В каком центре не изготовляют глиняные игрушки

Обновлено: 12.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Автор: Чеберя Дмитрий

МБОУ «Лянторская СОШ №1»

Руководитель: Торопова Г.Я.

МБОУ «Лянторская СОШ №1»

учитель начальных классов

Цель моей работы: найти сходства и отличия глиняной игрушки разных ремесленных центров.

Для реализации этой цели поставил перед собой задачи:

- систематизировать имеющиеся сведения об игрушках;

- выделить отличительные признаки и черты сходства в глиняных игрушках разных ремесленных центров;

Методы, которые я применил в работе: сравнение и анализ.

Изучив историю, сравнил глиняные игрушки разных ремесленных центров по следующим критериям:

по символике

по инструментам для росписи

На основании исследовательской работы я пришёл к выводу, что

глиняные игрушки разных ремесленных центров сходны:

по инструментам для росписи

Увлекся лепкой и заинтересовал всю свою семью и одноклассников. Вылепленные игрушки подарили школьному музею. В ноябре прошлого года я и учащиеся нашего класса приняли участие в фестивале «Межкультурный диалог» в посёлке Солнечный, который проводился в рамках «Года культуры», предоставив игрушки из глины.

Сходство и отличие игрушек разных ремесленных центров

Актуальность:

Сегодня все понимают, что возможность творить - главное условие для гармоничного развития личности ребенка в целом, а чтобы творить, надо знать творчество народов нашей страны.

Многие дети в наши дни проводят время за компьютером и у телевизора. От этого страдает их развитие, а лепка народных игрушек способствует приобщению прекрасному, но, прежде чем лепить, надо научиться разбираться в особенностях глиняной игрушки ремесленных центров Дымково, Каргополь, Филимоново.

Объект исследования :

сходство и отличие глиняной игрушки разных ремесленных центров.

Предмет исследования:

русские народные глиняные игрушки.

Цель исследования:

найти сходства и отличия глиняной игрушки разных ремесленных центров.

Задачи исследования:

систематизировать имеющиеся сведения об игрушках;

выделить отличительные признаки и черты сходства в глиняных игрушках разных ремесленных центров;

сравнение и анализ.

глиняные игрушки дымковские, каргопольские, филимоновские имеют свои отличительные черты, но и имеют черты сходства.

Новизна исследования:

Мною сделана систематизация сведений об игрушках и впервые получены сравнительные данные трёх ремесленных центров.

Теоретическая значимость.

Систематизация имеющихся сведений об игрушках.

Практическая значимость.

Создание игрушек своими руками и оформление экспозиции школьного музея, изготовлены буклеты и подарены учащимся начальных классов нашей школы, участие в выставках.

Теоретический обзор.

С первого класса я посещаю внеурочное занятие по прикладному творчеству, которым руководит Торопова Галина Яковлевна, где я получаю возможность творить. Создавая оригинальные произведения, полезную вещь собственными руками, украшая своё жилище, я чувствую себя значимым в этом мире, вношу в него частичку своего «я». Мой руководитель открыла мне прекрасный мир народного искусства, который несёт в себе представления о красоте и гармонии.

В прошлом году на внеурочном занятии прикладного творчества узнал, что можно лепить игрушки из глины и что это один из видов народного творчества. Меня заинтересовали эти яркие игрушки, я решил узнать о них больше.

Из истории глиняной игрушки.

История дымковской игрушки.

Я узнал, что дымковская игрушка ведёт свою историю с XV века, когда Иван III, стремясь подчинить Москве непокорных жителей Великого Устюга, переселил их в глухие края. Среди переселенцев, обосновавшихся за рекой Вяткой - в слободе Дымково, было много ремесленников, гончаров и игрушечников. Их искусное мастерство быстро завоевало популярность. На весенних праздниках в слободе устраивались весёлые гулянья, непременным атрибутом которых были глиняные игрушки-свистульки. Постепенно искусное мастерство игрушечников завоевало популярность. С тех пор техника создания игрушек совершенствовалась. Они очень популярны в России и за рубежом и составляют гордость многих коллекций.

Свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты, так их основная функция была магическая, а не декоративная. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистулек, заметна некоторая ирония, с которой мастера их лепили. Медведь, например, мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, козёл мог быть одет в смешные штаны. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника. Эта работа считалась исключительно женской.

В XIX веке праздник превратился в оживлённую ярмарку «свистунью», с непременным свистом. Магическое значение празднества утратилось. Свистульки сохранялись, но приобретали всё более вычурные, декоративные формы. Если в древности основным сюжетом были животные, то в XIX столетии появляются женщины в нарядных одеждах, с младенцами, птицами, с корзинами с пирогами, с коромыслами, на скамеечках и в лодочках. Позже мастера дымковской игрушки обращаются к городским сюжетам: дамы-модницы, горожане, офицеры, купчихи, скоморохи.

Что бы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до десяти. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила.

Техника изготовления дымковской игрушки тоже очень проста. Игрушку лепят руками из местной красной глины, перемешанной с речным песком. Свистульки прокалывают палочкой. Фигурку лепят по частям. Отдельные элементы соединяют между собой жидкой глиной. Швы сглаживают мокрой тряпкой. Игрушку просушивают и обжигают, а затем покрывают белилами (мел, разведённый с молоком) и расписывают.

Каждая дымковская игрушка – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов.

Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски и ваша фантазия.

История филимоновской игрушки.

Ознакомившись с историей филимоновской игрушки, узнал, что основной тип изделий - свистульки традиционных форм (барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики".
По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. В деревне Филимоново изготовлением игрушек занимались в основном женщины. Мужчины здесь делали посуду: рядом находились залежи особенно пластичной глины. Приемы лепки и росписи передавались от бабушек внучкам. Внучек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки, а вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Так что "свистульки" были богатыми невестами. Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки : барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п.. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями.
Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синики». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.

История каргопольской игрушки.

Каргопольская игрушка - русский художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области. Возник промысел на местных красных глинах. С давних времен жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом, изготовляли глиняную игрушку.

Искусство изготовления керамики зародилось на Каргопольской земле ещё в эпоху каменного века. На стоянках Каргопольской неолитической культуры найдены обломки глиняной посуды, а также примитивные фигурки, изображающие людей, птиц и животных. Конкретные сведения о развитии гончарства на Каргополье относятся лишь к 19 - началу 20 в.в.

Как и все крестьяне, каргопольские гончары пахали землю, растили на ней хлеб, держали скот. И лишь в свободное от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный круг. Делали посуду разных размеров, форм. Из остатков глины "стряпали" величавых баб, домашнюю живность, лесное зверье.

Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками пластика фигурок этого северного края может показаться суровой. Однако это первое впечатление создается, из-за того, что в цветовую гамму росписи входят черные, темно-зеленые и коричневые цвета. Cейчас мастера для оживления игрушек вносят желтый, голубой и оранжевый цвета. Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки. Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, туловище удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Зверей изображают толстоногими.

Основными элементами орнамента являются комбинации из пересекающихся линий, кругов, веточек без листьев, елочек, точек и полос.

Прочитав в специальной литературе по декоративно-прикладному искусству и в интернете о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках, выяснил, что все они имеют многовековую историю. Возникновение их обосновано благодаря наличию в данных местностях больших залежей глины. Древнейшие игрушки на территории нашей страны найдены археологами среди предметов второго тысячелетия до н.э.. В славянских погребениях VI - VIII вв. н. э. обнаружены фигурки коньков и погремушки. Несколько сотен игрушек XIV - XVII вв. было обнаружено при археологических работах в Москве. Игрушку делали почти везде, где были залежи глины и занимались гончарством. Но постепенно глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом и все больше предназначалась не для забавы, а становилась искусством, творчеством народных мастеров.Основные ремесленные центры, где лепили глиняную игрушку- это Дымково, Филимоново, Каргополь.

Практическая часть.

Исследовательская работа.

Изучив историю, сравнил глиняные игрушки разных ремесленных центров по следующим критериям:

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как появились на Руси глиняные игрушки? И почему они такие разные? Филимоновская, каргопольская, дымковская, тульская… Глиняные "достопримечательности" можно обнаружить во многих областях России. Русские игрушки преимущественно изготавливались из двух материалов: глины ( Абашевская , Дымковская игрушка ) и дерева ( матрёшка , Мазыкская игрушка , Птица счастья ). Этот материал будет посвящен отдельным местам производства глиняной игрушки. Начнем с буквы "А" и далее по алфавитному списку с некоторыми отклонениями:

  1. Пензенская (Абашевская);
  2. Городецкая (Жбанниковская);
  3. Вятская (Дымковская);
  4. Архангельская (Каргопольская);
  5. Курская и Орловская (Плешковская и Чернышенская, Кожлянская );
  6. Рязанская ( Сапожковская)
  7. Костромская (Петровская или Сусанинская);
  8. Новоторжская;
  9. Новгородская (Солецкая);
  10. Липецкая (Романовская);
  11. Рязанская (Скопинская);
  12. Старооскольская;
  13. Тульская (Филимоновская);
  14. Калужская (Хлудневская)
  15. Воронежская;

1. Аб́ашевская игрушка

Русский художественный промысел , сформировавшийся в Спасском уезде , ныне Спасском районе Пензенской области. Производство игрушки возникло в XIX в. на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале XX в. кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины. Активное развитие абашевской игрушки припадает на XX век, одним из самых известных мастеров в те годы был Тимофей Зоткин. Абашево не было обычным селом. Особенность его проистекала из староверческого большинства его жителей. Влияние религиозных убеждений особенно явно проявилось в изделиях абашевских мастеров. Они любили изображать золоторогого оленя с фантастическими рогами, напоминающими лестницу. Это отражение мифологии старообрядцев: лестница ведёт к богу.

Главная особенность таких игрушек - удлинённое туловище и короткие ноги , на фоне которых сразу же привлекает внимание неестественно длинная шея . Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами (символ древа жизни в язычестве или лестницы у старообрядцев) . Подобным образам присуща некая сатиричность. Традиционный размер игрушки – в ладонь. Окраска однотонная, встречается позолота или серебрение (краской). Основные цвета – красный, синий и зелёный.

Встречаются и совсем необычные персонажи – такие, как городовой-взяточник с курами, встречается и в виде кентавра, и на свинье!

Встречаются и совсем необычные персонажи – такие, как городовой-взяточник с курами, встречается и в виде кентавра, и на свинье!

Лаконичность и однотонность раскраски усиливают влияние формы. В начале тридцатых годов иссякли запасы материалов для глазури , приобрести их стало невозможно – страна переживала трудности, а тут деревенскую кооперацию буквально заполнили всевозможных цветов масляные краски. Поначалу обожженные изделия расписывались маслом, а поверх покрывались лаком; когда же широкое распространение получили эмалевые краски , перешли на них – излишен стал этап лакирования.

В 1969 г. вернуться к работе с глиной старого мастера Акинфия Фроловича Зоткина (1883 – 1974 гг.), который в ту пору добирал восьмой десяток лет. Он положил начало производству на Беднодемьяновской (г. Беднодемьяновск (ныне г. Спасск) фабрике глиняных свистулек – дудок , изготовляя их руками, как это делали исстари. За время работы на фабрике Акинфий Фролович изготовил шесть тысяч свистулек. Его изделия, традиционные для абашевского промысла, в отличие от деревенских, были покрыты разноцветной поливой , что выделяло их из поделок других мастеров. На промыслах сложились целые династии и из других фамилий.

Абашевскую игрушку можно увидеть в Государственном историческом музее Москвы, Русском музее Санкт-Петербурга, музеях Сергиева Посада, Пензы. Компания ЗАО «Абашевская Керамика» награждена дипломом «за сохранение и возрождение народного искусства России».

Много подробностей об Абашевской игрушке здесь .

2. Городецкая или Жбанниковская игрушка

Городецкий район Нижегородской области известен как центр деревянной «городецкой» резьбы, но изготовление глиняных свистулек - «дудок» - малоизвестный народный промысел. Производство игрушек возникло здесь во второй половине XIX века. Крупный центр - западная часть Балахнинского уезда. Игрушку лепили в деревнях Роймине, Рыжухине, Смиркине, Прокурене, Язвицах, Шадрине и др.

Центром изготовления глиняных игрушек традиционно считается деревня Жбанниково, имя которой дало название всему промыслу. Городецкая земля — родина целого созвездия народных художественных промыслов.

Особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трёх ногах-основах. Сначала делали дудки-свистульки в виде птиц. Со временем появились животные, всадники и женские фигурки. Местная свистулька получила известность в 1930-е гг., тогда же появились новые типы игрушк и, помимо традиционных (например, всадники ) и сложился характер росписи, сохраняющийся и в современной игрушке.

Удивительно то, что сегодняшняя традиционная жбанниковская свистулька мало чем отличается от средневековой, найденной при археологических раскопках на городецкой земле.

Удивительно то, что сегодняшняя традиционная жбанниковская свистулька мало чем отличается от средневековой, найденной при археологических раскопках на городецкой земле.

Причудливое сочетание красок в росписи создается использованием темной эмалевой краски в качестве фона, по которому наносятся пятна более светлых тонов. Рога, уши, копытца, конец хвостика - свистка, у птиц – гребешки, иногда серебрятся алюминиевой краской.

После этого тычком наносится несколько пятен эмалевой же краской, но другого цвета (красные пятна по желтому фону, молочно-белые по красному и т. д.). Продолжают расписывать игрушки и «под Хохлому».

Раньше для росписи игрушек мастерами использовались масляные краски , сегодня широкое применение получили темперные. В завершении игрушку окрашивали бесцветным лаком.

Много материалов о Городецкой игрушке здесь.

3. Дымковская игрушка

Пожалуй, самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой (в городе Кирове) . Они широко представлены во многих музеях. Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими фигурками и свистульками.

Самые старые образцы, созданные в XIX веке, очень редки. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымкове.

Первые свистульки лепили к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи» — в память о погибших в Хлыновском побоище 1418 года. Столкнулись тогда вятчане и устюжане — «своя своих не познаша». Заканчивались дни памяти всеобщей игрой на свистульках. Первое письменное упоминание о «дымке» относится к 1811 году.

Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».

Деньшин, Ал. Вятская глиняная игрушка в рисунках / Ал. Деньшин. М.: Издание собственность автора, 1917.

Деньшин, Ал. Вятская глиняная игрушка в рисунках / Ал. Деньшин. М.: Издание собственность автора, 1917.

Игрушечный промысел стал делом жизни для художника Алексея Деньшина. В 15 лет он впервые разглядел в глиняных фигурках настоящее искусство. Зарисовывал, изучал технологию, возил в музеи Москвы и Петербурга целые коллекции. Создал три рукописных альбома.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина , тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком . Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают. Готовую глиняную фигуру вначале покрывали смесью молока и мела, а затем поверху красками. Раньше игрушки расписывали темперными красками , замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти.

Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки -ромбики из потали или сусального золота , наклеенные поверх узора.

В основном, они представляют собой отдельно стоящие фигурки; сравнительно немного в это время композиций, объединенных общей пластиной-основанием. Самая многочисленная группа – игрушки-свистульки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Мужчина — этот образ в дымковской игрушке обыгрывают в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Эти игрушки родом из деревни Петровской, Сусанинского района, Костромской области. На Костромской земле всегда были хорошие глины и успешно развивался гончарный промысел. Гончарное ремесло было распространено повсеместно, а центр был в деревне Петровское. Надо отметить, что игрушки делались из остатков глины после изготовления посуды.

Во второй половине XX века стал пропадать спрос на глиняную посуду, и промысел стал угасать. Мастера перешли только на свистульки да игрушки, но среди молодёжи почти не нашлось продолжателей и этого. Так почти утратилась и известная когда-то Петровская игрушка. В середине XX века в двух когда-то самых промысловых деревнях Сусанинского района оставалось по одному мастеру, продолжающему традиции промысла, — Павел Алексеевич Иванов (1908–1984 г.г.) и Александр Васильевич Зайчиков (1902–1979 г.г. ).

Сегодня их игрушки — музейная редкость и гордость коллекционеров. В наше время Петровская игрушка активно возрождается. Среди мастеров известен Михаил Шмаров, который проводит много мастер-классов, участвует в различных выставках. В деле возрождения Петровской игрушки большая доля принадлежит студии «Весна», которую основала Людмила Николаевна Гладких, ведущий педагог по традиционной глиняной народной игрушке и керамике.

В течение многих столетий модулем при изготовлении глиняной игрушки служила кисть ребенка. Ребенок должен был свободно держать свистульку в руке, поэтому изначально свистульки не превышали по высоте 8—9 сантиметров. Петровскую игрушку можно отнести к разряду музыкальных инструментов, ранее ее использовали еще и как оберег. На свистульках по бокам делают от двух до шести отверстий, по очереди зажимая которые, можно наигрывать музыку.

Мокошь на коне-тянитолкае. Тема выбора пути в простой игрушке: две стороны - Добро и Зло, всаднику выбирать куда поскачет конь .

Мокошь на коне-тянитолкае. Тема выбора пути в простой игрушке: две стороны - Добро и Зло, всаднику выбирать куда поскачет конь .

Игрушки на трех или четырех опорах — две или три ножки и хвостик-свисток. Свистульки - обязательно для всех игрушек. Часто используемые образы: волшебные птицы, кукушка, петухи, гусь, конь и олень, царь, женщина, мужики с гармошками и балалайками. Современные мастера делают и колокольчики, и просто фигурки, но редко. Изображения людей архаичны, среди них стоит отметить изображения бабы с поднятыми к солнцу руками,это Мокошь. Мокошь - языческая богиня, очень древний образ существующий и сегодня.

Орнамент на игрушки наносится палочкой-пиской, ножом или ногтем. Это ёлочки, ромбики, знаки и символы. Вид такой рельефной отделки, выполненный вдавливанием-тиснением археологи называют «ямочным», существует тысячелетия для орнаментирования посуды и вот, в петровской игрушке сохранился до наших дней.

Чаще использовали специальные штампики - писки для нанесения узора. Эти штампы, сделанны из глины или дерева. Их форма разнообразна: встречаются писки овальные, круглые, кольцевидные, спиральные, прямоугольные, звездообразные, крестообразные.

Цвет глины до обжига светлый, коричнево-красноватый, а после обжига - оранжево-серый. Главное отличие глиняной Петровской игрушки от других - это коричнево-зелёный цвет глазури из свинцового сурика.

10. Новоторжская (Тверская) игрушка

Новоторжский промысел находится в г. Торжок Тверской области. Город и его окрестности всегда были богаты своими глинами. У новоторжской игрушки тоже есть свои замечательные эстетические достоинства. И хотя эта игрушка имеет авторские истоки, всё же она основана именно на народных традициях.

Сведений о том, как выглядела древняя тверская глиняная игрушка, мало. Лепили, говорят, гончары своим ребятишкам уточек, барашков, мужика с медведем, ту же свистульку, но заметного следа это занятие не оставило. В целом, это были обобщённые образы, без деталей. Игрушки, в основном это были свистульки, делались из местных красных глин, украшались "чешуйками" - налепами.

Торжокская игрушка возродилась благодаря Галине Алексеевне Климовской. Художник, искусствовед, неутомимый исследователь и краевед, она воссоздала игрушку практически по черепкам. Г. А. Климовская вскоре создала мастерскую, где стала обучать мастериц.

В1975 году в Торжке, в объединении «Народные художественные промыслы» открылся цех по производству глиняных игрушек. Г. А. Климовская назвала их «новоторжские». В цеху работал коллектив авторов-мастеров, которые и создавали эскизы новоторжских игрушек, разрабатывали свой неповторимый стиль: Лилия Михайловна Заварзина, Нина Петровна Стекольникова, Нина Николаевна Никонорова, Татьяна Николаевна Сендеркина и другие. Сейчас дело Галины Климовской продолжают народные умельцы, среди которых профессиональный музыкант, специалист по традиционной народной культуре, профессор, заведующий кафедрой народного художественного творчества Тверского филиала ГАСКа Владимир Иванович Ситников, занимающийся глиняной игрушкой уже лет тридцать.

Родилась не имеющая себе подобных броская, яркая, как канарейка, декоративная свистулька: веселые петухи, фантастические птицы-павы, индюки, уточки, пеночки, зяблики, собачки. Торжокскими игрушечниками разработано более 70 видов изделий.

Их лепят вручную разных видов, обжигают в электромуфельных печах и затем расписывают гуашью, разведенной на специальной эмульсии , которая сохраняет цвет и придает устойчивость краске.

Особенности не в форме игрушке и расцветке: роспись покрывает не всю поверхность изделия, покрывается игрушка характерными "капельками"-налепами.

Краски используются разные. В цеху фабрики расписывают игрушки по эскизам. Авторская игрушка расписана по вкусу мастера. Рыночные отношения заставляют мастеров расписывать игрушку ярко, броско. Заметность залог хороших продаж!

11. Солецкая (Новгородская) игрушка

Эти игрушки делали в городе Сольцы Новгородской области . Небольшой городок Сольцы известен с XIV века . Он расположен близко к Новгороду и всегда был одним из новгородских посадов. Гончарство было развито в Сольцах с момента основания - здесь были месторождения глины. Глиняная игрушка в Сольцах изготовлялась для императора Петра I. Он заказывал фигурки из глины у здешних мастеров для своего окружения.

Для новгородских младенцев мастерили маленькие глиняные писанки (расписные яйца) с шариком внутри. Несколько таких погремушек нашли археологи. Еще одна игрушка - свистульки в виде птичек. Птичек, как и лошадок, покрытых красивой блестящей поливой (краской), можно было купить на торгу, а можно самому слепить из глины и высушить на солнце.

Археология Новгорода открыла миру деревянные и глиняные игрушки древней Руси, ставшие эталонным источником информации по истории русской культуры и искусства Х – ХV вв. В коллекции глиняных фигурок есть изображение кентавра (по старорусски китовраса), лошадок и коников, собачек, медведей и птиц (кур, уток, гусей), покрытых зеленой поливой, Часть из них относится к звучащим игрушкам – это погремушки и свистульки. Подобные формы игрушек встречаются в последующих веках и других территориях соседствующих с Новгородскими землями.

Свистулька "Петух". Местный глиняный петушок, по воспоминаниям старожилов, окрашивался в желтый цвет, а поверх наносились красные, золотистые и синие полоски-перья. Имели пунцовые гребни и грудь колесом, раскрытые или сложенные крылья. Курочки были с более скромным нарядом.

Свистулька "Петух". Местный глиняный петушок, по воспоминаниям старожилов, окрашивался в желтый цвет, а поверх наносились красные, золотистые и синие полоски-перья. Имели пунцовые гребни и грудь колесом, раскрытые или сложенные крылья. Курочки были с более скромным нарядом.

Самыми распространенными фигурками солецкой игрушки были курочки и петушки. У курочек крылышки всегда прижаты. Именно эти игрушки-свистульки курочки и петушки дошли до начала XX в. Ещё один интересный факт: петухами называли не всех глиняных птиц, а лишь птиц «мужского рода», курицы же именовались пету́шками ( ударение на втором слоге).

Один из распространённых образов – свистулька рыба – символ водной стихии Солецкого района: ручьев, рек и озер, затаившихся в глухих лесах, и, конечно же красавицы реки Шелонь, на берегах которой вот уже более шести столетий расположен небольшой, но удивительно красивый городок Сольцы. Рыбы и петушки выполнены в уникальной цветовой гамме – желтый цвет фона, золотистые, красные и синие линии и точки. Эти цвета и линии символизируют силы природы – солнца и воды.

До войны игрушки-свистульки были в каждом доме. После войны они исчезли. А последний известный гончарных дел мастер Иван Артемьевич Андреев в 60-х годах прекратил заниматься этим ремеслом. К наиболее архаичным по форме относятся изделия Матвея Тимофеевича Тимофеева (1891–1967) скульптурная пластика которых восходит к образцам древней Новгородской игрушки XI-XV веков. Это установлено при анализе форм изделий — тулово птичек каплевидной формы, минимум налепов и декора поверхности.

Инициаторами проекта «Солецкая глиняная игрушка», последовательно его осуществлявшие в последние годы, были сотрудники местного краеведческого музея, т.е. специалисты. И это очень важно. Особое место среди них занимает один из авторов этого проекта, художник-керамист С. В. Скирченко, который воплотил старые образы новгородской игрушки и снова вернул их к жизни. В результате бесед со старожилами Сергею удалось выяснить, как выглядела игрушка. Были созданы эскизы, и похожесть образов подтверждалась очевидцами.

Это были петушки, утицы, барашки. Так же были и городские темы — барышни, солдаты, пары. Такую игрушку называют «комодная». Местные старожилы ещё помнили, как выглядела Солецкая глиняная игрушка, выпускавшаяся в 1930-х в цехах разнопромысловой артели инвалидов. Специалисты и искусствоведы сегодня признали Солецкую игрушку Скирченко в качестве восстановленного промысла.

Современная новгородская игрушка продолжает сложившиеся художественные традиции, узнаваема и имеет собственные отличия. Конечно, во многом это игрушка авторская, название дано по имени города. Она создана краеведом как память о традиционной народной игрушке Новгородчины, которая реально существовала в прежние века. Она по-прежнему содержит в себе множество функций: как забава для детей, средство их воспитания, подарок и обрядовый культовый символ. Ее сегодняшнее предназначение заложено потребностями современной моды и нашим бытом. Так можно сказать о большинстве игрушечных промыслов России.

12. Романовская (Липецкая) игрушка

Это традиционный русский народный промысел изготовления глиняных игрушек- свистулек , сформировавшийся близ села Романово на территории Липецкой области России .

В 1614 году близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище (существует с XVI века) острог, и селение стало называться городом Романов.В XVIII веке город Романов был преобразован в село Романово – ныне Ленино. Древнейшие из найденных образцов игрушки датируются XVII веком .

Обломки игрушек многие жители села находят на своих огородах до сих пор и по этим осколкам восстанавливают игрушки.

Обломки игрушек многие жители села находят на своих огородах до сих пор и по этим осколкам восстанавливают игрушки.

В Романове быстро появились гончары: вокруг было достаточно разнообразной глины, подходящей для изготовления посуды - белой, чёрной, красной и жёлтой.

Мастера начали лепить для души глиняные игрушки со свистками – свистульки. Для них использовали только чёрную глину – наиболее прочную и послушную в руках. Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими».

Игрушки ранние и XIX века отличаются и по форме, и по содержанию. Сюжетно-образную основу для глиняных свистулек к началу XIX века составляли лошадки, коровы, бараны, петухи, олени, солдаты в папахе и барыни в капоре . Игрушки покрывались жёлтой, зелёной, коричневой поливой ( глазурью ) или красились краской.

Изменения происходят в XIX веке, с открытием Липецкого курорта. Публика в городе появляется богатая, разнообразная, нарядно одетая. Сохраняя старые традиции, мастера начинают лепить новые сюжеты: офицеров в парадных мундирах , нарядных дам , богатые выезды в колясках и каретах .


Сказочные кони с длинными шеями, индюки, яркие, словно райские птицы, невероятно нарядные барышни. Весь этот необычный, радостный мир — русская глиняная игрушка. В ней — отголоски исторических событий, образы из фольклора и детали быта. Ей много сотен лет. И с течением времени она становится лишь популярнее.

Существует множество центров изготовления этой игрушки. Какие именно? Об этом мы расскажем в статье.

Дымково

Автор фото: Ele-chudinovsk

Автор фото: Ele-chudinovsk

Так называлась слобода, ныне ставшая районом Вятки.

Дымковская игрушка, пожалуй, является наиболее знаменитой. Кто же на видел хотя бы однажды этих павлинов, индюков, барышень в кокошниках! Эти яркие, веселые краски невозможно спутать ни с чем. Не зря эту игрушку считают одним из символов русских ремесел.

История ее начинается примерно в XV столетии. Что интересно, игрушки до сих пор изготавливаются вручную. И раскрашиваются также.

Кстати, о раскрашивании. В старину для этой цели использовались уксус или яйцо. С ними смешивались сухие краски. Иногда употреблялся скисший квас. У каждого элемента орнамента были свои значения. Волнистая полоса синего цвета символизировала воду. Скрещенные линии означали колодец. Звезда в круге — небесное светило.

С тех пор технология окрашивания немного изменилась, а символы остались прежними. И сегодня игрушки все так же великолепны, как и в старину. Смотришь на них — и душа радуется! Эти краски напоминают о детстве и о цветных снах.

Каргополь

Автор фото: Ludvig14

Автор фото: Ludvig14

Изготовленные здесь игрушки выглядят совершенно иначе, чем дымковские. Можно сказать, что тут преобладают простота, архаичность. Стиль этих игрушек весьма узнаваем.

Говоря о них, нельзя не упомянуть об Ульяне Бабкиной. Она возродила полузабытый промысел в 70-е годы XX века. Тогда она начала лепить из глины «полканов», фигурки которых видела в детстве. Так называли сказочных персонажей, напоминавших кентавров. Затем ею были изготовлены и другие игрушки, соответствующие древним канонам. Позже у мастерицы появились многочисленные ученики.

Абашево


Большинство жителей этого села были староверами. Некоторые глиняные фигурки, придуманные ими, являются религиозной метафорой. Удивительные олени с рогами-лестницами символизируют путь к Богу.

Но среди абашевских игрушек немало и обычных, без религиозного подтекста. Это всадники, барышни, свистульки в виде ярких птиц и так далее.

Филимоново


Таково было название деревни в Тульской области, где зародился промысел.

Лошади с длинными, как у жирафов, шеями, да еще и полосатые, разноцветные — мимо таких не пройдешь! Нарядные барышни с тоненькими талиями, причудливые звери — все это мир филимоновской игрушки.

Специалисты часто сравнивают ее с древнегреческой скульптурой. Есть немало общих черт.

Считается, что глиняные фигурки в древности использовались в магических ритуалах. И это относится не только к филимоновским игрушкам. Впоследствии значение этих изделий изменилось.

Городецкий район


Сказочные кони, лебеди, петухи. Тематика тут — та же, что и у других видов русских глиняных игрушек. Но при этом городецкая игрушка достаточно оригинальна. Одна из главных особенностей — миниатюрные птички. Они размером примерно со спичечный коробок. Местные мастера особенно любят их и изготавливают в огромных количествах.

Хлуднево


В этой деревне создают «мокрых соловьев». Так называются особые свистульки. Из них можно извлечь соловьиную трель. Но предварительно их нужно наполнить их водой.

Также упомянем и о здешних игрушках-перевертышах. Например, с одной стороны фигурка выглядит как глиняный кот. Перевернешь ее. и она превращается в кита.

Но главный сюжет, которым пользуются хлудневские мастера, — это древо жизни. Нередко на его ветвях сидят птицы, а внизу находятся люди и животные.

Скопин

Автор фото: Andrey Korzun

Автор фото: Andrey Korzun

Изделия, создаваемые в этом городе, как правило, монохромны. Русалки и драконы, медведи и всадники могут быть следующих цветов:

  • бежевый,
  • коричнево-красный,
  • зеленоватый;
  • желтый;
  • дымчато-серый.

Если речь идет о свистульке, то она окрашивается лишь частично. Дело в том, что окраска происходит до обжига. Поэтому отверстие для свиста может закупориться, если его окрасить.

Современные мастера иногда отступают от традиционных сюжетов. Например, несколько лет назад была изготовлена свистулька-крокодил.

Ленино

Автор фото: Iromanushka

Автор фото: Iromanushka

Раньше это село называлось Романово-Городище. Здешняя игрушка — яркая, разноцветная. Немного напоминает дымковскую. Сюжеты многообразны: лихая тройка, катание на санках, жаворонок с распростертыми крыльями. Существуют десятки вариантов.

Курская область


Стиль курской игрушки называют «крестьянским примитивом». Изделия выглядят грубоватыми, но одновременно их линии весьма плавны. Глядя на этих котов, птичек, белок невозможно не улыбнуться. Они милые и забавные.

Старый Оскол

Автор фото: Лобачев Владимир

Автор фото: Лобачев Владимир

История игрушки тут началась в XV столетии. Сначала фигурки не отличались особенной оригинальностью, но в XVI веке произошли изменения. Эти перемены были довольно значительными. Например, длинные шеи коней сильно укоротились. Ученые считают: причина в том, что мастера стали использовать другую глину.

Правый и левый бок игрушки окрашивали по-разному (что со свойствами глины никак не связано).

В 30-е годы XX века гончарного ремесла в городе не стало. Власть запретила его, так как городские мастера не желали создавать артели. Возрождение староосколькой игрушки началось лишь спустя полвека.

Невозможно сказать, какой из видов русских глиняных игрушек является лучшим. Каждый прекрасен по-своему. На каком остановить выбор? Это решать только вам.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Итоговая промежуточная аттестация.

Контрольная работа по изобразительному искусству

для 5 класса по программе Б.М. Неменского. Вариант 1.

Учитель высшей квалификационной категории Ершова Л.В.

ФИ ученика(цы)_________________________________, класс__________. Дата______________

I часть. За правильно выполненные задания максимально – 15 баллов.

1. Какие цвета являются основными.

А) красный, синий, зеленый Б) красный, желтый, синий

В) красный, фиолетовый, синий

2. Древо жизни в народном представление являлось символом:

А) растительных сил земли б) продолжением рода в) входом в иной мир

3. Что такое орнамент?

А) выразительность и гармония

Б) узор, построенный на чередование изобразительных элементов

В) полноправный элемент композиции

4. Русский бревенчатый жилой дом.

А) Кремль. Б) Палаты. В) Изба

5. Деталь декоративного убранства русской избы, доска, идущая по краю крыши.

А) Охлупень Б) Столешник В) Причелина

6. Что является самым почетным местом в доме:

А) Печь Б) Красный угол В) Сундук

7. Девичий головной убор в виде полосы ткани.

А) Повязка Б) Кокошник В) Сорока

8. Подчеркните предметы одежды, относящиеся к русскому народному женскому костюму:
кокошник, порты, лента, сюртук, кичка, кушак, сорока, рубаха, сарафан, понева, передник, душегрея, косоворотка.

9. В каком центре не изготавливают глиняные игрушки?

А) Каргополь. Б) Дымково. В) Филимоново. Г) Семеново.

10) Основные цвета в филимоновской росписи игрушки, это: _____________________________

11. Какой краской расписывают гжельские изделия:

А) охрой б) кобальтом в) умброй

12. Цвета наиболее характерны для произведений хохломской росписи:

А)желтый и черный Б). красный и черный В). золотой и зеленый

13. Какое изображение является символом бога утреннего солнца:
а) лотос; б) скарабей. в) глаз-уаджет;

14. Что такое костюм?
а) одежда, которую носит человек; б) стиль и цвет, аксессуары;
в) знак-символ, указывающий на принадлежность человека к определённому сословию.

15. Выберите верное определение:
а) геральдика – наука о денежных знаках и монетах;
б) геральдика – наука о гербах и их прочтении;
в) геральдика – наука о марках.

Задание: нарисуй сосуд – образ (вазы разного назначения)

За выполнение задания – максимально – 3 балла

Рисунок рассматривается по следующим критериям:

  • Композиция. Форма-образ -1 балл.
  • Фактура (штрихи, линии, пятна) – 1 балл;
  • Оригинальность, аккуратность всей работы – 1 балл;

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Критерии оценивания: Максимальное количество баллов за задания – 18 баллов.

Повышенный уровень:15 -10 - оценка «4»

Итоговая промежуточная аттестация.

Контрольная работа по изобразительному искусству

для 5 класса по программе Б.М. Неменского. Вариант 2.

Учитель высшей квалификационной категории Ершова Л.В.

ФИ ученика(цы)__________________________________. Класс________. Дата_____________

I часть. За правильно выполненные задания максимально – 15 баллов.

1.Фиолетовую краску можно получить, смешав:

А) синюю и зелёную Б) красную и зелёную В) синюю и красную

2. Укажи букву с теплой цветовой гаммой:

А) красный, оранжевый, коричневый

Б) синий, голубой, фиолетовый, розовый, красный, желтый

В) зеленый, черный, серый, белый, красный

3. Женская фигура – это символ:

А) Плодородия б) Воды в) Солнца

4. Декоративный элемент, венчающий кровлю русской избы.

А) Причелина Б) Охлупень В) Полотенце

. Наличники украшают:

А) Окно б) Дверь в) Крыльцо

6. Какой цвет в орнаменте русской вышивки был главный:

А) Синий Б) Зелёный В) Красный

7. Какой предмет верхней мужской одежды был наиболее распространен у мужчин в XVII веке?

А) Ферязь Б) Опашень В) Кафтан

8. Завершающий прием в городецкой росписи, выполненной белой и черной красками.

А) Замалевок Б) Букет В) Оживка

9. Хохломской узор из удлиненных, слегка изогнутых былинок, написанных в виде ритмически чередующихся кустиков.

А) Травка. Б) Криуль. В) Розан.

10. Ахроматические цвета – это (три):

А) Синий, Б) Черный. В) Красный. Г) Белый. Д) Желтый. Е) Серый.

11. Как называется роспись керамики Гжель?

А) кистевая Б) мазковая В) синяя

12. Декоративный элемент русской избы, украшающий крышу.

А) Окно Б) дверь В) причелина

13. Распределите одежду между их владельцами, вписывая нужную букву :

1.Кушак. 2.Сарафан 3.Порты 4.Навершник 5.Понёва 6.Косоворотка

7. Душегрея 8. Кафтан 9. Рубаха

Женский русский костюм

Мужской русский костюм

14. Какое изображение является символом бога утреннего солнца:
а) лотос; б) скарабей. в) глаз-уаджет;


15. Что такое костюм?
а) одежда, которую носит человек; б) стиль и цвет, аксессуары;
в) знак-символ, указывающий на принадлежность человека к определённому сословию.

_ II часть.

Задание: нарисуй сосуд – образ (вазы разного назначения)

За выполнение задания – максимально – 3 балла

Рисунок рассматривается по следующим критериям:

  • Композиция. Форма-образ -1 балл.
  • Фактура (штрихи, линии, пятна) – 1 балл;
  • Оригинальность, аккуратность всей работы – 1 балл;

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Критерии оценивания: Максимальное количество баллов за задания – 18 баллов.

Повышенный уровень:15 -10 - оценка «4»

Ответы к контрольной работе по изобразительному искусству

для 5 класса по программе Б.М. Неменского.

Задание: нарисуй сосуд – образ (вазы разного назначения)

За выполнение задания – максимально – 3 балла

Рисунок рассматривается по следующим критериям:

  • Композиция. Форма-образ -1 балл.
  • Фактура (штрихи, линии, пятна) – 1 балл;
  • Оригинальность, аккуратность всей работы – 1 балл;

Критерии оценивания: Максимальное количество баллов за две части задания – 18 баллов.

Повышенный уровень:15 -10 - оценка «4»


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы педагогики и методологии общего образования


Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя


Курс повышения квалификации

Основы разработки онлайн-курса


«Искусство детям - увлекательно и просто: Египет»

Краткое описание документа:

Итоговая контрольная работа за год по изобразительному искусству за 5 класс по программе Б.М. Неменского для прохождения промежуточной аттестации.

Контрольная работа состоит из двух частей. Первая часть - тестовое задание, в которое входит 15 вопросов. Вторая часть - творческая графическая работа по выполнению рисунка: "Сосуд-образ".

В разработке представлены два варианта заданий и лист контроля с ответами на тест и критериями оценивания всей работы.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 919 746 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»
  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»
  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Оставьте свой комментарий

  • 14.06.2019 13707
  • DOCX 39.9 кбайт
  • 547 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ершова Людмила Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

22 минуты

«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Космос»

67 минут

«Формирование навыков успешного публичного выступления»

65 минут

«Формирование единой системы гармоничного и эффективного развития математических способностей детей»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: