Урок окружающего мира игрушечных дел мастера 3 класс

Обновлено: 01.05.2024

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе «Игрушечных дел мастера».

Цель: дать представления о традиционных ремеслах по изготовлению деревянных и глиняных игрушек;

Задачи: познакомить с понятием «народная игрушка» и представителями народного творчества (Туринская игрушка, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, Богородская игрушка); обобщить знания учащихся по теме «Что создавалось трудом ремесленника», воспитывать уважение к своему народу, терпимость к обычаям и традициям; ценить и принимать следующие базовые ценности: «терпение, добро, родина, семья, мир, желание понимать друг друга, понимать позицию другого»; совершенствовать речевую культуру, навыки работы над текстом в учебнике и работы в области ИКТ.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: у каждого - лист самооценки, таблица «Инсерт», фильм по мотивам стихотворения Джани Родари «Чем пахнут ремёсла?», для кластера «Ремёсла России»: лист А3, карандашный клей, карточки «ювелирное, прядильное, столярное (плотницкое), скорняжное (кожевенное), гончарное, ткацкое, кузнечное, пекарное, игрушечное», «народная игрушка», знаки «?», небольшая современная карта России, фотоальбомы для выставки «Народные промыслы», рисунки детей матрёшек, игрушки - самоделки (кораблики, свистульки), презентации детей «Туринская игрушка, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, Богородская игрушка», презентация «Игрушечных дел мастера».

- Дружно прочитайте эпиграф к уроку:

Окружающий нас мир

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать!

Р: самостоятельно организовывать своё рабочее место соответствии с целью выполнения заданий.

Л: освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учёбу.

- О чем идёт речь в стихотворении? (о профессиях, синонимы: ремёсла, промыслы)

Л: ценить и принимать следующие базовые ценности: «терпение, добро, родина, семья, мир, желание понимать друг друга, понимать позицию другого». Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учёбу.

Ютуб: «Познавательный. Чем пахнут ремёсла».

- Ремесло - изготовление изделий ручным, нефабричным, кустарным способом, без применения сложных машин.

-Никита Демидов - русский художник.

-Кольчуга - это длинная рубаха, сплетённая из нескольких тысяч маленьких колец.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Урок окружающего мира 3 класс учитель: Куксова Л.Н.

Тема: « Игрушечных дел мастера»

Цель : познакомить детей с игрушками различных мастеров

Обучающая : продолжать знакомить детей с традициями русского народа.

Развивающая : развивать представления детей о различных материалах, из которых сделаны окружающие их предметы, развивать речь детей, творческие способности, развивать стремление подражать народным мастерам.

Воспитательная : воспитывать интерес к русскому народному творчеству, любовь и уважение к традициям русского народа, к русской народной игрушке.

1. Организационный момент.

2.Актуализация пройденного материала.

1) Брейн-ринг (повторение пройденного материала)

Постановка цели урока.

Тема урока : « Игрушечных дел мастера » .

Какое разнообразие игрушек нас сейчас окружает . Сейчас в магазинах « Игрушки » их огромное изобилии. А в то время когда ваши бабушки и дедушки были малышами игрушек особо не было , а если и были, то их изготавливали сами .

Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт.

Самой распространённой игрушкой любой семьи была кукла.

Куклу любили и играли с удовольствием дети. С ней играли в царских дворцах и крестьянских избах. Любую куклу делали сами из подручных материалов. А ими были тряпочки . Куклы так и назывались – тряпичные . В каждом доме их умели делать. Сначала для детей делали куклу взрослые, а потом и сами дети с 5-6 лет начинали мастерить кукол .

3.Работа по теме урока.

1.Выступление археологов (Презентация)

Испокон веков Земля наша русская славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.

Где мы можем познакомиться с предметами мастеров?

На Руси игрушки имели большое воспитательное значение. С ними передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. Первыми игрушками были подвески с шумом, лоскутки, трещотки. Ребёнок подрастал и у него появлялись мячи, волчки, свистульки, куклы. Расцвет игрушечных промыслов относится к 16 -17 векам, когда начали развиваться народные деревянные и гончарные игрушки.

Изготовлением игрушек занимались ремесленники. Изделия своего труда они везли на ярмарку. На большие праздники собирались ярмарки, которые проходили на площадях.

Здесь был целый ряд палаток с одеждой, головными уборами, с изделиями гончарного производства, … Также были карусели и кукольные театры.

Просмотр кукольного спектакля « Как старик корову продавал?»

1) Соотнесите название и игрушку(на доске)

2) Тест с выбором ответа (цифры) – по парам

(учитель называет признаки игрушки, а дети выбирают название этой игрушки)

- С какими игрушками познакомились?

Народное искусство всегда было всеми любимо. Это могут быть различные игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружева. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых.

Конспект урока предназначен для учащихся начальной школы.На уроке использовались современные образовательные технологии: здоровьесберегающая, ИКТ, технология сотрудничества, игровая, проектная.

Интеграция с уроками литературное чтение и изобразительное искусство.

ВложениеРазмер
интегрированный урок по окружающему миру 17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 «а» классе

Тема: «Игрушечных дел мастера»

Цель : познакомить детей с игрушками различных мастеров

Учебные задачи , направленные на достижение личностных, метапредметных и познавательных результатов обучения:

- формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);

- формирование умений отличать изделия народных промыслов (познавательные УУД);

- формирование умения выстраивать речевые высказывания;

- формирование умений работать в группах и парах по плану (коммуникативные УУД);

- формирование форм рефлексии (регулятивные УУД).

- сформируется уважительное отношение к иной точке зрения;

- сформируется базовый уровень умений работать с информацией по теме, выстраивать речевые высказывания, работать в парах и группах;

- сформируются формы рефлексии;

- сформируется базовый уровень умения характеризовать особенности народных промыслов.

1. Организационный момент.

2.Актуализация пройденного материала.

Постановка цели урока.

Тема урока : « Игрушечных дел мастера » .

Какое разнообразие игрушек нас сейчас окружает . Зайди в любой магазин « Игрушки » и глаза разбегаются от изобилия. Можно выбрать себе игрушку по душе и по карману. А в бытность наших бабушек и дедушек игрушек особо не было , а если и были, то их изготавливали сами .

Что подходило для игрушки ? Вот как об этом пишет вологодский писатель Василий Белов в книге «Лад» : «Когда бьют печь, кто-нибудь да слепит для ребёнка птичку из глины, если режут барана или бычка, то непременно разомнут и надуют пузырь, опуская в него несколько горошин (засохший пузырь превращался в детский бубен) . Если отец плотничает, то обязательно наколет детских чурбачков. Когда варят студень, то мальчишкам отдают козонки (бабки, а девочкам лодыжки, охотник каждый раз отдаёт ребёнку пушистый белый заячий хвостик, который подвязывают на ниточку. Для детей специально плели маленькие корзинки, лукошки, делали маленькие грабельки, коски, куклы».

Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт.

Самой распространённой игрушкой любой семьи была кукла.

В куклу играли дети, куклы любили бабушки и прабабушки. С ней играли в царских дворцах и крестьянских избах. Любую куклу делали сами из подручных материалов. А ими были тряпочки . Куклы так и назывались – тряпичные . В каждом доме их умели делать. Сначала для детей делали куклу взрослые, а потом и сами дети с 5-6 лет начинали мастерить кукол . В некоторых домах их насчитывалось до 100 штук.

3.Работа по теме урока.

1.Выступление археологов (Презентация)

Земля наша русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать. Нам интересно узнать все: как жили русские люди раньше, для чего были нужны все эти предметы русского быта, как называются эти предметы и как ими пользовались люди. Очень давно, когда сельскохозяйственная техника была слишком проста, а земли не давали хороших урожаев, люди вынуждены были заняться разными промыслами. Потом свои изделия обменивали на хлеб и другие необходимые продукты.

На Руси игрушки имели большое воспитательное значение. С ними передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. Первыми игрушками были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лоскутки, трещотки. А потом ребенок получал мячи, луки, волчки, свистульки, куклы. Расцвет игрушечных промыслов относится к 16 -17 векам, когда начали развиваться народные деревянные и гончарные игрушки.

3. Выступление актёров.

Из года в год ремесла развивались, изделия своего труда ремесленники везли на ярмарку. Обычно ярмарки собирались под большие праздники, проходили на церковных площадях.

Здесь был целый ряд палаток с готовой одеждой, головные уборы, обувные палатки, изделия гончарного производства, лошади, ряды упряжи, повозок. Также были трактиры для чаепития, карусели, которые работали под звуки ручного органчика

Сценка « Как старик корову продавал?»

1) Соотнесите название и игрушку(на доске)

2) Тест с выбором ответа (цифры) – по парам

- С какими игрушками познакомились?

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружева и т.д. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе «Игрушечных дел мастера».

Цель: дать представления о традиционных ремеслах по изготовлению деревянных и глиняных игрушек;

Задачи: познакомить с понятием «народная игрушка» и представителями народного творчества (Туринская игрушка, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, Богородская игрушка);обобщить знания учащихся по теме «Что создавалось трудом ремесленника», воспитывать уважение к своему народу, терпимость к обычаям и традициям; ценить и принимать следующие базовые ценности: «терпение, добро, родина, семья, мир, желание понимать друг друга, понимать позицию другого»; совершенствовать речевую культуру, навыки работы над текстом в учебнике и работы в области ИКТ.

Тип урока : комбинированный.

Оборудование: у каждого – лист самооценки, таблица «Инсерт», фильм по мотивам стихотворения Джани Родари «Чем пахнут ремёсла?», для кластера «Ремёсла России»: лист А3, карандашный клей, карточки «ювелирное, прядильное, столярное (плотницкое), скорняжное (кожевенное), гончарное, ткацкое, кузнечное, пекарное, игрушечное», «народная игрушка», знаки «?», небольшая современная карта России, фотоальбомы для выставки «Народные промыслы», рисунки детей матрёшек, игрушки – самоделки (кораблики, свистульки), презентации детей «Туринская игрушка, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, Богородская игрушка», презентация «Игрушечных дел мастера».

Организационный этап.

- Дружно прочитайте эпиграф к уроку:
Окружающий нас мир
Интересно познавать!
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать!
- У вас на партах лежат листы-самооценки. В течение урока вы будете заполнять их.

Представление листа самооценки учащегося.

Р: самостоятельно организовывать своё рабочее место соответствии с целью выполнения заданий.

Л: освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учёбу.

Мотивация учебной деятельности учащихся .

Включение фильма на материале стихотворения Д. Родари «Чем пахнут ремёсла» (в переводе С.Я. Маршака).

- О чем идёт речь в стихотворении? (о профессиях, синонимы: ремёсла, промыслы)

Л: ценить и принимать следующие базовые ценности: «терпение, добро, родина, семья, мир, желание понимать друг друга, понимать позицию другого». Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учёбу.

«Познавательный. Чем пахнут ремёсла».

3. Проверка д/з.

- Ремесло - изготовление изделий ручным, нефабричным, кустарным способом, без применения сложных машин.

-Никита Демидов – русский художник.

-Кольчуга – это длинная рубаха, сплетённая из нескольких тысяч маленьких колец.

Предмет: Литературное чтение, окружающий мир, ИЗО, технология, математика, русский язык.

Тип задач: Межпредметная.

  1. Комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в модельной ситуации, требующей их совмещения.
  2. Сотрудничество учащихся, умение работать в группах.

Знания, умения, способы действий, на которые опирается задача –

  • Работа с информацией;
  • Обобщение и систематизация предметных умений;
  • Логические задачи (исключение лишнего, упражнение на развитие внимания).
  • Решение задач на движение.
  • Работа с календарём.
  • Умение работать с текстом и его частями.
  • Умение работать с изограммами;
  • Чтение текста и дополнение его.
  • Работа над предложением.

Изготовление елочной игрушки.

  1. Работа в малой группе (коммуникативная компетентность):

Организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структуры задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задач, взаимоконтроль.

  1. Работа с разными видами текстов, умение выделять существенную информацию.

Планируемый педагогический результат –

  • усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;
  • умение работать в группе, создать конечный «продукт» – иллюстрированный текст, содержащий связанное описание основных этапов решения проектной задачи и полученных результатов.

Способ и формат оценивания результатов работы –

Подведение итогов оценивает:

  • умение находить и использовать представленный в разных формах и разных частях работы содержательный материал, дополнять его собственными знаниями и представлениями;
  • владение необходимым предметным материалом, умение полно и обоснованно решать задачи;
  • умение создавать собственный текст и иллюстративный материал к ним.

Оценка взаимодействия учащихся при работе в группе

проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задач, и делается общий вывод об уровне работы в малой группе.

Замысел проектной задачи:

В качестве задачи взята ситуация:

Помочь Деду Морозу в изготовлении ёлочных игрушек. В рамках этого сюжета учащиеся должны выполнить ряд задач по шести учебным предметам.

Задача построена таким образом, что в процессе их выполнения учащиеся должны обращаться к тексту и результатам других заданий для получения необходимых данных.

Нужная для решения задачи информация,

во-первых , не всегда привязана к тем местам, в которых она должна быть использована,

во-вторых , вызвать необходимость проведения тщательной работы с предлагаемым текстом.

Итоговое задание требует рефлексивного отношения к результатам всех предыдущих этапов работы и создание на их основе рассказа – путеводителя, рисунка ёлочной игрушки и самой ёлочной игрушки , которая является «продуктом» решения проектной задачи.

ЦЕЛЬ , которую должны достичь дети: по результатам выполнения отдельных заданий создать итоговый продукт- рассказ – путеводитель для Деда Мороза и ёлочную игрушку.

Описание проектной задачи :

Предлагаемая задача необычная: её нельзя отнести к какому-то определённому предмету, но для её решения вам потребуются знания из большинства школьных предметов. Кроме того, задача большая по объёму, поэтому очень важно правильно распределить работу между собой: вы должны продемонстрировать умение работать вместе при решении общей задачи, чтобы каждый из вас смог внести свой вклад в результат работы вашей группы.

Надеемся, что вам понравится эта задача, и вы с интересом будете её решать.

Желаю вам успеха!

Задание 1. Предмет – литературное чтение. Работа с изограммами.

Чтение текста и обращение внимания, что Дед Мороз обращается к учащимся и просит их о помощи.

Дедушка Мороз получил от ребят письмо, но к сожалению прочитать его не может.

Помогите Деду Морозу перевести и прочитать письмо:

Гой-ро-до Дед Роз-мо! Жаются-прибли ние-зим ники-празд. У нас в ле-шко па-ли-про годние-ново ки-игруш. Не мог бы ты нам рить-пода ние-во-но-год ки-игруш. С нием-уваже ти-де.

Кто выполнил задание .

Задание 2. Предмет – математика.

Работа с календарём . Учащиеся находят месяцы и подсчитывают количество зимних календарных дней.

Ребята помогите Деду Морозу выбрать правильное время для посещения ребят. Отметьте на календаре зимние месяцы. Посчитайте, сколько дней длится зима в этом учебном году, чтобы Дед Мороз успел выполнить все просьбы ребят. Кто выполнил задание .

Предмет – литературное чтение.

Учащиеся должны прочитать загадки и выписать признаки зимы.

Ребята, запишите, какие должны происходить изменения зимой в неживой природе? Чтобы Дед Мороз чувствовал себя комфортно. А помогут вам в этом загадки:

Запорошили дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одеты в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?

Дни его- всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.

Хоть и отдых у ребят,
По домам они сидят.
За окошком минус тридцать.
Я пришёл к Зиме-сестрице.
Льдом сковал и пруд, и речку,
А кота загнал на печку.

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду- упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?

Кто выполнил задание .

Предмет – окружающий мир.

Подскажите Деду Морозу, где можно приобрести самые красивые ёлочные игрушки и загадать заветные желания.

Если ехать по Ленинградскому шоссе на север, на расстоянии 128 км от Монино находится единственный в России музей игрушки в городе Клин и знаменитая фабрика елочных игрушек «Елочка».

Традиция украшать рождественскую ёлку насчитывает не один век. В 19 веке праздничное дерево наряжали сладостями, орехами, яблоками, фигурками из бумаги, фольги и ткани. Позже стали популярны стеклянные ёлочные украшения.

Залежи кварцевого песка в Клинском уезде способствовали развитию стекольной промышленности. В 1848 году князь Меньшиков строит стекольный завод, где зарождается стекольный промысел. Завод изготавливал лампы, бутылки, стеклянные изделия для аптек.

Крестьяне окрестных деревень овладели навыками стекольного ремесла и стали изготавливать изделия – «дутые» бусы, пуговицы, серьги.

Стали изготавливать елочные украшения из ваты, картона, стекла. Как из стеклянной трубки – стеклодрота, рождается игрушка можно увидеть в стеклодувном цехе. А так же увидеть, как художница «укладывает» снег на крыши сказочных домов.

В музее есть музыкальный зал – Зал Щелкунчика. Всемирно известный композитор П. И. Чайковский жил в Клину и именно здесь закончил работу над музыкой к балету «Щелкунчик».

В музее есть 10-метровая елка- королева Клинского двора, возле которой загадывают заветные желания.

Из предложенных мыслей найдите ту, которая соответствует содержанию текста. Отметь её знаком V.

  • Королева Клинского двора.
  • История фабрики елочной игрушки.
  • Стекольный завод.

Кто выполнил задание ..

Задание 5. Предмет – русский язык.

Учащиеся читают текст и находят предложение.

Найдите в тексте предложение, в котором говорится:

«Что изготавливал завод с 1848 года?»

Спишите это предложение. Проверь. Если надо, исправь.

Кто выполнил задание .

Предмет – русский язык.

Учащиеся разбирают предложение.

Разбери списанное предложение по членам и определи части речи.

Предмет – русский язык.

Учащиеся разбирают простое или сложное, распространенное или нераспространенное, есть ли однородные члены, какие.

Расскажи о предложении все что можешь и знаешь.

Задание 8. Предмет – математика.

Учащимся предлагается вычислить оптимальный транспорт, на котором можно добраться до фабрики решив задачу на движение.

Помоги Деду Морозу выбрать вид транспорта с большей скоростью для того чтобы быстро добраться от Троицка до Фабрики ёлочной игрушки в городе Клин.

Машина едет до фабрики 2 часа, лошадь двигается 5 часов, а на велосипеде доберёмся за 9 часов.

Задание 9. Предмет – математика.

Учащимся предлагается сосчитать сколько нужно ёлочных игрушек, чтобы украсить ёлочку для учеников нашего класса.

Каждый ученик нашего класса украсит ёлочку 2 игрушками. Сколько игрушек будет висеть на ёлочке?

Изготовление фонариков по технологической карте.

Задание 11. Предмет – ИЗО, русский язык.

Ребята оформляют ёлочную игрушку. Составляют рассказ.

Составьте рассказ – путеводитель для Деда Мороза. Чтобы он мог выполнить просьбу ребят.

Читайте также: