В музее петровской игрушки

Обновлено: 28.04.2024

Эти игрушки родом из деревни Петровской, Сусанинского района, Костромской области. На Костромской земле всегда были хорошие глины и успешно развивался гончарный промысел. Гончарное ремесло было распространено повсеместно, а центр был в деревне Петровское. Надо отметить, что игрушки делались из остатков глины после изготовления посуды.

Во второй половине XX века стал пропадать спрос на глиняную посуду, и промысел стал угасать. Мастера перешли только на свистульки да игрушки, но среди молодёжи почти не нашлось продолжателей и этого. Так почти утратилась и известная когда-то Петровская игрушка. В середине XX века в двух когда-то самых промысловых деревнях Сусанинского района оставалось по одному мастеру, продолжающему традиции промысла, — Павел Алексеевич Иванов (1908–1984 г.г.) и Александр Васильевич Зайчиков (1902–1979 г.г. ).

Сегодня их игрушки — музейная редкость и гордость коллекционеров. В наше время Петровская игрушка активно возрождается. Среди мастеров известен Михаил Шмаров, который проводит много мастер-классов, участвует в различных выставках. В деле возрождения Петровской игрушки большая доля принадлежит студии «Весна», которую основала Людмила Николаевна Гладких, ведущий педагог по традиционной глиняной народной игрушке и керамике.

В течение многих столетий модулем при изготовлении глиняной игрушки служила кисть ребенка. Ребенок должен был свободно держать свистульку в руке, поэтому изначально свистульки не превышали по высоте 8—9 сантиметров. Петровскую игрушку можно отнести к разряду музыкальных инструментов, ранее ее использовали еще и как оберег. На свистульках по бокам делают от двух до шести отверстий, по очереди зажимая которые, можно наигрывать музыку.

Мокошь на коне-тянитолкае. Тема выбора пути в простой игрушке: две стороны - Добро и Зло, всаднику выбирать куда поскачет конь .

Мокошь на коне-тянитолкае. Тема выбора пути в простой игрушке: две стороны - Добро и Зло, всаднику выбирать куда поскачет конь .

Игрушки на трех или четырех опорах — две или три ножки и хвостик-свисток. Свистульки - обязательно для всех игрушек. Часто используемые образы: волшебные птицы, кукушка, петухи, гусь, конь и олень, царь, женщина, мужики с гармошками и балалайками. Современные мастера делают и колокольчики, и просто фигурки, но редко. Изображения людей архаичны, среди них стоит отметить изображения бабы с поднятыми к солнцу руками,это Мокошь. Мокошь - языческая богиня, очень древний образ существующий и сегодня.

Орнамент на игрушки наносится палочкой-пиской, ножом или ногтем. Это ёлочки, ромбики, знаки и символы. Вид такой рельефной отделки, выполненный вдавливанием-тиснением археологи называют «ямочным», существует тысячелетия для орнаментирования посуды и вот, в петровской игрушке сохранился до наших дней.

Чаще использовали специальные штампики - писки для нанесения узора. Эти штампы, сделанны из глины или дерева. Их форма разнообразна: встречаются писки овальные, круглые, кольцевидные, спиральные, прямоугольные, звездообразные, крестообразные.

Цвет глины до обжига светлый, коричнево-красноватый, а после обжига - оранжево-серый. Главное отличие глиняной Петровской игрушки от других - это коричнево-зелёный цвет глазури из свинцового сурика.

10. Новоторжская (Тверская) игрушка

Новоторжский промысел находится в г. Торжок Тверской области. Город и его окрестности всегда были богаты своими глинами. У новоторжской игрушки тоже есть свои замечательные эстетические достоинства. И хотя эта игрушка имеет авторские истоки, всё же она основана именно на народных традициях.

Сведений о том, как выглядела древняя тверская глиняная игрушка, мало. Лепили, говорят, гончары своим ребятишкам уточек, барашков, мужика с медведем, ту же свистульку, но заметного следа это занятие не оставило. В целом, это были обобщённые образы, без деталей. Игрушки, в основном это были свистульки, делались из местных красных глин, украшались "чешуйками" - налепами.

Торжокская игрушка возродилась благодаря Галине Алексеевне Климовской. Художник, искусствовед, неутомимый исследователь и краевед, она воссоздала игрушку практически по черепкам. Г. А. Климовская вскоре создала мастерскую, где стала обучать мастериц.

В1975 году в Торжке, в объединении «Народные художественные промыслы» открылся цех по производству глиняных игрушек. Г. А. Климовская назвала их «новоторжские». В цеху работал коллектив авторов-мастеров, которые и создавали эскизы новоторжских игрушек, разрабатывали свой неповторимый стиль: Лилия Михайловна Заварзина, Нина Петровна Стекольникова, Нина Николаевна Никонорова, Татьяна Николаевна Сендеркина и другие. Сейчас дело Галины Климовской продолжают народные умельцы, среди которых профессиональный музыкант, специалист по традиционной народной культуре, профессор, заведующий кафедрой народного художественного творчества Тверского филиала ГАСКа Владимир Иванович Ситников, занимающийся глиняной игрушкой уже лет тридцать.

Родилась не имеющая себе подобных броская, яркая, как канарейка, декоративная свистулька: веселые петухи, фантастические птицы-павы, индюки, уточки, пеночки, зяблики, собачки. Торжокскими игрушечниками разработано более 70 видов изделий.

Их лепят вручную разных видов, обжигают в электромуфельных печах и затем расписывают гуашью, разведенной на специальной эмульсии , которая сохраняет цвет и придает устойчивость краске.

Особенности не в форме игрушке и расцветке: роспись покрывает не всю поверхность изделия, покрывается игрушка характерными "капельками"-налепами.

Краски используются разные. В цеху фабрики расписывают игрушки по эскизам. Авторская игрушка расписана по вкусу мастера. Рыночные отношения заставляют мастеров расписывать игрушку ярко, броско. Заметность залог хороших продаж!

11. Солецкая (Новгородская) игрушка

Эти игрушки делали в городе Сольцы Новгородской области . Небольшой городок Сольцы известен с XIV века . Он расположен близко к Новгороду и всегда был одним из новгородских посадов. Гончарство было развито в Сольцах с момента основания - здесь были месторождения глины. Глиняная игрушка в Сольцах изготовлялась для императора Петра I. Он заказывал фигурки из глины у здешних мастеров для своего окружения.

Для новгородских младенцев мастерили маленькие глиняные писанки (расписные яйца) с шариком внутри. Несколько таких погремушек нашли археологи. Еще одна игрушка - свистульки в виде птичек. Птичек, как и лошадок, покрытых красивой блестящей поливой (краской), можно было купить на торгу, а можно самому слепить из глины и высушить на солнце.

Археология Новгорода открыла миру деревянные и глиняные игрушки древней Руси, ставшие эталонным источником информации по истории русской культуры и искусства Х – ХV вв. В коллекции глиняных фигурок есть изображение кентавра (по старорусски китовраса), лошадок и коников, собачек, медведей и птиц (кур, уток, гусей), покрытых зеленой поливой, Часть из них относится к звучащим игрушкам – это погремушки и свистульки. Подобные формы игрушек встречаются в последующих веках и других территориях соседствующих с Новгородскими землями.

Свистулька "Петух". Местный глиняный петушок, по воспоминаниям старожилов, окрашивался в желтый цвет, а поверх наносились красные, золотистые и синие полоски-перья. Имели пунцовые гребни и грудь колесом, раскрытые или сложенные крылья. Курочки были с более скромным нарядом.

Свистулька "Петух". Местный глиняный петушок, по воспоминаниям старожилов, окрашивался в желтый цвет, а поверх наносились красные, золотистые и синие полоски-перья. Имели пунцовые гребни и грудь колесом, раскрытые или сложенные крылья. Курочки были с более скромным нарядом.

Самыми распространенными фигурками солецкой игрушки были курочки и петушки. У курочек крылышки всегда прижаты. Именно эти игрушки-свистульки курочки и петушки дошли до начала XX в. Ещё один интересный факт: петухами называли не всех глиняных птиц, а лишь птиц «мужского рода», курицы же именовались пету́шками ( ударение на втором слоге).

Один из распространённых образов – свистулька рыба – символ водной стихии Солецкого района: ручьев, рек и озер, затаившихся в глухих лесах, и, конечно же красавицы реки Шелонь, на берегах которой вот уже более шести столетий расположен небольшой, но удивительно красивый городок Сольцы. Рыбы и петушки выполнены в уникальной цветовой гамме – желтый цвет фона, золотистые, красные и синие линии и точки. Эти цвета и линии символизируют силы природы – солнца и воды.

До войны игрушки-свистульки были в каждом доме. После войны они исчезли. А последний известный гончарных дел мастер Иван Артемьевич Андреев в 60-х годах прекратил заниматься этим ремеслом. К наиболее архаичным по форме относятся изделия Матвея Тимофеевича Тимофеева (1891–1967) скульптурная пластика которых восходит к образцам древней Новгородской игрушки XI-XV веков. Это установлено при анализе форм изделий — тулово птичек каплевидной формы, минимум налепов и декора поверхности.

Инициаторами проекта «Солецкая глиняная игрушка», последовательно его осуществлявшие в последние годы, были сотрудники местного краеведческого музея, т.е. специалисты. И это очень важно. Особое место среди них занимает один из авторов этого проекта, художник-керамист С. В. Скирченко, который воплотил старые образы новгородской игрушки и снова вернул их к жизни. В результате бесед со старожилами Сергею удалось выяснить, как выглядела игрушка. Были созданы эскизы, и похожесть образов подтверждалась очевидцами.

Это были петушки, утицы, барашки. Так же были и городские темы — барышни, солдаты, пары. Такую игрушку называют «комодная». Местные старожилы ещё помнили, как выглядела Солецкая глиняная игрушка, выпускавшаяся в 1930-х в цехах разнопромысловой артели инвалидов. Специалисты и искусствоведы сегодня признали Солецкую игрушку Скирченко в качестве восстановленного промысла.

Современная новгородская игрушка продолжает сложившиеся художественные традиции, узнаваема и имеет собственные отличия. Конечно, во многом это игрушка авторская, название дано по имени города. Она создана краеведом как память о традиционной народной игрушке Новгородчины, которая реально существовала в прежние века. Она по-прежнему содержит в себе множество функций: как забава для детей, средство их воспитания, подарок и обрядовый культовый символ. Ее сегодняшнее предназначение заложено потребностями современной моды и нашим бытом. Так можно сказать о большинстве игрушечных промыслов России.

12. Романовская (Липецкая) игрушка

Это традиционный русский народный промысел изготовления глиняных игрушек- свистулек , сформировавшийся близ села Романово на территории Липецкой области России .

В 1614 году близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище (существует с XVI века) острог, и селение стало называться городом Романов.В XVIII веке город Романов был преобразован в село Романово – ныне Ленино. Древнейшие из найденных образцов игрушки датируются XVII веком .

Обломки игрушек многие жители села находят на своих огородах до сих пор и по этим осколкам восстанавливают игрушки.

Обломки игрушек многие жители села находят на своих огородах до сих пор и по этим осколкам восстанавливают игрушки.

В Романове быстро появились гончары: вокруг было достаточно разнообразной глины, подходящей для изготовления посуды - белой, чёрной, красной и жёлтой.

Мастера начали лепить для души глиняные игрушки со свистками – свистульки. Для них использовали только чёрную глину – наиболее прочную и послушную в руках. Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими».

Игрушки ранние и XIX века отличаются и по форме, и по содержанию. Сюжетно-образную основу для глиняных свистулек к началу XIX века составляли лошадки, коровы, бараны, петухи, олени, солдаты в папахе и барыни в капоре . Игрушки покрывались жёлтой, зелёной, коричневой поливой ( глазурью ) или красились краской.

Изменения происходят в XIX веке, с открытием Липецкого курорта. Публика в городе появляется богатая, разнообразная, нарядно одетая. Сохраняя старые традиции, мастера начинают лепить новые сюжеты: офицеров в парадных мундирах , нарядных дам , богатые выезды в колясках и каретах .

Музей «Петровская игрушка»

Детям до 5 лет бесплатно, для детей старше 5 лет: 50 руб., для взрослых: 100 руб. Стоимость мастер-классов — от 250 до 600 руб.

Музей «Петровская игрушка» — один из популярных музеев Костромы. Этот музей, расположенный в самом центре города, неподалеку от Торговых рядов, притягивает своих посетителей атмосферой добра и детства, царящей здесь. Он ориентирован именно на детей, и любому ребенку будет интересно тут оказаться.

Музей был открыт в 2013 году, а местным традициям производства глиняных изделий насчитывается уже несколько веков.

Главное место в экспозиции музея занимает знакомая посетителям с детства петровская игрушка — глиняные свистульки, статуэтки и кухонная утварь.

В костромском музее «Петровская игрушка» хранится более 1 000 экспонатов, регулярно коллекция пополняется авторскими работами.

Помимо увлекательных экскурсионных программ, посетителям предлагают мастер-классы и лекции, в ходе которых можно научиться изготовлению петровской игрушки из глины. Благодаря интерактиву музей стал одним из любимых мест для семейного отдыха, посетить его приятно и детям, и взрослым.

Музей «Петровская игрушка»

История

Петровская игрушка зародилась именно в Костромской области и уже много столетий является одним из главных ремесел края. Издревле игрушка создавалась именно для детей. Поначалу это были разнообразные свистульки, но позже ассортимент расширился.

Петровской игрушка названа по наименованию места, где впервые была создана, — деревни Петровская. От других подобных изделий Петровские отличаются именно тем, что их делают из темной глины и оставляют такой же, не раскрашивая ее. А узор, который вы сможете на ней увидеть, выдавлен прямо в глине.

В деревне Петровской было серьезно развито гончарное искусство. Гончары создавали вазы, горшки, кухонную утварь, а из остатков податливого материала делали свистульки. Позже в такой же технике стали делать и другие изделия для дома и кухни.

Музей «Петровская игрушка»

Экспозиция музея

В экспозиции музея «Петровская игрушка» в Костроме — изделия мастеров из деревни Петровская. Это основная часть экспозиции и особенно значимая, ведь умельцев-авторов с каждым годом становится все меньше, хотя и ремесло передается от поколения к поколению. Большинство мастеров — местные жители. Созданная ими коллекция уникальная, другой такой не найти по всей России.

Помимо местных экспозиций, в музее представлены коллекции мастеров из других регионов страны и мира, которые также уникальны.

Среди статуэток и изделий в музее можно увидеть:

  • фигурки лесных зверей и птиц,
  • человеческие фигурки разных сословий,
  • народные инструменты,
  • вазы и глиняную посуду и т. п.

Музей «Петровская игрушка»

В музее Костромы посетителей ждут увлекательные мастер-классы — одно из самых интересных занятий. Вас и вашего ребенка научать делать простые игрушки, например, свистульки. Гончарное искусство — одно из древнейших в нашей стране, и приобщиться к его основам будет познавательно для каждого ребенка или взрослого. Глина — живой и податливый материал, работа с ней доставляет удовольствие, расслабляет и умиротворяет, например, после насыщенной прогулки по городу.

При этом сотрудники музея проводят мастер-классы вместе с интересными лекциями, ориентированными именно на детскую аудиторию. Они рассказывают о прошлом Костромы, ее традициях и необычных особенностях. При этом посетители как будто переносятся в прошлое.

Музей «Петровская игрушка»

Цена билета в музей «Петровская игрушка» в Костроме в 2022 году

Стоимость билета зависит от возраста посетителя и является невысокой, чтобы каждый желающий мог увидеть исконно русские сувениры и изделия. Билет не имеет ограничения по времени и включает в себя вход и экскурсионную программу.

  • Детям до 5 лет вход бесплатный,
  • для детей старше 5 лет (и до 18 лет) — 50 руб.,
  • для взрослых (от 18 лет) — 100 руб.

Отдельно оплачивается участие в мастер-классе по созданию игрушек. В зависимости от уровня сложности и количества человек стоимость составляет от 250 до 600 руб. В нее входит подробное обучение с предварительной мини-лекцией о древнем ремесле и его традициях, а также раздаточные материалы для поделок. При этом сделанную собственноручно игрушку посетители могут забрать с собой в память о посещении музея и Костромы в целом.

Музей «Петровская игрушка»

Как добраться до музея «Петровская игрушка» в Костроме»

Музей «Петровская игрушка» расположен в историческом центре Костромы, на улице 1 Мая, поэтому добраться до него будет нетрудно.

Для этого подойдут местные наземные виды транспорта. Например, автобусы № 1, 2, 4, 9, 10, 14, 21, 38, 48, 51, 56, 57, 66, 81 и троллейбусы № 2, 3, 7 и 9. Ближайшая к музею остановка — «Сусанинская площадь». От нее до цели — примерно 1 км, но путь не покажется долгим. Он пройдет через исторические места и набережную Костромы. За 15–20 минут прогулки посетитель дойдет до музея.

Добраться до музея петровской игрушки можно и на автомобиле (рядом можно припарковаться), или же воспользоваться мобильными приложениями такси: Яндекс. Такси, Uber и другими. Город небольшой, поэтому поездка обойдется недорого.

Музей «Петровская игрушка» в Костроме — панорама Google Maps:

Название музея говорит о том, что центральное место в его экспозиции занимает традиционный народный промысел Костромской области – Петровская глиняная игрушка.
Показать полностью.
В музее представлены работы знаменитого мастера Павла Иванова (д. Петровское), народного мастера Михаила Шмарова, Светланы Пимановой (г. Кострома), а так же авторские работы других мастеров из регионов России и мира. Всего около 1000 экспонатов.
В нашем музее любой желающий сможет увидеть как в течение 10 минут без каких-либо инструментов из обычного комочка глины получается настоящие произведение народного искусства – Окарина или как говорят в народе свистулька. При желании можно вылепить самому горшок на гончарном круге или вылепить свистульку, мастера вам в этом помогут, расскажут, покажут.

Музей ПЕТРОВСКАЯ ИГРУШКА

Музей ПЕТРОВСКАЯ ИГРУШКА запись закреплена

Мария Хапова

Светлана Пиманова

Татьяна Мацюк

Здравствуйте, мастер-классы у Вас по каким-то конкретным дням или каждым день есть возможность попасть?

Светлана Понарина

Светлана Понарина запись закреплена

Музей ПЕТРОВСКАЯ ИГРУШКА

Музей ПЕТРОВСКАЯ ИГРУШКА запись закреплена
Наталия Моисеенко

Столько этнографии пересмотрела и перетрогала, что ни пером описать, ни в посте высказать.

Вчера выбирали, раздевали, привозили.

Музей ПЕТРОВСКАЯ ИГРУШКА

Музей ПЕТРОВСКАЯ ИГРУШКА запись закреплена
Народная галерея ГРДНТ им. В.Д.Поленова

Старооскольская глиняная игрушка — традицонный промысел Белгородской области.

Зародился в конце XVI—XVII вв. Одно из первых письменных упоминаний о нем датируют концом XVIII века, когда центр гончарного производства сложился в слободе Казацкой.
Показать полностью. В этих краях использовали преимущественно смесь из двух видов глин: очень жирной, серой и включавшей песок красной «пескуши», а также беложгущуюся глину. Горны для обжига располагали, удобно задействовав холмистый рельеф местности.

«Старооскольскую игрушку делают из белой жгущейся глины, тонкий черепок, нежная эскизная роспись ангобами, легкая и воздушная как взмах ресницы. У нее свои особые приемы лепки, в которых, в отличии от всех других глиняных игрушек, шов располагается сверху, а не снизу. Фигурки по-другому собираются и поэтому получаются такими необыкновенными по пластике», – говорит лауреат премии Правительства Российской Федерации «Душа России», член Союза художников России, Народный мастер России и Белгородской области, директор Дома ремёсел Наталья Никишина.

До начала ХХ века на фигурки наносили покрытие из жидкой глины, чтобы после обжига они приобрели охристый оттенок. Позже стали применять в росписи зеленый, малиновый и синий цвета, добавлять узоры в полоску или елочку, используя черную, красную и коричневую краску.

На ярмарках и в селах игрушки продавали недорого, но популярность и востребованность была верным источником дохода для лепивших их женщин и подростков. Самыми ходовыми были свистульки: всадники, коники, утушки, птички, барышни. Самыми запоминающимися выступали барышни в характерных для промысла нарядах. Оригинальное мастерство местных мастеров выразилось и в создании животных: птичках, козликах, баранах. Многие персонажи были связаны с историей города-крепости Старый Оскол и представали в качестве служивых в различной военной экипировке.

Искусствоведы относят старооскольскую игрушку к относительно редкой посадской. В ней нет красочности и детализации как в городской игрушке, но вместе с тем отсутствует упрощенность и топорная роспись, присущая крестьянской.

В годы революции и гражданской войны традиция гончарства в Старом Осколе продолжала бытовать. В 1930-е годы гончары, объединившись в артель, продолжали создавать бытовую керамику и игрушки. Игрушечный промысел стал затухать, лишь в условиях конкуренции с фабричными изделиями.

Наовый интерес к старооскольской игрушке вспыхнул в 80-е годы ХХ века. В наши дни промысел развивается и сохраняется государственными культурными организациями Старого Оскола. В городе функционируют различные мастерские, в которых работают знатоки своего дела, имеющие большой творческий потенциал и искренне любящие свое направление.

Название музея говорит о том, что центральное место в его экспозиции занимает традиционный народный промысел Костромской области – Петровская глиняная игрушка.
Показать полностью.
В музее представлены работы знаменитого мастера Павла Иванова (д. Петровское), народного мастера Михаила Шмарова, Светланы Пимановой (г. Кострома), а так же авторские работы других мастеров из регионов России и мира. Всего около 1000 экспонатов.
В нашем музее любой желающий сможет увидеть как в течение 10 минут без каких-либо инструментов из обычного комочка глины получается настоящие произведение народного искусства – Окарина или как говорят в народе свистулька. При желании можно вылепить самому горшок на гончарном круге или вылепить свистульку, мастера вам в этом помогут, расскажут, покажут.

Музей ПЕТРОВСКАЯ ИГРУШКА

Музей ПЕТРОВСКАЯ ИГРУШКА запись закреплена

Мария Хапова

Светлана Пиманова

Татьяна Мацюк

Здравствуйте, мастер-классы у Вас по каким-то конкретным дням или каждым день есть возможность попасть?

Светлана Понарина

Светлана Понарина запись закреплена

Музей ПЕТРОВСКАЯ ИГРУШКА

Музей ПЕТРОВСКАЯ ИГРУШКА запись закреплена
Наталия Моисеенко

Столько этнографии пересмотрела и перетрогала, что ни пером описать, ни в посте высказать.

Вчера выбирали, раздевали, привозили.

Музей ПЕТРОВСКАЯ ИГРУШКА

Музей ПЕТРОВСКАЯ ИГРУШКА запись закреплена
Народная галерея ГРДНТ им. В.Д.Поленова

Старооскольская глиняная игрушка — традицонный промысел Белгородской области.

Зародился в конце XVI—XVII вв. Одно из первых письменных упоминаний о нем датируют концом XVIII века, когда центр гончарного производства сложился в слободе Казацкой.
Показать полностью. В этих краях использовали преимущественно смесь из двух видов глин: очень жирной, серой и включавшей песок красной «пескуши», а также беложгущуюся глину. Горны для обжига располагали, удобно задействовав холмистый рельеф местности.

«Старооскольскую игрушку делают из белой жгущейся глины, тонкий черепок, нежная эскизная роспись ангобами, легкая и воздушная как взмах ресницы. У нее свои особые приемы лепки, в которых, в отличии от всех других глиняных игрушек, шов располагается сверху, а не снизу. Фигурки по-другому собираются и поэтому получаются такими необыкновенными по пластике», – говорит лауреат премии Правительства Российской Федерации «Душа России», член Союза художников России, Народный мастер России и Белгородской области, директор Дома ремёсел Наталья Никишина.

До начала ХХ века на фигурки наносили покрытие из жидкой глины, чтобы после обжига они приобрели охристый оттенок. Позже стали применять в росписи зеленый, малиновый и синий цвета, добавлять узоры в полоску или елочку, используя черную, красную и коричневую краску.

На ярмарках и в селах игрушки продавали недорого, но популярность и востребованность была верным источником дохода для лепивших их женщин и подростков. Самыми ходовыми были свистульки: всадники, коники, утушки, птички, барышни. Самыми запоминающимися выступали барышни в характерных для промысла нарядах. Оригинальное мастерство местных мастеров выразилось и в создании животных: птичках, козликах, баранах. Многие персонажи были связаны с историей города-крепости Старый Оскол и представали в качестве служивых в различной военной экипировке.

Искусствоведы относят старооскольскую игрушку к относительно редкой посадской. В ней нет красочности и детализации как в городской игрушке, но вместе с тем отсутствует упрощенность и топорная роспись, присущая крестьянской.

В годы революции и гражданской войны традиция гончарства в Старом Осколе продолжала бытовать. В 1930-е годы гончары, объединившись в артель, продолжали создавать бытовую керамику и игрушки. Игрушечный промысел стал затухать, лишь в условиях конкуренции с фабричными изделиями.

Наовый интерес к старооскольской игрушке вспыхнул в 80-е годы ХХ века. В наши дни промысел развивается и сохраняется государственными культурными организациями Старого Оскола. В городе функционируют различные мастерские, в которых работают знатоки своего дела, имеющие большой творческий потенциал и искренне любящие свое направление.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Слышали про Петровскую игрушку?


А вы знали, что в Костроме есть свой старинный народный промысел?
Оказывается, в Костроме есть традиционная народная глиняная игрушка, известная с 19 века, которая называется Петровская. Петровская, потому делали её в селе Петровское Сусанинского района Костромской области, там же делали горшки и посуду. Сегодня производства в тех местах уже нет. Старых мастеров тоже не осталось. Некоторые энтузиасты своими силами в маленьких художественных студиях стараются воспроизвести почти утерянный промысел. Главное отличие глиняной Петровской игрушки от других - это коричнево-зелёный цвет глазури из свинцового сурика. Петровская игрушка - это прежде всего узорчатые свистульки разнообразных форм. Самые часто используемые образы: кукушка, гусь, олень, славянская богиня Макошь, прядущая нити человеческих судеб, мужики с гармошками и балалайками. [ Нажмите, чтобы прочитать ]



Вот творения Павла Алексеевича.



Мы шли по одной тихой улочке к центру к набережной, искали выход к воде и случайно увидели на доме табличку «Музей Петровской игрушки». Решили зайти, посмотреть, что такое.
Помещение представляло собой выставку и одновременно производство. Нам предложили осмотреть экспозицию и пройти мастер-класс по изготовлению магнитика или свистульки. Конечно, я выбрала свистульку-кукушку. Из посетителей в музее были только мы и работники, поэтому всё внимание было уделено нам. Под руководством девушки, я попыталась что-то вылепить, а мой малыш с папой сидели рядом и ковыряли глину кто как мог. Мы впервые столкнулись с этим материалом – очень приятный на ощупь, податливый. Прям релакс её мять. Я почему-то боялась, что не получится и всё испорчу, поэтому, конечно, большинство действий за меня делала мастерица. Но всё равно поучаствовать удалось.




Нам очень понравилось и мы домой прикупили у них себе 2 кг глины :) по 50 рублей. Мастер-класс обошёлся в 300 рублей.

Вот моя кукушка! Сохла она несколько дней, хоть нам и выдали коробочку для переноски, мне всё равно удалось её помять в дороге :( В итоге сейчас она уже не свистит, хотя сначала свистела.


Мастерица делает магнитики на продажу.


Игрушки готовы к обжигу.


А вот, что можно приобрести в магазинчике при мастерской.



Что купила я, покажу чуть позже :).
А пока, если вас заинтересовала Петровская игрушка, посмотрите небольшой фильм на 10 минут

Читайте также: