В старину на новогодних елках были разнообразные игрушки сладости сделанные из марципана

Обновлено: 08.05.2024

Елочные украшения в старину радовали не только глаз: большую их часть после праздника раздавали детям в подарок. Поэтому на елку вешали много сладостей и кукол.

Рождественская елка выступала в роли символической благодетельницы, почти живого существа: подарки полагалось принимать из ее «рук». В богатых семьях до революции существовал обычай «грабить елку»: детям разрешали наброситься на нее и сорвать с нижних веток игрушки и сладости. Дорогие и хрупкие украшения специально вешали высоко, но иногда и это их не спасало.

«Елка уже упала, и десятки детей взлезали друг на друга, чтобы достать себе хоть что-нибудь из тех великолепных вещей, которые так долго манили собой их встревоженные воображеньица», — описывал это буйство Салтыков-Щедрин в «Губернских очерках» (1856).

Вообще-то детей в то время воспитывали очень строго, наказывая даже за то, что они сутулятся или болтают ногами за столом. Но раз в году им позволялся такой «праздник непослушания».

Уж очень сильным переживанием было Рождество для маленьких: сперва их целый день не пускали в гостиную, где наряжали елку, потом двери отворялись — и глазам представало дерево, увешанное игрушками и залитое огнями свечей.

— Разрушение елки имело психотерапевтическое значение разрядки после пережитого долгого периода напряжения, — объясняет доктор филологических наук Елена Душечкина, автор книги «Русская елка». — В тех случаях, когда такой разрядки не было, праздник часто заканчивался разочарованием, слезами, долго не проходившим возбуждением.

Традиция украшать елку тем, что предназначено в подарок, сохранилась и после революции. В 1930-е годы на новогодних елках рядом с фигурками полярников и красноармейцев висели кулечки со сладостями.

На праздниках в детских садах и в учреждениях детям разрешалось снять с ветки машинку или мишку — обычно в награду за лучший карнавальный костюм или рассказанный стишок.

А в старину большинство елочных украшений были съедобными. Даже те, которые сегодня такими бы не показались — например, позолоченные грецкие орехи.

Журналист Николай Лейкин (1841–1906) вспоминал, что во времена его детства их раскалывали и сгрызали.

«Орехи давили дверьми. Трескотня шла по всей квартире».

Правда, ядрышки обычно оказывались испорченными. Торговцы оправдывались: «Помилуйте, да ведь свежих-то и не вызолотишь, позолота не пристанет. » Но это если красить орех краской. К концу XIX века, судя по мемуарам, орехи стали украшать по-другому: оклеивать фольгой. Кстати, название этого материала очень долго произносилось с ударением на первом слоге (как в польском языке, откуда оно заимствовано).

Антон Дельвиг в 1820-е годы рифмовал его с именем «Ольга», а в стихотворении Бориса Пастернака «Вальс со слезой» (1941) новогодняя елка предстает «в фольге лиловой и синей финифти».

Были и украшения, названия которых сегодня забыты. В основном это лакомства или упаковки для них.

Бонбоньерка — коробочка для конфет (от французского «bonbon» — конфета), которую вешали на ветку.

«На темном бархатном фоне зелени красиво выделялись повешенные бонбоньерки», — говорится в повести Лидии Чарской «Записки институтки» (1905).

Коробочки были маленькие: в книге Клавдии Лукашевич «Кузовок» (1912) детям предлагалось делать бонбоньерки из скорлупок ореха или каштана.

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.

Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Перед ра..светом на п..ляну л..жит..ся первый м..ро(з/с). (4) Что там только делает..ся, на л..сной (3) п..лян. Перед во(з/с)ходом со..нца, в полумрак.. м..ро(з/с) невидим.. рукой нач..на..т по всей полян.. ра(з/с)ст..лать белые х..лсты. Первые лучи со..нца (1) уб..рают (2) х..лсты и ост..ёт..ся з..лёное место. На г..лубом неб.. между з..л..тыми д..рев..ями (не)п..ймёшь, что творит..ся. Унос..т ветер сухие лист..я. Соб..рают..ся стайками мелкие птич..ки и несут..ся в тёпл.. далёк.. края.

Ветер з..ботливый х..зяин. За лето везде п..быва..т даже в самых густых м..стах (не) остав..т ни одного незнакомого листика. А вот ос..нь пришла – и з..ботливый х..зяин уб..ра..т свой б..гатый ур..жай.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(1) — фонетический разбор;

(2) — морфемный разбор;

(3) — морфологический разбор;

(4) — синтаксический разбор предложения

Перед ра..светом на п..ляну л..жит..ся первый м..ро(з/с). (4) Что там только делает..ся, на л..сной (3) п..лян. Перед во(з/с)ходом со..нца, в полумрак.. м..ро(з/с) невидим.. рукой нач..на..т по всей полян.. ра(з/с)ст..лать белые х..лсты. Первые лучи со..нца (1) уб..рают (2) х..лсты и ост..ёт..ся з..лёное место. На г..лубом неб.. между з..л..тыми д..рев..ями (не)п..ймёшь, что творит..ся. Унос..т ветер сухие лист..я. Соб..рают..ся стайками мелкие птич..ки и несут..ся в тёпл.. далёк.. края.

Ветер з..ботливый х..зяин. За лето везде п..быва..т даже в самых густых м..стах (не) остав..т ни одного незнакомого листика. А вот ос..нь пришла – и з..ботливый х..зяин уб..ра..т свой б..гатый ур..жай.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Поставьте знак ударения в следующих словах.

Свекла, звонит, арбуз, балуешься.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

В начале марта пробиваются из-под земли крокусы и подснежники.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) По мнению многих собака настоящий друг человека

2) Ваня что ты думаешь о чёрном щенке с белой грудью

3) Охотники говорят что для охоты нужно выбирать щенка с вытянутой мордой

4) Чёрный щенок с белой грудью отличается силой произнёс Ваня


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Давайте разучим к конкурсу бальных танцев венский вальс!

2) Ты Олег теперь будешь танцевать в паре с Таней.

3) Шагни вперёд с левой ноги и сделай поворот!

4) Олег занимается бальными танцами уже два года.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) По дорожкам бегут муравьи и тащат насекомых во много раз больше себя.

2) Целый день и даже ночь муравьи строят своё жильё.

3) Вода скатывается с круглой крыши и поэтому дождика муравьи не боятся.

4) Муравьиные тропинки петляют в траве и потом разбегаются по лесу.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)В старину на новогодних ёлках были разнообразные игрушки-сладости, сделанные из марципана. (2)Сладкие игрушки сусалили, то есть золотили или серебрили тонким слоем самого настоящего драгоценного металла. (3)Поэтому такие украшения для праздничного убранства ёлки стоили дорого.

(4)Слово «сусалить» почти исчезло из современного русского языка. (5)Зато остался Сусальный переулок в Москве недалеко от станции метро «Курская». (6)Наверное, когда-то там жили ремесленники, которые покрывали золотом или серебром какие-нибудь редкие украшения, различную церковную утварь или даже колокола. (7)Слово «сусалить», по мнению учёных, очень странное. (8)Из какого оно языка к нам попало, сказать трудно (9)Есть даже мнение, что из древнеиндийского языка. (10)Во всяком случае, сладости стран Востока, особенно халву, сусалят и в наше время. (11)А у Александра Блока есть стихотворение, которое называется «Сусальный ангел». (12)В нём поэт с грустью рассказывает про ёлочную игрушку-ангела из марципана, тающую на новогодней ёлке под жарким пламенем свечи.

(13)У слова «марципан» тоже есть свой секрет. (14)Хотя оно и пишется на разных языках по-разному, но произносится, оказывается, всеми народами почти одинаково.

(15)Есть предположение, что оно имеет арабское происхождение.

(16)Интерес к слову и изучение родного языка позволяют заглянуть в нашу историю, узнать, как жили наши предки, и понять, почему мы так сегодня говорим.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что слово «сусалить» не исчезло из русского языка? Запишите ответ.

(1)В старину на новогодних ёлках были разнообразные игрушки-сладости, сделанные из марципана. (2)Сладкие игрушки сусалили, то есть золотили или серебрили тонким слоем самого настоящего драгоценного металла. (3)Поэтому такие украшения для праздничного убранства ёлки стоили дорого.

(4)Слово «сусалить» почти исчезло из современного русского языка. (5)Зато остался Сусальный переулок в Москве недалеко от станции метро «Курская». (6)Наверное, когда-то там жили ремесленники, которые покрывали золотом или серебром какие-нибудь редкие украшения, различную церковную утварь или даже колокола. (7)Слово «сусалить», по мнению учёных, очень странное. (8)Из какого оно языка к нам попало, сказать трудно (9)Есть даже мнение, что из древнеиндийского языка. (10)Во всяком случае, сладости стран Востока, особенно халву, сусалят и в наше время. (11)А у Александра Блока есть стихотворение, которое называется «Сусальный ангел». (12)В нём поэт с грустью рассказывает про ёлочную игрушку-ангела из марципана, тающую на новогодней ёлке под жарким пламенем свечи.

(13)У слова «марципан» тоже есть свой секрет. (14)Хотя оно и пишется на разных языках по-разному, но произносится, оказывается, всеми народами почти одинаково.

(15)Есть предположение, что оно имеет арабское происхождение.

(16)Интерес к слову и изучение родного языка позволяют заглянуть в нашу историю, узнать, как жили наши предки, и понять, почему мы так сегодня говорим.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 13−15 текста. Запишите ответ.

(1)В старину на новогодних ёлках были разнообразные игрушки-сладости, сделанные из марципана. (2)Сладкие игрушки сусалили, то есть золотили или серебрили тонким слоем самого настоящего драгоценного металла. (3)Поэтому такие украшения для праздничного убранства ёлки стоили дорого.

(4)Слово «сусалить» почти исчезло из современного русского языка. (5)Зато остался Сусальный переулок в Москве недалеко от станции метро «Курская». (6)Наверное, когда-то там жили ремесленники, которые покрывали золотом или серебром какие-нибудь редкие украшения, различную церковную утварь или даже колокола. (7)Слово «сусалить», по мнению учёных, очень странное. (8)Из какого оно языка к нам попало, сказать трудно (9)Есть даже мнение, что из древнеиндийского языка. (10)Во всяком случае, сладости стран Востока, особенно халву, сусалят и в наше время. (11)А у Александра Блока есть стихотворение, которое называется «Сусальный ангел». (12)В нём поэт с грустью рассказывает про ёлочную игрушку-ангела из марципана, тающую на новогодней ёлке под жарким пламенем свечи.

(13)У слова «марципан» тоже есть свой секрет. (14)Хотя оно и пишется на разных языках по-разному, но произносится, оказывается, всеми народами почти одинаково.

(15)Есть предположение, что оно имеет арабское происхождение.

(16)Интерес к слову и изучение родного языка позволяют заглянуть в нашу историю, узнать, как жили наши предки, и понять, почему мы так сегодня говорим.

(13)У слова «марципан» тоже есть свой секрет. (14)Хотя оно и пишется на разных языках по-разному, но произносится, оказывается, всеми народами почти одинаково.

(15)Есть предположение, что оно имеет арабское происхождение.

В предложениях 13−15 найдите слово со значением «догадка, гипотеза». Выпишите это слово.

(1)В старину на новогодних ёлках были разнообразные игрушки-сладости, сделанные из марципана. (2)Сладкие игрушки сусалили, то есть золотили или серебрили тонким слоем самого настоящего драгоценного металла. (3)Поэтому такие украшения для праздничного убранства ёлки стоили дорого.

(4)Слово «сусалить» почти исчезло из современного русского языка. (5)Зато остался Сусальный переулок в Москве недалеко от станции метро «Курская». (6)Наверное, когда-то там жили ремесленники, которые покрывали золотом или серебром какие-нибудь редкие украшения, различную церковную утварь или даже колокола. (7)Слово «сусалить», по мнению учёных, очень странное. (8)Из какого оно языка к нам попало, сказать трудно (9)Есть даже мнение, что из древнеиндийского языка. (10)Во всяком случае, сладости стран Востока, особенно халву, сусалят и в наше время. (11)А у Александра Блока есть стихотворение, которое называется «Сусальный ангел». (12)В нём поэт с грустью рассказывает про ёлочную игрушку-ангела из марципана, тающую на новогодней ёлке под жарким пламенем свечи.

(13)У слова «марципан» тоже есть свой секрет. (14)Хотя оно и пишется на разных языках по-разному, но произносится, оказывается, всеми народами почти одинаково.

(15)Есть предположение, что оно имеет арабское происхождение.

(16)Интерес к слову и изучение родного языка позволяют заглянуть в нашу историю, узнать, как жили наши предки, и понять, почему мы так сегодня говорим.

(13)У слова «марципан» тоже есть свой секрет. (14)Хотя оно и пишется на разных языках по-разному, но произносится, оказывается, всеми народами почти одинаково.

Не настроено изображение

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что воробьи кормили попавшего в плен сородича? Запишите ответ.

(1)Воробьи — самые многочисленные представители птичьего племени, самые привязанные к человеческому жилью. (2)Собравшись в огромные стаи, крылатые.

Не настроено изображение

Почему Антарктида изображается на карте сплошным белым цветом? Запишите ответ.

(1)Есть на нашей планете удивительное место. (2)И не просто место, а целый материк — Антарктида. (3)Чем же оно так необычно?

(4)Антарктида — это, по сути, огромная ледяная гора толщиной в.

Не настроено изображение

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что во время путешествия по Италии Томасу Кориоту очень понравилась вилка? Запишите ответ.

(1)В 1608 году англичанин Томас Кориот побывал в Италии. (2)Во время путешествия он вёл дневник, в который записывал самые.

Не настроено изображение

Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что на деревню «упал мороз»? Запишите ответ.

(1)Филька запахнул тулупчик, выскочил на улицу и побежал к мельнице. (2)Казалось, воздух замёрз и между землёй и луной осталась одна пустота жгучая…

Не настроено изображение

Какой факт свидетельствует о том, что Антон Егорович был трудолюбивым человеком? Запишите ответ.

(1)Хозяин всегда говорил, что дикие звери, в отличие от домашних, более приспособленные и смелые.

(2)И вот Васька вместе с хозяином в зимовье в лесу. (3)Всего несколько.

Не настроено изображение

Какой факт свидетельствует о том, что Антон Егорович был трудолюбивым человеком? Запишите ответ.

(1)Антон Егорович всю жизнь делал для колхоза сани. (2)Он и дня не мог прожить без работы. (3)Но однажды этот великий труженик, из тех, на ком держался колхоз, заболел.

Не настроено изображение

Что, по свидетельству автора текста, представляли собой водяные часы? Запишите ответ.

(1)Ваше время истекло! (2)Откуда пошли эти слова? (3)Сразу и не догадаешься, что родились они в те далёкие времена, когда именно вода вела счёт времени.

(4)Водяные часы! (5)Когда-то.

Не настроено изображение

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что синичка свила гнездо для кладки яиц? Запишите ответ.

(1)Наш дом находился на краю посёлка. (2)Отсюда и до речки рукой подать, и до ореховой рощи: летом хочешь купайся, а хочешь — орехи собирай, вот тебе и.

Не настроено изображение

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Олимпия стала местом мирных сражений? Запишите ответ.

(1)В Древней Греции была область Элида, а в ней местность под названием Олимпия. (2)Что ни год, сюда приходила война. (3)И вот однажды она должна была.

Не настроено изображение

Какой факт свидетельствует о том, что оленёнок Гай вырос сиротой? Запишите ответ.

(1)Сразу после рождения маленький Гай остался без матери. (2)Весёлый оленёнок Гай вырос сиротой, потому что его мать случайно подстрелили охотники. (3)Пока он не мог заботиться о себе сам, его.

Не настроено изображение

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что дятел лечит деревья? Запишите ответ.

(1)Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. (2)Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено интересное дерево, мы услышали звук пилы.

Не настроено изображение

Какая тайна, по мнению авторов текста, связана с названием Тайницкой башни? Запишите ответ.

(1)Башен в Московском Кремле двадцать. (2)И они все разные: одни стройные и высокие; другие приземистые и широкие. (3)Есть башни с воротами, есть полностью закрытые; есть круглые, а.

Не настроено изображение

Почему пожарные во второй раз отпустили собаку в горящий дом? Запишите ответ.

(1)Бывает часто, что в городах на пожарах остаются в домах дети и их нельзя вытащить, потому что от испуга они спрячутся и молчат, а дым мешает их найти. (2)Для этой цели в Лондоне специально.

Не настроено изображение

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что быстрый бег зайца следует считать мастерством? Запишите ответ.

(1)Издавна принято считать, что трусливее зайца зверя нет, что он боится даже своей тени. (2)«Труслив, как заяц»,— так говорят про всякого, кто не.

Не настроено изображение

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, почему птиц назвали подорожниками? Запишите ответ.

(1)Погода испортилась на глазах: полчаса назад в рваные прорехи туч ещё заглядывало солнце, а тут вдруг закружились густые лохматые хлопья— будто там, наверху.

Не настроено изображение

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что М.В. Ломоносов преданно служил науке? Запишите ответ.

(1)В 1745 году Михаил Васильевич Ломоносов стал первым русским профессором. (2)До него в Петербургской академии наук все «научные должности» занимали.

Не настроено изображение

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, ворон Карп обладал прекрасным зрением? Запишите ответ.

(1)Ворон— предвестник беды, злое начало в сказке. (2)Но так ли это? (3)За что в старых сказках так изображается ни в чём не повинная птица, как и чёрный кот.

Не настроено изображение

Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что слово «сусалить» не исчезло из русского языка? Запишите ответ.

(1)В старину на новогодних ёлках были разнообразные игрушки-сладости, сделанные из марципана. (2)Сладкие игрушки сусалили, то есть золотили или.

Не настроено изображение

По каким признакам, по мнению автора текста, было выбрано место для строительства новой заставы-крепости? Запишите ответ.

(1)Кто едет-скачет на могучем коне узкой просекой в богатырских доспехах? (2)Кто зорко смотрит по сторонам? (3)Чью громкую речь слушают воины? (4)Из.

Не настроено изображение

Какой факт свидетельствует о том, что автор текста долго не могла простить подругу Машу? Запишите ответ.

(1)В детстве у меня была любимая кукла. (2)Я с ней никогда не расставалась. (3)Гуляла, ела, играла. (4)Я рассказывала ей о своих неудачах и радостях.

Не настроено изображение

Какой факт, по мнению автора текста, послужил тому, что колёса начали спорить? Запишите ответ.

(1)Жил на свете маленький велосипед, у которого было два колеса. (2)Одно из них было ведущим, а второе— ведомым. (3)Так как велосипед был неопытным, его колёса стали спорить, кто.

Не настроено изображение

Какой факт свидетельствует о том, что учитель был доволен успехами Тётки? Запишите ответ.

(1)Однажды перед ученьем хозяин погладил Тётку и сказал:

— (2)Пора нам, Тётка, делом заняться. (3)Довольно тебе бить баклуши. (4)Я хочу тебя учить, хочу из тебя артистку.

Не настроено изображение

Почему ягоды вишни, посаженной далеко от дома, были кислыми? Запишите ответ.

(1)Митя любил бывать у дедушки в саду. (2)Особенно ему нравились ягоды вишни, которая росла около дома.

(3)Однажды Митя забрался в дальнюю часть сада, где росла только крапива и старая вишня.

Не настроено изображение

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Люся обожала Олю? Запишите ответ.

(1)Люсю Катунину, свою подругу, Оля называла Люси.

(2)Люся обожала Олю, таскала за ней огромную папку с рисунками, готовила краски и мыла кисточки. (3) Хотя времени на.

Не настроено изображение

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что боровые птицы хотят поглубже зарыться в сугроб? Запишите ответ.

(1)В сугробе тепло. (2)Снег— один из самых лучших природных утеплителей. (3)До какой-то степени он сохраняет летнее тепло земли, тепло человека.

Не настроено изображение

Какой факт свидетельствует о том, что маме Насти не понравился цветок? Запишите ответ.

(1)Жила девочка Настя со своей мамой. (2)Однажды Насте подарили в горшочке цветок. (3)Она принесла его домой и поставила на окно.

— (4)Фу, какой гадкий цветок!— сказала мама.—.

Не настроено изображение

Какая вечерняя традиция была в семье Алёши? Запишите ответ.

(1)Алёшины родители обычно возвращались домой после работы поздно. (2)Он самостоятельно приходил из школы, разогревал себе обед, делал уроки, играл и ждал маму с папой. (3)Мальчик с раннего детства привык, что.

Не настроено изображение

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Саша был поражён мыслями младшего брата? Запишите ответ.

(1)Однажды Володя и его старший брат Саша шли лесом по чуть заметному следу какого-то человека. (2)Потоптанная им трава поднялась, вмятины, оставленные.

Не настроено изображение

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что волк спас хозяйку? Запишите ответ.

(1)На опушке леса в ветхом доме жила одинокая женщина. (2)Она переехала туда недавно из-за любви к природе.

(3)Однажды женщина услышала стрельбу и лай собак. (4)Она.

Не настроено изображение

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что галка понимала, в какой по счёту коробочке было последнее зерно? Запишите ответ.

(1)Многое умеют птицы: строить необыкновенно сложные гнёзда, защищать птенцов, отвлекать врага, находить.

Не настроено изображение

Почему лягушки перестали бояться мальчика, вылезли из канавы и продолжили своё пение?

(1)Раз мальчик подошёл к канаве, в которой громко кричали лягушки. (2)Увидев его, они замолчали. (3)Потом одна за другой попрыгали в воду. (4)Пока мальчик думал, как перебраться через.

Не настроено изображение

Что в поведении молодой вороны говорит нам о том, насколько она поражена действиями старой вороны?

(1)Молодая ворона ходила по берегу реки, разыскивала среди камешков пропитание. (2)Видит: у самой воды лежит крупная двустворчатая раковина-беззубка. (3)Слизняки внутри очень.

Не настроено изображение

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что муравьям достаётся от самой длинной травинки? Запишите ответ.

(1)В небольшом муравейнике, который находится на обрывистом берегу реки, кипит обычная деловая жизнь. (2)Муравейник со всех.

Не настроено изображение

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что чёрный аист— лесной отшельник? Запишите ответ.

(1)Чёрный аист— лесной отшельник: немногие видели его в лесу, не любит он напоказ выставляться, разве что когда в небе пари́ т. (2)Но.

Не настроено изображение

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что незнакомый зверёк оказался европейской норкой? Запишите ответ.

(1)Однажды зимним утром решил я сходить на мою любимую речку Щуровку. (2)Давно обрушился бревенчатый мост, некогда.

Не настроено изображение

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что «кузница» служила местом кормёжки не одному десятку поколений дятлов? Запишите ответ.

(1)Тихий пасмурный денёк с лёгким морозцем. (2)Снег пока неглубокий, пушистый и мягкий. (3)Мы стоим.

ВПР. Теория и практика

Елку поначалу украшали яблоками, лентами, бумажными розами и сладостями. Недаром же первые елки в России, как вы уже знаете, продавались в кондитерских магазинах! В XVIII веке в Эльзасе новогодние деревца украшали обрезками цветной бумаги и мишурой. А в 1775 году на елку в городе Страсбурге повесили посеребренные и позолоченные картофелины!

Первая елка со свечами появилась в 1815 году, а в 1882 году американец Джексон предложил использовать для освещения елок электрические лампочки. В России первая гирлянда электрических лампочек зажглась на рождественской елке в Царскосельском дворце в 1897 году. Огни на ней вспыхнули в тот самый миг, когда в зал вошли императрица Александра Федоровна и великая княгиня Ольга.



В наших магазинах уже в середине позапрошлого века продавались елочные украшения, сделанные из картона, папье-маше и стекла (стеклянные игрушки вошли в моду в 1850 году, когда в результате засухи во всей Европе не уродились орехи и яблоки, из-за чего пришлось искать им замену) . Но еще много лет в России было принято делать новогодние украшения своими руками. Дети вместе со взрослыми клеили бумажные гирлянды, золотили (с помощью тончайших листочков сусального золота) орехи и шишки, придумывали себе маскарадные костюмы.


огда мы встречаем Новый год? Наверно вы думаете, что этот праздник отмечали люди всегда зимой. Однако это не так. У древних народов празднование Нового года означало приходом весны, и отмечали его 1 марта. Гораздо позже встречали Новый год 1-го сентября. И только 1-го января повелел отмечать на Руси Новый год царь Пётр I. Это было очень давно. Пётр I повелел 1-го января поздравлять друг друга с Новым годом, выходить на улицу и стрелять в небо из своих ружей. И до сих пор мы стреляем вверх, но уже фейерверками и хлопушками. Также именно этот царь приказал всем наряжать хвойные деревья. Только игрушки тогда были очень простые – пряники, баранки, яблоки, кусочки ваты.… Вот откуда пришёл обычай наряжать ёлку. Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Верю - не верю». Я вам говорю традицию страны, а вы поднимаете ручку, если верите.
•Верите ли вы, что в Италии в новогоднюю ночь принято выбрасывать из окон стулья, цветочные горшки, одежду? (Да, это так. Чем больше выбросишь, тем больше богатства будет в наступающем году)
•Верите ли вы, что в Испании надо под бой курантов съесть 12 маслин? (Нет, виноградин. И тогда все загаданные желания исполнятся.)
•Верите ли вы, что на Кубе перед полуночью наполняют все сосуды в доме водой, чтобы ровно в 12 ночи вылить её из окна? (А это так. Кубинцы так желают, чтобы наступающий год был чистым и ясным.)
•А верите ли вы, что в Японии в Новый год надо плакать? (Нет, наоборот смеяться. Это самый весёлый японский праздник. Они считают, что если смеяться всю ночь, то 12 месяцев их ждёт удача.)
•Верите ли вы, что в Германии в полночь все люди залезают на столы, стулья, кресла? ( А это так! С последним ударом часов они впрыгивают в новый год.)

-Также у каждого народа есть новогодний волшебник и у нас это Дед Мороз. У него меховая шапка, седая борода, тёплая шуба, в руках посох, валенки, мешок с подарками. А помощница внучка Снегурочка, посмотрите на неё.


Мало кто помнит, что в России традиция украшать ёлку на Новый год прижилась с большим трудом. Обычай ставить в домах ель в праздник Рождества Христова появился в Северной Европе ещё в VIII веке. По одной из легенд, святой Бонифаций, обращая друидов в христианство, повелел срубить дуб, которому язычники поклонялись. Падая, дуб повалил все молодые деревья. Выстояла только ель. С тех пор ель стали считать деревом Христа, и она приобрела символическое значение в праздник Рождества. Сначала ёлки устанавливали безо всяких украшений. В XVI веке появилась традиция украшать макушку ели восьмиконечной вифлеемской звездой, а ветви яблоками и восковыми свечами.

В Россию эту традицию привёз из Германии Пётр I. Но как император ни пытался привить этот обычай, ничего не получалось. После смерти Петра традиция практически исчезла и возродилась только при Екатерине II, немке по происхождению. Но и в этот период украшением рождественской ёлки занимались только дворяне: простой люд относился к этому дереву с предубеждением, поскольку его ветками выстилали покойным дорогу в последний путь. Кроме того, часто ёлки ставили на крыши питейных заведений, чтобы желающие выпить видели трактир издалека. Это тоже мало способствовало тому, чтобы русские люди признали ель священным деревом.

Свечи и ангелы из ваты


На Руси первые ёлочные игрушки делали из тряпок, соломы, цветных ленточек, а уже позднее из бумаги и фольги. Появились специальные картонажные мастерские по производству ёлочных игрушек. В конце XVIII века зажиточные люди стали привозить стеклянные ёлочные шары из Германии, и вскоре российские стеклодувы тоже освоили производство таких игрушек. Первые шары были тяжёлыми и очень дорогими: они были по карману только состоятельным людям.

Повсеместным обычай наряжать ёлку стал только в последней четверти XIX века. Ёлки на праздник украшали настоящими конфетами, орехами, фруктами и пряниками, а также гирляндами из флажков и бусами из стекла и бумаги. Дети сами мастерили фигурки ангелов из бумаги и картона, раскрашивали их карандашами и красками.

К рубежу XIX и XX веков в русских домах перестали вешать на ёлку настоящие сладости и фрукты, потому что они были слишком тяжелы для дерева, да и не каждый мог себе это позволить. Поэтому конфеты и яблоки стали заменять игрушками из ваты, которые задержались в России в качестве ёлочных украшений на десятки лет. Ватные фигурки зверей и кукол-барышень, ремесленников и солдат накручивали на проволочный каркас, покрывали лаком и раскрашивали. Ещё игрушки делали из выпуклого тонированного картона: фигурки склеивали из двух половинок, чтобы, когда они раскачивались на ёлке, со всех сторон они выглядели одинаково. На ёлках можно было встретить игрушки из папье-маше и даже фарфора.


«На ветви ели устанавливали 12 горящих свечей в честь апостолов, — рассказывает сотрудник Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Татьяна Маркина . — Дети вместе со взрослыми водили вокруг рождественского дерева хоровод, танцевали и пели песни. Свечи создавали пожароопасную ситуацию, и случаи возгорания рождественских елей возникали нередко».

«Подарки клали, к удивлению, на само дерево. А под ним ставили ушат с водой. Это было сделано специально, ведь ёлки часто загорались из-за того, что между ветками крепили настоящие свечки», — рассказывает Альбина Андронова, директор выставочного зала общественного центра Кировского района Перми.

В начале века, перед революционными смутами, было принято золотить шишки. Игрушками становились обычные бублики. Новогоднюю ель, которую устанавливали чаще всего в центре зала, украшали разноцветными кружевами. На ёлке крахмалили кружева, почти все игрушки делались своими руками. К слову, в магазинах даже продавались наборы ёлочных украшений «handmade» для всей семьи.


Айболит и пионер на ёлке

«В постреволюционной России первые годы рождественская традиция держалась по инерции, пока не была запрещена как буржуазная в 1925 году, — рассказывает Татьяна Маркина. — Возобновили новогодние ёлки только через 10 лет по предложению Максима Горького, поддержанному Сталиным. Ёлки перестали связывать с рождественской традицией, и христианская тематика из ёлочных украшений стала исчезать».

Первые советские игрушки начали производить на заводе в городе Клин. Каждый шарик делался вручную стеклодувом, затем расписывался художником.

«Действительность заставляла делать игрушки, максимально приближённые к реальности. Например, герои литературных произведений, лётчик, медсёстры, дети на санках. Были популярны украшения с советской атрибутикой — серп и молот или звёзды», — говорит Андронова.


Были и красноармейцы, матросы, « Маши-пионерки » , представители народов СССР в традиционных костюмах (набор « Дружба » ), самолёты, дирижабли и флажки. Не потеряли свою популярность бумажные игрушки из папье-маше: рыбки, барабанчики и многое другое.

Однако советский период по-своему обогатил новогодние сюжеты: на новогодней ёлке появились не только моряки и пионеры, но и такие герои русских народных сказок, как Красная Шапочка, Серый Волк, Иван-царевич, Жар-птица, доктор Айболит и многие другие. Обычно эти фигурки делали из стекла с ножкой в виде металлического зажима, которым они крепились к еловой ветке.


Военные времена

Великая Отечественная война сильно повлияла на празднование Нового года. Вместо игрушек стали вешать ватные украшения, замотанные ниточками, а также колечки, вырезанные из газет. Многие поделки, особенно на Урале, изготовляли из солёного теста. Порой просто вешали бумажные фотографии родственников или любимого человека.


Среди новогодних подарков — кусок мыла, варежки, шерстяные носочки. Самым «большим» презентом были банка варенья, кисет для табака, валенки или унция керосина.

Новогодние украшения.

Кстати, популярными ёлочными игрушками военных лет являлись парашютисты. Делали их очень просто: к обычной игрушке нитками-стропами привязывали кусочки ткани. Появились бойцы на фронте, партизаны во вражеском тылу, вместо фейерверков — сигнальные ракеты, а из гильз делали яркие гирлянды.

Огурчики и кукуруза

«Послевоенное время — это отдельная песня. Сталин выпустил распоряжение, чтобы люди праздновали Новый год очень широко. Сергей Михалков придумывает образ Снегурочки! И пошло дело», — улыбается Альбина Андронова.

Во многие советские квартиры на смену живой ёлке пришла искусственная. Началось изготовление стеклянных бус, звёзд с колбами, новогодних масок (которые, к слову, пришли в народ из фильма «Карнавальная ночь»).


В период правления Хрущёва , когда народ массово осваивал целину, выпускались игрушки сельскохозяйственной тематики: огурцы, кукуруза, помидоры, виноград и так далее.

Стоит отметить, что бытовые условия повлияли и на празднование Нового года. В коммуналках на окно клали маленькие ёлочки с миниатюрными игрушками. Необычные украшения быстро прижились у жителей и выпускались вплоть до 1980-х годов.

Но в то же время на праздники люди стали выходить на улицы. Площади и скверы всех городов украшали ёлками и гирляндами. В связи с этим делали большие игрушки из толстого стекла. Один из символов той эпохи — снеговик.


Рождество возвращается

В постсоветскую эпоху ёлочные игрушки стали делать не только из традиционных, но и из современных материалов. Такие украшения удобно хранить и можно доверить ребёнку, чтобы он наряжал ёлку самостоятельно, не боясь, что малыш разобьёт игрушку и порежется. Новогодние сюжеты потеряли идеологическую окраску, но вместе с ней ушло и былое разнообразие идей и форм. Модные дизайнерские поветрия стали диктовать новые условия для производства «правильных» новогодних игрушек.

При украшении ёлки всё реже стали помещать звезду на верхушку. Появились пластиковые ангелочки и другие католические украшения. Вместо хлопушек — пиротехника. Горожане потихоньку осваивают символы года по лунному календарю. Тигр, козочка, змея или лошадка — ежегодный гость на ели.

Читайте также: