Урок русская народная игрушка

Обновлено: 19.04.2024

Тема: Русская народная игрушка.

Цель: Знакомство с национальной культуры России.

Задачи: Познакомить с народной игрушкой; расширять словарный запас; развивать интерес к народной игрушке.

Дети входят в зал, где на столах выставка всевозможных игрушек : глиняных (богородские, дымковские, свистульки деревянные, неваляшки, куклы из соломы, ниток, ткани) .

Воспитатель: Ребята сегодня у нас занятие не совсем обычное оно проходит в зале, а поговорим мы с вами, о народных игрушках. Посмотрите, какая выставка у нас сегодня. Давайте рассмотрим, какие предметы здесь выставлены.

Дети рассматривают и называют игрушки.

Воспитатель: Да, ребята русский народ издавна любил создавать игрушки для своих детей. Видно такая была душа у русского народа, умел он хорошо работать, отдыхать, и всегда заботился о своих детях. Для этого народные мастера и придумывали всякие игрушки и забавы. Их делали из разных материалов: глины, дерева, соломы, ткани. Обратите внимание, какой красочный сундук выставлен у нас. Ребята, вы ни чего не слышите? Прислушайтесь! Мне кажется, в нем кто-то шепчется. Как вы думаете, кто бы это мог быть? Послушайте загадку:

Словно репка, она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко широко

Парой чёрных смородинок- глаз.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Наша русская… ?

Воспитатель достаёт из сундука матрёшку и приглашает детей сесть на стулья.

Воспитатель: Матрёшка – одна из самых любимых игрушек детей. Самая первая матрёшка родилась в старинном русском городе Сергиевом – Посаде (Загорске). Около ста лет привезли в нашу страну из Японии деревянную куклу. Это был добродушный старик, внутри которого помещалась вся его семья. Игрушка очень понравилась нашим художникам и мастерам, и они решили сделать такую же для русских детей. Только у нас - это была розовощёкая девочка с льняными волосами, в простой крестьянской одежде – в сарафане, переднике, в платке с цветами. Она была раскрашена ярко. Внутри игрушки находились ещё 5 или 7 фигурок девочек. Почему игрушку назвали матрешкой, точно не известно. Может быть, потому, что имя Матрена было наиболее распространённым на Руси. Новая необычная игрушка очень понравилась детям, и взрослым. Прошло много лет, а матрешка не надоела людям. Её дарят друзьям на долгую память. Ее знают во всём мире, дарят её на память о нашей стране. Она стала традиционным русским сувениром.

Сегодня производством матрёшек занимаются во многих городах и сё лах нашей страны: в городе Семёнове, в селе Полхов – Майдан, Сергиевом – Посаде Загорске, Твери и других городах. На разных фабриках матрёшек расписывают по-разному. Рассмотрим матрёшек. Одни в ярких сарафанах с передниками в узорчатых платках, другие в зимней одежде. Разрисованы матрёшки цветами, ягодами.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что есть матрёшка – мальчик?

Ванька-встанька: Я Ванька-встанька, крошка

Всегда стою на ножках,

Не гнусь и не качаюсь,

А только кувыркаюсь.

Воспитатель: Ванька – Встанька, а с чем ты к нам пожаловал? Что ты нам принес? (ложки деревянные, расписные, музыкальные)

Музыкально– ритмическое упражнение с ложками «Утром солнышко проснется»

1. Утром солнышко проснется,

Сразу деткам улыбнется.

Детки с солнышком встают

В ручки ложечки берут.

Под музыку дети медленно поднимаются, берут ложки в руки.

2. Детки ложки в руки взяли,

Дружно в ложки застучали.

Ударяют ложкой о ложку перед собой

3. Мы сейчас растопим печь –

Надо блинчиков испечь.

Немного наклонив корпус с ложками вправо, левая рука с ложкой сверху, затем тоже самое влево – «печем блинчики»

4. Нам пора повеселиться,

В каруселях прокатиться.

Кружатся вокруг себя топающим шагом, играют на ложках, держат их перед собой

5. С вами мы сейчас, ребятки,

Поиграем вместе в прятки.

Ударяем ложками перед собой на сильную долю музыки, потом отводим руки за спину и ударяем в ложки за спиной

6. Будем в горку подниматься,

А потом с горы спускаться.

Постепенно поднимая прямые руки вверх, быстро ударяя ложками, потом опускаем руки вниз, ударяя ложками

7. Наши ложки так устали,

Очень весело плясали.

На пол ложки мы положим

И ладошки вместе сложим.

Мы немножко отдохнем,

И опять плясать начнем.

Дети сидят на корточках, руки под щечкой - отдыхают

Как мы весело плясали,

Дружно ложками стучали.

Значит ему нравится.

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня рассмотрели много разных русских народных игрушек, матрешек. Какие игрушки вам понравились очень сильно?

Проект «Русская народная игрушка» Проект “Русская народная игрушка” Актуальность проекта: Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной.

Фотоотчёт экскурсии вмини-музей «Русская народная игрушка»

Фотоотчёт экскурсии вмини-музей «Русская народная игрушка» Цель: Формирование представлений о культуре и быте русского народа через историю народной куклы, знакомство с русской народной игрушкой.

Конспект интегрированного занятия «Русская народная игрушка-Матрешка» (разновозрастная группа от 5 до 7 лет) «Русская народная игрушка - Матрешка» Цели: - Приобщить детей к национально – культурным традициям, посредством углубления и расширения.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе «Русская народная игрушка-матрешка» Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе на тему: «Русская народная игрушка — матрешка» образовательная.

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка — матрешка» с применением ИКТ Направления развития и образования (образовательные области): социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Педсовет «Русская народная игрушка как средство нравственного воспитания » (из опыта работы) МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ РУССКАЯ.

Подгрупповое логопедическое занятие «Русская народная игрушка»

Подгрупповое логопедическое занятие «Русская народная игрушка» Цель : Продолжение знакомства детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством русского народа. Расширение.

Проект «Русская народная игрушка «Матрешка» для детей 2–3 лет. Фотоотчет.

Проект «Русская народная игрушка «Матрешка» для детей 2–3 лет. Фотоотчет. Игрушка “Матрёшка“ открывает широкий потенциал для раннего развития ребёнка, формирует творчески развитую личность, способствует повышению.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект «Русская народная игрушка»

Цель : - воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у воспитанников ЦПД в процессе знакомства с народной игрушкой.

-развитие интереса детей к русскому народному творчеству.

- познакомить детей с историей народной игрушки, с историей рождения русской деревянной матрёшки;

- закрепить знания о разнообразии народной игрушки;

- дать понятие о богородской, филимоновской, дымковской, каргопольской, городецкой игрушке,

- формировать у детей систему представлений о культуре и истории Отечества.

Предварительная работа : лепка матрешки из соленого теста.

Оборудование: презентация «Народная игрушка», гуашь, акварель, заготовки из соленого теста, видео «Народная игрушка»,

игра «Собери матрёшку»

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о народной игрушке – матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Материал и оборудование . Матрешки, поделенные на несколько частей.

Игровое правило . Собрать из отдельных частей целую матрешку. Побеждает тот, кто больше собрал матрешек.

1.Орг. момент

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о русских народных игрушках.

Русский народ богат любовью – к родной земле, к своим детям. Для детишек придумали народные мастера всякие игрушки для забавы

Грустно осознавать, что мы, к сожалению, так мало знаем о культурном наследии наших предков, в том числе и о народной игрушке - особом виде русского народного творчества.

2.Основная часть

Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные, выполненные из соломы, ткани, дерева, глины.

Мастерили также игрушки и из мха, еловых шишек, льна. Как глиняные, так и деревянные игрушки изготавливались во многих местах России. (№2) сюрпризный момент.

Тряпичная (№3,4)

Традиционная тряпичная кукла без лица - безлика. Лицо у всех кукол оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения недобрых сил, злых, а значит, и вредных для ребёнка. Она должна была принести здоровье, радость, благополучие. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

делались, чтобы во время игры научить ребенка жизни. Такие куклы служили развлечением для ребенка.

Обереговые куклы

призваны оберегать жителей дома (домашних животных) от голода, от болезней, от плохих людей. (обереги жилища, достатка, обереги здоровья, детства)

У каждого народа есть свои обряды. Наши предки использовали куклы при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Например, масленицу сжигали, прося ухода зимы и приближения весны «Уходи зима снежная, приходи лето красное». Считалось, что с дымом уходят в небо все горести, болезни и неприятности.

Соломенная кукла(№5,6)

Матрешка русская и ее история(№7,8,9,10)

(№7) Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Она явилась символом материнства и плодородия. Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. Темы для росписи могут быть очень разными.

(№8) Точная история происхождения матрёшки неизвестна. Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни. (№9 )Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю из подмосковного города Подольска В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин.

Наша первая матрешка игрушка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали девочек разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

(№10) Интересно и то, что после появления первой детской матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла!

Дымковская игрушка (№11)

Название игрушек пошло от названия села Дымково, в котором с давних времен делали русские народные игрушки. На гулянье, «Свистопляску», люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Так и повелось, что «в Вятке делают игрушки для свиста». Раньше эти игрушки делали семьями, дети и женщины также принимали участие в изготовлении дымковских игрушек. Местные жители копали глину, месили ее с песком ногами и руками, обжигали в печи и затем разрисовывали. Из печи игрушка выходит красно-коричневой, но затем цвет глины скрывается побелкой.

Роспись дымковской игрушки(№12)

• Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен.

• Характер одежды – желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.

В настоящее время мастера изготовляют эти игрушки в мастерских. (№13)

Филимоновские игрушки(№14,15 )

Известным народным промыслом славится деревня Филимоново Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. Деревня находится около залежей хорошей белой глины. Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки.

(№16,17) Роспись яркая, и в основном преобладает желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белый цвета. Роспись игрушек традиционна: коней, коров баранов окрашивают полосами, а фигурки людей расписывают, используя все элементы в самых различных сочетаниях. Лица фигурок всегда остаются белыми, только небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос.

(№18) Игрушки смешные, причудливые и в то же время просты по исполнению и очень выразительны. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны — это барыни, крестьянки, наездники на лошадях, солдаты с эполетами, танцующие пары; из животных — коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом и таинственные существа, прообраз которых трудно определить.

П. И. «Карусели»

Каргопольская игрушка(№19)

Каргополь — древний русский город, окруженный лесом. С давних времен жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом, изготовляли глиняную игрушку. Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками пластика фигурок этого северного края может показаться суровой.

(№20) Это первое впечатление создается из-за того, что в цветовую гамму росписи входят черные, темно-зеленые и коричневые цвета. Что касается сюжетов, то среди них много забавных образов, вылепленных просто, с большой теплотой и народным юмором.

(№21) Каргопольской игрушке свойственны и многофигурные композиции — веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке и многие другие сцены, точно подмеченные мастерами. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остается полкан полуконь-получеловек (могучий богатырь)с окладистой бородой, при орденах и эполетах. (№22)

Любят каргопольские мастера изображать и животных, встречаются сюжеты на темы народных сказок. Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, туловище удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Каргопольские мастера, изображают зверей толстоногими и порой динамичными.

Cейчас мастера для оживления игрушек вносят желтый, голубой и оранжевый цвета.

Богородская игрушка (№23)

Еще один вид русских народных игрушек. В отличие от других русских народных игрушек, эти изготавливаются из резного дерева.

По одному из преданий первые игрушки из дерева стал резать основатель Троице-Сергиева монастыря, Сергий Радонежский.

А еще говорят, что в маленькой деревеньке около современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись "игрушечным" ремеслом

Богородские игрушки более 300 лет изготавливаются. Их редко раскрашивают и расписывают. Два года должна сохнуть липа, прежде чем из нее изготовят игрушки.

(№24,25) Народными мастерами в селе Богородское Московской области создаются деревянные резные игрушки (медведи, бьющие по наковальне, курочки, клюющие зернышки; фигурки кузнецов ( №26) , мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне.)

Все богородские игрушки – шутейные, юмористические, подвижные забавы.

Ребята, я предлагаю вам сейчас поиграть в игру « Собери матрёшку » .

3.Практическая часть

Есть ещё для вас игрушка,

Не лошадка, не Петрушка –

Для маленькой темница.

В настоящее время игрушки можно изготовить и из соленого теста. На предыдущем занятии мы с вами слепили матрешек. Сегодня мы их раскрасим (работа детей)

Воспитатель: : Как много интересного мы увидели сегодня. Вам понравилось?

- В завершении занятия мы посмотрим видео «Народная игрушка». Смотрим внимательно, в конце вы должны ответить на вопрос, о какой игрушке идет речь в фильме, а в презентации ее нет?

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ русская народная игрушка.pptx

ЯРМАРКА ИГРУШЕК


Курс повышения квалификации

Специфика художественно-изобразительной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО


Курс повышения квалификации

Основы истории искусств для детей 7-14 лет


Курс профессиональной переподготовки

Черчение: теория и методика преподавания в образовательной организации

«Искусство детям - увлекательно и просто: Ренессанс»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

ЯРМАРКА ИГРУШЕК

Дымковская игрушкаФилимоновская игрушкаКаргопольская игрушка

Дымковская игрушка
Филимоновская игрушка
Каргопольская игрушка

Тема : «Русские народные игрушки: Дымковская, Филимоновская, Каргопольская»

«Русские народные игрушки:
Дымковская, Филимоновская, Каргопольская»

Филимоновская игрушкаКаргопольская игрушкаДымковская игрушка

Филимоновская игрушка
Каргопольская игрушка
Дымковская игрушка

Цель : Повторить , закрепить, обобщить полученные знания о видах росписи р.

Повторить , закрепить, обобщить полученные знания о видах росписи русской народной игрушки: Дымкоская, Каргопольская, Филимоновская игрушки, работая в группе»

Элементы дымковской росписиЭлементы филимоновской росписиЭлементы каргопол.

Элементы дымковской росписи
Элементы филимоновской росписи
Элементы каргопольской росписи


Задание: «Выполнить эскиз росписи игрушки по мотивам одного из русских наро.

«Выполнить эскиз росписи игрушки по мотивам одного из русских народных промыслов: Дымкоская, Каргопольская, Филимоновская игрушки»

Дымковская игрушкаФилимоновская игрушкаКаргопольская игрушка

Дымковская игрушка
Филимоновская игрушка
Каргопольская игрушка

Филимоновская игрушкаКаргопольская игрушкаДымковская игрушка

Филимоновская игрушка
Каргопольская игрушка
Дымковская игрушка

Критерии оценивания1. Соответствие формы промыслу игрушки 2. Наличие характер.

Критерии оценивания
1. Соответствие формы промыслу игрушки
2. Наличие характерного для промысла цвета
3. Взаимосвязь элементов росписи и формы игрушки
4. Наличие соответствующих элементов росписи
5. Аккуратность
6. Творческий подход

Задание: «Выполнить эскиз росписи игрушки по мотивам одного из русских наро.

«Выполнить эскиз росписи игрушки по мотивам одного из русских народных промыслов: Дымкоская, Каргопольская, Филимоновская игрушки»

Наша русская игрушка, Не стареет сотни лет В красоте, в таланте русском Весь.

Наша русская игрушка,
Не стареет сотни лет
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.

Выбранный для просмотра документ урок Русская народная игрушка.docx

«Русские народные промыслы. Дымковская, Филимоновская, Каргопольская игрушки»

- Добрый день, ребята.

-Обратите внимание на свои рабочие места. Все ли необходимые принадлежности для урока у вас есть?

-Все готовы к уроку.

-Ребята, посмотрите на слайд и определите тему сегодняшнего урока.

* «Русская народная игрушка»

-Попробуйте уточнить, какие игрушки

- Тема: «Русские народные промыслы: Дымковская ,Филимоновская, Каргопольская игрушки»

-А вам знакомы эти промыслы?

- Где вы о них узнали?

- А что вы узнали об этих промыслах? Обратите внимание на заполняемые на предыдущих уроках таблички.

-Чем промыслы отличаются?

*Отличаются формой игрушки, цветом росписи, элементами росписи, инструментами росписи.

-В чем есть схожесть?

*Схожи персонажами (люди, животные, сказочные герои), белый фон росписи, геометрический узор

- Скажите, в табличках об особенностях каждого из промыслов осталось свободное место?

*Значит, мы познакомились со всеми особенности промыслов: Дымковская, Филимоновская , Каргопольская игрушки.

- А что же тогда мы сегодня будем делать? Какова будет цель сегодняшнего урока?

*Повторять, закреплять, делать групповую работу, применить полученные знания в какой-то работе…

- Предлагаю вам создать творческую композицию, где вы сможете применить полученные на уроках знания о русских промыслах: Дымковской, Филимоновской, Каргопольской игрушке и выступить в роли мастеров.

- Как мы сформулируем цель урока?

Цель: создание творческой композиции с применением полученных знаний о русских народных промыслах: Дымкоская, Каргопольская, Филимоновская игрушки, работая в группе

-Предложите название творческой композиции

*На лугу, на полянке

- Давайте назовем нашу творческую композицию «На лугу»

- Что необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели? Какие поставим задачи для достижения цели?

1. Вспомнить особенности русских народных промыслов Дымкоская, Каргопольская, Филимоновская игрушки

2. Выбрать промысел для каждой группы

3. Выполнить эскиз росписи игрушек по мотивам в выбранном группой русском народном промысле Дымкоская, Каргопольская, Филимоновская игрушки

4. Создать творческую композицию

5. Оценить и представить творческую композицию группы

- Посмотрите на задачи и скажите, есть ли те, которые уже выполнены нами?

-Тогда, переходим ко второй задаче, выберем промысел для каждой группы. Для этого прошу подойти по одному представителю от группы и выбрать конверт с названием одного из русских народных промыслов Дымкоская, Каргопольская, Филимоновская игрушки.

- Назовите выбранные промыслы. Получите пакеты с материалами для выполнения задания

- Обратите внимание на задачи и определите, какая из задач может означать практическое задание для сегодняшнего урока.

*Задание: Выполнить эскиз росписи игрушек по мотивам одного из русскоих народноых промыслов: Дымкоская, Каргопольская, Филимоновская игрушки

-Я предлагаю вам выполнить эскизы росписи игрушек по мотивам одного из русских народных промыслов: Дымковская, Каргопольская, Филимоновская игрушки, взяв за основу формы фигур домашних животных. Что вам не хватает, чтобы приступить к работе?

*форм игрушек

-Давайте выберем формы. Обратите внимание на слайд и определите промысел по форме.

- Давайте вспомним, в какой последовательности будете выполнять эскиз росписи игрушки

* 1. Выполняем рисунок элементов карандашом

2. Работаем в цвете

3. Собираем расписанные формы в общую композицию

-Обратите внимание на доску. Здесь представлены три варианта фона для творческих композиций. Выберите фон для каждой группы.

*Дымковская , Филимоновская, Каргопольская игрушки. Подписываются промыслы

-И последняя задача: оценить и представить творческую композицию группы

-Чем будете пользоваться, чтобы оценить и представить свою творческую композицию?

-Давайте их вспомним. Обратимся к табличкам оценивания

1. Соответствие промысла форме игрушки

2. Наличие характерного для промысла цвета

3. Взаимосвязь элементов росписи с формой игрушки

4. Наличие соответствующих элементов росписи

5. Аккуратность

6. Творческий подход

Итак, мы с вами рассмотрели выполнение каждой задачи. Можно приступать к выполнению практического задания

Задание: Выполнить эскиз росписи игрушек по мотивам одного из русских народноых промыслов: Дымкоская, Каргопольская, Филимоновская игрушки

-Задание всем понятно. Приступаем к работе. Время работы 15 минут.

Звучит музыка, Дети работают. Учитель обходит класс, оказывает помощь.

-Внимание. Время, отведенное на практическую работу, окончено. Прошу каждую группу по очереди оформить, оценить и представить свою композицию.

Группы представляют свои работы, используя таблицы с критериями и стихи

Наша русская игрушка,
Не стареет сотни лет
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.

-Подведем итог нашего сегодняшнего урока. Вернемся к теме, целям и задачам урока

- Цель урока достигнута?

-Все ли поставленные задачи были выполнены?

-Каждая группа успешно справилась с практической работой

-Мы можем сказать, что работа на уроке состоялась.

- Каждый из вас выполнял для общей композиции эскиз росписи по форме на бумаге. А где еще как вы сможете применить полученные знания о русских народных промыслах Дымкоская, Каргопольская, Филимоновская игрушки?

*Сами сможем слепить или купить форму игрушки и расписать ее.

Потом можно подарить

- Это не все русские народные промыслы. И вам предстоит о них узнать на следующих уроках. Урок окончен. Спасибо всем

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект

занятия в старшей группе

Тема: «Экскурсия в музей русской народной игрушки»

Цель: знакомство с национальной культурой России.

- создать условия для получения детьми знаний о русских народных игрушках: дымковских, тряпичных куколках, матрешках;

- формировать представление о материалах, из которых изготовлены игрушки и об особенностях росписи изделий;

-расширять словарный запас детей;

- развивать творческую деятельность детей посредством украшения матрёшки;

- воспитывать интерес к родной истории, желание познавать культуру своего народа.

Оборудование: 6 столов, дымковские игрушки, тряпичные куклы, иллюстрации с изображением кукол столбушек, кукол крупеничек, кукол пеленашек, матрешки (игрушки), силуэты матрешек для составления узора, иллюстрации с изображением первых русских матрёшек, современных матрёшек, портреты Сергея Малютина и Василия Звёздочкина, фломастеры, большой платок.

Интеграция ОО: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Предварительная работа: беседа «Как жили наши предки?»; чтение произведений устного народного творчества; знакомство с народными играми, заучивание стихов и закличек.

Методы обучения:

1) Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, инструктаж, чтение художественной литературы, загадка, вопросы, ответы).

2) Наглядные методы (наблюдение, рассматривание иллюстраций, демонстрация русских народных игрушек).

3) Практический метод (самостоятельная работа).

4) Метод контроля (анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности).

5) Игровой метод.


Ход занятия.

Организационный момент.

1. Эмоционально – психологический настрой детей.

Воспитатель встречает детей в группе проводит до музея.

Воспитатель: Я очень рада видеть вас. Проходите сюда на коврик и встаньте, пожалуйста, в красивый кружочек. Сейчас я предлагаю всем взяться за руки, улыбнуться друг другу и пожелать всем хорошего настроения.

Вводная часть.

Вступительная беседа об игрушках.

Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите на эти полочки. Что вы видите?

Дети: Игрушки.

Воспитатель: У нас в группе много игрушек. Наверное, вы все любите играть с ними. Назовите ваши любимые игрушки.

(Дети называют свои любимые игрушки).

Воспитатель: Из чего сделаны эти игрушки?

Дети: Пластмассы, резины, ткани, металла.

Воспитатель: Правильно. Современные игрушки делают из пластмассы, резины, ткани, пластика, металла.

2. Создание проблемной ситуации.

Воспитатель: А сейчас, присядьте, пожалуйста, на коврик и послушайте меня. Давным-давно дети тоже любили играть, но у них не было таких игрушек как у вас, и для них игрушки мастерили мамы и папы, мастера – ремесленники. Игрушки делали из тряпочек, из соломы, из глины, из дерева. Ребята, а как вы думаете, где можно увидеть такие игрушки в наше время?

Дети: Дома, на выставках, в музеях.

Воспитатель: Да эти игрушки сейчас можно увидеть в музее.

3. Игровая мотивация. (Беседа о музее)

Воспитатель: Кто знает, что такое музей?

Дети: Где много старинных предметов.

Воспитатель: Это помещение, место, где хранятся, изучаются и выставляются для показа ценные предметы, картины и документы – экспонаты.

(Ответы детей).

Воспитатель: Русская народная игрушка – это игрушка, сделанная руками человека с теплотой и любовью, и эта игрушка стала символом и гордостью русского народа. Игрушки часто изображали людей, животных, музыкальные инструменты. Давайте с вами вспомним правила поведения в музее.

III. Основная часть.

1. Правила поведения в музее:

Воспитатель: А кто из вас был в музее? Поднимите руки.

(Рассказы детей).

Воспитатель: Как вы думаете, как надо себя вести в музее?

Дети: НЕ бегать, не кричать, внимательно слушать.

Воспитатель: Молодцы.

Правила поведения в музее:

• Не кричать, не шуметь, не мусорить

• По залам музея следует передвигаться бесшумно

• Громко разговаривать недопустимо

• Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой

• В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.

Воспитатель: А кто такой экскурсовод?

Дети: Это человек, который работает в музее и рассказывает об окружающих предметах-экспонатах.

Воспитатель: Но, прежде чем начать нашу экскурсию, надо решить, кто у нас будет экскурсоводом. Ребята, вы разрешите мне быть экскурсоводом?

Экскурсия по музею.

Воспитатель: Встаньте, пожалуйста, все в круг и повторяйте за мной слова: «Вокруг себя повернись и в музее очутись!».

Педагог предлагает пройти к первому столу – стенду.

1). Демонстрация дымковских игрушек. (1 стенд)

shop_items_catalog_image150153.jpg
1600.jpg

a57e0c5a-afc4-4e56-a14c-fd20b3327465_800x600.jpg
700-nw.jpg

b19ce4376373c0e46376db693aa355e2.jpg
i.jpg

Воспитатель: Посмотрите на первые экспонаты. Вам они уже знакомы?

Дети: Это дымковские игрушки (если дети затрудняются ответить, педагог помогает им).

Воспитатель: Кого вы узнали?

Дети: Барышню – водоноску, оленя, петушка и т.д.

Воспитатель: Возьмите их в руки и внимательно рассмотрите, легонечко постучите по ним пальчиком. Как вы думаете, из какого материала сделаны игрушки?

Дети: Из глины.

Воспитатель: Посмотрите, какие они яркие, нарядные. Какого цвета краски использовали мастера росписи дымковской игрушки?

Дети: Красную, желтую, синюю.

Воспитатель: Какие элементы узора вы видите на игрушках?

Дети: Колечки, кружочки, волнистые линии

Воспитатель: Для дымковской росписи мастера использовали красный, желтый, синий, чёрный цвета. А с помощью колечек, кружочков, точек, волнистых линий составляли различные узоры.

Далее педагог предлагает пройти к следующему стенду.

2). Рассматривание тряпичных кукол. (2 стенд)

51793568.jpg
image004_30.jpg

Воспитатель: А здесь мы с вами видим необычные игрушки. Возьмите их, потрогайте, какие они мягкие и теплые. Из чего сделаны эти игрушки?

Дети: Из тряпочек.

Воспитатель: Это тряпичные куколки, таких куколок мамы и бабушки делали для своих детей из кусочков различных тканей, и названия у них очень интересные: пеленашка, кукла бабочка, куколка крупеничка, куколка столбушка.

(Рассматриваник игрушек, показ иллюстраций).

Воспитатель: Какой куколке можно спеть такую песенку? (Колыбельную)

Очень куколку люблю.

Я ей песенку спою.

Дети: Кукле пеленашке.

Воспитатель:

Куклу-пеленашку делали для самых маленьких детей и клали им в колыбельку, чтобы защитить ребёнка от сглаза и злых духов.

Кукла-столбушка. Считалось, что она приносит удачу и богатство в дом, является символом продолжения рода. Кукла-столбушка передается от матери к дочке.

526a7f9c225d0aca6f6409952b03bbac.jpg

93b30f3d903e86b6a234fcd4269cf9e5.jpg

Куклу крупеничку наполняли зерном от нового урожая и целый год хранили в красном углу (где стоят иконы), верили, что новый год будет сытным.

6b35054f3892d6521857eee586cf--kukly-i-igrushki-kukla-krupenichka.jpg
d633640152752a9b993226b953d6--kukly-i-igrushki-krupenichka-i-bogach.jpg

А вы заметили, что куклы чем-то необычны?

Дети: Нет лица.

Воспитатель: Считалось, что если у куклы нету лица, то она будет защищать детей и взрослых от злых сил, примет на себя боль и страдания.

Дети переходят к последнему стенду

3). Загадка о матрёшке. (3 стенд)

Воспитатель: Мы с вами подошли к последнему стенду с игрушками, но они скрыты от нас платком. И вы узнаете, что здесь, если отгадаете загадку:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

Воспитатель убирает платок с игрушек.

Воспитатель: Правильно, это матрешки, они были и остаются самыми любимыми игрушками у детей. Это настоящая русская красавица – кукла с секретом. А вы знаете, в чем секрет матрешки?

Дети: Матрешка разнимается на две половинки.

4). Рассматривание матрёшек, игры с ними.

Воспитатель: Матрешка разнимается на две половинки, и в одной матрешке можно увидеть еще одну.

Игры с матрёшками.

Воспитатель: Давайте посчитаем, сколько куколок живет в самой большой матрешке.

Дети: 7 (Дети считают)

Воспитатель: Скажите, из какого материала сделаны матрешки? Какие узоры видите на них?

Дети: Из дерева. Трава, листочки, цветы.

Воспитатель: Фигурки матрешки вырезали из деревянного бруска. Выбирали липу, ольху, березу. Сначала выполняется самая маленькая неразъёмная фигурка. Затем фигуры обрабатывают шкуркой и расписываются, иногда покрываются лаком. Впервые изготовил чудесную русскую игрушку мастер Василий Петрович Звёздочкин, а расписал её художник Сергей Малютин и называлась она «Матрёна». Она держала в руках чёрного петуха. Платье и сарафан были украшены цветами. (Показ картинки)

Воспитатель: Ребята, а хотите, тоже стать мастерами – художниками, которые расписывают узорами матрешек. Я вас приглашаю в творческую мастерскую.

5). Работа в творческой мастерской.

(Подводит детей к столам, где лежат силуэты матрешек, фломастеры).

Воспитатель: Посмотрите, у этих матрешек мастер забыл украсить сарафаны. Давайте поможем ему выполнить узоры на сарафанах.

(Педагог показывает разукрашенный силуэт матрешки).

Воспитатель: У меня получилась вот такая матрешка, а вы можете нарисовать свои узоры.

6). Самостоятельная деятельность детей.

7). Выставка работ детей .

Воспитатель: У вас получились замечательные матрешки, и я вам предлагаю оформить выставку ваших куколок.

(Дети придумывают имена своим матрёшкам) .

Получилось все на диво,

И забавно, и красиво!

Громче хлопайте в ладошки!

Вот они матрешки – крошки!

IV. Заключительная часть.

1. Подведение итогов.

Воспитатель: Ребята, музей уже закрывается. Нам надо возвращаться в группу. Встаньте, пожалуйста, все в круг и повторяйте за мной слова: «Вокруг себя повернись и в группе очутись!».

Воспитатель: Давайте присядем на коврик и вспомним, в каком музее мы сегодня с вами побывали?

Дети: В русском народном музее.

Воспитатель: Что вы можете рассказать родителям об этом музее?

Дети: Видели русские народные игрушки (дымковские игрушки, тряпичные куклы, матрёшки).

Воспитатель: Как помогли мастеру – художнику?

Дети: Разукрасили сарафаны матрёшкам.

Воспитатель: Мне с вами было очень приятно провести время. Спасибо вам за это.

2. Рефлексия.

(Приём рефлексии «Солнышко »).

Воспитатель: На доске у меня висит круг от солнышка. Жёлтые и голубые лучики лежат в тарелочке на столике. Если вам было интересно, и вы узнали что-то новое, то прикрепляете жёлтый лучик, а если что-то не понравилось, прикрепляете голубой лучик.

Прогнозируемый результат:

*повысить интерес воспитанников к родной истории, к культуре своего народа;

*сформировать знания детей о материалах и особенностях росписи русских народных игрушек;

*обогатить словарный запас детей по теме «Русские народные игрушки»;

*привлечь детей к обмену информацией по теме занятия в ходе общения с родителями.

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности по приобщению детей второй младшей группы к истокам русской народной культуры.

ВложениеРазмер
konspekt_nod-narodnaya_igrushka.doc 63.5 КБ

Предварительный просмотр:

непосредственно образовательной деятельности

по приобщению детей второй младшей группы к истокам русской народной культуры.

Тема: «Народная игрушка»

(интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие»,

«Познавательное развитие», «Речевое развитие»).

Цель: Познакомить детей с русской деревянной игрушкой - матрешка.

  1. Формировать элементарные представления о русской народной игрушке.
  2. Закреплять представления детей об особенностях народной игрушки, о характерных элементах росписи (косыночка, сарафан).
  3. Развивать познавательную деятельность, инициативность.
  4. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
  5. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству.
  6. Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков.
  1. Учить планировать высказывания, используя слайды презентации.
  2. Учить внимательно, слушать речь воспитателя, отгадывать простые загадки.
  3. Развивать связную речь.
  4. Продолжать расширять и активизировать словарный запас воспитанников.
  5. Совершенствовать грамматический строй речи.
  1. Развивать творческие способности.
  2. Развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами.

Оборудование и материалы:

Ноутбук, проектор, мультимедийная презентация, аудиоматериалы.

Столы, стулья, русский народный костюм для педагога, матрёшки

Бумажные силуэты матрешек с грустными лицами и нераскрашенными фартуками (по количеству детей), гуашь, ватные палочки, стаканчики для воды, салфетки.

Предварительная работа: дидактические игры с матрешками, чтение стихотворения

Т. Шпикаловой «Русская матрешка», изготовление в группе выставки глиняной игрушки (дымковской, каргопольской, филимоновской), рассматривание иллюстраций с изображением соломенной игрушки.

Время реализации - 15 – 20 минут.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная, трудовая.

Внимание уделять каждому ребёнку: одобрять, хвалить, помогать.

1. Организационный этап: приветствие, актуализация знаний детей о русском народном костюме, загадывание загадки про матрёшку.

2. Основной этап : сюрпризный момент (герои сказки), беседа о русской народной игрушке, об элементах костюма, особенностях матрёшки, динамическая пауза, продуктивная деятельность.

3. Заключительный этап (подведение итогов): обобщение проведенного НОД, общая и поименная оценка детей в виде анализа, раздача подарков.

Методы и приемы организации НОД:

Словесные методы обучения: художественное слово – загадка, вопросы к детям, напоминание, подсказ, обобщение воспитателя, поощрение, диалогическое взаимодействие (вопросы, указания, педагогическая оценка).

Наглядные методы обучения: демонстрация презентации, игрушек (матрёшки)

Использование ИКТ: работа с мультимедийной презентацией, аудиоматериалами.

Игровые: сюрпризный момент – герои сказки

Практические методы: развитие моторики, имитационные движения.

1. Звучит русская народная мелодия. Педагог в русском народном костюме входит в группу

Воспитатель: Здравствуйте ребята.

Воспитатель: Посмотрите, какой у меня сегодня красивый костюм. А вы знаете, что русские женщины в старину ходили с покрытыми головами? Повязывали красивые платки и носили длинные сарафаны, вот такие, как у меня.

Дети: высказывают свое мнение, размышляют.

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?

Воспитатель: Сегодня я хочу вам рассказать новую сказку, а вот о чем она, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Дети: Матрешка (хором)

Воспитатель: Молодцы! Отгадали загадку. А теперь садитесь на коврик, слушать сказку ладком. Чур, сказку не перебивать. А кто ее перебьет, тому комар в рот попадет.

Звучит русская народная музыка. Дети садятся на ковёр рядом с воспитателем. На столе, возле воспитателя стоят игрушки (герои сказки) и ширма.

Воспитатель: Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал он куклу, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская матрёшка. А вы хотите увидеть этих матрёшек? Я приглашаю вас в музей деревянной игрушки.

(Дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек)

Дети: высказывают свое мнение, размышляют.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек! А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры (подарки на память родственникам и друзьям). И в нашей огромной стране, кто из вас знает, как называется наша страна?

Воспитатель: Правильно, ребята, в России тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой? Дети: Матрёшка

Воспитатель: Люди из других стран, когда приезжают в Россию, обязательно на память о ней покупают матрёшек, потому что все эту куклу делают только в России.

Дети: высказывают свое мнение, размышляют.

Воспитатель: (обращаясь к матрёшке) Ой, ты барышня – матрешка, разноцветная одежка. Знает весь огромный мир этот русский сувенир.

Работа с презентацией.

Воспитатель: А сейчас я расскажу про секрет куклы-матрёшки.

Воспитатель: Матрёшка раскрывается.

Интересно, что же там?

Дети: Там еще одна матрешка,

Воспитатель: Улыбается, смеется,

Хоть и жаль ее ломать,

Будем дальше разбирать.

Разбираем и считаем

Дети: Раз, два, три

Воспитатель: Ребята, так какой же секрет у нашей русской народной игрушки – матрёшки?

Дети: высказывают свое мнение, размышляют.

Воспитатель: Из чего сделаны матрешки?

Воспитатель: Значит, какие они?

Воспитатель: Молодцы, конечно деревянные. Сначала из дерева делают фигурки, затем фигурки расписывают.

Воспитатель: Какие они становятся?

Дети: Нарядные, красивые, цветные, яркие

Воспитатель: У каждой матрешки на голове платочек, яркий сарафан, праздничный фартук. Хотите рассмотреть внимательно узоры на одежде матрёшек.

Воспитатель: Какие общие элементы (рисунки) вы видите?

Дети: Цветы, ягодки, листики.

Воспитатель: Были такие матрешки раньше самой любимой игрушкой у всех ребят. Да как же иначе? Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Вам тоже хочется танцевать?

Динамическая пауза. Исполняется песня-танец «Мы - веселые матрешки»

(муз.Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой)

Продуктивная деятельность. Расписывание матрёшек.

Воспитатель: Ребята, а ведь у наших матрешек есть подружка, только она не деревянная, из чего же сделана эта матрешка?

Воспитатель: Значит, она какая?

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту матрешку, почему она такая грустная? Сравните её с деревянной, чем они отличаются?

Дети: Матрешка не нарядная, не украшен платочек, сарафан.

Воспитатель: Скажите, а как мы можем ей помочь? Что нужно сделать, чтобы бумажная матрешка стала нарядная, красивая, как её деревянная подружка?

Дети: Раскрасить её

Воспитатель: Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку.

Дети садятся за столы, на которых лежат бумажные матрешки.

Слайд 8. (музыкальное сопровождение).

Воспитатель: Мастера, скорей за дело, украшай матрешек смело, составляй любой узор,

чтобы радовал он взор.

У каждого из вас есть ватные палочки, ими мы и будем расписывать матрёшку. Сначала украсим платочек, нарисуем на нем горошинки. А теперь украсим фартук. Нарисуем на нем цветочки и листики.

Напоминает об аккуратности в работе с краской, о назначении салфетки. Дети опускают в гуашь ватную палочку и ударяют ею по бумаге, держа вертикально. Она «танцует», так же, как и веселая матрешка

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, мы смогли развеселить матрешек?

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Потому, что наши матрешки стали нарядные, разноцветные, расписные.

Воспитатель: Матрёшки получились очень красивые. Ах! Да разве может всем нам не понравиться русская матрешка - русская красавица.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы (общая и поименная оценка детей в виде анализа, т.е. молодец потому что громче всех отвечал, не выкрикивал, руку поднимал, красиво сложил камешки, замечательно танцевал и т.п.)

Мы сегодня с вами узнали про замечательную русскую народную игрушку, услышали замечательную сказку, как сделали матрёшку, внимательно рассмотрели наряд этой нарядной куклы и стали мастерами. Вам понравилось?

Дети: Да, понравилось!

Воспитатель: А что больше всего понравилось?

Дети делятся впечатлениями

Воспитатель: Мне тоже очень понравилось с вами, вы очень веселые, внимательные, дружелюбные и умненькие дети и сейчас я хочу подарить вам маленькие подарки (сладкие сувениры в виде матрёшек)!

Читайте также: