В чем заключается построение игрушки по принципу автодидактизма

Обновлено: 02.05.2024

ФГОС ДО / грамотность / звуковая аналитико-синтетическая деятельность / принцип автодидактизма / формы организации обучения / предупреждение побуквенного чтения / моделирование структуры слова / мультипликация / Парциальная образовательная программа «Весёлый день дошкольника». / The standard of preschool education / literacy / sound analytical and synthetic activity / the principle of autodidactism / forms of organization of training / warning letter-by-letter reading / the modeling of the structure of words / animation / Partial educational program “ Fun day for preschooler “.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коренблит С. С., Арушанова А. Г.

В статье излагаются теоретические обоснования принципа автодидактизма в инновационной технологии формирования предпосылок грамотности у дошкольников «ВеДеДо», подходы к предупреждению побуквенного чтения в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Раскрываются способы моделирования структуры слова средствами мультипликации .

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коренблит С. С., Арушанова А. Г.

Песня как автодидактическое средство развития предпосылок грамотности у детей в парциальной образовательной программе «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо»)

Образовательная программа «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо») в проекте «Музыка для всех» Республики Саха (Якутия)

Особенности восприятия и понимания иллюстрированной книги детьми трех-пяти лет (результаты междисциплинарного исследования)

The article presents theoretical substantiation of the principle of autodidactism in innovative technology of formation literacy in preschool children “Vedado”, approaches to prevent letter-by-letter reading in the context of requirements of Federal state educational standard of preschool education. Disclosed methods of modeling the structure of the word by means of animation .

Текст научной работы на тему «Принцип автодидактизма при формировании предпосылок грамотности у детей в парциальной образовательной программе «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо»)»

ПРИНЦИП АВТОДИДАКТИЗМА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПОСЫЛОК ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ В ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «ВЕС ЛЫЙ ДЕНЬ ДОШКОЛЬНИКА»

Директор малого предприятия «Авторский проект» композитор; руководитель авторского проекта «Весёлый день дошкольника», Россия, г. Москва

Арушанова А. Г. Ведущий научный сотрудник лаборатории проектирования и экспертизы инновационных образовательных систем, канд. пед. наук, ст. науч. сотрудник. Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, Россия, г. Москва

В статье излагаются теоретические обоснования принципа автодидактизма в инновационной технологии формирования предпосылок грамотности у дошкольников «ВеДеДо», подходы к предупреждению побуквенного чтения в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Раскрываются способы моделирования структуры слова средствами мультипликации.

The article presents theoretical substantiation of the principle of autodidactism in innovative technology offormation literacy in preschool children “Vedado”, approaches to prevent letter-by-letter reading in the context of requirements of Federal state educational standard ofpreschool education. Disclosed methods of modeling the structure of the word by means of animation.

Ключевые слова: ФГОС ДО, грамотность, звуковая аналитико-синтетическая деятельность, принцип автодидактизма, формы организации обучения, предупреждение побуквенного чтения, моделирование структуры слова, мультипликация, Парциальная образовательная программа «Весёлый день дошкольника».

Keywords: The standard ofpreschool education, literacy, sound analytical and synthetic activity, the principle of autodidactism, forms of organization of training, warning letter-by-letter reading, the modeling of the structure of words, animation, Partial edu-

cational program “ Fun day for preschooler “.

Статья подготовлена в рамках поддержанного Российским гуманитарным научным фондом проекта № 15-06-10127 «Психолого-педагогические условия развития предпосылок грамотности у дошкольников»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил задачу развития звуковой аналитико-синтетической деятельности как предпосылки грамотности у детей в русле общей речевой работы и преимущественно в игровых формах, с опорой на использование предметной развивающей среды ДОО [1].

Парциальная образовательная программа «Веселый день дошкольника» обеспечивает решение этой задачи через учебно-методические комплекты, в которых культурно-образовательная среда помимо предметов, игрушек, произведений изобразительного искусства, других визуально воспринимаемых объектов, включает как основной элемент системы песни на веселые стихи о забавных историях, приключениях, небывальщине, в процессе восприятия которых дети непроизвольно включаются в лингвокреативную деятельность, звуковую аналитико-синтетическую активность (композитор С. С. Коренблит, поэт М. Г. Слуцкий, художник М. А. Иванова) [8; 9]. Песня выступает как форма обучения, построенного на принципе автодидактизма [11]. Она задает смысловой контекст, образные и вербальные ассоциации, выступает как гедонистический эмоциогенный фактор. Побуждает детей отражать впечатления в разнообразных специфически детских видах деятельности, словесном, игровом творчестве, без побуждающих и организующих воздействий педагога [7; 8; 9].

На принципе автодидактизма (А. П. Усова [11]), самообучения (Л. С. Выготский [4]) строятся и сценарии разрабатываемых нами мультипликационных фильмов по развитию предпосылок грамотности. Мультипликация позволяет решать одновременно целый спектр задач.

Соотнесение живой картинки и напечатанного текста формирует представление о чтении не просто как о слиянии букв в слоги и слова, но о деятельности по извлечению интересной информации, истории.

Буквы в мультипликации антропоморфные, разноцветные, вызывают приятные чувства, симпатию, улыбку. Формируется доброе отношение к грамоте.

Ребенка не принуждают читать. Он непроизвольно улавливает связь написанного слова и картинки, спонтанно формируется целостный взгляд, глобальное чтение. Стимулируются игры в читающего человека с карточками, на которых напечатаны слова [2].

Названия букв дети слышат только в песне. Сами они не называют буквы (ПЭ, ВЭ), а прямо соотносят облик буквы и передаваемый ею звук. Это служит предупреждению побуквенного чтения.

Цветовая символика в мультипликации позволяет формировать фонематическое восприятие как сенсорную функцию, в отличие от поэтапного формирования умственного действия звукового анализа на основе наглядного моделирования звуковой структуры слова (Л. Е. Журова, Н. В. Дурова, Н. С. Варенцова [3; 5; 6; 10]). Осуществлять управление спонтанной аналитикосинтетической активностью детей косвенными методами.

1. Федеральный государственный образовательный

стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.11.2013 № 1155.

2. Арушанова А. Г., Рычагова Е. С., Сигал К. Я., Юрьева Н. М. Проблемы развития речи в психолингвистическом и лингводидактическом освещении. - М.: ИД «Ключ - С», 2014. - 341 с.

3. Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3 - 7 лет. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 112 с.

4. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. - М., Л.: Гос.уч.пед.изд-во, 1935. - 133 с.

5. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. - М.: Мозаика-Синтез, 2002. - 112 с.

6. Журова Л. Е., Тумакова Г. А. Родной язык// Сенсорное воспитание в детском саду/ Под ред. Н. Н. Поддьякова и В. Н. Аванесовой. - 2-е изд. - М., 1981. - С. 22 - 28.

7. Коренблит С. С. Экология русского языка. Синтез слова и музыки / Науч. ред. Е. А. Ямбург. - Краснодар: Издательский Дом «Хорс», 2015. - 350 с.

8. Коренблит С. С. Веселый день дошкольника («ВеДеДо»): парциальная образовательная программа дошк. образования (разраб. в соответствии с Федеральным гос. стандартом дошк. образования РФ): учеб.-метод. пособие / С. С. Коренблит; под ред. Т. В. Волосовец и Е. А. Ямбурга. -

М.: Обруч 2015. - 80 с.

9. Коренблит С.С., Арушанова А. Г.,

10. Рычагова Е. С. Развитие языковой личности дошкольника: теория, опыт. Программа и технология «Веселый день дошкольника» (В»еДеДо») / Науч. ред. Е. А. Ямбург. - Краснодар: Издательский дом «Хорс», 2015. - 274 с.

11. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие / Журова Л. Е., Варенцова Н. С., Дурова Н. В., Невская Л. Н. / Под ред. Н. В. Дуровой. - М.: Школа - Пресс,

12. Усова А.П. Обучение в детском саду. - 3-е изд., испр./ Под ред. А.В.Запорожца. - М.: Просвещение, 1981. - 176 с.

Игры направлены на развитие самоконтроля, умения анализировать.

ВложениеРазмер
igry_i_annotatsii_k_nim.docx 1.62 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"

Развивающие дидактические игры.


Познавательно- исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе работы с автодидактическим материалом Марии Монтессори.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Каждый ответ педагога на детский вопр.


Познавательно- исследовательская деятельность старших дошкольников в процессе работы с автодидактическим мотериалом Марии Монтессори

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. В процессе экспериментирования обогащается словарь.


Презентация "Интеллектика" часть 1(3): Игра «Две перестановки»; Игра «Сколько одинаковых у двух»; Игра «Оса»; Игра «Левее - правее».

Задания для развития мыслительных способностей дошкольников.


Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.


Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр". Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр.


Занимательные игры: «Игры с прищепками», «Игры со скрепками», «Игры со счётными палочками», «Пальчиковые игры», «Пазлы» (моторика). • Дид.игры: «Кто что делает?», «Кому что нужно для работы?», «Наз.

— универсальная система самообразования и саморазвития личности. Это новая наука, делающая акцент на саморазвитии личности и родившаяся на стыке педагогики, философии, культурологии и многих древних и современных когнитивных систем.

— новый термин, ранее не отмеченный в научно-педагогическом употреблении, появившийся в понятийно-терминологическом аппарате педагогики в 90-е годы XX века, педагогический неологизм.

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2006 .

Полезное

Смотреть что такое "Автодидактика" в других словарях:

АВТОДИДАКТИКА — (от греч. autos сам, и didasko учу). Самообучение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АВТОДИДАКТИКА от греч. autos, сам, и didasko, учу. Самообучение. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

автодидактика — сущ., кол во синонимов: 1 • самообучение (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

автодидактика — автодид актика, и … Русский орфографический словарь

АВТОДИДАКТИКА — (от греч. autos сам и didaktikos поучительный) совокупность освоенных приемов обучения, используемая субъектом учебной деятельности (учащимся) главным образом в процессе самообразования … Профессиональное образование. Словарь

Автодидактика — – совокупность или система освоенных методов и приемов обучения, используемая субъектом учебной деятельности (главным образом в процессе самообразования) и воспринимаемая им как продуктивная … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Куринский — Куринский, Валерий Александрович Валерий Александрович Куринский Дата рождения: 13 июля 1939(19390713) Направление: постпсихология, автодидактика Основные интересы: Скрипка, фортепьяно, исполнительство. Живопись, графика, рисунок. Литература … Википедия

Куринский, Валерий Александрович — Валерий Александрович Куринский (род. 13 июля 1939(19390713), Красноармейск (Донецкая область)) украинский поэт песенник. Биография В раннем детстве во время Второй мировой войны попал вместе с семьей в концлагерь недалеко от Вены, в… … Википедия

Валерий Александрович Куринский — родился 13 июля 1939 года в г. Киев, Украина, где и проживает по настоящее время. В раннем детстве по время Второй мировой войны он попал вместе с семьей в концлагерь недалеко от Вены. После окончания войны, в 1945 году, его родители и старший… … Википедия

Валерий Куринский — Валерий Александрович Куринский родился 13 июля 1939 года в г. Киев, Украина, где и проживает по настоящее время. В раннем детстве по время Второй мировой войны он попал вместе с семьей в концлагерь недалеко от Вены. После окончания войны, в 1945 … Википедия

Куринский, Валерий — Валерий Александрович Куринский родился 13 июля 1939 года в г. Киев, Украина, где и проживает по настоящее время. В раннем детстве по время Второй мировой войны он попал вместе с семьей в концлагерь недалеко от Вены. После окончания войны, в 1945 … Википедия

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 315» городского округа Самара

Как самостоятельно разработать дидактическую игру

(Мастер-класс)

Воспитатель - Жигова Е.В.

Январь 2018 г.

Как самостоятельно разработать дидактическую игру

(Мастер-класс)

Педагогу сложно найти дидактические игры, которые бы соответствовали тематической неделе или занятиям.

Мы часто сами разрабатываем свои авторские дидактические игры.

Цель любой дидактической игры – формировать и закреплять знания, умения и навыки детей.

Дидактическая игра должна иметь дидактическую задачу, правила и игровые действия.

Дидактические игры бывают разнообразные:

1. На усвоение части и целого (например: картинки «руль», «колесо», «кабина» - собираются в единое целое «машину»).

2. На усвоение предмета(объекта) и его признаков (например: для картинки «платье синего цвета» подбираются картинки отображающие цвет, материал, куклу).

3. На усвоение предмета(объекта) и его места (например: отдельные картинки «птица» и «гнездо», «человек» и «дом»).

4. На усвоение предмета(объекта) и его назначения (например: для картинки «чемодан» подойдут картинки «самолёт», «поезд»).

5. На выявление последовательности событий (картинки, расположенные в разном порядке нужно разложить по принципу «что сначала, и что потом»).

6. На классификацию и обобщение (предлагаются картинки, из которых нужно составить серию картинок. Например: на тему «Одежда», «Посуда»).

Дидактические игры мы разрабатываем по определённому алгоритму.

Разберём мою авторскую дидактическую игру по обучению детей дошкольного возраста ПДД «Добрая Дорога Детства».

1. Разработку игры начинаем с постановки цели.

Цель игры: Формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах

2. Были поставлены следующие задачи:

· Учить детей различать дорожные знаки;

· Уточнить и закрепить знания детей о ПДД на улице, о различных видах транспорта;

· Дополнить представление об улице: дома бывают разными; машины движутся по проезжей части дороги; движение машин может быть односторонним, двусторонним; проезжая часть при двустороннем движении может разделяться линией;

· Формировать представление детей о том, что машины имеют разное предназначение. Познакомить с машинами специального назначения;

· Добиваться от детей чёткого выполнения правил при переходе через проезжую часть;

· Воспитывать чувство ответственности, дисциплинированности.

3. Формулирование игровой задачи для детей.

Игровые задачи зависят от уровня (возраста), навыков и знаний детей.

Игровые задачи в данной игре могут быть разные:

1. Построить перекрёсток, расставить знаки приоритета;

2. Построить улицу с домами и с дорогой двустороннего движения;

3. Построить дорогу от дома до детского сада;

4. Построить главную дорогу с примыкающими второстепенными дорогами.

Разберём один из вариантов игры «Добрая Дорога Детства» - «Моя улица».

По условиям игры дети на игровом поле расставляют участки дороги с разметкой от дома до детского сада, строят перекрёстки, расставляют знаки дорожного движения, выстраивают дома и играют соблюдая ПДД.

4 .Формулирование результата игры.

1. У детей будут сформированы знания о безопасности поведения на проезжей части и вблизи её.

2. Дети станут разбираться в дорожных знаках, в участках дорожного движения (перекрёсток, тротуар, проезжая часть) и их назначении доступных возрасту детей.

5.Определение игровых действий детей, обеспечивающих решение обучающей задачи.

Игровые действия будут зависеть от игровой задачи.

По игре «Моя улица» игровая задача - построить участок дороги с разметкой от дома до детского сада, с перекрёстками. Расставить знаки дорожного движения, дома.

Необходимо взять участки дороги с разметкой, перекрёстки, пешеходный переход, дорожные знаки и построить дорогу. А также из геометрических фигур разных форм и цветов построить дома и детский сад.

6 .Определение необходимого материала.

Для игровых действий детям предлагается: игровое поле, участки дороги с разметкой, разные модели машин, знаки дорожного движения, фигурки людей, геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник) разных цветов и размеров для построек домов, зданий.

7. Формулирование правил.

Правила будут отличаться, если дети:

· Выполняют задание воспитателя - работают одной группой.

Правильно построить дорогу от дома до детского сада с перекрёстками, пешеходными переходами, с дорогой двустороннего движения и с домами.

· Либо дети делятся на две группы (автомобилисты и пешеходы), то тогда дети будут выполнять правила для пешеходов и автомобилистов.

Расставить на игровом поле дома, участки дороги с разметкой, перекрёстки, знаки дорожного движения и стать участниками дорожного движения в качестве пешеходов и водителей автотранспорта.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Министерство образования, науки и

молодёжной политики Нижегородской области

профессиональное образовательное учреждение

“Городецкий Губернский колледж”

Выполнила: обучающаяся 313 группы

Проверил: преподаватель спец.дисциплин

Кострова Нина Николаевна

Как было показано О. С. Газманом5, проектная деятельность — это комплексная деятельность, одной из отличительных особенностей которой является «автодидактизм» - способность параллельно с непосредственным результатом (созданием проекта) обеспечивать усвоение новых знаний, формирование новых представлений, появление новых замыслов, динамику ценностей. Используя метод проектов, педагог влияет на формирование когнитивно-деятельностной сферы личности учащихся. По мере реализации проекта у них происходит становление особых проектных знаний, умений, навыков.

Таким образом, есть все основания полагать, что проектная деятельность играет немаловажную роль в поведении и развитии личности. Она становится средством развития и саморазвития как специфических проектных способностей, так и личности в целом, выступая универсальным источником обучения, воспитания, творческого взаимодействия детей и взрослых.

Как отмечалось выше, актуальной проблемой современной школы является реализация личностного потенциала учащихся. Один из путей решения этой проблемы — активизацияучеников через вовлечение их в проектную деятельность. При этом важен комплекс личностно ориентированных ситуаций, создаваемых педагогами для актуализации в проектном процессе личностных функций воспитанников. Теоретическое обоснование такого рода педагогических ситуаций является центральным понятием концепции личностно ориентированного воспитания, разрабатываемой В. В. Сериковым. Узлом понимания этого феномена считается способность этих ситуаций создавать личностный опыт у их участников. Для этого «необходимо вовлечение человека в такого рода деятельность, в такого рода жизненные проблемы, где бы он мог реально осуществить, отстоять, испытать свои принципы, устремления, где бы они срослись, сплавились, стали личностными ценностями, смысловыми образованиями, направляющими ход его жизни»6. В. В. Сериков определил технологические характеристики личностно ориентированных ситуаций, им были также выделены два блока создания таких ситуаций — содержательный и процессуальный.

Основываясь на теоретико-технологических взглядах В. В. Серикова, мы обратились к педагогическому пониманию принципа систематизации. Нами была поставлена задача конструирования такой системы учебных приемов проектной деятельности, которая создавала бы условия для полноценного проявления и развития личностных функций учащихся. В основе системы — создание особой траектории обучения, при которой происходит интеграция личностного опыта проектной деятельности и опыта систематизации знаний.

В России требование системности в обучении получило статус дидактического принципа в начале 30-х гг. прошлого века, а сегодня, когда целью образовательного процесса является не просто усвоение школьного курса, но и обогащение интеллекта учащихся, это требование становится особенно актуальным. К. Д. Ушинским отмечалось, что «сам интеллект не что иное, как хорошо организованная система знаний».

Систематизация знаний — сложный многосторонний процесс. Под ним принято подразумевать особую форму мыслительной деятельности по приведению тех или иных знаний в систему7. Систематические знания характеризуются как знания о научных основах учебного предмета. Они формируются на основе усвоения понятий и фактов в определенной логической последовательности. Исследователями были определены структурные компоненты систематизации знаний учащихся в процессе обучения:

v восприятие и воспроизведение изученного материала,

v переосмысление (выделение существенного, установление связей между понятиями и фактами),

v построение выводов и обобщений (от частного к общему, от общего к частному),

v углубление и расширение знаний,

v применение знаний в новых и нестандартных ситуациях.

Можно утверждать, что проектная деятельность есть одно из оптимальных педагогических средств, используемых в школьной образовательной практике с целью систематизации. Для доказательства правильности нашей позиции была проведена работа по определению логики организации педагогического процесса систематизации знаний с использованием приемов проектной технологии. Мы обратились к личному опыту работы в школе. Для примера опишем педагогические возможности использования эссе как приема проектной деятельности учащихся на уроках биологии в 11 классе по теме «Генетика человека» с целью систематизации знаний.

В качестве теоретической базы выберем концепцию И. А. Колесниковой8 по конструированию учебного проекта. Ею были определены следующие этапы создания проекта: мотивационный, информационный, операциональный, презентационный и оценочный.

Также она провела работу по определению набора действий учителя и учащихся в процессе создания проекта.

На этапе мотивации проектной деятельности учителем предлагается набор проблемных вопросов по теме «Генетика человека», один из которых должен быть взят учащимися в качестве темы собственного эссе. Обязательным условием является то, что все проблемы актуальны либо в социальном, либо в учебном, либо в личностном аспектах. Например, нами предлагались такие вопросы:

§ Одаренность — результат наследственности или труда?

§ Дети — это счастье семьи?

§ Воспитание внутри утробы матери — это возможно?

Далее учащиеся переходят к самостоятельной работе по разработке концепции проекта. Здесь ими проводится анализ информации, уже изученной на уроках биологии, определение потенциала этих знаний для реализации проекта. После чего ставятся задачи по их расширению, чтобы успешно решить выбранную проблему. На этом этапе начинается процесс субъективизации знаний. Учащиесяприступают к их систематизации. Происходит переосмысление знаний, выявляется противоречие между уже имеющимся багажом знаний и недостаточностью их для решения поставленной задачи. Функция учителя в этом случае сводится к общему консультированию.

После сбора информации проводится анализ и выстраиваются выводы по реализо-ванности проекта. У учащихся, кроме умений систематизировать и обобщать полученные данные, развиваются умения выдвигать гипотезы, ставить эксперименты с природными объектами, анализировать информацию, полученную из разных источников, исследовать природные объекты.

Важным является наложение собственного мнения о «продукте». Этот личностный аспект решения проблемного вопроса в теме «Генетика человека» очень удачно дополняется уровнем и объемом информации, поступающей через средства массовой информации, в результате общения в микросоциуме. Так рождается «личностное знание»9.

На последнем этапе происходит оформление информационного проекта — эссе — с обязательным выполнением требований к его написанию, которые выдвигает педагог в самом начале (наличие списка использованной литературы, плана, верные ссылки на источник и пр.). Так происходит презентация проекта, представляется результат работы. Лучшие работы педагог предлагает учащимся довести до сведения общественности, т. е. делает их частью социокультурной среды коллектива.

Таким образом, с помощью средств проектной технологии, происходит систематизация знаний по теме «Генетика человека».

Читайте также: