошо понял(а)

Выбранный для просмотра документ Методическая разработка урока Описание предмета 5 класс..docx

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Дуван имени Героя Советского Союза С.А. Михляева

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Тема: «Описание предмета. Подготовка к сочинению-описанию предмета (игрушки)»

учитель русского языка и литературы

- образовательные:

Ø учить различать типы речи; вырабатывать навыки и умения описывать предмет (игрушку);

Ø учить формулировать главную мысль сочинения;

Ø научить выбирать нужные признаки и располагать их в определенном порядке;

-развивающие:

Ø развивать внимание, наблюдательность детей, устную речь учащихся;

- воспитательные:

Ø воспитывать эстетический вкус учащихся.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Необходимое техническое оборудование: ноутбук учителя, проектор, экран.

I . Организационный момент.

Запишите в тетради число и тему: «Описание предмета. Подготовка к сочинению-описанию предмета (игрушки)».

II . Работа по теме «Описание предмета».

Учитель: Попробуйте на основе имеющихся знаний и представлений найти текст-описание среди предложенных мною текстов. Прочитаем их.

Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. А в конце дрессировщик положил тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам. Я смотрел на арену,

затаив дыхание. (Текст-повествование)

Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.(Текст-описание)

Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик заботится о них? А как думаете вы? (Текст-рассуждение)

Учитель: Какой из текстов является описанием? Докажите. Почему другие тексты не являются

описаниями? Что это за тексты?

- Что может быть описано кроме животных? Сформулируйте правило.

Учащиеся: В тексте-описании дано описание людей, животных, растений, явлений природы, различных предметов. В описании указываются основные признаки предмета (цвет, форма, размер и др.), повадки (у животных), черты характера (человека).

III . Подготовка к сочинению-описанию предмета (игрушки).

Учитель: Сегодня мы будем говорить о золотой поре каждого человека – о детстве. А оно связано с игрушками. Вспомните свои игрушки. Теперь вы уже большие, учитесь в 5 классе, вот и лежат ваши игрушки на шкафу или в другом каком-нибудь месте. Но есть и такие, которые с вами и сейчас, они вам дороги, они ваши друзья. Вы любите их, разговариваете с ними. Они тоже заговорили, если б умели. Любимые игрушки для вас как живые, у них тоже есть душа, хотя они и не умеют говорить.

- О ваших любимых игрушках мы далее и поговорим.

- В каждом человеке заложена способность к творчеству. Радость творчества мы попробуем испытать сегодня на уроке и будем делиться этой радостью друг с другом.

- Назовите цели сегодняшнего урока.

- Верно. На уроке мы будем описывать любимую игрушку, будем учиться строить свою речь связно и красиво, думать, оформлять свои мысли устно.

Результатом нашей деятельности станет написание сочинения-описания игрушки на следующем уроке.

- Представьте, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазин, чтобы получить заказы.

- Взгляните на такое описание (слайд): щенок – мягкая игрушка их искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина - 25 см, высота – 20 см. Цвет –белый. Не озвученная.

- Соответствует ли это описание нашей теме?

Учащиеся: Нет, здесь идет речь об игрушке вообще, а не о любимой.

Демонстрация мягкой игрушки – щенка.

- Не хочется про такую милую зверюшку говорить казенными словами, правда?

- А если мы скажем так… (слайд)

Учащиеся читают: Передо мной веселый маленький щенок. Он сделан из мягкого, пушистого материала. У него небольшая голова с красивыми ушками. Задорно торчит хвостик. Шерстка густая и мягкая, белого цвета. Глаза-пуговки ласково поблескивают из-под шерстки. Любопытный носик похож на черную кнопочку.Щенок просто как живой! Мне он очень нравится.

Учитель: В этом примере уже описывается любимая игрушка.

Учитель: Рассмотрите каждый свою игрушку. Попробуем по такому плану (слайд) и опорным словам устно описать её (3-4 из учащихся устно описывают свою игрушку).

1. Название игрушки.

2. Материал, из которого сделана игрушка.

3. Внешний вид игрушки.

4. Отношение к игрушке.

5. Роль игрушки в вашей жизни.

Симпатичная игрушка, любимая игрушка, мордочка, личико, розовые лапки, длинноухий, носик-пуговка, шерстка, лапки-подушечки, нежный, ласковый, мягкий, веселый, плюшевый, глазки, оловянный, пластмассовый.

Эта игрушка мне понравилась сразу, как только я ее увидела. Эту игрушку подарила мне мама на день рождения. Я долго мечтал об этой игрушке.

Учитель: Ну а сейчас немного отдохнём и послушаем стихи Агнии Барто об игрушках.

(Стихи Агнии Барто дети читают наизусть – 4-5 из учащихся) .

Учитель: Игрушка сопутствует человеку с древнейших времен. У каждого народа - свои любимые игрушки. Национальные русские игрушки – это матрёшка, петрушка, ванька-встанька.

Матрёшка – русский сувенир (слайд).

Учитель: Существует несколько версий появления Матрёшки.

Часто повторяющаяся общеизвестная версия: появилась матрёшка в России в конце 19 века, придумал её художник Малютин, выточил токарь Звездочкин в мастерской «Детское воспитание» Мамонтова, а прообразом русской матрёшки послужила фигурка одного из семи японских богов удачи – бога учёности и мудрости Фукурумы.

Ещё одна версия появления будущей матрёшки в России – якобы первым вырезал подобную игрушку некий русский православный монах-миссионер, побывавший в Японии и скопировавший составную игрушку с японской

Версия третья – японскую фигурку будто бы привезли с острова Хонсю в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в Абрамцево. «Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке.

В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из самых распространённых русских имён, в основе которого лежит латинское слово «матер», означающее мать. Это имя ас социировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей отменным здоро вьем и дородной фигурой. И по сей день, матрёшка остается символом материнства.

На первой матрёшке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика. Последняя матрёшка представляла собой спеленатого младенца. И стала символом России.

Петрушка – традиционная «кукла-перчатка»(слайд)

Учитель: Появление Петрушки на Руси до сих пор не совсем ясно. Известно, что авторские куклы ручной работы давно появились на Руси. Среди них были и куклы-марионетки, к коим принадлежит Петрушка, и с которыми тесно связано зарождение кукольного театра в России.Впервые кукольный театр в нашей стране упоминается в Смутное время – в 1609 г.Уже тогда Петрушка известен как один из первых русских кукольных персонажей. Пётр Петрович Уксусов (по другой версии Петр Иванович) – таково было полное имя Петрушки.

Ванька-встанька (слайд)

Учитель: Многие думают, что неваляшка, это исконно русская кукла, однако это не так. Историки считают, что любимая всеми малышами игрушка родилась в Японии, и на территории России появилась только в начале 19в.

Прообразом нашего Ваньки – Встаньки, стала японская кукла – «дарума».

Куклы в Японии – это не только развлечение, но и магические талисманы. Одним из самых популярных и любимых талисманов у японцев вот уже 200 лет является традиционная японская кукла- «дарума» олицетворяющая божка, приносящего счастье.

Японцы верят, что кукла приносит удачу и богатство, поэтому взрослые загадывают желания с помощью кукол «дарума» - японских неваляшек с не закрашенными глазами. Чем взрослее человек, тем крупнее игрушка. До сих пор в Японии существует обычай: когда начинаешь важное дело, обязательно купи этого «дарума», попроси его о помощи и закрась ему один глаз.

В награду за «прозрение» дарума постарается выполнить желание. И когда свершается задуманное, кукле в благодарность закрашивают второй глаз и оставляют ее на память. У дарумы отсутствуют руки и ноги. Объясняет это древняя легенда. Прототипом куклы стал буддийский монах Дхарма ( по-японски Дарума), живший в 500-х годах нашей эры. Он провел девять лет, медитируя в пещере, после чего у него отказали руки и ноги. Когда веки Дарумы от долгой медитации стали слипаться, он их вырвал, негодуя на свою слабость.

Именно поэтому Дарума изображается в виде куклы-неваляшки с не закрашенными глазами, символизирующей собой стойкость и выносливость. Эта кукла одета в традиционную для буддийских священнослужителей красную одежду.

Учитель: Игрушки простые, скромные, добрые дарят людям радость.

Учитель: Прослушаем описание игрушки (называю имя учащегося, прослушиваем ещё 2-3 описания).

Учитель: Подготовьте черновой вариант сочинения-описания своей игрушки.

V . Подведение итогов урока.

Учитель: Чему был посвящён сегодняшний урок? Что характерно для текста-описания?

Подготовка к сочинению - описанию предмета на тему " Моя любимая игрушка".

ВложениеРазмер
konspekt_uroka._razvitie_rechi_v_5_klasse._moya_lyubimaya_igrushka.docx 26.73 КБ
prezentaciya_k_uroku._moya_lyubimaya_igrushka.pptx 546.27 КБ

Предварительный просмотр:

Жиркина Наталья Анатольевна, учитель русского языка

МОУ « СОШ с. Брыковка Духовницкого района Саратовской области»

Урок развития речи в 5 классе

Тема. Подготовка к сочинению по теме « Моя любимая игрушка»

Цель: обучить написанию связного текста с элементами описания

Задачи : научить собирать материал к сочинению, строить ответ в определённой композиционной форме ( по плану);

Развивать навыки работы с выразительными средствами языка, творческие способности;

Воспитывать у детей интерес к народному искусству, бережное отношение к любимым игрушкам.

Оборудование: мультимедийный проектор, выставка игрушек разных видов, буклет, смайлики, текст на карточках.

Прозвенел уже звонок,

- Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Куда мы с вами попадём,

Узнаете вы скоро.

В стране волшебной мы найдём

Посмотрите все на меня!

Сегодня экскурсоводом работаю я.

Меня зовут Наталья Анатольевна, у нас урок русского языка по развитию речи.

- Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу

И улыбку не забудь!

(показываю на выставку) Хороши у нас игрушки:

Куклы, мишки и хлопушки,

Но не надо забывать:

Игрушки – не люди,

Но всё понимают

И очень не любят,

Когда их ломают.

- Ребята. У вас есть любимые игрушки?

- А как вы к ним относитесь? ( бережно, с любовью)

- Сегодня нам предстоит большая и интересная работа: мы будем собирать необходимые рабочие материалы к сочинению.

- Как вы думаете, на какую тему?

(-на тему Моя любимая игрушка) ( открываю доску)

- Ребята, как вы считаете, какое слово в названии темы главное?

- Что значит любимая?

( Она очень дорога для человека, чем-то привлекает, отражает его интересы)

- В вашем сочинении должна проявиться любовь к своей игрушке.

3. Словарно- орфографическая работа.

- Я тетрадочку открою и как надо положу.

Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа, Моя любимая игрушка.(2 слайд)

- Ребята, давайте поближе познакомимся с нашими помощниками-игрушками.

- А для чего предназначены игрушки: куклы, машинки?( Чтобы играть)

Но есть и игрушки- сувениры.

- Как вы понимаете значение слова «сувенир»? ( Подарок).

( 3 слайд) Сувенир- подарок на память, вещь, связанная с воспоминаниями о ком- и чём- либо).

- Какая из этих игрушек может быть сувениром? ( Матрёшки)

Правильно, посмотрите, какие они яркие, красивые, привлекательные.

- Давайте запишем слова, которые помогут вам в описании вашей любимой игрушки.

Вот неваляшка, из какого материала она сделана? (из пластмасса)

- значит она какая? –( 4 слайд) ( пла ст ма сс овая – подчёркиваем и запоминаем орфограммы: непроизносимая согласная т и удвоенная с ), эта машинка ( а железо- это что такое? –металл) (м е та лл ическая- в корне непроверяемая гласная буква е и удвоенная л ) , а если её заставит двигать какой-то механизм, она будет какая ?( заводная, ну заводят её тоже с помощью какого-то механизма) ( м е ханическая – непроверяемая гласная буква е в корне), а матрёшка у нас какая? (деревя нн ая- две буквы н в суффиксе янн) , а вот эти расписные кони, петушки – глиняные ( запишите глин ян ая- одна буква н в суффиксе ян, о правописание слов деревянная и глиняная вы узнает подробнее узнаете в 6 классе, а сейчас пока запомните ).

- Ребята, а какое свойство имеет эта игрушка? Она мягкая на ощупь, запишем ( мя г кая – парная согласная г в корне).

- А вот эти слова прочитаем хором: ( они же на доске) ( 5 слайд)

- Давайте проверим, какие вы грамотные, какая пропущенная орфограмма в слове заводная ( безударная гласная буква о , проверяемая ударением – завод , к доске пойдет, а вы записывайте в тетрадях, орфограммы проговариваем ) - Молодцы!

- А теперь посмотрите ещё раз на все слова.( 6 слайд)

- Какой частью речи они являются? ( Именами прилагательными ).

Выберите те, которые содержат в своём значении эмоциональную окраску, оценку. ( удивительная, чудесная, интересная, забавная)

- Эти слова помогут вам ярче описать игрушку.

- Именно имена прилагательные помогают нам в описании предметов, не забудьте использовать прилагательные в своих сочинениях.

4. Работа над предложением.

-Ребята, вы сказали, что у вас есть любимые игрушки.

- Как называется твоя любимая игрушка? А твоя?

А вот ( 7 слайд) У Светы любимая игрушка – собачка.

- Давайте найдём главные члены предложения. О чём говорится в предложении? ( В предложении говорится об игрушке , что – игрушка, это подлежащее выражено им. сущ в И.п, игрушка –это что такое? собачка, это сказуемое , выражено сущ в И.п .)

- Кто может объяснить постановку тире между подлежащим и сказуемым?

( подлежащее и сказуемое выражено сущ в И.п., поэтому ставится тире

- А мы давайте запишем такое предложение ( 8 слайд)

Моя любимая игрушка - … . допишите каждый название своей игрушки. Обратите внимание на постановку тире в предложении подчеркните главные члены.

- Прочитай своё предложение….

Встанем – глубоко вздохнём.

Руки плавно опустили

Всем улыбки подарили. Садитесь.

Посмотрите направо глазками, налево,

Опустите глаза вниз, перед вами лежит текст.

6. Работа с текстом. Составление плана.

- Послушайте, как Света написала ( рассказывает) о своёй любимой игрушке.

В прошлом году мне исполнилось 9 лет. На день рождения бабушка подарила мне игрушку - плюшевого щенка.

У него большая голова со смешными ушами, торчащий хвостик и толстые лапы. Шерстка коричневого цвета. Глазки, словно чёрные пуговки. Носик кругленький. Щенок симпатичный и забавный. Мы с ним играем, вечером вместе засыпаем.

Я очень берегу мою любимую игрушку, ведь её подарила мне бабушка.

- Из скольких частей состоит сочинение ученицы? ( из трёх)

- Ваше сочинение тоже будет состоять из трёх частей: вступления, основной части и заключения.

Начнёте вы своё сочинение с небольшого вступления.

- Давайте подумаем, о чём же нужно сказать во вступлении?

Каждый из вас записал предложение, как называется ваша любимая игрушка, а помните ли вы, как она у вас появилась? ( кто-то подарил, по какому-то поводу или на день рождения)

- Вот в первой части вы и расскажите:

1. Как называется ваша любимая игрушка? Как она у вас появилась?

- А какая часть текста самая большая? ( 2- основная )

- О чём в ней говорится? (Что в ней описывается? )( Игрушка)

- В ней даётся описание игрушки ( 2. Описание игрушки ), сообщаются основные особые приметы, говорится о том, чем она вам нравится) Это будет основная часть вашего сочинения.

- Ребята, чтобы ярче и эмоциональнее у вас получилось описание игрушки, можно использовать не только прилагательные, но и сравнения.

- Давайте найдём, какое сравнение использовала Света, описывая глазки щенка?

( Глазки, словно чёрные пуговки. Не просто глазки, а похожие на пуговки).

- Запишем это предложение в тетрадь. Комментируй…

- Ребята, а чем дорога игрушка для Светы? ( её подарила ей бабушка)

- А вам чем дорога любимая игрушка? ( Это моя самая первая игрушка, мне её подарила тётя, которую я редко вижу, она далеко живёт)

- Вот в третьей части своего сочинения вы выразите своё отношение к игрушке и напишите, чем она вам дорога .( 3. Чем вам дорога игрушка?)

- Ребята, мы составили план вашего сочинения. Он поможет вам логично и последовательно создать текст. -Давайте прочитаем…( 9 слайд)

План
1.Как называется ваша любимая игрушка?
Как она у вас появилась?
2. Описание игрушки.
3. Чем вам дорога игрушка?

- Но это краткий план, а подробный вы найдёте в этом буклете ( Приложение 1) ( раздаю), давайте прочитаем памятку « Как писать сочинение о любимой игрушке»( 10 слайд)

Так как времени у нас на уроке мало, вы мне расскажите о своей игрушке в письменном виде дома. Можно проявить своё творчество и написать сочинение не в тетрадях, а оформить на свой вкус. Вот так ( показываю) оформила работу одна моя ученица. Прочитав ваши работы, я поближе узнаю о вас и ваших любимых игрушках.

- Ребята, а какая из этих игрушек-помощниц вам понравилась?

-Подойдите, возьмите в руки, рассмотрите поближе.

- А теперь расскажите, чем она вам понравилась?

- Что привлекло вас в этой игрушке?

9. Рассказ учителя.

- Ребята, у меня тоже в детстве была любимая игрушка. Эту Снегурочку мне подарила мама на Новый год, когда мне было 8 лет. Она уже не такая яркая, но очень мне дорога, напоминает о детстве, о новогоднем празднике и до сих пор живёт в моём доме и дарит радость моим детям.

- Как вы думаете, ребята, может ли игрушка рассказать о хозяине?

- Что бы вы сказали обо мне, если я столько лет берегу эту игрушку?

( Я бережливая, и в моей семье крепкие традиции)

- А ещё, ребята, игрушка может рассказать о целом народе.

10. Экскурс в историю русской игрушки

- Как экскурсовод, я приглашаю вас заглянуть в историю русской игрушки.( слайд-шоу на фоне русской народной музыки (« Полянка»- русский народный наигрыш) Приложение 3.

- Игрушка сопутствует человечеству с древнейших времён. У каждого народа свои любимые забавы, свои традиции. Искусство изготовления игрушек с глубокой древности передавалось от отца к сыну, от деда к внуку. В каждой семье были нарядные игрушки. Верили, что игрушки охраняют и защищают детей.

Многие области России славятся глиняными игрушками. Самые знаменитые – дымковские свистульки. Их изготавливают в слободе Дымково под Вяткой.

Чем знаменито Дымково?

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что- то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Знаменита игрушками и деревня Филимоново под Тулой. Здесь удивительные кони с длинными, как у жирафа шеями, коровки, петухи, бараны, разные диковинные существа. Они похожи на сказочных зверей.

Родина каргопольской игрушки – Русский север, Архангельская область. Каргопольские мастера лепят крестьянок в платках и барынь в шляпах, мужичков –гармонистов в лаптях и кафтанах.

Кони, утушки, кукушки.

Вы красивы, вы баски-

Очень яркие мазки.

Конь Полкан -любимый персонаж каргопольской игрушки.

Недалеко от Москвы есть старинное село Богородское. В нём издавна жили плотники. Они строили дома с наличниками, а в свободное время вырезали деревянные игрушки.

Матрёшка - известный русский сувенир. Эту деревянную куклу придумали в Абрамцево. В большой кукле пряталось целое семейство – одна другой меньше. Все в ярких сарафанах, передниках и узорчатых платках.

Шли Матрёшки по дорожке

Было их немножечко,

Три Матрёны, три матрёшки

И одна Матрёшечка.

Матрёшка – символ русского народного искусства.

В национальных русских игрушках всегда ощутима доброта, игрушка дарит радость. Производство народной игрушки продолжает развиваться и в наши дни. Вот такие фарфоровые куклы в народных костюмах изготавливают сейчас вручную.

- Ребята, а какие игрушки вы можете здесь назвать, о которых сейчас услышали?

- А вот это дымковская свистулька. Послушайте, как она свистит ( ученику предлагаю). Молодец!

11. Подведение итогов ( рефлексия).Оценки .

- Ребята, наше занятие подошло к концу, мы окунулись с вами в мир игрушек, ( 11 слайд) пора прощаться с нашими весёлыми помощниками.

- Все вы хорошо работали, я вам ставлю … , но мне всё-таки хочется узнать, какое впечатление у вас об уроке, возьмите себе тот смайлик ( Приложение2), который подходит вашему настроению после урока.( 12 слайд)

- Я рада, что вам понравилось, жду от вас творческих работ.

- Спасибо за урок. ( 13 слайд). Мне было очень приятно с вами работать, в память о нашей встрече вам небольшие сувениры. Будьте мудрыми и умными, как эта Сова.

Урок окончен. До свидания.

Литература и информационно- образовательные ресурсы:

1. Макамчук В.М. Из истории русской игрушки: 5 класс // Литература в школе. - 1996. -№ 3.

2. Программа «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского.

4. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост.Н.Г. Юрина. - М.: АСТ, 1998

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Моя любимая игрушка

– подарок на память; вещь, связанная с воспоминаниями о ком-, чём-либо. Сувенир

пла с т ма сс овая м е та лл ическая дерев янн ая м е ханическая мя г кая глин ян ая

уд.. вительная з.. бавная ч.. десная инт .. ресная зав.. дная о и у е а

плас т ма сс овая зав о дная м е та лл ическая уд и вительная м е ханическая ч у де сн ая дерев янн ая инт е ре сн ая глин ян ая з а бавная мя г кая

У Светы любимая игрушка собачка. сущ. И.п. сущ. И.п. -

Моя любимая игрушка - … .

План 1.Как называется ваша любимая игрушка? Как она у вас появилась? 2. Описание игрушки. 3. Чем вам дорога игрушка?

Памятка Как писать сочинение о любимой игрушке. 1. Сочинение необходимо писать , пользуясь планом. 2.В работе должна проявиться ваша любовь к игрушке. 3. При описании нужно выделить наиболее яркие детали игрушки. 4. Создать яркий образ игрушки помогут прилагательные и сравнения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Образования- повторить типы речи, познакомиться с композицией описания.

2.Развития- определить идею сочинения и научиться чётко подчинять ей материал,составить словарь опорных слов, заглянуть в прошлое игрушки.

3.Воспитания-воспитывать возможностями предмета любовь к прекрасному, учить добру.

Оборудование:

-плакат «Типы речи»,

-распечатанный раздаточный материал,

-рисунки «Матрёшка», «Дымковская игрушка»,

-любимая игрушка, принесённая из дома.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока развития речи в 5 классе: "Как описать предмет? Подготовка к сочинению- описанию «Моя любимая игрушка»" »

Методическая разработка урока развития речи в 5 классе учителя русского языка и литературы

1 категории МОУ-Вадьковская средняя общеобразовательная школа Погарского района Брянской области Гореловой Веры Васильевны..

Тема урока: Р.р. Как описать предмет? Подготовка к сочинению- описанию «Моя любимая игрушка».

1.Образования- повторить типы речи, познакомиться с композицией описания.

2.Развития- определить идею сочинения и научиться чётко подчинять ей материал,составить словарь опорных слов, заглянуть в прошлое игрушки.

3.Воспитания-воспитывать возможностями предмета любовь к прекрасному, учить добру.

Оборудование:

-плакат «Типы речи»,

-распечатанный раздаточный материал,

-рисунки «Матрёшка», «Дымковская игрушка»,

-любимая игрушка, принесённая из дома.

Приветствие учащихся. Оформление тетрадей.

2. Повторение ранее изученного.

У -Какие стили речи вы знаете?

Р. -Стили речи делятся на книжные и разговорный. Книжные –научный, художественный, публицистический и официально-деловой.

У .-Какие типы речи вы знаете?

Р .-Типы речи- повествование, описание, рассуждение.

-У.Какие вопросы можно поставить к текстам разных типов речи?

(На доске открывается таблица-плакат «Типы речи».)

Задание: В конспектную тетрадь переписать теоретические сведения о типах речи.

Повествование Описание Рассуждение

(Что произошло?) (Какой?) (Почему?)

3.Знакомство с новым теоретическим материалом.

У.-А вы знаете, как описать предмет? Для этого откройте учебник Е.И.Никитиной «Русская речь. Развитие речи», найдите параграф 18 на стр. 95. Познакомимся с композицией описания. (Чтение теоретического материала.)

У. -Запишите в конспектную тетрадь композицию описания:

1.Общая характеристика предмета описания или впечатление от него.

2.Признаки предмета описания.

3.Общая оценка предмета описания.

У. -Чтобы хорошо подготовиться к домашнему сочинению о любимой игрушке, мы должны:

-определить идею сочинения и научиться чётко подчинять ей материал;

-составить словарь опорных слов;

-заглянуть в прошлое игрушки.

4.Беседа с учащимися по теме урока.

У. -Скажите, ребята, заложена ли в формулировке темы сочинения идея?

Р.- Да, любимая- значит, за описанием игрушки должна чувствоваться личность автора, его интересы, ведь выбор игрушки не случаен.

У.- В каком стиле речи должно быть выдержано описание? Подумайте над этим вопросом.

Представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазины, чтобы получить заказы.

Щенок- мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина- 25 см, высота- 20 см. Цвет коричневый с белым. Неозвученная, без механического завода.

У.- Соответствует ли этот текст нашей теме? Почему?

Р.- Нет, здесь речь идёт об игрушке вообще, а не о любимой вещи дана общая информация, не выражено авторское отношение.

(Учитель достаёт из ящика стола игрушечного щенка.)

У.- Не хочется про такую милую зверюшку говорить казёнными словами, правда?

(Учитель читает текст №1 из раздаточного материала.)

Перед нами весёлый маленький щенок. У него большая голова со смешными ушами-лопушками, задорно торчащий хвостик, толстые лапы. Шёрстка нежная и мягкая, тёмно-коричневого цвета, лишь животик белый. Из-под этой шёрстки ласково поблёскивают чёрные бусинки глаз и любопытный нос. Щенок просто как живой! Очень симпатичная игрушка!

У.- Докажите, что это художественное описание.

Р.- Много эпитетов: весёлый щенок, смешными ушами, и др.; сравнения -как живой, ушами-лопушками; слышна авторская оценка -слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -еньк-, -ушк-, -ик-, -к-, -ин-.

У.- Найдите части в тексте, которые соответствуют композиционным элементам описания.

Р.-1 предложение текста- общее впечатление, последнее предложение- оценка, центральная часть- описание деталей.

У.- А можно ли совместить описание с повествованием?

Р.- Да, рассказать о том, как появилась у вас эта игрушка.

У.-И я вам расскажу, как появилась игрушка у моих детей.(Рассказывает историю игрушки.)

У.- Итак, каким предложением можно начать сочинение?

(Эта игрушка сразу меня очаровала, как только я её увидела…

У.- Ребята, а как вы понимаете слова ОЧАРОВАТЬ, ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ? Каков корень слова? Как его следует писать?

Р. -Однокоренное слово ЧАРЫ. Очаровать -значит полюбить, очаровательный- прекрасный, симпатичный.

5.Словарный диктант- соревнование «Кто грамотнее?» (У доски 2 ученика.)

Пластмассовая, металлическая, прекрасная, чудесная, занимательная, удивительная, механическая, увлекательная, забавная, симпатичная, интересная, автоматическая, заводная.

У.- Проверьте друг у друга, исправьте ошибки, объясните орфограммы в словах.

У.- Задание 1 ученику у доски- найти слова нейтральные, 2 ученику- найти слова, содержащие оценку, эпитеты, всему классу- найти синонимы, дайте определение синонимов.

1 ученик: Нейтральные слова- пластмассовая, металлическая, механическая, автоматическая, заводная.

2 ученик: Эпитеты- прекрасная, чудесная, занимательная, удивительная, увлекательная, забавная, симпатичная, интересная.

Синонимы: прекрасная, чудесная, удивительная, симпатичная.

Занимательная, увлекательная, интересная.

6. Редактирование текстов.

У.- Прочитаем тексты № 2 и № 3. Найдём недочёты в ученических работах. Каждому слову необходимо найти в тексте нужное место, иначе может потеряться и значение его, и красота. Поставим предложения на свои места. Устная работа.

Текст № 2. « Щенок был среднего роста. Голова, уши, глаза, нос, рот, ноги, хвост. Нос и глаза у щенка чёрные. Лапы короткие и лохматые. Сам щенок был белый с чёрными пятнышками. Хвост был лохматый и крючком. Щенок был весёлый и радостный, ласковый».

Исправленный текст. «Щенок был среднего размера., белый с чёрными пятнышками. Уши торчком, а хвост задорно торчал вверх. Нос и глаза у щенка чёрные как бусинки. Лапы короткие и лохматые. Щенок был ласковый, весёлый и радостный».

Текст № 3. «У меня есть кукла. Её мне купили года три назад. Куклёнка ростом маленькая. На ней надето синее платье, на ногах белые тапочки, сделана она из пластмассы. Эта кукла красивая, с ней интересно играть. Её купили мне зимой, и, когда был Новый год, я наряжала её Снегурочкой. Я её очень люблю и часто играю с ней. У игрушки длинные волосы, и я каждый день улаживаю её спать».

Исправленный текст. «У меня есть маленькая кукла. Её мне купили три года назад. Она сделана из пластмассы. На ней синее платье, белые тапочки. У моей любимицы голубые глаза, маленький рот, длинные волосы. Я часто с ней играю. Каждый день укладываю её спать. А на Новый год наряжаю Снегурочкой. Очень удивительная игрушка. Я её люблю».

У.- Ребята, вы уже поняли, в какой последовательности, какими словами описывать игрушку? А какую игрушку вы будете описывать? Достаньте свои игрушки. Как же любят вас ваши родители! Какие чудесные игрушки! Попробуйте описать словами , насколько красивы и чудесны медвежата, зайчата, автомобили.(Выступление 1-2 учеников.)

Учитель. А сейчас нам о себе и о народе расскажет сама игрушка. Обратите внимание на рисунки, помещённые на доске и на цветной вклейке в учебнике Е.Никитиной.

Игрушка сопутствует человечеству с древнейших времён. У каждого народа- свои любимые забавы, свои традиции. В национальных русских игрушках всегда ощутима доброта, мягкий юмор, в ней нет ни агрессивности, ни замысловатости. Просто и скромно всё, но она дарит радость.

№1 «Дымковская игрушка».

Дымковская игрушка- русский народный художественный промысел, который издавна существует в слободе Дымково (ныне- на территории города Вятки). Слово игрушка в названии этого промысла употребляют, вероятно, по традиции. Игрушка- вещь, которая служит детям для игры. А поделки дымковских мастеров настолько искусны, художественно совершенны, что использовать их как вещь для игры детей вряд ли кто будет. Дымкой любуются, наслаждаются как произведением искусства! И если появилась она в доме, ею очень дорожат. Она всегда радует глаз тонким, гармоничным сочетанием красок, радует как яркое чудо, сотворённое руками человека. А ведь материал, из которого делается дымка, самый простой- глина!

№ 2 «Русская матрёшка».

Оказывается, всем хорошо знакомая «девочка в платочке», «кукла в кукле» пришла к нам из Японии, но так хорошо прижилась к России, что считается русским сувениром! С «девочки в платочке» троице-сергиевские мастера начали освоение новой игрушки, а потом чего только не делали: и репку, в которой поместилась вся «команда» - от дедки до мышки; и Кутузова с Наполеоном ( в каждом из полководцев- весь его штаб), и героев Гоголя… Особо крупные экземпляры матрёшек включают до 60 кукол.

У.- Ребята, почувствовали ли вы себя богаче после сегодняшнего урока? Почему?

Р.- Поняли, что самые интересные игрушки не обязательно самые дорогие. И нам захотелось купить матрёшку и дымку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитывать у детей интерес к народному искусству, бережное отношение к любимым игрушкам.

Оборудование: мультимедийный проектор, игрушки разных видов, буклет, смайлики, текст на карточках.

Ход урока.

1.Организация класса.

Прозвенел уже звонок,

- Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Куда мы с вами попадём,

Узнаете вы скоро.

В стране волшебной мы найдём

Посмотрите все на меня!

Сегодня экскурсоводом работаю я.

Меня зовут Наталья Анатольевна, я преподаю русский язык в школе села Брыковка. У вас проведу урок русского языка по развитию речи.

- Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу

И улыбку не забудь!

(показываю) Хороши у нас игрушки:

Куклы, мишки и хлопушки,

Но не надо забывать:

Игрушки – не люди,

Но всё понимают

И очень не любят,

Когда их ломают.

- Ребята. У вас есть любимые игрушки?

- А как вы к ним относитесь? ( бережно, с любовью)

- Сегодня нам предстоит большая и интереснаяработа: мы будем собирать необходимые рабочие материалы к сочинению.

- Как вы думаете, на какую тему?

(-на тему Моя любимая игрушка) ( открываю доску)

- Ребята, как вы считаете, какое слово в названии темы главное?

- Что значит любимая?

( Она очень дорога для человека, чем-то привлекает, отражает его интересы)

- В вашем сочинении должна проявиться любовь к своей игрушке.

3. Словарно- орфографическая работа.

- Я тетрадочку открою и как надо положу.

Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа, Моя любимая игрушка.

- Ребята, давайте поближе познакомимся с нашими помощниками-игрушками.

- А для чего предназначены игрушки: куклы, машинки?( Чтобы играть)

Но есть и игрушки- сувениры.

- Как вы понимаете значение слова «сувенир»? ( Подарок).

( 2 слайд) Сувенир- подарок на память, вещь, связанная с воспоминаниями о ком- и чём- либо).

- Какая из этих игрушек может быть сувениром? ( Матрёшки)

Правильно, посмотрите, какие они яркие, красивые, привлекательные.

- Давайте запишем слова, которые помогут вам в описании вашей любимой игрушки.

Вот неваляшка, из какого материалаона сделана? (из пластмасса)

- значит она какая? -( пластмассовая – подчёркиваем и запоминаем орфограммы: непроизносимая согласная т и удвоенная с), эта машинка( а железо- это что такое? –металл) (металлическая- в корне непроверяемая гласная буква е и удвоенная л) , а если её заставит двигать какой-то механизм, она будет какая ?( заводная, ну заводят её тоже с помощью какого-то механизма) ( механическая – непроверяемая гласная буква е в корне),а матрёшка у нас какая? (деревянная-две буквы н в суффиксе янн) , а вот эти расписные кони, петушки – глиняные ( запишите глиняная- одна буква н в суффиксе ян, о правописание слов деревянная и глиняная вы узнает подробнее узнаете в 6 классе, а сейчас пока запомните ).

- Ребята, а какое свойство имеет этаигрушка? Она мягкая на ощупь, запишем ( мягкая – парная согласная г в корне).

- А вот этислова прочитаем хором: ( они же на доске)

- Давайте проверим, какие вы грамотные, какая пропущенная орфограмма в слове заводная (безударная гласная буква о, проверяемая ударением – завод, к доске пойдет, а вы записывайте в тетрадях, орфограммы проговариваем)- Молодцы!

- А теперь посмотрите ещё раз на все слова.

- Какой частью речи они являются? ( Именами прилагательными).

Выберите те, которые содержат в своём значении эмоциональную окраску, оценку. ( удивительная, чудесная, интересная, забавная)

- Эти словапомогут вам ярче описать игрушку.

- Именно имена прилагательные помогают нам в описании предметов, не забудьте использовать прилагательные в своих сочинениях.

4. Работа над предложением.

-Ребята, вы сказали, что у вас есть любимые игрушки.

- Как называется твоя любимая игрушка? А твоя?

А вотУ Светы любимая игрушка –собачка.

- Давайте найдём главные члены предложения. О чём говорится в предложении?( В предложении говорится об игрушке , что – игрушка, это подлежащее выражено им. сущ в И.п, игрушка –это что такое? собачка, это сказуемое , выражено сущ в И.п.)

- Кто может объяснить постановку тире между подлежащим и сказуемым?

( подлежащее и сказуемое выражено сущ в И.п., поэтому ставится тире

- А мы давайте запишем такое предложение

Моя любимая игрушка - … . допишите каждый название своей игрушки. Обратите внимание на постановку тире в предложении подчеркните главные члены.

- Прочитай своё предложение….

5. Физминутка.

Встанем – глубоко вздохнём.

Руки плавно опустили

Всем улыбки подарили. Садитесь.

Посмотрите направо глазками, налево,

Опустите глазавниз, перед вами лежит текст.

6. Работа с текстом. Составление плана.

- Послушайте, как Света написала ( рассказывает) о своёй любимой игрушке.

В прошлом году мне исполнилось 9 лет. На день рождения бабушка подарила мне игрушку - плюшевого щенка.

У него большая голова со смешными ушами, торчащий хвостик и толстые лапы. Шерстка коричневого цвета. Глазки, словно чёрные пуговки. Носик кругленький. Щенок симпатичный и забавный. Мы с ним играем, вечером вместе засыпаем.

Я очень берегу мою любимую игрушку, ведь её подарила мне бабушка.

- Из скольки частей состоит сочинение ученицы? ( из трёх)

- Ваше сочинение тоже будет состоять из трёх частей: вступления, основной части и заключения.

Начнёте вы своё сочинение с небольшого вступления.

- Давайте подумаем, о чём же нужно сказать во вступлении?

Каждый из вас записал предложение, как называется ваша любимая игрушка, а помните ли вы, как она у вас появилась? ( кто-то подарил, по какому-то поводу или на день рождения)

- Вот в первой части вы и расскажите:

1. Как называется ваша любимая игрушка? Как она у вас появилась?

- А какая часть текста самая большая? (2- основная)

- О чём в ней говорится? (Что в ней описывается? )( Игрушка)

-В ней даётся описание игрушки (2. Описание игрушки), сообщаются основныеособые приметы, говорится о том, чем она вам нравится) Это будет основная часть вашего сочинения.

- Ребята, чтобы ярче и эмоциональнее у вас получилось описание игрушки, можно использовать не только прилагательные, но исравнения.

- Давайте найдём,какое сравнение использовала Света, описывая глазки щенка?

( Глазки, словно чёрные пуговки. Не просто глазки, а похожие на пуговки).

- Запишем это предложение в тетрадь. Комментируй…

- Ребята, а чем дорога игрушка для Светы? ( её подарила ей бабушка)

- А вам чем дорога любимая игрушка? ( Это моя самая первая игрушка, мне её подарила тётя, которую я редко вижу, она далеко живёт)

- Вот в третьей части своегосочинениявывыразите своё отношение к игрушке и напишите,чем она вам дорога.( 3. Чем вам дорога игрушка?)

7. Дом. задание.

- Ребята, мы составили план вашего сочинения. Он поможет вам логично и последовательно создать текст. -Давайте прочитаем…

План
1.Как называется ваша любимая игрушка?
Как она у вас появилась?
2. Описание игрушки.
3. Чем вам дорога игрушка?

- Но это краткий план, а подробный вы найдёте в этом буклете ( раздаю), давайте прочитаем памятку « Как писать сочинение о любимой игрушке»

Так как времени у нас на уроке мало, вы мне расскажите о своей игрушке в письменном виде дома. Можно проявить своё творчество и написать сочинение не в тетрадях, а оформить на свой вкус. Вот так оформила работу ученица моей школы. Юлия Петровна мне передаст, и я поближе узнаю о вас и ваших любимых игрушках.

8.Устный рассказ.

- Ребята, а какая из этих игрушек-помощниц вам понравилась?

-Подойдите, возьмите в руки, рассмотрите поближе.

- А теперь расскажите, чем она вам понравилась?

- Что привлекло вас в этой игрушке?

9. Рассказ учителя.

- Ребята, у меня тоже в детстве была любимая игрушка. Эту Снегурочку мне подарила мама на Новый год, когда мне было 8 лет. Она уже не такая яркая, но очень мне дорога, напоминает о детстве, о новогоднем празднике и до сих пор живёт в моём доме и дарит радость моим детям.

- Как вы думаете, ребята, может ли игрушка рассказать о хозяине?

- Что бы вы сказали обо мне, если я столько лет берегу эту игрушку?

( Я бережливая, и в моей семье крепкие традиции)

- А ещё, ребята,игрушка может рассказать о целом народе.

10. Экскурс в историю русской игрушки

- Как экскурсовод, я приглашаю вас заглянуть в историю русской игрушки.( слайды)

- Игрушка сопутствует человечеству с древнейших времён. У каждого народа свои любимые забавы, свои традиции. Искусство изготовления игрушек с глубокой древности передавалось от отца к сыну, от деда к внуку. В каждой семье были нарядные игрушки. Верили, что игрушки охраняют и защищают детей.

Многие области России славятся глиняными игрушками. Самые знаменитые – дымковские свистульки. Их изготавливают в слободе Дымково под Вяткой.

Чем знаменито Дымково?

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что- то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Знаменита игрушками и деревня Филимоново под Тулой. Здесь удивительные кони с длинными, как у жирафа шеями, коровки, петухи, бараны, разные диковинные существа. Они похожи на сказочных зверей.

Родина каргопольской игрушки – Русский север, Архангельская область. Каргопольские мастера лепят крестьянок в платках и барынь в шляпах, мужичков –гармонистов в лаптях и кафтанах.

Кони, утушки, кукушки.

Вы красивы, вы баски-

Очень яркие мазки.

Конь Полкан -любимый персонаж каргопольской игрушки.

Недалеко от Москвы есть старинное село Богородское. В нём издавна жили плотники. Они строили дома с наличниками, а в свободное время вырезали деревянные игрушки.

Матрёшка - известный русский сувенир. Эту деревянную куклу придумали в Абрамцево. В большой кукле пряталось целое семейство – одна другой меньше. Все в ярких сарафанах, передниках и узорчатых платках.

Шли Матрёшки по дорожке

Было их немножечко,

Три Матрёны, три матрёшки

И одна Матрёшечка.

Матрёшка – символ русского народного искусства.

В национальных русских игрушках всегда ощутима доброта, игрушка дарит радость. Производство народной игрушки продолжает развиваться и в наши дни. Вот такие фарфоровые куклы в народных костюмах изготавливают сейчас вручную.

- Ребята, а какие игрушки вы можете здесь назвать, о которых сейчас услышали?

- А вот это дымковская свистулька. Послушайте, как она свистит ( ученику предлагаю).Молодец!

11. Подведение итогов ( рефлексия).Оценки.

- Ребята, наше занятие подошло к концу, мы окунулисьс вами в мир игрушек, пора прощаться с нашими весёлыми помощниками.

-Все выхорошо работали, я вам ставлю…, но мне всё-таки хочется узнать, какое впечатление у вас об уроке, возьмите себе тот смайлик, который подходит вашему настроению после урока.

-Я рада, что вам понравилось, жду от вас творческих работ.

- Спасибо за урок. Мне было очень приятно с вами работать, в память о нашей встрече вам небольшие сувениры. Будьте мудрыми и умными, как эта Сова.

Читайте также: