Ватные игрушки дед мороз и снегурочка

Обновлено: 15.05.2024

Какое-то время назад случайно (хотя, какие могут быть случайности у людей, болеющих ёлочными игрушками) увидела в интернете фотографии игрушек Елены Шведовой. Мне они настолько понравились, что я сразу подписалась на аккаунты мастера. А теперь набралась наглости и смелости, взяла и написала Елене о том, что хочу рассказать о ней на дзене. И даже взяла небольшое интервью. Потому что картинки показать каждый может, а мне всегда интересно узнать - как человек дошёл до жизни такой, что решил посвятить свою жизнь игрушкам. Сегодня хочу и вас познакомить с этим чудесным автором ватных Дедов Морозов, детишек, грибочков, овощей и фруктов.

У Елены нет художественного образования, но всегда была тяга к творчеству. Если ребёнку давали карандаши и бумагу, то родители смело могли заниматься своими делами часами. А новогодняя тема затронула нашего автора игрушек ещё в раннем детстве, когда под Новый год она навырезала снежинок и украсила ими всю квартиру. посадив на клей. Украшены были окна, шторы, одеяла и подушки. Красота же!

Елена вот так рассказывает о своём любимом празднике: "Новый год всегда был самым любимым праздником, ожидание чуда и волшебства, очень любила наряжать елку. Папа всегда приносил большую, живую. Она ждала своего часа на балконе. А когда ее заносили в комнату, этот аромат мороза и хвои- до сих пор это самые яркие моменты, связанные с новым годом. А еще запах мандаринов. сейчас многим уже это будет непонятно, этот восторг от мандаринов, но в моем детстве они появлялись только перед новым годом. И для меня запах мандаринов это до сих пор ассоциация с Новым годом. Видимо эта любовь к празднику, елке семейным вечерам не могла не привести рано или поздно к тому, чем я сейчас занимаюсь. Теперь Новый год у меня круглый год."

Увлечение созданием ватных игрушек началось в 2015-м году. До этого Елене пришлось пережить не самый лёгкий период в жизни - ей поставили онкологический диагноз, за которым последовали переживания, страх, боль, операции, химиотерапии.

И один раз при покупке лекарств в аптеке ей вместе со сдачей дали календарик, который перекочевал в сумку и прожил там несколько месяцев. При разборе сумки был извлечён на свет и рассмотрен Еленой. А на календарике том был Новый год и ёлка, украшенная ватными игрушками. И наша героиня решила, что не просто так этот календарик ждал своего звёздного часа, он ждал именно её внимания. И Елена решила действовать! В интернете практически не было никакой информации. Напомню, что это был 2015-й год, бума ватной игрушки ещё не было. И мастер-классов практически не было, на них была очередь больше месяца. Но Елену уже ничто не могло остановить. После посещения того мастер-класса Елена "заболела" ватой (вот эта болезнь была уже замечательная) и каждый день делала по одной игрушке, методом проб и ошибок совершенствуясь день ото дня.

В этом посте предлагаю взглянуть на процесс создания подставочного, ватного Деда Мороза.

В этом посте предлагаю взглянуть на процесс создания подставочного, ватного Деда Мороза. (фото 1)

Посчастливилось мне ненароком наткнуться и скачать с интернета электронную версию книжки " Производство елочных украшений" 1950 года Овешкова/Данилевского. Интересно было узнать как велась работа в артелях. Прилагаю небольшой отрывок по изготовлению подставочного Деда Мороза, надеюсь что правил никаких не нарушаю этим). Может кому пригодится.

Посчастливилось мне ненароком наткнуться и скачать с интернета электронную версию книжки

Дед Мороз из ваты. Старинная технология. (фото 3)

Дед Мороз из ваты. Старинная технология. (фото 4)

Дед Мороз из ваты. Старинная технология. (фото 5)

Дед Мороз из ваты. Старинная технология. (фото 6)

Дед Мороз из ваты. Старинная технология. (фото 7)

Ну как оказалось все делается так, как я себе примерно это представляла. Разве что рейки сейчас мало кто использует, больше вход идёт проволока.
Ну и решила попробовать .. Реек естественно у меня не оказалось, а руки чешутся. Порыскала по закромам нашла куски фанеры у сына. Выпилила из них подобие реек и подставку. Хватило на два деда.
Лица дедушек у меня уже были, делала их из фимо.
Для начала вбила на длинные рейки по гвоздю, для того чтоб скрутить носок валенок. Намотала на сухую плотно вату и прошлась по всей поверхности густым клейстером. (клейстер я делаю из картофельного крахмала: 1 ст ложку растворяю в кашу в крохотном количестве прохладной воды, размешиваю чтоб не было комков, и вливаю эту массу при постоянном помешивании в стакан кипятка.) Когда вата высохла, собрала конструкцию по книге. Но так как рейки у меня, совсем не рейки, пришлось усилить конструкцию малярным скотчем и проволокой. Затем докрутила верх валенка и промазала клеем.

Ну как оказалось все делается так, как я себе примерно это представляла. Разве что рейки сейчас мало кто использует, больше вход идёт проволока. Ну и решила попробовать .. Реек естественно у меня не оказалось, а руки чешутся. Порыскала по закромам нашла куски фанеры у сына. Выпилила из них подобие реек и подставку. Хватило на два деда. Лица дедушек у меня уже были, делала их из фимо. Для начала вбила на длинные рейки по гвоздю, для того чтоб скрутить носок валенок. Намотала на сухую плотно вату и прошлась по всей поверхности густым клейстером. (клейстер я делаю из картофельного крахмала: 1 ст ложку растворяю в кашу в крохотном количестве прохладной воды, размешиваю чтоб не было комков, и вливаю эту массу при постоянном помешивании в стакан кипятка.) Когда вата высохла, собрала конструкцию по книге. Но так как рейки у меня, совсем не рейки, пришлось усилить конструкцию малярным скотчем и проволокой. Затем докрутила верх валенка и промазала клеем. (фото 8)

Сделала голову: намотала ваты, закрепила форму нитками и промазала клейстером.

Сделала голову: намотала ваты, закрепила форму нитками и промазала клейстером. (фото 9)

Туловище: обернула конструкцию в виде конуса бумагой и малярным скотчем, поверх намотала ваты и закрепила нитками.

Туловище: обернула конструкцию в виде конуса бумагой и малярным скотчем, поверх намотала ваты и закрепила нитками. (фото 10)

Приготовила по куску проволоки для рук, обернула их пластом ваты в рулончик. Приложила со стороны спины и привязала крест накрест бинтом к туловищу.
Затем обклеила перед пластом ваты вчистовую.

Приготовила по куску проволоки для рук, обернула их пластом ваты в рулончик. Приложила со стороны спины и привязала крест накрест бинтом к туловищу. Затем обклеила перед пластом ваты вчистовую. (фото 11)

Дед Мороз из ваты. Старинная технология. (фото 12)

Для распахнутой шубы, по бокам туловища приклеила на горячий пистолет по куску акварельной бумаги и обклеила ватой всю шубку.

Для распахнутой шубы, по бокам туловища приклеила на горячий пистолет по куску акварельной бумаги и обклеила ватой всю шубку. (фото 13)

Сформировала воротник и шапку. Придала нужное положение рукам и следом оформила варежки.

Сформировала воротник и шапку. Придала нужное положение рукам и следом оформила варежки. (фото 14)

Наклеила пласты ваты формируя бороду и усы, и обклеила ватной "кучеряжкой" (для "кучеряжки" берём небольшого размера тоненький слой ваты, наносим клейстер с обоих сторон и тыкаем по ней туда- сюда зубочисткой формируя фактуру. Морщим как следует, затем просто переносим на нужный нам участок. Повторяем пока не покроем все что нам требуется).
Ну и посох, это обернутая ватой шпажка.
Вот такой дедуля у меня получился.

Материалы: 3 деревянные рейки и подставка, гвозди, заготовка лица деда, вата "зигзаг", нитки и бросовая бумага, клейстер из крахмала, проволока 0.9- 1 мм, шпажка для посоха. Ну и конечно нужно иметь кисть для клея и хорошее настроение.

















Съемки фильма в день открытия музея

Съемки фильма в день открытия музея

Съемки фильма в день открытия музея

Съемки фильма в день открытия музея

Съемки фильма в день открытия музея

Съемки фильма в день открытия музея

Съемки фильма в день открытия музея

Съемки фильма в день открытия музея

Подарочный набор «Дед Мороз и Снегурочка» – идеальный новогодний подарок, напоминающий о старинных традициях с парой прекрасных ватных игрушек ручной работы!

доступно к заказу

Ватная игрушка «Дед Мороз» – 14 см.

Ватная игрушка «Снегурочка» – 12 см.

Стальная проволока, хлопковая вата, краска по хлопку, клейстер (крахмал, вода), паперклей.

Приносить подарки Дед Мороз стал примерно в 80-е года XIX столетия. В отличие от европейского Санта Клауса, русский Рождественский Дед не был святым и вообще не имел ничего общего с религией. Наверное, поэтому в сельской местности вовсе не заметили его появления и продолжали праздновать святки как раньше — гаданиями и колядками. Широкую известность Дед Мороз приобрел в 1910 году, благодаря открыткам: на них его изображали в синей или белой шубе до пят, на голове шапка, а еще теплые валенки и рукавицы. При волшебнике всегда были посох и мешок с подарками. После революции все рождественские традиции (и в том числе Дед Мороз) подверглись гонению. И только в 1935 г. празднование Нового года возобновилось. Дед Мороз становится основным символом праздника. Тогда он переоделся в красную шубу, стал приносить подарки и разъезжать на русской тройке вместе со своей внучкой Снегурочкой.

Игрушка хрупкая, боится сырости и нагрева, хранить в сухом защищенном от света месте при комнатной температуре

Деды-морозы — традиционная фигура в ассортименте ёлочных украшений. Это любимый детьми персонаж из народных сказок и литературных произведений.

Добродушный и весёлый, он почти всегда изображался несущим в одной руке (или на плече) ёлку и мешочек с подарками, а в другой — суковатую стариковскую палку- посох.


Дед Мороз № 3. Ярославский райпромкомбинат. 1964 г. (Фото из интернета).

Деды-морозы обычно изготовлялись на подставках размером от 15 до 75 см, но бывали фигурки и меньшего размера (подвесные) — 10—12 см.


Фото из интернета.

Основу фигуры больших дедов-морозов составляет каркас из дерева или проволоки. К верхней части туловища прикреплялась голова (маска). Руки делались из проволоки. Вся конструкция (основа) обволакивалась стружкой, мятой бумагой и серой ватой, после чего навивался поверхностный слой ваты, приклеиваемый картофельным крахмалом.

Иногда одежда делалась из креповой бумаги. Дедов-морозов одевали в зимнюю одежду различных фасонов, но главным образом, эта одежда представляли собой имитацию дублёного или крытого сукном полушубка или поддёвки.


ДЕД МОРОЗ. Вата, бумага. Пушкинская фабрика " Ёлочных украшений".25 см 1965 г

Шапка обычно делалась пышной с верхом в цвет шубы. На подставке, оклеенной ватой, фигура закреплялась после того, как вся конструкция была обвита ватой.

Кроме фигур дедов-морозов, из тех же материалов изготовлялись крупные фигуры снегурочек, а также лыжников, конькобежцев и т. д.


СНЕГУРОЧКА. Вата. Фабрика "Победа", г. Киев. 1961 г.

Кроме дедов-морозов, изготовляемых из ваты, эти фигуры изготовлялись также из древесных опилок методом горячего прессования. Такие фигуры более долговечны и прочны, чем ватные. Выпускались также деды-морозы, изготовленные методом бумажного литья на вакуумных установках.


ДЕД МОРОЗ. Прессованные опилки. Тамбовская фабрика "Игрушка". 1970=е гг.

Некоторые предприятия изготовляли дедов-морозов комбинированным способом: передняя рельефная часть головы, рук и прочее штамповалось, а остальная часть корпуса обрабатывается вручную.

Окраска ватных фигур производилась анилиновыми красками, а прессованных — масляными.

Ватные ёлочные украшения покрывались «снегом», который изготовлялся из размельчённого стекла с закрепителем, составленным по особому рецепту, утверждённому Госсанинспекцией.

Закрепитель не позволял «снегу» осыпаться. Клей, применяемый при изготовлении ёлочных украшений из ваты, содержал огнестойкие компоненты для предохранения ваты от воспламенения.

Дед Мороз из ваты и стеклянные звезды. Как наряжали елки в СССР

Наряжая елку новыми яркими шарами и гирляндами, мы часто вспоминаем старые игрушки. Целый год они ждали своего часа в картонных коробках где-нибудь на антресолях: сказочные стеклянные птицы и звери и совсем прозаические, но очень забавные овощи, фрукты и ягоды из крашеной ваты, веселые бусы и, конечно, звезды. Возможно, несколько таких старых друзей до сих пор занимают свое почетное место на вашей елке.

Старые новые игрушки

Первые новогодние украшения появились в России в XIX веке — традицию наряжать елку игрушками ввела императрица Александра Федоровна, жена Николая I. В то время собственного производства елочных украшений в стране не было, поэтому игрушки привозили из Европы. Стеклянные шары были очень дорогими, и большинство граждан дореволюционной России делали украшения сами, из бумаги и картона. В декабре 1929 года в газете «Правда» вышла статья, где рождественские дни объявили обычными трудовыми буднями, новогодние деревья попали под запрет, и начавшееся в конце XIX века производство елочных игрушек прекратилось.




После возвращения новогодних праздников в 1935 году советской елке потребовались новые украшения — идеологически выдержанные: место ангелов заняли аэростаты, дирижабли, самолеты, а Вифлеемскую звезду сменила красная пятиконечная. По всей стране были открыты фабрики, заводы и артели, выпускающие игрушки из ваты, картона и стекла. 1 января 1937 года та же «Правда» сообщила: «Союзкультторг реализовал по всей стране елочных игрушек на более чем 15 миллионов рублей». Через год эта сумма выросла почти в три раза. К концу десятилетия по всему СССР работали специализированные магазины, торговавшие елочными игрушками, маскарадными костюмами и прочими атрибутами праздника.

Украшения из ваты

Одним из самых распространенных и недорогих материалов для изготовления советских елочных игрушек стала вата — в 1930-е годы этого сырья на фабриках страны было предостаточно. Основой выступал проволочный каркас, вокруг которого крепилась вата. Лица делали из воска, папье-маше или мастики. После росписи их покрывали клейстером — он защищал игрушки от воспламенения. Костюмы тоже мастерили из ваты или бумаги, раскрашенной в разные цвета. Готовые игрушки посыпали «снегом» из мелкого стекляруса и закрепляли его специальным составом.

Множество фигурок и сюжетных украшений, соответствующих советской тематике, выпускали все крупные производства Ленинграда, Москвы и других больших городов: артели «Культпром», «Детская игрушка», «Елочная игрушка», артель имени Шаумяна, фабрики «Гигровата» и ИЗО Парка Горького. Краснощеких лыжников и пионеров, зайчиков, снегурочек и полярников придумывали художники и рабочие. Кто станет новым героем, определяли на конкурсах, на которых фабрики и артели представляли лучшие образцы елочных украшений.





Самыми популярными моделями были фрукты и овощи, животные, большие фигуры Деда Мороза и Снегурочки, а еще малыши-пеленашки, представляющие собой младенцев и поросят в конвертиках из одеял. Новогодний волшебник с внучкой были самыми стойкими — большие фигуры ростом до метра изготавливали настолько добротно, что даже спустя несколько десятилетий после прекращения выпуска этих игрушек хорошо сохранившихся ватных Дедов Морозов можно было купить на новогодних ярмарках.

Массовое производство

Разные модели игрушек предполагали и различные способы производства. До 1939 года все ватные елочные украшения изготавливали вручную. По решению Всесоюзного научно-экспериментального института игрушки был введен способ формования — украшения из ваты стали делать при помощи специальных чугунных и гипсовых форм. После изобретения формовки производство ватных игрушек резко увеличилось. Спустя короткое время было придумано еще несколько автоматизированных методов создания елочных украшений.

Миниатюрных животных — кроликов, белочек и слоников — изготавливали методом горячей штамповки: фигурку склеивали из штампованных половин, а затем покрывали специальными нитролаками. Такой способ практиковали в 1940-е годы лишь на нескольких фабриках, но уже к 1950-м почти все производство ватных игрушек перешло из ручного в механизированное. Одни из самых известных украшений, созданных методом горячей штамповки, выпускала московская артель имени Шаумяна.






Фрукты, овощи, ягоды и грибы с их округлыми формами получались благодаря веретенной намотке, когда использовался специальный станок-веретено для намотки ваты. Одной из первых фабрик, применивших эту технологию в 1936 году, стала ленинградская «Гигровата».

Эпоха елочных украшений из ваты в СССР закончилась в 1960-е, однако сегодня она переживает возрождение. Ватные игрушки делают уже не фабрики или артели, а отдельные мастера и художники.

Игрушки из стекла

Первые стеклянные елочные украшения, появившиеся в России в конце XIX века, были очень дорогими. Один шар стоил около 20 рублей, а за набор продавец мог запросить все 200 — за эти деньги в то время можно было купить хороший рояль. Большинство стеклянных украшений были заграничными — в России тогда не было предприятий по производству стекла. Первый стекольный завод открылся в Клину в 1848 году и выпускал только пузырьки для аптек и парфюмеров и лампы. Стеклянные игрушки предприятие начало делать во время Первой мировой войны — выдувать стеклянные украшения русских мастеров научили пленные немецкие солдаты.

В советское время заводы и артели по производству стеклянных игрушек появились в 1936 году: ленинградская артель «Культигрушка», московская фабрика стеклянных елочных украшений треста игрушки Мосгорисполкома, артели «Красный Октябрь» и «Решетниковский стеклодув». В конце 1930-х они выпускали шары с изображениями членов партии, стеклянные фигурки красноармейцев и буденновцев, сказочных героев, игрушки на цирковую тематику, а также пятиконечные звезды.


В 1950-е самыми популярными стеклянными игрушками стали фрукты и овощи — яблоки, морковь и кукуруза всех цветов и размеров были обязательной составляющей любого набора украшений. В 1960-е вместе с космонавтами и космическими кораблями в продаже появились комплекты «15 республик — 15 сестер» — наборы стеклянных фигурок девушек в разных национальных костюмах. Игрушки отражали и события в сфере культуры — на елочных ветках встречались выполненные из стекла герои популярных мультфильмов и кинокомедий. Среди последних были, например, герои фильмов «Цирк» Григория Александрова и «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова.

Стеклянное производство

Все советские елочные украшения из стекла можно было разделить на несколько видов: шары разных размеров, фрукты и овощи, животные и птицы, граненые фонарики, навершия в виде звезд и наконечников, посуда и военная техника. Отдельное место занимали монтированные игрушки — фигурки из нанизанных на проволоку стекляруса и бус, их производили в большом количестве.

Мастера выдували игрушки с помощью специальных стекольных дротов (трубок) либо сами, либо механическим способом. Расплавленной стекольной массе во время выдувания придавали нужную форму и размер, медленно и непрерывно вращая дрот. В еще не остывшем изделии острой палочкой делали лунки, углубления и полосы либо помещали его в разъемные формы, которые уже имели нужный рельеф. Остывшие стеклянные изделия дальше отправлялись на серебрение и покраску. На готовые фигурки надевали колпачок для подвеса и упаковывали в коробки.




Стеклянные игрушки отечественного и заграничного производства можно было легко различить по типу крепления, весу и декору. Импортные изделия, привезенные в основном из ГДР, имели особое крепление — пружинку на прищепке. Некоторые украшения и вовсе не предполагали крепления — игрушка была вклеена в цоколь определенной формы, который тоже отличался от советского. Немецкие стеклянные елочные игрушки славились своей невесомостью и оформлением. Навершия и шишки, декорированные канителью (тонкая металлическая нить) или махровым шнуром, могли быть родом только из Германии, потому что в СССР эти виды стеклянных фигурок никогда так не украшали.

Картонажные украшения

Популярным и доступным материалом для елочных игрушек была бумага и картон. Технику производства украшений позаимствовали у немецких мастеров, знаменитых своим дрезденским картонажем. В XIX веке на производствах Дрездена выпускали тисненые фигурки — половинки выпуклого картона склеивали вместе, а затем покрывали золотой и серебряной красками. Такие украшения были недорогими, не бились, в отличие от стеклянных, поэтому сразу оказались на елках по всему миру.

В 1920-е годы в СССР игрушки из картона производили только в частных мастерских, фабричные украшения появились в 1940-х. Они были похожи на дрезденский картонаж, но имели более плоскую форму. Самыми популярными стали фигурки рыб, птиц, зверей и героев сказок. Шаблоны печатали в советских журналах и газетах, и каждый желающий мог сделать игрушку сам, повторив чертеж дома на картоне.



Среди украшений, которые выпускали фабрики, был штампованный и клееный картонаж. Штампованный картонаж изготавливали в специальных металлических формах. После штамповки и высечки половины фигурки склеивали, покрывали фольгой и раскрашивали красками с помощью пистолета-аэрографа. Мелкие детали, вроде глаз, рта или плавников, рисовали вручную.

Техника клееного картонажа представляла собой вырубку раскроя игрушки по контуру и склейку столярным клеем. Цветная бумага, мишура, ленты и текстиль для украшения наклеивались на фигурку в виде плиссе и полосок. К клееному картонажу относились различные домики и игрушки, корзинки, фигуры животных и фонарики. У всех украшений были подвески для крепления. Картонные игрушки выпускали на советских фабриках до 1980-х годов.

Читайте также: