Урок рисования филимоновская игрушка

Обновлено: 18.05.2024

-Познакомить с филимоновскими игрушками (птицами, животными).

-Вызвать положительные эмоции и отношение к игрушкам, изготовленными народными мастерами,желание нарисовать такую игрушку.

-Учить выделять отличительные особенности филимоновских игрушек :

-Красивые плавные формы, яркие нарядные полосы.

-Развивать у детей эстетическое восприятие, глазомер, чувство цвета, пропорций, формы.

-Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству, самостоятельность, аккуратность.

Ход занятия:

-Ребята, нам почтальон принес в группу посылку. Давайте откроем ее и посмотрим, что там внутри.

Воспитатель достает из посылки филимоновские игрушки, предлагает детям их рассмотреть. Рассказывает, историю, как появились филимоновские игрушки.

История филимоновских игрушек.

В самом сердце России есть деревня Филимоново. Давным давно прибыл в те места гончар Филимон. Он обнаружил там глину и начал лепить из нее горшки, место так и назвали Филимоново. Люди к глине этой относились совсем неприветливо. Из за не, многоцветной, урожая не бывало никогда богатого. Жили из за бесполезной земли впроголодь.

Ловко получалось у Филимона это неведанное до сих пор дело, лепить посуду, игрушки. Местные жители диву давались, как он смог приспособить никому не нужные глиняные залежи.

Понравилось Филимону это выгодное предприятие. Отбою от покупателей не было. А однажды дырочку в игрушке проколупал, чтоб свистела. Залилась звонкой песней игрушка. Детишкам и людям на ярмарке понравилось. И стал Филимон свистульки для народа делать. Научились игрушки да посудины мастерить в деревне все от мала до велика, всем полюбилось это занятие. С тех пор заиграла, запела цветная мягкая глина под руками мастеров. Пользу в ней люди увидели немалую, радость она в дом принесла.

Гончарили мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их свистулечницами, потому что игрушки делались со свистками. Свистулька – е еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьм – самая и до сих пор популярная игрушка на Руси. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен. Игрушки «забавки» стоили очень дешево, поэтому их изготавливали очень много, вот и работали они не покладая рук, днем – хозяйство, а вечером – приступали к любимому делу, лепили игрушки. Продавали игрушки на ярмарках, базарах. Весной, как только устанавливалась сухая, ясная погода, эти игрушки обжигали в печах. После обжига игрушки расписывали : барыни, крестьянки, танцующие пары, солдаты, наездники на лошадях. Из животных: коровы, бараны, лошадки, медведи. Из птиц: курицы и петухи. Расписывали эти игрушки полосками, елочками, цветочками. Цвета использовались: красный, желтый, зеленый, голубой, розовый. Все филимоновские игрушки являются свистульками, даже барыни и кавалеры. У зверей и птиц свисток всегда находится в хвосте. У всех этих игрушек длинные шеи.

Дети рассматривают игрушки, слушают рассказ об истории филимоновской игрушки.

Воспитатель задаёт вопросы детям.

Отвечают на вопросы:

- как называются эти игрушки?

- почему их так назвали?

- чем отличаются филимоновские игрушки от дымковских?

- как расписывали филимоновские игрушки?

- какие цвета использовали?

Хороводная игра «В Филимоново мы были…»

В Филимоново мы были,

Хороводы мы водили.

Дети идут по кругу

Мы, как барыни, кружились.

Дети кружатся на месте

На скамеечки садились.

Воспитатель загадывает детям загадку.

Заплелись густые травы,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (баран)

Про кого загадка?

Правильно, это баран. Сегодня мы с вами будем расписывать филимоновскими элементами барана.

-как расписывали филимоновские игрушки?

- какие цвета использовали?

Перед вами лежат листочки (на которых изображен баран, ватные палочки и 3 цвета краски (красный, желтый и зелёный).

Каждому ребёнку по 3 ватных палочки. (каждая палочка определёный цвет).

Воспитатель обьясняет выполнение работы.

После этого дети выполняют работу.

В конце занятия педагог выставляет все работы, предлагает детям полюбоваться их красотой, выбрать лучшие, проанализировать.

Вопрос: Почему игрушка называется филимоновской? Где она родилась, в каком селе?

Вопрос: Какие цвета традиционны при росписи игрушки?

(жёлтый, зелёный, красный)

Вопрос: Нравятся ли вам эти игрушки?

Конспект занятия по рисованию «Филимоновская игрушка» (группа среднего дошкольного возраста)

Фотоотчет «Филимоновская игрушка»

Фотоотчет «Филимоновская игрушка» В январе в подготовительной группе я проводила занятия по ознакомлению ребят с народными промыслами,познакомила с историей создания "Филимоновской.

Конспект НОД «Филимоновская Игрушка» для средней группы Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» на тему:«Филимоновские игрушки» для детей среднего дошкольного возраста[/b] Цель: эстетически.

Конспект итогового занятия по рисованию для среднего дошкольного возраста «Путешествие в сказку «Гуси — лебеди» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «детский сад № 80 комбинированного вида» Конспект итогового занятия.

Конспект НОД «Филимоновская игрушка» МБДОУ детский сад «Колобок» комбинированного вида Конспект НОД «Филимоновская игрушка» Подготовила и провела :воспитатель.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Филимоновская лошадка»

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Филимоновская лошадка» Цель :1.:Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров 2. Учить детей расписывать силуэт филимоновской игрушки, чередуя прямые полосы.

Конспект занятия по рисованию «Дымковская игрушка». Вторая младшая группа Конспект занятий по рисованию «Дымковская игрушка»Цель: Знакомство детей с русским народным промыслом «Дымковская роспись» Задачи Образовательные:.

Конспект занятия по окружающему миру. Филимоновская игрушка Конспект занятия по окружающему миру Подготовила:Чуксина Э. Г. Тема: Филимоновская игрушка Цель Знакомство с народным промыслом – филимоновская.

Конспект НОД «Филимоновская игрушка» «Народные игрушки» Автор разработчик: Паученко Елена Николаевна Воспитатель ГБДОУ детский сад № 69 Приморского района Санкт-Петербурга Возрастная.

Проект «Моя любимая игрушка» для детей среднего дошкольного возраста Проект «Моя любимая игрушка» для детей среднего дошкольного возраста Проект «Моя любимая игрушка» для детей среднего дошкольного возраста.

Проект «Создание мини-музея «Народная игрушка» для детей среднего дошкольного возраста Выполнил: Данич Ирина Дмитриевна воспитатель МАДОУ «Буратино» Проект «Создание мини- музея «Народная игрушка» (для детей среднего дошкольного.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема: Филимоновская игрушка.

  1. Познакомить детей с новым для них народным промыслом – филимоновская свистулька. Познакомить с характерными особенностями этого промысла (материал, форма, цвет, узор).
  2. Освоить простейшие элементы филимоновской росписи – полоски, “елочки”. Научить анализировать символику росписи филимоновской игрушки, правильно использовать основные цвета промысла. Научить детей обобщать свои знания, анализировать новый материал и применять его на практике. Развивать графические умения и навыки в изображении элементов узора по народным мотивам.
  3. Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно-прикладного искусства страны. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Оборудование для учащихся

  • модель для раскрашивания «Филимоновская игрушка»
  • краски
  • кисти
  • баночка для воды
  • лист бумаги
  • салфетка
  • простой карандаш

Оборудование для учителя

  • филимоновские игрушки
  • плакаты «Филимоновская игрушка»
  • презентация



Вступление.

1. Прослушать звучание свистульки.

Что вы сейчас слушали?

Кто из вас знает из чего делали свистульки?

Свистулька является звуковой игрушкой,которую делают из обожжённой глины.

Много веков назад у наших предков-язычников свистулька вовсе не была детской забавой, ее использовали как магический инструмент для связи с духами, чтобы, например, попросить у неба дождя в летнюю жару. Любили наши предки и дома посвистеть - считалось, что мелодия свистульки выгоняет злых духов из жилища. Часто свистульки вешали на шею маленьким детям - и забава, и отличный поющий оберег. А суеверие "не свисти - денег не будет" - это всего лишь миф, который выдумали пытаясь отучить народ от языческих привычек.

2. На уроке познакомимся с глиняными свистульками, а какими именно, узнаем , послушав ребят.

С какой именно игрушкой познакомимся, узнаем, послушав ребят.

Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.

И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.

Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.

Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.
Чтоб добром и красотою сердце согревало
И чтоб сказка никогда нас не покидала.

3. Изучение нового материала. Беседа об истории развития промысла и

традиционном орнаменте филимоновской игрушки

Сегодня мы познакомимся с

удивительно красивой глиняной игрушкой – филимоновской, узнаем как ее расписывают, что обозначает орнамент на игрушках и сами побудем филимоновскими мастерами.

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веков.

Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки.

Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Есть даже сказка про деда Филимона: шёл дед по дороге, с горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеек. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка.

Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

Филимоновские игрушки – это свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек. Лепится игрушка из старинной глины, зародившейся во времена, когда по земле ходили динозавры. Она очень древняя, в ней очень много пегмента, который её окрашивает, органики. Поэтому она практически черная. Добывают её в карьере на глубине 2-3 метров. Отливает она ультрамариновым цветом. В отличие от синего ультрамарин более насыщен. Филимоновская глина – природная массозаготовка. С ней ничего не надо делать. Её взял размочил, перемял как тесто и лепишь.

Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, "подтягивают”, выравнивая ее поверхность. "Подтягивать” и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях

Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись. Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили «на полном яйце», и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.

До наших пор игрушечницы брали для росписи куриные и утиные перышки, «ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно» - говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.

Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме:

сначала накладывают желтые полосы и пятна;

потом их обводят красным;

затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски.

· красный – символ земли, силы духа, огня и красоты

· желтый – цвет солнца и воздуха

· зеленый – цвет листвы и возрождения

Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера – это очень древние обрядовые знаки. Впрочем, по старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой.

В филимоновской игрушке мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. Знаки солнца – очень многообразны и изображаются кружками с лучами, даже есть изображение ночного солнца. Знак воды – полосы в виде треугольников. Дождь обозначается прерывистыми линиями.

4. Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.
(В. Василенко)

Игрушка выжила и дошла до наших времен и вот сейчас её лепят в Одоеве совсем немного людей.

Сейчас мы отправимся в гости к потомственной мастерице, Народному мастеру России Елене Алексеевне Орловой.
- Умение делать филимоновскую игрушку у Елены Алексеевны – наследственное: мастерством, владела ее бабушка Анна Иосифовна Дербенева, мама Масленникова Валентина Николаевна и многие родственники

И вот Елена Алексеевна усаживается в кресло и приступает к работе. Прямо на глазах из серого кусочка глины появляется конь, а через несколько минут на нем уже уселся бравый всадник. Умелые руки мастерицы тщательно проглаживают всю игрушку, чтобы она была гладкой, без трещин.

- Палочкой "пичужкой" делаются дырочки в свистке, чтобы звук был переливчатый.

- Только что слепленная лошадка "умеет" свистеть!

- Затем мастерица отправляет свои игрушки в раскаленную печь.


- Там будущие свистульки обжигаются и становятся нежно - белого цвета.


- Высушенные и обожженные игрушки ждут, чтобы их раскрасили.

5. Объяснение последовательности росписи игрушки.

Вопрос: Посмотрите внимательно на игрушки. Какие цвета используются в росписи?

Для росписи мастерицы берут желтые, красные, зеленые цвета. А также синий и фиолетовый цвет, которым чаще расписывают кафтанчики и у животных и у птиц Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски.

Каждая игрушка имеет неповторимый узор.

6. Практическая работа. Поэтапная роспись игрушки.

Вот и мы попробуем стать настоящими народными мастерами и расписать модели филимоновской игрушки.

Вы будете украшать петушка У вас на партах лежат таблички с элементами филимоновской росписи. Они помогут вам во время работы. Соблюдайте порядок на рабочем месте. Помните:

« От беспорядка всякое дело шатко».

Работайте аккуратно, старайтесь. Ведь не зря народные мастера говорили:

Какие труды, такие и плоды.

А чтобы работа ваша лучше спорилась, я включу вам Филимоновский вальс..

Приступаем к росписи филимоновского петушка

. Первым этапом игрушку «желтят». По белому фону обожжённой игрушки наносят первый цвет - жёлтый.

Берем толстую кисть №3, начинаем роспись с центра игрушки, наносим фрагмент солнышка, дуга и пять «лучиков» - прямых, три прямые на хвосте (краску наносим от центра к краю), две широкие полоски на шее Стараемся чтобы их контур был ровным. Завершаем работу желтым цветом. Хорошо промываем кисточку.

4.

2. .Дальше берем красный цвет (малиновый) Берем тонкую кисть №1. Линии должны быть тонкими. Роспись ведётся по контуру жёлтого.

Наносим красный на гребешок, клюв, по кроям полос на шее, на хвосте наносим орнамент елочки, на ножке орнамент гор, и по краям желтых полос.

Завершаем украшение красной краской.

3.Теперь берем зеленый цвет. Линии тонкие. Кисть №1. Роспись ведётся между красными линиями. Наносим тонкие линии

7. Итог урока

Кто считает свою работу удачной, кто справился берет зеленый кружок.

Кто считает. Что надо еще поработать, что-то не получилось-желтый.

Выходят к доске.

- Почему игрушка называется филимоновской?

- В чем особенность филимоновских игрушек? (Вытянутое тело, расписывают по обожжённой белой глине, особые элементы – символы: солнца, воды, плодородия и земли.)

- Какие цвета традиционны при росписи игрушки? (Красный, зеленый, желтый, также можно использовать синий, фиолетовый и бордовый

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема урока: «Филимоновская игрушка»

Цель: выполнить эскиз росписи филимонвской игрушки.

Образовательные:

  • формирование графических умений и навыков в изображении традиционного геометрического орнамента филимоновской игрушки
  • дать знания об особенностях росписи филимоновской игрушки

Развивающие

  • развивать наблюдательность;
  • развивать творческую активность, интерес у детей к данному виду деятельности;
  • развивать творческие способности;
  • развивать умение самостоятельно работать по плану;
  • развивать умение оценивать работу одноклассников и свою работу;

Воспитательные:

  • воспитывать у детей интерес и любовь к изображению окружающей действительности;
  • воспитывать уважение к труду, самостоятельность;
  • воспитывать уважение к чужому труду;

Материалы: гуашь/акварель, кисти, раздаточный материал (пустое изображение игрушки).

Оборудование: педагогический рисунок, раздаточный материал.

Технологическая карта пробного урока по ИЗО

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формы организации взаимодействия на уроке

У: Здравствуйте, ребята! Убедитесь, что у всех на партах есть гуашь/акварель, кисть, шаблон.

Начинать занятие надо обязательно.

Но сначала повернуться

И друг другу улыбнуться.

Глазки всем поднять,

И тогда нам всем, конечно,

Итак, присаживайтесь, ребята!

Приветствует детей, проверяет готовность детей к уроку.

Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя.

Регулятивные: умение организовать своё рабочее пространство и необходимые материалы.

умение эмоционально настроить себя на урок.

Вступительная беседа (2-3 минуты)

Прослушайте стихотворение “Художник”, подумайте и скажите, каким должен быть настоящий художник.

Наш Сережка как художник

Тяп да ляп – спешит всегда.

Рисовал в окошке дождик,

Солнце толстое, как мыло,

У цыпленка три ноги,

Танк похож на крокодила,

На кувшин без ручки – кошка,

И не может сам Сережка,

Кто и что тут, разобрать.

Хвост на шее у верблюда

Ну, а нам не в удивленье,

Тут простой на все ответ:

У: Можно ли Сережку назвать Художником?

У: Почему? Каким должен быть художник?

Д: Художник должен быть внимательным, старательным, терпеливым, аккуратным

Задаёт вопросы, проверяет имеющиеся у учеников знания.

Отвечают на вопросы учителя по поднятой руке.

Познавательные: умение воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

умение вести диалог с учителем, отвечать на поставленные им вопросы.

Изложение учебного материала

Ребята, на прошлом уроке вы совершили путешествие в далёкое прошлое, к мастерам народных игрушек, ведь так? Кто помнит с чем вы знакомились на прошлом уроке?

Д: С Филимоновской игрушкой

У: Да. В роли чего служили эти игрушки?

Д: В роли свистулек

У: Какие цвета используют для росписи филимоновской игрушки?

Д: Жёлтый, зелёный, красный.

У: Совершенно верно! Ребята, на прошлом уроке вы знакомились с элементами филимоновской росписи. Какие вы запомнили?

Д: Полосочки, ёлочки, веточки, круги, солнышки.

У: Скажите, ребята, какими бывают филимоновские игрушки?
Д: Боярыни, крестьяне, мужики, курицы, петухи, кони, козлики.

У: А вы знаете из чего их делают?

Д: Из глины.
У: Верно.

У: Ребята, давайте вспомним в какой последовательности наносятся цвета?

Д: Сначала жёлтый, потом красный и последним наносится зелёный.

Перед тем, как я покажу вам как выполнять нашу работу, посмотрите на доску и давайте разберем каждый этап выполнения росписи. Что мы должны сделать сначала?

Д: Сначала «желтим игрушку»

У: Т.е. жёлтый является основным цветом игрушки, он служит основой орнамента, и символизирует землю.

Что делаем дальше?

Д: Далее наносим красный цвет

У: Верно! Он символизирует солнце.

Д: А далее зелёный цвет

У: Да. Этот цвет обозначает цвет жизни.

Излагает новый материал по изучаемой теме – даёт определение, рассказывает о видах росписи, сопровождает рассказ слайдами презентации.

Внимательно слушают и смотрят, овладевают знаниями по теме, запоминают новую информацию.

Познавательные: умение воспринимать новую информацию по теме.

умение вести диалог с учителем, отвечать на поставленные им вопросы.

Техника и приём выполнения работы

У: Ребята, сейчас я сяду за вторую парту, а вы все подойдете вокруг нее так, чтобы вам было удобно наблюдать за выполнением работы.

У вас на столах лежат шаблоны. Мы с вами должны расписать их филимоновской росписью.

Но чтобы это сделать, мы должны вспомнить правила выполнения филимоновской росписи. Роспись выполняется таким образом: краски наносятся последовательно и никогда не смешиваются. Каждый новый цвет используется только после высыхания предыдущего.

Все элементы росписи выполняются приемом «примакивание».

Элементы росписи мы с вами не должны изображать беспорядочно. В нашей росписи должен прослеживаться определённый ритм. Кто знает, что такое ритм?

Д: Ритм- это повторение или чередование элементов.
У: Да, что мы делаем сначала?

Д: Желтим игрушку

У: Да, верно, сначала мы желтим игрушку. Для этого мы смачиваем кисточку в воде, а потом всем ворсом кисточки набираем краску. Для начала нам нужна- желтая. Посмотрите, я не закрашиваю всю игрушку жёлтым, а рисую большие круги и закрашиваю отдельные крупные элементы игрушки, прикладывая весь ворс кисточки к листу и прокручивая ее, получается круг, также можно делать полосочки. Так повторяем со всеми элементами желтого цвета.
У: Какой цвет второй?
Д: Красный.
У: Красным цветом мы рисуем тонкие полоски, точечки и обводим наши круги. Для этого набираем красную краску, но уже обратной стороной кисточки и сначала обводим по контуру наши круги и полоски, нарисованные желтой краской. А далее можно добавить точечки и другие полоски.
У: Какой цвет дальше?
Д: Зелёный.
У: Верно. Набираем зеленую краску, опять же обратной стороной кисточки и рисуем волнистые линии, ёлочки, маленькие веточки. Везде используем прием: «примакивание».
У: Вот такая игрушка должна у нас получится.

Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнем, вставайте все рядом с партой и выполняем физкультминутку вместе со мной.

Предметные: научить выявлять особенности традиций филимоновской игрушки в росписи и форме. Познакомить с творчеством мастеров филимоновского промысла. Расширить кругозор детей о художественных народных промыслах. Формировать навыки в создании единства формы и декора игрушки, композиции и ритма цветовых пятен и элементов.

Метапредметные: умение анализировать новый материал и применять его на практике, развивать образное мышление, мелкую моторику, глазомер.

Личностные: воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту росписи народных игрушек; интерес к филимоновскому промыслу. Воспитывать коммуникабельность, чувство коллектива, взаимопомощь и поддержку в работе на уроке.

а) для обучающихся: гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка, подставка под кисти, заготовка для росписи.

б) для учителя: интерактивная доска, компьютерная презентация, образец готового изделия, Толковый словарь.

Зрительный ряд: выставка филимоновских игрушек, костюмы.

Музыкальный ряд: русская народная музыка.

1. Организационный момент. Проверка организации рабочих мест.

2. Самоопределение к деятельности.

- Послушайте стихотворение и догадайтесь, о чём мы будем говорить на уроке.

Синий лес, холмы и косогор

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

- Какова тема нашего урока? Какие цели поставим перед собой?

- Узнать о филимоновской игрушке, познакомиться с приёмами росписи, научиться некоторым из них.

3. Беседа о народном промысле.

- Почему игрушка получила такое название?

На высоком берегу реки Упы стоит деревушка Филимоново (Слайд). Именно этих местах около 500 лет назад проходил гончар по имени Филимон. Кто такой гончар? Работа со словарём. (Слайд). Он обнаружил залежи мягкой, жирной глины синего цвета. До сих пор её называют синика.

- Что можно сделать из глины?

- Филимон поселился в этих местах и начал лепить из глины горшки. Как вы думаете, как назвали деревню, где он поселился?

- От деда Филимона гончарному промыслу обучились его соседи. Мужчины из глины лепили посуду: крынки, кувшины, миски, тарелки. А женщины лепили игрушки: барынь, солдат, коров, лошадей, медведей… (Слайды) Детей приучали к ремеслу с 7-8 лет.

- Как вы думаете, когда, в какое время года, крестьяне занимались лепкой из глины: зимой или летом? Почему?

- Правильно, работали зимой. Работали женщины, не покладая рук, днём – хозяйство, а как только наступали сумерки, приступали к любимому делу. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен.

- Где продавали игрушки?

- На ярмарках (Слайд) игрушки стоили дёшево и быстро раскупались. Поэтому мастерицам приходилось лепить их много.

- Можно ли расписывать игрушку сразу после лепки?

- Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная погода, все готовые изделия обжигали в специальных печах – горнах (Слайд). В склоне глубокого оврага была вырыта печь. В неё плотными рядами укладывали посуду, а между горшками ставили игрушки. Зажигали огромные костры. Для всех жителей деревни этот день был торжественным событием. Они нарядно одевались и собирались около печей посмотреть на обжиг. И перед ними происходило чудо: в печь ставились тёмные игрушки, а вынимали – белые по цвету, готовые к росписи.

- В чём отличие филимоновских игрушек от других? Посмотрите, что есть у каждой игрушки?

- Филимоновские игрушки – это игрушки-свистульки.

- Как вы думаете, для чего нужны свистки?

- нашидалёкие предки свистом игрушек отпугивали злых духов и нечистую силу, а по праздникам приветствовали бога солнца Ярило.

- А где же спрятаны свистки?

- Обратите внимание на форму игрушек. Могут ли быть у настоящих лошадей, коров, медведей такие длинные шеи?

- Филимоновские игрушки имеют вытянутую форму и выглядят изящными и стройными. Дело в том, что глина при сушке быстро покрывается трещинами, её приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, «подтягивают», выравнивают её поверхность. «Подтягивать» и поглаживать её приходится дней пять. С каждым подтягиванием игрушка удлиняется по форме.

- Ну и главное отличие – роспись, орнамент. Что такое орнамент? Работа со словарём (Слайд).

- Посмотрите на игрушку и определите «любимые» цвета филимоновских мастеров.

- Расписывать игрушки стали лишь 200 лет назад, когда появились анилиновые краски. Мастерицы разводили краски на яичном желтке и расписывали игрушки куриным или гусиным перьями. Считалось, что краска с пёрышка ложится чётко и ровно.

- Какие орнаменты присутствуют в росписи игрушек?

- Прежде всего, это цветные полосы. Круги. Треугольники, точки, веточки ели (Слайд). Эти элементы пришли из далёких времён и символизируют солнце, воду, землю, растения.

4. Работа в группах (карточки).

Определите, какие древние символы зашифрованы в этих орнаментах. Проверка по слайдам.

5. Рассказ о мастерах-игрушечниках (Слайды)

7. Практическая работа детей. Роспись заготовок по мотивам филимоновского промысла (Слайды-последовательность росписи).

6. Выставка работ обучающихся.

Самая насущная забота

Всякого труда и ремесла –

Это, чтобы новая работа

Лучше прежней сделана была.

- Я вам желаю удачи в последующей работе.

- Что нового и интересного вы узнали?

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Над чем ещё надо поработать?

- А теперь давайте порадуемся весеннему деньку (дети свистят в свистульки).

Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно-прикладного искусства путем ознакомления с филимоновской игрушкой.

ВложениеРазмер
Конспект занятия "Филимоновская игрушка" 22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Художественное творчество (Рисование)

Тема: «Филимоновская игрушка»

Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно-прикладного искусства путем ознакомления с филимоновской игрушкой.

-закрепить знания детей о филимоновской игрушке, как виде народного декоративно-прикладного искусства, имеющего свою специфику и образную выразительность.

- закреплять знания об особенностях росписи игрушек, основных элементах узора

-учить рисовать элементы декоративного узора,

-формировать умение наносить на силуэте животного полоски - проводить

широкие линии всей кистью, а узкие линии - концом ворса кисти

- закрепить правила работы с кисточкой, красками;

-развивать воображение, чувство формы.

-обогащать словарь детей словами: филимоновские свистульки, разноцветные, расписные, глиняные;

- воспитывать любовь к родному краю, воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

-рассматривание фигурок филимоновской игрушки;

-чтение стихов о филимоновской игрушке;

- беседы о мастерах-умельцах.

Материалы и оборудование: краски, кисти, салфетки, стаканы с водой, филимоновские игрушки, бумажные силуэты «петушок» вырезанные из бумаги белого цвета, презентация «Филимоновские игрушки», образцы выполненные педагогом.

Активизации словаря: филимоновская игрушка, Филимоново.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в страну декоративно – прикладного искусства. Мы с вами уже знакомы с разными видами творчества, давайте вместе вспомним.

Дети : мы рисовали дымковские .

Воспитатель : Молодцы ребята, вы все помните. Совершенно верно, мы с вами успели познакомиться с дымковской росписью.

Сегодня хочу вас познакомить с еще одним очень интересным и колоритным видом творчества – это Филимоновская роспись .

В самом сердце России есть деревня под названием Филимоново . Давным-давно, прибыл в эту деревню гончар, а звали его Филимон . Он обнаружил в этой местности глину и начал лепить из нее горшки, а деревню так и стали называть Филимоново .

Очень уж ловко у Филимона получалось лепить посуду и игрушки . А однажды пришла ему в голову мысль, взял он, да и сделал дырочку в игрушке , чтобы та звук издавала. И стала называться такая игрушка – свистулька . Очень полюбились такие игрушки деткам , а Филимон стал свои свистульки на ярмарке продавать.

Понравилось и людям в деревне это ремесло, научились в деревне все из глины посуду да игрушки лепить . Все, от мала, до велика.

Использовали при росписи красный, желтый, зелёный, голубой и розовый цвета. Продавали игрушки – «забавки» на ярмарках, на базарах. Все филимоновские игрушки являются свистульками, даже барыни и кавалеры. У зверей и птиц свисток всегда находится в хвосте.

Хороводная игра «В Филимоново мы были…»

В Филимоново мы были,

Хороводы мы водили.

Дети идут по кругу

Мы, как барыни, кружились.

Дети кружатся на месте

На скамеечки садились.

Дети выполняют «пружинки»

Потом глины накопали.

Дети показывают, как копают

И свистушки лепить стали.

Дети показывают, как лепят

Дети отвечают на вопросы :

- как называются игрушки , с которыми мы с вами познакомились?

- почему их так назвали?

- чем отличаются филимоновские игрушки от дымковских ?

- как расписывали филимоновские игрушки , какие элементы использовали?

- какие цвета использовали?

- чем является филимоновская игрушка ?

- где продавали такие игрушки ?

Воспитатель : Ребята, а вам хотелось бы превратиться в умельцев и самим расписать игрушку ?

Дети охотно соглашаются.

Воспитатель : Ну вот и отлично, у меня тут как раз для вас посылочка из деревни Филимоново имеется (воспитатель достает шаблоны петушки) .

Воспитатель : Ребята, нам нужно украсить фигурки петушков филимоновским узором. Как вы думаете, какие элементы можно нарисовать? (полоски, точки, елочки).

- Какие краски используют в филимоновской росписи игрушек? (желтый, красный, зеленый)

- Первым мы закрашиваем у петушка бородку, гребешок красным цветом, клюв - желтым. А дальше вы расписываете его так, как вам нравиться: полосками, ёлочкой.

Роспись проводится в определенном порядке:

Сначала желтым цветом рисуют полоски и пятна

Затем обводят красным

Дети выполняют роспись силуэта.

Воспитатель : Молодцы! Какие замечательные петушки! Давайте расположим ваши рисунки на магнитной доске.

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые, нарядные, яркие петушки перед вами. Скажите, как называется эта роспись?

Читайте также: