Ватная игрушка это народный промысел

Обновлено: 17.05.2024

С первого взгляда эти изящные статуэтки не отличишь от фарфоровых. Все они немного поблёскивают и переливаются на свету, словно вправду сделаны из тонкого фарфора. Для их изготовления нужно всего ничего: немного крахмального клейстера, акриловые краски и… упаковка обычной аптечной ваты.

Как работает Центр ремёсел «Семейные традиции» и открывшийся следом п ервый в Москве Музей ватной игрушки — читайте в материале «Филантропа».

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Как стать «Хозяйкой ватной горы»

Находится мастерская ватной игрушки в московском Николо-Перервинском монастыре, за неприметной дверью с надписью «Центр ремёсел «Семейные традиции». Открываешь эту дверь — и вот они, музейные стенды, за стеклом которых красуются ватные игрушки дореволюционных и советских времён: клоуны, гимнасты, балерины, лётчики, дирижабли… А за столами будущие мастера занимаются кропотливым трудом: создают современную ватную игрушку, которая уйдёт «в народ» и будет радовать, развлекать, утешать.

Центр ремёсел «Семейные традиции» основала предприниматель, художник-модельер по первому образованию Светлана Моднова. До 30 лет Светлана жила в Челябинске и, по собственным рассказам, в свободное время всегда что-то мастерила, вязала, шила, рисовала эскизы. Первая её коллекция нарядных платьев «Хозяйка Медной горы», в малахитово-изумрудных тонах, была посвящена родным уральским горам. С ней Моднова заняла третье место на всероссийском конкурсе молодых модельеров на ВДНХ. Но хобби тогда не стало профессией. Светлана окончила факультет государственного и муниципального управления Челябинского государственного университета, начала работать в администрации города, руководила Центром общественных объединений Челябинска. Потом Светлана вместе с мужем уехала на 15 лет в Сочи. Там она руководила местным агентством ОАО «Роспечать», а затем создала компанию «Олимп пресс» — киоски для продажи газет и журналов на разных языках накануне Олимпийских игр — 2014. А пять лет назад Светлана вслед за мужем, получившим новое назначение, переехала в Москву. Успешным бизнесом стала руководить дистанционно. И здесь впервые за много лет нашлось время для творчества. Появилась возможность посещать самые разные мастер-классы.

Однажды Светлана увидела информацию про мастер-класс по ватной игрушке и буквально влюбилась в это полузабытое ремесло.

«Я пришла и вместе с мастером сделала свою первую куклу, в синей шубке и шапочке, личико из глины сама расписала, — вспоминает Светлана. — Поняла, что в этом податливом и мягком материале может воплотиться всё, о чём мечталось: не только куколки, но и любимые уральские сказы Бажова и русские сказки, Хозяйка Медной горы и Царевна-Лягушка…» Моднова стала искать сообщество мастеров ватной игрушки, но не нашла.

Светлана познакомилась с энтузиастами из Союза художников декоративно-прикладного искусства, где ей предложили организовать всероссийскую секцию ватной игрушки. Совместно с Союзом организовали встречу, на которую собрались 50 художников из разных городов России. Это был август 2018 года. Так и появилась автономная некоммерческая организация «Межрегиональный центр ремёсел «Семейные традиции» — новая страница в жизни Светланы и новый поворот в истории российского промысла.

История игрушки

Традиция ватной игрушки известна в России ещё со времён Петра Первого. Первые игрушки завезли немцы. Сами игрушки делали в основном на Рождество — в подарок и как ёлочные украшения. Ведь у таких игрушек кроме красоты есть важное преимущество. Если любопытный ребёнок или кошка неловким движением опрокинут ёлку со стеклянными шарами, то останется от них кучка битого стекла. А вата, понятно, не бьётся и почти вечная.

Игрушку обычно делали артельные работники, но были и настоящие художники — ватных дел мастера. Современные художники продолжают их дело.

Представьте себе даму с широченной юбкой-кринолином, который раскрывается на манер занавеса, а под ним — целая сцена, с актёрами, музыкантами… Эта композиция Натальи Приваловой победила на международном конкурсе «Виват театр России» в 2019 году, объявленном Годом театра, — первом конкурсе, который провёл Центр ремёсел «Семейные традиции». На конкурс были присланы 462 работы со всей страны и из-за рубежа.

«Ватную игрушку в основном связывают с Новым годом и Рождеством, — говорит Светлана Моднова. — Но нам хотелось показать на этом конкурсе, что она может быть всесезонной, подходит и для интерьерных украшений, и для спектаклей кукольных театров. Можно сотворить даже портрет из ваты!»

Из этого конкурса родилась ещё одна идея: сделать его основой для благотворительного проекта.

После конкурса в центр стали обращаться родительские организации, которые помогают детям с ОВЗ. Больше всего звонков и писем было из Подмосковья: Домодедова, Каширы, Клина, Дмитрова. Просили приехать и провести мастер-класс для мам с детьми. Всего через полгода после рождения центра Светлана с единомышленниками разработали проект поддержки мам детей с особенностями развития и получили на него грант Фонда президентских грантов.

В марте 2020 года АНО «Центр ремёсел «Семейные традиции» при поддержке Фонда президентских грантов запустил образовательный благотворительный проект для семей с особенными детьми «Традиционная ватная игрушка». В нём приняли участие мастера-педагоги ватной игрушки со всей страны и матери детей с инвалидностью.

Первым благополучателем проекта стал клуб из Домодедова «Особенный ребёнок», организованный мамами детей с различными тяжёлыми нарушениями развития. Тридцать мам стали учиться созданию ватной игрушки. Для кого-то это отдушина. А самые творческие мамы смогли после проекта получить небольшую подработку. Грантовые средства были получены 9 марта, перед самым карантином.

На первую презентацию пришли не тридцать, а более ста человек — мамы привели с собой детей, которых нельзя было оставить дома. Пришлось поставить десять столов, каким-то чудом все разместились. В итоге одновременно мастера-педагоги провели десять мастер-классов.

«Мы не успели начать систематические занятия, как грянула пандемия, — рассказывает Светлана. — Но мы не стали отчаиваться и записали цикл видео наших мастер-классов. Нашим ученицам понравилось обучаться онлайн, да это в целом и удобно. Ведь у многих из них дети с тяжёлыми нарушениями, которые могут находиться только дома. И мама смотрит мастер-класс в удобное для неё время. Но всё-таки для того, чтобы получилась красивая игрушка, мастеру нужно поработать с учеником».

Проект, по словам Модновой, способен дать и рыбу, и удочку: не только открыть подопечным секреты ремесла, а в перспективе дать и дополнительный заработок, но и на время отвлечь их от ежедневных забот о больном ребёнке, погрузить их в увлекательную, дружественную и творческую атмосферу. «Тяжело быть постоянно привязанной к ребёнку с инвалидностью, не имея своего личного пространства, выхода в свет, праздника», — говорит Светлана.

Изготовление игрушки — это и есть такой праздник, искусство сродни мастерству фокусника. Наблюдать, как белый кусок ваты в руках превращается в оранжевую крутобокую тыкву, апельсин «в разрезе» или зелёный гороховый стручок — это и цветотерапия, и медитация. Овощи — только первый базовый курс, состоящий из 19 мастер-классов, затем следует курс по лепке зверей и, наконец, самый сложный — человечки, с лицами, вылепленными из пластика.

В процессе лепки цветов и овощей, улиток и цыплят, зверей и человечков участницы улыбаются, смеются, иногда поют хором песни, фотографируют свои изделия и отправляют подругам. О чём они не говорят, так это о болезнях и операциях своих детей, о том, где купить дешёвые лекарства, как свести концы с концами. Этого в их жизни и так много, а во время живых мастер-классов они забывают о своих заботах на полдня, погрузившись в ватную сказку.

«Стоит лишь переступить порог нашего центра, увидеть эти сводчатые зеленоватые стены, попасть в душевный круг таких же рукодельниц — и полностью отключаются напряжение и тревожность, — улыбается Дарья Соколова, многодетная мама-одиночка. — И преподаватели тебя согревают и укутывают своей заботой. Игрушка — это только твоё, личное время, совершенно не похожее ни на что в повседневном быту, какой-то прорыв в иную реальность».

Мануфактура на тысячу человек

Светлана пошла дальше и задумала открыть на базе центра Мануфактуру ватной игрушки. Собственных ресурсов центра уже не хватало, чтобы удовлетворить все запросы. От центра была написана заявка в Фонд президентских грантов — и снова победа: грант на три миллиона рублей. Созданная командой центра Мануфактура обязалась обучить за год тысячу человек, среди которых прежде всего те, кто больше всего пострадал от пандемии: мамы детей с инвалидностью и женщины старшего возраста, потерявшие работу. В число обучающихся также были включены сотрудники и педагоги, работающие с детьми с ОВЗ.

На средства гранта выплачивается зарплата семи педагогам-мастерам, работающим в Мануфактуре постоянно. Покупаются материалы, издаются печатные журналы и видео с мастер-классами, которые выкладываются на сайте и YouTube-канале.

Цикл обучения в Мануфактуре длится год, её работа в образовательном режиме запланирована на пять лет. За это время предполагается обучить 2500 человек. Но Мануфактура уже выглядит как живое пространство-трансформер с полным туристическим, научным и образовательным циклом: зал для обучения, производственная лаборатория, где лучшие мастера России разрабатывают коллекции, и недавно открывшийся музей для популяризации ремесла.

Предполагается, что Ассоциация народных промыслов включит Мануфактуру в туристический маршрут, и экспонаты музея увидят туристы со всех уголков России. Музей можно посетить с экскурсией, после которой мамы-мастера проведут увлекательный мастер-класс по ватной игрушке. Основу коллекции сегодня составляют винтажные раритеты и изделия мастеров. Но коллекция музея начала пополняться и новыми работами — тех учениц, которые заканчивают обучение в центре.

Эта коллекция прослеживает историю более ста уникальных старинных и современных новогодних ватных игрушек, картонажа, элементов декора дореволюционной и советской России. На выставочных стендах представлены игрушки 22 знаменитых артелей, фабрик и художественных мастерских по производству игрушек, начиная с 1920-х годов до наших дней.

«Когда мы писали заявку на грант, у нас уже была договорённость с Николо-Перервинским монастырём о том, что нам здесь выделят помещение на благотворительной основе, и мы даже не предполагали, что это будет атмосферная стометровая келья XVIII века, в которой уютно разместились и Мануфактура, и небольшой музей, — рассказывает Светлана Моднова. — А мы работаем с прихожанами, родителями детей, обучающихся в воскресной школе, тоже бесплатно. Каждое воскресенье проводим для них мастер-класс. Причём не только мастера-педагоги, но и наши волонтёры.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

«Волонтёров выбирали по горящим глазам…»

О волонтёрах — разговор особый. Финансирование Центр «Семейные традиции» получает из двух источников. Первый — это Фонд президентских грантов, он финансирует большой проект Мануфактуры русской игрушки, которая обучает офлайн и онлайн желающих научиться ремеслу со всей России. Существует ещё один, отдельный проект по работе с волонтёрами, финансируемый департаментом труда и социальной защиты правительства Москвы в рамках грантового конкурса «Москва — добрый город».

Мастера-педагоги центра работают с волонтёрами, которые уже прошли обучение в Мануфактуре и могут нести своё ремесло в родительские сообщества. После подготовки они смогут помогать в сообществах мам детей с ОВЗ, смогут проводить мастер-классы. «Наши педагоги учат волонтёров передавать свои знания другим из рук в руки», — говорит Светлана. На волонтёрский курс участниц выбирали по конкурсу: всего было подано 90 заявок.

Среди волонтёров Центра «Семейные традиции» — и Дарья Соколова. Дарья живёт с родителями, папа — инвалид, мама помогает воспитывать троих детей. Два сына и дочь занимаются спортом в Школе олимпийского резерва, учатся в музыкальной школе, осваивают верховую езду. И только одна Дарья из всей семьи унаследовала талант бабушки, которая была художником по ткани.

«Я в Интернете увидела объявление о наборе в Мануфактуру, в группу для многодетных мам и женщин старшего возраста, потерявших работу, — говорит Дарья. — И конечно, записалась, потому что в моей памяти живёт до сих пор ватный Дед Мороз моего детства в бабушкином доме… Захотелось его повторить. Прошла все мастер-классы, научилась даже самому сложному: рисовать лица». Когда создалась волонтёрская группа, Дарья записалась и туда тоже. Сейчас Дарья — координатор волонтёров, встречает гостей, участвует в подготовке выставок в музее. В планах Дарьи — проводить мастер-классы в объединении многодетных семей в Митино и в МОО «Метелица», которая буквально ставит на ноги тяжёлых больных с переломами позвоночника, инсультами.

Психолог и бывший сотрудник районной галереи Виктория Спиридонова так же, как и Дарья, пришла по объявлению в Интернете. Она волонтёр сразу нескольких фондов: вязала тёплые шапки и шила плюшевых мишек для «Уютки», ездила в дома престарелых с фондом «Старость в радость», пыталась мастерить матерчатые игрушки с лежачими больными. Из-за пандемии лишившись любимой работы в галерее, Виктория нашла новое дело. «Я ещё не мастер, скорее подмастерье, — говорит Виктория. — Но жду не дождусь, когда начну преподавать родителям, ожидающим детей из воскресной школы».

В России отмечать Новый год стали 1 января 1700 года по указу Петра I. Он же велел, в подражание голландцам, украшать ворота и двери домов еловыми ветками. Игрушек на этих ветвях не развешивали, а елки ставили в основном на крышах питейных заведений. Первая же елка, украшенная свечами, игрушками и гирляндами, была установлена в Петербурге в 1852 году — считается, что обычай этот завела супруга императора Николая I Александра Федоровна, родившаяся и выросшая в Пруссии.

С этого момента наряжать елку на Рождество стало очень модно. Однако была одна трудность. Стеклянные украшения, привозимые из Германии, стоили очень дорого. На рубеже XX века за один стеклянный шар торговцы игрушками просили 20 рублей, а за набор могли взять и 200. И это при том, что за 20 рублей в те времена можно было купить корову, за 200 — дом под Петербургом.

Альтернативой дорогим стеклянным украшениям стали ватные игрушки. Их можно было купить в магазине, а можно было изготовить самостоятельно. Под Рождество многие дамские журналы рассказывали читательницам, как сделать фигурку из ваты своими руками.

Вот выдержка из журнала начала XX века: «Варим клейстер. На 1 и 1/2 стакана воды берем 2-3 столовые ложки крахмала, доводим до кипения. Затем из проволоки делаем каркас. Вату делим на полоски, смачиваем клейстером и наматываем на проволоку. Еще можно использовать технику папье-маше. То есть наклеивать на каркас смоченные в клейстере кусочки бумаги. Закрепляем все это на каркасе с помощью ниток. Сушим игрушку два дня. Затем раскрашиваем».Из ваты делали самые разнообразные фигурки: ангелов с крыльями, райских птиц, девочек на коньках и мальчиков на лыжах. Часто головки у этих куколок были фарфоровые. Также в магазинах продавались вырубные листы с хромолитографическими изображениями. Из этих листов можно было вырезать лица тех же ангелов, детей или дедов-морозов и приклеить на ватную или тканевую игрушку.

Также до революции в России были очень популярны елочные игрушки в технике дрезденского картонажа. Это были фигурки, склеенные из двух половинок тисненого картона, тонированного золотой или серебряной краской. Их производили машинным способом в Дрездене и в Лейпциге начиная с XIX века. Продавались эти фигурки в виде листов с вытисненными деталями, которые надо было самостоятельно выдавить, вырезать и склеить.

В России дрезденский картонаж можно было заказать по почте. Стоил он вполне доступно. 40 копеек — за лист несложных фигурок в виде птичек, зайчиков, слоников, львов. 1 рубль 20 копеек — за объемные фигурки: серебряные пушечки, самолетики, конные экипажи…Фабричное производство елочных игрушек было впервые налажено в России в годы Первой мировой войны. В то время в городе Клин существовал стекольный завод, принадлежавший с 1848 года князьям Меншиковым. На этом заводе из цветного стекла изготавливались лампы, бутылки и пузырьки для аптек. В войну в Клин попали пленные немецкие солдаты. Они-то и научили русских мастеров выдувать из стекла елочные шарики и бусы.

В 1925 году в Советском Союзе обычай отмечать Рождество был запрещен. В следующие десять лет елок в нашей стране не украшали. Но вот 28 декабря 1935 года в газете «Правда» вышла статья первого секретаря обкома партии Павла Постышева под названием «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!».

С этого момента начинается эра советской елочной игрушки. По технологиям елочные украшения 30-х годов не слишком отличались от дореволюционных. Как и прежде, игрушки изготавливали вручную мастера-артельщики. Как и прежде, их делали из дрезденского картонажа, ваты и стекла. А вот сюжеты стали иными — библейских персонажей заменили красноармейцы, матросы, пионеры и колхозницы в красных косынках с серпом в руках. Также у советских граждан были популярны избушка на курьих ножках, румяные спортсмены и дворник с метлой.По елочным игрушкам предвоенных лет можно легко понять, чем жила страна. 1935 год. На экраны вышел фильм «Цирк» с Любовью Орловой в главной роли — на елках появились ватные клоуны, акробаты и дрессированные собачки. В том же году открылось метро — и вот уже елки стали украшать миниатюрными красными метрополитеновскими фуражками. 1937 год. 20-летие Октябрьской революции. К этой дате был сделан стеклянный шар: на красных полотнищах четыре портрета — Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. А в 1938 году московские артели по производству елочных игрушек выпустили серию ватных фигурок в честь экспедиции Папанина на Северный полюс. В ней были: полярник с медведем, устанавливающий на Северном полюсе красный флаг, станция «Северный полюс» и медведь-лыжник, разносящий почту. Кроме ватных игрушек был сделан и стеклянный шар с изображением папанинца с собакой в лагере у палатки.

История ватной елочной игрушки, фото № 1

Белая и пушистая, она так похожа на снег, что стала неотъемлемым атрибутом новогодних праздников. Именно из ваты создавались самые удивительные елочные игрушки, выпускавшиеся в нашей стране.

Зимним праздником Новый год стал согласно указу Петра I от 20 декабря 1699 года о введении нового летоисчисления не от Сотворения Мира, как было принято ранее, а от Рождества Христова. Первого января предписывалось устраивать фейерверки, иллюминацию и украшать улицы, дворы, ворота и крыши домов еловыми, сосновыми или можжевеловыми деревьями и ветками. Никаких игрушек на этих хвойных ветках тогда не было. Появление елочных украшений связано с пришедшей из Германии традицией устанавливать в доме под Рождество украшенную елочку, получившей распространение в России во второй половине 19 века.
24 января 1918 года Совет народных комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». В результате, Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, а Новый год с 1-го на 14 января. Реформа не была принята церковью и вызвала растерянность у простых людей. Борьба с религиозными праздниками, развернутая в 1920-х годах, привела к окончательной отмене празднования Рождества и одного из его главных символов – украшенной елки. Однако в некоторых семьях традиции зимнего праздника бережно сохранялись.

История ватной елочной игрушки, фото № 3

К середине 1930-х годов, когда накал классовых боев стал стихать, а мирная жизнь постепенно налаживалась, зимний детский праздник вернулся, наполнившись новым содержанием. Это был революционный советский Новый год. Причины возрождения праздника и его смысл объясняла статья П. П. Постышева «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!», опубликованная в газете «Правда» 28 декабря 1935 года.
Для восстановления елочного ритуала требовалось наладить производство новых елочных украшений. В результате проведенной педагогами и производственниками ревизии дореволюционных каталогов были отвергнуты игрушки с ярко выраженной рождественской тематикой. Общественное мнение отразил журнал «Советская игрушка» (1936, №1): «Херувимы», украшавшие елку в старину, конечно, отпадают, но «дед мороз», знакомый любимый детьми сказочный персонаж, имеет полное право гражданства на елке».

История ватной елочной игрушки, фото № 4

Игрушки из стекла и ваты, мишуры и канители, с мерцающим блеском считались наиболее подходящими для украшения елки. Однако сырьевые проблемы, недостаточное количество металлических форм для выдувания фигурной стеклянной игрушки ограничивали ее ассортимент. Этот недостаток был вполне компенсирован производством ватной игрушки, использовавшим доступное дешевое сырье и ручной труд.
Податливый, удобный в работе материал позволял изготавливать большое количество фигурных, сюжетных игрушек отражавших новую советскую тематику. Здоровых, румяных лыжников и конькобежцев, пограничников, полярников, пионеров, фигурки зверей и персонажей любимых детских сказок выпускали в основном предприятия Москвы и Ленинграда: артели «Все для ребенка», «Елочная игрушка», им. Шаумяна, «Культпром», фабрики «Гигровата», ИЗО ЦПКиО им. Горького и другие. Модели этих игрушек наряду с профессиональными художниками и скульпторами Т. Гидиримской, В Громчевской, О. Траубер создавали также лучшие рабочие – мастера производства. Такую возможность давали регулярно проводившихся крупными артелями и фабриками конкурсы новых образцов.

История ватной елочной игрушки, фото № 5

В конце 1930-х годов некоторые производства начинают применять метод горячей штамповки елочных украшений из ваты, используя его в основном для изготовления фигурок животных. Игрушку склеивали из двух штампованных половинок и окрашивали нитролаками.
Несмотря на попытки максимально механизировать производство ватных елочных украшений, до 1950-х годов они остаются рукодельными. Возможно, именно это так привлекает нас сегодня в этих неярких, но по-своему изысканных елочных игрушках.
Однако по той же причине в последние десятилетия ватная елочная игрушка исчезла с прилавков новогодних базаров. Промышленный прогресс, казалось, не оставил ей шансов на выживание, но уже в 1990-е годы она обрела вторую жизнь в работах талантливых петербургских художников: Дины Хайченко, Лины Беликовой, Ирины Сульменевой и др. Начав с поиска новых современных форм елочных украшений, они включили почти забытый, еще недавно казавшийся маловыразительным материал в арсенал современного искусства. Великолепные ватные светильники, декоративные панно, прелестные мелочи для украшения интерьера прочно обосновались в художественных галереях и дизайн-салонах. Будет ли их жизнь столь же долгой, как у тех любимых игрушек, что мы под Новый год достаем из старой картонной коробки, чтобы украсить ими наш самый любимый праздник и, может быть, вспомнить детство.

В России отмечать Новый год стали 1 января 1700 года по указу Петра I.

Он же велел, в подражание голландцам, украшать ворота и двери домов еловыми ветками. Игрушек на этих ветвях не развешивали, а елки ставили, в основном, на крышах питейных заведений.

Техника создания ватной игрушки очень схожа с техникой папье-маше, которая появилась еще до нашей эры , в Китае.

Первое упоминание об ватной игрушке можно найти с 1774 года.

Традиция украшать Рождественскую ель пришла из Германии, а первая праздничная елка в России датируется 1817 годом. Ее устраивала великая княгиня Александра Федоровна.

Первые ватные игрушки были с картонными лицами, сама игрушка делалась из ваты и обрабатывалась бертолетовой солью , для мерцания.

В России наряжать елку на Рождество стало очень модно в с середины 19в.

Однако позволить себе такую роскошь могли только обеспеченные люди.

Стеклянные украшения, привозимые из Германии, стоили очень дорого.

На рубеже XX века за один стеклянный шар торговцы игрушками просили 20 рублей, а за набор могли взять и 200. И это при том, что за 20 рублей в те времена можно было купить корову, за 200 – дом под Петербургом.

Так создание ватной елочной игрушки стало популярным и недорогим ремеслом.

Распространению ремесла способствовали дворянские дочери.

Воспитанницы институтов благородных девиц делали игрушку на уроках. Долгое время эту игрушку называли “царской игрушкой”.

Намного позднее игрушка получила повсеместное распространение, и превратилась в потешное ремесло. Самые предприимчивые крестьяне открывали артели по производству ватной елочной игрушки.

В специальных магазинах изящных вещей продавались вырубные листы с хромолитографическими изображениями из Дрездена. Из этих листов можно было вырезать лица тех же ангелов, детей или дедов Морозов и приклеить на ватную или тканевую игрушку. Это значительно упрощало изготовление.

Ватная игрушка уже несла определенное пожелание, так зайчик с колоском - пожелание хорошего урожая, для женщины -плодовитости, зайчик с колокольчиком- защита дома от нечистой силы, зайчик с сеном- сено, символизирует ясли, в которых лежал христос. Ангел с рогом изобилия – достаток в доме, ангел с фонариком помогает в поиске, ангел с сердцем- встреча с любовью…

На протяжении всего XIX века макушку рождественской ели украшали или Вифлеемская звезда, или фигурка Иисуса Христа. Обычно их делали из дрезденского картонажа и для большего эффекта подсвечивали свечами.

Фабричное производство елочных игрушек было впервые налажено в России в годы Первой мировой войны.

В то время в городе Клин существовал стекольный завод, принадлежавший с 1848 года князьям Меншиковым. В войну в Клин попали пленные немецкие солдаты. Они-то научили русских мастеров выдувать из стекла елочные шарики и бусы.

Первой мировой войне мы обязаны и другим украшением, без которого невозможно представить современную елку – верхушкой в виде шпиля (навершия солдатских касок и шлемов).

В советские годы Вифлеемская звезда была заменена на красную кремлевскую.

С 1929 по 1936г. Рождественская елка была отменена. «Только тот, кто друг попов - Елку праздновать готов»

. Комсомольские патрули даже пытались проверять по домам, нет ли там елки. Те, кто продолжали соблюдать традиции рождественской елки, делали это в большой тайне, за занавешенными окнами, устанавливая маленькое деревце, которое легко можно было спрятать.

28 декабря 1935 года в газете «Правда» вышла статья «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!».

С этого момента начинается эра советской елочной игрушки.

Как и прежде, игрушки изготавливали вручную мастера-артельщики. Как и прежде, их делали из дрезденского картонажа, ваты и стекла.

А вот сюжеты стали иными – библейских персонажей заменили красноармейцы, матросы, пионеры и колхозницы в красных косынках с серпом в руках. Также у советских граждан были популярны избушка на курьих ножках, румяные спортсмены и дворник с метлой.

Внучка у Деда Мороза появилась только в советские годы. В 1937 года в Колонном зале Дома Союзов впервые была устроена детская елка. Хозяином на этом празднике был Дед Мороз. Но ему нужен был помощник. Поначалу устроители елки хотели назначить таким помощником Снеговика-почтовика. Но потом вспомнили о героине пьесы А. Н. Островского «Снегурочка» – прекрасной светловолосой девушке, вылепленной из снега. В конце 30-х годов фигурки Снегурочек стали ставить под елку. Их изготавливали из ваты или папье-маше. В одном из вариантов Снегурочка была пролетарской девочкой в сафьяновых сапожках и с красным флагом.

По елочным игрушкам предвоенных лет можно легко понять, чем жила страна. Так, в 1938 году московские артели по производству елочных игрушек выпустили серию ватных фигурок в честь экспедиции Папанина на Северный полюс. В ней были: полярник с медведем, станция Северный полюс и медведь-лыжник, разносящий почту.

Изготовлением ватной игрушки занимались в основном предприятия Москвы и Ленинграда. . Здоровых, румяных лыжников и конькобежцев, пограничников, полярников, пионеров, персонажей любимых детских сказок создавали лучшие художники и скульпторы.

В создании украшений из ваты использовали и опыт потомственных мастеров из семей, еще до революции занимавшихся производством елочных игрушек.

С развитием индустриализации , после 1966 года ватная игрушка стала частично механизированным трудом, поэтому коллекционной считается именно игрушка до 1966 года выпуска. В конце 70-хх годов игрушка перестала выпускаться совсем и технология была утеряна на долгие .

Сейчас этот вид искусства переживает свое второе,или даже третье рождение,все больше и больше мастеров создают авторскую ватную игрушку, дополняя ее другими техниками, что позволяет создавать разнообразные образы и воплощать любые задумки.

Традиции катания ваты. История русских елочных игрушек в работах уральской художницы

Алена Могорита делает удивительные игрушки из ваты. Она считает, что возрождает историю и ушедшие традиции. Мы побывали у нее в мастерской и вместе с ней совершили путешествие в прошлое.

Глядя на чудесные фигурки, аккуратно развешанные на мерцающей огоньками елке, трудно понять, из какого материала они сделаны. Кто бы мог подумать, что из обычной пушистой ваты, совершенно не ассоциируемой с чем-то праздничным, могут получаться такие шедевры.


Приглушенные краски, аксессуары, особый стиль прорисовки лиц — все это создает впечатление, что игрушки стары, им пора в музей. Однако на самом деле они новые, просто специально состарены с помощью художественных штучек.

Алена Могорита, художник по авторской кукле:


— У меня желание сотворить что-то такое всегда появляется во время зимних праздников, когда все вокруг словно замирает в ожидании чуда. Винтажный стиль своим работам я выбрала потому, что живу этим: коллекционирую антикварных кукол, реставрирую их сама, собираю советские елочные игрушки. Делая винтажные новогодние украшения, ты погружаешься в историю, причем не просто страны или города, какого-то периода, а обычных семей. Ты общаешься с людьми, они рассказывают о традициях, связанных с празднованием Нового года, делятся теплыми воспоминаниями. И это бесценно!

В России же отмечать этот праздник стали 1 января 1700 года по указу Петра I. Игрушки из стекла в то время были очень дорогими, за набор иногда просили столько же, сколько и за корову, поэтому порой даже обеспеченные люди брали их напрокат. Альтернативой дорогим стеклянным украшениям стали ватные. Их можно было купить в магазине либо изготовить самостоятельно.


В 1925 году в Советском Союзе обычай отмечать Новый год был запрещен, поэтому следующие десять лет елки в нашей стране вообще не украшали.

Алена Могорита:

Изготовление одной ватной игрушки — процесс кропотливый и совсем не быстрый. Из-за просушки материала на один экземпляр уходит около 4 дней работы.

Основой для фигурок служит проволочный каркас (скелетик), на который слой за слоем укладывается вата, хорошенько пропитанная крахмальным клейстером. Благодаря податливости материала и фантазии человека, форму изделию можно придать любую, ограничений в принципе нет, главное приспособиться. Лица, по форме напоминающие маски, делали из папье-маше, воска, использовали отбитые от любимых статуэток головы. На них, зачастую вручную, рисовали брови, губы, глаза и обязательно румянили кончик носа и щеки.


Алена Могорита:

Образы для своих игрушек Алена тоже черпает из прошлого. Она оживляет в реальном времени героев сказок, любимых мультфильмов, делает, так сказать, ремейки на популярные ватные игрушки прошедших десятилетий. Иногда покупатели просят воплотить в жизнь какую-то совершенно необычную идею.


Алена Могорита:

Отличие ватной игрушки от других, например, тех же стеклянных, заключается в том, что они долговечны. Такое украшение может сохраняться в семье на протяжении долгих лет и не только радовать новые поколения в качестве красивой елочной подвески на Новый год, но и становиться уникальной реликвией.

Читайте также: