В каждом возрасте свои игрушки

Обновлено: 28.04.2024

Жил был мальчик!
И он очень любил играть с куклами!
У него была целая коллекция. Он обожал вечерами запираться в комнате и разыгрывать целое представление! Он разговаривал с куклами, кормил их, лечил их, ругался с ними и советовался. Так как это был мальчик, а все знают, что с куклами играют только девочки, - это была большая тайна. Его осуждали все окружающие и родители, но ничего не могли изменить и им оставалось только поддерживать его.
Куклы были разные: зеленоглазые, темненькие, кудрявые и краснощекие, они каждый день веселили мальчишку в дружной компании! Пока другие играли во дворе, катались на велосипедах, малыш строил очередной домик для своих кукол и был счастлив!
А, когда малыш засыпал , его куклы оживали и начинали разговаривать:
- У меня порвалось платье, - плакала кукла
- Не плачь, он зашьет! Твое платье не так портит твой внешний вид.
- Девочки, а меня он вчера посадил в новую машину и забыл вытащить. мне здесь скучно одной!
Их разговор мог длится часами!
Они говорили об одном и том же - всем им было очень обидно, что мальчик не внимателен к ним!
Но, наступал день, и все вместе снова веселились!
Однажды мама с папой решили сделать сыну подарок и купили ему большую красивую куклу с голубыми глазами! Она была так прекрасна, что все остальные куклы сразу стали не нужны мальчишке. Теперь он играл только с одной - голубоглазой. Он даже так ее назвал: «Голубоглазая!» И это была единственная кукла, у которой появилось имя! Так он любил ее!
Настало лето.. Птицы щебетали по утрам, лягушки запевали по вечерам и теплый ветер на улице играл с волосами прохожих!
Ночь. Тихо. И только за окном раздавались жалобные крики.
Кто же это?
Мальчик долго прислушивался к непонятным звукам, но не выдержал и подошел к окну. Это был маленький котенок! Он был совсем один! Мальчик спустился во двор и ,ни секунды не раздумывая, забрал котенка к себе!
-Мне не нравится что ты играешь с этим котенком, - сказала Голубоглазая!,
ты совсем забыл обо мне. Я стою на полке уже несколько дней одна. Остальные куклы только молча смотрели на мальчика!
- Это мой друг, это котенок! Ему было одиноко, и я взял его! А вы всего лишь куклы, которые должны стоять на полке или в шкафу.
Кукла пожаловалась:
- Так нельзя! Ты же всегда любил играть со мной. Почему сейчас не играешь?
- Да, я любил играть с тобой. Но теперь я хочу играть не с куклами, а с этим котенком! Ты же кукла и не можешь любить, а котенок меня любит.
Голубоглазая спросила:
- Как ты понял это?
- Я взял этого котенка с улицы и каждый день я вижу преданность в его глазах. Когда я его обнимаю, я чувствую его тепло, его сердцебиение… Я слышу, как он мурлыкает от радости… Когда я ухожу, он бежит за мной… Когда я возвращаюсь домой, он стоит и смотрит на меня… И своим нежным голосом просит покормить его, после того, как я его покормлю, он так нежно облизывает мои пальцы и ласково трется об меня… Котенок самостоятельно бегает, ходит, поворачивает голову и смотрит прямо мне в глаза, я чувствую, что он хочет мне что-то сказать… Он мой друг! Прости, но я уже понял, что ты - игрушка, а котенок – не кукла.
Голубоглазая, может быть, и хотела заплакать, но не могла, она всего лишь кукла. В ее стеклянных глазах никогда не было и не могло быть слез!
В человеке всегда побеждает человек, если изначально он является человеком!
В каждом возрасте свои игрушки, но важно прийти к чему-то большему! И нет ничего большего, чем живое тепло! Будь то котенок, или другой человек!
Поэтому все наши куклы, даже когда-то любимые - теперь только в наших воспоминаниях! А рядом - только живое тепло и любимые глаза детей, которым мы с удовольствием спешим подарить много-много первых друзей - кукол!

Но, пройдет время, и дети тоже поймут, что нет ничего дороже тепла от биения чье-то сердца! И это не куклы!

Мало игрушек не бывает! Главное – чтобы они подходили ребенку по возрасту и способствовали гармоничному развитию личности.

Для детей игрушки – это средство для познания окружающего мира, развития интеллекта, движений, сообразительности. А еще для того, чтобы ребенок научился фантазировать, развивать в себе творческое начало. Это так важно в наш технический век!

Малышам

Малышам больше подходят игрушки, с которыми можно играть в разнообразные игры. К примеру, для девочек – чтобы куклу можно было кормить, рассказывать ей стишки и простые сказочки, выводить ее гулять в кукольной колясочке. А для того, чтобы было еще интересней, в комплекте домашних игрушек обязательно должна быть игрушечная посудка, кукольный домик. Малышка надолго займется игрой, перенося взрослые ситуации в свой кукольный мир.

Мальчики больше обрадуются комплектам маленьких машинок или паровозикам со сборными рельсами. Что касается дорогих машин на радиоуправлении, которые просто обожают покупать папы, то зачем малышу машина, которую жалко поломать? Пусть играет свободно, устраивает гонки и аварии, строит гаражи и железную дорогу.

Самая плохая идея – дать ребенку самому выбирать себе игрушку в магазине. Малыш растеряется от такого изобилия, перевозбудится, и тут не избежать детской истерики. Виноваты будут родители, а ругать станут ребенка за невоспитанность. В результате – слезы и испорченное настроение.

Детям от 4 до 12 лет

Дети этого возраста уже знают, какие игрушки есть у их сверстников в школе или детском саду, которые ну очень хочется иметь! К примеру, детский металлический конструктор, настольные стратегии. И родителям следует знать, во что предпочитает играть ребенок.

Мальчишки с упоением играют в мужественные игры, поэтому им нравится разное игрушечное оружие, наборы с боксерской грушей и перчатками, футбольные и баскетбольные мячи, ролики и т.п. Дети уже знают, что именно они хотят, чтобы родители им купили, и сами скажут, что «вот тут продаются детские компьютеры", или «на этом сайте можно заказать компьютерные игры».

Что касается девочек возраста от 4 до 12 лет, то их интересы совпадают с мальчишескими в плане велосипедов, роликов, компьютеров. Ну а что касается куколок – то какая девчонка откажется от новой Барби?

Подросткам

Есть, конечно, и отдельные предпочтения у мальчишек и девчонок. К примеру, девочки в этом возрасте увлекаются коллекционированием мягких игрушек, а мальчики любят гонять в настольный футбол.

Ведь каждому возрасту – соответствуют свои игрушки. Ребенок должен играть в свои игры, развиваться, приобретать новые навыки с игрушками, которые подходят ему по возрасту.

Игрушка — это основной помощник в развитии ребенка. Поэтому важно выбрать правильную и интересную игрушку, которая будет подходить для определенного возраста.

Игрушки для малышей от рождения до годика

В качестве первой игрушки советуем выбрать Зайчика Няню или Жирафика Бонни .

— здесь есть режимы, которые настроят малыша на спокойный сон

— помогут успокоить и отвлечь малыша

— мягкие силиконовые ушки удобно и безопасно использовать в качестве грызунков

— приятный свет ночника создаст уют в детской и не потревожит сон ребенка

Игрушки для деток от года до двух

Ребёнок становится более активным, ему всё интересно. В этот период родители часто сталкиваются с проблемой: малыш не хочет играть со своими игрушками, а всё больше интереса проявляет к телефону, пульту и другим «не игрушечным» вещам 🤔

Дайте ему альтернативу - яркого, веселые и, что очень важно, безопасные игрушки: Жирафик Бонни или Зайчик Няня ПРО .

— ребёнок сам сможет переключать режимы, выбирать игру

— игрушки развлекут ребенка, споют любимую песню, расскажут сказку

— режимы для обучения вызовут интерес и привлекут внимание

— в память Зайчика Няни ПРО вы сможете загрузить свой контент. А для Жирафика Бонни выбрать дополнительные книги, карточки или журналы.

Игрушки для детей от двух до трех лет

Ребёнок становится более самостоятельным, стремится познавать мир, задаёт много вопросов, активно учится. Важно как можно больше времени уделять развивающим играм, чтению.

Чтобы вам было проще увлечь ребёнка новой игрой, подарить положительные эмоции и дать полезные знания, возьмите в помощники говорящую книгу Нажималку или Логопедические игрушки .

— помогут в формировании правильной дикции и произношения

— ребенок без труда сможет играть самостоятельно

— занимаясь с книгами, малыш становится усидчивым и собранным

— эти игрушки помогут в развитии внимания и мышления

Игрушки для детей от трех лет

В возрасте с трех лет ребенок уже многое умеет и знает. Сейчас важно дать ему как можно больше поля для творчества и развития. Часто бывает так, что игрушки быстро становятся не интересны.

Чтобы увлечь ребенка на долгое время, предложите Логопедические игрушки и Говоручку .

— для этих игрушек выпущены серии дополнительных книг и прописей, а значит занятия всегда будут новые и интересные

— игрушки помогут в изучении алфавита, счета, подготовки руки к письму

— веселые мелодии, которые сопровождают задания, превратят занятия в игру

Выбирайте полезные игрушки! Играйте и учитесь с удовольствием!

Среди всех игрушек, которыми играет ребёнок, начиная с малого возраста, кукла, по своей роли, это самая главная игрушка. С куклой можно знакомить с первых месяцев жизни. Вглядываясь в её лицо, малыш узнает человеческий образ. Хотя младенцы ещё не играют с куклами, но, встречаясь с ними взглядом, отвечают улыбкой и радостным оживлением.

Играя с ребёнком, необходимо дать ему побыть в роли взрослого, который активно выражает свою любовь к другому человеку и заботится о нём. В этом возрасте лучше всего подходят для игры большие куклы-младенцы и куклы, напоминающие маленького ребёнка. Для игры с куклой понадобится кроватка с матрасиком, подушкой и одеялом и простая посуда - то есть самое необходимое.

Пока ребёнок ещё не умеет сам одеваться, он может только снимать с куклы одежду. Поэтому, чтобы игрушечный малыш «не мёрз», оказавшись раздетым, ему нужен простой, закрепленный на кукольном теле комбинезончик, как у кукол-пупсов. Одежда нужна и с точки зрения развития движений, мелкой моторики, а также интеллектуального и общего психического развития.

В возрасте около трёх лет у малыша появляется интерес к разыгрыванию сюжетов между куклами: он становится режиссёром происходящих событий. Наиболее естественно и органично игра происходит с маленькими куклами. Подойдут куколки, которых удобно держать одной рукой, размером до 20 см. Таких пупсов можно купать в ванне, вытирать их полотенцем, надевать на них одежду. Так, в игре, удовлетворяется потребность в подробном воспроизведении действий.

Ближе к четырём годам ребёнок уже может дополнять образ куклы за счет воображения. Малыш оживляет куклу, и она наделяется способностью действовать и проявлять характер. Поэтому для игры не очень подходят куклы с ярко выраженными эмоциями. Выражение их лиц, как правило, утрированно и напоминает гримасу: они кричат, сердятся, плачут и т. д. Для психо-эмоционального развития ребёнка подойдут наши классические куклы с нейтральными чертами лица и правильными пропорциями тела.

Кукла взрослеет вместе с ребёнком. По мере его развития она начинает «жить полноценной социальной жизнью», поэтому разнообразие кукольных принадлежностей должно увеличиваться. Для игры с куклой от трёх до шести лет кукольной одежды по-прежнему не должно быть много, но поскольку появляется любимая кукла, приходит потребность делать всё вместе с ней. Появляется необходимость в дополнительных аксессуарах для создания различных игровых моментов. Например, у куклы Аси есть интересные аксессуары, подобранные под уникальные образы. Также для этой куклы можно отдельно приобрести и одежду на все случаи жизни.

Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек, именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя.

Игрушка – предмет, специально предназначенный для детских игр. Использование ее содействует расширению детского кругозора, воспитанию интереса к отраженным в ней предметам и явлениям действительности, развитию самостоятельности. В совместных играх с игрушками у детей формируются дружеские взаимоотношения, умение согласовывать свои действия.

Большую роль игрушки в жизни детей подчеркивала Н. К. Крупская. В статье «Об игрушках для дошколят» она писала: «Мы не можем подходить к вопросу о детской игрушке с точки зрения того, какая игрушка нравится взрослому человеку. Мы должны подойти к вопросу об игрушке с точки зрения того, что нравится ребенку и что ему нужно».

Н. К. Крупская указывала на то, что в игрушке должны быть правдиво отражены конкретные явления жизни, образы людей, животных. Она призывала изучать возрастные особенности ребенка и в соответствии с ними создавать и подбирать игрушки. «Взрослый должен тщательно изучать особенности детского возраста. Должен это делать и изготовитель игрушки, ибо без этого игрушка не будет радовать по-настоящему ребенка, не будет помогать его росту, развитию».

М. Горький, говоря о необходимости дать детям знания о мире, о своей стране, писал: «Это вполне достижимо при наличии забавной, умно и просто написанной книжки, и это еще легче может быть достигнуто интересной игрушкой».

В данной работе мы рассмотрим вопрос об игрушке в жизни дошкольника.

Педагогические требования к детской игрушке

Основное требование к игрушкам определила Н. К. Крупская в статье «Об игрушках для дошколят»: игрушка должна содействовать развитию ребёнка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства. Малышу нужны свои игрушки, которые помогут ориентироваться в окружающем мире, будут стимулировать его самостоятельную деятельность, направлять её в определённое русло. А для старших дошкольников необходимы игрушки, которые помогают изучать окружающую действительность, стимулируют коллективные игры.

Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки (что она отображает, поскольку от этого во многом зависят характер игры, действия, которые ребёнок выполняет, его чувства, переживания. Е. А. Флерина это требование сформулировала так: «Игрушка должна расширять кругозор ребёнка, увлекать образами современной действительности». Игрушка должна вызывать добрые чувства к явлениям нашей действительности, способствовать накоплению положительного нравственного опыта. Игрушки, отображающие орудия насилия, жестокости, оружие, стимулирующие агрессивное, разрушительное поведение, травмируют психику дошкольника. Они формируют у детей искажённые представления об окружающем мире, о нравственности, подрывают гуманные начала формирующейся личности. Такого рода игрушки не допустимы в детском саду.

Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребёнка к разнообразным действиям в игре. Это важное требование, учитывающее такие психофизиологические особенности дошкольника, как потребность в активных действиях, деятельности. Если игрушка такова, что ребёнок только созерцает её, то она не окажет влияния на его развитие. Следует помнить слова Е. А. Флореной: «Чем больше возможностей игрушка предоставляет для различных действий, тем она интереснее для ребёнка, тем больше её воспитательные возможности». Поэтому необходима оценка динамичности игрушек при комплектовании их для детей разного возраста.

Предъявляются определённые требования к оформлению игрушки. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребёнка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус. Художественная выразительность обеспечивается гармоничным сочетанием конструкции, формы, цвета. Небезразличен и материал, из которого изготовлена игрушка. Исследователями установлено, что мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребёнка к игре. Игрушки с шершавой и холодной поверхностью, как правило, не становятся любимыми.

Оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровья ребёнка и отвечать ряду гигиенических требований: гигиенические требования к игрушкам предусматривают безопасность пользования ими. Окрашиваются они стойкими и безопасными красками и должны легко подвергаться гигиенической обработке (мытье, протирание дезинфицирующими растворами, проглаживание).

Виды игрушек

В зависимости от возрастных этапов психологического развития ребёнка, в его игровой деятельности используются различные виды игрушек.

1. Образные игрушки (сюжетные, сюжетно-образные).

Наиболее ясно в названных игрушках выделяется образ (прототип, то есть то, что она отражает и чем привлекает к себе ребенка: игрушка-кукла, игрушки-звери, домашние животные, игрушечные машины, посуда, мебель и т. д. В данной группе центральное место принадлежит кукле. С ней связаны разнообразные переживания детей. Во время игры они как бы одушевляют куклу, разговаривают с ней, доверяют свои тайны и радости, заботятся о ней.

Особая роль среди сюжетно-образных игрушек принадлежит изображающим персонажи сказок («Репка», «Три медведя», «Семеро козлят» и др.). В игре с такими игрушками сказка «оживает». Они являются источником возникновения игры-драматизации.

2. Технические игрушки.

Обозначенная группа игрушек отражает средства передвижения (автомашины, корабли, самолеты, технику, используемую в труде (тракторы, самосвалы, подъемные краны, средства связи и информации (мобильные телефоны, компьютеры, телевизоры, фотоаппараты. Широко распространены игрушки типа конструкторов, игрушки, создаваемые самими детьми из наборов деталей. Технические игрушки содействуют развитию любознательности, конструктивного мышления, творчества детей.

Включают смешные фигурки зверей, животных, человечков. Они берут начало от народных игрушек, частично от народных театральных зрелищ. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение – позабавить детей, вызвать веселый смех, сопереживание радости, озабоченности, воспитать чувство юмора и т. д. Игрушки-забавы интересны для самых маленьких сами по себе; старшим же хочется узнать, почему бычок ходит, лягушка прыгает, музыкант играет.

4. Особый тип представляют спортивно-моторные игрушки.

Данные игрушки предназначены, прежде всего, для осуществления задач физического воспитания. Они способствуют повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве, ловкости, смелости. Эта группа включает: волчки, бусинки, серсо, обручи, кольцебросы, кегли, каталки с веревочками, педальные автомобили, пинг-понг, баскетбол и др.

5. Большое значение для эстетического воспитания детей имеют музыкальные и озвученные игрушки: погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, органчики и др. Они удовлетворяют интерес детей к звукам, мелодии, побуждают их воспроизводить мелодии песен, маршей.

6. Театральные игрушки.

7. Дидактические игрушки.

Их основное назначение – сенсорное и умственное развитие и обучение ребенка. К ним относятся: пирамиды, матрешки, грибы, вкладыши, мозаика, и др. Особый вид составляют настольные и печатные игры: лото, парные картинки, кубики.

8. Игрушки-самоделки делаются самими детьми или родителями. Это спутники детства. При изготовлении самой простой игрушки ребенок мыслит, преодолевает затруднения, радуется успеху.

Игрушка в детском саду должна быть представлена во всем ее разнообразии. Учитывая многообразные функции игрушек в педагогическом процессе детского сада, необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.

Специфика подбора и особенности использования игрушек в разных возрастных группах детского сада

В каждом возрасте ребенку необходимы различные по своей тематике и назначению игрушки. Несомненно, у ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующий развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора.

Игрушки для самых маленьких, прежде всего, должны развивать органы чувств: зрение, слух, обоняние и осязание. И пока основная его потребность – чувствовать тепло. Поэтому первые игрушки малышей должны быть мягкими и теплыми. Окраска игрушек должна быть яркой, хорошо, если они будут звучащими.

К 3-м годам набор игрушек расширяется, прибавляются простейшие конструкторы («Волшебный сундучок», «Сюрпризное яйцо»). Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большой медведь, большая кукла).

Основное требование: игрушки должны выглядеть как можно ближе к «оригиналу» и быть достаточно прочными.

К 4-5 годам особое значение для детей приобретают предметы, дополняющие игры (например, шапочки, халатики, бинокли и др., и способствующие повышению игрового потенциала ребёнка.

Для ребенка 6-7 лет главное – общение с другими детьми в ходе сюжетно-ролевых игр. Они все более требовательно начинают присматриваться к игрушке, искать в ней сходство с настоящим предметом.

В младших группах должны быть игрушки, обеспечивающие развитие движений и их совершенствование: крупные мячи для катания, перекатывания, бросания; разнообразные цветные грузовики, каталки, тележки.

Сюжетно-образные игрушки (куклы, животные, предметы обихода) по содержанию и оформлению отражают окружающий мир, близкий детям. Игровые действия с ними доступны, просты.

Подбор дидактических игрушек определяется задачами сенсорного воспитания и развития речи. Игрушки должны способствовать развитию восприятия предметов, их цвета, формы, величины и т. д., понимания и употребления слов, обозначающих различные свойства и качества.

С игрушками-забавами малыши ещё не умеют действовать сами, они лишь смотрят и радуются движению смешных заводных игрушек.

У детей средней группы роли в игре выделяются более отчётливо, и, кроме игрушек, им необходимы дополнительные предметы: матросские шапки, флаги, барабан, бинокль, трубка врача и т. д. Из строительного материала дети 4 лет создают более сложные постройки, чем малыши, поэтому он должен быть в разных наборах. Игрушки-забавы воспитанники средней группы сами приводят в действие.

Дети 4-5 лет умеют играть коллективно и использовать комплектные игрушки. Например, комплект игрушек «Домашние животные» вызывает желание совместно строить конюшню, стеречь стадо и т. д.

Дошкольники старшей и подготовительной групп шире соприкасаются с жизнью, их представления, опыт общения, организации игры позволяют использовать игрушки, которые дают возможность развития сложных сюжетов: игры в «путешествия», «театр», «школу», «зоологический сад» и др. Широко должны быть представлены технические игрушки с ясно выраженными признаками и способами движения (наборы комплектов «Строитель», «Маленькая портниха», «Маленький художник» и др.).

Дети 6-7 лет проявляют большой интерес к играм спортивного характера. Движения у них более координированы, поэтому необходимы не только крупные, но и небольшие мячи для игр, для попадания в цель и другие спортивные игрушки, развивающие мелкую мускулатуру, совершенствующие координацию, точность движений. Детей интересуют игры, требующие ловкости, усилия, тренировки. Для этого нужны такие игрушки, как детский крокет, бильбоке, кегли, городки. В летнее время детям дают спорт роллер, а зимнее – лыжи и коньки.

Большое значение приобретают театральные игрушки, составляющие необходимый реквизит для оформления игр-представлений, игр-драматизаций: костюмы и отдельные детали их, маски, игрушки, изображающие бинокли, трубы, орудия труда и др.

В программе воспитания в детском саду даны указания о подборе игрушек по возрастным группам.

Читайте также: