Урок изо на тему дымковская игрушка

Обновлено: 21.05.2024

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.

ВложениеРазмер
rospis_dymkovskoy_igrushki.docx 32.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Роспись дымковской игрушки »

Тип урока: комбинированный

Цель:сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах, традициях формы и росписи; научить украшать дымковскую игрушку по готовому контуру.

- воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории;

- формировать навыки работы художественной росписью;

-развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

способность оценивать результаты художественно – творческой деятельности, собственной и одноклассников;

использовать разнообразные приемы работы кистью, умение выполнять декоративные цепочки, рисовать узоры дымковской игрушки простейших геометрических форм (круги, прямые, волнистые линии, клетка, точки – горошины);

эмоционально – ценностное отношение к народному искусству России, возможность почувствовать себя народными мастерами.

Оборудование, материалы и наглядные пособия:

- Компьютер и проектор;

- Таблицы-иллюстрации «Дымковские игрушки»;

- Шаблоны для обводки контура «Дымковской игрушки»

Содержание этапа, деятельность учителя

Учитель приветствует учеников:

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте.

Дети садятся на свои места

Регулятивные УУД. Ориентация в социальныхролях и межличностных отношениях

- Ребята! С самого раннего детства вас окружают игрушки.

- Вспомните, какие? Из чего они сделаны? Где?

-Вот мячик. Все фабричные детские мячики похожи - один от другого не отличишь.

- А вот игрушки, которые у меня в руках (или изображены на плакатах на доске), все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную.

- В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы . Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. Из всех русских глиняных игрушек, пожалуй, наибольшей популярностью пользуются Дымковские. (Слайд 1). Вот эти игрушки, посмотрите!

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Учащиеся слушают объяснения учителя

Ученики рассматривают игрушки

Познавательные УУД. Построение речевого

ориентироваться в своей

Формировать умение осуществлять анализ данных объектов.

Самоопределение к деятельности

Давным-давно, за дремучими лесами, за далекими морями, на берегу реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село .

- Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково … (Слайды 2-3).

- Как вы думаете,чем знаменито Дымково и о чем пойдет речь сегодня на уроке? -Но не об обычных игрушках, а о народных игрушках.

- Кто догадался какая тема нашего урока?

- Ребята, чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?

Учащиеся слушают рассказ учителя.

Познакомиться с дымковской игрушкой.

Научиться расписывать игрушку.

Коммуникативные УУД. Формировать умение слушать собеседника.

ориентироваться в своей

Осуществлять актуализацию жизненного опыта.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

- Молодцы, вы сами решили, что будете сегодня делать и для себя поставили цель урока.

- Издавна в Дымковской слободе жили гончары. (Слайд 7).

- Но не только посуду, а из местной красной глины лепили еще дудочки – свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. Свистульки в виде птичек и зверюшек лепили не просто так. В старину Вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и плодородия – веселым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник назывался в народе «Свистунья».

- Игрушки отвозили на ярмарку. Позднее ярмарка- праздник стала называться «Свистунья».

Учащийся читает объяснение слова в словаре.(Гончары – это люди, которые лепили посуду из глины.)

Хорошо читающий ученик читает по книге

Учащихся слушают пояснения учителя

Коммуникативные УУД Формировать умение строить монологическое высказывание.

Формировать умение слушать собеседника.

Формируем умение осуществлять анализ данных объектов.

- Теперь подошло время для физминутки. Повторяйте упражнения за мной.

Учитель показывает движения разминки.

- Все молодцы! Продолжим урок.

- Вас ожидают новые задания. Вы готовы?

- А теперь проверим насколько вы внимательно рассмотрели игрушки с ярмарки.

- Что общего у всех игрушек?

- А где вы в природе встречаете белый цвет? Цвет чего?

- Белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда всё вокруг

белым – бело. Вот сидит мастер у окна, видит вокруг всё в снегу, и хочется ему

сделать игрушку такой чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому расписывали их яркими красками, которые хорошо

выделяются на белом фоне.

- Какие цвета встречаются?

- Какие элементы использовали мастера?

- Что обозначают круги?

- Что имеет круглую форму?

-Да, круги означали солнце.

- А волнистые линии, что могли обозначать?

- Правильно, волнистые линии – вода; маленькие кружочки – семена, засеянное поле.

- Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля.

Учащиеся настраиваются на работу.

Яркие краски, белый фон, геометрические узоры.

Белый бывает снег – это цвет чистоты

желтый, черный. зеленый.

Полоски, круги, овалы, клетки, линии, точки.

Формировать умение осуществлять анализ данных объектов.

тренировка в рисовании элементов росписи.

- Внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для Дымковской игрушки.

- А теперь подошло время подготовить наши пальчики для работы.

Ручку ручкою погладим,

Пальчик пальчиком потрем,

Отдохнем совсем немножко,

А потоп опять начнем.

-Давайте потренируемся в рисовании элементов росписи.

(Учитель выполняет рисование элементов на листе бумаги прикрепленной к доске).

- Нарисуйте желтый, синий круги.

- Теперь красной краской волнистую линию.

– Как ее можно украсить?

- Украшаем ее зелеными точками в изгибах снаружи и внутри.

- Как можно украсить желтый кружок? В середине рисуем еще кружок красного цвета, затем украсим точками вокруг этих кружков.

- А синий кружок? Затем украсим точками красного цвета вокруг этого круга.___

- Сегодня, на ваш выбор, мы будем расписывать коней или дымковских барышень.

- Эти фигурки мы выбрали не случайно. В древности считалось, что если в доме есть дымковская игрушка – конь, значит, в этом доме будет достаток, не будет голода и нужды. А вот дымковская барышня – это символ материнства и плодородия.

- Сначала обведите их по шаблону .

- А теперь закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую барышню или коня, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. Теперь откройте глаза и приступайте к рисованию.

- Не забудьте, что узоры должны быть похожи именно на дымковскую роспись.

Узор на фигурках будем рисовать тоненькой кисточкой , бумажным тычком и ватной палочкой. Тычок используется для изображения ровных кругов и овалов. Его мы сделали из листочков бумаги. Цвет может быть у всех разный.

- Желаю вам успехов в работе!

Учащиеся смотрят памятку Фрагменты геометрического орнамента при выполнении росписи Дымковской игрушки.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Урок изобразительного искусства в 1 классе

по теме: «Дымковская игрушка»

Цель: приобщение учащихся к духовному опыту поколений.

- познакомить с народным промыслом - дымковской игрушкой;

- учить выделять характерные особенности дымковской игрушки;

- дать понятие «узор»;

- формировать у учащихся умения рисовать кистью элементы узоров;

- формировать умение делать зарисовки по мотивам дымковской росписи;

- способствовать проявлению аккуратности в работе, развивать фантазию и наблюдательность учащихся;

- воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.

Оборудование : слайдовая презентация, игрушка-шаблон для раскрашивания, кисти, гуашь, листы для тренировки выписывания узоров.

1. Организационный момент.

Подойдите к своим партам,

Обведите взглядом их.

Все ль готово там, в порядке?

Все ль сейчас лежит на них?

Вы друг другу улыбнитесь,

На места свои садитесь.

Начинаем наш урок,

Пусть он всем пойдет впрок.

2. Актуализация опорных знаний

- Ребята, есть ли у вас дома игрушки?

- Из чего они сделаны? (Из пластмассы, резины, металла, меха)

- Они сделаны из современных материалов. Но наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью нарядные глиняные и деревянные игрушки. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называются центрами народных промыслов. Сегодня мы познакомимся поближе с одним из них.

- Ребята, а вот и гости к нам пожаловали. (Слайд 1)

- Гости к нам прибыли из старинной деревни Дымково.

- Чем знаменито Дымково?

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо – сказки.

Вечера зимой так длинны,

А лепили там из глины

Мы поклонимся не раз.

И о дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

- А почему игрушку называют дымковской? (Ответы детей)

3. Изложение нового материала.

- Дымковская игрушка потому так и называется, что родилась она в селе Дымково, недалеко от реки Вятки. (Слайд 2) В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку. (Слайд 3) В старину вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и плодородия – веселым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник проводов зимы назывался в народе «Свистунья». На этом празднике дымковские игрушки – свистульки - были у всех – и у взрослых, и у детей. (Слайд 4) Люди верили, что свистом могут прогнать злые силы.

- А почему праздник называется Свистунья, как вы думаете? (Ответы детей)

- Об этом рассказывает легенда. Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи придумали хитрость. Все жители города, даже маленькие дети, получили по маленькой глиняной свистульке. Подкравшись ночью к стану врага, они подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья, и замертво падали кони. Враги решили, что их окружили подоспевшие на выручку дружины и в страхе бежали. С тех пор горожане отмечают свой праздник - Свистунью. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек, которые вы сейчас увидите.

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок. (Слайд 5)

Кони глиняные мчатся

На подставках что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву отпустил. (Слайд 6)

Посмотри, как хороша,

Эта барыня душа!

Щечки алые горят,

Удивительный наряд! (Слайд 7)

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост,

Точно солнечный цветок,

Да алеет гребешок. (Слайд 8)

4. Организация практической работы.

1) Рассматривание игрушек.

- Какое настроение создают эти игрушки? (Веселое, радостное)

- Почему веселое и радостное? (Игрушки светлые, яркие, нарядные)

- Давайте полюбуемся дымковскими игрушками. Какого цвета в них больше всего? (Преобладает белый цвет)

- А знаете ли вы почему? (Ответы детей)

- Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда вокруг было белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему игрушку сделать такой же чистой и белой, как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделялись на белом фоне.

2) Гимнастика для глаз.

Хорошо гостей встречали,

Глазки у ребят устали. (поморгать глазами )

Посмотрите все в окно, (повернуть глаза в сторону окна)

Ах, как солнце высоко! (поднять глаза вверх)

Мы глаза сейчас закроем, (закрыть глаза)

В классе радугу построим, (нарисовать глазами дугу)

Вверх по радуге пойдем, (поднять глаза вверх)

Вправо, влево повернем, (повернуть глазами вправо, влево)

А потом скатимся вниз, (опустить глаза вниз)

Жмурься сильно, но держись! (зажмурить глаза и открыть).

3) Анализ дымковского узора.

- А теперь посмотрим, кто из вас внимательный. Вы будете на экране рассматривать дымковские игрушки и примечать, какими узорами их расписывали. (Кружочки, клеточки, полоски, волнистые линии, точки, кольца, веточки и другие, слайд 9)

- По форме узоры просты и незамысловаты. Украшали этими узорами не случайно. Русский народ вкладывал в них особый смысл: круги означали солнце, волнистые линии – воду, маленькие кружочки – семена, то есть все то, что окружало мастеров и символизировало богатую жизнь и хороший урожай. Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля.

- Какие цвета использовали для выполнения дымковского узора? (Яркие - красный, зеленый, желтый, синий, белый)

4) Приемы выполнения узоров.

Учитель показывает на доске основные приемы дымковской росписи, дети повторяют на альбомных листах. (Слайды 9, 10)

- Мы начнем учиться с самых простых элементов:

а) берем кисточку и набираем красную краску;

б) в первой строке рисуем круги, следите, чтобы они были одинакового размера, и расстояние между ними тоже было одинаковым;

в) теперь набираем синюю краску и в центре каждого круга рисуем жирную точку. Краску какого цвета мы еще можем взять для этого элемента? (Желтую, зеленую).

Таким же образом объясняется написание других элементов росписи.

- Дети, обратите внимание, что элементы в строке и при росписи игрушек повторяются. Повторяющиеся элементы называются «узор».

5. Самостоятельная работа учащихся.

- Вы потренировались выполнять элементы дымковской росписи на листочке. Сегодня вы распишете дымковскими узорами игрушку-шаблон, а потом мы составим из ваших игрушек коллективное панно.

6. Итог урока. Рефлексия.

- Рассмотрите панно. Давайте подведем итог урока.

- Что нового для себя вы узнали на уроке?

- Какая работа давалась вам легко?

- Что было трудно?

- Если вам урок понравился, многое узнали, запомнили, сможете рассказать другим, то приклейте в свой блокнот смайлик.

- А если урок показался скучным, на уроке было трудно выполнять задания или ничего не запомнили, не поняли, то приклейте тучку.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект урока по изобразительному искусству (2 класс)

Тема: Дымковская игрушка.

Цель: продолжить знакомство с народными промыслами, познакомить детей с новым для них промыслом – дымковская игрушка.

- познакомить с характерными особенностями росписи дымковской игрушки

-формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные работы с кистью в изображении знакомых элементов

- развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности

Планируемые результаты освоения материала.

- узнать историю дымковской игрушки;

- изготавливать изделие в соответствии с инструкцией учителя.

- планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи.

- выявлять характерные особенности росписи дымковской игрушки;

- создавать узоры по собственному замыслу.

- слушать учителя и выполнять его требования;

- слушать собеседника и вести диалог.

- оценивать свои достижения на уроке;

- проявлять уважительное отношение к народному искусству.

Оборудование для учителя:

Оборудование для учеников:

-кисточка, краски, шаблоны коней, вырезанные из белого картона

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать в нашей творческой мастерской.

2.Самоопределение к деятельности

- Правильно, это игрушка. Ребята, а у вас дома есть игрушки? Конечно есть. А как вы думаете отличаются ли игрушки, которыми вы играете от тех, которые были давным-давно. (Да, они отличаются) Сегодня мы познакомимся с одним из народных промыслов – дымковская игрушка.

3.Работа по теме урока

Дымковская игрушка – один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки.

-А почему так назывался праздник? (предположения детей)

-Да, на этом народном празднике звенел весёлый пересвист дымковских свистулек - игрушек. Свистели все и взрослые и дети.

- Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров.

- Первые дымковские игрушки – это свистульки в виде коней, баранов, козлов и уточек. В традиционных народных представлениях домашние животные служат символами плодородия, а свист является средством противодействия злым силам.

- Как же изготавливали игрушки?

Летом умельцы заготавливали глину. Толкли в ручную комовой мел. В остальное время – лепили, сушили, обжигали изделия. Красили красками. А весной привозили игрушки в город на праздник. Дымковская игрушка лепится из местной красной глины. Перед обжигом игрушки высушивают и только потом обжигают.

Обоженая игрушка имеет красно – коричневый цвет. Для побелки используют смесь мела и молока, в которую окунают дымковскую игрушку и она становится белой – белой.

- Для росписи дымковских игрушек использовали незамысловатые узоры: круги, колечки, точки, полоски и волнистые линии.

- Ребята, посмотрите какие краски используют в росписи игрушек? (Яркие: жёлтые, красные, оранжевые, зелёные, синие, чёрные)

- Сегодня на уроке мы будем расписывать коня.

Эй, лошадки все за мной!

Поспешим на водопой!

Вот река, широка и глубока,

Не достанешь до дна.

А водица вкусна!

Пей! Хороша водица!

Эй, лошадки, все за мной!

4.Творческая практическая деятельность

- Ребята, положите перед собой шаблоны и начинайте выполнять работу.

Я хочу прочитать вам стихотворение.

Чем знаменито Дымково?

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости

Гремящей, как басы.

Обобщение полученных на уроке сведений.
- Что нового узнали на уроке?
- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? Довольны ли вы результатами своей работы?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока изобразительного искусства и технологии "Дымковская игрушка". Главная задача научить отличать дымковскую игрушку от других народных промыслов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ИЗО ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА_1»

Конспект урока ИЗО и технологии ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА Соколова Е.В.

Конспект урока ИЗО и технологии

Тема: Дымковская игрушка.

- научить отличать дымковскую игрушку от других народных промыслов;

- научить выполнять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги,

прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).

-научить лепить дымковскую игрушку из глины (или соленого теста)

развивающая

- развивать эстетический вкус;

- развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности;

- раскрывать творческие способности;

воспитывающая

-способствовать воспитанию вкуса, интереса к народному искусству России, бережному отношению к традициям и культуре нашего народа

- вызвать у детей эмоциональный отклик на произведения прикладного

- активизировать творческое воображение учащихся;

- углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;

- формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя

разнообразные приемы работы кистью, тычком

-дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

- создать коллективный коллаж «Ярмарка»

- вылепить дымковскую барышню

Оборудование и материалы:

Мультимедийный проектор, экран, компьютер, ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Игрушки из различных материалов (пластмасса, ткань)

Плакаты «Дымковская игрушка»

Музыкальный ряд: записи народной музыки

Видеоряд: фильм – сказка «Умные вещи»

отпечатанная модель для раскрашивания "Дымковская игрушка"

баночка для воды

ватман для коллективного панно

глина (или соленое тесто)

подстава (картон) для исполнения игрушки

баночка для воды

простой карандаш, ластик

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Организация класса. Проверка готовности.

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА: Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией дымковских игрушек, плакатов, презентации. Анализ дымковской игрушки.

1 слайд ДЫМКОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА

Сегодня, ребята, мы поговорим об игрушках. У всех вас есть дома игрушки? Вспомните, из каких материалов они сделаны? Это современные игрушки, они сделаны из современных материалов (пластмассы, резины, металла, меха). А вот в руках у меня старинная игрушка. Она сделана из природного материала – глины. А название у неё такое - дымковская игрушка. Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?

2 слайд Где делают дымковские игрушки

Представьте себе небольшой городок Вятка прямо на берегу реки Вятки.

Теперь этот городок называется Киров. Сохранилась такая фотография прошлого века этой местности. Там отличные глины и речной песок, пригодные для того, чтобы делать небольшие изделия.

Здесь долгими зимними вечерами

♦ вот в таких домиках мастерицы делали небольшие яркие игрушки. Глиняные фигурки, чтобы стали крепкими нужно было обжигать

Для этого печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название слободы - Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. (спросить у детей, знают ли они, что такое слобода)

3 слайд СВИСТУЛЬКИ

Сначала, ребята, дымковская игрушка была просто свистулькой.(Что такое свистулька? Показать и дать посвистеть)

А делали эти свистульки не просто так. Оказывается, в слободе Дымково все готовились к весенней ярмарке «Свистунья» или по другому её называли «Свистопляска». (спросить у детей, знают ли они, что такое ярмарка, объяснить и показать видеофрагмент сказки «Умнее вещи»)

Да, делали свистульки, а потом продавали их на ярмарке. Вся ярмарка наполнялась свистом, и от этого всем становилось веселей. Спрос на игрушки был очень велик, так как посвистеть любили жители всех окрестных сел.

Вятка вздрогнула от свиста,
Всяк свисток к губам прижал.
И пошла базаром сказка –
Вятский праздник – “Свистопляска”,
Город весь пустился в пляс!

Когда праздник заканчивался, расписанные свистульки ставили на окна между рамами.

Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке, изготовляемой на продажу. И здесь происходит как бы изменение ее значения: из обыкновенной игрушки-свистульки она превращается в произведение искусства, дошедшее к нам из «старины глубокой».

5 слайд КАК РОЖДАЕТСЯ ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Расскажу вам один секрет: лепили и раскрашивали дымковские игрушки только женщины и дети.

Давайте поговорим о том, как создавалась и сейчас создается дымковская игрушка.

Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной.

Она рождается три раза.

♦ Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины.

Красную глину на игрушки раньше собирали обычно весной после половодья на реке Вятке и смешивали ее с мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге. Подготовка глины к работе не простое дело: ее рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой, снова перелопачивают, а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают форму нужной игрушки.

♦ Сначала делают колокол юбки для барыни. К ней «примазывают» стан, ручки, головку.

♦ Украшают налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы примазки при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время «оглаживает» игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме.

♦ Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушат на воздухе, затем 3-4 часа обжигают в русской печи и остужали. Игрушку надо обжигать, чтобы она стала прочной. А когда глина остывает- становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем.

♦ Следующий этап работы – обеливание. Раньше игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка. Сегодня игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя.

Красная глиняная игрушка превращается в ослепительно белую и готова для росписи.

♦ Узоры на игрушках наводили традиционные: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Сколько их вариантов знали мастерицы! И завершающий штрих – мастерица «сажает» золото: смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место: барышням и водоносам на шляпы и кокошники, петухам – на гребешки…

♦ Вот теперь игрушки засветились и стали ярче.

Так дымка рождается третий раз!

Мы с вами, ребята, на следующем уроке тоже будем лепить дымковскую игрушку. Но, конечно, у нас не будет такой глины, и печи для обжига нет, но мы выполним её из соленого теста, обелим белой гуашью, а потом будем украшать дымковскими узорами.

6 слайд СМОТРИ, КАКИЕ КРАСИВЫЕ ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ

Но сначала мы должны поближе рассмотреть орнаменты на игрушках.

(вспомнить, что такое орнамент).

Начнем с красок. Какие цвета используют мастера? Есть ли темные, грязные цвета?

Краски малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие – пёстро и весело, как в хороводе. Краски яркие, нарядные

А теперь внимательно рассмотрите рисунки. Что вы видите?

Точки, кружочки, овалы, прямые и волнистые линии, клеточки, полоски, кольца, ромбы и др.

Как можно одним словом назвать эти узоры? (геометрические или растительные)

А какой фон у всех этих игрушек?

Конечно белый, как снег

Сейчас пришло время вам поупражняться в росписи дымковской игрушки.

Но сначала нужно размяться. Немного потанцуем русский народный танец.

«Я на горку шла»

IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

У каждого из вас на парте есть отпечатанный черно - белый рисунок дымки. Необходимо его сделать ярким и радостным. Вам в помощь на доске отпечатанные цветные изображения дымковских игрушек. Вы можете подсмотреть орнаменты.

Для работы вам понадобятся тонкие кисти и тычки. Тычками могут служить ватные палочки. Для каждой краски используют свой тычок . (показать, как ими работать)

Запомните, что узор необходимо наносить сразу, без предварительного рисунка карандашом. И начинать рисовать узоры нужно с крупных элементов!

Самостоятельная работа детей. После раскраски моделей, детям необходимо вырезать каждую из них, чтобы приклеить на коллаж «ЯРМАРКА».

Итак, подведем итог нашего урока:

-Мы сегодня познакомились с дымковской игрушкой. Как вы думаете, к какому виду изобразительного искусства она относиться?

Декоративно – прикладному.

А знаете, как называют производство дымковских игрушек? Народный промысел. Промыслом обычно называют занятия с целью получения выгоды, дохода. Игрушки мастерицы продавали? Доход получали? Да, и по сей день этим занимаются люди в Дымково.

А если мы с вами что – нибудь будем делать своими руками и продавать – это будет народным промыслом?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для 1 класса "Роспись дымковской игрушки по готовому контуру".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Роспись дымковской игрушки по готовому контуру»»

Тема урока: «Роспись дымковской игрушки по готовому контуру»

Тип урока: комбинированный

Цель:сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах, традициях формы и росписи; научить украшать дымковскую игрушку по готовому контуру.

- воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории;

- формировать навыки работы художествен­ной росписью;

-развивать творческую и познавательную активность, худо­жественную фантазию и вкус.

способность оценивать результаты художественно – творческой деятельности, собственной и одноклассников;

использовать разнообразные приемы работы кистью, умение выполнять декоративные цепочки, рисовать узоры дымковской игрушки простейших геометрических форм (круги, прямые, волнистые линии, клетка, точки – горошины);

эмоционально – ценностное отношение к народному искусству России, возможность почувствовать себя народными мастерами.

Оборудование, материалы и наглядные пособия:

- Компьютер и проектор;

- Таблицы-иллюстрации «Дымковские игрушки»;

- Шаблоны для обводки контура «Дымковской игрушки»

Содержание этапа, деятельность учителя

Учитель приветствует учеников:

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте.

Дети садятся на свои места

Регулятивные УУД.Ориентация в социальныхролях и межличностных отношениях

- Ребята! С самого раннего детства вас окружают игрушки.

- Вспомните, какие? Из чего они сделаны? Где?

-Вот мячик. Все фабричные детские мячики похожи - один от другого не отличишь.

- А вот игрушки, которые у меня в руках (или изображены на плакатах на доске), все разные, второй такой нет, потому что сде­ланы они вручную.

- В старину купить игрушку было не по карману русскому кре­стьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но на­шлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игруш­ки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы . Ну а там, где жили гон­чары, лепили из глины. Из всех русских глиняных игрушек, пожа­луй, наибольшей популярностью пользуются Дымковские. (Слайд 1). Вот эти игрушки, посмотрите!

(Демонстрация игрушек.)

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Учащиеся слушают объяснения учителя

Ученики рассматривают игрушки

Познавательные УУД.Построение речевого

Личностные УУД.

ориентироваться в своей

Познавательные УУД.

Формировать умение осуществлять анализ данных объектов.

Самоопределение к деятельности

Давным-давно, за дремучими лесами, за далекими морями, на берегу реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село.

- Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково… (Слайды 2-3).

- Как вы думаете,чем знаменито Дымково и о чем пойдет речь сегодня на уроке? -Но не об обычных игрушках, а о народных игрушках.

- Кто догадался какая тема нашего урока?

- Ребята, чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?

Учащиеся слушают рассказ учителя.

Познакомиться с дымковской игрушкой.

Научиться расписывать игрушку.

Коммуникативные УУД. Формировать умение слушать собеседника.

Личностные УУД.

ориентироваться в своей

Познавательные УУД

Осуществлять актуализацию жизненного опыта.

Регулятивные УУД

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

- Молодцы, вы сами решили, что будете сегодня делать и для себя поставили цель урока.

- Издавна в Дымковской слободе жили гончары. (Слайд 7).

- Но не только посуду, а из местной красной глины лепили еще дудочки – свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепи­ли их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстия­ми свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конь­ка. Свистульки в виде птичек и зверюшек лепили не просто так. В старину Вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и плодородия – веселым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник назывался в народе «Свистунья».

- Игрушки отвозили на ярмарку. Позднее ярмарка- праздник стала называться «Свистунья».

Учащийся читает объяснение слова в словаре.(Гончары – это люди, которые лепили посуду из глины.)

Хорошо читающий ученик читает по книге

Учащихся слушают пояснения учителя

Коммуникативные УУДФормировать умение строить монологическое высказывание.

Коммуникативные УУД

Формировать умение слушать собеседника.

Познавательные УУД

Формируем умение осуществлять анализ данных объектов.

- Теперь подошло время для физминутки. Повторяйте упражнения за мной.

Учитель показывает движения разминки.

- Все молодцы! Продолжим урок.

- Вас ожидают новые задания. Вы готовы?

- А теперь проверим насколько вы внимательно рассмотрели игрушки с ярмарки.

- Что общего у всех игрушек?

- А где вы в природе встречаете белый цвет? Цвет чего?

- Белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда всё вокруг

белым – бело. Вот сидит мастер у окна, видит вокруг всё в снегу, и хочется ему

сделать игрушку такой чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому расписывали их яркими красками, которые хорошо

выделяются на белом фоне.

- Какие цвета встречаются?

- Какие элементы использовали мастера?

- Что обозначают круги?

- Что имеет круглую форму?

-Да, круги означали солнце.

- А волнистые линии, что могли обозначать?

- Правильно, волнистые линии – вода; маленькие кружочки – семена, засеянное поле.

- Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля.

Учащиеся настраиваются на работу.

Яркие краски, белый фон, геометрические узоры.

Белый бывает снег – это цвет чистоты

желтый, черный. зеленый.

Полоски, круги, овалы, клетки, линии, точки.

Познавательные УУД

Формировать умение осуществлять анализ данных объектов.

тренировка в рисовании элементов росписи.

- Внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для Дымковской игрушки.

- А теперь подошло время подготовить наши пальчики для работы.

Ручку ручкою погладим,

Пальчик пальчиком потрем,

Отдохнем совсем немножко,

А потоп опять начнем.

-Давайте потренируемся в рисовании элементов росписи.

(Учитель выполняет рисование элементов на листе бумаги прикрепленной к доске).

- Нарисуйте желтый, синий круги.

- Теперь красной краской волнистую линию.

– Как ее можно украсить?

- Украшаем ее зелеными точками в изгибах снаружи и внутри.

- Как можно украсить желтый кружок? В середине рисуем еще кружок красного цвета, затем украсим точками вокруг этих кружков.

- А синий кружок? Затем украсим точками красного цвета вокруг этого круга.___

- Сегодня, на ваш выбор, мы будем расписывать коней или дымковских барышень.

- Эти фигурки мы выбрали не случайно. В древности считалось, что если в доме есть дымковская игрушка – конь, значит, в этом доме будет достаток, не будет голода и нужды. А вот дымковская барышня – это символ материнства и плодородия.

- Сначала обведите их по шаблону.

- А теперь закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую барышню или коня, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. Теперь откройте глаза и приступайте к рисованию.

- Не забудьте, что узоры должны быть похожи именно на дымковскую роспись.

Узор на фигурках будем рисовать тоненькой кисточкой , бумажным тычком и ватной палочкой. Тычок используется для изображения ровных кругов и овалов. Его мы сделали из листочков бумаги. Цвет может быть у всех разный.

- Желаю вам успехов в работе!

Учащиеся смотрят памятку Фрагменты геометрического орнамента при выполнении росписи Дымковской игрушки.

Читайте также: