В коробке с елочными игрушками лежат шары 9 желтых 7 синих и 4 розовых

Обновлено: 18.05.2024

1. Выбери и расположи листочки, на которых записаны числовые выражения и буквы, так, чтобы значение каждого следующего выражения было на 7 меньше значения предыдущего.
Запиши в ряд значения выражений в нужном порядке, а под каждым из них − соответствующую букву. Из букв должно получиться название сказки.

100 - 50 50 - 7 40 - 4 14 + 15 11 • 2 5 • 3 16 : 2
З О Л У Ш К А

2. Для украшения магазина купили 55 воздушных шаров красного и синего цвета. Синих шаров было меньше, чем красных, но их число записывалось теми же двумя цифрами, что и число красных шаров, но в обратном порядке. На сколько больше могло быть красных шаров, чем синих?
Найди 2 решения.

5 = 4 + 1
5 = 3 + 2

1 вариант.
55 = 14 + 41
Так как синих шаров было меньше, чем красных, значит синих шаров было 14, а красных 41.
О т в е т: 14 синих и 41 красный шар.

2 вариант.
55 = 23 + 32
Так как синих шаров было меньше, чем красных, значит синих шаров было 23, а красных 32.
О т в е т: 23 синих и 32 красных шара.

3. Запиши числа 4, 22, 0, 13, используя 4 раза цифру 1 и знаки действий.
Например: 11 − 11 = 0

1 + 1 + 1 + 1 = 4 11 + 11 = 22
11 − 11 = 0 1 − 1 + 1 − 1 = 0
11 + 1 + 1 = 13

4. Брат и сестра собирали марки. У них вместе на 20 марок больше, чем у брата, и на 12 марок больше, чем у сестры. Сколько марок у каждого и сколько марок у них вместе?

Так как у них вместе на 20 марок больше, чем у брата, значит у сестры 20 марок. Так как у них вместе на 12 марок больше, чем у сестры, значит у брата 12 марок.
20 + 12 = 32 (м.) − у брата и сестры вместе.
О т в е т: 12 марок у брата, 20 марок у сестры, 32 марки у них вместе.

5.

Моро, 2 класс, с. 65

Выбери высказывания, верные для этого рисунка:

1) Если фигура жёлтого цвета, то это круг. ВЕРНО .
2) Все треугольники зелёного цвета. НЕВЕРНО.
3) Если фигура зелёного цвета, то это четырёхугольник. НЕВЕРНО.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Решение задач по комбинаторике, статистике и теории вероятностей (подготовка.

Курс повышения квалификации

Геймификация как универсальная технология развития внутренней учебной мотивации школьников


Курс повышения квалификации

Педагогическая поддержка ребенка в образовательной среде


Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по математике в условиях реализации ФГОС ООО


«Инновация. Инновационные технологии»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Решение задач по комбинаторике, статистике и теории вероятностей (подготовка.

Решение задач по комбинаторике, статистике и теории вероятностей
(подготовка к ОГЭ)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13 г.Нижневартовск

1.В урне лежат одинаковые шары : 5 белых, 3 красных и 2 зелёных. Саша вынимае.

1.
В урне лежат одинаковые шары : 5 белых, 3 красных и 2 зелёных. Саша вынимает один шар. Найдите вероятность того, что он окажется зелёным.
Ответ: 0,2
Решение:
Всего в урне лежит 5+3+2=10 шаров, из них 2 – зелёных. Вероятность того, что вынутый шар окажется зелёным, равна 2:10=0,2.

2.На тарелке лежат одинаковые на вид блинчики: 3 с творогом, 5 с мясом и 4 с.

2.
На тарелке лежат одинаковые на вид блинчики: 3 с творогом, 5 с мясом и 4 с икрой и яйцами. Лена наугад выбирает один блинчик. Найдите вероятность того, что он окажется с творогом.
Ответ: 0,25
Решение:
Всего в тарелке лежит 3+5+4=12 блинчиков, из них 3 – с творогом. Вероятность того, что выбранный блинчик окажется с творогом, равна 3/12=1/4=0,25.

3.В копилке находятся монеты достоинством 2 рубля – 14 штук, 5 рублей – 10 шт.

3.
В копилке находятся монеты достоинством 2 рубля – 14 штук, 5 рублей – 10 штук и 10 рублей – 6 штук. Какова вероятность того, что первая монета, выпавшая из копилки, будет достоинством 10 рублей?
Ответ: 0,2
Решение:
Всего в копилке 14+10+6=30 монет, из них 6 штук – десятирублевых. Вероятность того, что первая монета, выпавшая из копилки, будет достоинством 10 рублей, равна 6:30=1:5=0,2.

4.В коробке находятся 7 красных шаров, 13 белых шаров и 6 голубых шаров. Опре.

4.
В коробке находятся 7 красных шаров, 13 белых шаров и 6 голубых шаров. Определите вероятность того, что наудачу взятый из коробки шар окажется белым.
Ответ: 0,5
Решение:
Всего в коробке 7+13+6=26 шаров, из них13 – белых. Вероятность того, что наудачу взятый из коробки шар окажется белым, равна 13:26=1:2=0,5.

5.Подбрасывают три монеты. Какова вероятность того, что все монеты упадут орл.

5.
Подбрасывают три монеты. Какова вероятность того, что все монеты упадут орлом вверх?
Ответ: 0,25
Решение:
Рассмотрим полную группу событий.
♦ первая монета упала орлом (о), вторая — решкой (р);
♦ обе монеты упали орлом;
♦ первая монета упала решкой, вторая — орлом;
♦ обе монеты упали решкой.
Мы перечислили все возможные исходы опыта, их всего – 4.
Нас интересуют те исходы опыта, когда обе монеты упали орлом. Такой случай всего один. Стало быть, N = 1.
Итак, вероятность выпадения двух орлов: Р = 1/4.

6.Подбрасывают три монеты. Какова вероятность того, что ровно одна монета упа.

6.
Подбрасывают три монеты. Какова вероятность того, что ровно одна монета упадёт орлом вверх?
Ответ: 0,5
Решение:
Рассмотрим полную группу событий.
♦ первая монета упала орлом (о), вторая — решкой (р);
♦ обе монеты упали орлом;
♦ первая монета упала решкой, вторая — орлом;
♦ обе монеты упали решкой.
Мы перечислили все возможные исходы опыта, их всего – 4.
Нас интересуют те исходы опыта, когда одна их монет упала орлом. Вверх. Таких случаев два. Стало быть, N = 2.
Итак, вероятность выпадения «орла»:
Р = 2/4=1/2

7.На полке стоят одинаковые на вид бутылки с прозрачной жидкостью: 4 бутылки.

7.
На полке стоят одинаковые на вид бутылки с прозрачной жидкостью: 4 бутылки с этиловым спиртом, 6 – с солевым раствором и 5 – с перекисью водорода. Василий наугад берёт с полки одну из бутылок. Найдите вероятность того, что с выбранной бутылке окажется солевой раствор.
Ответ: 0,4
Решение:
Всего на полке 4+6+5=15 бутылок с различными жидкостями, из них 6 – с солевым раствором. Вероятность того, что с выбранной бутылке окажется солевой раствор, равна 6:15=2:5=0,4.

8.В пенале лежат несколько неотличающихся внешне друг от друга простых каранд.

8.
В пенале лежат несколько неотличающихся внешне друг от друга простых карандашей: 8 твёрдых, 12 мягких и 5 твёрдо-мягких. Марина наудачу выбирает один карандаш из пенала. Определите вероятность того, что выбранный карандаш будет твёрдым.
Ответ: 0,32
Решение:
Всего в пенале 8+12+5=25 карандашей, из них 8 – твёрдых. Вероятность того, что выбранный карандаш будет твёрдым, равна 8:25=0,32.

9.Паша наудачу выбирает двузначное число. Найдите вероятность того, что оно о.

9.
Паша наудачу выбирает двузначное число. Найдите вероятность того, что оно оканчивается на 7.
Ответ: 0,1
Всего двузначных чисел – 90.
Двузначных чисел, оканчивающихся на 7: 17,27,37,47,57,67,77,87,97 – 9 чисел.
Вероятность того, что наугад выбранное двузначное число оканчивается на 7, равна: 9:90=0,1
Решение:

10.На экзамене 45 билетов, Антон не успел выучить 18 из них. Найдите вероятно.

10.
На экзамене 45 билетов, Антон не успел выучить 18 из них. Найдите вероятность того, что ему попадётся выученный билет, если билет берётся наудачу.
Ответ: 0,6
Решение:
Всего 45 билетов. Антон выучил 45-18=27 билетов. Вероятность того, что ему попадётся выученный билет, 27:45=0,6 равна

11.В конкурсе «Мисс мира» участвуют 100 девушек из разных стран, среди них 4.

12.В полуфинале Кубка России играют четыре команды в матчах: «Спартак»(Москва.

12.
В полуфинале Кубка России играют четыре команды в матчах: «Спартак»(Москва) – ЦСКА(Москва), «Ростов»(Ростов-на-Дону) – «Алания»(Владикавказ). Какова вероятность для команды ЦСКА(Москва) выиграть Кубок России, если команды имеют равные шансы на победу?
Ответ: 0,25

13.В шкафу стоят непрозрачные бутылки без надписей: 4 с соком, 3 с водой и 5.

13.
В шкафу стоят непрозрачные бутылки без надписей: 4 с соком, 3 с водой и 5 с лимонадом. Найдите вероятность того, что наугад взятая из шкафа бутылка будет с лимонадом.
Ответ: 5/12
Решение:
Всего в шкафу 4+3+5=12 бутылок в жидкостью. 5 бутылок с лимонадом. Значит, вероятность того, что наугад взятая из шкафа бутылка будет с лимонадом равна 5:12.

14.На тарелке лежат одинаковые на вид пирожки:5 с мясом, 7 с картошкой и 11 с.

15.При производстве 1200 электроприборов для машин марки «Лада» только 6 оказ.

15.
При производстве 1200 электроприборов для машин марки «Лада» только 6 оказалось бракованными. Какова вероятность того, что на машину будет установлен бракованный электроприбор?
Ответ: 1/200
Решение:
Всего 1200 электроприборов. 6 – бракованных. Значит, вероятность того, что на машину будет установлен бракованный электроприбор, равна 6:1200=1:200.

16.В мешке находятся 3 белых, 4 чёрных и 5 синих шариков. Наугад вынимается о.

16.
В мешке находятся 3 белых, 4 чёрных и 5 синих шариков. Наугад вынимается один шарик. Какова вероятность вынуть чёрный шарик?
Ответ: 1/3
Решение:
Всего в мешке 3+4+5=12 шариков, 4 из которых – чёрные. Вероятность вынуть чёрный шарик равна 4:12=1:3.

17.На полке стоят книги: пять детективов, семь романов и три сборника стихов.

18.В лотерее участвуют 40 тысяч жителей Москвы, 50 тысяч жителей Санкт-Петерб.

18.
В лотерее участвуют 40 тысяч жителей Москвы, 50 тысяч жителей Санкт-Петербурга и 30 тысяч жителей Волгограда. Один из участников выиграл суперприз. Определите вероятность того, что он живёт в Москве.
Ответ: 1/3
Решение:
Всего в лотерее приняло участие 40+50+30=120 тысяч жителей, из них 40 тысяч – москвичей. Вероятность того, что москвич выиграл суперприз равна 40:120=1:3.

19.В соревнованиях по фигурному катанию участвуют пять пар из России, три пар.

19.
В соревнованиях по фигурному катанию участвуют пять пар из России, три пары из Канады, четыре из США и три из Китая. Найдите вероятность того, что первой парой будет выступать пара из Канады, если порядок выступлений определяется жеребьёвкой.
Ответ: 0,2
Решение:
Всего в фигурном катании принимают участие 5+3+4+3=15 пар, из них - 3 пары из Канады. Вероятность того, что первой парой будет выступать пара из Канады, если порядок выступлений определяется жеребьёвкой, равна 3:15=0,2

20.На столе лежат 7 синих, 3 красных и 5 зелёных ручек. Найдите вероятность т.

20.
На столе лежат 7 синих, 3 красных и 5 зелёных ручек. Найдите вероятность того, что наугад взятая ручка окажется красной.
Ответ: 0,2
Решение:
Всего на столе 7+3+5=15 ручек, из 3 – красных. Вероятность того, что наугад взятая ручка окажется красной, равна 3:15=0,2.

21.В классе 30 человек. Для участия в субботнике случайным образом выбирают 1.

21.
В классе 30 человек. Для участия в субботнике случайным образом выбирают 12 учеников. Какова вероятность быть выбранным для участия в субботнике?
Ответ: 0,4
Решение:
Всего в классе 30 человек, в субботнике принимают участие – 12. Вероятность быть выбранным для участия в субботнике равна 12:30=4:10=2:5=0,4.

22.В тестовом задании пять вариантов ответа, из которых только один верный. К.

23.В мешке находятся 2 чёрных и 3 белых шара. Наугад вытаскивают два шара. Ка.

23.
В мешке находятся 2 чёрных и 3 белых шара. Наугад вытаскивают два шара. Какова вероятность того, что вытащенные шары будут одного цвета?
Ответ: 0,4
Решение:
Всего в мешке 5 шаров. Вероятность того, что вытащенные два шара будут одного цвета, равна 2:5=0,4.

24.В пакете с леденцами 3 леденца с апельсиновым вкусом, 4 с лимонным и 5 с м.

24.
В пакете с леденцами 3 леденца с апельсиновым вкусом, 4 с лимонным и 5 с малиновым. Какова вероятность наудачу вытащить леденец с апельсиновым вкусом?
Ответ: 0,25
Решение:
Всего в пакете 3+4+5 =12 леденцов, из них 3 – с апельсиновым вкусом. Вероятность наудачу вытащить леденец с апельсиновым вкусом равна 3:12=1:4=0,25.

25.В заключительном этапе велосипедной гонки участвуют равные по профессионал.

25.
В заключительном этапе велосипедной гонки участвуют равные по профессиональной квалификации спортсмены: 5 велосипедистов общества «Динамо», 4 велосипедиста общества «Буревестник», 6 велосипедистов общества «Зенит». Найдите вероятность того, что первым финиширует спортсмен общества «Зенит».
Ответ: 0,4
Решение:
Всего в велосипедной гонке участвуют 5+4+6=15 спортсменов. Из них 6 – велосипедистов общества «Зенит». Вероятность того, что первым финиширует спортсмен общества «Зенит», равна 6:15=2:5=0,4

26.В корзине лежат 7 помидоров, 6 огурцов, 12 перцев. Найдите вероятность тог.

26.
В корзине лежат 7 помидоров, 6 огурцов, 12 перцев. Найдите вероятность того, что первый наугад взятый овощ из корзины будет перцем.
Ответ: 0,48
Решение:
Всего в корзине 7+6+12=25 различных овощей, из них 12 – перцев. Вероятность того, что первый наугад взятый овощ из корзины будет перцем, равна 12:25=0,48.

27.Из города А в город В можно добраться четырьмя разными способами, а из гор.

27.
Из города А в город В можно добраться четырьмя разными способами, а из города В в город С можно добраться тремя способами. Сколькими способами можно добраться из города А в город С через город В?
Ответ: 12
Решение:
По правилу произведения получаем, что добраться из города А в город С через город В можно 4∙3=12 способами.
А
В
С

28.Из города А в город В можно добраться поездом, самолётом и на автомобиле.

28.
Из города А в город В можно добраться поездом, самолётом и на автомобиле. Из города В в город С можно добраться только поездом и самолётом. Пассажир выбирает для себя транспорт случайным образом. Какова вероятность того, что этот пассажир, добравшийся из города А в город В, воспользовался в обоих случаях самолётом?
Ответ: 1/6
Решение:
А
В
С
По правилу произведения получаем, что добраться из города А в город С через город В можно 3∙2=6 способами. Вероятность того, что пассажир, добравшийся из города А в город В, воспользовался в обоих случаях самолётом, равна 1:6

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

1. Вычислите: 37 – 29 + 159 − 86.

2. Вычислите:

3. В первый день турист прошёл три пятых всего пути, а во второй — оставшиеся 18 км. Сколько всего километров турист прошёл за два дня?

4. Вычислите: (5,4 − 8,1) : 0,6.

5. На рисунке изображён план комнаты. Ширина окна равна 180 см. Найдите, чему примерно равна ширина комнаты (на рисунке обозначена знаком вопроса). Ответ дайте в сантиметрах, округлите до десятков.

6. На диаграмме показаны объёмы производства зерна с 1 июля 2017 года по 30 июня 2018 года 10 крупнейших производителей зерна: девяти стран и Европейского союза (на диаграмме обозначен ЕС). Казахстан занимал 10 место. Определите по диаграмме, какое место по производству зерна занимал Китай.

7. Найдите значение выражения при x = −5.

8. На координатной прямой отмечены точки A, B и C.

Установите соответствие между точками и их координатами.

В таблице под каждой буквой укажите номер соответствующей координаты без пробелов, запятых или других дополнительных символов.

9. Вычислите: Запишите решение и ответ.

10. В коробке с ёлочными игрушками лежит 12 ёлочных шаров: 5 красных, 4 зелёных и 3 синих. Наугад из коробки достают несколько шаров. Выберите верные утверждения и запишите в ответе их номера.

1) Если достать 10 шаров, то среди них обязательно будут шары трёх разных цветов.

2) Если достать 9 шаров, то среди них обязательно будет шар красного цвета.

3) Если достать 5 шаров, то среди них обязательно будут 2 шара разного цвета.

4) Если достать 3 шара, то они обязательно будут трёх разных цветов.

11. Первое число составляет 85% второго числа, а третье — 20% второго числа. Найдите первое число, если известно, что оно больше третьего на 26.

12. Когда фигуру A повернули на 90° против часовой стрелки относительно точки О, получилась фигура В.

Нарисуйте фигуру, которая получится, если повренуть фигуру С на 90° против часовой стрелки относительно точки M.

13. Чтобы узнать, является ли число 1601 простым, его стали последовательно делить на 2, 3, 5 и т. д. На каком простом числе можно прекратить испытания?

1. Вычислите: 37 – 29 + 159 − 86.

37 – 29 + 159 − 86 = 81.

2. Вычислите:

3. В первый день турист прошёл три пятых всего пути, а во второй — оставшиеся 18 км. Сколько всего километров турист прошёл за два дня?

Пусть весь путь равен x. Составим уравнение, исходя из условия:

4. Вычислите: (5,4 − 8,1) : 0,6.

(5,4 − 8,1) : 0,6 = (−2,7) : 0,6 = −4,5.

5. На рисунке изображён план комнаты. Ширина окна равна 180 см. Найдите, чему примерно равна ширина комнаты (на рисунке обозначена знаком вопроса). Ответ дайте в сантиметрах, округлите до десятков.

Ширина комнаты примерно в 2 раза больше ширины окна. Таким образом, длина комнаты составляет от 330 до 410.

Ответ: от 330 до 410 сантиметров.

6. На диаграмме показаны объёмы производства зерна с 1 июля 2017 года по 30 июня 2018 года 10 крупнейших производителей зерна: девяти стран и Европейского союза (на диаграмме обозначен ЕС). Казахстан занимал 10 место. Определите по диаграмме, какое место по производству зерна занимал Китай.

Какое наименьшее количество шаров надо взять , не глядя в мешок , чтобы среди них наверняка оказалось 3 зеленых шара?


Нужновзять 12 шаров , так какдля того чтобы достать 3 зеленых шара , скорее всего понадобитьсявыбрать все желтые.

Итого : 9 + 3 = 12.


В коробке 5 черных и 7 белых шаров?

В коробке 5 черных и 7 белых шаров.

Какое наименьшее число шаров на до взять из коробки не глядя, чтобы среди них наверняка оказалось 2 шара разного цвета?


В закрытую коробку поместили 22 красных шара, 15 зеленых и 17 белых шаров?

В закрытую коробку поместили 22 красных шара, 15 зеленых и 17 белых шаров.

Какое наименьшее количество шаров нужно вытащить, чтобы среди них обязательно оказался шар зеленого цвета?


В мешке лежат 2 красных и 3 желтых шара?

В мешке лежат 2 красных и 3 желтых шара.

Какое наименьшее число шаров надо вынуть из мешка наугад, чтобы среди них обязательно оказался : 1) хотя бы один красный шар ; 2) хотя бы один желтый шар?


В мешке лежат шары : 10 черных и 10 белых, неразличимых на ощупь?

В мешке лежат шары : 10 черных и 10 белых, неразличимых на ощупь.

Какое наименьшее число шаров надо взять из мешка, чтобы среди них наверняка оказались два шара : а) одного цвета б) разного цвета в) белого цвета.


В мешке лежат 6 чёрных шаров и 4 белых шара?

В мешке лежат 6 чёрных шаров и 4 белых шара.

Сколько шаров нужно взять из мешка не глядя, чтобы среди них оказалось 2 шара разного цвета.


В мешке находятся 3 вида шаров : синие, зеленые, желтые?

В мешке находятся 3 вида шаров : синие, зеленые, желтые.

Если из мешка достать 16 шаров, то среди них обязательно найдутся шары всех перечисленных цветов.

Какое наибольшее кол - во шаров может быть в мешке?


В ящике лежат 2012 белых шаров 2013 красных шаров и 2014 синих шаров?

В ящике лежат 2012 белых шаров 2013 красных шаров и 2014 синих шаров.

Какое наименьшее количество шаров нужно взять из ящика незаглядывая в него чтобы наверняка среди взятых шаров были шары всех трёх цветов.


В мешке находятся 3 вида шаров : синие, зеленые, желтые?

В мешке находятся 3 вида шаров : синие, зеленые, желтые.

Если из мешка достать ровно 16 шаров, то среди них обязательно найдутся шары всех перечисленных цветов.

Какое наибольшее количество шаров может быть в мешке?


В ящике лежат шары 8 красных 4 синих и 5 зеленых Сколько шаров надо вынуть не глядя чтоб среди них наверняка оказалось 3 шара разных цветов?

В ящике лежат шары 8 красных 4 синих и 5 зеленых Сколько шаров надо вынуть не глядя чтоб среди них наверняка оказалось 3 шара разных цветов.


Ящике лежат шары 8 красных 4 синих и 5 зеленых сколько шаров надо вынуть не глядя чтобы среди них наверняка оказалась три шара разных цветов?

Ящике лежат шары 8 красных 4 синих и 5 зеленых сколько шаров надо вынуть не глядя чтобы среди них наверняка оказалась три шара разных цветов.

На странице вопроса В мешке 9 желтых и 7 зеленых шаров? из категории Математика вы найдете ответ для уровня учащихся 1 - 4 классов. Если полученный ответ не устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно, вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где можно обсудить тему с помощью обратной связи.

Данный материал можно использовать в рамках подготовки учащихся к олимпиаде, как дополнительный материал на кружках и элективных занятиях.

ВложениеРазмер
второе занятие по теме "Принцип Дирихле" 764.39 КБ

Предварительный просмотр:

Принцип Дирихле 1-й год обучения. 6 класс

Принцип Дирихле, как вам уже известно – утверждение, которое устанавливает связь между объектами («кроликами») и контейнерами («клетками») при выполнении определенных условий. Названо оно так по имени немецкого математика Дирихле Петер Август Лежён, который его сформулировал и доказал.

Если в N клетках сидят не менее N + 1 кролик, то в какой-то клетке сидит не менее двух кроликов.

В простейшем виде Принцип Дирихле выражается так:

Если десять кроликов сидят в девяти клетках, то в какой-то клетке сидят не меньше двух кроликов.

Есть также общая формулировка:

Если N кроликов сидят в К клетках, то найдётся клетка, в которой сидят не меньше чем N/K кроликов, и найдётся клетка, в которой сидят не больше чем N/K кроликов.

Рассмотрим выполнение данного принципа на примерах.

Пример 1. 4 кролика рассаживают в 3 клетки (N>K).

Пример 2. 3 кролика рассаживают в 4 клетки (N

Пусть вас не смущает дробное число кроликов – если получится, что в клетке не меньше 7/3 кроликов, значит, их не меньше трех.

Формулировка принципа Дирихле кажется очевидной, однако трудность состоит в том, что в задачах не указаны ни кролики, ни клетки.

Пример 3. В школе 400 учеников. Докажите, что хотя бы двое из них родились в один день года.

Решение: В году 365 (или 366) дней. Пусть дни – «клетки», ученики – «кролики». Тогда в некоторой клетке 400/366 кроликов, т.е. больше одного. Следовательно, не меньше двух.

Иногда при решении задач используют обобщенный принцип Дирихле:

Если kN+1 кроликов размещены в N клетках, то найдутся k+1 кроликов, которые посажены в одну клетку.

Решим еще несколько задач.

Задача 2. Кот Базилио пообещал Буратино открыть великую тайну, если он составит чудесный квадрат 6×6 из чисел +1, -1, 0 так, чтобы все суммы по строкам, по столбцам и по большим диагоналям были различны. Помогите Буратино.

Решение: Допустим, что квадрат составлен. Тогда суммы чисел могут меняться от - 6 до 6. Всего 13 значений (кролики). Строк в квадрате 6, столбцов 6, диагоналей 2. Получаем: 6 + 6 + 2 = 14 различных мест (клетки). Получили противоречие, значит, составить такой квадрат невозможно.

Задача 3. На зачет пришли 65 школьников. Им предложили 3 контрольные работы. За каждую контрольную ставилась одна из оценок: 2, 3, 4 или 5. Верно ли, что найдутся два школьника, получившие одинаковые оценки на контрольных?

Решение: Имеет 65 школьников – «кролики». Рассмотрим множество наборов из трёх оценок за соответствующие контрольные. Количество таких наборов 4 ⋅ 4 ⋅ 4 = 4 3 или 64 (4 возможности за каждую из трёх работ) – «клетки». Поскольку 65>64, то по принципу Дирихле каким-то двум учащимся отвечает один набор оценок.

Задача 4. В школе 735 учащихся. Можно ли утверждать, что, по крайней мере, 3 ученика должны отмечать день своего рождения в один день?

Решение: Да. Так как даже с учетом високосного года: 735/366 > 2 или 735 = 366 × 2 + 3.

Задача 5. Верно ли, что из 6-ти любых целых чисел, найдутся два числа, разность которых делиться на 5?

Решение: Пусть любые 6 чисел – это кролики. Остатки от деления на 5: 0, 1, 2, 3, 4, т.е. их всего 5 – это клетки, в каждую из которых будем помещать числа, дающие одинаковый остаток при делении на 5. Имеем 6 кроликов в 5 клетках. Значит, обязательно найдется два числа, дающих одинаковые остатки при делении на 5. Значит, их разность делится на 5.

Задача 6. В классе 30 человек. Паша сделал 13 ошибок, а остальные меньше. Доказать, что какие-то три ученика сделали одинаковое количество ошибок.

Решение: По условию задачи наибольшее число ошибок, сделанных в работе 13. Значит, ученики могли сделать 0, 1, 2, . 13 ошибок. Эти варианты будут "клетками", а ученики станут "кроликами". Тогда по (обобщенному) принципу Дирихле (14 клеток и 30 зайцев) найдутся три ученика, попавших в одну "клетку", то есть сделавших одинаковое число ошибок.

Задача 7. В мешке лежат шарики 2-х разных цветов (много белых и много черных). Какое наименьшее количество шариков надо на ощупь вынуть из мешка, чтобы среди них заведомо оказались два одного цвета.

Решение: Это - просто применение принципа Дирихле: кроликами будут взятые шарики, а клетками - черный и белый цвета. Клеток две, поэтому если кроликов хотя бы три, то какие-то два попадут в одну клетку (будет 2 одноцветных шарика). С другой стороны, взять два шарика мало, потому что они могут быть двух разных цветов. Ответ: 3 шарика.

Задача 8 . В коробке лежат 10 красных карандашей, 8 синих, 8 зеленых и 4 желтых. Наугад (произвольно) из коробки вынимают n карандашей. Определить наименьшее число карандашей, которые необходимо вынуть, чтобы среди них было:

1) не менее 4 карандашей одного цвета;

2) по одному карандашу каждого цвета;

3) хотя бы 6 карандашей синего цвета.

Решение: 1) Так как у нас всего 4 цвета, согласно принципу Дирихле (карандаши будут "кроликами", а цвета - "клетками"), по крайней мере, 4 карандаша будут одинакового цвета, если вынуть 13 карандашей.

Докажем, что n = 13 является наименьшим числом. С этой целью покажем ситуацию, при которой условия задачи не выполняются. Например, когда вынуто по 3 карандаша каждого цвета (12 карандашей). Отметим, что эта ситуация возможна, так как в коробке находится не менее 3 карандашей каждого цвета.

Случаи 2) и 3) решаются аналогично.

Ответ: 1) 13; 2) 10+8+8+1=27; 3) 10+8+4+6=28.

Задача 9. Внутри равностороннего треугольника со стороной 1 лежат 5 точек. Доказать, что найдутся две точки из пяти, расстояние между которыми меньше 0,5.

Решение: Пусть 5 точек – «зайцы». Так как «клеток» должно быть меньше, то пусть их будет 4. Чтобы получить 4 «клетки», разобьем равносторонний треугольник с помощью средних линий на 4 равных треугольника – «клетки». Так как «зайцев» - 5, «клеток» - 4 и 5>4, то по принципу Дирихле найдется клетка – равносторонний треугольник со стороной 0,5см, в который попадут не менее 2 зайцев – точек. А так как все 4 треугольника равны и расстояние между точками в любом треугольнике будет меньше, чем 0,5см, то мы доказали, что между некоторыми 2 точками из 5 расстояние будет меньше, чем 0,5 см.

Задача 10. В квадратном ковре со стороной 1 м моль проела 51 дырку (дырка - точка). Докажите, что некоторой квадратной заплаткой со стороной 20 см можно закрыть не менее трёх дырок.

Решение: Весь ковер можно накрыть такими 25-ю заплатами. По принципу Дирихле какая-то из этих заплат накроет не менее трех дырок, так как 51=25*2+1.

Задания для малой олимпиады.

Задача №1 : В классе 35 учеников. Можно ли утверждать, что среди них найдутся хотя бы 2 ученика, фамилии которых начинаются с одной буквы?

Решение: Обозначим 35 учеников за кроликов, а буквы за клетки. В русском алфавите 33 буквы. Фамилии не могут начинаться на твердый и мягкий знак. Так как 35>31, то по принципу Дирихле найдется 2 ученика, у которых фамилия начинается с одной буквы.

Задача №2 : В классе 37 учеников. Докажите, что среди них найдутся 4 ученика, отмечающие день рождения в одном месяце.

1 способ: Пусть 37 учеников – «зайцы», а 12 месяцев – «клетки». Так как 37 12*3+1, то, применяя обобщенный принцип Дирихле, мы получаем, что найдется 4 ученика, родившиеся в один месяц

2 способ: Если в каждый месяц родилось не более 3 учеников, то всего учеников будет 36. А по условию задачи их 37, значит, такого быть не может. Поэтому найдется 4 ученика, отмечающие день рождения в один месяц.

Задача №3 : Дано 9 целых чисел. Докажите, что из них можно выбрать 2, разность которых делится на 8.

Решение : Обозначим за «клетки» 0 остатки от деления на 8: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. «Клеток» будет 8. За «зайцев» обозначим 9 целых чисел. Так 9>8, то 2 целых числа будут иметь одинаковый остаток при делении на 8, а поэтому их разность будет делиться на 8.

Задания для заочной олимпиады

Задача № 1 : В ящике комода, который стоит в темной комнате, лежат 10 коричневых и 10 красных носков одного качества и размера. Сколько носков нужно взять из ящика комода, не глядя, что бы среди них обязательно оказалась пара носков одного цвета?

Решение : Хорошо, что на левую и правую ногу носки одинаковые, поэтому достаточно побеспокоится только о цвете.

Задача № 2 : В ящике комода, который стоит в темной комнате, лежат 10 пар коричневых и 10 пар черных перчаток одного качества и размера. Сколько перчаток нужно взять из ящика комода, не глядя, что бы среди них обязательно оказалась пара перчаток одного цвета?

Решение: Можно вытащить 10 черных перчаток на левую руку и 10 коричневых – на правую. А 21-я обязательно образует пару

Задача № 3 Внутри правильного шестиугольника со стороной 1см расположено 7 точек. Докажите, что расстояние между двумя точками меньше, чем 1см.

Решение: Примем 7 точек за зайцев. Построим 6 клеток. Для этого разобьем правильный шестиугольник на 6 правильных треугольников, как на рисунке. Так как 7>6, то по принципу Дирихле хотя бы в один треугольник попадут не менее 2 точек. А расстояние между любыми 2 точками в правильном треугольнике со стороной 1см меньше 1см.

Задача № 4 : Петя хочет написать на доске 55 различных двузначных чисел так, чтобы среди них не было 2-х, чисел, дающих в сумме 100. Сможет ли он это сделать?

Решение: Двузначных чисел всего 90. Нет среди них пары (в смысле получения 100 в сумме) у чисел 50,91,92,…,99. т.е. десяти чисел. Оставшиеся 80 чисел образуют 40 «пар». Эти 40 «пар» и 10 чисел без «пары» можно обозначить за клетки. Тогда зайцами будут 55 чисел. Т.к. 55 >50, то найдется 2 числа, которые или совпадают, или в сумме дают 100. Значит, Петя не может осуществить свой план.

Читайте также: