В каком возрасте ребенок хватает игрушки

Обновлено: 06.05.2024

Главная / Грудничок / Развитие ребенка / по навыкам / В каком возрасте ребёнок начинает держать игрушку в руках?

ребенок лежит на спине смотрит на игрушку


Покупать погремушку для младенца можно с самого рождения. Когда ему исполнится три недели – он уже ею заинтересуется.

Его вообще в этом возрасте начинает интересовать всё яркое и движущееся. Особенно младенцам интересны погремушки, издающие звуки.

Вы часто спрашиваете, когда же ребёнок начинает держать игрушку в своих руках? Сегодня как раз об этом и расскажу.

Особенности развития

Несмотря на то, что новорожденного ещё не интересуют игрушки, у него развит хватательный рефлекс. Если что-то попадает к нему в руки, он их сжимает и держит предмет, но сам не осознаёт, что происходит. Читайте подробнее о рефлексах новорожденного>>>

Это может быть игрушка, мамин палец или одежда. Такое действие он совершает неосознанно, и чтобы выпустить предмет из рук, ему нужно помочь расцепить пальцы.

Прежде чем научиться держать игрушку в руках, пройдёт несколько этапов:

  1. С 8 недель малыш будет удерживать помещенные в руке предметы, и тянуть их ко рту.
  2. С 4 месяцев осознанно хватать игрушки, какие попались в его поле зрения, и притягивать их.
  3. После 5 месяцев ребёнок пробует брать игрушки с кроватки или с другой поверхности. Он зажимает их обеими руками, а также учится сдавливать их и одной рукой.
  4. В 6 месяцев ребёнок лёжа может схватить игрушки, а также держать в обеих руках разные игрушки. Допустим, правую руку он может взять погремушку, а в левую — мягкую игрушку.

О развитии ребёнка, особенностях сна и о том, как правильно воспитывать смотрите интернет-курс Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребёнка до года>>>

Чтобы ребёнку захотелось захватить игрушку в руку, она должна быть яркой и находиться на расстоянии около 40 см от него. Если игрушки будут ближе — он их просто не заметит. Узнайте, когда новорожденный начинает видеть>>>

Тяжелую игрушку тоже не следует брать, ведь малыши пока ещё роняют игрушки и могут ударить себя.

Ещё примечательно вот что. Если в указанный период ваш ребёнок не выполняет те или иные действия, это не означает, что он отстаёт в развитии. Читайте интересную статью Развитие ребёнка по месяцам до года>>>

В каком возрасте ребёнок начинает держать игрушку — очень индивидуально.

Если он в положенный возраст не держит предметы в руках, значит, ему удастся это чуть позже. А родители могут ему в этом помочь.

Как научить ребёнка держать игрушку

Учить ребёнка держать предмет в руке необходимо в хорошем настроении, ласковым голосом и в игровой форме. Узнайте когда малыш начинает улыбаться>>>

От этого зависит, во сколько месяцев ребенок начнёт держать игрушки.

Запаситесь терпением, так как это займёт время и потребует многочисленных повторений.

Важно! Ни в коем случае не сравнивайте в чём-либо своего с ребёнка с другими.

Итак, обучение заключается в нескольких упражнениях:

  • сцепление рук;
  • вкладывание игрушки в руку;
  • схватывание предметов.

Чтобы ребенок умел сцеплять руки, нужно в этом ему помогать. Он научится чувствовать, что его пальцы могут сжимать что-то.

Перед тем, как вложить игрушку в руку ребёнку, поводите ею перед его глазами. Но на положенном расстоянии, чтобы он её видел. Малыш будет отслеживать игрушку взглядом.

Затем вложите её в руки ему между большим пальцем и всеми остальными пальцами, поперёк ладони. Так ему точно будет удобно её держать.

На первых занятиях соединяйте пальцы ребёнка своими руками.

Сначала малыш будет быстро выпускать игрушку из своих рук. Потом начнёт удерживать её на несколько секунд, а затем и дольше.

Когда ребёнок начинает держать игрушку в руке довольно продолжительное время, можно усложнить упражнение: слегка потягивать её на себя.

Это упражнение даст почувствовать ребенку напряжение в мышцах.

Для того чтобы ребёнок научился схватывать игрушки, повесьте яркий предмет рядом с какой-нибудь рукой: левой или правой, неважно.

Теперь уже не торопитесь вкладывать ему игрушки сами. Дайте ему возможность и время для того, чтобы он сам дотянулся до неё и схватил. Ведь ему важно познавать механизм движений и развивать его.

От вас потребуется:

  • коснуться тыльной стороны его руки, чтобы он раскрыл ладошку;
  • позвенеть погремушкой, чтобы он заинтересовался ею;
  • подождать, чтобы ребёнок сам взял выбранную игрушку;
  • поменять игрушку, если интереса не было проявлено;
  • подвести руку ребёнка с игрушкой к свободной руке и помочь дотронуться до предмета.

Важно! Непременно хвалите, когда ребёнок начинает держать игрушки самостоятельно.

Он уже учится радоваться и осознавать свой успех. Подробнее в статье Когда ребёнок начинает смеяться>>>

Обязательно следите за состоянием игрушек. Они должны быть чистыми, ведь ребёнок обязательно потянет их в рот.

Желательно брать качественные игрушки: чтобы они не издавали неприятного запаха и были гладкими, без заводских дефектов, которые могут повредить нежную кожу ребенка.

Новорожденные малыши развиваются стремительно. За первый год своей жизни человечек осваивает большинство необходимых навыков. Наверняка к появлению крохи на свет родители и сердобольные бабушки закупили целый арсенал всевозможных погремушек. Но с какого возраста они нужны малышу? Во сколько месяцев ребенок начинает держать погремушку, интересоваться ею, брать самостоятельно?

Новорожденный малыш смотрит на погремушку

Когда новорожденному можно давать погремушки?

Давать их можно именно с периода новорожденности, то есть в первые недели жизни. Конечно, рассмотреть предмет и осознанно взять его кроха пока не в состоянии, но он уже реагирует на звуки, исходящие от погремушки. Кроме этого, у новорожденного развит хватательный рефлекс, поэтому он будет хватать все, что касается его ладошек: игрушки, мамин палец, локон или нос. Но хватание это рефлекторное, неосознанное. Именно поэтому кроха не сможет сам отдать предмет: разжимать кулачки он пока тоже не умеет. Это придется делать маме. Ухватив, малыш будет удерживать игрушку в руке, если она достаточно легкая, пока мама не вытащит ее из кулачка. Но только удерживать, не более того. Манипуляции с предметами новорожденному пока не доступны. Первые недели его жизни проходят во власти рефлексов. По мере их угасания малыш будет приобретать осознанные навыки.

Для хватания крохе наиболее удобны небольшие яркие погремушки в виде овала или кольца, на который навешаны мелкие детальки, издающие звуки при соударении.

Примерно к 3 неделям младенец начинает следить за игрушкой, расположенной на небольшом расстоянии перед ним. Если предмет водить перед глазками ребенка медленно, он будет успевать ловить и провожать его взглядом. То есть, младенец начинает реагировать на погремушки не только как на источник звука, но и как на движущийся предмет.

Малыш с погремушкой

Когда ребенок начинает управлять руками?

Управлять своими руками крохе не так-то просто. Для начала он научится хватать одну свою ручку другой, сжимать-разжимать кулачки. Это происходит примерно к началу второго месяца. Но в это время ребенок еще не осознал того, что у него имеются такие замечательные приспособления, как ручки и пальчики на них. Сейчас гипертонус новорожденных еще не угас (хотя, возможно, уже стал менее заметен), из-за чего самостоятельно поднести ручки к глазам и рассмотреть у него не получается. Но получится совсем скоро – примерно к концу 2 месяца.

Если в кроватке грудничка подвешены музыкальные мобили, именно с этого момента он начинает тянуться к игрушкам на нем, толкать их. Сначала, скорее всего, это произойдет случайно. Кроха зацепит маленький предмет ручкой – он издаст звук. Малыш пытается повторить процедуру, тянется к игрушке, толкает ее, чтобы снова услышать звук.

В этом возрасте особенно важно давать крохе игрушки в ручки.

Постепенно, по мере угасания рефлексов и снижения гипертонуса, ребенок будет все активнее изучать свои ручки, научится понимать, что с их помощью можно не только толкать или трогать предметы, но и захватывать их, удерживать, трясти и т. д. Начинается процесс развития мелкой моторики и координации движений при помощи новых тактильных ощущений.

Примерно к 3 месяцам малыш начнет изучать ручки подолгу: рассматривать, трогать пальчики, сосать их, исследуя не только глазками, но и ртом. Попавшие в ручки предметы он тоже вполне осознанно тянет в ротик, чтобы исследовать.

К 4 месяцам ребенок начинает держать погремушку, вложенную ему в ручку, сознательно. Если у него в это время уже режутся зубки, он вполне в состоянии понять, как использовать охлаждающий прорезыватель.

Не отучайте малыша от сосания всего и вся: это не вредная привычка, а важный жизненный этап, опыт познания окружающего мира доступными ему способами. Лучше следите за чистотой тех предметов, которые он постоянно изучает.

Игрушки для самых маленьких

Когда ребенок начинает интересоваться игрушками?

Для того чтобы малыш начал интересоваться игрушками как предметами для совершения всевозможных манипуляций, должно произойти несколько важных вещей:

  • Уровень развития интеллекта должен быть таким, чтобы у малыша возник интерес к познанию окружающих его вещей. Для этого необходимо развитое зрение, слух, умение контролировать действия рук с помощью глаз, а также понимание, что мир не ограничен тем, что находится непосредственно перед глазами, а предметы имеют разное предназначение, которое нужно понять опытным путем.
  • Для исследования окружающей действительности нужны определенные физические навыки. Ребенок должен стать мобильнее: научиться переворачиваться, ложиться на животик, сидеть. Это дает возможность рассматривать все вокруг и доставать интересующие предметы.
  • Ручки должны уметь брать интересующую вещь, держать ее, трясти, перекладывать.

Только при этих условиях ребенок сможет играть с погремушками, заинтересовавшись и достав их, а не просто держать в руках то, что вложила в них мама.

Обычно все это приходит к ребенку в районе полугода. Малышу становится интересно не только то, что гремит, но и шуршит, хрустит, издает музыкальные звуки, светится при нажатии. Он учится производить с предметом всевозможные манипуляции, а не просто брать. Теперь кроха может сам отдать вещь, если попросить ее.

Дайте грудничку кусок полиэтилена – это надолго увлечет его. Только не оставляйте малыша с пакетом наедине – это небезопасно. Такой же интерес вызовет у него струя воды из-под крана.

Как научить ребенка брать игрушку в руки?

Если малыш немного отстает от этих условных требований и не держит предмет в 3 месяца, не стоит паниковать: всему свое время. У каждого крохи — свой собственный темп развития. Можно помочь ему освоить важные, но пока сложные навыки.

Как научить ребенка держать игрушку, брать ее, если у него пока не получается? Разложить действие на несколько более простых и обучать малыша последовательно:

  1. Сцеплять ручки. Именно таким движением сопровождаются первые попытки ребенка схватить предмет: он тянет ручки вперед и сцепляет их. Можно соединять ручки во время кормления, или когда грудничок находится у мамы на руках.
  2. Вкладывать погремушку в ручку. Для начала нужно поводить ею перед глазками малыша, потрясти, чтобы он заинтересовался движущимся предметом, издающим звук. Теперь нужно вложить игрушку в ручку ребенка. Поначалу он будет удерживать ее совсем недолго, постепенно увеличивая временной интервал.
  3. Закрепить навык удерживания. Когда ребенок научится уверенно удерживать погремушку, взрослому нужно начинать тянуть ее на себя, чтобы карапуз отвечал тем же. Так он научится соотносить напряжение в мышцах с удерживанием предмета. Постепенно он начнет сам тянуться к игрушке.

Чтобы кроха начал сам хватать предметы, иногда его к этому тоже нужно подтолкнуть несложными действиями:

  1. прикоснуться к тыльной стороне его ладошки, чтобы он раскрыл пальчики;
  2. привлечь внимание к предмету (потрясти, поводить перед глазами);
  3. подождать, пока кроха сам захочет взять его, потянется навстречу;
  4. если он не проявляет интереса, можно заменить предмет на другой и попробовать снова.

Во время таких игр важно постоянно разговаривать с малышом, улыбаться, хвалить, если у него получилось сделать что-то.

Детские игрушки

Как выбрать погремушку?

Чтобы погремушки стимулировали ребенка к развитию и не нанесли вреда, выбирать их нужно основательно, исследуя множество критериев.

Какими должны быть погремушки?

  • Экологичными: не выделять токсинов, не вызывать аллергию.
  • Безопасными: не иметь острых или плохо закрепленных деталей.
  • Прочными: выдерживать множество ударов, падений.
  • Разнообразными по цвету, фактуре, звуковым эффектам: яркими, имеющими разные формы, выполненными из разнообразных материалов, издающими различные звуки (звон, треск, шелест, хруст, шуршание).
  • Практичными: выдерживающими частую чистку, мытье, стирку, кипячение.

Погремушка – один из первых предметов, помогающих маленькому человечку познавать мир и приобретать нужные навыки. С ее помощью ребенок учится не только хватать, стучать или трясти. Стимулируя кроху яркой игрушкой, его учат переворачиваться, ползать и даже ходить. Но вначале он все-таки учится ее держать. Поэтому качество и чистота ее должны быть на особом контроле у родителей.


Первый год жизни малыша считается одним из самых активных периодов, когда он развивается с огромной скоростью: учится держать голову, гулить, переворачиваться, держать в ручках предметы, ползать, сидеть, ходить и даже говорить. С каждым днем кроха становится все взрослее и интереснее, родителям необходимо уделять своему ребенку как можно больше времени и внимания, чтобы не пропустить важные моменты его развития. Одним из первых навыков, который осваивает малыш, является хватательный рефлекс. Новорожденный еще не способен контролировать свои движения, но уже на третьей неделе охотно следит глазами за яркими предметами. А ближе к двум месяцам малышу характерно махать ручками и ножками, чуть позже он способен осознанно брать и удерживать предметы в руках. Необходимо знать, когда ребенок начинает держать игрушку и как помочь ему в этом непростом деле.

Развитие ребенка от 1 до 3 месяцев

Малыш с погремушкой

За это время малыш немного окреп и набрал в весе. Уже в два месяца кроха умеет ненадолго поднимать и держать головку, различать цвета, рассматривать окружающие предметы, узнавать маму и папу, а также гулить.

Многих родителей интересует вопрос о том, когда ребенок начинает держать игрушку. Овладение данным навыком приходит, как правило, на третий месяц рождения малыша. В этом возрасте он пытается тянуть руки к интересующей игрушке и удерживать небольшую погремушку. Помимо этого, к окончанию трех месяцев кроха может самостоятельно вынимать соску изо рта и вставлять ее обратно.

Развитие ребенка с 4 до 6 месяцев

кроха с игрушками

Четырехмесячный ребенок уже способен подниматься на ручки, держать и поворачивать голову, реагировать на свое имя. Ко всему прочему это тот самый период, когда ребенок начинает держать игрушки самостоятельно более уверенно, рассматривать их и брать в рот. Начиная с пяти месяцев малыш может самостоятельно переворачиваться с животика на спинку, смеяться, отличать родных от чужих, сидеть с опорой, а также сосать пальчики на руках и ногах. В шесть месяцев движения малыша становятся более уверенными. Помимо того что ребенок в этот период умеет садиться без помощи, становиться на четвереньки, произносить слоги, он также учится перекладывать игрушку из одной руки в другую.

Развитие ребенка с 7 до 9 месяцев

кроха с игрушкой

С этого возраста у малыша возникает дикое стремление познать что-то новое и еще неизведанное. В это время ребенок умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать и ходить с поддержкой родителей, держать в ручках книжки и игрушки, запоминать части своего тела и показывать, где находится его рот, глаза, носик и т. д. К девяти месяцам кроха уже умеет говорить несколько простых слов, передвигаться вдоль стены или кроватки, танцевать под музыку. А также, помимо игрушек, способен самостоятельно брать еду и класть ее в ротик.

Развитие малыша с 10 месяцев до года

В этом возрастном периоде ребенку становится еще более интересно играть с игрушками и изучать их: он уже умеет катать машинки и бросать мячик. Ко всему прочему малыш способен играть с мелкими предметами, например перебирать крупу. Помимо того что к году ребенок начинает сидеть, приседать, ходить, подпрыгивать, также он самостоятельно умеет пить и кушать, снимать носочки и шапку, махать ручкой в знак приветствия или прощания. Годовалый малыш способен собирать и разбирать детали конструктора, помогать чистить зубы, расчесываться, умываться.

Во сколько месяцев ребенок держит игрушку?

Согласно нормам развития ребенка, малыш способен держать игрушки, достигнув трех месяцев. Но за счет хватательного рефлекса происходят такие случаи, когда ребенок начинает держать игрушку в руке уже с двух-трех недель после рождения. Данное действие происходит у крохи непроизвольно, он не в силах еще его контролировать. Чтобы привлечь внимание младенца, стоит использовать яркие игрушки, расположенные на расстоянии не менее тридцати сантиметров от его лица. Для таких случаев подойдут цветные погремушки. Но чтобы не испугать кроху, важно выбирать игрушки без резких и громких звуков. Кроме того, когда ребенок начинает держать игрушку, не предлагайте малышу тяжелые изделия, так как он может уронить их на себя. Таким образом, ближе к трем месяцам кроха умеет держать в ручках компактные вещи, рассматривать их и тянуть в ротик. А во сколько месяцев ребенок начинает держать игрушки осознанно, рассмотрим далее.

Когда ребенок самостоятельно берет и держит предметы?

малыш и погремушка

С четырех месяцев ребенку характерно более осознанно брать те предметы, которые попали в его поле зрения. Кроме того, в этом возрасте малыш пытается сжимать игрушки и усердно тянуть к себе. Поэтому важно создать максимально безопасные условия для ребенка, так как он может укусить тюбик с кремом или схватить за хвост проходящее мимо животное.

Учим ребенка держать погремушку в руках

Говоря о том, когда ребенок начинает держать игрушку в руке, не стоит забывать, что для каждого малыша характерно индивидуальное развитие. Поэтому не стоит паниковать в том случае, если четырехмесячному малышу еще не удается держать предметы. Помочь ребенку освоить данный навык можно с помощью простых упражнений, которые представлены ниже. Перед занятиями рекомендуется сделать легкий массаж на обеих ручках малыша. Далее упражнения стоит начать с тренировки прослеживания предмета.

Зрительный контакт

малыш наблюдает за игрушками

Для этого покажите ребенку яркую погремушку на расстоянии тридцати сантиметров от его глаз. Убедитесь, что ребенок заинтересовался игрушкой и внимательно следит за ней. И только после этого медленно с потряхиванием перемещайте погремушку сначала вниз и вверх, а после в боковые направления. Данную тренировку необходимо повторить не менее трех раз. Важно, чтобы ребенок не терял предмет из своего поля зрения.

Сцепление рук

Верным признаком того, что малыш начал более активно познавать мир, является соединение ручек над грудью. Как правило, эти движения сопровождаются потягиванием к определенному предмету. Чтобы научить малыша сцеплению, необходимо соединить его ручки: так он сможет почувствовать пожатие своих пальчиков. Данное упражнение лучше выполнять, когда ребенок находится на руках.

Кладем игрушку в ладошку

Чтобы вызвать интерес у ребенка к погремушке, необходимо, чтобы она попала в поле его зрения рядом с ладошкой. После чего дотроньтесь игрушкой до пальчиков малыша так, чтобы он обратил на нее внимание. Предложенный предмет приложите к ладошке крохе, скорее всего, он попытается его захватить. Первые попытки могут выглядеть вполне неуверенными и неправильными, но с каждым разом это действие будет получаться быстрее и лучше. В этом упражнении важна регулярность тренировок, которые необходимо делать около пяти раз для каждой ручки по очереди. Проследите за правильностью захвата игрушки.

Управление ручками

В тот момент, когда ребенок держит игрушку в руке, возьмите кроху за предплечье и поводите его рукой с погремушкой в разные направления, но в пределах поля видимости. Итоговым результатом упражнения является то, что младенец в процессе тренировки может самостоятельно удержать игрушку. Пример игры с ребенком можно посмотреть в следующем видео.


Если предыдущее упражнение удалось, то можно попробовать приблизить вторую руку малыша и дотронуться до той, в которой находится погремушка. Такое действие поспособствует освоению перекладывания предмета из одной руки в другую.

Меняем положение

ребенок лежит на животике

После того как ребенок освоил навык протягивания ручек к игрушке лежа на спинке, то предложите дотянуться к погремушке из положения лежа на животике. Этот вариант является наиболее сложным, поэтому предварительно необходимо несколько раз показать данные действия с участием ребенка. Не забывайте хвалить ребенка за правильно выполненное задание. Это позволит ему осознать успех, что в будущем станет стимулом для последующих упражнений.

Какие игрушки выбрать ребенку

Мы выяснили, во сколько ребенок начинает держать игрушку. Но для безопасности и формирования навыков нужно подобрать правильную погремушку. Первая игрушка малыша должна быть легкой и яркой с мелко фрагментированным наполнителем, издающая не резкий звук, чтобы не испугать ребенка. Лучше всего выбрать игрушку с прямой и длинной ручкой. Перед тем как показать новую погремушку малышу, не забудьте помыть ее в теплой воде с детским мылом. Ассортимент погремушек в детских магазинах многообразен, поэтому, чтобы не сбиться с толку, в качестве первой игрушки ребенка стоит отдавать предпочтение ярким цветам: красному, желтому, оранжевому или зеленому. Предметы должны быть разных форм и фактур, что поможет развить мелкую моторику и тактильные ощущения, а также сформировать вкус и предпочтения в будущем.

В первые шесть месяцев для малыша будет достаточно трех игрушек, которые можно повесить в коляску или кроватку. Для полугодовалого ребенка можно приобрести развивающие и движущиеся игрушки, различные по текстуре. Важно, чтобы они не издавали громких звуков и не были тяжелыми для малыша. Кроме этого, ребенку должно быть удобно держать их в ручке.

На заметку

Мама играет с малышом

В процессе упражнений важно быть в хорошем настроении не только ребенку, но и родителю, нужно разговаривать с малышом и проводить занятия в игровой форме. Не стоит забывать, что для освоения нового навыка необходимо время, усердие от малыша и многократные повторения. Практически каждому ребенку при первых попытках сложно удержать предмет. Но ни в коем случае не стоит сравнивать кроху с другими детьми или сердиться на него. Подбадривание и систематические занятия с младенцем помогут значительно ускорить приобретение нового навыка и положительно повлияют на его развитие в целом. Подытоживая вышесказанное, отметим, что при занятии с ребенком следует учитывать следующие рекомендации:

  1. В качестве первой игрушки лучше подобрать погремушку с длинной ручкой, около пятнадцати сантиметров. Расцветка должна быть яркой, а само изделие легким.
  2. К шести месяцам в арсенале у ребенка могут быть игрушки, различные по форме, цвету, материалу. Также приветствуются музыкальные погремушки с необычными наполнителями и фактурой, так как новые тактильные ощущения способствуют развитию мелкой моторики и постепенно формируют предпочтения.
  3. Ради безопасности малыша ни в коем случае не рекомендуется оставлять его наедине с игрушкой.
  4. Убедитесь, что перед занятиями ваш малыш сыт, спокоен и здоров, так как во время упражнений его ничего не должно отвлекать.
  5. Каждое упражнение необходимо выполнять поочередно для каждой руки, чтобы не сформировать навыки только левши или правши.
  6. Психологи советуют после каждого удачного выполнения упражнения хвалить ребенка. Это станет для малыша стимулом для дальнейших усилий.
  7. Следует уделять огромное внимание чистоте игрушек. Всем детям свойственно изучать мир различными способами, в том числе и пробовать что-нибудь интересное "на вкус". Обычно детишки тянут все предметы в ротик, когда у них прорезываются зубки. Ругать за такие шалости порой бывает бесполезно, поэтому в обязанность родителей входит обеспечить своим малышам безопасность.
  8. В получении новых навыков важна регулярность, иначе ребенок может потерять интерес к занятиям.
  9. Предложенные упражнения рекомендуется проводить в форме игры, использовать потешки, песенки или стишки.

Говоря о том, со скольки месяцев ребенок начинает держать игрушку, не стоит забывать, что все малыши индивидуальны, и развитие каждого из них происходит по-разному. Некоторые младенцы уже на первом месяце жизни с интересом рассматривают предметы. Несомненно, важным является то, во сколько ребенок держит игрушку, но в случае, если малыш в четыре месяца плохо держит предметы, не стоит паниковать. Возможно, ему требуется чуть больше времени, чтобы освоить данный навык. Если же у родных имеются подозрения в отношении развития малыша, стоит обратиться к лечащему врачу ребенка. Если после проверки выяснится, что у него все в порядке со зрением, реакциями и нервной системой, то стоит просто подождать, постепенно он освоит данный навык. Порой малыши отказываются брать в руки игрушки, которые им не нравятся. Поэтому в таких случаях нужно предложить ребенку погремушки различных форм и цветов. То, в каком возрасте ребенок начинает держать игрушку, зависит от времени, которое уделяют родители обучению.

Развитие ребенка. Какие симптомы должны встревожить родителей.

Любовь Харитонова д.м.н., профессор кафедры педиатрии с инфекционными болезнями у детей факультета усовершенствования врачей РГМУ

Развитие как механизм

Нормальный, полноценный, с точки зрения врачей, ребенок должен не только вовремя набирать вес, расти, но и проявлять свои эмоции и выполнять определенные движения. Если все эти функции появляются вовремя, это означает, что головной мозг малыша и его двигательный аппарат развиваются правильно. Поэтому, обнаружив не соответствующее возрасту развитие моторики (двигательных функций) и психики, нужно обязательно выяснить, зависит ли эта задержка развития от врожденного дефекта центральной нервной системы или она вызвана тем, что с малышом мало занимаются родители.

Развитие ребенка

Дело в том, что нервная система ребенка, так же как и иммунная, развивается по мере того, как он растет, поэтому то, насколько интеллектуально развитым будет ваш малыш, во многом зависит от условий, в которых он находится. Например, еще до рождения ребенок нуждается в общении, а с появлением на свет оно становится ему просто необходимо. Вот почему дети, которые по каким-либо причинам не могли быть рядом с родителями, по физическим и интеллектуальным параметрам уступают малышам, растущим в семьях, где им обеспечивают не только хороший уход (кормление, купание и т.д.), но и полноценное общение как с равноправными членами семьи.

Интеллектуальное развитие малыша, особенно совсем маленького, зависит и от режима воспитания и ухода, созданного родителями. Например, дети, которых постоянно держат завернутыми в одеяло (с ногами и руками), поздно начинают ползать и брать предметы руками. Существует и другая крайность: родителям кажется правильным торопить развитие малыша. Конечно, путем тренировки ребенка можно приучить, например, раньше сидеть или стоять. Однако эти ранние успехи не только ему не полезны, но даже вредны. Чтобы малыш вырос гармоничной личностью, надо просто соблюдать определенные правила воспитания, режим питания и сна. Обеспечьте его игрушками, постоянно разговаривайте с ним, следите, чтобы он вовремя приобретал необходимые его возрасту навыки, а в случае отставания незамедлительно обратитесь к врачу.

Понять, как развивается малыш, вам поможет наша схема. Изучая ее, не забывайте, что каждый ребенок растет не столько по "книжному", сколько по своему собственному "графику", и это нормально.

Он родился!

Новорожденный физически беспомощен, его движения неопределенны. К моменту рождения он обладает пищевым рефлексом, который проявляется в том, что ребенок ищет мамину грудь и сосет ее. Хорошо заметен оборонительный (защитный) и ориентировочный рефлексы. Защитный рефлекс проявляется миганием глаз, ориентировочный — движением глаз к источнику света. Однако малыш пока не в состоянии следить за предметами глазами. Если вы коснетесь внутренней стороны ладошек новорожденного пальцем, он схватится за него. В этом возрасте малыш, захватив большие пальцы рук папы или мамы, хорошо удерживается в висячем положении. Спит он в позе лягушки: лежа на спине, с согнутыми в локтях и поднятыми вверх ручками, и с ножками, согнутыми в коленных суставах и раздвинутыми в стороны.

Что должно встревожить родителей? Малыш не сосет, не реагирует на свет, спит с вытянутыми вдоль туловища ручками и ножками.

1 месяц

В этом возрасте малыш замечает яркие предметы. Он вздрагивает или мигает, если слышит резкий звук, пытается прислушиваться к тому, что происходит вокруг. Появляются первые неопределенные звуки — гуление, первая улыбка. На несколько секунд, в основном лежа на животе, малыш может удерживать голову в вертикальном положении. Он потягивается, пытается отталкиваться ногами и ползти. Если вы будете поддерживать его под мышки, он сможет упереться ножками в опору (например, в пол). С момента рождения и до 2 месяцев малыш спит около 20 часов в сутки.

Что должно встревожить родителей? Малыш не реагирует на резкие звуки, спит мало (бодрствует между двумя-тремя кормлениями) или наоборот много (когда его приходится будить, чтобы покормить), плохо ест (не доедает положенный объем пищи).

2 месяца

Малыш хорошо следит глазами за двигающимися предметами, поворачивает голову в сторону на человеческий голос, прекращает сосать, если вы показываете ему яркий предмет. Лежа на животе, он поднимает голову и приподнимает грудь, на 1-1,5 минуты удерживает голову. Если вы будете поддерживать его под мышки, он сможет стоять, правда, пока подгибая ножки. Исчезает способность удерживаться в висячем положении и стремление ползать. Он улыбается в ответ на улыбку и гулит уже более отчетливо. Ребенок пробует удерживать предметы всей рукой, и его движения уже не такие беспорядочные и неопределенные, как раньше.

Что должно встревожить родителей? Малыш не проявляет эмоций, безразличен к окружающему, не реагирует на улыбку близких, не удерживает предметы рукой и не съедает положенный объем пищи.

3 месяца

Находясь в вертикальном положении, малыш может сосредоточить взгляд и следить за предмете" 5-6 минут. Теперь он четко улавливает направление звука и поворачивает голову в ту сторону, откуда он раздается. Ребенок уже не ищет грудь, а сам открывает рот, когда она приближается. Лежа на животе, он может подниматься, опираясь на локти и предплечье, пробует сидеть (если его поддерживают за попку), переворачиваться со спины на бок, держать голову. Движения его ручек становятся свободными и целесообразными: он подносит предметы ко рту, тянется к игрушкам, гремит погремушки, хлопает в ладошки и тянет их в рот. Теперь малыш узнает маму, начинает улыбаться родителям и знакомым людям. Он смеется, если доволен, и кричит, если что-то идет не так. Гулит малыш уже на все лады и с удовольствием слушает музыку.

Что должно встревожить родителей? К концу третьего месяца малыш не может удерживать полову сам, не следит за движущимися предметами, не улыбается и не меняет выражения лица, пугается при появлении чего-то необычного, не координирует движения.

Подведем итог Что необходимо малышу в возрасте до 3 месяцев? Внимание родителей и близких людей. Ему нравится, когда мама и папа берут его на руки, разговаривают и общаются с ним, рассказывают о том, что происходит вокруг, читают книжки. Приучите малыша спать в собственной кроватке. В этом возрасте ребенку необходимы погремушки, они должны быть подвешены над кроваткой так, чтобы он мог сначала ударять по ним, а потом и хватать ручками.

4 месяца

Лежа на животе, малыш следит за движущимися предметами, ощупывает мамину грудь. Теперь, увидев незнакомое лицо, он может испугаться, или наоборот заинтересоваться. Приподнимаясь на руках, малыш опирается только на ладони, переворачивается со спины на живот, хватает, гладит предметы. Он дольше гулит, и в его "песенках" появляются певучие и гортанные звуки. Свое неудовольствие малыш выражает хныканьем.

Что должно встревожить родителей? Ребенок не переворачивается со спины на живот, не удерживает предметы и не реагирует на посторонних людей.

5 месяцев

Малыш по-разному реагирует на разных людей. Он уверенно хватает предметы руками и так же уверенно тянет их в рот. Теперь малыш хорошо сидит, держась за что-нибудь руками. Если вы возьмете его под мышки, он будет стоять почти прямо, не подгибая ножки.

Что должно встревожить родителей? Малыш плохо сидит или не делает попыток сесть, не узнает родителей.

6 месяцев

Малыш уже переворачивается с живота на спину и наоборот, со спины на живот. Теперь он сидит без поддержки, пытается ползать на четвереньках. Если вы подтянете его за руки, он поднимется на ножки, а если поддержите за грудь — сделает первые попытки переступить с одной ноги на другую. Малыш уже хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую игрушку, начинает искать исчезнувшие предметы. Он умеет смеяться, хныкать, плакать и реагировать на эмоции других людей. Малыш пытается произносить слоги, он назовет маму — "ма", а бабушку — "ба".

Что должно встревожить родителей? Малыш не может сидеть даже с поддержкой.

7 месяцев

Начало пути маленького исследователя малыш тянется к своему изображению в зеркале и удивляется ему. Теперь он сам поднимает и тянет в рот выпавшую бутылочку, становится на четвереньки, ползает, сидит, встает на колени, опираясь на перила кроватки. Если вы будете поддерживать его под мышки, он начнет шагать. Его движения становятся целеустремленными, например, он умеет перекладывать предмет из руки в руку, проситься на ручки, протягивать руки маме, папе. Малыш начинает повторять слоги: "ба-ба-ба", "ма-ма-ма".

Что должно встревожить родителей? Ребенок не переворачивается с живота на спину и обратно, ему трудно доносить предметы до рта. Опираясь на ноги, он не способен выдержать собственный вес. Малыш ничему не радуется, не обнимает маму и папу, не следит глазами за движущимися предметами, не проявляет интереса к игре в "ку-ку", не лепечет.

Подведем итог. Что необходимо малышу в возрасте 4-7 месяцев? Он нуждается в еще большем внимании близких. Малыш любит обнимать родителей, и в этом удовольствии ему нельзя отказывать, ведь именно так он пытается победить в себе чувство страха. Постарайтесь разобраться в его лепете, отвечайте словами и жестами. В этом возрасте малышу нужны жесткие игрушки, но ему по-прежнему полезны прежние "друзья": погремушки, кольца.

8 месяцев

Малыш улыбается своему отражению, ищет взглядом предметы, удивляется при виде чего-то нового. Он сам садится и из этого положения может лечь. Теперь малыш умеет стоять, держась одной рукой, а если вы поддержите его за ручки, сделает попытку пройтись. Он учится играть в "ладушки", то есть старается хлопать в ладоши.

Что должно встревожить родителей? Ребенок не сидит, не пытается встать или не может долго стоять. У него постоянно плохое настроение, ему не доставляют радости ни игрушки, ни присутствие родителей.

9 месяцев

Теперь малыш уже сам ищет спрятанный или упавший предмет. Он делает попытки стоять без опоры и ходить за стулом (берется руками за спинку стула и двигает его вперед). Если вы поддержите его за обе ручки, он сможет сесть и встать на колени. Малыш уже может собирать мелкие предметы, глазами следит за падением предметов. Во время еды пробует пользоваться. собственным пальцем. Ребенок начинает осваивать жесты, например, качает головой, пытаясь объяснить, чего он не хочет.

Что должно встревожить родителей? Малыш не может шагать, не умеет стоять без опоры и найти спрятанный предмет.

10 месяцев

Малыш стоит и поднимается без опоры и делает попытки передвигаться, держась за одну руку. Он учится подражать движениям взрослых, открывает и закрывает дверцы, берет мелкие предметы двумя пальцами. Малыш называет предметы отдельными, но одними и теми же упрощенными словами или слогами. Теперь он умеет выполнять простые требования и понимает запрещение.

Что должно встревожить родителей? Ребенок не стоит, не пытается ходить, не произносит слоги.

11-12 месяцев

В конце 1-го года жизни (11-12 месяцев) малыш уже может наложить один предмет на другой, приседает без опоры, нагибается не приседая, чтобы поднять предмет, хорошо ходит, держась за одну руку (в 11 месяцев), делает первые шаги сам (в 12 месяцев). Он знает названия многих предметов, различает части тела, выполняет требования, произносит отдельные слова: мама, папа. С удовольствием имитирует действия других людей.

2-й год жизни

Что должно встревожить родителей? В словарном запасе малыша нет ни одного связного слова, он не может выполнить простую просьбу, с трудом играет в "ладушки", к 18 месяцам так и не начал ходить. Свои потребности он выражает плачем, не беспокоится по поводу отсутствия мамы, папы.

Подведем итог. Что необходимо двухлетнему малышу? И снова главное для малыша — ваше внимание, поэтому проводите с ним больше времени. Подарите ему детский стол, стульчик, кубики, пирамиду, состоящую из 3-4 колец, стаканчики разной формы. Не забудьте про мягкие игрушки, предметы для игры в воде, "хозяйственные инструменты" (молоток, колышки, посуду). Обзаведитесь игрушками для прогулки: ведром, лопаткой, машинками.

2-3 года

Малыш ест ложкой, правда, владеет ей пока нетвердо. Он много рисует, листает и рассматривает книжки, узнает на картинках предметы, называет цвета, задает взрослым бесконечные вопросы, запоминает простые стишки и мелодии. Его словарный запас достигает 250-300 слов. Малыш умеет жалеть, смущаться, гордиться собой.

Что должно встревожить родителей? Ребенок не может передвигаться сам, снимать одежду, строить простые фразы, он путает названия частей тела, не проявляет интереса к другим детям.

Подведем итог. Что необходимо трехлетнему малышу? Ему важно чувствовать, что родители всегда готовы включиться в его деятельность, что для них он — самый интересный человек на свете. В этом возрасте ребенок остро чувствует любовь и нелюбовь своих близких и формирует свои привязанности, которые сохраняются на всю жизнь. Малыш должен иметь вещи, которые можно брать и носить: книжки, машинки, игрушки. Покажите ему, как пользоваться пастелью, большими мелками и бумагой. Держите под рукой книжку с картинками, где изображены простые действия, и просите малыша показать и назвать персонажей. Учите ребенка конструировать предметы, отвинчивать и завинчивать крышки.

3-4 года

Малыш начинает активно пользоваться многосложными фразами, становится любознательным. Он пытается рисовать человека и животных. Ребенок любит шумные подвижные игры, возню с детьми и взрослыми, игры с правилами, с удовольствием наряжается. С ним нужно много играть, позволять разговаривать по телефону, общаться с другими детьми дома и на прогулке. Рассматривайте вместе альбом с фотографиями и называйте знакомых людей, слушайте песенки и напевайте их. Читайте сказки, стихи и просите малыша пересказывать их содержание. Пришла пора обзавестись различными предметами для подвижных игр: матрасом, подушками, мячами, шведской стенкой.

Игрушки для младенца своими руками: мобили и погремушки.

Женя Кац автор игровой методики обучения математике

Нужны ли новорожденному игрушки? С какого возраста малыш начинает интересоваться окружающим миром, и как его можно развивать? Игрушки, сделанные своими руками, — чем они отличаются от покупных погремушек и почему больше нравятся младенцу? Рассказывает автор книги для мам Женя Кац.

Первые игрушки малыша: какие и зачем?

Мы часто мечтаем, чтобы дети поскорее выросли. Пока это новорожденный младенец, мама с завистью смотрит на тех толстощеких карапузов, которые сидят в прогулочных колясках, перекладывают погремушки из руки в руку и улыбаются всем вокруг. Когда ваш малыш уже сидит, то кажется, будто он еще нескоро научится ходить. Вот он пошел, но нам хочется, чтобы он поскорее заговорил предложениями. А глядя на трехлетнего, мы мечтаем, как он начнет сам читать или кататься на велосипеде. И так далее, до свадьбы. Но кто без конца чего-то ждет, тот пропустит все самое интересное. Так что давайте остановимся поподробнее на каждом возрасте.

Все родители, разумеется, хотят, чтобы их дети получили все самое лучшее: и самые лучшие игрушки, и самые удобные вещи. И порой родителям даже начинает казаться, что без какой-то развивающей игрушки их наследник может остаться обделенным, и надо поскорее купить и то, и другое, и третье. Навязчивая реклама подогревает эту страсть покупать малышам игрушки одну за другой. Как сказано в одной хорошей книжке про воспитание, уже к 3 месяцам у младенца может накопиться столько погремушек, что его за ними и видно не будет.

Давайте же попробуем здраво посмотреть на то, какие именно нужны детям вещи и игрушки и зачем.

Начнем с того, что новорожденному младенцу игрушки первые недели не нужны вообще. Ему необходима мама, спокойная и веселая, которая может создать ему уют, накормить и уложить спать. Возможно, понадобится отдельная кроватка (хотя больше она нужна папе с мамой, да и то не все мамы со мной в этом согласятся). Очень даже может пригодиться слинг, чтобы мама могла всюду носить малыша с собой. Если мама кормит малыша грудью, то куча красивых бутылочек, подогревателей и смесей останутся невостребованными (возможно, отсутствие смесей и бутылочек — это самый лучший подарок для вашего малыша). Если младенец может днем спать на балконе, то хорошо бы там поставить кузов от коляски (он может быть не самым новым и красивым, лишь бы матрасик был ровный!).

Итак, у нас есть младенец, который еще не сидит и не ползает, а спит большую часть дня. Много ли нужно ему игрушек — догадайтесь сами. Разумеется, малышу очень важно познавать мир — на слух, на ощупь, на вкус, на запах и на вид. Пока малыш еще не умеет сам хватать игрушки и не может целенаправленно что-то делать ручками и ножками, вам надо ему помочь. Можно купить карусель, которая пиликает и крутит над ребенком несколько игрушек. Впрочем, мелодия эта и вам, и ребенку скоро надоест, да и вид снизу у подвешенных предметов не так уж и интересен.

Первые игрушки малыша: какие и зачем?

Что ж, можно поменять игрушки на карусели, а можно придумать что-то еще. Обычно детям нравится неваляшка с ее мелодичным звоном и яркими цветами. Кроме того, можно надевать на ручку или ножку малышу браслетик с небольшим бубенчиком (такой браслетик можно и самой сшить, ничего сложного в этом нет). В качестве простого и мягкого браслета подойдет широкая резинка для волос, а симпатичные бубенчики и колокольчики бывают в магазинах для рыболовов.

Можно натянуть над коляской резинку с небольшими погремушками, чтобы малыш мог случайно задевать их руками или ногами. Только вот у меня, например, не было лежачей коляски, а младенца развлечь очень хотелось. Впрочем, мой старший сын и лежать на спине наотрез отказывался, так что от подвешивания игрушек над ним не было никакого проку — все равно он лежа не играл, а вопил. Зато моя дочка Галка обожала лежать и играть подвешенными игрушками. Лежала она на обычном диване, и к стенке над ней мы прикрутили вешалку для полотенец и развешивали на ленточках разные погремушки и колокольчики. А когда она засыпала, мы эту вешалку поворачивали к стенке и погремушки снимали.

Хорошо, если у вас будет много разных игрушек с приятным мелодичным звоном. Звук погремушек довольно однообразен, зато разные колокольчики и бубенчики, металлофон и бубен могут порадовать малыша. Шуршалки и гремелки можно сделать и самим, насыпав в разные небольшие бутылочки горох, фасоль, рис или гречку. Совершенно бесподобен воздушный шарик, внутри которого скачет Только учтите, что шарик с горошинами — это действительно звонкая погремушка! И он может быть опасен, если лопнет, — ни горох, ни обрывки резины от шарика не должны попасть малышу в рот!

Многие дети любят рассматривать то, что находится над ними. Грустно, если из кроватки ребенку видны только белые стены и потолок. Интереснее разглядывать контрастные картинки — например, с геометрическими узорами. А можно подвесить над головой у ребенка мобиль — легкую игрушку, части которой крутятся от малейшего дуновения ветерка. Такой мобиль нетрудно соорудить и самостоятельно: достаточно на леску, натянутую под потолком, повесить несколько легких предметов — например, засушенные осенние листочки, или бумажных рыбок или бабочек, или полоски гофрированной бумаги.

Дети любят разглядывать лица. Вы можете нарисовать глазки и рот на воздушном шарике — и повесить возле малыша. А еще для детей, начинающих ползать, отличная игрушка — низко висящее зеркало.

Не беспокойтесь, без погремушек вы не останетесь: если у вас есть знакомые, которые приходят в гости, то будьте уверены, что каждый из них принесет вам по погремушке. Однако вскоре вы обнаружите, что далеко не все погремушки годятся для самых маленьких. Подойдут только самые легкие, с тоненькой удобной ручкой, чтобы младенцу удобно было держать эту погремушку.

Такие погремушки (легкие и удобные) при желании очень просто сделать самим. К тому же они будут не пластмассовые и смогут разнообразить тактильные ощущения малыша. Вам понадобится небольшой кусочек ткани и колпачок от фломастера. Внутрь колпачка можно насыпать рис или гречку — получится погремушка с негромким шуршащим звуком. Потом нужно спрятать колпачок в кармашек из ткани или отрезанный "палец" от перчатки, зашить и украсить снаружи всякими интересными для малыша штучками. Многие младенцы любят обсасывать все предметы — и погремушки в том числе. Можно пришить снаружи пуговицу и пару коротких шнурков с узелками и деревянными бусинками.

Какие еще игрушки нравятся малышам? Небольшие пластиковые миски и стаканы разного цвета и размера, деревянные ложки и даже толкушка, маленькая кастрюлька, сито и дуршлаг. Ребенок будет стучать этими предметами, ронять их, облизывать — и изучать. Прекрасно подойдут и всевозможные дары природы — большие шишки, крупные ракушки, бусы из желудей или каштанов. Вообще деревянные бусы на прочной нитке — отличная игрушка, меняющая форму и привлекающая ребенка своими свойствами.

Первые игрушки малыша: какие и зачем?

Моим детям нравились легкие кубики с картинками, которые я мастерила из картонных пакетов от кефира или ряженки.

Если ребенок уже сидит и начинает ползать — значит, пришла пора для всевозможных мячиков и каталок. А вот игрушки с острыми углами (типа кубиков или кастрюль) на время придется спрятать — особенно если ребенок пока умеет только вставать на коленки и качаться туда-сюда, а потом снова падает на живот. До поры до времени лучше оставить лишь небольшие игрушки, на которые не так больно приземляться. Чуть позже пригодятся коробочки с крышками — разные по форме и размеру. Пусть это будет небольшая жестяная баночка от чая, деревянная шкатулка, берестяной туесок.

Много раз я видела, что младенец не играет дорогими и яркими пластиковыми погремушками, зато с удовольствием изучает привезенную с моря обкатанную корягу, а обычное деревянное кольцо для штор предпочитает дорогому прорезывателю. А еще детям нравится мусолить хлебную корочку, засушенный корень петрушки, кусочек яблока или морковки.

Для игр в ванне пригодятся красивые "водоплавающие" игрушки, заводные игрушки, стаканчики и ведерки, водяная мельница, а также мягкие фигурки, которые можно "налепить" на стенку ванной.

Некоторые дети месяцев с восьми очень аккуратно и с интересом рассматривают картинки в книжках. Что ж, значит, у вас растет внимательный читатель, и пришла пора обзавестись несколькими картонными книжками с простыми картинками. Пусть это будут книжки с изображениями знакомых ребенку предметов — мячика, коляски, посуды. Но учтите, отнюдь не все дети бережно обращаются с "печатным словом". Многие лет до полутора исследуют книжки больше на зуб и стараются разорвать на мелкие части. Если так, то этот источник знаний пока придется прятать от малыша. Как говорила моя подруга, у которой в тот момент были десятимесячные близнецы, "жеваный картон — не лучший прикорм для младенцев!"

Чем старше становится ваш малыш, тем больше разнообразных игрушек ему может пригодиться. Скоро вы поймете, что мягких зверюшек и машинок в доме стало столько, что просто некуда наступить. Подыщите место, куда вы будете прятать надоевшие игрушки, и время от времени меняйте "ассортимент".

Читайте также: