В каких игрушках использовалось для украшения сусальное золото

Обновлено: 28.02.2024

При слове золото у многих перед глазами возникают дорогие украшения или слитки ценного металла.

Но золото используется не только в качестве ценного капиталовложения, но и как прекрасный материал для декорирования. Называется такое золото - сусальным.

Сусальное золото представляет из себя тончайший лист металла

Чтобы его получить, брусок золота раскатывается в 30-метровую полосу, а затем нарезается на квадраты. Стопку таких квадратов помещают под молот, который наносит по ней до двух тысяч ударов, превращающих квадрат в тоненький круг золота. Из таких кругов нарезают небольшие квадраты, и укладывают в книжку

Раньше сусальное золото делали вручную, сейчас этот процесс частично, или полностью, автоматизирован.

Поскольку это золото, хоть и очень тоненькое - настолько, что готово упорхнуть, стоит только открыть книжку с ним - стоит оно немало. А мне очень хотелось приобрести для своей работы этот материал.

После долгих поисков, я обнаружила фирму NORIS. А у них книжечки сусального золота- не по 60 листов, а по десять. Да и цена была ниже, чем в других магазинах - от 2500р. Так что вскоре драгоценный металл оказался у меня на столе

В предыдущей СТАТЬЕ я рассказала о работе над колье, в котором как раз в качестве отделки применила сусальное золото.

Сейчас я расскажу, как работала с этим удивительным материалом

Колье из рога буйвола я украсила рисунком веток лиственницы. А шишечки решила декорировать сусальным золотом.

Я не случайно взяла для этой работы именно золото, а не более дешевую поталь - есть изделия, в которых хочется использовать дорогие материалы. А колье получалось как раз таким - необычным, красивым и эксклюзивным

Для того, чтобы сусальное золото приклеилось к поверхности, существуют специальные клеи. У меня на этот счет есть свой вариант, который мне очень нравится - лак-клей ПФ-283.

Я нанесла его внутрь контура шишечек, и оставила сохнуть - на 15 минут

Сусальное золото руками не взять. Для нанесения его на декорируемую поверхность, используют кисточку. Есть особые кисти, которыми мастера наносят золото, но они для моего случая великоваты. Я воспользовалась той, что была у меня под рукой.

Но вот маленькой хитростью, которую используют позолотчики, воспользовалась. Чтобы кисть легко захватила сусальное золото, мастер немного смазывает руки кремом, а затем слегка проводит кистью по руке - и золото охотно пристает к ней

Кусочек золотистого металла сам ложиться на поверхность, стоит его только поднести

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Организация дополнительного образования

«Муниципальное бюджетное учреждение

Новотомниковская школа искусств»

По программе «ЖИВАЯ ГЛИНА»

Разработала: Шурухина О.Н.

педагог дополнительного образования

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

ПО ПРОГРАММЕ «ЖИВАЯ ГЛИНА»

Автор Шурухина О.Н.

Педагог дополнительного образования

ЦЕЛЬ: проверка уровня приобретенных теоретических знаний и практических умений и навыков в ходе изучения программы 1 года обучения.

ЗАДАЧИ: - выявление полученных знаний, умений;

- развитие познавательной активности, мотивации к прикладному творчеству, интереса к обычаям своей родины;

ОБОРУДОВАНИЕ: выставка образцовых работ воспитанников, тестовые задания, ручки.

Аттестация проходит в два тура, 1 тур – индивидуальное выполнение тестовых заданий,

2 тур – представление творческой работы

1. Тестовые задания

Полкан - это игрушка какого промысла?


Вопрос № 2
Для какой игрушки не нужна белая грунтовка?

Вопрос № 3
Филимоноские, каргопольские и дымковские игрушки выполнены из.

Вопрос № 4
В каком промысле изделия расписываются в ярких или приглушенных тонах и отличаются простыми и ясными узорами?

Вопрос № 5
Названия промыслов возникли от.

1. фамилий создателей игрушек

3. названий населенных пунктов

Вопрос № 6
В какой росписи используются такие краски как лимонка, малинка, зеленка?

Вопрос № 7
В каких игрушках особенностью является вытянутая форма?

Вопрос № 8
Какая самая древняя игрушка?

Ответы на тесты.

2 тур – представление творческой работы.

На 2 тур учащиеся представляют по одной-две работы. При анализе выставочного материала оценивается качество и сложность выполненных изделий. При оценке работ учитываются оригинальность выполнения, творческий подход к изготовлению, качество изготовления.

За каждый правильный ответ на вопрос теста участник получает 1 балл.

0 – 3 балла – низкий уровень знаний

4 – 6 баллов – средний уровень знаний

7 – 8 баллов – высокий уровень знаний

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

ПО ПРОГРАММЕ «ЖИВАЯ ГЛИНА»

Автор Шурухина О.Н.

Педагог дополнительного образования

ЦЕЛЬ: проверка уровня приобретенных теоретических знаний и практических умений и навыков в ходе изучения программы 2 года обучения.

ЗАДАЧИ: - выявление полученных знаний, умений;

- развитие познавательной активности, мотивации к прикладному творчеству, интереса к обычаям своей родины;

ОБОРУДОВАНИЕ: выставка образцовых работ воспитанников, тестовые задания, ручки.

Аттестация проходит в два тура, 1 тур – индивидуальное выполнение тестовых заданий,

2 тур – представление творческой работы

1. Тестовые задания

Вопрос № 1
В какой области находится село Дымково?

2. в Новгородской

Вопрос № 2
Прородительницей дымковской игрушки являлась.

Вопрос № 3
Из какой глины лепят дымковсие игрушки?

Вопрос № 4
В какой печи обжигают изделия?

Вопрос № 5
Какими красками расписывают изделия?

Вопрос № 6
Чем декорируют изделия?

2. сусальным золотом (потали)


Вопрос № 7
Основой росписи дымковской игрушки являются.

1. волнистые линии

2. симметричные линии

3. геометрический рисунок

Вопрос № 8
В каких игрушках использовалось для украшения сусальное золото?


Ответы на тесты

2 тур – представление творческой работы.

На 2 тур учащиеся представляют по одной-две работы. При анализе выставочного материала оценивается качество и сложность выполненных изделий. При оценке работ учитываются оригинальность выполнения, творческий подход к изготовлению, качество изготовления.

За каждый правильный ответ на вопрос теста участник получает 1 балл.

0 – 3 балла – низкий уровень знаний

4 – 6 баллов – средний уровень знаний

7 – 8 баллов – высокий уровень знаний

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

ПО ПРОГРАММЕ «ЖИВАЯ ГЛИНА»

Автор Шурухина О.Н.

Педагог дополнительного образования

ЦЕЛЬ: проверка уровня приобретенных теоретических знаний и практических умений и навыков в ходе изучения программы 3 года обучения.

ЗАДАЧИ: - выявление полученных знаний, умений;

- развитие познавательной активности, мотивации к прикладному творчеству, интереса к обычаям своей родины;

ОБОРУДОВАНИЕ: выставка образцовых работ воспитанников, тестовые задания, ручки.

Аттестация проходит в два тура, 1 тур – индивидуальное выполнение тестовых заданий,

2 тур – представление творческой работы

1. Тестовые задания

1. Обведите кружком букву правильного ответа.

Назовите наиболее известные традиционные центры изготовления глиняной игрушки.

2. Обведите кружком букву правильного ответа.

Как гончары называли глину, находящуюся в природе в естественном состоянии?

3. Обведите кружком букву правильного ответа.

Как подразделяют глину по цвету, который она приобретает после обжига?

4. Основными инструментами при лепке всегда остаются…………………(напишите слово)

5. Рядом с цифрой вопроса поставте буквы соответствующие правильным ответам.

Сколько процентов содержит в себе

1. Обведите кружком букву правильного ответа.

Какая глина наиболее пригодна для лепки

7. Главное в филимоновской игрушке

8. Весенний праздник в селе Дымково назывался

2 тур – представление творческой работы.

На 2 тур учащиеся представляют по одной-две работы. При анализе выставочного материала оценивается качество и сложность выполненных изделий. При оценке работ учитываются оригинальность выполнения, творческий подход к изготовлению, качество изготовления.

За каждый правильный ответ на вопрос теста участник получает 1 балл.

0 – 3 балла – низкий уровень знаний

4 – 6 баллов – средний уровень знаний

7 – 8 баллов – высокий уровень знаний


Курс повышения квалификации

Методика преподавания гимнастики в образовательных организациях


Курс повышения квалификации

Педагогические технологии в дополнительном образовании детей и взрослых, основы персонального образования


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы учебно-тренировочного процесса в учреждениях физкультурно-спортивной направленности (плавание)


«Мотивация в профессиональном саморазвитии. Комьюнити-сообщества»

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 919 743 материала в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Преподаватель высшей школы. Преподавание и образовательные технологии в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе»
  • Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»
  • Курс повышения квалификации «Современный менеджмент образовательной организации в условиях реализации ФГОС СПО по ТОП-50»
  • Курс повышения квалификации «Эффективные технологии образования в рамках реализации ФГОС СПО по ТОП-50»
  • Курс профессиональной переподготовки «Экономика и право: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Педагогика и психология в системе специального образования»
  • Курс повышения квалификации «Дополнительное образование в системе спортивного менеджмента по ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Формирование системы управления качеством учреждений профессионального образования»
  • Курс профессиональной переподготовки «Государственно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в профессиональном образовании»

Оставьте свой комментарий

  • 27.12.2020 124
  • DOCX 25 кбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шурухина Ольга Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

27 минут

«Обеспечение иммунопрофилактики: документация, планирование, контроль и критерии оценки качества»

64 минуты

«Развитие эмоционального интеллекта»

76 минут

«Педагогическая поддержка ребенка и мир детства в образовательной среде»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Считается, что золото — первый металл, с которым познакомился человек в своей истории. Неудивительно, ведь основной способ его добычи — поиск руды в самородном состоянии. Этот благородный желтый металл используется не только в качестве ювелирных украшений. Играющие на солнце купола церквей и кресты, убранства величественных икон, отделка внешних элементов зданий, а также обрамление статусной мебели и других предметов интерьера — чаще всего применяется технология золочения поверхности с помощью сусального золота.

Что такое сусальное золото

Сусальное золото — это тонкие листы, наклеиваемые на поверхность изделий для создания впечатления, что весь предмет выполнен из желтого металла. Толщина таких листов может достигать нескольких десятков нанометров.


Впервые изготавливать его начали в Китае несколько тысяч лет назад. Производство было достаточно простым, потому что золото — мягкий и ковкий металл, из которого можно получить тончайшие листы без просветов и трещин.

Россия переняла эту уникальную технологию, назвав продукцию сусалью или сусальным золотом. Название произошло от древнерусского слова «сусаль», которое дословно означало «лицо», отсюда несложно понять возникновение термина, ведь позолотой покрывается лишь лицевая сторона изделия.

Классическая проба сусального золота — 960. Именно так цвет золота получается теплый, желтый или так называемый «желтый огненный». Это окраска самородного металла. Только такая проба закреплена ГОСТом и может называться сусальным золотом.

Исходя из дороговизны такой отделки, достаточно часто можно встретить имитацию сусали или различные золотые сплавы. Виды и отличия сусального золота:

  • Двойник — при таком сплаве золото наслаивается на серебро.
  • Тальма — при этом сплаве золото наслаивается на медь.
  • Поталь — имитация сусали без присутствия благородных металлов, изготавливается с помощью пластин металлов (медь и алюминий) или разнообразных сплавов (медь с цинком). При таком способе для защиты от коррозии необходимо покрывать изделие лаком.
  • Сульфид олова или Муссивное золото — имитация позолоты с помощью металлизированной краски, в которую добавляют соединение серы и олова.
  • Нитрид титана — очень долговечное и износостойкое покрытие, позволяет варьировать оттенки золота с помощью азота.
  • Золоченая фольга — одна из самых последних разработок, представляет собой медный сплав, покрытый никелем и кобальтом.

Как изготавливают сусальное золото

Состав сусального золота может разниться. Кроме самого благородного металла, в сплав добавляют серебро, медь, цинк, кадмий, палладий и никель, которые в свою очередь могут дать различные оттенки и цвета сусали: желтый, бледно-желтый, белый, красный, оранжевый или даже зеленый.


Делают сусальное золото из небольшого бруска металла, который раскатывают в длинную полосу, а затем нарезают на равные квадраты. Далее эти заготовки вкладывают между тонкими листами из специальной бумаги и собирают в стопки, каждая из которых может содержать до трехсот квадратов. Затем все это кладется под молот, которым наносят до двух тысяч ударов, пока каждый квадрат металла не сплющится в круглую лепешку толщиной в несколько микрон. Потом из этих лепешек вырезают квадраты размером 91,5 мм на 91,5 мм и вкладывают между листами папиросной бумаги в специальную книгу, в которой сусальное золото хранят, транспортируют и продают. Существует два типа листов позолоты: свободные и трансферные. Свободные просто вкладываются в книгу, а трансферные — приклеиваются на шелковую бумагу или кальку.

Руками листочки сусали трогать нельзя — они очень хрупкие и легко рвутся.

Удивительно, но из одного грамма золота можно получить до восемнадцати квадратных метров позолоты.

Производство сусального золота — процесс очень трудоемкий со своими нюансами, от которых зависит качество конечного продукта. В наше время существует три основных способа изготовления сусали:

  1. Исторический ручной способ, при котором сырье молотом отбивает мастер «золотобоец». Удары следует наносить с определенной силой и в определенном порядке по всей стопке. Сложность такого метода заключается в том, что металл отбивается на глаз, поэтому невозможно сделать сусаль равномерно тонкой и все листы одинаковыми.
  2. При втором способе используется автоматический молот, под которым мастер перемещает заготовку для нужного сплющивания квадратов золота.
  3. Самый используемый способ в современном мире — полностью автоматизированный вариант создания сусального золота с помощью запрограммированных роботизированных систем. При этом методе качество конечной продукции является наилучшим. Основные заводы производства находятся в Германии и Италии.

Где его применяют

Нанесение сусального золота на памятники, картины, иконы и т.д. — самый основной и практичный способ применения позолоты. И дело даже не в том, что отлить золотые предметы намного дороже, особенно учитывая масштабы объектов вроде куполов или фонтанов. Благодаря сусали можно выполнять интересные и, как кажется на первый взгляд, невозможные шедевры!


Степень золочения разных объектов не всегда одинаковая — зависит как от навыка мастера, так и от вида отделываемого изделия. Так, например, на иконы наносят сусальное золото толщиной в 0,36 микрон, а на купола слой будет толще — около 1,6 микрон.

Из листов сусали изготавливают твореное золото. Так называются микроскопические частицы металла в виде порошка, которые применяются для украшения и реставрации икон и картин.

В настоящее время храмы и церкви практически не покрывают сусальным золотом. Сусаль вытесняется более дешевыми материалами, которые еще и лучше по ряду качеств.

Съедобное сусальное золото

Поскольку такой тонкий металл не имеет острых режущих краев, а высокая проба означает минимум примесей, возникает вопрос: можно ли есть сусальное золото?


Сусальное золото в кулинарии применяют достаточно широко. Есть даже свой номер пищевой добавки — Е175. Во многих элитных ресторанах Индии можно попробовать покрытые позолотой торты и пирожные, в Японии выпить позолоченный кофе, а в Европе найти элитный алкоголь с хлопьями сусального золота. Так, например, в Армении можно столкнуться с коньяком «Золотой», на Украине — с водкой «Золото Полуботка», а в Италии — с шнапсом «Гольдшлегер».

Сколько стоит сусальное золото

Стоимость золота разнится в зависимости от количества необходимого сырья для золочения объекта. Каждая книжка содержит по стандарту шестьдесят листов, поэтому ее хватает на половину квадратного метра позолоты. Чем больше будет затрачено на работу книжек, тем меньше будет цена каждой. Следует помнить, что вес книжек также отличается в зависимости от толщины золотых листов.


Суса́льное золото (сусаль)аклеиваются на поверхность, создавая впечатление, что предмет полностью сделан из золота.

История

Первое упоминание о сусальном золоте относится к периоду правления Южной и Северной династий Китая. История производства золотых листов в районе Лон Тан, Нанкин, насчитывает около 1700 лет.

Производство

Золото — относительно мягкий и очень ковкий металл, и его можно расплющить в чрезвычайно тонкие листы без трещин и разрывов. Сусальное золото изготавливается путём отливки бруска с размерами 20×5×1 см с последующей раскаткой его в 30‑метровую тонкую полосу, используя мягкость золота. Далее полоса нарезается на квадраты и каждый вкладывается между листами специальной бумаги в стопку, которая содержит от 100 до 300 квадратов сусального золота.

Далее стопка листов с квадратами сусального золота помещается под молот и по ней наносится около двух тысяч ударов, пока каждый из квадратов не расплющится в круглую лепёшку толщиной в несколько микрон, а затем из лепёшки вырезается квадрат и вкладывается в книжку. Книжка может содержать от 10 до 300 листов сусального золота. Технологических операций до получения готового сусального золота от 20 до 30, и каждая содержит тонкости и секреты, влияющие на качество сусального золота.

Наиболее трудоёмкой и технически сложной операцией является отбивка (расплющивание) ещё толстых квадратов, потому что наносить удары молотом нужно с определённой силой и в определённой последовательности по каждому из краёв стопки и по центру, для того чтоб золото расплющилось строго равномерно и чтобы конечная лепёшка (увеличившись в диаметре до 10 раз) имела равномерную толщину без выбитых участков и без утолщений. От этого напрямую зависит качество позолоты и её сохранность.

В мире в настоящее время существует три способа отбивания золота. Первый, исторический, предполагает отбивку золота вручную. Специально обученный молотобоец бьёт по стопке молотом, рассчитывая на ловкость и глазомер. При этом способе изготовления невозможно отбить золото равномерно и получить книжки одинакового веса, книжку взвешивают после изготовления, для определения в ней лигатурного веса золота (содержания металла в книжке). При втором способе стопка помещается под автоматический молот, который, хоть и наносит удары одинаковой силы, но стопку передвигает под молотом человек. Третий способ — стопку под автоматическим молотом передвигает робот в соответствии с программой. Поэтому наиболее качественное сусальное золото производится с помощью промышленных роботов в Германии и Италии.

Применение

Декор

Использование сусального золота — это единственный практичный метод позолоты разнообразных предметов, особенно масштабных объектов вроде куполов или статуй. Благодаря ему можно создавать неповторимые шедевры. Этот метод остаётся популярным и сейчас, поскольку отдаёт в руки мастеру полный контроль над процессом золочения.

В настоящее время сусальное золото как материал для покрытия куполов храмов (и иных металлических поверхностей) активно вытесняется более дешевым и по ряду ключевых параметров превосходящим золото нитридом титана.

Сусальное золото используется в иконописи для нанесения ассистов и изготовления творёного золота.

Кулинария

Поскольку чистое золото, используемое в изготовлении сусали, биологически инертно и благодаря своей чрезвычайной мягкости неспособно к образованию режущих кромок даже при такой малой толщине, сусальное золото также довольно широко применяется для украшения различных пищевых продуктов и даже имеет свой код пищевой добавки — Е175.

Так, в Индии распространена практика обёртывания дорогих сладостей листками сусального золота и серебра, а в Центральной Европе известны алкогольные напитки, в которые добавляются золотые хлопья — например, итало-швейцарский «Гольдшлегер» (коричный шнапс с сусальными хлопьями) или польско-германская «Гданьская водка» (травяная настойка), украинская водка «Золото Полуботка».

В Японии многие экстравагантные бизнесмены демонстрировали своё богатство, заказывая в ресторанах «позолоченный» кофе, а в XXI веке мода на украшение еды сусальным золотом дошла и до России.

Золочение – процесс нанесения на предмет тонкого слоя золота или его имитации. Существуют два вида золочения – сусальным золотом и поталью.

СУСАЛЬНОЕ ЗОЛОТО И ПОТАЛЬ – В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ?


СУСАЛЬНОЕ ЗОЛОТО

Сусальное золото - натуральное золото в форме тончайших листов, которые уложены в книжки. Классическое сусальное золото 960-й пробы, но так же бывают и другие разновидности. Листы 960-й пробы имеют теплый желтый цвет самородного золота, именно такие золотые листы начали применяться еще в Древней Руси. Правила производства сусального золота 960-й пробы закреплены ГОСТ 6902-75.

Сусальное золото подходит для использования практически на любых поверхностях (дерево, стекло, керамика, мрамор, фарфор, металл, гипс, холст, красочный слой и др.), и является единственным подходящим материалом для золочения крупных объектов, таких как купола, статуи и т.п. Сусальное золото можно использовать для золочения предметов внутри и снаружи помещения, оно не окисляется и не темнеет.

ПОТАЛЬ

Поталь - имитация сусального золота в виде листов золотистой фольги, этот материал не содержит драгоценных металлов. Для непрофессионала поталь неотличима от сусального золота, при том, что её стоимость гораздо ниже. Обычно поталь получают из сплава меди и цинка, или алюминия. В обращении и по внешнему виду она напоминает сусальное золото. Поталь продается в виде листов, хлопьев и роликов.

Поверхности, которые подходят для нанесения потали: дерево, стекло, керамика, фарфор, металл, картон, гипс, холст, красочный слой и др. Поталь применяется только для объектов внутри помещения, со временем она темнеет и окисляется даже под покрытием.

Поталь хорошо подойдет, если нужно сделать позолоту под старину или патинирование. Добиться золотого покрытия с «зеркальным блеском» можно только при использовании сусального золота.


Также существуют сусальное серебро, серебряная и медная поталь.



МЕТОДЫ ЗОЛОЧЕНИЯ


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ

Профессиональные методы золочения имеют индивидуальные нюансы, которые зависят от поверхности, на которую требуются нанести позолоту и личного опыта мастера. Однако в обобщенном виде их делят на:

Клеевое золочение (золочение «на полимент», «золочение на левкасе», техника левкаса).

Используется для золочения предметов внутри помещения, в основном - деревянных изделий. Чаще всего применяется при золочении икон.


Масляное золочение (золочение «на мордан», морданное золочение, лаковая позолота).


Применяется для позолоты предметов как внутри помещения, так и подверженных атмосферному влиянию. Чаще всего используется для позолоты резьбы и реставрации. Подходит для любых поверхностей.

Клеевой основой служит масляный клей — мордан.

МЕТОД ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ


Золочение “на смесях”

Для любителей сегодня существуют облегченные способы. Клеем в этих методах служат готовые смеси (на водной основе, на спиртовой основе). Перед нанесением смеси надо покрыть основу любым грунтом, а затем отполировать поверхность. После чего наносят смесь в один или два тонких слоя. Когда смесь станет слегка липкой, приступают к наложению листов золота/потали.



СРЕДСТВА И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ЗОЛОЧЕНИЯ


Грунтовки


Пастообразный клей-грунт

Комбинированная смесь для любительского золочения, сочетает в себе свойства грунта и клея, поэтому при его использовании поверхность не требуется предварительно грунтовать. Как правило, используется для потали. Подходит для использования на любых абсорбирующих и не абсорбирующих поверхностях. Часто используется для трафаретной техники.

Болюс представляет собой специальный состав для грунтовки поверхностей перед золочением и максимального выравнивания поверхности. Используется для профессионального золочения. Болюс выпускается в различных цветах, что помогает подобрать его под цвет золота/потали. После нанесения болюса поверхности дают просохнуть несколько часов.

Грунт, который чаще всего используется для подготовки к окраске или золочению деревянных изделий и оштукатуренных поверхностей.

Гидратированный сульфат кальция, который отличается особой тонкостью зерна, благодаря чему обладает исключительной пластичностью и мягкостью в работе.


Клей

Смеси для любителей

Такие смеси обычно используются при работе с поталью.


Клей на водной основе (водно-акриловый)

Также его называют молочком для золочения. Клеящий состав на водной основе, применяется только для работы внутри помещений. Не подходит для поверхностей, которые плохо впитывают воду - стекло, камень, металл. Этот клей хорошо подойдет начинающим, так как он прост в применении, не пахнет и разводится водой до нужной консистенции. Клей наносится плоской кистью на подготовленную поверхность, как правило, достигает технологической липкости через 15-20 минут и остается пригодным для работы в течение 1 часа.


Клей на спиртовой основе

Применяется только для внутренних работ. Рекомендуется для водоотталкивающих поверхностей (стекло, металл, пластик и т.п.), а также для вертикальных поверхностей. Клей наносится плоской кистью на подготовленную поверхность, достигает технологической липкости через 30 минут и остается пригодным для работы в течение 3 часов.


Профессиональный мордан, применяется как для внутренних, так и для наружных работ. Подходит для любых типов поверхностей. Клей наносится плоской кистью на подготовленную поверхность. Время, через которое он достигает технологической липкости зависит от его типа: медленно сохнущий - 12 часов, быстросохнущий - 1,5 часа. Медленно сохнущий мордан остается пригодным для работы в течение 24 часов, быстросохнущий – в течение 1,5 часов.
Разбавляется уайт-спиритом.


Кроликовый (кроличий) клей

Для особых техник и реставрационных работ. Клей животного происхождения, выпускается в гранулах для удобства хранения. Используется для создания клеящей основы под листы сусального золота или потали. Для приготовления клея надо развести клей на водяной бане (100г гранулированного клея на 1 литр воды) и профильтровать при помощи тонкой сетки. Приступать к золочению можно через несколько часов после нанесения клея.

Желатин, как правило, продаётся в виде хлопьев, которые перед использованием необходимо замочить в воде в течение примерно 24 часов перед использованием. После размягчения необходимо окончательно растворить клей на водяной бане. В отличие от других клеев, при разведении водой он незначительно увеличивается в объёме. Желатин используется для наклеивания сусального золота на болюс.


Состаривание


Делает блеск золота более темным и тусклым. Используется для придания изделиям состаренного вида. После высыхания, через 12-24 часа, битумный лак закрепляется шеллачным лаком.


Пастообразный битум - плотное, вязкое вещество темно-коричневого цвета. Имеет те же свойства что и обычный битум. Ложится практически на любую поверхность. Высыхает через 12-24 часов. Рекомендуется покрытие лаком для предотвращения вытирания.


Используется для придания состаренного вида декорируемым предметам, и в технике золочения. Наносится на любой вид основы. После высыхания требует закрепления финишным лаком.



Финишное покрытие

Лак Мекка - защитный лак, наносится на позолоченные предметы для защиты от старения и воздействия окружающей среды. Выпускается двух типов: бесцветный и цвета золота. Второй лак используется, если нужно затемнить тон золота или придать золотистый оттенок серебру.

Лак Цапун (лак Цапон) - нитроцеллюлозный прозрачный лак для защиты изделий, покрытых поталью. Быстро сохнет, образует прозрачную защитную пленку на блестящих металлических поверхностях, предотвращая изменение цвета и образования коррозии. Подходит для обработки изделий из серебра, меди, латуни, бронзы, олова, железа.

Лаки на водной основе могут окислить поталь, поэтому, если требуется использование такого лака, сначала нужно нанести не менее трех защитных слоев лака на спиртовой основе.


Шеллак (нидерл. schellak) — природная смола, которую вырабатывают насекомые-червецы, паразитирующие на тропических деревьях в Юго-Восточной Азии.

После высыхания шеллак образует прочную, абразивостойкую, стекловидную пленку. Препятствует образованию трещин и защищает поталь от механического и атмосферного воздействия. Идеально подходит для позолоченных предметов мебели, находящихся в частом употреблении.

Шеллак выпускается как в виде хлопьев, из которых можно самостоятельно изготовить лак, так и в виде готового к применению лака.

Читайте также: