Урок по дымковской игрушке

Обновлено: 02.05.2024

Научить анализировать символику росписи дымковской игрушкой, правильно использовать основные цвета промысла.

Научить детей обобщать свои знания, анализировать новый материал и применять его на практике.

Развивать графические умения и навыки в изображении элементов узора по народным мотивам;

развитие у детей творческого воображения, фантазии, эстетического восприятия, чувство ритма, цвета, творческие способности.

Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно-прикладного искусства страны.

Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Воспитывать художественно – образное мышление.

Проявление эмоциональной отзывчивости на роль искусства в эстетическом и интеллектуальном развитии.

Осмысленное эмоционально – ценностное восприятие визуальных образов – символов искусства для дальнейшего использования в учебно – познавательной деятельности знаково – символической формы.

Проявлять уважительное отношение к народному искусству.

Определение проблемы и правильная постановка учебной задачи;

Планирование учебно – познавательной и практической деятельности;

Прогнозирование и предвидение конечного результата.

Развивать навыки сотрудничества, разрешения конфликта.

Принимать участие в работе парами

Умение воспринимать различные точки зрения.

Умение с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли. Формулировать свою точку зрения и отстаивать её.

Управление поведением партнера

Выделение познавательной цели о характерных особенностях рисунка, поиск информации .

Выбор способов решения: поиск композиции; выбор графических материалов; знаково – символических изображений.

Логические УУД Анализ объектов с целью выделения существенных признаков.

Синтез – составление цельного образа из характерных элементов.

  • Знать характерные особенности дымковской игрушкой; простейшие элементы дымковской игрушкой – круги
  • Уметь выявлять характерные особенности росписи дымковской игрушкой; создавать узоры по собственному замыслу; обобщать свои знания, анализировать новый материал и применять его на практике
  • Проявлять уважительное отношение к народному искусству,
  • Проявление эмоциональной отзывчивости
  • способность осознанно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
  • выработка умений и навыков с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли готовность к сотрудничеству и сотворчеству с одноклассниками и учителем,
  • формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку

Форма, цвет, узор, дымковская игрушка

Литературное чтение, музыка, окружающий мир

Для учителя: презентация, проектор, школьная доска, магниты, карточки с названиями

Для обучающихся: альбомные листы, кисточка, краски (гуашь или акварель), баночка с водой, индивидуальные карточки с заданием, шаблоны дымковской игрушки.

Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная

Личностные, Познавательные, Регулятивные, Коммуникативные

Организационный момент и введение в урок.

1 Учитель организовывает класс к занятию

- Я рада вас всех видеть. Здравствуйте. Передо мной ребята, готовые начать работу на уроке?

Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Садитесь. Проверьте, что вы приготовили к уроку.

Учащиеся готовятся к уроку и проверяют наличие необходимых пренадлежностей. Садятся за парты.

Личностные: Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные: Самоконтроль готовности к уроку

Организация начала урока

Актуализация знаний. Завязка.

2.1 Учитель - в начале урока хотела вас спросить. Вы видели когда-нибудь лошадь? Какого цвета она бывает?

А белую лошадь с красными, синими или желтыми кружочками видели?

Нет? А всадника верхом на рыбе? А хоте ли бы увидеть? Ну, давайте знакомиться.

Учитель — ребята посмотрите внимательно на поднос, который я сейчас держу в руках, что вы на нем видите?

-А из какого материала они сделаны?

- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего занятия?

2.2 Объяснение нового материала.

Учитель — Сегодня мы познакомимся с народной глиняной игрушкой – дымковская игрушка.

Если я сейчас вам дам задание: нарисуйте правильно дымковскую игрушку, вы сможете это сделать?

Перед нами встает проблема – как нарисовать дымковскую игрушку? Я для этого надо знать роспись дымковской игрушки.

Давайте с вами сейчас вспомним с какими росписями мы с вами уже встречались, а какие уже изучали ?

Может все дело в названии?

2.3 Учитель читает текст.

Работа с текстом. Приложение 1

Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу глубокой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково…. Рядом с этой деревней жила волшебница. На берегу, она брала глину и лепила из неё игрушки. И игрушки были у неё дивно хороши. Прослышал про это народ в деревне, и захотели они посмотреть дивное волшебство, постучались, вошли, а как вошли и остановились, слово вымолвить не могут, только руками развели. Стоят, налюбоваться не могут. Стоит народ и диву даётся. А волшебница была очень добрая и подарила им на память свои расписные игрушки.

-Вот сегодня на уроке мы с вами попали в мастерскую по изготовлению игрушек. Каждый из вас на уроке будет рисовать свою игрушку и после завершения всей работы, мы с вами создадим книгу, которую назовём «Дымковская игрушка»

- Но прежде чем приступить к работе нам, необходимо побольше о ней узнать.

- У вас на партах лежит карточка с таблицей. Работая в парах просмотрев внимательно видеоролик вам надо заполнить первый столбик таблицы

( этапы технологического процесса изготовления игрушки из глины)

/Слайд 3-Видеоролик/ Приложение 3

-А теперь на партах у вас лежат карточка с текстом. Работая в парах, вам надо прочитать внимательно часть текста и найти какой этап изготовления игрушки был пропущен в видеоролике.

Работа с текстом. Приложение 4

А вылепленные игрушки она обжигала в печи докрасна, остужала их и покрывала белой краской, а потом их расписывала разными красками: красной, синей, зелёной, жёлтой. А узоры были разные, и точки, и кружочки, и волнистые линии и завитки. Расписные барыни в нарядных сарафанах, точно в пляс идут, олени с золотыми рогами стоят, расписные кони гарцуют, сказочные индюки выставили свои хвосты на показ.

- Да ребята, этапы изготовления игрушки сложны.

1 этап- лепка, 2 этап – беление. Для беления используется смесь мела и молока, в которую окунают игрушку. При этом поверхность покрывается плотным белым слоем.

-3 этап - самый главный этап изготовления игрушки из глины – это обжиг.

- 4 этап – роспись. Для раскрашивания раньше использовали сухие краски, растёртые на яйце. Сейчас используется гуашь, разведённая на яйце.

2.4 Учитель – нам нужно выполнить рисунок дымковской игрушки.

Мы узнали историю названия.

Мы сможем теперь решить проблему, как нарисовать дымковскую игрушку?

Давайте подумаем, что нужно учесть, чтобы правильно выполнить задание?

Работа с текстом

Учитель при необходимости наталкивает на ответы с помощью наводящих вопросов. Например: Как среди других игрушек их можно отличить? По каким признакам? Какие особенности вы можете найти?

Наводящие вопросы: Какие узоры часто встречаются? Какие цвета часто можно встретить?

2.5 Учитель. Давайте уточним эти особенности.

Теперь мы можем по этим особенностям правильно нарисовать дымковскую игрушку?

2.6 Учитель Я предлагаю вам стать настоящими народными мастерами дымковской игрушки и самим попробовать нарисовать игрушку.

У вас есть шаблоны игрушки.

- Каждый преступает к выполнению своей игрушки, подбирая правильные краски.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Урок изобразительного искусства в 1 классе

по теме: «Дымковская игрушка»

Цель: приобщение учащихся к духовному опыту поколений.

- познакомить с народным промыслом - дымковской игрушкой;

- учить выделять характерные особенности дымковской игрушки;

- дать понятие «узор»;

- формировать у учащихся умения рисовать кистью элементы узоров;

- формировать умение делать зарисовки по мотивам дымковской росписи;

- способствовать проявлению аккуратности в работе, развивать фантазию и наблюдательность учащихся;

- воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.

Оборудование : слайдовая презентация, игрушка-шаблон для раскрашивания, кисти, гуашь, листы для тренировки выписывания узоров.

1. Организационный момент.

Подойдите к своим партам,

Обведите взглядом их.

Все ль готово там, в порядке?

Все ль сейчас лежит на них?

Вы друг другу улыбнитесь,

На места свои садитесь.

Начинаем наш урок,

Пусть он всем пойдет впрок.

2. Актуализация опорных знаний

- Ребята, есть ли у вас дома игрушки?

- Из чего они сделаны? (Из пластмассы, резины, металла, меха)

- Они сделаны из современных материалов. Но наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью нарядные глиняные и деревянные игрушки. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называются центрами народных промыслов. Сегодня мы познакомимся поближе с одним из них.

- Ребята, а вот и гости к нам пожаловали. (Слайд 1)

- Гости к нам прибыли из старинной деревни Дымково.

- Чем знаменито Дымково?

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо – сказки.

Вечера зимой так длинны,

А лепили там из глины

Мы поклонимся не раз.

И о дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

- А почему игрушку называют дымковской? (Ответы детей)

3. Изложение нового материала.

- Дымковская игрушка потому так и называется, что родилась она в селе Дымково, недалеко от реки Вятки. (Слайд 2) В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку. (Слайд 3) В старину вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и плодородия – веселым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник проводов зимы назывался в народе «Свистунья». На этом празднике дымковские игрушки – свистульки - были у всех – и у взрослых, и у детей. (Слайд 4) Люди верили, что свистом могут прогнать злые силы.

- А почему праздник называется Свистунья, как вы думаете? (Ответы детей)

- Об этом рассказывает легенда. Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи придумали хитрость. Все жители города, даже маленькие дети, получили по маленькой глиняной свистульке. Подкравшись ночью к стану врага, они подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья, и замертво падали кони. Враги решили, что их окружили подоспевшие на выручку дружины и в страхе бежали. С тех пор горожане отмечают свой праздник - Свистунью. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек, которые вы сейчас увидите.

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок. (Слайд 5)

Кони глиняные мчатся

На подставках что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву отпустил. (Слайд 6)

Посмотри, как хороша,

Эта барыня душа!

Щечки алые горят,

Удивительный наряд! (Слайд 7)

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост,

Точно солнечный цветок,

Да алеет гребешок. (Слайд 8)

4. Организация практической работы.

1) Рассматривание игрушек.

- Какое настроение создают эти игрушки? (Веселое, радостное)

- Почему веселое и радостное? (Игрушки светлые, яркие, нарядные)

- Давайте полюбуемся дымковскими игрушками. Какого цвета в них больше всего? (Преобладает белый цвет)

- А знаете ли вы почему? (Ответы детей)

- Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда вокруг было белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему игрушку сделать такой же чистой и белой, как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделялись на белом фоне.

2) Гимнастика для глаз.

Хорошо гостей встречали,

Глазки у ребят устали. (поморгать глазами )

Посмотрите все в окно, (повернуть глаза в сторону окна)

Ах, как солнце высоко! (поднять глаза вверх)

Мы глаза сейчас закроем, (закрыть глаза)

В классе радугу построим, (нарисовать глазами дугу)

Вверх по радуге пойдем, (поднять глаза вверх)

Вправо, влево повернем, (повернуть глазами вправо, влево)

А потом скатимся вниз, (опустить глаза вниз)

Жмурься сильно, но держись! (зажмурить глаза и открыть).

3) Анализ дымковского узора.

- А теперь посмотрим, кто из вас внимательный. Вы будете на экране рассматривать дымковские игрушки и примечать, какими узорами их расписывали. (Кружочки, клеточки, полоски, волнистые линии, точки, кольца, веточки и другие, слайд 9)

- По форме узоры просты и незамысловаты. Украшали этими узорами не случайно. Русский народ вкладывал в них особый смысл: круги означали солнце, волнистые линии – воду, маленькие кружочки – семена, то есть все то, что окружало мастеров и символизировало богатую жизнь и хороший урожай. Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля.

- Какие цвета использовали для выполнения дымковского узора? (Яркие - красный, зеленый, желтый, синий, белый)

4) Приемы выполнения узоров.

Учитель показывает на доске основные приемы дымковской росписи, дети повторяют на альбомных листах. (Слайды 9, 10)

- Мы начнем учиться с самых простых элементов:

а) берем кисточку и набираем красную краску;

б) в первой строке рисуем круги, следите, чтобы они были одинакового размера, и расстояние между ними тоже было одинаковым;

в) теперь набираем синюю краску и в центре каждого круга рисуем жирную точку. Краску какого цвета мы еще можем взять для этого элемента? (Желтую, зеленую).

Таким же образом объясняется написание других элементов росписи.

- Дети, обратите внимание, что элементы в строке и при росписи игрушек повторяются. Повторяющиеся элементы называются «узор».

5. Самостоятельная работа учащихся.

- Вы потренировались выполнять элементы дымковской росписи на листочке. Сегодня вы распишете дымковскими узорами игрушку-шаблон, а потом мы составим из ваших игрушек коллективное панно.

6. Итог урока. Рефлексия.

- Рассмотрите панно. Давайте подведем итог урока.

- Что нового для себя вы узнали на уроке?

- Какая работа давалась вам легко?

- Что было трудно?

- Если вам урок понравился, многое узнали, запомнили, сможете рассказать другим, то приклейте в свой блокнот смайлик.

- А если урок показался скучным, на уроке было трудно выполнять задания или ничего не запомнили, не поняли, то приклейте тучку.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект учебного занятия

по изобразительному искусству

Тема: «Дымковская игрушка»
Цель: формирование представления у детей о дымковской игрушкой и знакомство с особенностям дымковской росписи.
Задачи:
Дидактические: - познакомить с народным промыслом - дымковской игрушкой;

- учить выделять характерные особенности дымковской игрушки;

- дать понятие «узор»;
Развивающие: - формировать у учащихся умения рисовать кистью элементы узоров;

- формировать умение делать зарисовки по мотивам дымковской росписи;

- способствовать проявлению аккуратности в работе, развивать фантазию и наблюдательность учащихся;

Воспитательные : - воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.

Технологическая карта урока

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приёмы работы

Формировать внутреннюю готовность выполнения нормативных требований

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

А сейчас улыбнитесь друг другу. Улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только такое настроение понадобится для работы. Я желаю вам успехов и хорошего настроения.
Посмотрите на слайд.

«Искусство требует знаний.»
- Как вы понимаете данную фразу?
- Это девиз нашего урока.

Настраиваются на работу

PowerPoint( презентация, слайд)

Устойчивая положительная мотивация к деятельности

Этап актуализации знаний

Организовать фиксирование индивидуальных затруднений у каждого учащегося

- Ребята, сегодня у нас с вами будет необычный урок, мы с вами отправимся в путешествие, закройте глаза и прослушайте мелодию!

Внимание! Внимание!

Веселое гуляние!

Приходи народ!

Разевай по шире рот,

Добрым людям здесь почет,

Всех нас ярмарка зовет.

Куда же мы с вами отправимся? (на ярмарку).

Что такое ярмарка?

Посовещайтесь с соседом по парте.

Ярмарка – это не только торг, но и большой праздник, показ всего разнообразия искусства русского народа. На ярмарки собираются множество людей. Народные гулянья, кукольные представления, веселые карусели сопровождают торг. Вся щедрость русской души отражена в праздновании ярмарки. Здесь можно увидеть самобытные русские изделия народного промысла, где проявлялся художественный талант народа.

PowerPoint( презентация, слайд)

анализировать устройство изделия, определять в нем детали и способы их соединения, вносить творческие изменения в создаваемые композиции

Р: Получат возможность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Допускать возможность существования различных почек зрения, формулировать собственное мнение и позицию.

Получат интерес к новому учебному материалу и способам решения новой учебной задачи

Научатся основам экологической культуры

Этап выявления места и причины затруднения

- Ребята, есть ли у вас дома игрушки?

- Из чего они сделаны? (Из пластмассы, резины, металла, меха)

- Они сделаны из современных материалов. Но наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью нарядные глиняные и деревянные игрушки. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называются центрами народных промыслов. Сегодня мы познакомимся поближе с одним из них.

Прослушайте стихотворение и скажите, а с каким видом народного промысла мы познакомимся на уроке?

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что – то есть от радуги,

От капелек росы,

Она глядит не прянично –

Ликующе и празднично!

Сделаны из глины

Игрушки всем на диво.

Дети в карусели

На лошадок сели.

На санях - Емеля,

Вот собачка Бимка.

Только все игрушки называют … («дымка»)

Так что же это? (Дымковская игрушка)

Анализируют, отвечают на вопросы

Формулируют проблему урока

PowerPoint (презентация, слайд)

PowerPoint (презентация, слайд)

осознанно соблюдать технику безопасной работы ножницами, иглой и другими инструментами;

составлять композиции, используя технику аппликация;

анализировать устройство изделия, определять в нем детали и способы их соединения, вносить творческие изменения в создаваемые композиции;

П: научатся ориентироваться в разнообразии способов решения задач, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

Допускать возможность существования различных почек зрения, формулировать собственное мнение и позицию.

Получат интерес к новому учебному материалу и способам решения новой учебной задачи

Научатся основам экологической культуры

Этап построения проекта выхода из затруднения

Постановка целей учебной деятельности

Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?
Какая будет цель?
А для достижения нашей цели, нам поможет что? (план)
1. Узнать, что такое дымковская игрушка и её историю возникновения
2. Рассмотреть как украшали игрушку
3. Изготовить игрушку

Формулируют тему и цель урока

Научатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее условиями

Этап реализации построенного проекта

Построить новый способ действий и формировать умения его применять

- Кто-нибудь может быть уже знает, почему дымковскую игрушку назвали именно так?

- Дымковская игрушка потому так и называется, что родилась она в селе Дымково, недалеко от реки Вятки. В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку. В старину вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и плодородия – веселым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник проводов зимы назывался в народе «Свистунья». На этом празднике дымковские игрушки – свистульки - были у всех – и у взрослых, и у детей. Люди верили, что свистом могут прогнать злые силы.

- А почему праздник называется Свистунья, как вы думаете? (Ответы детей)

- Об этом рассказывает легенда. Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи придумали хитрость. Все жители города, даже маленькие дети, получили по маленькой глиняной свистульке. Подкравшись ночью к стану врага, они подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья, и замертво падали кони. Враги решили, что их окружили подоспевшие на выручку дружины и в страхе бежали. С тех пор горожане отмечают свой праздник - Свистунью. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек, которые вы сейчас увидите.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект урока

Тема: «Изготовление традиционной игрушки из глины»

Дымковская игрушка.

Цель: Познакомить с народной дымковской игрушкой, приёмами лепки.

Задачи: Обучать приёмам и техникой лепки из глины, используя комбинированный способ лепки дымковской игрушки. Закрепить умение лепки начиная с общей формы способом вытягивания. Лепка традиционной игрушки дымковской игрушки козлика, коня, барана, с последующей росписью.

Методы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (демонстрация игрушек, иллюстраций, схем), самостоятельной работы (лепка учащихся игрушек, роспись).

Оборудование и материалы: Для преподавателя: дымковская игрушка (работы учащихся прошлых лет), таблицы поэтапной лепки дымковского козла, элементы росписи, иллюстрации картинок дымковской игрушки.

Для учащихся: материал (глина), стеки, доска, тряпочка, баночка для воды, гуашь, кисть, клей ПВА, эскиз дымковского козла.

1. Организационный момент 5 минут

2. Теоретическая часть 10 минут

3. Практическая часть лепка дымковского козла 1час 30 минут

4. Роспись, дымковского козла 1 час 20 минут

5. Подведение итога урока, просмотр работ 10 минут

2. Теоретическая часть. Наш урок посвящён игрушкам! Все когда-то играли, играют и будут играть в игрушки. Игрушек существует огромное множество: изготовленные как в старине, так и современные, выполненные из разных материалов. Сегодня мы уделим внимание игрушкам, пришедшим к нам из старины. Есть одна удивительная профессия- это игрушечных дел мастер, или просто игрушечник. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради, они были участниками древних обрядов. Им приписывали основную силу охранять оберегать людей от зла. Игрушки назывались народными.

- Ребята какие виды народных игрушек вам знакомы?

- Нам знакомы такие виды народных игрушек: как каргопольская, филимоновская, абашевская и дымковская игрушка.

Откуда же появились такие необычные названия игрушек.

Каргопольская игрушка известна с давних времён. Название произошло от места, где её начали изготавливать - Каргопольский р-н Архангельской области. Игрушки лепили в виде крепких деревенских баб и мужиков. При лепке не сильно соблюдались пропорции: короткие руки, ноги, чуть сплющенное лицо.

Абашевская игрушка – это фигурки животных и птиц, которые в руках мастера приобретают причудливую форму. Главная особенность таких игрушек- удлинённое туловище и короткие ноги, на фоне которых сразу привлекала внимание неестественно длинная шея. Такие животные часто имели пышные чёлки, кудри, бороды. Сам промысел возник в с. Абашево Беднодемьяновского р-на Пензенской области.

Филимоновская игрушка родом из деревни Филимоново в Тульской области. У филимоновских игрушек мягкие по очертаниям формы, они выглядят стройными и изящными. Основные цвета красный, жёлтый, зелёный.

Но сегодня мы с вами более подробно познакомимся с самым известным из глиняных промыслов России- Дымковская игрушка.

Название игрушки происходит от слободы Дымкого, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже к началу 19 века приобрело самостоятельное значение. Промысел имел семейную традицию- игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая её к изготовлению к весенней ярмарке. Исследователи связывают изготовление глинянных свистулек с вятским весеннем праздником «свистопляской», имеющая языческие корни и посвящённом солнцу. Участники праздника свистели в глинянные игрушки и перекидавались расписными глиняными шарами. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 века. Возрождение промысла связано с именами – Анна Афанасьевна Мезрина, потомственная мастерица, сохранившая приёмы лепки и росписи игрушек. Для производства дымковской игрушки барыни, ковалеров, козликов, петухов спользовалась местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свёртывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комов. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал.

- Ребята а вы заметили какой основной цвет у глиняной дымковской игрушки?

-Белый! Правильно! После того как игрушка просохла её обжигали в печи, а затем белили. Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Сегодня для росписи используются темперные краски и кисть. Использование широкой гаммы до десяти цветов придаёт дымковской игрушке яркость и нарядность. Узор состоит из геометрических фигур: овалы, кружки, кольца, полоски, клетки, линии. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклееннные поверх узора. Изящные и нарядные Дымковские игрушки способны украсить любой интерьер. Так и делали: фигурками украшали окна домов помещая их между рамами. Прохожие смотрели на них и в памяти оживал яркий и шумный праздник!

3. Практическая часть. Лепка дымковского козла.

Вот такие разные и красивые игрушки существуют в нашей стране. Все игрушки имеют обобщённую форму очень пластичны, несмотря на некоторые отличия приёмы леки в целом похожи. Сначала передаётся общая форма, затем она уточняется. Существуют 3 способа лепки какие?

1. Пластический способ лепки.

2. Конструктивный способ лепки.

3. Комбинированный способ лепки.

Мы будем лепить дымковского козлика используя комбинированный способ лепки. Преподаватель показывает технологию лепки козлика.

1. Из одной части глины делаем туловище. В основе его – цилиндр продолговатый валик) который получают, раскатывая глину прямыми движениями рук.

2. Края цилиндра сгибаем и формируем дугу- мостик. Каждый край стекой делим пополам.

3. Пальцами формируем передние и задние ноги.

4. Из запасной глины выкатываем цилиндр, сгибаем его и формируем заготовку головы и шеи, 2 валика рожки, 2 валика уши, бородка, небольшой хвостик.

5. Заготовку головы присоединяем с одной стороны туловища, рога прикрепляем к макушке и загибаем их назад по бокам головы- уши, бородку прикрепляем с нижней стороны мордочки, на другом конце туловища примазываем хвостик.

6. Изделие тщательно выглаживаем с помощью губки, затем ставим на сушку.

4. Роспись дымковского козла.

Дымковская игрушка-символ радости, жизненной силы. Какой основной цвет дымковской игрушки? Белый. Что такое орнамент и какой вид орнамента использовали в дымковской игрушке? Орнамент- украшение, узор, состоящий из ритмически чередующихся элементов. В росписи дымковской игрушки использовали геометрический орнамент, который состоял из кружков, ромбиков, клеточек, волнистых линий. В сочетании с геометрическими узорами цвета подобраны по принципу контрастности и выгодно подчёркивают друг друга. Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, жёлтый, изумрудный, голубой, оранжевый. Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет своё значение: белый- символизирует чистоту, чёрный-ложь, зелёный-природу, красный –силу, здоровье, синий-небо. Есть солнечные и лунные знаки, как символ зарождения жизни, ромбы- знак плодородия, волны знак неба и воды, перекрещенные полоски- сруб колодца, круг со звёздчатой серединкой- солнце и небесные светила.

Для покрытия белым фоном дымковского козла мы будем использовать белую гуашь с клеем ПВА. Для росписи используем кисти с острым кончиком колонок, белку. После того как побелили наносим узор используя гуашь и кисти, в конце игрушку украшаем на рогах и хвосте золотой акриловой краской, нанося ромбики.

5. Подведение итога урока просмотр.

С каким народным промыслом мы с вами познакомились? Дымковская игрушка- самый известный из промыслов России. Где возник промысел? В слободе Дымкого, район города Вятка. Чем отличается дымковская игрушка от других промыслов? Имеет характерные отличия в росписи. Богатая палитра цветов до десяти.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская художественная школа» г. Глазова

Разработка открытого урока по предмету «Скульптура»

« Изготовление традиционной игрушки из глины.» «Дымковская игрушка».

разработчик: Перевощикова О.П.


Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров


Курс профессиональной переподготовки

Пожарная безопасность


Курс повышения квалификации

Обеспечение санитарно-эпидемиологических условий в образовательной организации


«Воспитание и социализация обучающихся в условиях реализации ФГОС»

Краткое описание документа:

Конспект урока

Тема: «Изготовление традиционной игрушки из глины»

Дымковская игрушка.

Цель: Познакомить с народной дымковской игрушкой, приёмами лепки.

Задачи: Обучать приёмам и техникой лепки из глины, используя комбинированный способ лепки дымковской игрушки. Закрепить умение лепки начиная с общей формы способом вытягивания. Лепка традиционной игрушки дымковской игрушки козлика, коня, барана, с последующей росписью.

Методы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (демонстрация игрушек, иллюстраций, схем), самостоятельной работы (лепка учащихся игрушек, роспись).

Оборудование и материалы: Для преподавателя: дымковская игрушка (работы учащихся прошлых лет), таблицы поэтапной лепки дымковского козла, элементы росписи, иллюстрации картинок дымковской игрушки.

Для учащихся: материал (глина), стеки, доска, тряпочка, баночка для воды, гуашь, кисть, клей ПВА, эскиз дымковского козла.

План урока:

1. Организационный момент 5 минут

2. Теоретическая часть 10 минут

3. Практическая часть лепка дымковского козла 1час 30 минут

4. Роспись, дымковского козла 1 час 20 минут

5. Подведение итога урока, просмотр работ 10 минут

Ход урока

2. Теоретическая часть. Наш урок посвящён игрушкам! Все когда-то играли, играют и будут играть в игрушки. Игрушек существует огромное множество: изготовленные как в старине, так и современные, выполненные из разных материалов. Сегодня мы уделим внимание игрушкам, пришедшим к нам из старины. Есть одна удивительная профессия- это игрушечных дел мастер, или просто игрушечник. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради, они были участниками древних обрядов. Им приписывали основную силу охранять оберегать людей от зла. Игрушки назывались народными.

- Ребята какие виды народных игрушек вам знакомы?

- Нам знакомы такие виды народных игрушек: как каргопольская, филимоновская, абашевская и дымковская игрушка.

Откуда же появились такие необычные названия игрушек.

Каргопольская игрушка известна с давних времён. Название произошло от места, где её начали изготавливать - Каргопольский р-н Архангельской области. Игрушки лепили в виде крепких деревенских баб и мужиков. При лепке не сильно соблюдались пропорции: короткие руки, ноги, чуть сплющенное лицо.

Абашевская игрушка – это фигурки животных и птиц, которые в руках мастера приобретают причудливую форму. Главная особенность таких игрушек- удлинённое туловище и короткие ноги, на фоне которых сразу привлекала внимание неестественно длинная шея. Такие животные часто имели пышные чёлки, кудри, бороды. Сам промысел возник в с. Абашево Беднодемьяновского р-на Пензенской области.

Филимоновская игрушка родом из деревни Филимоново в Тульской области. У филимоновских игрушек мягкие по очертаниям формы, они выглядят стройными и изящными. Основные цвета красный, жёлтый, зелёный.

Но сегодня мы с вами более подробно познакомимся с самым известным из глиняных промыслов России- Дымковская игрушка.

Название игрушки происходит от слободы Дымкого, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже к началу 19 века приобрело самостоятельное значение. Промысел имел семейную традицию- игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая её к изготовлению к весенней ярмарке. Исследователи связывают изготовление глинянных свистулек с вятскимвесеннем праздником «свистопляской», имеющая языческие корни и посвящённом солнцу. Участники праздника свистели в глинянные игрушки и перекидавались расписными глиняными шарами. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 века. Возрождение промысла связано с именами – Анна Афанасьевна Мезрина, потомственная мастерица, сохранившая приёмы лепки и росписи игрушек. Для производства дымковской игрушки барыни, ковалеров, козликов, петухов спользовалась местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свёртывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комов. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал.

- Ребята а вы заметили какой основной цвет у глиняной дымковской игрушки?

-Белый! Правильно! После того как игрушка просохла её обжигали в печи, а затем белили. Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Сегодня для росписи используются темперные краски и кисть. Использование широкой гаммы до десяти цветов придаёт дымковской игрушке яркостьи нарядность. Узор состоит из геометрических фигур: овалы, кружки, кольца, полоски, клетки, линии. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклееннные поверх узора. Изящные и нарядные Дымковские игрушки способны украсить любой интерьер. Так и делали: фигурками украшали окна домов помещая их между рамами. Прохожие смотрели на них и в памяти оживал яркий и шумный праздник!

3. Практическая часть. Лепка дымковского козла.

Вот такие разные и красивые игрушки существуют в нашей стране. Все игрушки имеют обобщённую форму очень пластичны, несмотря на некоторые отличия приёмы леки в целом похожи. Сначала передаётся общая форма, затем она уточняется. Существуют 3 способа лепки какие?

  • Пластический способ лепки.
  • Конструктивный способ лепки.
  • Комбинированный способ лепки.
  • Роспись дымковского козла.

Мы будем лепить дымковского козлика используя комбинированный способ лепки. Преподаватель показывает технологию лепки козлика.

  • Из одной части глины делаем туловище. В основе его – цилиндр продолговатый валик) который получают, раскатывая глину прямыми движениями рук.
  • Края цилиндра сгибаем и формируем дугу- мостик. Каждый край стекой делим пополам.
  • Пальцами формируем передние и задние ноги.
  • Из запасной глины выкатываем цилиндр, сгибаем его и формируем заготовку головы и шеи, 2 валика рожки, 2 валика уши, бородка, небольшой хвостик.
  • Заготовку головы присоединяем с одной стороны туловища, рога прикрепляем к макушке и загибаем их назад по бокам головы- уши, бородку прикрепляем с нижней стороны мордочки, на другом конце туловища примазываем хвостик.
  • Изделие тщательно выглаживаем с помощью губки, затем ставим на сушку.

Дымковская игрушка-символ радости, жизненной силы. Какой основной цвет дымковской игрушки? Белый. Что такое орнамент и какой вид орнамента использовали в дымковской игрушке? Орнамент- украшение, узор, состоящий из ритмически чередующихся элементов. В росписи дымковской игрушки использовали геометрический орнамент, который состоял из кружков, ромбиков, клеточек, волнистых линий. В сочетании с геометрическими узорами цвета подобраны по принципу контрастности и выгодно подчёркивают друг друга. Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, жёлтый, изумрудный, голубой, оранжевый. Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет своё значение: белый- символизирует чистоту, чёрный-ложь, зелёный-природу, красный –силу, здоровье, синий-небо. Есть солнечные и лунные знаки, как символ зарождения жизни, ромбы- знак плодородия, волны знак неба и воды, перекрещенные полоски- сруб колодца, круг со звёздчатой серединкой- солнце и небесные светила.

Для покрытия белым фоном дымковского козла мы будем использовать белую гуашь с клеем ПВА. Для росписи используем кисти с острым кончиком колонок, белку. После того как побелили наносим узор используя гуашь и кисти, в конце игрушку украшаем на рогах и хвосте золотой акриловой краской, нанося ромбики.

5. Подведение итога урока просмотр.

С каким народным промыслом мы с вами познакомились? Дымковская игрушка- самый известный из промыслов России. Где возник промысел? В слободе Дымкого, район города Вятка. Чем отличается дымковская игрушка от других промыслов? Имеет характерные отличия в росписи. Богатая палитра цветов до десяти.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская художественная школа» г. Глазова

Разработка открытого урока по предмету «Скульптура»

«Изготовление традиционной игрушки из глины.» «Дымковская игрушка».

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.

ВложениеРазмер
rospis_dymkovskoy_igrushki.docx 32.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Роспись дымковской игрушки »

Тип урока: комбинированный

Цель:сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах, традициях формы и росписи; научить украшать дымковскую игрушку по готовому контуру.

- воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории;

- формировать навыки работы художественной росписью;

-развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

способность оценивать результаты художественно – творческой деятельности, собственной и одноклассников;

использовать разнообразные приемы работы кистью, умение выполнять декоративные цепочки, рисовать узоры дымковской игрушки простейших геометрических форм (круги, прямые, волнистые линии, клетка, точки – горошины);

эмоционально – ценностное отношение к народному искусству России, возможность почувствовать себя народными мастерами.

Оборудование, материалы и наглядные пособия:

- Компьютер и проектор;

- Таблицы-иллюстрации «Дымковские игрушки»;

- Шаблоны для обводки контура «Дымковской игрушки»

Содержание этапа, деятельность учителя

Учитель приветствует учеников:

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте.

Дети садятся на свои места

Регулятивные УУД. Ориентация в социальныхролях и межличностных отношениях

- Ребята! С самого раннего детства вас окружают игрушки.

- Вспомните, какие? Из чего они сделаны? Где?

-Вот мячик. Все фабричные детские мячики похожи - один от другого не отличишь.

- А вот игрушки, которые у меня в руках (или изображены на плакатах на доске), все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную.

- В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы . Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. Из всех русских глиняных игрушек, пожалуй, наибольшей популярностью пользуются Дымковские. (Слайд 1). Вот эти игрушки, посмотрите!

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Учащиеся слушают объяснения учителя

Ученики рассматривают игрушки

Познавательные УУД. Построение речевого

ориентироваться в своей

Формировать умение осуществлять анализ данных объектов.

Самоопределение к деятельности

Давным-давно, за дремучими лесами, за далекими морями, на берегу реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село .

- Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково … (Слайды 2-3).

- Как вы думаете,чем знаменито Дымково и о чем пойдет речь сегодня на уроке? -Но не об обычных игрушках, а о народных игрушках.

- Кто догадался какая тема нашего урока?

- Ребята, чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?

Учащиеся слушают рассказ учителя.

Познакомиться с дымковской игрушкой.

Научиться расписывать игрушку.

Коммуникативные УУД. Формировать умение слушать собеседника.

ориентироваться в своей

Осуществлять актуализацию жизненного опыта.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

- Молодцы, вы сами решили, что будете сегодня делать и для себя поставили цель урока.

- Издавна в Дымковской слободе жили гончары. (Слайд 7).

- Но не только посуду, а из местной красной глины лепили еще дудочки – свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. Свистульки в виде птичек и зверюшек лепили не просто так. В старину Вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и плодородия – веселым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник назывался в народе «Свистунья».

- Игрушки отвозили на ярмарку. Позднее ярмарка- праздник стала называться «Свистунья».

Учащийся читает объяснение слова в словаре.(Гончары – это люди, которые лепили посуду из глины.)

Хорошо читающий ученик читает по книге

Учащихся слушают пояснения учителя

Коммуникативные УУД Формировать умение строить монологическое высказывание.

Формировать умение слушать собеседника.

Формируем умение осуществлять анализ данных объектов.

- Теперь подошло время для физминутки. Повторяйте упражнения за мной.

Учитель показывает движения разминки.

- Все молодцы! Продолжим урок.

- Вас ожидают новые задания. Вы готовы?

- А теперь проверим насколько вы внимательно рассмотрели игрушки с ярмарки.

- Что общего у всех игрушек?

- А где вы в природе встречаете белый цвет? Цвет чего?

- Белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда всё вокруг

белым – бело. Вот сидит мастер у окна, видит вокруг всё в снегу, и хочется ему

сделать игрушку такой чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому расписывали их яркими красками, которые хорошо

выделяются на белом фоне.

- Какие цвета встречаются?

- Какие элементы использовали мастера?

- Что обозначают круги?

- Что имеет круглую форму?

-Да, круги означали солнце.

- А волнистые линии, что могли обозначать?

- Правильно, волнистые линии – вода; маленькие кружочки – семена, засеянное поле.

- Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля.

Учащиеся настраиваются на работу.

Яркие краски, белый фон, геометрические узоры.

Белый бывает снег – это цвет чистоты

желтый, черный. зеленый.

Полоски, круги, овалы, клетки, линии, точки.

Формировать умение осуществлять анализ данных объектов.

тренировка в рисовании элементов росписи.

- Внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для Дымковской игрушки.

- А теперь подошло время подготовить наши пальчики для работы.

Ручку ручкою погладим,

Пальчик пальчиком потрем,

Отдохнем совсем немножко,

А потоп опять начнем.

-Давайте потренируемся в рисовании элементов росписи.

(Учитель выполняет рисование элементов на листе бумаги прикрепленной к доске).

- Нарисуйте желтый, синий круги.

- Теперь красной краской волнистую линию.

– Как ее можно украсить?

- Украшаем ее зелеными точками в изгибах снаружи и внутри.

- Как можно украсить желтый кружок? В середине рисуем еще кружок красного цвета, затем украсим точками вокруг этих кружков.

- А синий кружок? Затем украсим точками красного цвета вокруг этого круга.___

- Сегодня, на ваш выбор, мы будем расписывать коней или дымковских барышень.

- Эти фигурки мы выбрали не случайно. В древности считалось, что если в доме есть дымковская игрушка – конь, значит, в этом доме будет достаток, не будет голода и нужды. А вот дымковская барышня – это символ материнства и плодородия.

- Сначала обведите их по шаблону .

- А теперь закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую барышню или коня, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. Теперь откройте глаза и приступайте к рисованию.

- Не забудьте, что узоры должны быть похожи именно на дымковскую роспись.

Узор на фигурках будем рисовать тоненькой кисточкой , бумажным тычком и ватной палочкой. Тычок используется для изображения ровных кругов и овалов. Его мы сделали из листочков бумаги. Цвет может быть у всех разный.

- Желаю вам успехов в работе!

Учащиеся смотрят памятку Фрагменты геометрического орнамента при выполнении росписи Дымковской игрушки.

Читайте также: