Урок описание игрушки 6 класс презентация

Обновлено: 04.05.2024

1. Сколько лет игрушке. Ведь игрушки появились давным - давно и имели особое значение: женская фигурка олицетворяла плодородие; конь считался слугой солнца; птицы предвещали весну, тепло (до сих пор в некоторых деревнях бабушки лепят - пекут из теста жаворонков). Игрушка так же, как сказки, песни, передавала понятия об окружающем мире, о добре и зле, о счастье и красоте. Издавна развивалось это удивительное рукотворное ремесло.

2. Словарная работа.

- А как вы понимаете это слово "рукотворный"? (записать)

Обратите внимание на корень - твор - Он взят от глагола "творить".

Подберите и запишите однокоренные слова:

III. Экскурсия по "музею".

Чтобы лучше узнать о сотворении игрушки, мы сегодня отправимся с вами на экскурсию в музей игрушки. Правда, наш музей пока ещё мал. А существует в нашей стране большой музей игрушки. Он находится в Московской области, в городе Сергиев Посад, в огромном старинном здании.

А наш музей хоть и мал, но он волшебный. Вы видите, что закрыты его двери, без входного билета нас не пустят. А входными билетами станут ваши знания, правильные ответы на мои вопросы:

1. Устный опрос:

- Какие стили речи вы знаете?

- Какие типы речи вы знаете?

- Какова композиция (слово на доске) повествования?

- Какова композиция описания? (общее впечатление, описание деталей, оценка - запись в тетрадь!).

Ну что же, посмотрим, откроются ли нам двери музея?

(Звучит музыка, с помощью "волшебного" ключа ученик открывает музей.

Экскурсоводами музея будут заранее подготовленные ученики. Доклады о народной

игрущке были их домашним индивидуальным заданием.)

2. Перед нами первый зал музея: "Богородская игрушка".

Задание: при проведении экскурсии в рассказе экскурсовода найдите и запишите слова с приставками "при" -"пре". (Придумывая, принадлежавших. ) (Приложение №1)

3. А вот следующий зал нашего музея "Игрушки из Дымковской слободы".

Задание: найдите в рассказе экскурсовода имена прилагательные, употреблённые для описания игрушки. (Небольшая, особая, известная, глиняные, красные, синий, жёлтые, белые, чёрные, золотые) (Приложение №2)

4. И вот перед нами зал № 3 "Каргопольская игрушка". (Приложение №3)

Задание: найдите в рассказе экскурсовода слова, доказывающие древние истоки происхождения игрушки. (Первобытным, фантастическое, мифологического, сказочный.)

5. А наша экскурсия продолжается : Зал № 4 - "Филимоновская игрушка".

Задание: а теперь найдите слова с известными вам приставками и запишите их к себе в тетрадь. (Продавали, промысла, сохраняя, дополнения, изменения, выполненные, отличаются, причудливые, находится, вытягивают, приходится, подтягивать, приглаживать, удлиняется, расписывать, роспись.)

А как вы понимаете слово "орнамент"?

6. Свой орнамент присущ и следующему нашему экспонату, русской матрёшке. (Зал №5)

Как, например, К.Г.Паустовский в очерке "Толпа на набережной", отрывок из которого приведён в наших учебниках по развитию речи.

7. Работа по учебнику

1. чтение отрывка

2. определите стиль написания

3. отметьте наличие слов и оборотов, характерных для данного стиля

(метафора, сравнение, эпитеты).

4. определите тип речи (смешанный, повествование с элементами описания)

5. какое место в композиции повествования занимает описание матрёшки (кульминация)

Вот какую интересную страничку нашей истории, нашей культуры приоткрыли мы сегодня, знакомясь с русскими игрушками. Но о многом мы сегодня не упомянули, да и не могли упомянуть. В дальнейшем знакомстве с русской игрушкой вам помогут книги и ваша любознательность.

А впереди у нас ещё одна экспозиция, следующий зал. Только у него пока нет названия. Ведь там расположены ваши игрушки, а у них пока нет такого художественного паспорта, как у экспонатов предыдущих залов.(Зал №6)

Вот составлением таких паспортов-описаний мы и займёмся на следующем уроке.

(Второй урок)

IV. Работа над стилем и речью будущего сочинения.

1. Беседа (опрос) по теме урока.

- Заложена ли в формулировке темы сочинения ("Моя любимая игрушка") его идея?

("Любимая" - значит, за описанием игрушки должна чувствоваться личность автора, его интересы, ведь выбор игрушки не случаен.)

- В каком стиле должно быть выдержано наше сочинение-описание? (художественном)

а) работа с текстами на парте. (Приложение №6) Представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазины, чтобы получить заказы (Текст А1).

- Соответствует ли этот текст нашей теме?

(Нет, здесь речь идёт об игрушке вообще, а не о любимой вещи; дана информация, но не выдержано авторское отношение.)

(Достать собачку : (похоже на фокус)).

- Не правда ли, не хочется про такую милую зверюшку говорить казёнными словами?

Посмотрите, она даже на нас обиделась.

А если так, то, может быть, другое описание ей понравится больше?

(читаем 2-е описание : (смотрите, щенку нравится)).

- Докажите, что это художественное описание. (Дети находят выразительные средства.)

- Найдите его композиционные части.

б) продолжение беседы.

- А можно ли описание совместить с повествованием? Какова композиция такого сочинения смешанного типа? (Описание может занимать место кульминации, как в тексте Паустовского.)

- В чём может состоять завязка, развитие действия? (Как появилась игрушка.)

- А можно ли начать сочинение, сразу с кульминации, т.е. с описания? (Да, например: "Эта игрушка меня очаровала, как только я её увидела :")

2. Cловарная работа.

- А как вы понимаете слова "очаровать, очаровательный"?

- Каков корень слова? Как его написать?

- А какие ещё слова могут нам помочь при описании игрушки?

Пластмассовая, металлическая, прекрасная, чудесная, занимательная, удивительная, механическая, увлекательная, забавная, симпатичная, интересная, автоматическая, заводная.

- Какие из данных слов являются нейтральными, т.е. служат просто для описания, а какие слова содержат оценку. Подчеркнуть оценочные прилагательные.

Каждому из записанных вами слов необходимо найти в тексте нужное место, иначе может потеряться и значение его, и красота.

Поэтому сейчас мы поработаем над соединением слов в предложения, над композицией сочинения, его элементами.

3. Pедактирование.

Перед вами под литерой Б лежат отрывки из сочинений учащихся. В чём недочёты предложенных вам ученических работ? Отредактируйте их.

(Работа с текстами. Приложение №6)

4. Устное описание.

Итак, мы уже поняли, как, в какой последовательности, какими словами писать сочинение, - а вот о чём оно будет? Какое слово в названии сочинения говорит о его теме? ("Моя")

- Давайте с особым вниманием посмотрим на свои игрушки. Какой долгий путь проделали они к нам! Так неужели мы их обидим?! НЕТ! Мы должны составить для них такой паспорт, чтобы они с гордостью составили экспозицию этого, пока ещё не названного зала.

- Попробуйте устно (с учётом всего выше сказанного) описать принесённую игрушку.

А остальные внимательно слушают, комментируют, если надо, редактируют и оценивают ответы.

Мы слушали ваши рассказы об игрушках.

- Как же мы назовём этот зал нашего музея? (запись на листе)

("Моя любимая игрушка")

5. Вывод по уроку.

- Над чем мы сегодня работали на уроке?

- В каком стиле должно быть написано наше сочинение?

- Какой тип речи мы будем использовать в нашей работе?

- Как должна строиться композиция описания?

- Какой ещё тип речи мы можем использовать в нашем сочинении?

- Какое место будет в этом типе речи занимать непосредственно описание игрушки?

- Какое слово отражает идею нашего сочинения?

- Может ли игрушка отразить личность своего владельца, рассказать о хозяине или хозяевах?

- А может ли игрушка рассказать о целом народе?

(В национальных русских игрушках всегда ощутима доброта, мягкий юмор, художественное решение их скромное и простое, но они дарят радость.)

А ведь игрушка, ребята, может нам поведать не только о культуре народа, но даже о тайнах истории государства Российского.

Чтение учителем стихотворения Е.Евтушенко "Баллада о русской игрущке".

V. Домашнее задание.

Вот и закончилась наша экскурсия в музей игрушки.

Закрывают его двери.

Но разговор об игрушке будет продолжен на страницах ваших домашних сочинений.

Использованная литература.

1. Никитина Е.И. Уроки развития речи: К учебнику "Русская речь. Развитие речи": 5 класс. - М., Дрофа, 2000.

2. Рогов А. П. Чёрная роза. Книга о русском народном искусстве. - М.: Современник, 1978.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Курс повышения квалификации

Геймификация как универсальная технология развития внутренней учебной мотивации школьников


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:


СЛОВАРНАЯ РАБОТА Искусный, искусственный, подлинный, истинный, румяный, дерев.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА Искусный, искусственный, подлинный, истинный, румяный, деревянный, глиняный, соломенный, шерстяной, стеклянный, огненный.


ЯПОНСКИЙ МУДРЕЦ ФУКУРУМА

ЯПОНСКИЙ МУДРЕЦ ФУКУРУМА

 художник Сергей Малютин

художник Сергей Малютин


УГАДАЙ МАТРЕШКУ










«Матрешка в шали алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покр.

«Матрешка в шали алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная… Деревенский мастер наградил матрешек русской красотой, соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие их глаза он прикрыл длинными ресницами. К.Г.Паустовский «Матрешка- полая внутри, деревянная, разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера» Словарь С.И. Ожегова


Матрешка- Уникальная, необычная, удивительная, не похожая на другие, самобытн.

Матрешка- Уникальная, необычная, удивительная, не похожая на другие, самобытная (характерная именно для культуры русского народа, национальная игрушка)

КОНСТРУКЦИЯ- Состоит из нескольких куколок, вкладываются одна в другую

КОНСТРУКЦИЯ- Состоит из нескольких куколок, вкладываются одна в другую

 СЕРГИЕВО-ПОСАДСКАЯ МАТРЕШКА- СКРОМНАЯ, ПРОСТАЯ

СЕРГИЕВО-ПОСАДСКАЯ МАТРЕШКА- СКРОМНАЯ, ПРОСТАЯ

ЛИЦО- Круглое, глаза большие, выразительные, брови дугой, щёки румяные, губки.

ЛИЦО- Круглое, глаза большие, выразительные, брови дугой, щёки румяные, губки алые

ОДЕЖДА- платочек, передник, рубашка, сарафан, нарядная вышивка.

ОДЕЖДА- платочек, передник, рубашка, сарафан, нарядная вышивка.

 ЦВЕТА- Яркие, тёплые, создают ощущение праздника.

ЦВЕТА- Яркие, тёплые, создают ощущение праздника.

ФИГУРА- Округлая, женственная.

ФИГУРА- Округлая, женственная.

ХАРАКТЕР- .Спокойный, радостный, излучает покой, домашнее тепло, добрый, ласк.

ХАРАКТЕР- .Спокойный, радостный, излучает покой, домашнее тепло, добрый, ласковый, нежный

ПЛАН 1.Матрёшка –игрушка необычная. 2. Описание Сергиево-Посадской матрешки.

ПЛАН 1.Матрёшка –игрушка необычная. 2. Описание Сергиево-Посадской матрешки: а)своеобразие матрешки; б) конструкция и цветовое решение; в) внешность, одежда; г) характер. 3.Игрушка, ставшая символом России.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 917 813 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Морфология. Орфография. Культура речи

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Морфология. Орфография. Культура речи
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Морфология. Орфография. Культура речи
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Морфология. Орфография. Культура речи
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Морфология. Орфография. Культура речи
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Морфология. Орфография. Культура речи
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Морфология. Орфография. Культура речи
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Морфология. Орфография. Культура речи
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Морфология. Орфография. Культура речи

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»
  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»
  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»
  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»
  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»
  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

Оставьте свой комментарий

  • 21.02.2018 1847
  • PPTX 5.6 мбайт
  • 179 скачиваний
  • Рейтинг: 1 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Чугунова Светлана Витальевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

64 минуты

«Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника»

27 минут

«Обеспечение иммунопрофилактики: документация, планирование, контроль и критерии оценки качества»

24 минуты

«Искусство детям - увлекательно и просто: Первобытное искусство»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Курс повышения квалификации

Геймификация как универсальная технология развития внутренней учебной мотивации школьников


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовила учитель русского языка и литературы Иванюк И.В.

Подготовка
к сочинению-описанию на тему:
«Народная игрушка»

Цель урока:
Подготовиться к сочинению-описанию игрушки.
Учиться определять главную идею сочинения, составлять план.
Заглянуть в прошлое игрушки.

Русская деревянная игрушка
Искусство изготовления игрушек с глубокой древности передавалось от отца к сыну, от деда к внуку . Даже в самой бедной крестьянской семье всегда были нарядные игрушки. Считалось, что если ребенок небрежно обращается с игрушками- значит, не будет в доме богатства и удачи. Верили, что игрушки охраняют и защищают детей.

Богородская
игрушка
Недалеко от Москвы есть село Богородское. В нем жили плотники и столяры. Они строили дома с резными наличниками, мастерили шкафы, стулья. А в свободное время топором и ножом вырезали для детей деревянные игрушки.

Дымковская игрушка
Многие области России славятся глиняными игрушками. Самые знаменитые игрушки- конечно, дымковские.
Их изготавливают в слободе Дымково под Вяткой.

Изготовить простую свистульку – большое искусство, дымковские игрушки –большие, сложные. Глину специально готовят, замешивают «тесто», из которого лепят фигурки, потом обжигают их в печи, чтобы были прочнее, деревянной палочкой – «пичужкой» прокалывают отверстие для свистка. Коричневую глину покрывают белой краской из молока и мела, расписывают яркими цветами.

Знаменита своими игрушками и деревня Филимоново. Глина здесь не коричневая, а белая, она легко тянется, как пластилин. Поэтому филимоновские игрушки такие вытянутые – это коровы, олени, козы.

Матрешку придумал художник Сергей Васильевич Малютин. У японских детей он увидел игрушку, которая изображала старика – мудреца Фукуруму.
Кукла эта, понятно, была японкой, точнее даже,
японцем - сердитым на вид, узкоглазым стариком.

Семья матрёшек
Позже куклу изменили: на щёки лёг румянец прикрыл
голову алый платочек, свесилась из-под него
толстая коса. Так и хотелось назвать куклу
русским именем. Дуняша? Маняша?
Матрёша?

Матрёшка - красавица писаная,
необыкновенная.
Матрешка-
пышная,
нарядная толстушка,
весёлая,
добрая,
очаровательно улыбающаяся,
русская красавица …

Матрёшка - красавица писаная,
необыкновенная.
Глазки-
синие, как небо,
круглые,
озорные,
веселые,
лучистые,
искрящиеся,
с пушистыми ресницами

Матрёшка - красавица писаная,
необыкновенная.
Щёки -
румяные,
будто яблочки,
алые…
Губы -
Брови -
алые, бантиком,
горят как пламя,
улыбающиеся…
черные,
изогнутые…
Носик -
маленький,
курносый…

Наряд:
сарафан,
рубашка с пышными
(широкими рукавами),
шаль (платочек)

I. Вступление: кратко рассказать об истории происхождения матрёшки.
II. Основная часть: описание игрушки.
III. Заключение: моё отношение к игрушке, мастерству художников.

Что надо помнить при описании игрушки?
Что нового вы узнали на уроке?

Описать матрешку по плану.

Спасибо за урок!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 917 813 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»
  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»
  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»
  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»
  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»
  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»
  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»
  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»
  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

Оставьте свой комментарий

  • 05.02.2017 2335
  • PPTX 4.3 мбайт
  • 28 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Иванюк Ирина Вадимовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

64 минуты

«Развитие эмоционального интеллекта»

71 минута

«Профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагога через самооценку профессиональной деятельности»

86 минут

«Актуальные и современные проблемы системы образования»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

На уроке учащиеся готовятся к написанию сочинения "Моя любимая игрушка", элементы театрализации делают учебное занятие увлекательным.

ВложениеРазмер
urok_sochinenie-opisanie.doc 49 КБ
prilozhenie_1.docx 784.67 КБ
prilozhenie_2.docx 11.8 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение-описание в 6-м классе «Моя любимая игрушка»

Цели урока: подготовить учащихся к самостоятельному описанию игрушки (учить подчинять материал основной идее сочинения);

отработать элементы композиции сочинения;

составить словари опорных слов;

познакомить с историей русской игрушки;

вызвать у учащихся интерес к нашей истории, к нашим национальным истокам.

Форма урока : театрализованное представление

Оборудование: запись на доске вспомогательных материалов к уроку; музыкальное сопровождение к театрализованной части урока; русские народные игрушки.

2. Слово учителя.

- Сегодня, ребята, на уроке мы должны будем с вами приготовиться к сочинению-описанию “Моя любимая игрушка”.

Откройте тетради, запишите тему урока.

Игрушка… Конечно, у каждого из вас есть игрушки, были они и у нас, взрослых. Ведь игрушка от слова играть – забавляться, развлекаться, резвиться, проводить время в каком-либо занятии, служащем для отдыха.

Кто тот человек, который создал первую игрушку, теперь, конечно, не выяснить. Но игрушка сопутствует человеку с древних времён. И у каждого народа – свои любимые игрушки, забавы. Но в одном мы можем быть уверены, что этот человек был добр, весел, жизнелюбив и талантлив. Ведь создать хорошую игрушку может только добрый человек.

– А кто может сказать, а в какие же игрушки играли наши предки?

Хорошо, знаете, в какие игрушки играли раньше на Руси. А ведь интересно узнать, как их создали, какова их история?

3. Музыкальная зарисовка

Заходите, гости дорогие. С чем вы к нам пожаловали? Ах, с игрушками!

Положите и расскажите нам о них, а мы послушаем да поудивляемся.

5. Рассказ учащихся про игрушки :

Матрёшку, свистульки, Ваньку-встаньку.

Спасибо, гости дорогие. Игрушки ваши нам понравились. Можете ли вы их нам оставить? Спасибо. До свидания.

А теперь давайте посмотрим, в какие игрушки играют современные дети. Достаньте их, ребята, расскажите о ваших любимцах.

7. Рассказы детей об игрушках .

(Откуда взялась игрушка, как она выглядит, почему вы её любите, как играете с ней).

Вот эти- то игрушки нам предстоит с вами описать и оформить альбом.

– Давайте вспомним, какие стили речи вы знаете? (разговорный, художественный, научный)

– В каком стиле мы будем описывать наши игрушки? (в художественном)

– А какие типы речи вы знаете? (рассуждение, описание, повествование).

– Что значит описание? (этот текст отвечает на вопрос какой? Потребуется одна фотография)

– Какова композиция описания?

Название нашего сочинения “Моя любимая игрушка”. Не просто игрушка, а любимая. Скажите, заложена ли в формулировке темы сочинения его идея, основная мысль. Да – любимая. ( т.е. за описанием игрушки должен чувствоваться автор, его интерес, ведь выбор игрушки не случаен).

– А в каком стиле должно быть выдержано описание? (в художественном)

Представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазины, чтобы получить заказы.

Щенок – мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина – 25см., высота – 20см. Цвет коричневый с белым. Неозвученная, с механическим заводом.

Соответствует ли данный текст нашей теме? (нет, здесь идёт речь об игрушке вообще, а не о любимой вещи; дана информация, но не выражено авторское отношение).

А если про эту же зверушку написать так: Моя любимая игрушка - это плюшевый пес. Для меня это что-то больше чем просто игрушка, это мои воспоминания, которые хранят в себе множество положительных эмоций. У этого пёсика есть чёрненькое пятнышко вокруг левого глаза, большие уши, чёрный маленький носик, и чётко выраженные контуры глаз, сам он молочного оттенка, и шерстка у него кудревата. Хвостик, словно маленький шарик, упирается в прямую, словно как у собаки на посту спину. Множество раз заштопанный, гордый, щенок всегда будет вселять в меня радость своим добрым взглядом.

– В каком стиле дано описание? (художественном).

– Докажите, что данный текст описание? (в этом тексте есть “данное” – назван предмет, есть новое – признаки предмета, отвечает на вопрос какой ?, потребовалась бы одна фотография).

Найдите композиционные части. (Общее впечатление, описание деталей, оценка) – на доске.

В каких словах выражается авторское отношение к игрушке, как можно понять, что это любимая игрушка?

А можно ли повествование совместить с описанием? Какова будет композиция такого сочинения?

Завязка – развитие действия – кульминация – спад действия – развязка. (на доске).

В чём может состоять завязка, развитие действия? (как появилась игрушка).

А можно сочинение начать сразу с кульминации? (т.е. с описания).

Да, можно. Эта игрушка меня сразу очаровала, как только я её увидела.

А как вы понимаете: очаровала, очаровательный? (обаятельный, пленительный).

Каков корень слова, как его нужно написать?

10. Словарный диктант :

Пластмассовая, металлическое, прекрасное , чудесное , занимательное, удивительное , механическое, увлекательное, забавное , симпатичное , интересное , автоматическое, заводное.

Выделите слова нейтральные и те, которые несут оценку.

Каждому слову, ребята, в тексте нужно будет найти своё место, иначе потеряется его значение и красота.

11. Предупредим речевые ошибки .

Текст. Прочитайте текст №1. Какие ошибки совершил автор текста №1, №2.

Сейчас на черновиках вы напишите сочинение, помните, что за описанием должен стоять автор, помните о композиции сочинения, избегайте тех речевых ошибок, которые встретили в текстах.

Данная презентация содержит методическую разработку для написания сочинения-описания в 5-6 классе.

ВложениеРазмер
prezentatsiya_matreshka.ppt 1.92 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Типы речи. Описание предмета на примере национальной игрушки

Для чего нужны игрушки? «Игрушка - вещица, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям» (В. Даль) Синонимический ряд в диалектах к слову игрушка: балушка, потешка, баловка, таратушка, цацка. Пословицы: «Игрушки да смешки, шутки да потешки». В речи: «Это все игрушки!» Пустяк, ерунда, то есть.

Национальная игрушка: богородская игрушка Увидев как-то богородских «кузнецов», французский скульптор Огюст Роден воскликнул: «Народ, который создал эту игрушку, - великий народ!»

Национальная игрушка: Дымковская игрушка К такого рода игрушкам нельзя не отнести яркую, живую, праздничную «дымку». Душа оттаивает, сердце радуется, губы сами собой улыбаются, глаза сияют, когда видишь аккуратненьких водоносок, лихих гусаров, разряженных нянек с румяными малышами. А то еще бывает целая компания за праздничным самоваром соберется. Даже животные здесь – особые. Дружелюбные, улыбчивые, добрые. И самое главное – они гармонично и дружно живут вместе с людьми, и н ет в этом мире ни вражды, ни войн, ни жестокости.

Национальная игрушка: МАТРЕШКА Матрена. Матрешечка. Или уважительно – Матрена Ивановна. Эта игрушка – символ русского характера, символ русской души, соединяющий в себе базовые русские ценности: материнство, семью, русскую соборность, единство, душевное тепло, покровительство и трогательную заботу о близких.

Подготовка к сочинению-описанию: собираем материалы - Скажите, любите ли вы играть в игрушки? - Какие игрушки являются вашими любимыми?

Роль игрушек в жизни человека Александр Бенуа, вспоминая деревянных солдатиков своего детства, писал: "Нравились они мне по двум причинам - и потому, что они были раскрашены в особенно яркие и глубокие "колеры", и потому, что они восхитительно пахли, "пахли игрушками", - пахли тем чудесным запахом, которым густо были напитаны и игрушечные лавки".

Роль игрушек в жизни человека Известен такой факт: русский царь Николай Второй имел немало различных игрушек. Но самой любимой его игрушкой была миниатюрная железная дорога, которая являлась точной копией настоящей. Чего там только не было: и рельсы, и станционные будки, и поезда с вагонами. Часами будущий император мог играть с железной дорогой. А когда он вырос, то построил немало железных дорог в России.

Матрёшка в фольклоре Кукла первая толста, а внутри она пуста. Разнимается она на две половинки. В ней живет еще одна кукла в серединке. Эту куколку открой – будет третья во второй. Половинку отвинти, плотную, притертую, - И сумеешь ты найти куколку четвертую… Прячется в ней пятая куколка пузатая. А внутри пустая, в ней живет шестая…

История происхождения матрешки Известный художник Сергей Васильевич Малютин увидел в Японии интересную куклу. Она была из дерева, пустая внутри, и в нее вкладывались несколько таких же кукол поменьше. Кукла эта была японцем, сердитым на вид узкоглазым стариком. Изображала она Фукуруму – божество счастья и долголетия. А несколько фигурок внутри – несколько божеств рангом пониже.

История происхождения матрешки На Руси издавна точили из дерева посуду, погремушки, деревянные игрушки. Выточили и куклу. Увидев куклу, кто-то ахнул: «Да это же настоящая Матрена!» Так ее и назвали – Матреной, а ласково – Матрешечка, Матрешка. Имя было закреплено за игрушкой не случайно: в крестьянских семьях это имя было очень распространено.

Подготовка к сочинению - Прежде чем начнем собирать материалы к нашему будущему сочинению, давайте вспомним, что мы знаем о таком типе речи, как описание. - Мы уже говорили с вами об описании предмета. Как вы понимаете задание: описать предмет? - По каким признакам вы можете определить тип речи готового текста? - Какая композиция характерна для такого типа речи, как описание? - Какие вопросы, заданные к тексту, помогают нам понять, что описывается предмет?

Собираем материалы к сочинению Расширение лексического запаса В русском языке есть еще одно слово, которое поможет нам охарактеризовать матрешку. Эта игрушка самобытная , то есть свойственная, характерная именно для культуры русского народа, национальная игрушка. - Рассмотрите матрешек, представленных на выставке. Мы с вами знаем, видим новые игрушки, изготовленные из самых современных материалов, и даже играем в удивительные игрушки, о которых не могли мечтать дети в прошлом веке. Но можно ли сказать о матрешке, что это обычная игрушка ? - Какими еще словами мы могли бы охарактеризовать игрушку? (Своеобразная, оригинальная, не похожая на другие) . (Рабочие материалы по ходу урока записываются учащимися в тетрадях).

Собираем материалы к сочинению Из чего изготавливаются матрешки? (Из дерева). Правильно. Игрушка изготавливалась народными умельцами из мягких пород дерева, чаще всего из липы. Как вы думаете, чем отличаются деревянные игрушки от металлических, пластмассовых, стеклянных? (Такие игрушки безвредные, с ними приятно играть). На Руси издавна любили делать игрушки из природных материалов: из глины, из соломы, из дерева. И не только потому, что эти материалы безвредны. Подержите матрешку в руках. Что вы чувствуете? (Игрушка теплая!). Дело в том, что дерево свое тепло и живительную силу передает сделанной из него игрушке .

Как сделана куколка В чем особенность конструкции куколки? Что представляют собой куколки, поставленные в ряд? ( Все вместе они как большая игрушечная семья, в которой есть мама и дочки). Дополнение Крестьянские семьи на Руси были раньше большими, детей было много, жили дружно, помогая друг другу, поддерживая в трудную минуту. Оказывается, наша матрешка – не просто игрушка, но еще и символ такой дружной, крепкой семьи. Видите, как непроста наша матрешка, сколько смысла заложено в ней.

Цветовая гамма игрушки Мы с вами говорили о конструкции матрешки, а теперь давайте посмотрим, какие цвета характерны для наших игрушек? Когда в жизни нас окружает подобное разноцветье, буйство красок? Культуроведческий комментарий Современная промышленность создала яркие краски, и наша одежда выглядит нарядно и ярко в любой день. А на Руси люди старались самую нарядную и яркую одежду приберечь для праздника. Кто из вас знает, какой цвет на Руси считался самым праздничным, красивым? (Красный цвет). Верно. Слово «красный» раньше означало «красивый, хороший». Говорили: «красная девица» – красивая девица, «красный угол» – самый нарядный и красивый угол в избе. И матрешки первоначально были в основном в ярких красных сарафанчиках. Как вы считаете, какое настроение создает игрушка благодаря обилию и яркости цветов? (Праздничное, радостное настроение ).

Настроение, создаваемое игрушкой - Как вы считаете, какое настроение создает игрушка благодаря обилию и яркости цветов? (Праздничное, радостное настроение ). - Действительно, когда мы смотрим на матрешку, на лице невольно появляется улыбка. Но это происходит не только потому, что матрешка такая яркая и нарядная. Как вы думаете, почему? ( У матрешек улыбающиеся, приветливые лица, и мы, глядя на них, тоже в ответ улыбаемся).

Как выглядит матрешка - Давайте рассмотрим лицо игрушки. Попробуйте его описать. (Лицо круглое. Глаза у матрешки большие, открытые. Ресницы черные, длинные, изогнутые. Бровки дугой. Щечки румяные, губки алые). - Такая внешность у матрешек тоже не случайна. Дело в том, что, рисуя игрушке лицо, мастера старались передать истинно народное представление о женской красоте. Вспомните, как описываются русские красавицы в народных сказках? ( О них говорится: девица красная, очи ясные, брови соболиные, щеки румяные, уста алые). - А что еще всегда ценилось во внешности девушки, считалось ее особой красотой? (Коса). Существует и по сей день такая поговорка: «Коса – девичья краса». - Посмотрите внимательно на матрешек, у некоторых куколок одна коса, а у некоторых две. Как вы думаете, почему? (По обычаю, существовавшему на Руси, у незамужней девушки была одна коса, а у замужней – две). Когда девушку выдавали замуж, то косу расплетали. Примета замужней женщины – две косы.

Наряд матрешки Какой наряд характерен для матрешки? (Просторный сарафан, передничек, платочек). Действительно, раньше женщины носили просторные рубахи и сарафаны (сарафан - русская женская крестьянская одежда, род платья без рукавов, надеваемого поверх рубашки с длинными рукавами). Русские нравы не позволяли женщине подчеркивать фигуру, поэтому одежда русских красавиц была широкой и свободной, а сарафаны и рубахи для этого исключительно хорошо подходили. - Почему голова игрушки всегда в платочке? - Как видите, даже такая деталь, как платочек, нам многое может рассказать. Оказывается, это тоже особенность древнерусской культуры. Женщины носили головные уборы. Считалось позором «опростоволоситься», т.е. показать постороннему человеку простые волосы. А какое значение в современном языке имеет слово «опростоволоситься»? (Это означает – «опозориться»). Обычай, существовавший в Древней Руси, остался в прошлом, но нашел отражение в изменившемся значении слова «опростоволоситься».

Фигура матрешки - Какими словами вы бы охарактеризовали фигурку матрешки? (Фигурка куколки толстенькая, округлая ). Комментарий. Такая кругленькая куколка опять-таки не случайно. Дело в том, что на Руси ценились женщины дородные, то есть высокие и полные. Считалось, если женщина худенькая, бледная, то она не сможет содержать как нужно свою семью и выполнять тяжелую крестьянскую работу.

Характер куколки - Как вы считаете, можем ли мы по внешности матрешек определить, какой характер у этой игрушки? ( добрый, сердечный,веселый,открытый, нежный, ласковый, спокойный, приветливый, улыбчивый). Комментарий: В характере игрушки тоже нашли отражение особенности русского национального характера. В женщине испокон века почитались такие черты характера, как доброта, доброжелательность, открытость, приветливость. Эти черты характера и воплотили художники в нашей матрешке.

Семейки матрешек - Рассмотрите внимательно одну из представленных семеек матрешек. Матрешка, хоть и игрушка, но не бездельница. Каждая, кроме самых маленьких, что-то делает. Опишите выбранную вами семейку. («В моей семейке матрешек все куколки – мамины помощницы. Они собираются на праздничное чаепитие. Матрешку-маму художник нарисовал с хлебом и солью в руках, который она держит на вышитом полотенце. Дочки-матрешки помогают накрывать на стол. Одна держит в руках желтый пузатый самовар. У другой – расписной чайник для заварки. У третьей в руках связка баранок. Маленькие матрешки несут на стол мисочку с медом, блюдечко с конфетами»). - Каждый художник, создавая свою семейку матрешек, старается не повторяться, выполнить матрешек в едином стиле, одной цветовой гамме, но в каждой матрешке показать свою «изюминку», ее отличие от других в семеек. Этим и интересны матрешки. Они как люди в одной семье: вроде бы чем-то похожи, но все-таки разные!

Рабочие материалы - Мы с вами сейчас рассмотрели матрешку и собрали необходимые рабочие материалы к сочинению. Давайте проверим правильность сделанных записей. (У школьников в тетрадях после беседы остаются следующие рабочие материалы: Матрешка – своеобразная, уникальная, необычная, удивительная, не похожая на другие, самобытная. Конструкция : состоит из не скольких куколок, которые вкладываются одна в другую. Материал : и з готовлена из дерева, сохр а ня ет его жи вое тепло. Цвета : яркие, теплые краски; созд а ют о щу щение пра здн ика. Лицо : кругл ое ; глаза боль ши е, выр а зительные; ре сн ицы че рные, дли нн ые, изогнутые; брови дугой, щеки рум ян ые, гу б ки алые. Фигура: округлая, женств енн ая. Одежда: к о сынка или пл а точ ек , фартук (передник), русская рубашка, с а р а фан; украш ен а г и рляндами с цветами, бутонами, нарядной вы ши вкой. Характер : спокойный, радо стн ый; излуча ет покой, домашн ее тепло; добрый, ласковый, нежный.

Работа с планом сочинения На доске учитель записывает неполный вариант плана. Матрешка – игрушка необычная 1.Своеобразие русской матрешки. 2.Национальная русская игрушка: а) … б) … в) … г) … 3.Игрушка, ставшая символом России.

Подведение итогов урока. Организация домашнего задания. - Итак, сегодня на уроке мы многое узнали о необычной игрушке – матрешке, собрали рабочие материалы к сочинению и его план, устно проговорили возможный вариант сочинения. Дома нужно будет написать сочинение на тему «Матрешка – игрушка необычная». - Поскольку не у всех перед глазами дома будут матрешки, то трудно будет описать семейку игрушек. Поэтому можно сделать следующее. Вы можете взять заготовки матрешек, придумать свою семейку, нарисовать ее, учитывая те народные традиции, о которых мы говорили, и описать именно эту семейку. Попробуйте почувствовать себя настоящими продолжателями народных традиций! (Это задание дается учащимся по желанию).

Читайте также: