Ватная игрушка мальчик в ушанке

Обновлено: 02.05.2024

Виктория Старшинова

❤

МАСТЕР-КЛАСС ПО СОЗДАНИЮ ВАТНОЙ ЁЛОЧНОЙ ИГРУШКИ С НУЛЯ

😊

Мастер-класс сделан в формате заранее записанных видео в закрытом аккаунте Telegram, доступ 6 месяцев (2 из них с обратной связью от меня)

присоединиться можно в любое времяэто не прямые эфиры, и поэтому нет никакой спешки, каждый делает в своём темпе
Показать полностью.

😊

С помощью подробных уроков вы сделаете двух ребятишек - девочку в платке и пальто и мальчика в шапке-ушанке и пальто, роспись под хохлому материалы и инструменты описаны в таблице, их можно скачать по ссылке в закрытых группах (либо я вам могу прислать).

Я максимально подробно описала все этапы, постаралась передать своё видение росписи и приёмов в технологии изготовления ватной игрушки.
Сама я не проходила МК по ватной игрушке, поэтому все, что вы встретите в моих уроках (хитрости и приемы) это результат личного опыта и 4-х летней практики.

❤

Игрушки не рассчитаны на тиражирование в коммерческих целях (как и сам мастер-класс), т.к. мы учимся и это учебная работа.
Моя цель и цель мастер-класса - научить вас навыку и технологии создания ватной игрушки и на основе полученных знаний создавать собственные шедевры

🌟

Кроме основной информации по изготовлению игрушки, будут уроки, где мы слегка коснёмся темы цвета, композиции, вдохновения (откуда брать идеи)

😊

Стоимость мастер-класса 7000₽

Кто такой Хагги Вагги

Хагги Вагги, или Хаги Ваги (англ. Huggy Wuggy), — персонаж компьютерной игры Poppy Playtime, первый эпизод которой компания MOB Games выпустила 12 октября 2021 года. Сейчас десятки младших школьников по всему миру играют в Poppy Playtime в новом режиме «Роблокса».

По сюжету игры Хагги Вагги — антагонист, который охотится за игроком, бывшим сотрудником фабрики игрушек Playtime Co. Лучше всего огромное антропоморфное существо с синим мехом умеет обниматься (отсюда и название Huggy — от англ. to hug, то есть «обнимать»). Причем сперва он был добродушен, но из-за катастрофы на фабрике стал монстром.


Игра, как и многие другие инди-хорроры (низкобюджетные игры в жанре ужасов. — Прим. ред.), быстро стала популярной у летсплееров и стримеров. Аудитории особенно понравился не сюжет хоррора, а сам монстр Хагги Вагги. В сети стали появляться арты и клипы с персонажем. Иногда в работах фанатов появляется женская версия Хагги Вагги с розовым мехом — Кисси Мисси. Хотя ее изображение и встречается в оригинальной игре, ее самой там нет. Впрочем, это не мешает поклонникам Poppy Playtime фантазировать на тему взаимоотношений Хагги Вагги и Кисси Мисси: в сообществе принято считать, что эти персонажи состоят в романтических отношениях.

«У нас пропал синий Хагги Вагги»

Хагги Вагги стал героем не только изображений и видео внутри сообщества, но и десятков мемов, включая один, который стал самым популярным. В его основу легла фраза «У нас пропал синий Хагги Вагги. О нет, Хагги Вагги, нет, брат, нет. Он сгорел, почернел».

Мем появился благодаря ютуберу Скорти, который опубликовал видео «Хагги Вагги умер и стал призраком». Блогер играл в мод, позволяющий загрузить в игру GTA V модель Хагги Вагги, к тому же разных цветов. Один из персонажей — классический синий Хагги Вагги — погиб на костре. Фраза, впоследствии превратившаяся в мем, была реакцией на эту смерть.

Неизвестный тиктокер обрезал оригинальное видео Скорти и исказил голос ютубера. В итоге звук приобрел популярность в отрыве от фэндома (фанатского сообщества. — Прим. ред.) Poppy Playtime — он выражает отчаяние и крайнюю степень огорчения.

Почему Хагги Вагги нравится детям

Хагги Вагги настолько популярен, что во всех мировых маркетплейсах тут же появились линейки игрушек разного качества, часто в комплекте с ними идут теряющие популярность поп-иты. Средняя цена на игрушку на Ozon сейчас около 500 рублей (но есть Хагги и по четыре тысячи!), а вместе с ними на рынок «полетели» чашки, рюкзаки с принтами, антистресс-сквиши и все остальное, что могут попросить школьники у родителей, когда у них появляется «герой сезона».


Поиск по релевантному запросу забит результатами формата «как сделать Хагги Вагги из носка», «как сделать Хагги Вагги из бумаги», «как сделать движущегося Хагги Вагги» и так далее (запросы выдают уже 5 миллионов результатов и более). Причем, если судить по «Гугл.Трендам», Россия идет не в ногу с мировым поиском: там интерес к Хагги уже угасает, а у нас, наоборот, пока постоянно растет (не будем спрашивать, при чем здесь тикток).

Подобная ситуация уже происходила с монстрами из другого хоррора, Five Nights at Freddy's, где главными антагонистами были жутковатые движущиеся куклы, похожие на животных. Популярность у детей стала причиной выхода многочисленных продолжений серии, сопровождающихся и появлением новых игрушек.


Стоит ли отказывать ребенку в покупке Хагги Вагги или другого подобного монстра? С точки зрения психологов, в детском интересе к «страшным» игрушкам нет ничего плохого.

Игровой терапевт и детский психолог Александр Покрышкин замечает: «Для детей любая выбранная игрушка — это форма выражения каких-то чувств. Например, родители задаются вопросом: нужно ли иметь в детском наборе такой предмет, как игрушечный унитаз? Я думаю, ничего плохого в этом нет. При помощи этой игрушки дети осваивают вопросы, связанные с гигиеной. Трехлетнему ребенку, который еще недавно пользовался горшком, трудно найти слова и выразить, допустим, свой страх провалиться в унитаз. И игра с кукольной сантехникой — это его возможность отрефлексировать свою тревогу. Так же и с негативными персонажами: ребенок таким образом проживает определенные чувства».

Елочная ностальгия: как томичка делает ватные игрушки по старинной технологии

— Когда я начинала, никаких мастер-классов не было. Потихонечку сама до всего доходила, — вспоминает художница Наталия Шведова. — В сети нашла книжку «Технология производства советской елочной игрушки». Ватные делались в основном до войны, в 30-40-е годы; позже уже появились стеклянные. А в войну елочные игрушки делали из остатков проволоки, из лампочек. Получается, вата — это уже винтаж. Кроме того, они легкие, прочные, безопасные, не бьются, они долговечные и экологичные. Единственное — боятся влаги.

Она рисовала с детства — в изостудии, потом в детской художественной школе. Делала куклам дома-квартиры и мебель из бумаги. 15 лет назад открыла свою изостудию, уйдя из детского сада, где была воспитателем. Пробовала разное рукоделие: вязала, шила, валяла из шерсти; много лет занималась декупажем. А последние четыре года делает новогодние игрушки из ваты. Тот случай, когда любимое дело стало профессией.

— Я совместила педагогику и рисование, и у меня работа — любимая, не просто хобби. Раз в неделю у меня дети, а целую неделю — игрушки дома. Я рада, что сделала творчество своей профессией — раньше мне это казалось невозможным, — признается моя собеседница.


В ранние советские годы вата была одним из самых распространенных и недорогих материалов для изготовления елочных игрушек. Основой выступал проволочный каркас, вокруг которого и крепилась вата. Лица делали из воска, папье-маше или мастики. После росписи их покрывали клейстером — он защищал игрушки от воспламенения. Костюмы тоже мастерили из ваты или бумаги, раскрашенной в разные цвета. Готовые игрушки посыпали «снегом» из мелкого стекляруса и закрепляли его специальным составом.

И у Наталии основные материалы — проволочный каркас, вата и клейстер. Лица — слепки с лиц антикварных куколок, и каждое она расписывает вручную. Изначально советская ватная игрушка была ремеслом, говорит Наталия. Но для нее это творческий процесс, не ремесленный.

— Мне кажется, если себя не вкладывать, игрушка будет никому не нужна. Люди говорят, что они у меня «живые»: они что-то делают, у них есть эмоции и чувства.

— Много времени уходит на одну игрушку?

— Точно не знаю: я делаю по несколько игрушек параллельно, обычно 13-15 в месяц. В октябре было 26, а в ноябре и декабре — по 30. Эскизы я не делаю — все в голове. Задумываешь, начинаешь делать, а когда появляется лицо — игрушка начинает «хотеть то, что ей хочется». Задумала я дать ей в руки лопатку со снежком, а лопатка или не ложится, или не смотрится. Тогда я начинаю конкретно под нее выбирать.

На одну игрушку ваты нужно не много. Я сначала крашу вату красками для хлопка: она лежит цветная в пластах, потом просто беру нужную.

— А почему дети?

— Во-первых, наверное, возраст, когда начинаешь вспоминать свое детство: как было хорошо и беззаботно. Во-вторых, сейчас в России большой интерес ко всему советскому. Много вещей того периода продается: статуэтки, фарфор, значки, пионерские галстуки. Мне кажется, люди ностальгируют по прошлому.


Несколько елочных мальчишек и девчонок созданы по советским открыткам. Много у Наталии и сказочных персонажей: Красная Шапочка, Золушка, Чиполлино и другие. Она не любит плагиат, поэтому в сюжет всегда старается привнести что-то свое. А игрушки по семейным историям и вовсе уникальны.

— Заказчица из Саратова попросила сделать мальчика с петушком на палочке: рассказала, что ее дедушке Коле папа дал денег на леденец. Он пошел покупать, эти деньги потерял и стоял рыдал, а прохожий ему дал денег, и он купил петушок на палочке. А другая девушка, увидев Даренку из «Серебряного копытца», с драгоценными камнями в шапке, попросила сделать девочку, но с конфетами. У нее была история: бабушка приехала из села в город поступать, подошла какая-то цыганка, сказала, что конфет в шапку насыплет, и в итоге эту шапку «увела». Для девушки эта память имеет значение. Я беру такие заказы, если мне это откликается.

Бывает, люди «влюбляются» в игрушку и просят сделать такую же. Наталия старается не повторять — делать одно и то же ей неинтересно. Да и ручную работу один в один не повторишь, уверена она. Даже два одинаковых слепка — разные, и «точно такой же» мальчик будет немножко другим.

— Одна постоянная покупательница увидела мою игрушку у сестры в Питере и захотела такую же. Я сделала. Она стала смотреть — ту выбирает, эту выбирает, а этого мальчика не замечает: «Ой, он как-то по-другому смотрит». Обидно за игрушки — они как дети. Я делаю до тех пор, пока мне не начнет нравиться: если кому нужно — он возьмет как есть. А не возьмет — себе оставлю. Только у меня ни одной своей игрушки на елке нет — все забрали.


У самой художницы — коллекция советских стеклянных игрушек. С ними елка красивее, ее разглядывать интересно, говорит она. А ее авторских «ребятишек» разбирают, и не только под Новый год. Уезжают они, в основном, в другие города: Питер, Москва, Саратов. В этом году женщина из Швейцарии купила игрушку через «Инстаграм». Бывшие соотечественники за границей тоже неравнодушны к работам томички.

— Однажды я хотела сделать «Девочку со спичками» из новогодней сказки Андерсена. Но не сделала, потому что она грустная. На елке должны веселые и добрые игрушки висеть. У меня есть Чиполлино, Вишенка и Редиска. Из «Алисы» — мартовский заяц и гусеница на грибе. И Баба Яга у меня будет добрая, и Кащей над златом — они пока в планах.

Имена придумываю сама: Ваня, Любаша, Алешка, Маринка-первоклашка, Аленка с подсолнухом. Раньше люди выкладывали в сеть «девочек с лопатками» или просто «ватные игрушки». А я запустила традицию — начала называть. Смотрю, уже все начали имена давать своим «детям». Иногда не могу придумать, и меня просят: «Наташа, назовите!» Люди относятся к ним, как к живым детям. И покупает их определенная категория людей, в основном, старше 40. Мне самой до 40 лет было неважно, что в детстве было, а сейчас все чаще вспоминаю. И эта фраза «Ах, как мы хорошо жили тогда!» — она про эмоции, не про материальное.

В прошлом еще столько разных образов. А что сегодня? Сегодня шалью детей не закутывают и валенки им не одевают — они все ходят в облегченных «мембранках». Раньше, хоть все и одинаковые были, но эти шарфы, шапки, варежки. Все такие антуражные — для ватной игрушки как раз подходящие. Какие современные игрушки сейчас делать — ребенка с сотовым в руке? Я понимаю, что это необходимость, но в тех игрушках. В них есть что-то настоящее, теплое. Что-то такое, что будет всегда.


Фото: Наталия Шведова

— Сейчас у детей нет общения. Их друзья — телевизор и компьютер, а мы дружили реально: дворами бились, были сплоченными, постоянное общение во дворе, секретики. Сегодня у детей много игрушек: они мне показывают — я названия не успеваю запоминать. Для них у них нормальная жизнь. Они любят творчество, и если их заинтересовать — они будут творить. Но они, как мне кажется, меньше приспособлены к жизни, меньше умеют. Мы с шести лет дома оставались одни, манжеты на школьную форму сами пришивали, себя обслужить могли — я папе и себе обед разогревала. Это тема «отцы и дети»: мы всегда будем говорить, что мы жили лучше и были лучше. А они будут своим детям так же говорить. И в сорок лет они свое детство тоже с тоской и теплотой вспоминать будут. Потому что детство - оно беззаботное. Сегодня дети другие — это ни хорошо, ни плохо. Думаю, они счастливые, просто другие.

Мое детство было прекрасным! Летом — у бабушки в деревне, зимой — дома, во дворах с друзьями. Поэтому все оттуда, из детства. Туда невозможно вернуться, а в воспоминаниях можно его увидеть. Потрогать. И повесить на елку.



Фото: Наталия Шведова

Ватная традиция

Фото "НацАкцент"

Сделать ватную елочную игрушку вновь популярной и доступной намерены мастерицы единственной в стране мануфактуры, которая профессионально возрождает производство традиционной ватной игрушки как русского сувенира. Здесь не только охотно делятся секретами ее создания со всеми желающими, но и дают возможность бесплатно обучиться ремеслу. В канун новогодних праздников "НацАкцент" заглянул в мастерскую мануфактуры, которая расположилась в келье XVIII века на территории Патриаршего подворья Николо-Перервинского монастыря.

По старинной технологии

Вата, крахмал и кусочек медной проволоки с акриловыми красками – это все, что нужно, чтобы в ваших руках пушистое облако из хлопка превратилось в куклу-пеленашку, малыша на санках или другого персонажа. Технология изготовления таких игрушек в 21-м веке, несмотря на новые технологии и материалы, осталась прежней – только из ваты и клейстера. Ее возродили мастерицы мануфактуры "Московская игрушка" Центра развития ремесел "Семейные традиции".

"Наша задача – обучать и продвигать мастерство ватной игрушки, переведя его из разряда поделки в искусство", – говорит сотрудница мануфактуры Ираида Кочетыгова.

Здесь проходят всероссийские конкурсы ватного мастерства, итоги последнего из которых "Сказки народов России: кукольная этнография", подвели в конце декабря, совершенно бесплатно обучают ремеслу мам детей-инвалидов, женщин, оставшихся в пандемию без работы, женщин 50+, волонтеров, коррекционных педагогов и социальных работников, и помогают им реализовывать изделия.

Социальные проекты мануфактуры поддерживает Фонд президентских грантов.

История мануфактуры началась со Светланы Модновой. Художник-модельер по образованию, несколько лет назад она увлеклась ватной елочной игрушкой. Помещение для мануфактуры безвозмездно предоставили в Николо-Перервинском монастыре, в пандемию Светлана с единомышленниками — лучшими мастерами России по ватной игрушке, кукольниками-мультипликаторами разработали курсы для авторской школы по обучению ватному мастерству – их прошли уже порядка 2,5 тысячи женщин. А недавно здесь создали первый в стране музей ватной игрушки. Экспонаты в музей приносят сами сотрудники, жертвуют прихожане монастыря, коллекционеры и просто любители ватной игрушки. На выставочных стендах представлены игрушки 22 знаменитых артелей, фабрик и художественных мастерских с 1920-х годов до наших дней.

Семь одежек

"Ватная игрушка не может стоить дешево, потому что очень трудоемкая работа, – говорит Ираида Владимировна. – Чтобы сделать красивую куколку в домашних условиях, мастеру может потребовать от 5 дней до месяца-двух в зависимости от сложности".


Ватную игрушку создают поэтапно. Сначала из проволоки формируют каркас, на котором создают тело фигурки. Затем начинается самый увлекательный процесс "одевания".

Вату наносят послойно, склеивая с помощью клейстера и высушивая каждый слой, как бы одевая игрушку.

"Если хорошо не просушить, она пожелтеет. Поэтому мы придаем правильной сушке особое внимание. Такие игрушки живут более ста лет", – отмечает Ираида Кочетыгова.

История страны в игрушке

Первая ватная игрушка появилась в Германии, откуда она и пришла в Россию, и началась ее история с царской семьи – в 1817 году Александра Федоровна устроила первую праздничную елку в Аничковом дворце в Санкт-Петербурге. А прижилась елка и вовсе ближе к 1840-м годам. Поначалу елочные игрушки могли себе позволить только очень состоятельные люди, императорская семья и дворяне – в народе игрушку так и прозвали "царская".

– На один стеклянный шар стоимостью 20 рублей можно было купить корову, покупка целой елки могла обойтись в 200 рублей – стоимость небольшого домика под Петербургом. Поэтому наши мастерицы стали выходить из положения, покупать немецкие журналы с картонажем, которые присылали из Европы, вырезали игрушки и украшали их с помошью ваты, – рассказывает мастерица.

А в 1914 году, когда шла война с Германией, многие выступили против елки. После революции рождественская елка и вовсе стала не нужна, в 1929 г. праздник запретили. Спустя несколько лет, в 1932-м, елку было предложено вернуть, но теперь уже рабоче-крестьянским детям. Идею поддержал сам Сталин, и с 1935 года начинается история ватной советской игрушки.

Ушли в забытье ангелы и малыши, на смену розовощеким младенцам пришли лыжники, спортсмены. Они по-прежнему делались вручную по той же технологии.


Был и веретенный способ изготовления, из шерсти цветной нитью и формовочный – ее придумал художник Русаков. В форму закладывали вату, обработанную клейстером, отходы производства, потому что хорошая вата была в дефиците, высушивали, склеивали между собой, чтобы не было заметно шов, проклеивали ватой. Все зверушки в СССР изготавливались в основном формовкой. Готовую игрушку покрывали слюдой или посыпали стеклянной пылью, чтобы сверкала. Россия стала единственной страной, которая стали массово изготавливать ватную игрушку.

Игрушка закончила свое хождение в 1966-х, хотя отдельные фабрики выпускали ее до 1980-х годов. Когда же рынок наводнил дешевый пластик, ватная игрушка сошла на нет.

С 1995 года отдельные художники стали воссоздавать технологии и создавать художественные произведения. Массово возрождение началось примерно с 2013 года.

У московской мануфактуры в планах цикл мастер-классов и работа в Краснодарском и Ставропольском краях, Республике Коми, на п-о Таймыр, в Башкирии и Московской области.

– Сейчас очень много мастеров и артелей, но мы создали первый музей и у нас представлена не только старинная ватная игрушка, но и современные, разработанные нашими художниками. Мы хотим, чтобы ватная игрушка стала нашей национальной традицией, но чтобы ее стали воспринимать, ее надо популяризировать.

Кристина Бизун делает из ваты фигурки детей, сказочных персонажей, животных. Мастерица говорит, что на ярмарках такие разлетаются как горячие пирожки, несмотря на приличную цену, потому что старые добрые игрушки нынче в моде.

23.12.2020. Бобруйск. Кристина Бизун делает новогодние игрушки из ваты в советской стилистике.

23.12.2020. Бобруйск. Кристина Бизун делает новогодние игрушки из ваты в советской стилистике.

«Первой моей игрушкой был мальчик в костюме зайчика»

Рукоделием Кристина увлекалась с детства: шила мягкие игрушки, занималась бисероплетением, вышивала. В юности начала перешивать себе джинсы, другую одежду. Мама, заметив, что у дочери что-то получается, посоветовала ей поступать в училище бытового обслуживания населения на специальность «техник-технолог швейной промышленности». Так получилось, что по специальности Кристина не работала, после училища пошла в сферу торговли. Но без творчества своей жизни никогда не представляла и постоянно пробовала себя в самых разных областях. Делала развивающие книги из фетра, светильники-ночники из картона, кукольные театры из фетра, вязала детские грызунки. Потом увлеклась аэродизайном (современное искусство оформления интерьера воздушными шарами), это и сейчас является ее основным занятием и источником дохода.

23.12.2020. Бобруйск. Кристина Бизун делает новогодние игрушки из ваты в советской стилистике.

23.12.2020. Бобруйск. Кристина Бизун делает новогодние игрушки из ваты в советской стилистике.

– Я часто «лазила» в разных группах по рукоделию и смотрела изделия в различных техниках, – рассказывает Кристина. – В 2015 году впервые увидела игрушки из ваты, заинтересовалась. Первой моей игрушкой был мальчик в костюме зайчика. Тогда мне не понравился результат, и я на время забросила это дело. Когда года через два появилась первая онлайн-школа «Ватные игрушки», я решила пройти обучение. Хоть там дают базовые знания, но все равно можно многому научиться, узнать всевозможные секреты. После этого мои игрушки стали гораздо лучше.

Елочные украшения Кристины Бизун. Фото из архива героини материала.

Елочные украшения Кристины Бизун. Фото из архива героини материала.

Средняя цена – 15-20 рублей за штуку

Сначала Кристина делала игрушки для себя, потом начала дарить друзьям, позже друзья и знакомые стали их покупать. Мастерица решила: почему бы не предлагать игрушки на продажу. Было это летом, а к новогоднему сезону у нее собралась хорошая коллекция. С ними она поехала на свою первую ярмарку в Минск. Поначалу получилось только «отбить» деньги за вложенные материалы и за дорогу.

23.12.2020. Бобруйск. Кристина Бизун делает новогодние игрушки из ваты в советской стилистике.

23.12.2020. Бобруйск. Кристина Бизун делает новогодние игрушки из ваты в советской стилистике.

– На следующий год уже пошли заказы от тех, кто видел мои работы на ярмарке, – рассказывает собеседница. – Также я начала выставлять фотографии работ в соцсетях, в основном в Instagram, появились покупатели и там. В этом году на ярмарку в Минск было практически не с чем ехать: все, что я показывала в Instagram, тут же раскупалось. Я уже «припрятала» несколько работ, чтобы поехать на ярмарку, просто очень хотелось там побывать.

Это при том, что изделия Кристины нельзя назвать дешевыми: средняя их цена – 15-20 рублей за штуку. Интерес людей к ее работам мастерица объясняет, прежде всего, ностальгией.

– Такие игрушки возвращают нас в детство, ведь у многих под елкой стоял ватный Дед Мороз, а у кого-то даже сохранились ватные игрушки более старые от бабушек и прабабушек, – говорит Кристина. – Глядя на них, мы вспоминаем наше беззаботное детство, то прекрасное время, где мы были маленькими и верили в новогодние чудеса!

23.12.2020. Бобруйск. Кристина Бизун делает новогодние игрушки из ваты в советской стилистике.

23.12.2020. Бобруйск. Кристина Бизун делает новогодние игрушки из ваты в советской стилистике.

Несмотря на то, что Кристине всего 32 года, в работах ей наиболее близка советская и народная тематика. Она делает различные фигурки детей – на санках, с коньками и снежками, младенцев в капусте, космонавтов, персонажей старых сказок. Например, «Репка».

– Пробовала ваять героев современных мультиков – Груфалло, например, – рассказывает мастерица. – По логике, современные дети просили бы у родителей купить именно такие игрушки. Сделала одну и поняла – мне не нравится это делать. Душе моей ближе герои русских народных сказок и советских мультиков. Кстати, современные мальчишки на ярмарках часто просят своих родителей купить им «космонавтов» на елку.

Идеи мастерица «подглядывает» в интернете, на советских открытках, находит в книжках со сказками. Например, на днях взяла в библиотеке сыну книгу с красочными рисунками, увидела там гусара в красном мундире и все: не успокоилась, пока не сделала точно такого из ваты.

23.12.2020. Бобруйск. Кристина Бизун делает новогодние игрушки из ваты в советской стилистике.

23.12.2020. Бобруйск. Кристина Бизун делает новогодние игрушки из ваты в советской стилистике.

«Игрушки – живые существа, которые диктуют мне свои правила»

Для изготовления ватных игрушек требуется немного материалов: проволока, вата, глина, краски. И, конечно, большая фантазия и усидчивость.

23.12.2020. Бобруйск. Кристина Бизун. Процесс изготовления ватных игрушек.

23.12.2020. Бобруйск. Кристина Бизун. Процесс изготовления ватных игрушек.

– Лица я делаю из самозатвердевающей глины. Покупаю готовые фигурки с красивыми лицами и делаю с них оттиски. Личико– 50% успеха игрушки. Потом его нужно расписать, чтобы глаза были живыми, выражение соответствовало персонажу. Из проволоки делается каркас. Он обманывается слоем сухой ваты, который поверху закрепляется нитками. Затем варится клейстер из крахмала и воды. Вата обмакивается в этот клейстер и наматывается вторым слоем на каркас, придается форма «телу» будущей игрушки. Красить можно двумя способами: саму вату на начальном этапе или готовое изделие, я использую для этого тканевые краски. Все это высыхает, приклеивается личико клеевым пистолетом. В процессе смотришь на лицо и понимаешь, это мальчик или девочка, что он будет делать. Да-да, это живые существа, которые мне «диктуют» свои правила. Иногда планирую сделать девочку-хохотушку с санками, а получается романтическая барышня, которая не хочет санки, а подавай ей букет цветов или зонтик. А этой планируешь дать в руки шоколадку, но она не подходит, и думаешь – может, конфетку дать или горшочек с цветком, или она хочет погулять с собачкой. И так – пока она не выберет, что ей нравится.

23.12.2020. Бобруйск. Кристина Бизун. Процесс изготовления ватных игрушек.

23.12.2020. Бобруйск. Кристина Бизун. Процесс изготовления ватных игрушек.

На изготовление партии игрушек у мастерицы уходит три-четыре дня, по одной игрушке делать неудобно.

Также Кристина пробует делать игрушки из креповой бумаги. Иногда вставляет своим «человечкам» лица, вырезанные из открыток. Такие техники также были распространены в старые времена.

Кристине очень нравятся старые ватные деды Морозы под елку. Она их делает сама. А еще покупает «ретро-дедушек» в интернете и реставрирует их. Самые дешевые стоят 20 рублей. Первых она делает на продажу, а последних оставляет себе. Говорит, они ей дороги как напоминание о детстве, как история. «И кто знает, сколько они будут стоить потом!» – улыбается собеседница.

23.12.2020. Бобруйск. Этих дедов Морозов Кристина после реставрации оставит себе.

23.12.2020. Бобруйск. Этих дедов Морозов Кристина после реставрации оставит себе.

Близкие Кристины ее увлечение воспринимают уважительно. Супруг Сергей помогает советом: лучше сделать так или иначе. Их 6-летний сын Богдан интересуется тем, что делает мама, иногда предлагает свою помощь – например, разукрасить младенца в пеленке в цвет камуфляжа.

23.12.2020. Бобруйск. Этих дедов Морозов Кристина после реставрации оставит себе.

23.12.2020. Бобруйск. Этих дедов Морозов Кристина после реставрации оставит себе.

Между прочим

Ватные игрушки появились в России одновременно с другими елочными украшениями – в XIX веке. В XX веке, после революции, история елочных игрушек прерывается почти на два десятилетия, религиозный праздник Рождество был тогда запрещен. Но в 1935 году советское правительство решило вернуть детям волшебный зимний праздник и снова у нас стали наряжать елки, только уже не на Рождество, а на Новый год. Производство елочных украшений возродилось. Стеклянные игрушки во вес времена были недешевыми, этот недостаток был компенсирован производством ватной игрушки. В 50-ых годах они пропали из продажи, потому что их производство так и не удалось механизировать, оно оставалось ручным.

Сейчас эта старинная технологии, которая была забыта, снова обретает популярность. В России елочные игрушки из ваты уже несколько лет – «писк моды».

23.12.2020. Бобруйск. Кристина Бизун делает новогодние игрушки из ваты в советской стилистике. 23.12.2020. Бобруйск. Кристина Бизун делает новогодние игрушки из ваты в советской стилистике. 23.12.2020. Бобруйск. Кристина Бизун делает новогодние игрушки из ваты в советской стилистике. 23.12.2020. Бобруйск. Кристина Бизун делает новогодние игрушки из ваты в советской стилистике.

Читайте также: