В богородской игрушке полно и глубоко раскрылось высокое мастерство русских резчиков по дереву

Обновлено: 02.05.2024

Работы Александра Матеркова из башкирского села Красный Ключ мигом разлетаются по различным сообществам в соцсетях. Это неудивительно: глядя на его изделия сложно поверить, что их создал мастер-самоучка…

Бойся своих желаний

Александру Матеркову 51 год, но он всегда мечтал о своём деле и собственной мастерской, где мог бы полностью посвятить себя любимому творчеству – резьбе по дереву.

Мастер признаётся, что никакого профильного или художественного образования у него нет. Он – самоучка, который начал работать с деревом ещё в детстве – резьбой увлекался отец мужчины. Позже детское увлечение стало любимым хобби, а потом мужчина бросил работу в офисе, купил дом в родном селе, обустроил мастерскую и начал работать самостоятельно.

«Всегда хотел заниматься резьбой профессионально. Но, как говорят, осторожнее надо быть со своими желаниями! В снабжении вот хорошо зарабатывал, а сейчас доход не стабильный. Честно сказать, резчики, в большинстве своём, народ бедный . Хорошо зарабатывают на этом только талантища и работяги, а я бездельник и лоботряс, режу по настроению.

Есть люди, которые практически спят со стамесками! Я так не могу. Бывает, начну работу, сделаю самые сложные элементы, и интерес пропадает . Потом изделие может стоять год и ждать своего часа», - признаётся мастер.

Дерево живое, пока не сгниёт и не сгорит

У Александра нет четкого алгоритма работы с деревом. Иногда, перед тем, как приступить к резьбе, он вылепляет заготовку из пластилина:

«Как правило, леплю только голову, остальное додумываю в процессе работы. Иной раз делаю-делаю, а потом – бац! На ноги-то и места не осталось. Приходится выкручиваться: доклеиваю, обрезаю, или в печку бросаю. Такое тоже бывает ».

Что касается тематики работ, то она очень разнообразна, но, главное – чтобы изделие давало простор творчеству и позволяло мастеру пошалить, похулиганить . Наверное, поэтому у него часто рождаются забавные карикатурные образы современных политиков и задорные персонажи.

По его словам, чаще всего люди заказывают бабок-ёжек и медведей . Раньше в моде были орлы и петушки, но сейчас народ от них отвернулся.

«Идеально, когда желания заказчика совпадают с моим видением. У меня есть один заказчик, с которым у нас вкусы сходятся. Он не заморачивается по поводу трещин, относится с пониманием.

Фигуры же, бывают, растрескиваются. И некоторые очень болезненно это воспринимают, сразу бегут с охами и ахами, не понимая, что дерево – это же не пластмасса. Как говорит один мой знакомый, дерево живое, пока не сгниёт и не сгорит. Оно постоянно видоизменяется », - рассказывает мастер.

Он также отмечает, что на создание одной скульптуры уходит от двух недель до месяца, а цена одного изделия в среднем составляет примерно около 50 тысяч рублей .

О взлётах и падениях

Александр участвовал в двух фестивалях резьбы по дереву, которые проходили в Карелии и в Златоусте. На обоих мероприятиях ему присудили первое место и звание лучшего резчика . Однако мастер говорит, что путь к профессиональному признанию был долгим и не всегда приятным:

«Вообще, я заметил, что все начинающие резчики – и я тоже таким был – не способны критически оценивать свои работы . Однажды вырезал большое панно и изобразил на нём Юдифь с мечом, рядом - отрубленная голова… Был влюблён в эту работу, гордость распирала. Взял её и потащил в художественную галерею.

Захожу туда и говорю: «На реализацию берёте?» И там женщина такая радостная, интеллигентная отвечает: «Да, берём!» Разворачиваю, показываю и тут она: «Ага, из мест, не столь отдалённых…» Посмотрела на меня как сквозь стекло, куда-то за горизонт, развернулась и ушла. Вот такая пощёчина. Спустили меня с небес на землю, век не забуду . Сейчас я понимаю, что это был не шедевр, а ерунда полная, но тогда было очень обидно. В итоге это панно я потом подарил кому-то.

Честно говоря, обычно я недоволен всеми своими работами . На каком-то этапе бывают восторги, но, когда смотришь на готовый результат, думаешь: тут бы переделал, и тут, а лучше бы, может, и вообще не делал», - делится Александр.

Кроме персонажей, Александр делал и такие бытовые заказы как фигурные полы .


История артели
Резьбой по дереву в XVII веке занимались крестьяне многих сел, не только в Сергиевом Посаде и Богородском.
В 1913 году резчики Ф.С. Балаев и А.Я.Чушкин в селе Богородском организовали артель, которая дала мастерам экономическую независимость от Сергиево-Посадских скупщиков. В 1923 году артель переобразовалась в «Богородский резчик», при которой начинает работать школа, обучающая детей с 7 лет мастерству резки по дереву. В 1960 году артель «Богородский резчик» становится фабрикой художественной резьбы.

Все, что окружало резчиков - крестьянская жизнь, домашние животные, птицы, сказки – становилось игрушками.


Богородские игрушки делают из липовых чурочек, 4 года сушеных, 4-мя ударами топора колотых, по старинным лекалам кроенных, богородским ножом резаных.


Богородский стиль
Игрушки бывают: резные не крашеные – бельё; токарные расписные; деревянная скульптура. Богородские игрушки подвижные – на планке, на кнопке и на балансе. Простые, продуманные веками конструкции не ломаются в руках маленьких умельцев.
Расписывают игрушки яркими, сочными красками. В росписи нет мелких деталей, потому что эти игрушки для самых маленьких.



“Кузнецы” - игрушка на планке. Работящий, хитроватый мужик и доверчивый медведь, по очереди колотят молотами по наковальне, стоит подвигать планку.


«Курочки» - токарная игрушка на балансе. Покрути шарик на веревочке и курочки по очереди клюют зернышки.
300 лет дети играют “Кузнецами” и “Курочками”.



Обучалось на курсе около 60 человек, 4 группы. Учился 3 года мастерству, вечером ШРМ – рабочая школа молодежи.

Резчиков на фабрике было 250 человек. В 90-е годы фабрика не смогла держать на балансе училище и лет 20 детей не учли. Сейчас обучают, сделали техникум с дневным образованием на 4 года.


"Балерина". Андрей ездил в Иркутск с "Балериной" на конкурс, там она и осталась - купили. Конкурс не выиграли.

Директор на фабрике хороший был – Поздняков Алексей Михайлович. В 90-е открыл курсы, понимал, что без молодежи предприятие умрет. Андрей там преподавал, будущая жена у него училась.

Женился в 93 г., родился сын. Сейчас в армии служит, но специальность уже есть - реставратор художественного метала. "Детей надо заставлять. “Вдруг он не захочет, он у меня …” Если не развивать и не прививать, он и не захочет".

Андрей замечательный хозяин - ремонт в квартире сам, сало солить - сам, нарисовать декорацию к спектаклю, который ставит в детсаду жена Таня - тоже сам. Жена творческий человек, завдетсадом. Ремонт вместе сделали, мебель вместе выбирали, обедают дома - вместе.


Фотография декорации Андрея Чернова к спектаклю по сказкам А.С.Пушкина. Чтоб все дети ходили в такие садики!

Жегалова С.К., Жижина С.Г., Попова З.П., Просвиркина С.К., Черняковская Ю.С. - Сокровища русского народного искусства. Резьба и роспись по дереву [1967, PDF, RUS]

Год: 1967
Автор: Жегалова С.К., Жижина С.Г., Попова З.П., Просвиркина С.К., Черняковская Ю.С.
Жанр: Альбом. Народное искусство
Издательство: Москва: Издательство «Искусство»
ISBN: нет
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Количество страниц: 267

Описание: «Резьба и роспись по дереву — одна из наиболее ярких страниц русского народного творчества. Нарядно украшенные ларцы и прялки, миски и колыбели, хранящиеся в наших музеях, радуют глаз многообразием и выразительностью рисунка, изысканностью форм, поражают богатством творческой фантазии художников, превращавших простое орудие труда или предмет быта в произведение искусства. Вместе с тем затейливые и неповторимые народные узоры хранят в себе многие нераскрытые тайны. Чья искусная рука выводила их, где и когда жил неизвестный нам мастер, каким образом через века и пространства попали в орнамент образы, известные еще в неолитическом искусстве?»


    1. Если у вас еще не установлена программа uTorrent (рекомендуемая версия программы uTorrent 1.8.2), скачиваем и устанавливаем:


2. Копируем ссылку в буфер обмена (если ссылку "разрезало" на несколько строк, нужно её "склеить" обратно, чтобы ссылка выглядела также как на образце):


3. Запускаем uTorrent:


4. Нажимаем на кнопку с глобусом и плюсом на верхней панели uTorrent:


5. Вставляем ссылку в открывшееся окно, если она еще не вставилась сама, и жмем OK:

Категория: Чистый источник Теги: Резьба и роспись

Среди крупнейших собраний русского народного искусства коллекция художественных изделий из дерева в Загорском музее — одна из наиболее богатых и полных. Она собрана в советское время.

Крестьянские росписи Северной Двины - яркое и самобытное явление русского народного искусства. Еще в XIX веке в музеях Москвы и Петербурга были собраны богатые коллекции предметов крестьянского быта, украшенных этой росписью. Их собирали и привозили в музеи скупщики. Спрос на них был велик. Поэтому

Неприметной, но глубоко радующей красотой открывается перед нами русское народное искусство. Рассматривая самый простой бытовой предмет прошлого, мы непременно найдем хотя бы некоторые элементы украшения, будет ли это скромная роспись в два-три цвета или незамысловатый резной узор. Порой

Книга знакомит с народными промыслами Горьковской области, с такими широко известными видами традиционного искусства, как хохломская, городецкая и полховско-майданская роспись по дереву, семеновская деревянная игрушка, шахунское ткачество, балахнинские изразцы, искусство жбанниковских дудошников.

На мозаичном фоне центров русской народной росписи выделяется своей целостностью живописный стиль прикамского домового письма. Мастера-профессионалы, работая в составе бродячих артелей, размещали на дверях и стенах дома, на мебели изображения сказочных птиц и зверей, цветущих и плодоносящих

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

Текст В.А. Солоухина про деревянную скульптуру с реального ЕГЭ по русскому языку 2022

В древней деревянной скульптуре (она, как правило, раскрашивалась) есть своя неизъяснимая прелесть. Когда Николай Николаевич Померанцев устроил в Москве выставку этой скульптуры, люди ходили и не только восхищались столь неожиданной красотой, но и возмущались, почему эта красота держится в подвалах музея. В самом деле, если иконные фонды Русского музея все же высовываются над поверхностью (опять этот пресловутый, надоевший айсберг!), то на деревянные скульптурные сокровища в экспозиции музея нет и намека.

Скульптура религиозного содержания – только незначительная часть большого и разветвленного искусства, жившего в глубинах народа в течение многих веков. Действительно, кругом леса и леса. Ни белесоватых побережий теплых морей, где находят гранит и мрамор, ни ковыльных степей, где редкие сиреневые камни так и просятся, чтобы их пообтесать и превратить в знаменитых каменных баб, ни моржовой кости – подручного материала для чукчей и эскимосов, ни слоновой кости для умельцев Индии. Но вот именно дерево, сквозные северные леса, нож и топор как первые посредники в отношениях человека с лесом. Разве не естественно, что самые ранние Перуны, Ярилы, Стрибоги изображались не в мраморе, не в слоновой кости, не в золоте, но именно в дереве. То мягкая липа, то звонкий, почти железной крепости дуб, то плотная древесина березы, то плачущая золотыми слезами древесина сосны и ели – выбор не так уж мал. Выбирая материал по душе, теши из него и огромного идола, и маленького конька – игрушку белоголовому сынишке, и люльку, и гроб, и ложку, и топорище, и кадушку, и солонку, и ковшик, и миску, и прясницу, и дугу… Ах, если б вы только видели, какие резные и расписные дуги хранятся в подвалах Русского музея!

До сих пор я не знаю, не могу окончательно для себя решить: было ли у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже? Красота окружающего мира: цветка и полета ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача. Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора. Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведерко, либо первобытную глиняную тарелку. Ведь и до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной характер. Оно – в быту. Всякое украшенное изделие – это прежде всего изделие, будь то солонка, дуга, ложка, трепало, салазки, улей, наличник, полотенце, сарафан, головной убор, ожерелье, серьги, детская колыбелька…

Казалось бы, очень просто. Потом уж искусство отвлеклось. Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. Это просто радостный или горестный крик души. От никчемного рисунка на скале до никчемной картины Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романа Достоевского, стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой… Но что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор? А если потребность души, если просто накопившееся в душе потребовало выхода и изумления, то не все ли равно, на что ему было излиться, на полезные орудия труда, или просто на подходящую для этого поверхность прибрежной гладкой скалы.

В человеке, кроме потребностей есть, пить, спать и продолжить род, с самого начала жило две великих потребности. Первая из них – общение с душой другого человека. А вторая – общение с небом. Отчего возникла потребность духовного общения с другими людьми? Оттого, вероятно, что на земле одинаковая, в общем-то, одна и та же душа раздроблена на множество как бы изолированных повторений с множеством наслоившихся индивидуальных особенностей, но с тождественно глубинной первоосновой. Как бы миллиарды отпечатков, либо с одного и того же, либо, в крайнем случае, с нескольких, не очень многих негативов.

Отчего происходит человеческая потребность духовного общения с небом, то есть с беспредельностью и во времени и в пространстве? Оттого, вероятно, что человек, как некая временная протяженность, есть частица, пусть миллионная, пусть мгновенная, пусть ничтожная, но все же частица той самой беспредельности и безграничности. Что же могло на земле служить самым ярким символом безграничности? Конечно, небо.

Кроме того – кто знает? Недавно я прочитал в «Огоньке» статью ученого Шульца. Он предполагает, что нам трудно будет наладить связь с цивилизациями других галактик, потому, что может не оказаться общего языка. Может быть, муравьи или пчелы давно пытаются наладить связь и войти в деловые отношения с человечеством; может быть, используя свои антенны-усики, они беспрерывно посылают нам свои сигналы, но мы не способны их уловить. Может быть, так же как пчелы не знают о том, что мы их изучаем и что Халифман за книгу о пчелах получил Государственную премию, мы точно так же не подозреваем, что изучают нас. Может быть, из неведомых галактик посылают сигналы такого характера, которые мы не умеем воспринять нашими современными аппаратами, но которые, может быть, иногда воспринимает человеческая душа? И вот в неизъяснимом волнении человек поднимает глаза кверху, и сопричастие с чем-то большим, чем он сам, потрясает его.

Откуда же пришла красота в повседневный быт, в резьбу, в кружева, в вышивку, в песню, в танец, в живопись? Да из души человека, откуда же ей еще было прийти! Так что истинное гнездо жар-птицы, если принимать это условное обозначение, не просто в избе или не просто в церкви, но в душе архангельского, вологодского, суздальского, ярославского человека.

Богородская игрушка — русский народный промысел, появившийся в селе Богородское (современный Сергиев Посад Московской области) и выраженный в форме резки деревянных игрушек из мягких пород дерева, нередко с подвижными частями.

История развития

В конце XVI столетия село Богородское перешло от бояр Плещеевых Троице-Сергиевому монастырю. Именно церковные крестьяне начали традицию резьбы по дереву. Касательно появления самого игрушечного промысла есть несколько теорий. Одни историки считают, что он появился в XVI-XVII столетиях. Другие говорят, что в становлении резьбы было два периода. Первый, XVII-XVIII века, — это зарождение. Второй, конец XVIII — начало XIX века, — развитие. Наиболее ранние из сохранившихся игрушек датируют началом XIX столетия.

Богородская игрушка

Изначально богородские резчики закупали материалы в Сергиевом Посаде. Но к середине столетия ситуация меняется, и Богородское становится центром резьбы по дереву. К концу века появляются именитые мастера: А. Н. Зинин, Ф. С. Балаев, А. Я. Чушкин и другие. Тогда же в Российской империи развивается интерес к кустарным промыслам. В 1891 году в Сергиевом Посаде открывается учебно-показательная мастерская. Кроме того, в развитии промысла сыграли роли художники Н. Д. Бартрам, В. И. Боруцкий и И. И. Овешков.

В 1913 году А. Чушкин открыл кустарно-игрушечную артель в Богородском. В нее вошли 19 самых талантливых резчиков. Устав артели утвердил владимирский генерал-губернатор И. Н. Сазонов. Тогда же была сформирована Учебно-показательная мастерская с инструкторским классом резьбы по дереву. Начиная с семи лет детей обучали рисованию, деревообработке и резьбе по дереву. В 1914 году при мастерской открылось общежитие на десять человек, находящееся на государственном обеспечении. В 1922 году мастерскую переименовали в Профтехшколу, а в 1923 году — в «Богородского резчика».

Некрашеная богородская игрушка

В 1960 году «Богородский резчик» стал фабрикой, что, с одной стороны, дало новый виток развитию технологии, а с другой, промышленный характер производства закончил эпоху народного промысла. В 1990 году открылось Богородское художественно-промышленное училище.

Современные богородские игрушки имеют награды выставок из Брюсселя, Нью-Йорка и Парижа.

Особенности технологии

Богородскую игрушку делают из липы, осины или ольхи. Заготовка материала длится несколько лет. При резке используется специальный нож — «щучка». Выделка происходит при помощи токарной или ручной обработки. Иногда игрушку разрисовывают и покрывают лаком, но чаще всего поверхность остается некрашеной.

Особенность богородской игрушки состоит в наличии планки, кнопки или баланса, за счет чего она движется. Первые сюжеты для игрушечных постановок брались из сельской жизни и народных сказок. Главными героями зачастую выступали мужики, медведи и домашняя живность, иногда — солдаты и барыни.

Читайте также: