Урок по технологии изготовление игрушки

Обновлено: 27.03.2024

Учебный материал "Технология раскроя и пошива мягкой игрушки" представлен в виде разработки занятия с использованием компьютерной презентации и предназначен для проведения занятия по курсу «Мягкая игрушка» с воспитанниками учреждений дополнительного образования и для проведения занятий по предмету " Технология" в рамках раздела "Создание изделий из текстильных и поделочных материалов" с учащимися учреждений общего образования 2-7 классов. Предложенные приемы выполнения доступны для широкого круга детей. Может быть рекомендована как методическое пособие для педагогов дополнительного образования, учителей технологии, учителей начальной и коррекционной школ, воспитателей, самостоятельной работы учащихся. раскрой и пошив

ВложениеРазмер
razv_plan_zanyatiya_raskroy_igrushki.doc 97.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВЁРНУТЫЙ ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА

Ефимова Елена Владимировна

Воспитатель ГПД, педагог дополнительного образования, учитель технологии

ГБОУ Гимназия №74 Выборгского района, ГБОУ ДОД ДДТ «Союз» Выборгского района, ГБОУ Лицей №95 Калининского района.

«Технология раскроя и пошива мягкой игрушки»

Формировать знания и умения учащихся в области технологии раскроя и пошива мягкой игрушки.

  • познакомить с видами и историей возникновения игрушек
  • способами раскроя и пошива мягких игрушек
  • совершенствовать технологические приемы выполнения раскройных и ручных работ
  • развивать мелкую моторику
  • интерес к ДПТ и этнокультуре
  • воспитывать аккуратность, чувство бережливости
  • точность выполнения действий
  • умение принимать самостоятельные решения

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, ИКТ.

  • изучат факты из истории появления игрушки;
  • освоят приемы и приобретут навыки раскроя и пошива игрушки
  • продолжат работу над изготовлением игрушки;
  • приобретут некоторые навыки ведения диалога с педагогом и друг с другом.

Материалы и инструменты

Столы, магнитная доска, демонстрационно-наглядный материал, мультимедийное оборудование

Ткань, нити, ножницы, иглы для ручного шитья

Литература для подготовки

Т.В.Городкова, М.И.Нагибина. Мягкие игрушки - мультяшки и зверюшки. - Ярославль: Академия развития, 1996.

А.В.Ефимова. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. -М.: Просвещение, 1978.

О.С.Молотобарова. Кружок изготовления игрушек-сувениров. - М.: Просвещение, 1990.

В.И.Петухова, Е.Н.Ширшикова. Мягкая игрушка. – М.: Народное творчество, 2000.

Литература для детей

М.И.Нагибина. Чудеса из ткани своими руками. -Ярославль: Академия развития, 1997.

Методическое обеспечение и

Работы детей из методического фонда, альбомы, слайды, презентация.

Тип занятия: комбинированный.

Вид урока: урок усвоения нового материала (открытия нового знания).

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Межпредметные связи: история, информатика, ИЗО, ОБЖ.

Продолжительность занятия 90 минут.

  1. знакомство с технологией раскроя и пошива мягкой игрушки
  2. знакомство с видами операций
  3. раскрой деталей мягкой игрушки
  4. пооперационное изготовление деталей мягкой игрушки

Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Моими помощниками сегодня будут (назначение дежурных). Все вместе мы снова отправимся с вами в волшебную страну – страну «Мягкой игрушки».

Тема занятия (слайд 1) «Технология раскроя и пошива мягкой игрушки»

Этапы занятия (слайд 2)

Чтобы не заблудиться, не потеряться, все успеть узнать и сделать, мы будем держаться дружно – работать коллективно .

Во все исторические эпохи игрушка была связана с процессом игры - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Сегодня я хотела бы напомнить вам, что история игрушки (слайд 3) своими корнями уходит в глубокую древность, она связана с магическими обрядами. (слайд 4-6). Созданные руками человека фигурки из глины, дерева, камня, лоскутов ткани и кусочков пряжи играли большую роль в обрядах, служили оберегами и талисманами.

Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Еще эти предметы имели и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отклоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка. Много погремушек найдено при раскопках древнеримского города Помпеи.

Самые ранние, известные нам игрушки Древнего Египта датируются серединой III тыс. до нашей эры. Это деревянные фигурки коров. В Древнем Египте мы впервые встречаем игрушки с несложным механизмом движения. Это "Крокодил" и "Тигр". Древние мастера изображали их с большим знанием повадок и характера. Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью несложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребенка, открывали пасть.

Конечно, многие деревянные игрушки не дошли до нас, сохранились лишь из глины, кости и металла. На миниатюрном античном сосуде, хранящемся в Эрмитаже, находим изображение детской двухколесной каталки с длинной ручкой и маленьким четырехугольным кузовом на оси, куда мог сесть ребенок.

В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Вырезались они из тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи. Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами и призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати.

Особую роль как в жизни детей, так и взрослых играли куклы-марионетки. Платон в "Законах" сравнивал человека с игрушкой, а наши страсти с нитями, которые приводят ее в движение.

Со временем изображения утрачивали магический смысл, идол переходил в разряд игрушки, а талисманы и амулеты – в разряд украшений и сувениров.

На прошлых уроках мы уже начали работать над изготовлением мягкой игрушки.

  • К какому виду работ относится изготовление игрушек?
  • Какие инструменты и материалы необходимы при изготовлении игрушек? (слайд 9-12)
  • Какие правила ТБ вы знаете? (слайд 13 - 18)
  • Какая подготовительная работа нужна для изготовления игрушки (Технологическая последовательность)? (слайд 20 - 24)

А теперь подумайте и скажите: что предстоит делать дальше? (слайд 20)

Следующий этап технологической последовательности изготовления игрушки -

При раскрое формируется внимательность, аккуратность, точнось движений. Также формируется пространственное мышление, развитие мелкой моторики положительно влияет на развитие логического мышления, речи и письма. Все это ведет к более полному развитию личности.

Раскрой - наиболее ответственный момент во всей работе над игрушкой.

Прежде всего – это наиболее опасный этап работы, так как вы на протяжении всей работы пользуетесь ножницами.

История возникновения ножниц уходит корнями в глубокую древность. «Два конца, два кольца, посередине гвоздик». Что это такое? Правильно, ножницы. Сейчас эту загадку каждый ребенок отгадает, а ведь было время, когда даже взрослые не то что загадки — самих ножниц не знали. Потому что их еще не изобрели. Когда требовалось что-нибудь разрезать, брали нож. Но вот приблизительно три с половиной тысячи лет назад кто-то соединил ручки двух ножей пружинящим мостиком. Получились первые ножницы — для стрижки овец. И до сих пор их называют «овечьи». А больше тысячи лет назад другой человек придумал заменить мостик гвоздиком. И родился замечательный инструмент, про который сложена загадка.

Самые первые упоминания о ножницах достоверно известны приблизительно с 3 века до нашей эры, тогда ножницы имели еще несколько другую конфигурацию - их изготавливали в виде 2-х ножей, скрепленных между собой пластиной из металла.

После 13 века кольцевые петли на концах ножниц сменились кольцами, рукоятки ножниц стали украшать художественной ковкой и «автографами» кузнецов - клеймами.

Более привычные нашему глазу ножницы с шарнирным механизмом и кольцеобразными петлями на концах появились позднее.

Первоначально все виды одежды шили дома, но постепенно это стало делом специалистов – портных. Название «портновские» ножницы произошло от названия профессии - портной- человек шьющий порты. Слово «порты» в России изначально означало одежду вообще.

Во многом, качество сшитых Вами изделий будет зависеть от правильного выбора ножниц. Существует несколько видов ножниц, они отличаются углом заточки, конструкцией, размерами и назначением. Не следует использовать одни и те же ножницы на разных этапах шитья- если Вы будете резать кальку своими великолепными портновскими ножницами, то они очень быстро затупятся. Для прорезания петель и других мелких работ, лучше использовать маленькие швейные ножницы. Полезно иметь "под рукой" вспарыватель и нож для прорезания петель.

Так как ножницы являются постоянно используемым инструментом, необходимо соблюдать основные правила ухода- это срок службы Вашим ножницам. Правила просты и соблюдение их не составит Вам особого труда. Итак:

- храните ножницы чистыми и сухими;

- регулярно чистите ножницы и смазывайте трущиеся части, особенно после чистки.

Регулярное соблюдение этих правил продлит жизнь Вашим ножницам.

Мы только что повторили правила безопасной работы с ножницами и, надеюсь, что все будут очень внимательными и аккуратными. Давайте еще раз повторим правила поведения на занятиях. Хочу еще раз напомнить вам о том, что от точности кроя зависит весь внешний вид вашей игрушки. Недаром говорится: «семь раз отмерь – один раз отрежь». Раскрой для различных тканей разный:

  • Если вы шьете игрушку из тонкой ткани по изнаночной стороне, то детали раскраиваются по внешней линии обводки.
  • Если игрушка шьется по лицевой стороне, то раскраивать надо по линии контура, без запаса на шов.
  • При раскрое деталей из меха лучше пользоваться маленькими ножницами, стараться не повредить ворс.

После того, как все основные детали игрушки будут вырезаны, мы перейдем к следующему этапу работы – сшиванию деталей

  1. Выполнение практической работы №1 (слайд 26).
  • Текущий контроль усвоения нового материала.

Устный опрос по правилам ТБ и основным этапам раскроя мягкой игрушки.

  • Подготовка рабочего места к раскрою, раскрой. (слайд 25)

Демонстрация педагогом приёмов раскроя различных тканей. Самостоятельная практическая работа детей. Консультация, оказание практической помощи, если ребёнок в ней нуждается

В ходе практической работы педагог следит за посадкой учащихся за машиной, выполнением правил безопасного труда, правильностью выполнения работы.

Сшивание деталей мягких игрушек относится к ручным работам и выполняется при помощи ручной иглы и наперстка.

Что появилось раньше — иголка или одежда? Многих этот вопрос, наверное, удивит: разве можно без иголки сшить одежду? Оказывается, можно. Первобытный человек сшивал звериные шкуры, прокалывая их костями животных или рыб. Это были древние шила. Когда же осколками кремня (очень твердого камня) в шилах высверлили ушки, получились иглы. Через много тысячелетий на смену костным иголкам пришли бронзовые, потом железные. На Руси, случалось, ковали и серебряные иглы. Около шестисот лет назад арабские купцы завезли в Европу первые стальные иглы. Нитки вдевали в их загнутые колечками концы.

Кстати, где у иголки ушко? Смотря у какой. У обычной — с тупого конца, у машинной — с острого. Впрочем, некоторые новые швейные машины прекрасно обходятся и без иголок, и без ниток — они склеивают ткань. А вот люди без иголки обойтись не могут. Игла — это настоящая помощница, и поэтому славят ее в стихах и песнях, не забывают в пословицах, поговорках и загадках.

Наперсток тоже существовал не всегда. Был такой момент, когда безызвестного портного, исколовшего себе все пальцы, вдруг осенило. Но когда это произошло, никто не может сказать. Известно только, что в средние века уже были мастера, занятые исключительно изготовлением этих вещиц. Значит, их требовалось много, и они широко использовались. От тех времен до нас дошли изящные, украшенные эмалью, инкрустацией и гравировкой шедевры. Старейшие сохранившиеся до наших дней наперстки изготавливались из золота. Потом их стали выполнять из позолоченного серебра или бронзы, но цвет традиционно оставался желтым, чтобы на его фоне легче было разглядеть движение серебристо-белой стальной иглы.

В 1824 году владелец фабрики металлических изделий в Германии изобрел универсальный станок для изготовления наперстков любого вида и размера. Изобретение было запатентовано, и вскоре началось массовое производство наперстков.
В конце XIX века наперстки стали столь широко популярными, что их продавали и в качестве сувениров. Более того, их стали использовать в коммерческих целях: граверы стали наносить на них рекламные названия фирм и отдельных изделий.

Перед тем, как приступить к шитью, вспомните, какие ручные швы вы знаете.

(проверка работы, выполненной на предыдущих уроках) (слайд 28).

  • Легко ли было выполнять стежки одинаковой величины?
  • Легко ли было выполнять прочную, ровную строчку?
  • Сколько времени вы тратили на ручные работы?
  • Легко ли уколоть палец иглой?

Работа по сшиванию игрушки также требует от вас внимательности, аккуратности, точности действий и безупречного выполнения правил ТБ.

Технология сшивания деталей игрушки представлена на слайде 29.

Такая работа выполняется за довольно длительное время и очень важно помнить о правильной посадке (слайд 30).

  1. Выполнение практической работы №2 (слайд 31)
  • Текущий контроль усвоения нового материала .

Устный опрос по правилам ТБ и основным этапам пошива мягкой игрушки.

  • Подготовка рабочего места к шитью, пошив деталей.

Демонстрация педагогом приёмов шитья различных тканей. Самостоятельная практическая работа детей. Отработка приемов ручных работ на примере изготовления мягкой игрушки. Консультация, оказание практической помощи, если ребёнок в ней нуждается.

Закрепление (слайд 32) . Анализ допущенных ошибок, оценка проделанной работы, уборка рабочих мест.

Мы сегодня очень хорошо потрудились. Вы уже много знаете об игрушках и технологии их изготовления. Сегодня мы еще раз убедились, как важно быть внимательным и аккуратным, уметь слушать и слышать. Постарайтесь хорошо запомнить правила безопасной работы – они потребуются нам еще и на следующем занятии по сборке и оформлению игрушек. До скорой встречи!

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Урок технологии в 4 «Г» классе на тему: «Изготовление мягкой игрушки».

Цели и задачи:

1. Изучить технологическую последовательность и трудовые приемы выполнения мягкой игрушки.

2. Развить творческое мышление, эстетический вкус, самостоятельность в подборе материалов, инструментов и приспособлений.

3. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережливость, ответственность за выполняемую работу.

4. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук .

1. Раздаточный материал:

- план-конспект изготовления мягкой игрушки;

- виды швов соединения деталей.

2. Материалы, инструменты, приспособления для выполнения мягкой игрушки: ткани, нитки, ножницы, игла, мел, пуговицы, синтепон или вата.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, готовности учащихся к занятию.

2. Изучение нового материала.

- Сегодня мы будет делать игрушку своими руками. Кого именно я предлагаю отгадать.

На лапах подушки,

Усы, как щетинка,

На солнышке лежит.

- Игрушка – один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства, украшающего наш быт, радующего наш глаз. Игрушку любят все – дети и взрослые. Для детей она забава, игра; взрослые же с радостью смотрят на красивые игрушки, которые доставляют им истинную радость, переносят в мир детства, вызывают добрую улыбку. Различного рода игрушки были найдены в захоронениях Египта, Греции, Римской империи.

- Из каких материалов можно сделать игрушку? (глина, солома, дерево, пластмасса, резина, ткани).

- Мы будем делать мягкую игрушку (презентация).

- Чтобы работа приносила удовольствие, мы вспомним основные правила по технике безопасности:

· Иглы и булавки хранить в игольнице.

· Не берите иглу в рот, не играйте с иглой.

· Проталкивайте иглу в ткань с наперстком.

· Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего, передавая, держать их сомкнутые лезвия.

· Не играйте ножницами, не подносите их к лицу.

· Используйте ножницы по назначению.

3. Физкультминутка.

И так мы запаслись самыми необходимыми знаниями для выполнения работы. Думаю, что перед ней не помешает размять пальчики.

Мы шили, шили, вышивали,

Наши пальчики устали.
А теперь мы встанем ровно
И потянемся немного,
Повернемся вправо, влево,
И продолжим наше дело.

4. Практическая работа: изготовление игрушки.

Поэтапное выполнение (презентация).

После соединения деталей не забыть оставить маленькое отверстие для набивки (1-1,5 см). Вывернув заготовку, хорошенько расправьте их, чтобы детали приняли правильную форму (с помощью карандаша).

5. Итоги урока.

- А теперь мы подведем итоги. Сегодня на нашем занятии мы проделали очень большую работу. Какие швы мы применяли при изготовлении игрушки?


Курс повышения квалификации

Инновационные технологии управления профессионально-педагогической деятельностью учителей начальной и средней школы в условиях реализации ФГОС


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы педагогики и методологии общего образования


«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Горы»

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 917 813 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Окружающий мир (в 2 частях)», Виноградова Н.Ф.
  • Тема: Жизнь птиц

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-воспитателя группы продленного дня»
  • Курс повышения квалификации «Актуальные проблемы обучения детей с нарушением слуха в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования»
  • Курс повышения квалификации «Профессиональная компетентность педагогов в условиях внедрения ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Средства педагогического оценивания и мониторинга в работе учителя в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»
  • Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»
  • Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»
  • Курс повышения квалификации «Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Техники креативного мышления как инструмент формирования общих компетенций по ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Оказание психолого–педагогической помощи лицам с ОВЗ»

Оставьте свой комментарий

  • 25.11.2015 6761
  • DOCX 36 кбайт
  • 30 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Масалыкина Анна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

35 минут

«Игра в архитектуру. "Благоустройство школьного двора или прилегающего к школе участка"»

67 минут

«Практические кейсы из опыта работы»

101 минута

«Основы религиозных культур и светской этики»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 78 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

Открытый урок

по трудовому обучению в 5 классе

«Изготовления мягкой игрушки»

hello_html_m29d5b54f.jpg

Разработала учитель трудового обучения

Горобий Галина Васильевна

Аннотация занятия.

Главной целью данного урока является подготовка учащихся к самостоятельной работе изготовления мягкой игрушки.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. При постановке вопросов и определении заданий учитывались индивидуальные особенности учащихся.

На данном уроке применялись объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и деятельности методы обучения.

На всех этапах урока учащиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Все объекты труда были максимально познавательны, имели эстетическую привлекательность и давали представление об изготовлении мягкой игрушки. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. Важнейшим направлением активизации процесса обучения являлось вовлечение детей в деятельность по принципу “Я - могу” через цепочку « мне – надо» для достижения своего «Я - хочу». Изготовление игрушки своими руками вызывало повышенный интерес к работе и приносило удовлетворение результатами труда, возбуждало желание к последующей деятельности.

Процесс изготовления игрушки способствовал развитию художественного вкуса, фантазии, формирования таких важных качеств, как трудолюбие, терпение, настойчивость, способность доводить начатое дело до конца. Кроме того, выполнение технологических процессов способствовало развитию мелкой моторики, логического и пространственного мышления. Совокупность всех этих факторов ведет к гармоничному развитию личности . Проведение занятий по изготовлению игрушек значительно упрощается при наличии развитой базы наглядно-демонстрационных материалов, в качестве которых используются не только готовые изделия, книги и журналы по изготовлению игрушек, но и подборки фотографий с различных выставок, компьютерные презентации.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для широкого круга детей, в частности , для учащихся 5 класса. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей учащихся 5 класса

Методическая цель открытого занятия:

- методика использования персонального компьютера в процессе изложения нового материала и при выполнении практических работ.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок усвоения нового материала (открытия нового знания).

Методы обучения: интерактивный (рассказ, показ, беседа, практическое выполнение);

Методы проведения: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, ИКТ.

План занятия:

2. Актуализация опорных знаний учащихся------10

4. Изложение нового материала---------------------15

5. Инструктаж по технике безопасности----------10

7.Закрепление новых знаний и умений учащихся-5

8. Итог урока. Оценивание работ. Рефлексия.---10

Тема : Материалы для изготовления мягкой игрушки и их свойства . Разработка эскизного рисунка мягкой игрушки. Изготовление шаблонов для изготовления мягкой игрушки.

Цель: Учить детей умениям последовательно выполнять разработку эскиза мягкой игрушки “Сова”. Определить уровень усвоения полученных знаний, умений и навыков в выполнении самостоятельной работы.

Задачи:

Обучающие:

- изучение технологической последовательности выполнения эскизов и шаблонов мягкой игрушки.

Воспитательные:

-воспитывать доброжелательное отношение к окружающим

-воспитывать соблюдение правил этикета

Развивающие:

- развивать творческие способности учащихся

-развивать познавательный интерес

Ход занятия

1 .Организационная часть.

Готовность учащихся к занятию, назначение дежурных.

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Игра: «Ромашка»

1. Что вы знаете об игрушках?

2. Как давно появились первые игрушки?

3. Какими они могли быть?

4. Назовите ваши любимые игрушки?

5. Вы решили изготовить мягкую игрушку?

6.Из какой ткани можно изготовить игрушку?

3. Мотивация учебной деятельности учащихся

Это детская площадка

Мячик здесь ,ведро, лопатка.

И мальчишки, и девчонки

Принесли с собой….

4. Объяснение нового материала .

Тема нашего урока. «Разработка эскизного рисунка мягкой игрушки. Изготовление шаблонов»

Из всех видов игрушек мягкая игрушка – самая поздняя по времени возникновения. Раньше заботливые мамы шили своим детям из разноцветных лоскутков куколок, птиц, фигурки животных и набивали их ватой или тканью. Украшали, используя вязание и вышивку.

Сейчас игрушки шьют на фабриках и продают в магазинах. Но до сих пор есть люди, которые создают игрушки собственными руками. Как вы думаете, почему?

Начните свои ответы со слова «хорошо».

Хорошо уметь делать все своими руками.

Хорошо фантазировать, создавая что-нибудь необычное.

Хорошо уметь шить и вышивать. Это занятие лечит от скуки и безделья и постепенно открывает целый мир рукоделия, художественного творчества, народных ремесел.

– Ребята, сегодня мы с вами совершим экскурсию в художественную мастерскую. Каждый из вас сможет почувствовать себя художником и проявить свои творческие способности и самостоятельно разработать эскиз мягкой игрушки «Сова»

hello_html_m17a2adc6.jpg
hello_html_m2769d508.jpg

«Сова» игольница «Сова» игрушка

hello_html_m68bc7288.jpg

«Сова» подушка

На уроке вы познакомитесь с новыми терминами «стилизация» «эскиз», «шаблон»

Интерактивное упражнение «Микрофон»

-А как вы, думаете, что такое эскиз и шаблоны? (ответы детей)

Стилизация в искусстве – это процесс придания творческому произведению чертеж другого стиля.

Эскиз – это рисунок будущей игрушки.

Шаблон, лекало – вырезанные из картона детали игрушки.

Сегодня вам предоставляется возможность самостоятельно изготовить эскиз и шаблоны мягкой игрушки.

«Сова»– так называют мягкую игрушку, которая создается на основе простых геометрических форм –круг, треугольник. (Демонстрация названных геометрических фигур).

Значит, для того, чтобы сделать игрушку-Сову, можно просто нарисовать геометрические фигуры, а можно изменить их форму. Готовый эскиз целиком будет зависеть от вашей фантазии. Подготовьте материалы и инструменты для работы. Картон, линейка, карандаш.

Прежде чем приступить к работе, уточним, что такое эскиз и шаблон.

(Термины записаны на доске)

Эскиз – карандашный набросок вышей будущей игрушки, зарисовка. Можно выполнить 2-3 эскиза, и выбрать более интересный.

Шаблон – вырезанные из картона или плотной бумаги детали игрушки. По шаблонам можно изготовить много копий игрушки.

- А из какой ткани можно изготовить игрушку? (ответы детей)

Х/Б, Ситец, сатин, бязь, бархат.

- А можно изготовить игрушку из шёлка? (ответы детей)

Демонстрация тканей для учащихся

Ткань Х/Б

hello_html_m5683a540.jpg

Ткань бархат

hello_html_m53e57769.jpg

Физкультминутка.

А сейчас предлагаю поиграть. Игра называется пантомима.

Пантомима – язык жестов. Я читаю пословицу, а вы ее изображаете.

Вот пословицы. Скорее пантомимой нам изобразите,

Пусть другие отгадать сумеют, что вы этим им сказать хотите.

Семь раз отмерь - один раз отрежь.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

5. Инструктаж по технике безопасности.

Для изготовления шаблонов понадобятся ножницы.

Повторим правила безопасного труда при работе с нужным, но опасным инструментом.

hello_html_38fed761.jpg

Правила безопасной работы с ножницами

1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

2. Перед работой проверь исправность ножниц.

3. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

1. Изучить технологическую последовательность и трудовые приемы выполнения мягкой игрушки.

2. Развить творческое мышление, эстетический вкус, самостоятельность в подборе материалов, инструментов и приспособлений.

3. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережливость, ответственность за выполняемую работу.

1. Раздаточный материал:

- план-конспект изготовления мягкой игрушки;

- примерные варианты эскизов Никтошек;

- виды швов соединения деталей.

2. Материалы, инструменты, приспособления для выполнения мягкой игрушки: кожа, мех, ткани, шнур, нитки, ножницы, игла, мел, клей ПВА.

    Организационный момент.
  1. Изучение нового материала.
  2. Подведение итогов теоретической части занятия.
  3. Охрана труда.
  4. Выполнение практической работы.
  5. Подведение итогов. Выставка работ.

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала

БЕЗЛЕКАЛЬНЫЕ ИГРУШКИ НИКТОШКИ

НИКТОШКИ — так мы называем игрушки, которые можно придумать самим на основе простых геометрических форм. Никтошка - это не зверь и не человек. Он может исполнять любую роль, какую вам захочется.

Сделать такую игрушку очень просто. Даже начинающие смогут попробовать свои силы.

Возьмите кусочек меха или ткани, выкроите из него две заготовки. Попарно сшейте детали и набейте заготовку. Теперь оформите её - прикрепите глазки, носик, ротик, чубчик и любые другие украшения.

Никтошку можно выполнить по образу игрушки-колобка, т.е. голова и туловище единые, выполненные из одной детали, а можно сшить туловище отдельно. Изменяя размеры, формы деталей, сочетая их между собой и по-разному оформляя, вы получите огромное количество всевозможных забавных никтошек.

При желании можно сделать никтошкам ручки и ножки любых форм. Начинайте с самых простых: круги, овалы. Дальше пробуйте усложнять их форму. Ручки-лапки можно пришивать к туловищу- голове как у колобков, просто к туловищу или крепить на тесемочках-веревочках и потом пришивать к туловищу. Очень забавная выйдет игрушка, если тесемочки-веревочки протянуть сквозь туловище, нигде не фиксируя их. Для этого лучше всего использовать сутаж. Получится Никтошка-дергунчик. Его ручки и ножки можно вытягивать в любую сторону.

Драп и искусственный мех с длинным и коротким ворсом – это основные материалы для изготовления игрушек-самоделок. При их умелом комбинировании игрушки получаются очень выразительными. Например, из драпа – основные детали (голова, туловище, лапы, ступни); из меха – мелкие детали (ушки, чубчик, грудка, лоб, хвостик).

Подбирая материал для работы, вы можете использовать маленькие яркие кусочки фетра. Из фетра особенно хорошо получаются клювы, носы, уши, ступни и другие мелкие, но важные детали игрушек. Можно применять в работе войлок. После стирки он становится пушистым, а при раскрое его края не осыпаются. Из кримпленовых кусочков хорошо мастерить удлиненные детали (руки, ноги, лапы), разнообразные украшения (фартуки, воротнички, галстуки, шапочки и т.п.). Из трикотажа, байки, синтепона, меха с коротким ворсом можно сделать накладки на мордочку игрушки. Белоснежный тканный синтепон при необходимости можно покрасить в нужный цвет гуашью, акварелью или краской “Фантазия”. Цветные кусочки используйте для изготовления маленьких деталей: накладок, губ, ушек, подглазников, ладошек и др.

Положите выкройку на изнаночную сторону материала и обведите ее ручкой или карандашом. Линии делайте точными и тонкими, чтобы не получилось искажений. Если детали парные, переверните выкройку на другую сторону и обведите ее повторно. Чтобы не запутаться, пометьте "зеркальные" детали цифрами 1 и 2.

Сначала обведите крупные детали, затем – поменьше. Старайтесь экономнее использовать материал и располагать детали друг к другу.

Мягкую и плотную ткань раскраивайте, широко разводя рукоятки ножниц, тогда линии срезов получаются ровными и плавными.

Меховые детали раскраивайте кончиками ножниц, разрезая только тканевою основу, чтобы не повредить ворса. Следите за его направлением, указанным на выкройке стрелкой, в противном случае игрушка может получиться не выразительной.

При раскрое деталей из синтепона их не следует обводить ручкой. Лучше приколоть деталь выкройки булавкой к материалу, а затем, придерживая рукой, аккуратно выкроить, не задевая лекало.

Крупные детали из любого материала сначала сметайте с изнаночной стороны, а затем сшейте петельным швом руками или прострочите на машинке. В незаметном месте оставьте отверстие размером 3-4 см для выворачивания и набивки игрушки.

Маленькие детали из фетра, войлока, драпа сшивайте с лицевой стороны петельным швом. Шов должен быть очень аккуратным, отверстие для набивки минимальным (1-1,5 см).

Не забудьте сшить парные части игрушки (лапы, крылья, руки и др.).

Затем выверните все детали, помогая себе палочкой или тупой стороной карандаша. Не пользуйтесь при этом ножницами, пинцетами или другими острыми инструментами, так как они могут прорвать швы и ткань выворачиваемой детали.

Вывернув все заготовки, хорошенько расправьте их, чтобы детали приняли правильную форму.

Демонстрация трудовых приемов при выполнении различных швов.

Шов "вперед иголку" используется для сметывания крупных деталей игрушки, чтобы затем выполнить основной шов более аккуратно, без смещения деталей относительно друг друга.

Шов "назад иголку" применяется при стачивании деталей преимущественно из ткани.

Шов "через край" удобен в изготовлении накладок.

Петельный шов – это основной шов в вашей работе. Им лучше всего сшивать детали игрушки. Если игрушка из меха или меха и ткани, то сшивайте детали с изнаночной стороны. Внимательно следите за тем, чтобы мех не попадал в шов. Если игрушка небольшого размера из плотной ткани, то сшивать детали следует с лицевой стороны. Аккуратно выполненный петельный шов украсит вашу игрушку.

Шов "зиг-заг" чаще применяется при аппликационных работах с плотной тканью, клеенкой, кожей, когда деталь меньшего размера накладывают на деталь большего размера и она, таким образом, выполняет роль украшения.

Стыковочный шов используют при сшивании меха с лицевой стороны, а так же набивочных отверстий и при сборке игрушек (пришивание голов, лап, ушей, накладок, хвостов). На лицевой стороне изделия этот шов абсолютно не заметен.

Подшивочный или потайной шов так же может использоваться при сборке игрушек или при подшивке края изделия из сыпучих тканей.

Лучший материал для набивки – кусочки синтепона или капроновых чулок и колгот. Игрушка должна держать форму, но при этом не быть твердой. Такие части игрушки как лапы, туловище и хвосты набивайте мягко.

Детали мордочки (нос, щеки) обозначьте выразительнее – набейте их плотнее. В кисти, ушки, ласты, крылья больших игрушек положите минимальное количество набивки, а в аналогичные детали маленьких игрушек – не кладите совсем. Помогайте себе пинцетом или палочками.

Глаза можно сделать из синтетической пленки от надувных игрушек, из обложек книг и дневников. Они получаются выразительными, но подходят более крупным игрушкам. А маленьким зверюшкам глазки можно выполнить из бисера, бусинок, пуговиц на ножках.

Для работы пригодится и искусственная кожа. Из нее кроят носы, коготки, ошейники и другие украшающие игрушку детали.

3. Подведение итогов теоретической части занятия

  1. Какие материалы могут использоваться для выполнения мягкой игрушки?
  2. В чем заключается особенность выкраивания деталей из меха?
  3. Что необходимо учитывать при выкраивании деталей из меха и почему?
  4. Повторение правил охраны труда.
  5. Какие части необходимо набивать наиболее туго и почему?
  6. Как правильно выкроить детали?
  7. Как правильно набить игрушку?
  8. Какие швы можно применить для соединения деталей игрушки?
  9. Что входит в окончательную отделку игрушки?

4. Повторение правил охраны труда

5. Выполнение индивидуальной практической работы

Учащиеся самостоятельно выполняют эскиз игрушки, подбирают материалы, выкраивают детали и оформляют игрушку по своему желанию и в соответствии со своими возможностями. Используя конспект, приложение 1 и приложение 2.

6. Подведение итогов и выставка работ

Учащиеся демонстрируют выполненные работы, рассказывают технологическую последовательность выполнения игрушки и какие материалы, инструменты и приспособления они использовали в своей работе.

Цель: развить интерес учащихся к декоративно-прикладному творчеству в процессе изготовления сувенира-оберега "Домовёнок".

Задачи урока:

  • Образовательная – познакомить учащихся с народными художественными промыслами, расширить кругозор обучающихся,познакомить учащихся с историей создания сувенира и технологией изготовления игрушки-сувенира “Домовёнок”;
  • Развивающая– развивать творческие способности, самостоятельность, фантазию;
  • Воспитательная – воспитание художественного и эстетического вкуса, уважения к народным традициям и промыслам своего края.

Оборудование:

  • Ножницы.
  • Иглы.
  • Нитки.
  • Мешковина.
  • Остатки пряжи.
  • Тесьма.

Наглядно-демонстрационный материал:

  • Образцы готовых изделий.
  • Плакаты по технике безопасности при работе с ножницами, иглами и булавками.
  • Презентации “Обереги и сувениры”.
  • “Последовательность изготовления сувенира-оберега “Домовёнок”.

Новые термины:

  • Мешковина.
  • Тесьма.
  • Шнурок.
  • Сувенир.
  • Декоративные изделия.
  • Украшения.
  • Талисман.
  • Амулет.
  • Оберег.

1. Организационная часть.

Проверка готовности рабочих мест, наличия материалов и инструментов для работы.

(Изложение материала иллюстрируется слайдами презентации “Сувениры и обереги”.)

Истории создания сувенира.

Учитель показывает учащимся различные сувениры и репродукции, выясняет, как они представляют себе значение слова “сувенир”. Учащиеся называют наиболее распространенные виды сувениров (игрушки, матрешки) (показ слайда).

Сувенир – это вещь, связанная с воспоминаниями о каких-либо событиях или о каком-то человеке. Сувенирами могут быть различные изделия, имеющие как декоративное, так и декоративно-утилитарное значение.

Декоративные изделия, служащие украшением, – это различные панно, глиняные, деревянные расписные и резаные игрушки (к ним можно отнести и самодельные игрушки из ткани)(показ слайдов). Сувениры декоративно-утилитарного характера, кроме того, находят применение в быту.

Французское слово “сувенир”, означающее “подарок на память”, пришло в русский язык в петровские времена. Раньше сувениром считали любой подарок, который напоминал о человеке, сделавшим его (показ слайда).

История сувенира своими корнями уходит в глубокую древность, она связана с магическими обрядами. Человек приписывал силам природы сверхъестественный характер, поэтому старался задобрить их. Отсюда почитание идолов, вера в волшебную силу талисманов и амулетов. Созданные руками человека фигурки из глины, дерева, камня играли большую роль в обрядах.

Со временем изображения утрачивают магический смысл, в результате чего идол переходит в разряд игрушки, а талисман – в разряд украшений. Эти изображения, сохранившие местные художественные традиции, стали дарить как сувениры (показ слайдов).

Считается, что в производстве сувениров преимущественное право принадлежит, прежде всего, изделиям народных художественных промыслов. Такие изделия, как знаменитые на весь мир красочные матрешки, дымковские игрушки, лаковая миниатюра Палеха, расписные шали, кружево, золотая хохлома, стали своего рода эталонами сувениров. Они являются выразителями художественной культуры народа, а кроме того, в них воплощается единство ремесла и искусства (показ слайдов).

Продолжая разговор о различных видах сувениров, требованиях, предъявляемых к ним, учитель знакомит учащихся с понятиями: “личный и общественный сувенир”.

– Личным, индивидуальным сувениром может быть любой предмет природного происхождения или сделанный человеком, напоминающий о каком-либо событии, месте, человеке. Такой предмет может быть подарен, куплен или найден где-то и взят на память о чем-то личном. Например, им может быть рисунок, платок, автограф, фотография, интересный камень и т.д.

Общезначимый сувенир связан с важнейшими событиями, датами, с историей и жизнью страны, города, с традиционными художественными промыслами, то есть, связан с какой-либо значительной темой, событием. Это различны е значки, памятные медали, изделия народных мастеров и художественных промыслов, работающих в традициях своего края, местности (показ слайдов).

Создать новый сувенир не просто. Художник, работающий над сувениром, должен учитывать, что сувенир – это изделие, несущее в своем художественном решении определенную информацию. Что же это за информация? О чем может рассказать сувенир?

Прежде всего, о красоте народного искусства, мастерстве, изобретательности и тонком юморе, умении обрабатывать материал, не нарушая его красоты.

Отечественные художественные изделия и сувениры языком искусства рассказывают о жизни нашей страны и его народа. Они всюду находят своих почитателей – в Токио и Монреале, Париже и Лондоне.

Таким образом, сувенир дает представление о стране, её истории, художественной культуре народа, его традициях и эстетических идеалах.

Сувениры приобретают чаще всего во время туристических поездок, путешествий, во время посещений выставок, музеев и т.д. Поэтому при разработке эскизов сувениров следует думать не только об их высоком художественном уровне, качестве исполнения и отделки, но и о размерах. Не следует увлекаться большими размерами: сувенир должен быть легким, малогабаритным, портативным (показ слайда).

Многовековая история культуры неразрывно связана с народными поверьями и приметами. Они пришли к нам из глубины времен как память о наших предках, об их попытках понять окружающий мир, оградить себя от неблагоприятных событий.

Народные обычаи менялись со временем вместе с изменениями в культуре народа.

Давние обычаи и поверья славян позже соединились с христианскими ценностями и заповедями. Христианство лишь потеснило, но не уничтожило традиционное мировоззрение.

На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Люди верили, что они охраняют их от болезней, “дурного глаза”, хищных зверей и разных напастей (показ слайда).

Постепенно менялся взгляд человека на события, происходящие вокруг, менялся быт, утварь, жилье, но неизменным оставалось свойственное людям желание уберечь свой дом и членов семьи от невзгод.

В защите нуждались не только обитатели дома, но и сам дом. Наши предки защищали его с помощью правильного расположения на местности, соблюдали специальные ритуалы при выборе места и строительстве.

Наши предки прекрасно знали, что от того, насколько правильно выбран участок для строительства, зависит вся дальнейшая жизнь на новом месте. Эти убеждения берут начало в глубокой древности, и сегодня некоторые из них могут показаться обычными суевериями, а другие – полными глубокого скрытого смысла.

Так в древности нельзя было строить дом на месте, куда попала молния, покинутым людьми из-за стихийных бедствий или болезней, где найдены человеческие останки, совершены тяжкие преступления, кто-то получил тяжкие увечья, где опрокинулась телега или сломалась оглобля.

Стены дома, дверь служили естественным оберегом. Дома украшали символической резьбой, на дверь вешали специально вытканные шторы, обводили проем по контуру красной глиной(показ слайда).

– А теперь немного о домовом.

В Древнем Риме они именовались “ларами” и “пенатами”. Англичане называют их “фэйри”, испанцы – “дуэнде”. В польских домах за порядком следят “хованцы”, в украинских хатах – “хатний дидко”, в чешских – “скржитеки”. Уют индейских вигвамов хранят “шводы”. Норвежские “ниссе” принадлежат к роду гномов и носят остроконечные красные шапочки (показ слайда).

Речь идет о домовых – озорных и шкодливых духах вашего дома. Могут они сладости или вещицу, какую– нибудь утащить, пошуметь по ночам – хозяев запугать. Но если домового уважишь, угощение ему выставишь – лучше помощника не найти (показ слайда).

Повторение правил ТБ при работе с ножницами, иглами и булавками.

3. Практическая часть.

(Практическая работа и отдельные трудовые приемы иллюстрируется слайдами презентации “Последовательность изготовления сувенира-оберега “Домовёнок”.)

Практическая работа: соединение кистей рук, изготовление сумки, плетение шнурков, окончательная отделка.

Работа над сувениром-оберегом “Домовёнок” (показ слайдов).

  1. Соединение кистей рук к рукавам рубахи мелкими стежками.
  2. Изготовление сумки.
    Вырезать по шаблону прямоугольник, обработать срезы петельным швом, сделать бахрому, пришить лямку сумки.
  3. Окончательная отделка: приклеить глаза, рот; повязать пояс, повесить через плечо сумку с монетами, подровнять волосы, челку, распушить, если позволяет нить.

Индивидуальный обход рабочих мест. Помощь учащимся, устранение типичных ошибок.

Правила изготовления оберегов:(показ слайда)

  • Обереги не могут быть изготовлены для себя.
  • Никто не может заставить кого-либо изготовить для себя оберег. Обереги изготавливается только по доброй воле и от чистой души.
  • Самые сильные – те, которые изготавливаются для вас вашими кровными родственниками. Самые сильные обереги – супружеские кольца.
  • Нужно тщательно выбирать материал для изготовления оберегов. Их нужно выполнять только из природных материалов.
  • В процессе изготовления необходимо думать о том человеке, для которого делаете.

4. Заключительная часть.

Какой смысл вы заложили в сувенир-оберег?
Заинтересовали ли вас народные обычаи и поверья? Какие?

Захотелось вам сделать еще какие-то сувениры-обереги?

5. Итоги урока.

Проверить выполненную работу, оценить.

6. Уборка рабочих мест.

7. Домашнее задание: сделать шляпку для домовёнка, принести крючок и пряжу, можно остатки пряжи (показ слайда).

Читайте также: