В старшей группе мальчик хорошо пересчитывал игрушки стоящие в одном ряду

Обновлено: 28.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект занятия № 16

«Помощь зайчику»

( Сравнение рядом стоящих чисел в пределах 5. Знакомство с цифрой 4. Определение направления движения. Последовательность дней недели.)

для детей группы общеразвивающей направленности, в возрасте от 5 - 6 лет

Дата: 18.12.18 г.

Образовательная область : Познавательное развитие

Занятие: ФЭМП

Приоритетное направление : Познавательное развитие, интегрируется с физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Цель: развитие умения сравнивать числа в пределах 5..

Образовательные:

- Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 5 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…».

- Познакомить с цифрой 4.

- Продолжать учить определять направление движения, используя знаки – указатели направления движения.

- Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Развивающие:

- Развивать мышление, внимание, память.

- Развивать словарный запас детей.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к математике через игру.

- Воспитывать умение понимать учебную задачу.

Предварительная работа: игровые упражнения – «Строим лесенку» , «Покажи цифру» .

Формы работы: Индивидуальная, групповая, совместная деятельность воспитателя с детьми.

Словесные : вопросы к детям, игровое упражнение «Дни недели».

Наглядные : Наборное полотно с 5 полосками, 15 квадратов одного цвета, 4 квадрата другого цвета, матрешка, 2 набора числовых карточек с изображением от 1 до 7 кругов двух цветов, план пути с указанием ориентиров и направлений движения.

Практические : физкультминутка, Игровые упражнения: «Строим лесенку», «Дни недели, стройтесь», «Собираем друзей на помощь».

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная.

Индивидуальная работа: Раздать детям 4 полоски и пять квадратов в игровом упражнении «Строим лесенку».

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: Наборное полотно с 5 полосками, 15 квадратов одного цвета, 4 квадрата другого цвета, матрешка, 2 набора числовых карточек с изображением от 1 до 7 кругов двух цветов, план пути с указанием ориентиров и направлений движения.

Раздаточный материал:

Мотивация: помощь зайчику.

Ход занятия:

I .Вводная часть. Мотивационный момент:

Воспитатель: (дети стоят на ковре) Отгадайте загадки, слушайте внимательно, постарайтесь отвечать быстро и правильно.

Один, два, три, четыре, пять,

Можно все пересчитать,

Шесть, семь, восемь, девять, десять —

Сосчитать, измерить, взвесить.

Сколько в комнате углов,

Сколько ног у воробьев,

Сколько пальцев на ногах,

Сколько пальцев на руках,

Сколько рог у двух коров,

Сколько хвостов у пяти ослов!

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я шла к вам в детский сад, мне по пути встретился зайчик. Он был очень грустным и рассказал мне про свою беду. Дело в том, что во время сильной метели в лесу зайчишка потерял свою маму и теперь он остался совсем один, ему очень страшно и одиноко. Ребята, поможем зайчишке найти свою маму! (ответы детей)

II .Основная часть.

Игровое упражнение «Строим лесенку».

На наборном полотне на 5 полосках выложены квадраты одинакового цвета (от одного до пяти).

Воспитатель обращает внимание детей на верхнюю полоску и уточняет: «Сколько квадратов на первой полоске? Сколько квадратов на второй полоске? Какое число больше: два или один? Какое число меньше: один или два? На сколько число два больше числа один? На сколько число один меньше числа два?»

По мере выяснения отношений между рядом стоящими числами воспитатель заменяет последний квадрат на каждой полоске на квадрат другого цвета (чтобы было видно, что последующее число увеличилось на один).

Воспитатель вместе с детьми ведет матрешку по ступенькам и считает: «Один, один и один —два, два и один —три… Что мы делаем, когда считаем от одного до пяти?» (Каждый раз к числу добавляем еще один.)

Подвижная игра «Дни недели, стройтесь».

Воспитатель загадывает загадки о днях недели и предлагает детям найти карточки с таким количеством кругов, которое показывает последовательность дней недели:
Первый день большой недели,
Трудовой день, не бездельник,
Как зовется… (понедельник).
Прокричал усатый дворник:
«День второй в неделе (вторник)».
Третий день не ерунда,
Как зовется он… (среда).
День четвертый лень отверг,
Как зовется он… (четверг).
Пятый день – опрятница,
Как зовется… (пятница).
День шестой – конец работы,
Как зовется он… (суббота).
А седьмой день – всем веселье
Как зовется… (воскресенье).

По мере отгадывания загадок на доске вывешиваются соответствующие карточки с кругами. Дети повторяют названия дней недели.

Группа делится на подгруппы по семь человек. Каждая подгруппа берет карточки с кругами определенного цвета.

Дети под музыку двигаются по кругу, по ее окончании каждая подгруппа составляет свою неделю, начиная с понедельника и заканчивая воскресеньем. Затем путем переклички проверяется правильность выполнения задания.

Игра повторяется 2–3 раза со сменой карточек.

Игровое упражнение «Собираем друзей на помощь»

- Ребята, смотрите, сколько друзей зайчика встретилось нам на пути. Сколько друзей пришло?

- Нам встретился 1 друг зайчика.

- Какой цифрой можно обозначить число один ?

- Можно обозначить цифрой 1 .

- Хорошо, выложите перед собой на столе карточку с цифрой 1 . Посмотрите, к нам пришел волчонок. Сколько друзей теперь стало?

- Какой цифрой можно обозначить число 2 ?

- Обозначить можно числом 2 .

- Правильно, выложите карточку с цифрой 2 . А вот и бельчонок пришел на помощь. Сколько друзей?

- Выкладывайте карточку с цифрой 3 . А теперь скажите, сколько всего зверят?

- Правильно, всего 4 зверят. Ребята, на что похожа цифра 4 ?

- Цифра 4 похожа на стул .

- Дети, найдите карточку с цифрой 4 и положите в ряд с другими цифрами , называя их по порядку

- А теперь напишем в воздухе цифру 4 пальчиком . Хорошо, а теперь покажите цифрой , сколько ножек у стола?

- У стола 4 ножки

- Сколько углов у квадрата?

- У квадрата 4 угла.

- Сколько лапок у зайчонка?

- У зайчонка 4 лапки.

- Вы порадовали меня, ребята, внимательно слушали и все делали правильно, поэтому нам удалось выполнить задание.

Дидактическая игра «Поможем зайчишке найти свою маму»

- Ребята, мы с вами близки к цели. Смотрите, что зверята нашли в лесу и принесли к нам в группу . Что это? Это схема пути, по которому можно найти маму у зайчишки. Давайте подробно рассмотрим схему и поможем зайке найти его маму, чтобы они снова смогли встретиться. Ваша задача – подробно объяснить зайчишке, как пройти к маме, называя ориентиры и направление движения. Готовы? Зайчику нужно пройти прямо мимо пенька, теперь направо мимо трех елочек, затем налево через мост и прямо к норке мамы зайчихи.

Ребята, посмотрите, а вот и мама Зайчиха! Мы помогли найти зайке свой дом. Вы были все очень внимательны, никто не ошибся. Мне очень понравилось, как вы работали сегодня на занятии.

III .Заключительная часть

Воспитатель : Ребята, кому мы сегодня помогали? Мы смогли ему помочь?

Подобрать из собственного или передового педагогического опыта по 3 педагогических ситуаций, где педагог провел правильную воспитательную работу и по 3 педагогических ситуаций, где педагог повел себя некорректно по отношению к воспитаннику. К каждой ситуации должен быть анализ

Алгоритм анализа педагогической ситуации

Характеристика педагогической системы

1. Назовите условия и обстоятельства, при которых происходит действие.

2. Дайте оценку уровня развития педагогической системы.

3. Каковы особенности учебно-воспитательного процесса в этой системе?

Выявление объектов и субъектов воспитания

1. Определите, какую позицию по отношению друг к другу занимают участники ситуации.

2. Дайте характеристику: индивидуальные и личностные особенности, цели, мотивы поведения в данной ситуации.

Характеристика взаимоотношений субъектов

1. Определите стили отношений, руководства, общения педагога.

2. Дайте характеристику особенностей межличностных отношений в детском коллективе.

3. Оцените особенности взаимодействия педагога с детским коллективом.

Формулирование педагогических проблем и педагогических задач:

1. Сформулируйте цели воспитания в данной педагогической системе.

2. Определите проблему, возникшую в этой педагогической ситуации.

3. Конкретизируйте задачу, которую следует решить.

Алгоритм решения педагогической задачи

Выдвижение гипотезы:

1. Выбор направления действий педагога, видов деятельности, общих методов воспитания.

2. Прогнозирование их результативности.

3. Рассмотрение различных вариантов действий педагога.

Выбор оптимального варианта действий педагога:

1. Выбор методов педагогического воздействия.

2. Определение соответствующих методических приемов.

3. Выбор организационных форм.

4. Подбор условий, способствующих решению задачи.

Детализация: продумывание оперативной структуры действий педагога.

Анализ предполагаемых результатов: характеристика изменений, которые должны произойти в педагогической системе благодаря решению задачи.

Педагогическая задача 1

В старшую группу пришел Володя, мальчик тихий, аккуратный, вежливый. Он ни с кем не дружил, любил играть один. Принесут новые игрушки, возьмет одну и сразу забьется с ней в уголок. Воспитатель задумалась: в чем дело? Познакомилась она с семьей ребенка, и оказалось, что у Володи дома мало игрушек. Не занимаются там этим, да и материальные возможности не позволяют. Вот мальчик и рад любой, какая попадется. Застенчив, играть привык в одиночестве.

Воспитатель начала поручать другим детям приглашать Володю играть, давала ему разнообразные поручения, назначала вожаком в играх. Заметив, что мальчик умеет мастерить, подключала его к ремонту игрушек. Всегда старалась отмечать перед детьми Володины успехи.

ОТВЕТ

Старшие дошкольники, соотнося себя со сверстниками, ориентируются на те оценки, которые дают ему и его друзьям, и приятелям воспитатель.

Влияние коллектива сверстников на социализацию старшего дошкольника проявляется по-разному.

Например, старший дошкольник, встречая понимание со стороны друзей, может укрепиться в своих интересах и склонностях. Процесс обогащения друг друга различными сведениями способствует активизацию личностного роста ребенка и могут дать толчок для возникновения у одного из них интереса к той сфере деятельности, которая прежде не привлекала его внимания.

Однако, в то же время общение в коллективе сверстников может разрушать и гасить уже имеющиеся у детей старшего дошкольного возраста интересы и склонности.

В коллективе сверстников старший дошкольник получает возможность реализовать себя и внутренне, и внешне. Внутренняя самореализация заключается в том, что в компании сверстников ребенок ощущает себя равным, принятым, а значит и ценным.

Как мы видим в этой ситуации, социально-педагогическая деятельность данного воспитателя, направленная на социализацию детей старшего дошкольного возраста посредством взаимодействия с коллективом сверстников, включает в себя следующие направления работы:

1. Создание в группе детского сада предметно-игровой среды, соответствующей возрасту детей.

2. Организация воспитателем эмоционально-благоприятной атмосферы в группе детского сада и осознание им важности вопроса социализации ребенка в коллективной деятельности.

3. Интегрирование игр с методами и приемами, содержащими игровую ситуацию и направленными на социализацию детей.

Для успешной социализации Володи в коллективе сверстников воспитатель сочетает прямые и косвенные способы влияния на все виды деятельности детей.

Косвенные способы подразумевают использование стимулирования самостоятельности старших дошкольников в игре с помощью бесед, рассказов, экскурсий.

Прямые способы применяются воспитателем при появлении трудностей в коллективной деятельности воспитанников и заключаются в использовании идей, предложений с непосредственным участием воспитателя.

На мой взгляд, решение ситуации с учетом такой компетенции педагога как способность осуществлять развитие с учетом социальных, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка подразумевает создание программы сопровождения социализации коллектива детей в игре и использование в ней следующих методов и приемов совместной деятельности:

Все перечисленные методы и приемы имеют единую цель – развитие у ребенка старшего дошкольного возраста социальных качеств, например, развитие сотрудничества, эмпатии, рефлексии и т.д.

Педагогическая задача 2

Вова (3 года 6 мес.) охотно ходит в детский сад. Но однажды он закапризничал. Бабушка раздевает его в вестибюле, а он кричит, топает ногами.
Воспитатель попробовала заговорить с мальчиком, но он даже не посмотрел в ее сторону. Она попросила бабушку уйти домой. Бабушка ушла, а Вова продолжал кричать. Тем, кто был в вестибюле, воспитатель сказала:
— Как это случилось, что вместо Вовы бабушка привела к нам другого мальчика? Вова так никогда не плакал и не кричал.
Тут Вова перестал плакать, посмотрел на всех и авторитетно заявил:
— Нет, я Вова.
— Если ты Вова,— сказала воспитатель,— то сейчас разденешься и придешь в группу.
Минут через десять он вошел в группу, и воспитатель послала его умываться.
— А теперь я Вова? — спросил мальчик.

ОТВЕТ

Педагог подошла к решению данной проблемы профессионально, использовав при этом весьма креативный подход с точки зрения организации сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса. Как оказалось, используемые педагогом методы и приемы, весьма эффективны.

К четырем годам ребёнок уже может заранее в уме представить себе тот результат, который хочет получить, приступая к какому-либо делу. Это знаменуется переходом от случайных манипуляций к целенаправленным действиям.

Я считаю, что взрослый должен облегчить этот переход, постоянно интересуясь, что сделал ребёнок, что он делает, и что собирается делать, помогая детям довести задуманное ими до конца, одобряя полученный результат. Наиболее благоприятная среда для психического развития и воспитания ребёнка младшего возраста – это семья, где его окружают родные любящие люди, которые заботятся о нем, а в детском образовательном учреждении важно, чтобы педагогический процесс способствовал полноценному психическому развитию каждого ребенка.

В данном случае воспитателю помогут такие технологические операции создания ситуации успеха как:

• снятие страха (выраженное в словах: «Не бывает ошибок только у тех, кто ничего не делает…» и др.);

• авансирование успешного результата («Ты справишься с этим…», «У тебя это обязательно получится, и я нисколько в этом не сомневаюсь…»);

• латентное (скрытое) инструктирование ребенка о способах выполнения («Наверное, лучше всего начать с, а затем …», «Ты, конечно же, не забудешь о …» и др.);

• персональная исключительность («Только на тебя я и могу положиться», «Только ты и сможешь предложить…» и др.);

• мобилизация активности, педагогическое внушение («Не терпится узнать, что же у тебя получится», «Ты делаешь так необычно, аккуратно…» и др.);

• высокая оценка определенной детали («Здорово придумал…», «Тебе особенно удалось…», «Самое замечательное в твоем ответе…», «Так чудно…», «Мне интересно твое предположение…», «Это выглядит здорово!», «Это что-то особенное!» и др.)».

Созданные условия дают реальную возможность для каждого ребенка пережить замечательное чувство успеха, преодолеть неуверенность, самоутвердиться в собственных глазах, глазах сверстников и родителей.

В какой возрастной группе ставится задача «Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам»?

а) в младшей группе;

+б) в средней группе;

в) в старшей группе;

г) в подготовительной к школе группе.

3. Какой вид счета дети дошкольного возраста осваивают первым?

г) счет по кругу.

На занятие по математике «приходят» медведь и кукла, они приносят много игрушек. Воспитатель спрашивает: «Кто больше принес игрушек – медведь или кукла?». Все игрушки, принесенные медведем, дети выставляют в ряд. Потом им предлагается к каждой игрушке, которую принес медведь, ниже или выше ее, поставить одну игрушку, принесенную куклой. Игрушки ставятся попарно. Теперь видно, где игрушек больше, а где меньше. «Кто принес больше игрушек? Кто принес меньше игрушек?». В какой группе при ознакомлении с множествами детей учат использовать приемы накладывания и прикладывания?

+а) в младшей группе;

б) в средней группе;

в) в старшей группе;

г) в подготовительной к школе группе.

5. К какому типу относится арифметическая задача: «В кор­зине лежит пять грибочков, что на два грибочка больше, чем их лежит на столе. Сколько грибочков лежит на столе?»

а) на нахождение суммы и остатка;

б) на разностное сравнение чисел;

в) на отношение боль­ше (меньше) на несколько единиц;

+г) проблемная (косвенная) задача.

6. Воспитатель предлагает ребенку докончить задачу, придумав к ней вопрос с последующим решением задачи: «Из гаража выехали 4 машины, две сломались». Ребенок продолжает: «Их починили, и они поехали дальше». Вторая задача: «Сестра съела три конфеты, а брат – одну. Сколько конфет они съели вместе?». Ребенок не решает этой задачи. Он спрашивает: «Почему сестра съела так много конфет одна и не поделилась с братом? Сестра была жадная?». Определить причину, по которой ребенок не воспринял задачу?
а) невнимательно слушал воспитателя;

б) текст задачи непонятен ребенку;

+в) ребенок прежде всего ориентируется на реальные события, а числовые данные и условия арифметической задачи имеют для него второстепенное значение;

г) ребенок не знает структуру арифметической задачи.

7. На занятие воспитатель принес куклу и предлагает угос­тить ее конфетой, печеньем. Раздается стук в дверь, и в гости к детям приходит заяц. Детям предлагается подумать, как можно угостить куклу и зайца, если есть только одно печенье, конфета и апельсин. Дети предлагают все разделить пополам. Какая программная задача решалась в опи­санном фрагменте занятия?

а) обучение составу числа из единиц;

+б) обучение делению целого на части;

в) обучение составу числа из двух меньших чисел;

г) обучение порядковому счету.

Воспитатель обсуждает с детьми прочитанные сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», количество героев, порядок их появления. С какой целью проводилась эта работа?

+а) упражнение в количественном и порядковом счете;

б) упражнение в деление целого на части;

в) закрепление представлений о геометрических фигурах;

г) закрепление представлений о временах года.

9. К какому типу относится арифметическая задача: «На прогулку дети взяли четыре больших мяча и один маленький. На сколько больше взяли больших мячей, чем малень­ких?»

а) на нахождение суммы и остатка;

+б) на разностное сравнение чисел;

в) на отношение боль­ше (меньше) на несколько единиц;

г) проблемная (косвенная) задача.

10. Воспитатель организовал игру «Помоги бычку попасть домой». Бычок потерялся и не мо­жет попасть домой. Он встречает в лесу зверюшек (мышку, ля­гушку, собаку, кошку и др.), которые обещают ему помочь, если он правильно выполнит их задание. Например, Лягушка: «Промычи столько раз, сколько раз я проквакаю». Дети играют роли зверей.С какой целью проводилась игра?

а) развитие представлений о форме предметов и геометрических фигурах;

б) развитие представлений о величинах;

+в) развитие количественных представлений;

г) развитие представлений о времени.

В какой возрастной группе детей начинают знакомить с цифрами?

а) в младшей группе;

+б) в средней группе;

в) в старшей группе;

г) в подготовительной к школе группе.

В какой возрастной группе начинается знакомство с порядковым счетом в пределах 10, сравнение чисел по месту, которое они занимают в числовом ряду?

а) в младшей группе;

б) в средней группе;

+в) в старшей группе;

г) в подготовительной к школе группе.

13. Научить детей дошкольного возраста отсчитыванию это значит - …

+а) научить считать;

б) научить выделять из большего количества указанное количество;

в) научить отбирать из группы предметов несколько предметов;

г) научить отбивать, отстукивать чем-либо ритм при счете.

От чего зависит результат порядкового счета?

а) от скорости счета;

+б) от направления счета;

в) от способа счета (единицами, парами, тройками, пятками и др.);

г) от вида наглядного материала.

В какой возрастной группе решается следующая задача формирования элементарных математических представлений «Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного»?

+а) в младшей группе;

б) в средней группе;

в) в старшей группе;

г) в подготовительной к школе группе.

К какому типу относится арифметическая задача: «В Машину чашку с чаем мама положила две ложки сахара, а в большую чашку папы – на одну ложку сахара больше. Сколько сахара положила мама в чашку папы?»

а) на нахождение суммы и остатка;

+б) на отношение боль­ше (меньше) на несколько единиц;

в) на разностное сравнение чисел;

г) проблемная (косвенная) задача.

17. На одном из первых занятий по составлению арифметичес­ких задач детей просят повторить составленную задачу. Коля повторяет задачу так: «У Ларисы было 3 кубика, один она отдала Сереже. 3 минус 1. У Ларисы осталось 2 кубика». Какой структурный компонент арифметической задачи пропустил мальчик?

18. Воспитатель предложил детям посмотреть на наборное полотно, на верхней полоске которого 5 яблок. «Одно яблоко упало. Мы поместили его на нижнюю полоску. Сколь­ко яблок на верхней полоске? Сколько яблок на нижней полоске? Сколько всего яблок? Из каких чисел можно составить число 5?» – спрашивает воспитатель. Вызванный ребенок отвечает: «Число 5 можно составить из 1-го яблока и 4-х». Далее воспитатель пе­реносит еще 1 яблоко с верхней полоски на нижнюю и задает те же вопросы. Какая программная задача решалась в опи­санном фрагменте занятия?

+а) обучение составу числа из единиц;

б) обучение делению целого на части;

в) обучение составу числа из двух меньших чисел;

г) обучение порядковому счету.

С какой целью воспитатель организует игры «Считай дальше», «Считай обратно», «Назови соседей числа»?

На занятии по развитию движений в младшей группе воспитатель объясняла новое упражнение, состоящее из нескольких элементов: вытянуть обе руки вперед, затем одну поднять вверх, другую отвести в сторону.

Когда было предложено детям выполнить это упражнение, то оказалось, что они не могли воспроизвести его.

Тогда педагог сам показал все элементы движения, но и при этом условии дети воспроизводили правильно только часть упражнения — начало или конец.

ОТВЕТ

В настоящее время важным является положение о том, что физическое воспитание дошкольников должно носить в первую очередь, оздоровительную направленность. Реализация этого положения должна базироваться, во-первых, на знании анатомо-физиологических особенностей детей дошкольного возраста, во-вторых, на учете индивидуальных особенностей каждого ребенка. Известный принцип медиков - «Прежде всего - не вреди!» должен быть положен и в деятельность руководителей физического воспитания дошкольников.

В 3-4 года отмечается дальнейшее совершенствование центральной нервной системы. Это повышает уровень произвольности движений, увеличивается быстрота реакций. Преобладание процесса возбуждения над торможением приводит к большей интенсивности движений ребенка, неравномерности темпа и ритма. Двигательные умения, вновь формируемые у детей, не прочны и требуют многократных повторений, даже если упражнения не сложны по своей структуре. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко распространяются. Внешне это выражается в том, что дети делают много лишних движений, становятся суетливы, много говорят или, наоборот замолкают. Состояние оптимальной возбудимости часто нарушаются в сторону повышения. Данное упражнение подходит для воспитанников старшей и подготовительной групп. Поэтому не может обеспечивать достижения воспитанниками младшей группы положительных результатов обучения. Требования по качеству выполнения движений необходимо повышать с учетом возраста детей.

Так как для детей младшего дошкольного возраста основной вид деятельности – игра, поэтому при составлении перспективного плана по физической культуре целесообразно рекомендовать педагогу использовать подвижные игры и игровые упражнения, которые не только стимулируют двигательную деятельность ребенка, но и способствуют развитию и совершенствованию основных движений.

Педагогическая задача 1

Шестилетней Марине было очень весело: наконец-то упросила маму заплести ей косички. Это ничего, что они маленькие, что не все волосы схвачены ими. Зато их украшают белые банты. Чтобы волосы не попадали в глаза, мама завязала сверху еще один бант.
Посмотрев в зеркало, Маринка осталась довольна. Все было именно так, как ей хотелось. На радостях она подбежала к маме и крепко обняла ее.
С улыбкой девочка вошла в групповую комнату. Ее окружили подруги. В их взглядах было неподдельное восхищение.
— Ой, как красиво! — воскликнула Рита.
— А какие пышные банты! — с восторгом произнесла Наташа.
Маринка стояла счастливая, улыбающаяся. И вдруг услышала:
— Кто это тебе столько бантов нацепил? Скажи своей маме, пусть не выдумывает. И так времени нет, а ты еще со своими косичками. Только и делай, что заплетай их тебе теперь!
На глазах Маринки появились слезы. Еще немного, и они полились ручьями.
Но воспитатель ничего этого не видела. Она уже была поглощена поисками чего-то в шкафу.

Воспитатель не владеет профессиональной этикой и речевой культурой. Это выразилось в неумении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении, внешних особенностях и способностях детей, незнании возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.Ведь именно педагогический такт является важным компонентом нравственной культуры педагога.

Социализация старших дошкольников – это процесс их вхождения в культуру, в новую социальную (общественную) среду и интеграцию в ней.

Старший дошкольник способен к усвоению социального опыта, являясь субъектом социальной жизни.

Сущность социализации детей старшего дошкольного возраста сводится к овладению ими социального опыта в предметно-деятельностной сфере, личностного роста и социальной грамотности. В связи с этим Марина может замкнуться в себе, затаить обиду не только на воспитателя, но и на сверстников.

На мой взгляд, причиной конфликта стало именно отсутствие у воспитателя педагогического такта. Ребенок, конечно, получил психологическую травму. Педагог показала профессиональную некомпетентность в проявлении умения управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способности к рефлексии, стрессоустойчивости.

Решением сложившейся ситуации, на мой взгляд, было проявление чуткости и отзывчивости к Марине со стороны педагога, способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами. Можно было бы наоборот похвалить девочку и ее маму.


1 чел. помогло.

Шевелев К.В. Дошкольная математика в играх. М., "Мозаика-синтез", 2005.


  1. Планы – конспекты занятий с детьми по математике в возрастных группах.

  2. Видеозаписи занятий.

  3. Иллюстрации для ознакомления с цифрами.

  4. Наборы для ознакомления с формой, временем, пространством.

  5. Дидактические игры для ознакомления с формой, пространством, временем, количеством, величиной.

  6. Многофункциональные дидактические пособия "Палочки Кьюизенера", "Блоки Дьенеша".

  7. Магнитные цифры, знаки, часы – конструктор.

  8. Консультации для родителей по математическому развитию детей в семье

  9. Перечень дидактических игр и упражнений для освоения математических представлений.

11. Пособия для обучения счету по осязанию: мелкие предметы,

Вопросы к экзамену


  1. Организация обучения и математического развития детей дошкольного возраста: принципы, дидактические средства, методы обучения.

  2. Содержание и формы организации обучения и математического развития детей дошкольного возраста

  3. Величины. Свойства однородных величин. Способы сравнения величин.

  4. Содержание и организация работы по развитию представлений о величине в младшем дошкольном возрасте.

  5. Содержание и организация работы по развитию представлений о величине в среднем дошкольном возрасте.

  6. Содержание и организация работы по развитию представлений о величине в старшем дошкольном возрасте.

  7. Роль измерения в познании величин. Своеобразие, использование для развития математических представлений.

  8. Содержание и организация обучения измерению длин и объемов условными мерками.

  9. Развитие у детей дошкольного возраста представлений о массе и способах ее измерения.

  10. Понятие о пространственных отношениях. Генезис пространственных восприятий и представлений в дошкольном возрасте.

  11. Содержание и организация работы по развитию пространственных представлений и практических ориентировок в младшем дошкольном возрасте.

  12. Содержание и организация работы по развитию пространственных представлений и практических ориентировок в среднем дошкольном возрасте.

  13. Содержание и организация работы по развитию пространственных представлений и практических ориентировок в старшем дошкольном возрасте.

  14. Особенности познания времени детьми дошкольного возраста.

  15. Содержание и организация работы по развитию представлений о времени в младшем и среднем дошкольном возрасте.

  16. Содержание и организация работы по развитию представлений о времени в старшем дошкольном возрасте.

  17. Общая характеристика концепций развития у детей дошкольного возраста представлений о количественных отношениях и числах.

  18. Особенности числовых представлений (представлений о множестве) в младшем дошкольном возрасте.

  19. Содержание и организация работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с составом числа из единиц.

  20. Содержание и организация работы по обучению счету детей дошкольного возраста.

  21. Содержание и организация работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с составом числа из двух меньших чисел.

  22. Содержание и организация работы по обучению порядковому счету детей дошкольного возраста.

  23. Содержание и организация работы по обучению цифрам и знакам детей дошкольного возраста.

  24. Содержание и организация работы по обучению детей дошкольного возраста делению целого на равные части.

  25. Влияние пространственно-качественных особенностей предметов на восприятия детьми дошкольного возраста численности множеств.

  26. Обучение детей дошкольного возраста решению арифметических задач Разные подходы.

  27. Содержание и организация работы по ознакомлению детей младшего и среднего дошкольного возраста с геометрическими фигурами и формой предмета

  28. Содержание и организация работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с геометрическими фигурами и формой предмета.

  29. Сравнительный анализ содержания математического развития дошкольников в современных образовательных программах (две программы по выбору).

  30. Организация работы по математике в разновозрастной группе.

Примерные практические задания к экзаменационным вопросам

Практическое задание № 1

В старшей группе мальчик хорошо пересчитывал игрушки, стоящие в одном ряду. Но стоило воспитателю поставить эти игрушки иначе (в круг, в два круга), он начинал сбиваться, забывал, с какого предмета начал считать. Посчитать от десяти до одного мальчик так же не смог, путал последовательность чисел.


  1. Какие представления о порядковом счете не сформированы у ребенка?

  2. Какой вы можете предложить план индивидуальной работы с данным ребенком на занятиях по математике и в повседневной жизни?

Практическое задание № 2

Слева на доске 9 квадратов, которые находятся на расстоянии друг от друга, справа 10 квадратов, объединенных в одну фигуру. Отвечая на вопрос, поровну ли квадратов в левой и правой части доски, большинство детей сказали, что слева квадратов больше, чем в правой. Другие дети предложили проверить, нарисовав, квадраты друг под другом.

Читайте также: