Ватная елочная игрушка в стиле советское детство

Обновлено: 01.05.2024

Егорушка с письмом, елочное украшение из ваты кукольной мануфактуры Ирины Черепановой
Егорушка с письмом, елочное украшение из ваты кукольной мануфактуры Ирины Черепановой
Егорушка с письмом, елочное украшение из ваты кукольной мануфактуры Ирины Черепановой
Егорушка с письмом, елочное украшение из ваты кукольной мануфактуры Ирины Черепановой
Егорушка с письмом, елочное украшение из ваты кукольной мануфактуры Ирины Черепановой

У каждого — свои детские воспоминания, но есть и общие. Эта коллекция - дань теплым воспоминаниям из моего детства, которое прошло под лозунгами пионерии, идеями о светлом будущем страны, в атмосфере дружбы, равенства и братства всех людей и народов. Мы пропадали во дворах до позднего вечера, катались на коньках в "коробках", а иногда пролазили и в дырку в заборе вокруг настоящего стадиона, с просто таки огромным катком, бегали в лес, когда хотелось устроить "поход" или насобирать ягод, купались в реке или озере, а потом сушили волосы, чтобы от родителей не прилетело. Хорошее было время, для нас - детей, точно! Надеюсь, и у вас эти новогодние ватные игрушки на елку разбудят теплые воспоминания и счастливые эмоции из детства.

Елочная ностальгия: как томичка делает ватные игрушки по старинной технологии

— Когда я начинала, никаких мастер-классов не было. Потихонечку сама до всего доходила, — вспоминает художница Наталия Шведова. — В сети нашла книжку «Технология производства советской елочной игрушки». Ватные делались в основном до войны, в 30-40-е годы; позже уже появились стеклянные. А в войну елочные игрушки делали из остатков проволоки, из лампочек. Получается, вата — это уже винтаж. Кроме того, они легкие, прочные, безопасные, не бьются, они долговечные и экологичные. Единственное — боятся влаги.

Она рисовала с детства — в изостудии, потом в детской художественной школе. Делала куклам дома-квартиры и мебель из бумаги. 15 лет назад открыла свою изостудию, уйдя из детского сада, где была воспитателем. Пробовала разное рукоделие: вязала, шила, валяла из шерсти; много лет занималась декупажем. А последние четыре года делает новогодние игрушки из ваты. Тот случай, когда любимое дело стало профессией.

— Я совместила педагогику и рисование, и у меня работа — любимая, не просто хобби. Раз в неделю у меня дети, а целую неделю — игрушки дома. Я рада, что сделала творчество своей профессией — раньше мне это казалось невозможным, — признается моя собеседница.


В ранние советские годы вата была одним из самых распространенных и недорогих материалов для изготовления елочных игрушек. Основой выступал проволочный каркас, вокруг которого и крепилась вата. Лица делали из воска, папье-маше или мастики. После росписи их покрывали клейстером — он защищал игрушки от воспламенения. Костюмы тоже мастерили из ваты или бумаги, раскрашенной в разные цвета. Готовые игрушки посыпали «снегом» из мелкого стекляруса и закрепляли его специальным составом.

И у Наталии основные материалы — проволочный каркас, вата и клейстер. Лица — слепки с лиц антикварных куколок, и каждое она расписывает вручную. Изначально советская ватная игрушка была ремеслом, говорит Наталия. Но для нее это творческий процесс, не ремесленный.

— Мне кажется, если себя не вкладывать, игрушка будет никому не нужна. Люди говорят, что они у меня «живые»: они что-то делают, у них есть эмоции и чувства.

— Много времени уходит на одну игрушку?

— Точно не знаю: я делаю по несколько игрушек параллельно, обычно 13-15 в месяц. В октябре было 26, а в ноябре и декабре — по 30. Эскизы я не делаю — все в голове. Задумываешь, начинаешь делать, а когда появляется лицо — игрушка начинает «хотеть то, что ей хочется». Задумала я дать ей в руки лопатку со снежком, а лопатка или не ложится, или не смотрится. Тогда я начинаю конкретно под нее выбирать.

На одну игрушку ваты нужно не много. Я сначала крашу вату красками для хлопка: она лежит цветная в пластах, потом просто беру нужную.

— А почему дети?

— Во-первых, наверное, возраст, когда начинаешь вспоминать свое детство: как было хорошо и беззаботно. Во-вторых, сейчас в России большой интерес ко всему советскому. Много вещей того периода продается: статуэтки, фарфор, значки, пионерские галстуки. Мне кажется, люди ностальгируют по прошлому.


Несколько елочных мальчишек и девчонок созданы по советским открыткам. Много у Наталии и сказочных персонажей: Красная Шапочка, Золушка, Чиполлино и другие. Она не любит плагиат, поэтому в сюжет всегда старается привнести что-то свое. А игрушки по семейным историям и вовсе уникальны.

— Заказчица из Саратова попросила сделать мальчика с петушком на палочке: рассказала, что ее дедушке Коле папа дал денег на леденец. Он пошел покупать, эти деньги потерял и стоял рыдал, а прохожий ему дал денег, и он купил петушок на палочке. А другая девушка, увидев Даренку из «Серебряного копытца», с драгоценными камнями в шапке, попросила сделать девочку, но с конфетами. У нее была история: бабушка приехала из села в город поступать, подошла какая-то цыганка, сказала, что конфет в шапку насыплет, и в итоге эту шапку «увела». Для девушки эта память имеет значение. Я беру такие заказы, если мне это откликается.

Бывает, люди «влюбляются» в игрушку и просят сделать такую же. Наталия старается не повторять — делать одно и то же ей неинтересно. Да и ручную работу один в один не повторишь, уверена она. Даже два одинаковых слепка — разные, и «точно такой же» мальчик будет немножко другим.

— Одна постоянная покупательница увидела мою игрушку у сестры в Питере и захотела такую же. Я сделала. Она стала смотреть — ту выбирает, эту выбирает, а этого мальчика не замечает: «Ой, он как-то по-другому смотрит». Обидно за игрушки — они как дети. Я делаю до тех пор, пока мне не начнет нравиться: если кому нужно — он возьмет как есть. А не возьмет — себе оставлю. Только у меня ни одной своей игрушки на елке нет — все забрали.


У самой художницы — коллекция советских стеклянных игрушек. С ними елка красивее, ее разглядывать интересно, говорит она. А ее авторских «ребятишек» разбирают, и не только под Новый год. Уезжают они, в основном, в другие города: Питер, Москва, Саратов. В этом году женщина из Швейцарии купила игрушку через «Инстаграм». Бывшие соотечественники за границей тоже неравнодушны к работам томички.

— Однажды я хотела сделать «Девочку со спичками» из новогодней сказки Андерсена. Но не сделала, потому что она грустная. На елке должны веселые и добрые игрушки висеть. У меня есть Чиполлино, Вишенка и Редиска. Из «Алисы» — мартовский заяц и гусеница на грибе. И Баба Яга у меня будет добрая, и Кащей над златом — они пока в планах.

Имена придумываю сама: Ваня, Любаша, Алешка, Маринка-первоклашка, Аленка с подсолнухом. Раньше люди выкладывали в сеть «девочек с лопатками» или просто «ватные игрушки». А я запустила традицию — начала называть. Смотрю, уже все начали имена давать своим «детям». Иногда не могу придумать, и меня просят: «Наташа, назовите!» Люди относятся к ним, как к живым детям. И покупает их определенная категория людей, в основном, старше 40. Мне самой до 40 лет было неважно, что в детстве было, а сейчас все чаще вспоминаю. И эта фраза «Ах, как мы хорошо жили тогда!» — она про эмоции, не про материальное.

В прошлом еще столько разных образов. А что сегодня? Сегодня шалью детей не закутывают и валенки им не одевают — они все ходят в облегченных «мембранках». Раньше, хоть все и одинаковые были, но эти шарфы, шапки, варежки. Все такие антуражные — для ватной игрушки как раз подходящие. Какие современные игрушки сейчас делать — ребенка с сотовым в руке? Я понимаю, что это необходимость, но в тех игрушках. В них есть что-то настоящее, теплое. Что-то такое, что будет всегда.


Фото: Наталия Шведова

— Сейчас у детей нет общения. Их друзья — телевизор и компьютер, а мы дружили реально: дворами бились, были сплоченными, постоянное общение во дворе, секретики. Сегодня у детей много игрушек: они мне показывают — я названия не успеваю запоминать. Для них у них нормальная жизнь. Они любят творчество, и если их заинтересовать — они будут творить. Но они, как мне кажется, меньше приспособлены к жизни, меньше умеют. Мы с шести лет дома оставались одни, манжеты на школьную форму сами пришивали, себя обслужить могли — я папе и себе обед разогревала. Это тема «отцы и дети»: мы всегда будем говорить, что мы жили лучше и были лучше. А они будут своим детям так же говорить. И в сорок лет они свое детство тоже с тоской и теплотой вспоминать будут. Потому что детство - оно беззаботное. Сегодня дети другие — это ни хорошо, ни плохо. Думаю, они счастливые, просто другие.

Мое детство было прекрасным! Летом — у бабушки в деревне, зимой — дома, во дворах с друзьями. Поэтому все оттуда, из детства. Туда невозможно вернуться, а в воспоминаниях можно его увидеть. Потрогать. И повесить на елку.



Фото: Наталия Шведова

Процесс украшения елки – один из самых волшебных моментов детства. Ты наверняка помнишь, что родители доставали с антресолей коробку с елочными игрушками, шарами, бусами. Какие-то игрушки – особенно красивые и особенно интересные – имели особую ценность и свою историю. Сейчас елочные игрушки СССР востребованы – многие хотят купить такие или очень похожие, чтобы вспомнить детство и окунуться в чудесное волшебное время.

20 волшебных стеклянных и ватных елочных игрушек – как из СССР

Елку часто наряжали всей семьей, посвящая этому целый вечер. Думаем, что и в твоей семье были традиции, связанные с Новым годом.

Новогодние ватные игрушки и игрушки, сделанные из стекла, занимали почетное место на натуральной или искусственной елке, верхушку которой венчала звезда или игрушка-макушка. Под елкой часто ставили символы Нового года: законное место занимали ватная Снегурочка и ватный же Дед Мороз.

Елочные игрушки в СССР: как менялись украшения на елке в советское время

Традиция наряжать елку новогодними игрушками существовала в России до революции – ангелочки, герои библейских сюжетов, животные, а также яблоки и орехи развешивали на ветках. Еще в XIX веке в России начали выпускать стеклянные елочные игрушки, но игрушка в таком исполнении была доступна только состоятельным людям.

После революции игрушки поменялись: вместо сердечек и ангелов в СССР появились более «советские» елочные игрушки – звезды, самолеты, дирижабли. Стеклянные игрушки по-прежнему были довольно дороги и ценны, а потому распространение получали более доступные елочные ватные игрушки и игрушки из картона. Их часто изготавливали дома, посвящая такому «производству» несколько семейных вечеров. Во время Великой Отечественной войны, несмотря на все тяготы, от украшения елок не отказывались – их ставили даже на фронте и украшали самодельными игрушками.

Елочные игрушки в СССР отвечали популярным запросам – герои детских книг, например сказок Чуковского, тематические елочные игрушки, посвященные полюбившимся фильмам, – как после выхода на экраны фильма «Цирк». Елочная игрушка из СССР «Часы» – мечта многих коллекционеров – стала популярной после триумфальной премьеры фильма «Карнавальная ночь» с Людмилой Гурченко в главной роли.

Хрупкие стеклянные игрушки, некоторые из которых были расписаны вручную, и милые ватные бережно хранились, а если стекло разбивалось, это могло стать настоящей трагедией.

После войны, к середине ХХ века фабрики по производству елочных игрушек начали выпускать не только шары и колокольчики, которые нужно было подвешивать за веревочку, но и игрушки, которые крепились на елочные ветки с помощью прищепок. Такая елочная игрушка СССР – Чипполино, цыпленок, медведь, играющий на гармошке, – сейчас считается раритетом и жемчужиной семейных коллекций.

История ватной елочной игрушки, фото № 1

Белая и пушистая, она так похожа на снег, что стала неотъемлемым атрибутом новогодних праздников. Именно из ваты создавались самые удивительные елочные игрушки, выпускавшиеся в нашей стране.

Зимним праздником Новый год стал согласно указу Петра I от 20 декабря 1699 года о введении нового летоисчисления не от Сотворения Мира, как было принято ранее, а от Рождества Христова. Первого января предписывалось устраивать фейерверки, иллюминацию и украшать улицы, дворы, ворота и крыши домов еловыми, сосновыми или можжевеловыми деревьями и ветками. Никаких игрушек на этих хвойных ветках тогда не было. Появление елочных украшений связано с пришедшей из Германии традицией устанавливать в доме под Рождество украшенную елочку, получившей распространение в России во второй половине 19 века.
24 января 1918 года Совет народных комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». В результате, Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, а Новый год с 1-го на 14 января. Реформа не была принята церковью и вызвала растерянность у простых людей. Борьба с религиозными праздниками, развернутая в 1920-х годах, привела к окончательной отмене празднования Рождества и одного из его главных символов – украшенной елки. Однако в некоторых семьях традиции зимнего праздника бережно сохранялись.

История ватной елочной игрушки, фото № 3

К середине 1930-х годов, когда накал классовых боев стал стихать, а мирная жизнь постепенно налаживалась, зимний детский праздник вернулся, наполнившись новым содержанием. Это был революционный советский Новый год. Причины возрождения праздника и его смысл объясняла статья П. П. Постышева «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!», опубликованная в газете «Правда» 28 декабря 1935 года.
Для восстановления елочного ритуала требовалось наладить производство новых елочных украшений. В результате проведенной педагогами и производственниками ревизии дореволюционных каталогов были отвергнуты игрушки с ярко выраженной рождественской тематикой. Общественное мнение отразил журнал «Советская игрушка» (1936, №1): «Херувимы», украшавшие елку в старину, конечно, отпадают, но «дед мороз», знакомый любимый детьми сказочный персонаж, имеет полное право гражданства на елке».

История ватной елочной игрушки, фото № 4

Игрушки из стекла и ваты, мишуры и канители, с мерцающим блеском считались наиболее подходящими для украшения елки. Однако сырьевые проблемы, недостаточное количество металлических форм для выдувания фигурной стеклянной игрушки ограничивали ее ассортимент. Этот недостаток был вполне компенсирован производством ватной игрушки, использовавшим доступное дешевое сырье и ручной труд.
Податливый, удобный в работе материал позволял изготавливать большое количество фигурных, сюжетных игрушек отражавших новую советскую тематику. Здоровых, румяных лыжников и конькобежцев, пограничников, полярников, пионеров, фигурки зверей и персонажей любимых детских сказок выпускали в основном предприятия Москвы и Ленинграда: артели «Все для ребенка», «Елочная игрушка», им. Шаумяна, «Культпром», фабрики «Гигровата», ИЗО ЦПКиО им. Горького и другие. Модели этих игрушек наряду с профессиональными художниками и скульпторами Т. Гидиримской, В Громчевской, О. Траубер создавали также лучшие рабочие – мастера производства. Такую возможность давали регулярно проводившихся крупными артелями и фабриками конкурсы новых образцов.

История ватной елочной игрушки, фото № 5

В конце 1930-х годов некоторые производства начинают применять метод горячей штамповки елочных украшений из ваты, используя его в основном для изготовления фигурок животных. Игрушку склеивали из двух штампованных половинок и окрашивали нитролаками.
Несмотря на попытки максимально механизировать производство ватных елочных украшений, до 1950-х годов они остаются рукодельными. Возможно, именно это так привлекает нас сегодня в этих неярких, но по-своему изысканных елочных игрушках.
Однако по той же причине в последние десятилетия ватная елочная игрушка исчезла с прилавков новогодних базаров. Промышленный прогресс, казалось, не оставил ей шансов на выживание, но уже в 1990-е годы она обрела вторую жизнь в работах талантливых петербургских художников: Дины Хайченко, Лины Беликовой, Ирины Сульменевой и др. Начав с поиска новых современных форм елочных украшений, они включили почти забытый, еще недавно казавшийся маловыразительным материал в арсенал современного искусства. Великолепные ватные светильники, декоративные панно, прелестные мелочи для украшения интерьера прочно обосновались в художественных галереях и дизайн-салонах. Будет ли их жизнь столь же долгой, как у тех любимых игрушек, что мы под Новый год достаем из старой картонной коробки, чтобы украсить ими наш самый любимый праздник и, может быть, вспомнить детство.

Мастерица Ирина Чулкова напомнила читателям Сибдепо, какими игрушками украшали все ёлки Советского Союза.

Ватная ёлочная игрушка как ностальгический символ советского прошлого в Кузбассе новь становится актуальной спустя десятилетия. Вторую жизнь им вдохнула жительница Белова Ирина Чулкова.

Те самые … Из ваты и клейстера

Беловчанка создаёт новогоднее настроение своими руками. Ирина Чулкова делает ёлочные игрушки в стиле ретро. Это те самые украшения для ёлки из ваты и клейстера из советской новогодней эпохи. Кто помнит? Закутанные в шубы с шарфами и запорошенные снегом ребята — такие ватные игрушки украшали все ёлки Советского Союза.









«Такие игрушки были у моих дедушек и бабушек. Это лучшие новогодние воспоминания из детства. Примерно 12 — 15 лет назад я попала на обучение к мастеру – кукольнику из Новосибирска. После этого курса у меня зародилась идея создания ватной игрушки. Некоторое время мне понадобилось, чтобы осмыслить её. Первыми игрушками эпохи советских времён 1920 – 1930-х гг. были крестьяне или дети», — рассказала Сибдепо Ирина Чулкова.


Беловская мастерица пояснила, что использует технологию только первых советских игрушек практически без применения современных материалов.

«В основе большинства изделий лежит каркас. Если игрушка будет стоять на поверхности, то на каркас накладывается основание. Чаще всего это спил дерева или что-то деревянное. Дальше каркас обматывается ватой, а с помощью клейстера и ваты формируется фигура, задаётся форма. После всё это просушивается. Зимой просушка завершается гораздо быстрее. Около батареи на это уходит несколько часов. Тогда как летом этот процесс может занять 3 — 4 дня», — пояснила Ирина Чулкова.

Новогодняя атмосфера детства

Беловчанка работает в разной технике, но чаще всего использует зефирную. Когда берёшь в руки её игрушку, кажется, что у изделия есть корочка. А стоит надавить на неё и часть отходит. Это свойство и дало «зефирное» название технике.

«Роспись делаю только акварельными красками. Лица тоже расписываю акварелью, ещё добавляю пастель. Для того, чтобы с лиц не сошла краска, я их лакирую. Здесь применяются современные материалы. В остальном, я использую старинные технологии», — рассказывает мастерица.


Ирина Чулкова собирает коллекцию старинных новогодних Дедов Морозов и ёлок. Кроме того, что она изготавливает игрушки по советской технологии, беловчанка их реставрирует. Свои изделия мастерица представляет на конкурсах, дарит или продаёт их.

«В последнее время всё больше людей стремятся воссоздать новогоднюю атмосферу советской эпохи. Это хорошая инициатива, и я всеми силами стараюсь её поддерживать», — говорит беловчанка.

С ватной игрушкой Ирина Чулкова принимала участие в разных конкурсах. Но один из самых значимых — выставка-конкурс «Великая Отечественная война в произведениях художников и мастеров народных художественных промыслов России». Это передвижная выставка по городам России.

Кроме того, в копилке мастерицы из Белова, участие в межрегиональном фестивале-конкурсе художественного ремесла «Сибирский сундучок – 2019»; региональном фестивале-конкурсе народного творчества «Навстречу юбилею»; областном конкурсе-выставке творческих работ педагогических работников СПО; региональной выставке-конкурсе «Шахтерский характер», а также региональной выставке-конкурсе изделий мастеров-куклоделов «Кукольный вернисаж». А также во многих других мероприятиях.

Читайте также: