В одном старинном домике с игрушкой

Обновлено: 05.05.2024

Помню, как впервые была поражена, когда сын пришел из детского садика и под большим секретом рассказал смешной и не очень приличный стишок. Поражена не стишком, а тем, что я в детстве тоже его знала! Именно таким. Но потом забыла как и всякую прочую детскую чушь. А, оказывается, эти стишки, песенки, дразнилки так и продолжают циркулировать в детской среде, переживая смену все новых и новых поколений детей! Значит, это не чушь, а фольклор:) Пусть даже и детский.

А второй раз я испытала культурный шок, когда по какому-то поводу в шутку показала моему шестилетнему сыну дульку. А он (три года к этому времени посещавший садик!) даже не знал, что это такое! Оказывается, современных детей этому тоже учить надо!

Поэтому я сделала вывод для себя — фольклор не только народный, но и дворовой, надо передавать по наследству, чтобы он не заглох и не забылся 🙂 Это такая же часть культурного наследия и составляющая нашей ментальности как и стихи Пушкина. Ну мыслимое ли дело: русский человек, не знающий песенки про чижика-пыжика?

Игры во дворе
Моя дочка с подругами играет во дворе в вариант «бутылочки»:)


Для детского фольклора (впрочем, как и для взрослого) характерны жестокость, алогичность, но вместе с тем какой-то свежий, нестандартный взгляд на мир, наивная откровенность и просто беззаботное веселье. С помощью этих стишков и дразнилок дети находят свои первые способы взаимодействия с коллективом, ищут границы моральных норм. Используя ритмичный звукоряд, часто бессмысленный, дети таким образом избавляются от негативных эмоций. Да и просто отделяют свой уголок мира, куда не пускают взрослых (из-за «неприличности» или «недоступности для понимания» контента). Там они являются полными хозяевами.

В этом посте я хочу привести примеры детского фольклора, который бытовал в нашей среде в пору моего детства (Симферополь, 1975-1985 годы) и, оказывается, продолжает жить и здравствовать в наше время.
И сюда же вошли добавления из детства моего сына (2000 г.р.) — это все начало двухтысячных годов, его детсад и начальная школа.
А вот в детстве моей дочки (2007 г.р.) дворовые игры вместе со всем фольклором постепенно сходят на нет и вырождаются. Хотя в детском лагере все еще продолжают вызывать Пиковую даму и Грэнни;)
Как это делается и кто это такие? Читайте дальше!


Эта незамысловатая детская песенка имеет глубокие исторические корни и несет заряд смысла, уже неведомый маленьким ее исполнителям. Скорее всего, песня родилась в начале 20 века в Петербурге. Чижик-пыжик, о котором тут говорится, вовсе не птица, а студент Петербургского Императорского училища правоведения. За яркие цвета мундира (желтый и зеленый), совпадающими с цветами оперения этой птицы, студентов прозвали «чижиками».

детский фольклор
Один из памятников Чижику-пыжику в Санкт-Петербурге
(Фото lyubashe4ka)

Самые старые варианты песни, похоже, еще дореволюционные. И уж есть точные упоминания, что песню исполняют красноармейцы в Киеве в 1919 году.
Вариант «политический» (известный по знаменитой песне Бориса Рубашкина), где цыпленка допрашивают, а он отвечает, что он «не советский, и не кадетский», относится, скорее всего, к Питеру 1917 года.
А уж «козлы безрогие» по отношению к правоохранительной власти, попало в песню из блатного жаргона советских времен. Так по одной песне можно проследить всю историю нашей страны!

Кстати, необычный лирический герой песни — цыпленок, видимо, тоже не птица. На уличном жаргоне начала 20 века так называли мелких торговцев. Этим и объясняются проблемы с властью и документами у этого «цыпленка».
Вариант «анархистский» (на мотив песни о цыпленке) прозвучал в фильме «Оптимистическая трагедия» (1963 г.) от лица анархистов, прибывающих на пополнение в полк Красной Армии.

Цыпленок жареный,
Цыпленок пареный,
Пошел по улице гулять.
Его поймали, арестовали
Велели паспорт показать
Паспорта нету –
Гони монету,
Монеты нет –
Иди в тюрьму.
Тюрьма закрыта,
Окно разбито
Цыпленок прыг, и был таков!

фольклор в фильме оптимистическая трагедия
Кадр из кинофильма «Оптимистическая трагедия»

По крайней мере, ее музыка — это марш «Дни нашей жизни», написанный капельмейстером 15-го стрелкового полка Львом Чернецким.
А текст был впервые зафиксирован в фильме 1941 в советской музыкальной комедии «Антон Павлович сердится».

Паровоз по рельсам мчится
На пути котенок спит.
Паровоз остановился
И котенку говорит:
«Ты, котенок, убирайся,
Очищай машине путь»,
А котенок отвечает:
«Переедешь как-нибудь».
Паровоз тут рассердился,
Отдавил котенку хвост,
А котенок разозлился,
Поцарапал паровоз.
Паровоз лежит в больнице,
Ему делают укол.
А котенок веселится,

А у нас был еще такой вариант:
Позже с удивлением нашла в интернете версии, где даже упоминается. что «под столом сидит малайка (!)».

На мотив «СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ»
Пели у нас в пионерском лагере под большим секретом и конспирацией — взрослые узнают, арестуют за «Гитлера».

Солнечный круг,
Немцы вокруг,
Гитлер пошел на разведку,
В яму упал,
Ногу сломал
И на стене написал —
«Пусть всегда будет водка,
Колбаса и селедка,
Огурцы помидоры,

Обезьяна Чи-чи-чи
продавала кирпичи,
не успела все продать –
улетела под кровать.
под кроватью пусто –
выросла капуста.

Два пупсика гуляли.
В тропическом саду,
Штанишки потеряли
В двенадцатом часу.
Шел какой-то дядя,
Штаншки подобрал,
А пупсики кричали:
«Украл, украл, украл!»
Их мама наругала
И уложила спать,
А пупсики кричали:
«Гулять, гулять, гулять!»

До-ре-ми-фа-соль-ля-си
Села кошка на такси
Заплатила пять рублей
И поехала в музей.
А котята прицепились
И бесплатно прокатились.

детский фольклор

Шел высокий гражданин
Низенького роста.
Весь кудрявый без волос,
Тоненький, как бочка.

Протекала речка,
А над речкой – мост.
На мосту овечка,
У овечки хвост.
Пересохла речка,
Обвалился мост,
Умерла овечка,
Отвалился хвост.
Вновь пустили речку,
Выстроили мост,
Ожила овечка,
Привязали хвост.
( другие бесконечные стишки, в том числе и знаменитое «У попа была собака», можно почитать у меня тут)

детские считалки вышел зайчик погулять
Кадр из мультфильма для взрослых «Пиф-паф, ой-ой-ой» (1980 г.)




Очень интересно, что основа этой считалки — стихотворение, написанное в 1851 (!) году Ф. Б. Миллером, в качестве подписи к картинке для детей младшего возраста.

( дети выставляют кулаки, на соответствующие слова кулак убирают, и считалочка повторяется до тех пор, пока не останется один человек. Он и будет водящий)

Ехала машина темным лесом
За каким-то интересом
Инте-инте-интерес
Выходи на букву «эс»
А на буковке звезда
Там проходят поезда
Если поезд не пройдет
Пассажир с ума сойдет.

Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Царь велел тебя повесить.
А царица не дала
И повесила царя.
Царь висел-висел-висел
И в помойку улетел.
(Или такое окончание «Пёрнул раз и улетел»)

Рассмешил вариант, вычитанный в интернете. С современным антуражем (Дэцл — это популярный рэпер начала двухтысячных:

Вышел Децл из тумана,

( Это чисто наша местная крымская считалка — здесь упоминается топоним Зуя — небольшой поселок под Симферополем. Похоже, что это авторское произведение, но никаких упоминаний в интернете я не нашла ).

Из современных считалок, отражающих сегодняшние реалии жизни, мне встречались только вот такие добавления (из детства Вити):

НА ЗОЛОТОМ КРЫЛЬЦЕ СИДЕЛИ
Вариант традиционной считалки, в которую попали герои диснеевских мультфильмов. Эти сериалы были страшно популярны среди детворы девяностых-двухтысячных годов

СИДЕЛ ПЕТУХ НА ЛАВОЧКЕ
( такую считалочку выучил сын во дворе — долгие годы они с друзьями только ей и пользовались )

Считалки со скидыванием (т.е. игроки выбрасывают определенные жесты или количество пальцев, открытых на руке):

Всем известная игра «Камень-ножницы-бумага» играется теперь моими детьми под загадочные слова:
«Зу-е-фа!».
Кто победил, тот водит.

И еще одна игра (под ее незамысловатые слова дети показывают пальцы на руках — у кого больше, тот водит): «Три бом-жа, три бом-жа, три бом-жа!»

Игры с хлопками — двое становятся напротив друг друга и поочередно хлопают в свои ладошки, а потом по ладоням партнера.

Жили были три японца:
Як, Як-Цыдрак, Як Цыдрак-Цыдрак-Цыдрони.
Жили были три японки:
Цыпа, Цыпа-дрипа, Цыпа-дрипа-лимпомпони.
Поженились:
Як на Цыпе, Як -Цыдрак на Цыпе-дрипе,
Як-Цыдрак_Цыдра-Цыдрони на Цыпе-дрипе-лимпомпони.
Родились у них сыночки:
у Яка с Цыпой Шак,

у Як-Цыдрака с Цыпой-дрипой Шак Ширак,
у ЯкЦыдрак-Цыдрак-Цыдрони с Цыпойдрипой-лимпомпони Шак Ширак Широни.

НА АЛТАЙСКИХ ГОРАХ
( игра в хлопки )

На Алтайских горах
Ох-ах, ох-ах.
Жил великий падишах.
Ох-ах, ох-ах .
Захотелось падишаху
Оху-аху, оху-аху.
Съесть большую черепаху.
Оху-аху, оху-аху .
А потом и говорит: «У меня живот болит»!

( Во время произнесения стихотворения нужно барабанить лежащего ребенка по спине, на слово «упал» — свалить ребенка с кровати ).

РЕЛЬСЫ-РЕЛЬСЫ
( ребенок лежит на животе — массаж делается ему по голой спине. Или можно по вытянутой руке делать .)

Какую печать: русскую, английскую или немецкую?
(В зависимости от выбора шлепнуть: если русская — слабо, английская — средне, немецкая — больно)

Мирилки

«Враги» сцепливают мизинцы и под ритмичное произношение «мирилки» потряхивают руками. А на последнем слове руки «разрубает» кто-то третий — рефери в споре.

Мирись, мирись, мирись

Моряк, с печки бряк!
( Выражение, подходящее для любого случая, чтобы выразить свое пренебрежение )

Силач Бамбулло,
Сломал четыре стула!
( Так дразнят, если кто-то хвастается своей силой )

( Произносится когда пора заканчивать какое-нибудь дело, обычно связанное с катанием. Например, надо вставать с санок. Меня всегда эта станция Березайка в детстве волновала — где она? )

В ответ на вопрос «Почему?» — «По кочану и по капусте».
В ответ на вопрос «Кто?» — «Дед Пихто и баба с пистолетом».

В ответ на любой вопрос: «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали!»
В ответ на «Я нечаянно!» — «За нечаянно бьют отчаянно!»
В ответ на «Пока!» — «За пока бьют бока и ломают кости. Не валяйте дурака — приходите в гости»
В ответ на «Дай!» — «Дай уехал в Китай и сказал никому не давай».
В ответ на предложение «А давайте…» — «А давайте, без «давайте»!»

Закличка на игру:
Собирайся народ, кто в идет!
При этом тот, кто созывает на свою игру выставлял вверх большой палец (жестом «классно»), а желающие таким же жестом прицеплялись на него — получалась башня из поднятых пальцев.
Кто последний прицепился — тот и водит.

Если кто-то просит, а ему не дают, он спрашивает: «Тебе, что, жалко?». Если отвечают: «Да, жалко», в ответ можно сказать:

Когда делаешь пасочку из песка, чтобы она вышла ровной и хорошо получилась, надо постучать лопаткой по перевернутому ведерку и сказать:

( Мои дети всегда шумно возмущались, если к ним с такими словами кто-то обращался — им кошку и собачку жалко 🙂 )

Чтобы дождь прекратился:
Дождик-дождик, перестань.
Мы поедем на Кубань!

Когда дождь начался:
Дождик-дождик, поливай —
Будет щедрым урожай!

Когда поймаешь божью коровку, надо посадить ее на руку и сказать:
Божья коровка,
Полети на небо.
Там твои детки
Кушают конфетки.
Всем ребятам раздают,
А тебе не дают.
И она улетит

Делая любое колдовство, фокус, надо совершать пассы руками и говорить:
Колдуй, баба,
Колдуй, дед,
Заколдованный билет.

Вызывание разных призраков, ведьм и потусторонней силы:

Обычно такие развлечения практикуются в детских лагерях, санаториях и больницах — там, где в большом количестве дети остаются ночевать.
Для вызова Пиковой Дамы (или гномика) у нас в детстве делали так: в комнате тушили свет, брали зеркальце и всей гурьбой залезали еще и под одеяло с головой, чтобы было полностью темно.
После этого вызывающий смотрел в зеркало и страшным голосом говорил: «Пиковая Дама, приди!». И все (кто с замиранием сердца, а кто с хихиканьем) вглядывались в зеркало, надеясь различить там хоть что-то.
Обычно кому-то в конце-концов казалось, что он там увидел чью-то тень, и все с криками и воплями разбегались по кроватям:)

А дочка в лагере в 2017 и 2018 годах с подружками кроме Пиковой Дамы и гномика вызывала точно так же еще и Бабку Грэнни.
Это совсем новый персонаж детского фольклора. Он появился достаточно недавно и происходит из… компьютерной игры «Granny»! Такая страшная на вид бабка, которая в игре ходит за главным героем и избивает его палкой — кровь, кишки… В эту игру играли даже в детсадах!
С тех пор она вошла в детские страшилки вместе с Бабой Ягой и ведьмами. И стала мемом — теперь такой персонаж есть и в игре Майнкрафт, и в мультфильмах, и т.д.
Жуткая, правда?

Нажмите, чтобы узнать подробности

С помощью предлагаемых тестов удобно проводить контроль обучающихся 3 класса, который даст возможность определить, насколько ученик справился с усвоением произведений, предлагаемых учебником «В одном счастливом детстве» по Образовательной системе «Школа 2100».

Тесты, в отличие от привычных форм проверки, таких, как контрольные и проверочные работы, являются инструментом не столько оценки, сколько диагностики.

Структура тестов соответствует структуре аналогичных материалов ЕГЭ, что позволит начать подготовку к таким заданиям уже с 3-го класса.

Данные работы позволяют:

1) быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся;

2) объективно оценить результаты работы;

3) повторить пройденный материал;

4) углубить и систематизировать знания учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Тесты по литературному чтению в 3 классе по учебнику "В одном счастливом детстве"»

Тесты по литературному чтению

по учебнику «В одном счастливом детстве»

(по Образовательной системе «Школа 2100» для учащихся 3-го класса)

2.Тест №1. В.Драгунский «Англичанин Павля» . 7

3.Тест №2.Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»…………………………….. 8

4.Тест №3.С.Голицын «Сорок изыскателей» ………………………………. 9

5.Тест №4. И.Дик «В дебрях Кара-Бумбы» …………………………………. 10

6.Тест №5. М.Твен «Приключения Тома Сойера»…………………………. 11

7.Тест №6. Б.Емельянов «Игра»………………. 12

8.Тест №7. К.Паустовский «Кот – ворюга» …. 13

9.Тест №8. К.Паустовский «Жильцы старого дома»………………………. 14

10.Тест №9. А.Чехов «Степь» …………………. 15

11.Тест №10. А.Толстой «Детство Никиты»…. 16

12. Тест №11. В.Бианки «Неслышимка»……………………………………… 17

13.Тест №12. Э.Успенский «Школа клоунов»…………………………………18

14.Тест №13.Г.Куликов «Как я влиял на Севку……………………………… 19

15.Тест №14. Л.Гераскина «В стране невыученных уроков»………………. 20

16.Тест №15. К.Паустовский «Прощание с летом»…………………………. .21

17.Тест №16. «Синдбад – мореход» (арабская сказка)………………………..22

18. Тест №17. Ш.Перро «Ослиная шкура» …………………………………….23

19. Тест №18. Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»……………….24

20. Тест №19. А.Волков «Волшебник Изумрудного города»………………. 25

21. Тест №20. В.Драгунский «Кот в сапогах»…………………………………26

22. Тест №21. В.Бианки «По следам»…………………………………………..27

23. Тест №22. Д.Мамин – Сибиряк «Медведко»……………………………. 28

24. Тест №23. В.Драгунский «Дымка и Антон»……………………………. 29

25. Тест №24. Ю.Коваль «Капитан Клюквин» ………………………………..30

26. Тест №25. И.Дик «Красные яблоки»………. 31

27. Тест №26. В.Драгунский «Девочка на шаре»……………………………. 32

28. Тест №27. К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»……………. 33

29. Тест №28. Г.Цыферов «Тайна запечного сверчка»………………………..34

30. Тест №29. В.Драгунский «Независимый Горбушка»……………………..35

31. Тест №30. В.Драгунский «Арбузный переулок»………………………….36

33. Список использованной литературы ………………………………………45

Комментарии для учителя

С помощью предлагаемых тестов удобно проводить контроль обучающихся 3 класса, который даст возможность определить, насколько ученик справился с усвоением произведений, предлагаемых учебником «В одном счастливом детстве» по Образовательной системе «Школа 2100».

Тесты, в отличие от привычных форм проверки, таких, как контрольные и проверочные работы, являются инструментом не столько оценки, сколько диагностики.

Структура тестов соответствует структуре аналогичных материалов ЕГЭ, что позволит начать подготовку к таким заданиям уже с 3-го класса.

Данные работы позволяют:

1) быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся;

2) объективно оценить результаты работы;

3) повторить пройденный материал;

4) углубить и систематизировать знания учащихся.

Благодаря своей структуре тест может быть и инструментом обучения. Кроме того, он может стать хорошим арбитром в спорных ситуациях.

Все тесты разбиты на 2 уровня:

1-й уровень – проверка умения воспроизводить нужную информацию по памяти, узнавать конкретный объект в ряду других;

2-й уровень – проверка умения применять знания 1-го уровня на практике, поэтому знания 2-го уровня более сложные.

На выполнение работы отводится 10-25 минут.

На выставление оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:

«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;

«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;

«5» - если работа не содержит ошибок.

Исправления, сделанные ребёнком, ошибкой не считаются.

Особенностью проведения тестовых работ является полная самостоятельность учащихся. Учитель не должен помогать учащимся выполнять тестовые задания. Если учитель видит, что ученик затрудняется в выполнении какого-либо задания, нужно предложить ему перейти к следующему заданию.

Тесты можно использовать и для работы в классе, и для индивидуальной работы.

Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Символов в тексте

  • Показать все 9
  • Глагол в личной форме 1
  • Существительное 3
  • Предлог 1
  • Наречие 1
  • Союз 1
  • Инфинитив 1
  • Прилагательное 1

Второе лицо Действительный залог Множественное число Повелительное наклонение (императив) Переходный Совершенный вид

Дательный падеж Прилагательное (не используется) Единственное число Женский род Топоним Неодушевленное

Характеристика предложения

По цели высказывания
По интонации (по эмоциональной окраске)
По количеству грамматических основ
По количеству главных членов предложения
По наличию второстепенных членов
-

О инструменте

После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.

Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

Какой вариант разбора выбрать?

Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».

Пример ситаксического разбора слова

Часть речи сверху слова

Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.

Этот инструмент поможет вам решить сканворд из 8 букв онлайн, используйте маску или задайте буквы которые вам известны и нажмите кнопку решить.

Найдено 285 слов из 8 букв

Если вы не нашли нужного слова, попробуйте ввести ваш вопрос из сканворда, выставьте нужное количество букв и нажмите кнопку решить, с помощью этого вы сузите круг поиска.

  1. а если б
  2. а именно
  3. а как же
  4. а ну как
  5. а что же
  6. абазинец
  7. абазинка
  8. абазинцы
  9. аббатиса
  10. абиссаль
  11. абориген
  12. абрисный
  13. абстракт
  14. абсурдно
  15. абсцисса
  16. авангард
  17. аванзала
  18. аванложа
  19. аванпорт
  20. аванпост
  21. авантюра
  22. аварийка
  23. аварский
  24. авиабаза
  25. авралить
  26. аврально
  27. австерия
  28. австриец
  29. австрияк
  30. автаркия
  31. автобаза
  32. автовесы
  33. автоград
  34. автограф
  35. автодело
  36. автодром
  37. автоклав
  38. автоклуб
  39. автокран
  40. автократ
  41. автопарк
  42. авторски
  43. автостоп
  44. автохтон
  45. автошина
  46. агаровый
  47. агарянин
  48. агарянка
  49. агатовый
  50. агентура
  51. агитатор
  52. агитация
  53. агитпроп
  54. агностик
  55. аграмант
  56. аграрник
  57. аграрный
  58. агрессия
  59. агрессор
  60. агукание
  61. агукнуть
  62. адвекция
  63. аденоиды
  64. адинамия
  65. адресант
  66. адресный
  67. адъютант
  68. адыгейка
  69. адыгейцы
  70. адюльтер
  71. ажитация
  72. азартный
  73. азбучный
  74. азийский
  75. азотемия
  76. азотоген
  77. аймачный
  78. аистенок
  79. аистиный
  80. аистовые
  81. аистовый
  82. академик
  83. академия
  84. акарицид
  85. акваланг
  86. акванавт
  87. акваплан
  88. акварель
  89. аквариум
  90. акинезия
  91. акколада
  92. аккордно
  93. акрополь
  94. акростих
  95. актерски
  96. активист
  97. активный
  98. акуленок
  99. акуловые
  100. акуловый
  101. аббасиды
  102. абдулино
  103. абу-сафа
  104. авадхара
  105. авдеевка
  106. аверроэс
  107. авиценна
  108. автобанк
  109. агаджари
  110. аганиппа
  111. агартала
  112. агаттияр
  113. агератум
  114. агинское
  115. аглабиды
  116. адживика
  117. адрастея
  118. ай-петри
  119. айравата
  120. айтварас
  121. ай-тодор
  122. акваниты
  123. аккерман
  124. аккурган
  125. акролеин
  126. аксаково
  127. актиниды
  128. акционер
  129. ала-арча
  130. алаверди
  131. алакалуф
  132. аластрим
  133. ализарин
  134. алкионей
  135. алкоголи
  136. алмазная
  137. алтынтаг
  138. альбиция
  139. альбунея
  140. альгазен
  141. альфельд
  142. альциона
  143. алюминоз
  144. алюмотол
  145. амазонка
  146. амазонки
  147. амальтея
  148. амброзия
  149. аммоналы
  150. аммониты
  151. амноккан
  152. амритсар
  153. амударья
  154. амфиболы
  155. анабазин
  156. анабазис
  157. анаконды
  158. аналогия
  159. анальцим
  160. ангидрит
  161. ангирасы
  162. англезит
  163. андропов
  164. анимикит
  165. аниониты
  166. аннелиды
  167. антигона
  168. антилопы
  169. антипапа
  170. антирады
  171. антитела
  172. антракоз
  173. антрацен
  174. антрацит
  175. ану (ан)
  176. ануннаки
  177. анцилусы
  178. апатитоз
  179. апельсин
  180. апофония
  181. ара (ara
  182. арабеска
  183. арагонит
  184. арахнозы
  185. арахосия
  186. аргуновы
  187. ардебиль
  188. арековые
  189. арканзас
  190. Кейптаун
  191. Претория
  192. Габороне
  193. Хогс-Бэк
  194. Умхланга
  195. Айн-Тайя
  196. Боксбург
  197. Пайнтаун
  198. Тизи-Узу
  199. Марракеш
  200. Эденвейл
  201. Монастир
  202. Эз-Захра
  203. Даманхур
  204. Зигиншор
  205. Порт-Луи
  206. Оудсхорн
  207. Мбомбела
  208. Блантайр
  209. Уагадугу
  210. Занзибар
  211. Масвинго
  212. Исмаилия
  213. Рай Брук
  214. Бриджтон
  215. Сан-Хосе
  216. Сомерсет
  217. Карлсбад
  218. Балтимор
  219. Блу Белл
  220. Гранвилл
  221. Эймсбери
  222. Кейп-Мэй
  223. Уэстбери
  224. Кембридж
  225. Колумбус
  226. Бранфорд
  227. Мерримак
  228. Сиракьюс
  229. Бивертон
  230. Крукстон
  231. Розамонд
  232. Сент-Пол
  233. Амарилло
  234. Саутфилд
  235. Уэстмонт
  236. Элмхерст
  237. Солсбери
  238. Гринвилл
  239. Нью-Берн
  240. Брансуик
  241. Стерлинг
  242. Манассас
  243. Калпепер
  244. Фостория
  245. Каролина
  246. Вайнленд
  247. Мидлбери
  248. Хайавата
  249. Пайнвилл
  250. Бартлетт
  251. Колумбия
  252. Луисвилл
  253. Клирфилд
  254. Санта-Фе
  255. Эль-Пасо
  256. Моксвилл
  257. Портленд
  258. Линкольн
  259. Пасадина
  260. Монровия
  261. Марикопа
  262. Глендейл
  263. Рочестер
  264. Лейкленд
  265. Грандвью
  266. Шривпорт
  267. Литл-Рок
  268. Парагулд
  269. Уэстфорд
  270. Бенсалем
  271. Льюистон
  272. Франклин
  273. Эдинберг
  274. Кэмпбелл
  275. Монтерей
  276. Милпитас
  277. Валенсия
  278. Персивал
  279. Оровилль
  280. Джонстон
  281. Брейнтри
  282. Ливермор
  283. Батсвилл
  284. Гонолулу
  285. Сарасота

У нас содержится база всех городов мира, поэтому результаты поиска могут быть большими, если вы знаете, что вы ищете не город, просто нажмите в настройках поиска «‎Исключить города»‎.

Использовать маску можно не только для разгадывания сканворда (кроссворда). Маска — это мощный инструмент для поиска любых слов из букв, в таблице ниже пример популярных масок.

Уверена, согласитесь со мной, что магазины детских игрушек излюбленное место нашей детворы. Чего тут только нет: конструкторы, машинки, куклы, настольные игры и многое другое. От огромного разнообразия у нас самих разбегаются глаза, что тут говорить про детей. Много игрушек, действительно, очень полезных и привлекательных, а некоторые вызывают удивление и даже настороженность. Например, куклы с не пропорциональным телосложением и неестественным лицом.

Думаю, что роль игрушки для ребенка не только развлечь его, но и чему-то конкретному научить. С игрушкой наши дети познают мир, формируют свои идеалы, которые они потом пронесут через всю свою жизнь.

Поэтому, решила подготовить рассказ своим внукам о том, какие игрушки были в древности, какой смысл они несли в себе. Может эта информация будет полезна и вам. И так вот что я узнала.

Как давно появились первые игрушки

Детские игрушки существуют столько же, сколько существует человечество. Ребёнок тянется постигать мир глазами, на слух и, конечно, руками. Любой родитель постарается не допустить, чтобы ребёнок взял в руки опасный предмет, найдёт ему замену. Скорее всего, так и появились первые игрушки.

Из чего изготавливали игрушки в древности

В древности игрушки изготавливали из самых простых природных материалов: дерева, глины, ткани, травы и т.п. В этом плане весьма интересно утверждение древнего мыслителя Аристотеля. Он был уверен, что детям обязательно нужно делать природные игрушки, иначе они будут ломать вещи в доме.

Археологи нашли подтверждения изготовления игрушек в славянских поселениях ещё в IX веке. Их называли потешками. Такие игрушки пользовались большой популярностью на ярмарках и базарах того времени, конкурировали с иностранными, расписными сундуками и ложками.

Деревянные игрушки

Самые простые игрушки вырезали из дерева.

«Панки». Что это?

«Панки» — самый древний вид деревянной славянской игрушки. Фото для иллюстрации из открытого источника

«Панки» — самый древний вид деревянной славянской игрушки. Фото для иллюстрации из открытого источника

«Панки» - самый древний вид деревянной славянской игрушки. Материалом для них служил кусок ствола дерева, который называли «панг». Оказывается, что северные умельцы изготавливали их до начала XX века. Такие игрушки были похожи на древних идолов языческих славян и представляли собой фигурки зверей, птиц, человека.

«Разводы»

Были и более сложные деревянные игрушки, например, «разводы». На раздвижных планках закрепляли фигурки людей или животных.

«Тарахтушки»

«Тарахтушки» - погремушки. Делали шарики или коробочки из дерева или берёзовой коры, рога коровы или козы, пузырей домашних животных. В такие коробочки клали горошины или камушки.

«Ревуны»

«Ревуны» - производили звук пищания. Их делали из плодов акации или соломинок. Удивительно, читаю о ревунах и вспоминаю, что у нас в детстве были такие забавы. Мы с подругами использовали стручки желтой акации. Надо же, как долго жила старинная традиция, а мы даже не подозревали о ней.

«Кубарь»

«Кубарь» - деревянный шар или цилиндр на короткой ножке, прообраз современного волчка, юлы. Кстати, юла это наше славянское изобретение.

«Дзык» — похож на волчёк. В дырочки пуговицы вставляют тонкую палочку и заставляют крутиться. При этом образуется жужжание. Где-то я тоже это видела.

Другие деревянные игрушки

Еще были фурчалки, трещётки, пильщик, солдат с саблей, плясуны, кузнецы, козюлька, меленки, цыкалка и другие.

Разъёмная деревянная кукла

Отдельно хочу сказать об одной знаменитой кукле, ставшей символом всего русского. Это деревянная кукла Матрёшка. Форма такой разъемной куклы существовала очень давно, а вот Матрёшкой её окрестили значительно позже, возродив тем самым старинные традиции. У исследователей есть несколько мнений об этой удивительной кукле. Одни считали, что кукла, которая много раз открывается и имеет в своем составе семь тел, соответствует земле, имеющей семь сфер. Наши предки умели видеть эти тонкие тела и передали информацию в кукле. По-другому утверждение, семь тел куклы говорит о том, что семь поколений рода зависят друг от друга, сохраняют генетическую память и передают свой уникальный код. Поэтому очень важно хранить традиции предков и память своего рода. Ещё есть мнение, что эта кукла женского рода с большим потомством - символ Богини Жизни, продолжения славянского рода.

Почему деревянные игрушки полезны для ребёнка

Сын разработал деревянные наборы для развития мелкой моторики для дочки Марины. Дочка оценила. Такие же наборы сделал для группы Марины в детский сад. Были сделаны наборы на заказ. Фото из семейного архива и соцсетей

Сын разработал деревянные наборы для развития мелкой моторики для дочки Марины. Дочка оценила. Такие же наборы сделал для группы Марины в детский сад. Были сделаны наборы на заказ. Фото из семейного архива и соцсетей

Деревянные игрушки считаются самыми безопасными и экологически чистыми. Они гладкие и тёплые, что положительно влияет на восприятие ребёнка. Дерево имеет свойство успокаивать. Не зря советуют обнять дерево, чтобы получить успокоение и наполнить себя силой природы. (Один нюанс, надо знать, какое дерево выбрать!) Ребёнок, играя такими игрушками, «подзаряжается» энергией дерева. Простота игрушки способствует развитию воображения, даёт простор для творчества. Такие игрушки сложно сломать, поэтому они долговечнее современных пластиковых.

Глиняные игрушки

Среди глиняных игрушек известны: соловей, игрушки в виде хлебцов и др.

Соловей

Соловей — формой и размером игрушка соответствует яблоку. У неё носик, через который игрушку наполняют водой. Через дырочки при вдувании выходит воздух и начинает звучать мелодия.

Есть предположение, что глиняные свистульки сопровождали древние обряды. Их свистом отпугивали злых духов.

Игрушки в виде глиняных хлебцов

Такие игрушки были найдены в Рязани. Они наглядно и очень реалистично демонстрируют нам, как выглядел хлебный каравай в то время.

Чем полезны глиняные игрушки

Девочки любят работать с современными материалами для лепки. Фигурки у них получаются миниатюрные и выразительные

Девочки любят работать с современными материалами для лепки. Фигурки у них получаются миниатюрные и выразительные

Работа с глиной очень полезна для массажа активных точек на ладошках детей, развитии мелкой моторики. Сейчас много современных материалов для лепки: различные виды пластилина и глин.

Куклы

Куклы в древности делали из разных материалов: дерева, воска, глины, фарфора. Образ куклы стремились приблизить к реальному женскому облику.

Но кукла у славян была не только игрушкой ребёнка, она имела глубокий сакральный смысл. Подробнее об этом можно прочитать в моей статье: « Куклы это не игрушки? Сакральный смысл народных кукол. Кукла как формула мироустройства ».

Это, скорее всего, был идол и оберег. Такова, например, кукла Берегиня. Её располагали над крыльцом и окнами дома.

Позже появились куклы-лихорадки. Таких кукол шили набором 12 штук. На каждый из 12 месяцев от 12 болезней.

Самой популярной была кукла закрутка или мотанка. Её делали, свернув тряпицу в рулон и перетянув ниткой в местах головы и талии. Сверху из лоскутка делали для куклы платье.

Каждую девочку учили делать такую куклу из ткани, травы или соломы. Если семья была бедна, куклу делали из чурочки, обмотав её подручным материалом.

Играя с куклами, девочки познавали важные нравственные понятия, семейные и общественные правила поведения. Большую роль тут играл наряд куклы, как прообраз девочки, девушки, женщины. Ведь в нём была заложена информация о том, как вести себя и как одеваться соответственно возрасту, социальному статусу и семейному положению. В символике наряда была заложена информация даже о том, в какой местности проживает человек. Об этом у меня есть публикация: « Кокошник — визитная карточка женщины ».

На Руси существовала примета: если дети много времени проводят с куклами и игрушками, то в семье будет прибыль. Небрежное отношение к игрушке приводило в дом беду.

Предки верили в обережные свойства куклы и всячески поощряли детей играть ими. Куклы надёжно охраняли сон ребенка, поэтому любимая игрушка была с ним и днём и ночью.

Особенно прививали любовь к играм с куклами девочкам, потому что она символ продолжения жизни рода.

Чаще всего делали тряпичные куклы. В славянском доме таких кукол насчитывалось около сотни на все праздники и случаи жизни. Я уже несколько лет занимаюсь народными куклами, на моем счету пока только 34 вида кукол. Чем больше изучаю их, тем больше нахожу новые виды кукол и интересную полезную информацию.

Оказывается, уже с пяти лет дети учились делать самые простые куклы-мотанки и вместе с ними познавать мир. Потому, как кукла была наряжена, судили о вкусе маленькой мастерицы.

Еще один интересный факт. По специальной обрядовой кукле Девка-Баба судили о готовности девушки к замужеству. О том, какая сторона куклы выглядела более привлекательно, делали вывод, о чем больше думает девушка — о семье или нарядах и развлечениях. Об этом обряде и кукле Девка-Баба у меня есть публикация: « Два состояния женщины или как наладить отношения с супругом и детьми. Кукла Девка-Баба ».

Хочу обратить ваше внимание на то, что лицо этим куклам не прорисовывали. Существовало такое поверье, что кукла с лицом приобретает свою душу. Это могло повредить ребенку. Безликая кукла могла быть одновременно игрушкой для развлечения и безопасным оберегом.

Куклы сопровождали всю жизнь девочки-девушки-женщины. По древнему обычаю, если женщины почувствовала в себе зарождение новой жизни, то приступала к изготовлению специальной куколки-оберега для будущего малыша. Для каждого этапа жизни была своя особенная кукла со своим сакральным смыслом. Например, для детей по старше была кукла Каша. По ней девочек учили кашеварить.

Что несут современные игрушки нашим детям?

Теперь подведем итог. Как видите, для наших предков было очень важно не только развлекать ребёнка игрушкой, но и обучать с её помощью законам жизни, мироустройства, поддерживать связь с родом. Могут ли это обеспечить современные игрушки, чему они учат наших детей? Да, среди огромного разнообразия есть интересные экземпляры развивающих гаджетов. И они с большим успехом развивают ум ребёнка. Но, мы, же прекрасно понимаем, что для полноценной жизни этого не достаточно, необходимо развивать и разум. Могут ли это сделать сегодняшние магазинные игрушки?

Читайте также: