Вибрирующие игрушки для детей сенсорная интеграция

Обновлено: 25.04.2024

Автор: Соколова Лилия Анатольевна

Организация: МБДОУ д/c №72 «Мозаика»

Населенный пункт: г. Белгород

Автор: Румянцева Ольга Владимировна

Организация: МБДОУ д/c №72 «Мозаика»

Населенный пункт: г. Белгород

В последние десятилетия во многих странах в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС активно используется метод сенсорной интеграции. Этот метод направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.

Сенсорная интеграция является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге (мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании);

- организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве);

- наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (- позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ);

- формирует базу для теоретического обучения и социального поведения. [1, стр. 22]

Дети с РАС, как правило, испытывают трудности с обработкой сенсорной информацией. Они могут быть слишком или недостаточно чувствительными, а также не уметь интегрировать свои чувства. Терапия сенсорной интеграции фокусируется на снижении чувствительности ребенка и оказании ему помощи в реорганизации чувственной информации.

Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. [1, стр. 24]

Многие проблемы поведения и обучения детей с РАС являются результатом искажения процесса восприятия сенсорной информации. Для них характерна неспособность интегрировать, то есть объединять сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить точную, целостную картину реального окружения.

Каждому специалисту, работающему с детьми с РАС, необходимо:

– иметь общие представления о функциях и нарушениях сенсорных систем;

– понимать функции самостимулирующего поведения, разделять сенсорные ощущения на комфортные и не комфортные для ребенка;

– понимать, что у каждого ребенка с аутизмом есть свой собственный индивидуальный сенсорный профиль (нет двух одинаковых детей с РАС);

– уметь пользоваться диагностическим инструментарием для определения индивидуального сенсорного профиля ребенка;

– организовывать окружающую среду (в том числе уметь подбирать необходимое сенсорное оборудование) для снижения дискомфортных ощущений;

– подбирать подходящие обучающие материалы и методы работы. [3, стр. 7]

Разработали индивидуальные «сенсорные профили». Для каждого ребенка в группе выявили и оценили имеющиеся у них особенности функционирования сенсорных систем. Используя методы сенсорной интеграции, мы следовали за ребенком и искали тот метод, который помогал преодолеть проблемы и трудности данного конкретного ребенка, и гибко менять приемы, методы, если они не подходят к конкретному ребенку. Мы целенаправленно стимулировали отдельные системы таким образом, чтобы на долю других приходилось как можно меньше работы.

Анализ сенсорных профилей позволил выявить особенности каждого ребенка: повышенную или пониженную чувствительность к сенсорным стимулам, а также наличие самостимулирующего поведения, которое может быть обусловлено различными причинами. Полученные данные дали возможность определить пути помощи в каждом конкретном случае.

Дети, имеющие сенсорные дисфункции, нуждаются в специальных занятиях, цель которых заключается в том, чтобы:

  • дать возможность ребенку получить необходимые ему ощущения, чтобы уменьшить стереотипность поведения, мешающую обучению и социализации;
  • снизить или повысить чувствительность к сенсорным раздражителям;
  • обеспечить возможность расслабиться и предотвратить сенсорные перегрузки.

Мы предположили, что в зависимости от особенностей сенсорного профиля ребенка необходимо использование различных форм активностей, которые будут обеспечивать воздействие на ту или иную сенсорную сферу Коррекционные занятия с использованием методов сенсорной интеграции проводили 1-2 раза в неделю по 20-30 минут.

При организации занятий использовали различные виды активностей, с целью воздействия на различные сенсорные системы.

Например, для нормализации тактильной чувствительности

  • Предупреждение ребёнка о прикосновении, прекращение прикосновений по просьбе ребёнка.
  • Использование уверенных интенсивных прикосновений.
  • Подбор комфортной в ношении одежды, удаление ярлыков с одежды.
  • Обеспечение свободного доступа к предметам с приятной для ребёнка текстурой, подбор деятельности, которая не вызывает у него тактильной оборонительной реакции.
  • Растирание поверхности тела ребёнка губкой или полотенцем перед неприятными для него процедурами (одеванием, купанием, причёсыванием, стрижкой), что позволяет снизить чувствительность.
  • Утяжелители (жилеты, одеяла, браслеты).
  • Сквишбоксы (SquishBox) – мягкие антисресс-игрушки для сжимания.
  • Тактильные игры (с крупами, пластичными материалами, водой, пластилин, массы для лепки, жвачка для рук).
  • Игры с мячом (гимнастические, массажные)
  • Сюжетные игры с прикосновениями (больница, парикмахер, мойка машин).
  • Растирание поверхности тела ребёнка тканями различной текстуры.
  • Массаж.
  • Обеспечение чувства давления (плотная одежда, тяжёлое одеяло, спальный мешок, мешочки с песком, бинтование, гимнастические ленты).

Нормализация проприоцептивной чувствительности

  • Снижение требований к скорости и точности выполнения движений.
  • Частые перерывы для отдыха в течение дня.
  • Покачивание на гимнастическом мяче, качели, кресле-качалке (быстрое горизонтальное или вертикальное ускорение)
  • Малоподвижные игры с повторяющимися ритмичными движениями.
  • . Ношение утяжелителей (специальные жилеты, пояса).
  • Физическая нагрузка (толкание тяжёлых предметов, растягивание эластичных лент, перетягивание каната).
  • Создание безопасной среды (устойчивая мебель, отсутствие опасных предметов).
  • Межсенсорное усиление через горизонтальное или вертикальное ускорение (гамак, сова-лента, сова-няня и др.
  • Легкая опосредованная тактильная информация (вибромассажеры, машина для обнимания и др.)
  • Медленное и равномерное ускорение (разные виды качелей)

Нормализация вестибулярной чувствительности

  • Снижение требований к скорости и точности выполнения движений.
  • Частые перерывы для отдыха в течение дня.
  • Покачивание на гимнастическом мяче, качели, гамаке. Катание на велосипеде, прыжки на батуте.
  • Малоподвижные игры с повторяющимися ритмичными движениями.
  • Игры с воздушными шарами.
  • Создание безопасной среды (устойчивая мебель, отсутствие опасных предметов).
  • Оборудование помещения полосой препятствия, выделение зоны для прыжков и бега.
  • Ношение утяжелителей (специальные жилеты, пояса).
  • Физическая нагрузка (толкание тяжёлых предметов, растягивание эластичных лент, перетягивание каната, закатывание в маты, придавливание подушками).
  • Занятия спортом, танцами.
  • Участие в работе по дому и на приусадебном участке.
  • Шумные подвижные игры.

Нормализация слуховой чувствительности

  • Исключение или сведение к минимуму неприятных звуковых раздражителей (скрип передвигаемых стульев, гудение ламп или компьютеров, бытовые шумы).
  • Сокращение и упрощение словесных инструкций, обращение к ребёнку с использованием тихого спокойного тона голоса.
  • Использование наушников, силиконовых беруш в шумной обстановке с целью звуковой изоляции.
  • Прослушивание любимой музыки.
  • Игры шепотом.
  • Спокойные игры с ритмами (хлопки в ладоши, пропевание и проговаривание стихотворений-потешек и др.).

Своей работой по применению методов сенсорной интеграции при дисфункции сенсорных систем у детей мы увлекли и родителей, так как очень важно, чтобы коррекционная работа осуществлялась дома. Для этого мы регулярно проводили консультации, мастер-классы, обучали их основам сенсорной интеграции и стимуляции, предоставляли видеозаписи занятий в ДОУ. Родители начали использовать сенсорные тренажеры (гамаки, доски, балансиры, фитболы, батуты и т.п.) дома и отмечали положительный эффект от применения сенсорных тренажеров и методов сенсорной интеграции.

В результате использования занятий с применением методов сенсорной интеграции, мы получили следующие результаты: улучшение чувствительности к тактильным, вестибулярным, слуховым стимулам; осознание своего тела в пространстве; снижение уровня двигательного беспокойства; улучшение мышечного тонуса; улучшение двигательной координации, моторных навыков; улучшение концентрации внимания; развитие способности к обучению и коммуникации; нормализация эмоционального фона.

Анализ проведенной работы подтвердил предположения о важности того, что у методов сенсорной интеграции в работе с детьми с РАС очень много достоинств. Мы считаем, что ребенок постепенно проходит процесс обучения интерпретации разных сенсорных откликов и начинает быстрее адаптироваться к новым, более высоким уровням, которые ранее были ему недоступны. Сенсорная интеграция эффективна в применении и в учебном процессе.

Это достаточно простой, доступный в использовании, и весьма эффективный метод может быть использован при работе не только с детьми с нарушениями аутистического спектра, как специалистами, так и непосредственно родителями.

Untitled design-57.jpg

Как производится сенсорная комната для детей: подробности!

  • Важное нововведение: защита наружного периметра Дома Совы!

Защита не только убережет от ушибов, но и позволит органично и вписать Дом Совы в любое помещение, сформировать единое сенсорное пространство, которое не ограничено Домом Совы визуально и функционально. Единство материала и цвета, отсутствие перепадов высоты пола поможет ребенку чувствовать себя спокойнее во время смены активности или сенсорной зоны.

Маты, из которых состоит защита периметра, надежно скрепляются между собой ремнями, так, чтобы не оставалось щелей и пустот, исключают возможность удара ребенка об пол.

Чехлы выполнены из качественного поливинила: он легко моется, не боится мокрых игр, которые являются важным элементом восполнения сенсорного опыта. Маты достаточно плотные и упругие, на них удобно лежать и сидеть, играть в спокойные игры.
Мы разработали защиту периметра, опираясь на практический опыт (и пожелания) специалистов развивающих центров и медицинских учреждений, которые работают с Домом Совы.

На сегодняшний день мы предлагаем комплект для стандартного сенсорно-динамического зала, а также изготовим защиту периметра по индивидуальным мерках, исходя из ваших потребностей и размера и особенностей помещения. Учтем выступающие углы или колонны – так в помещении не останется «слепых» зон, которые не используются при занятиях.

  • Меняются карабины на всем подвесном оборудовании Дома Совы.
  • Итак, мы внесли еще одно глобальное изменение! Раньше в стандартном Доме Совы был Соволет PRO. А теперь будет Соволет PRO 2.0 – вы все уже знакомы с ним – торжественная премьера была перед новым годом!

Соволет PRO 2.0 идеален для занятий в развивающих и специализированных центрах, школах. Ведь у него есть две ручки-петли, которые добавляют много новых возможностей для игр и упражнений. Высоту подвеса снаряда теперь регулировать гораздо проще и быстрее, что очень экономит время специалиста!

  • Сенсорная интеграция и логопедия. Может ли использовать логопед Дом Совы для своих занятий?
  • не реагирует на обращенную к нему речь, в том числе если его называют по имени, но замечает другие, даже очень тихие звуки;
  • не прислушивается, не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражения своих мыслей;
  • употребляет перед отдельными словами лишние звуки ([а], [и]), повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы, делает остановки в середине слова или фразы, затрудняется перед началом речи;
  • чрезмерно медленно или быстро говорит, «проглатывая» окончания;
  • искажает звуки (в речи появляются звуки, не свойственные русскому языку: межзубные, «горловые» и другие варианты);
  • говорит в нос («гнусавит»).

На занятиях используются реальные предметы, дети видят их цвет, размер, форму, могут потрогать, понюхать и попробовать на вкус, послушать их звучание, если же мы не имеем возможности применять в работе реальные предметы, то для стимулирования зрительного восприятия используются предметные картинки и игрушки, приближённые к реальности.

Создать привлекательную для ребенка среду, конечно же, можно не только в кабинете логопеда, но и дома.
Например, для развития тактильного восприятия можно использовать массажные мячики, вибрирующие игрушки, тактильные панно из разнообразных материалов (кожи, наждачной шкурки, меха, шерсти, фольги, поролона, дерева и т.п.) и, конечно же, «Мяч Совы» (мять его можно практически бесконечно: это очень приятное и затягивающее занятие).

Untitled design-56.jpg


Для развития зрительного восприятия подойдут фонарики, разноцветные ленты, лупы, карандаши и фломастеры.

Для развития слухового восприятия используются детские музыкальные инструменты (да-да, и барабан в том числе!), звучащие игрушки, аудиозаписи. Кстати, а почему бы не использовать с этой целью «Скакуны Совы» - забавные мячики, которые при ударе об пол издают звонкий щелчок, напоминающий цоканье копыт лошади?

Работа с обонянием и вкусом – одно из самых интересных. Тут пригодятся флакончики с запахами (кстати, Мария Монтессори рекомендовала привлекать и испорченные продукты), мешочки с ароматными травами, натуральные овощи, фрукты, продукты, ягоды, цветы и другие растения (в зависимости от лексической темы).
Важно, чтобы при выполнении упражнений было как можно меньше принуждения, вся работа строится на интересах ребёнка и зависит от его эмоционального состояния.

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Многие родители, услышав про СИ, задаются вопросом: «Сенсорная интеграция – что это такое?»

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Ежедневно каждый человек на планете пользуется анатомо-физиологической системой своего организма, в т.ч. органами чувств – слухом, зрением, вкусом, обонянием, осязанием и вестибулярным аппаратом. Важно отметить, что каждое действие сначала обрабатывается мозгом, далее сигнал передается в нервную систему, которая отвечает за выполнение простых и сложных рефлексов. Разумеется, все эти процессы можно контролировать и необходимо развивать. Для этого существует специальное направление – сенсорная интеграция (СИ).

Сенсорная интеграция: что за методика?

Многие родители, услышав про СИ, задаются вопросом: «Сенсорная интеграция – что это такое?»
Отвечаем и подробно рассказываем.

Сенсорная интеграция (от лат. «sensus» - ощущение, «integratio» - восстановление) – это определенный процесс во время которого нервная система получает информацию от рецепторов органов чувств и, анализируя их, использует для выполнения целенаправленной деятельности. Это своего рода способность нервной системы продуктивно свести воедино информацию, поступающую от разных каналов. От такого, насколько развита данная способность во многом зависит успешность деятельности человека в целом. Потому ее важно развивать при помощи специальных занятий по сенсорной интеграции. Итогом таких занятий становятся правильное сенсомоторное развитие и мгновенные рефлексы на внешние раздражители.

Условно сенсорная интеграция «заставляет» мозг воспринимать информацию от рецепторов (и реагировать на неё) быстрее, соответственно, процессы воспроизведения различных функций ускоряются.

Впервые возможности сенсорной интеграции описала американский эрготерапевт, психолог и педагог Энн Джин Айрес. Разработанные методики на основе сенсорно-интегративного подхода она представила в 1963 году в Университете Южной Калифорнии в рамках своей диссертации по педагогической психологии. С 1976 года Айрес занималась исключительно практикой по своим наработкам в области сенсомоторного развития, с помощью которых оказывала помощь детям с различными сенсорными нарушениями. Сегодня этот метод применяется во всех странах мира и помогает детям побороть моторную неловкость и восстановить баланс «рецептор-рефлекс».

Кто проводит такие занятия?

Сенсорная интеграция – это, прежде всего, работа с мозговыми функциями, поэтому чаще всего занятия с использованием сенсорно-интегративных методик проводят нейропсихологи и дефектологи, прошедшие дополнительное образование по данному направлению. Сказать более точно, кто будет работать непосредственно с Вашим ребенком, можно только после проведения диагностики и выявления в ее результате конкретных нарушений. Программа по восстановлению и/или развитию сенсомоторных функций подбирается индивидуально; для каждого ребенка это разные игры и занятия, направленные непосредственно на ту область, которая ему дается сложнее. Важно, что использование сенсорной интеграции не принуждает ребенка к труднореализуемым действиям, напротив, использование игровой механики увлекает и заинтересовывает, просто влияет на те же области головного мозга, которые отвечают и за трудные для конкретного ребенка действия.

Нарушения сенсорной интеграции у детей: примеры таких нарушений

Нарушения сенсорной интеграции называются дисфункцией и представляют собой различные проблемы слухового, зрительного, тактильного, вкусового, двигательного, обонятельного и координационного характера. Симптомы дисфункции сенсорной интеграции чаще всего проявляются в эмоциональной лабильности, поведенческих факторах, двигательной функции, задержке развития речи, что в дальнейшем приводит к проблемам в учебной деятельности, социальной адаптации, концентрации внимания и формированию самоконтроля.

Дисфункция сенсорной интеграции, как правило, встречается комплексная, т.е. когда нарушения проявляются в работе нескольких органов чувств. Однако бывает и узконаправленная дисфункция. На что стоит обратить внимание, и как проявляются нарушения сенсорной интеграции?

Со стороны слуховой функции: боязнь громких звуков и шума, непереносимость некоторых видов музыки или музыки в целом, негативные реакции на пение/голос, невосприимчивость обращений, растерянность в людных и общественных местах.

Со стороны зрительной системы: светобоязнь (предпочтение к полумраку и темноте), напряжение при рассматривании предметов, неуклюжесть при спусках и подъемах (например, на ступеньках), не смотрит в глаза собеседнику.

Со стороны осязательной функции: воздержание от игр с пластилином, тестом, красками, мелкими предметами, снижение болевой и температурной чувствительности, не терпят прикосновений к себе. Проявляется негативная реакция на некоторые виды ткани/одежды, не любят ходить босиком.

Со стороны вестибулярного аппарата: неуклюжесть и неловкость движений, неустойчивость, негативные проявления к активным играм, детским площадкам и спорту, мышечный тонус, проблемы с концентрацией внимания и координацией, излишняя тревожность.

Со стороны вкусовой и обонятельной систем: чувствительность к пище (отказ от некоторых видов продуктов), снижение вкусовых рецепторов, негативная реакция на запахи, плохая чувствительность к запахам.

При проявлении нескольких нарушений из вышеперечисленной симптоматики необходимо обратиться к специалистам и провести диагностику на предмет сенсорной дисфункции.

Сенсорная интеграция для ребенка, который никак не заговорит

Сенсорная интеграция и речь имеют очень тесную связь. Дисфункция сенсорной интеграции – одна из частых причин ЗРР (задержки речевого развития), именно поэтому деткам, у которых наблюдаются речевые трудности, рекомендованы занятия с использованием сенсорно-интегративных методик. Так, для запуска речи используются игры, направленные на развитие мелкой моторики: бизиборды, «сухие» бассейны, игры с крупами, песком и т.д. В залах для занятий сенсорной интеграцией создаются все условия для максимального погружения ребенка в увлекательную игровую среду. Считается, что сенсорная интеграция – один из самых эффективных способов для скорейшего запуска речи.

Использование сенсорной интеграции при СДВГ, РАС, аутизме

Нарушения сенсорной интеграции возникают в результате следующих причин:
- Генетическая предрасположенность
- Патологии внутриутробного развития/внутриутробные инфекции
- Родовые травмы
- Патологии в новорожденном/грудничковом периодах
- Средовые факторы (экология)
- Нарушения нервно-психического развития
- Черепно-мозговые травмы
- Детский церебральный паралич (ДЦП)
- Расстройства аутистического спектра (РАС)
- Врожденный аутизм
А также в результате синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Важно, что дисфункция сенсорной интеграции практически всегда выявляется при аутизме, РАС, ДЦП и при повреждениях головного мозга (например, черепно-мозговые травмы); часто - при СДВГ.
При СДВГ, РАС, ДЦП и аутизме комплексные занятия с сенсорной интеграцией необходимы в 100% случаев, т.к. являются одним из эффективных методом для развития высших психических функций детей с нарушениями мозговой деятельности и повреждениями коры головного мозга. Для каждого ребенка программа по сенсорной интеграции разрабатывается индивидуально, учитывая способности и особенности конкретного малыша.

Стоит отметить, что сенсорные нарушения встречаются у 20% среди всех детей дошкольного возраста и требуют активного внедрения в жизнь ребенка сенсорной интеграции.

Где и как проводятся занятия по сенсорной интеграции?

Обычно занятия по сенсорной интеграции проводятся специалистами в детских коррекционно-развивающих центрах. Под данный вид занятий отводится отдельная комната. Зал оборудуют различными предметами игрового формата, взаимодействие с которыми положительно сказывается на развитии функций головного мозга.

Что включает в себя «сенсорная комната»?

- Различные гамаки, маты, балансиры, качалки в разных формах (бревно, платформа, бочка, куб, шар и т.д.).
- Различные виды шведских стенок, комплексы со спортивно-игровым уклоном.

- «Сухие» бассейны, водяные матрацы и батуты.

- Веревочные тоннели и сенсорные дорожки для ходьбы.

- Лотки с различными предметами для развития мелкой моторики (песок, крупы, шарики и т.д.).

- Бизиборды, бизикубы, бизидомики.

- Утяжеленные одеяла и подушки.

- Шуршащие предметы, яркие (разных цветов и форм).

- Развивающие коврики и столы.

- Световое и звуковое оборудование и т.п.

Создать подобную комнату в домашних условиях самостоятельно навряд ли получится в связи с большим количеством крупногабаритных предметов для занятий. Более того, большинство оборудования достаточно дорогое.

Развитие сенсорной интеграции у детей дошкольного возраста

Сенсорная интеграция — это реакция нервной системы на информацию, полученную от органов чувств. Сигналы от систем обоняния, слуха, зрения сообщают человеку о том, что происходит вокруг и формируют правильную реакцию. Например, сигналы вестибулярного аппарата помогают обеспечить телу безопасное положение, неприятный запах продукта информирует о его несвежести и т. д. У детей с правильным сенсомоторным развитием эти процессы происходят автоматически, в случае отклонений от нормы ребенок испытывает проблемы со здоровьем и сложности в обучении.

Теория сенсорной интеграции, разработанная всемирно известным специалистом по развитию детей Джин Айрес построена на системном подходе к деятельности мозга. Она помогает устранить пробелы в развитии ребенка, обеспечить правильное поведение, повысить успеваемость в обучении. В последние годы эта методика становится популярной и в нашей стране. Для достижения поставленных целей применяют специальные методы сенсорной терапии с использованием современного оборудования.

Признаки нарушения сенсорной интеграции у детей

Ошибочно полагать, что нарушение сенсомоторного развития свойственно только детям с ограниченными возможностями. Такая особенность может появиться и у вполне здоровых ребят. И зачастую взрослые воспринимают признаки нарушения сенсорной интеграции как недостаток в воспитании. Хотя это не так. Проявления нарушений сенсомоторики можно заметить в различных направлениях:

  • Тактильные нарушения. У ребенка может возникать неприязнь прикосновений или, наоборот, слабая реакция при тактильном воздействии.
  • Дисфункция вестибулярного аппарата. Об этом свидетельствует нарушенная координация движений, недостаточная активность или гиперактивность малыша.
  • Проприоцептивная дисфункция. Ребенок не может ощутить себя правильно в пространстве. Он часто падает; слишком топает, когда идет или бежит; прикладывает большую силу, чтобы удержать предметы.
  • Аудиальная дисфункция. У малыша повышенная или, наоборот, слабая реакция на звуки. Он может бояться громко слушать музыку или напротив, не реагировать на громкие звуки, вплоть до того, что не откликаться на свое имя.
  • Нарушения оральных функций. Проявляется в боязни кушать твердую пищу или, наоборот, пристрастии к несъедобным предметам, а также очень кислым или острым блюдам.
  • Дисфункция обоняния. Слишком сильная или слабая реакция на запахи. Ребенок может отказаться от еды, поскольку ее запах кажется слишком резким или не переносить аромат парфюма. Либо, наоборот, он не чувствует даже весьма неприятный запах и не может установить источник его возникновения.
  • Визуальная дисфункция. Чрезмерная реакция на яркий свет. Ребенок может плакать при интенсивном освещении, стремиться к уединению в темных местах. Недостаточная визуальная реакция. Малыш рисует слишком мелко или слишком крупно, не умеет различать цвета и формы, испытывает трудности при сборе пазлов.
  • Артикуляционные нарушения. Ребенок не может определить источник звука, с трудом высказывает мысли, не различает голоса. Также у малыша может наблюдаться неразборчивая речь.
  • Социальная дисфункция. Малыш испытывает трудности в общении с другими детьми, а также избегает диалога с близкими и родными.
  • Нарушения эмоционального характера. Наблюдается эмоциональная нестабильность, когда малыш активен на индивидуальных занятиях с педагогом, а в окружении других ребят становится молчаливым и замкнутым.
  • Игровая дисфункция. Многократно повторяет одно действие, требует вовлечение в игровой процесс мамы, избегает игр с ровесниками.
  • Отклонения в саморегуляции. Ребенок слишком раздражителен, требует постоянного внимания, успокаивается с помощью дополнительных действий — укачиваний, поглаживаний и т. д.
  • Дисфункция внутренней регуляции. У малыша может быть непредсказуемое поведение и настроение, он неправильно ощущает температуру окружающей среды, не умеет контролировать жажду, голод и т. д.

Важность коррекции нарушений в сенсорном развитии ребенка дошкольного возраста

Методы терапии сенсорной интеграции призваны создать условия для полноценного функционирования нервной системы посредством стимуляции тактильной, проприоцептивной, вестибулярной систем организма. Положительные изменения появляются естественным образом, как только восстанавливается работа нервных структур. Развитие сенсорной интеграции начинается еще в утробе матери и интенсивно продолжается до достижения школьного возраста. Важно не упустить ранние годы развития малыша, ведь развитая сенсорная интеграция влияет не только на здоровье человека в целом, но и успешность в различных видах деятельности.

Главные принципы сенсорной терапии

Сенсорная терапия в наше время получила широкое распространение в качестве профилактического использования в дошкольных учреждениях. Строится она на следующих принципах:

  • Игровая форма — необходимая составляющая успешного развития сенсорной интеграции.
  • Постепенное усложнение задач. Сначала детей учат реагировать на незначительные раздражители, а потом подводят к самым неприятным для них.
  • Большое значение придают мотивации детей. Их заинтересованность как раз напрямую зависит от применяемого в процессе сенсорной терапии оборудования.
  • Перед детьми ставят только посильные задачи, которые можно усложнить только при успешном предыдущем результате.

Виды занятий по развитию сенсорной интеграции

Важно, что применение метода сенсорной интеграции помогает успешно подготовить ребенка к обучению в школе. Для этого существуют различные виды занятий.

Занятия по лепке

Малыши очень любят лепить разнообразные фигурки из пластилина, который не ограничивает фантазию благодаря оптимальной структуре и богатой цветовой гамме. Занятия по лепке способствуют развитию тактильного восприятия, что входит в перечень задач терапии сенсорной интеграции. Чтобы обеспечить малышам взаимодействие с разнообразными текстурами, можно также использовать специальные массы для лепки и целые наборы для лепки, которые помогут познакомить их с различными предметами и формами.

Упражнение "Тяжелая работа"

Утяжеленное сенсорное оборудование

Часто дети не могут контролировать уровень своего возбуждения. По этой причине им не сидится на месте, они проявляют небывалую активность и крушат все на пути. В этом случае успокоить нервную систему помогут упражнения с отягощением. Конечно, специалисты ни в коем случае не предлагают малышам поднимать гири, штанги и тяжелые предметы. Вместо этого стоит использовать специальное оборудование для детей: утяжеленная подушечка, жилет Совы, шарф Совы.

В результате упражнений с подобными предметами малыш получает необходимую сенсорную нагрузку, которая успокаивает нервную систему.

Программы для сна и расслабления

Зачастую отклонения сенсорного восприятия сопровождаются проблемами с засыпанием. Чрезмерно возбужденная нервная система не способна обеспечить глубокий полноценный сон. Для решения этой проблемы существуют следующие способы ее решения:

  • Стимуляция глубоким давлением благодаря использованию утяжеленного одеяла или одеяла Совы
  • Прослушивание спокойной, расслабляющей музыки.
  • Релаксирующие воздушно-пузырьковые трубки, обеспечивающие поразительный эффект за счет стимуляции зрительного аппарата.
  • Приборы для ароматерапии, которые позволят расслабиться перед сном.

Также для полноценного отдыха рекомендуются физические нагрузки перед сном, снимающие напряжение с нервной системы.

Игры с использованием песка и воды

Игра с песком и водой была излюбленным времяпрепровождением в любые времена. И если наши бабушки и дедушки довольствовались только песочницей и примитивными формочками, то у современных детей для тактильной стимуляции намного больше возможностей. Разнообразные Центры воды и песка, а также передвижные столы для игр с песком и водой позволяют организовать увлекательный досуг с ожидаемым терапевтическим эффектом в любом ДОО.

Игры с тоннелями и палатками

Подобные игры весьма полезны для сенсорной интеграции и при проявлении фантазии станут прекрасным инструментом для сенсомоторного развития. Использование фиброоптического туннеля полезно для крупной моторики, способствует развитию координации и вестибулярных реакций. Детям, перегруженным сенсорными стимулами, будет полезно отдохнуть в уютном домике в расслабляющей атмосфере.

Игрушки с эффектами

Для развития сенсорной интеграции у детей дошкольного возраста могут использоваться игрушки со световым, звуковым, вибрационным эффектом. Они не только несут огромную пользу, но и способны надолго занять малышей. Для стимуляции или успокоения нервной системы применяют вибрирующие игрушки, многообразие которых позволяет придумывать новые сюжеты для игр с малышами. Поскольку развитие сенсомоторики представляет собой комплекс упражнений, то не обойтись без таких полезных игрушек как Тоннель для исследований и Развивающий центр, которые формируют зрительное внимание, тренируют пальцы, развивают фонетические навыки.

Сенсорные комнаты

Сенсорная комната

Для организации специальной среды, оборудованной таким способом, чтобы воздействовать на все органы чувств человека, ДОО комплектуют сенсорными комнатами. Подобные готовые решения подходят как для развивающих и терапевтических занятий, так и сеансов, нормализующих психоэмоциональное состояние ребенка.

Оборудование для развития вестибулярного аппарата и проприоцептивной системы

Сенсорно-динамический зал

Недостаточно развитая проприоцептивная система создает проблемы с мелкой и крупной моторикой, мешает нормальной координации, не может обеспечить плавность движений. Ребенок с подобными особенностями испытывает трудности при ползании, ходьбе, езде на велосипеде. Также ему трудно освоить навыки письма и рисования.

Успешным решением по комплексному развитию сенсорной интеграции является сенсорно-динамический зал, который можно приобрести в различной комплектации. Подобное оборудование полезно как для детей с ОВЗ, так и обычных ребят, которым также важно обеспечить полноценное развитие на этапе раннего возраста.

Самым главным преимуществом сенсорно-динамического комплекса является получение детьми полноценного сенсомоторного опыта, которого невозможно добиться с помощью традиционных спортивных комплексов. Через подобную игру у ребят формируются необходимые двигательно-сенсорные навыки, необходимые для полноценного физического и психического развития.

Подвешенные в воздухе снаряды можно закреплять различным способом, тем самым регулируя уровень нагрузки под конкретного ребенка, определенную группу ребят. Продуманный комплекс позволяет чередовать игры и задания, что положительно влияет на развитие мышления, речи, эмоциональное состояние детей.

В качестве дополнительного оборудования для развития сенсорной интеграции можно использовать следующие тренажеры:

Компания Эдукид предлагает обширный перечень изделий для развития сенсомоторных навыков, имеющих важное значение для гармоничного развития детей дошкольного возраста.

Консультация составлена учителем-дефектологом Щербининой О.В.

В реабилитационном центре г. Твери прошел турнир по шашкам среди воспитанников Центра по олимпийской системе

Сенсорная интеграция — это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний . Дисфункция сенсорной интеграции — это состояние, при котором сигналы, поступающие от разных органов чувств, не переводятся в соответствующий ответ, не организуются в адекватную поведенческую реакцию.

В реабилитационном центре г. Твери прошел турнир по шашкам среди воспитанников Центра по олимпийской системе

Нарушение сенсорной интеграции — так называется нарушение обработки сенсорной информации. За этим диагнозом скрывается отклонение, которое обычно не видят и не диагностируют, списывая его проявления на капризы ребенка. Закрывает уши руками в шумном месте? Не любит шерстяной свитер и ярлычки на одежде до истерики? Боится ходить по ступенькам, убегает от запаха сырой рыбы, не ездит на велосипеде, а в классе отвлекается на любой шум? Да это вы избаловали ребенка, строже надо воспитывать! Что на самом деле происходит с излишне или недостаточно чувствительными детьми (и взрослыми) и поддается ли это «воспитанию», на эти вопросы может ответить специалист, работающий с теорией сенсорной интеграции.

Сенсорные системы нашего тела, их развитие и нарушения работы

Нервная система как электрическая цепь: для полноценной работы необходимо, чтобы все датчики и проводники работали с одинаковой эффективностью. Если какой-то провод не выдерживает положенного напряжения или, наоборот, отличается повышенной сопротивляемостью, цепь работает в неоптимальном режиме и может «замыкать». То же происходит и с нервной системой нашего организма. Сенсорные импульсы передаются от внешних и внутренних органов к мозгу ежесекундно еще до момента появления на свет, а после рождения их количество возрастает на порядки.

Если малыш рождается здоровым, растет в условиях богатой сенсорной среды — его часто берут на руки, разговаривают, предлагают потрогать и потянуть в рот различные на ощупь предметы, помогают двигаться — то, как правило, проблем в развитии моторных навыков, речи и поведении не возникает.

Если же во время внутриутробного развития, при родах произошло повреждение ствола мозга, мозжечка, нервных путей, например, при гипоксии плода, или же ребенок воспитывается в условиях сенсорной недостаточности , развивается дисфункция обработки сенсорной информации. То, как мы воспринимаем и обрабатываем входящую информацию: что видим, слышим, обоняем, как ощущаем голод, высоту, умеем сохранять баланс — влияет не только на самочувствие. Это формирует образ действий, мышления, тип общения, воздействует даже на овладение бытовыми навыками. Сложно есть суп, когда рука не очень ловко подносит ложку ко рту, вкусовые рецепторы искажают информацию, обоняние сообщает, что запах лавра слишком резкий, тактильные рецепторы не очень-то помогают глотать, а интроцептивные — «утверждают», что ребенок совсем не голоден.

У детей с дисфункцией сенсорной интеграции обрабатывается ненадлежащим образом. Одни перевозбуждается от сенсорных стимулов, другие постоянно находятся в их поиске или избегают их. Очень важно как можно раньше выявить симптомы дисфункции сенсорной интеграции, что является залогом успеха проведения вмешательства и предупреждения вторичных, сопутствующих проблем развития: такие, как проблемы поведения, внимания, проблемы эмоционального плана, социального взаимодействия, проблемы с самоконтролем — плохое настроение или вспышки агрессии, неуверенность в себе, низкая самооценка.

Легко ли концентрировать внимание на словах учителя, если птицы за окном щебечут, кажется, прямо в ухо, одежда раздражает, или хочется спрятаться под парту от света люминесцентных ламп? Взрослые люди, осознающие свои предпочтения, могут корректировать ситуацию. У детей же все моментально сказывается на поведении. Однако ни для одного взрослого не секрет, что дети могут также и не хотеть есть конкретно этот суп, а шерстяной свитер не любить, потому что он не розовый. Как же отличить нарушения от сиюминутных капризов и предпочтений? При не ярко выраженных нарушениях это довольно тонкий вопрос, который лучше доверить специалистам. Весь организм, и нервная система развиваются в процессе взросления. Нелюбимые супы становятся вполне съедобными, когда тело требует больше пищи, и механизмы передачи сенсорной информации также постепенно начинают работать лучше, иногда полностью, чаще не вполне эффективно, но «терпимо».

Признаки нарушения сенсорной интеграции.

По данным исследователей, каждый 6-ой ребенок не капризничает, а имеет значительное нарушение, мешающее полноценно развиваться. Как они это выясняют?

  • Нарушения обработки слуховой информации: дети боятся громких звуков, не переносят некоторых видов музыки (или музыку вообще), мамино пение, тембры голоса, часто закрывают уши руками или голову подушкой или напротив, часто не слышат, когда к ним обращаются, не любят шумного окружения, улицы, выглядят растерянными в таких местах, остаются в классе на переменке.
  • Нарушения зрительной системы: ребенок не любит ходить по ступенькам, перешагивать препятствия, смотреть в глаза, предпочитает полумрак или темноту, капризничает при ярком свете, напрягается, рассматривая окружающих и предметы.
  • Нарушения тактильного восприятия: дети не любят играть с пластилином, песком, красками, боятся испачкаться клеем или грязью, избегают прикосновений к себе, сами не любят прикасаться ко многим предметам, резко реагируют на некоторые ткани из одежды, постельного белья, определенные конструкции одежды, например, водолазки, свитера с горлом, жалуются на ярлычки, торчащие внутри футболок нитки вышивки, не терпят ходьбы босиком. Также отмечается снижение болевой и температурной чувствительности.
  • Моторные, вестибулярные дисфункции: при таких типах нарушений ребенок может отличаться неуклюжестью, неловкостью движений, избегать спортивных площадок, горок, игр с мячом, никак не осваивает катание на велосипеде, не залезает по перекладинам, плохо прыгает, опасно рискует в подвижных играх, пробует разные типы движений и пытается держаться, хвататься за все, т. к. чувствует себя неустойчиво. И основное отличие детей с подобными нарушениями — это сложность концентрации внимания, особенно, если окружающая среда насыщена теми раздражителями, к которым они особенно чувствительны. Дети склонны сменять игры, интересы, вид активности очень и очень быстро, в то же время отличаются тревожностью, присутствуют аффекты — избыточные эмоциональные реакции (резкие капризы, истерики, плач, частый смех, агрессивное поведение и т. п.).

Родители, конечно, лучше всего знают своего ребенка, но они в первую очередь родители и могут преувеличивать либо, наоборот, недооценивать проблему. Многие дети имеют симптомы не одного, а нескольких подтипов сенсорных нарушений. В одной системе, например, тактильной, ребенок может быть гиперчувствительным, в проприоцептивной –малочувствительным, а в вестибулярной иметь сенсорный поиск, так называемое комбинаторное расстройство. Но паттерны, подтипы и степень сенсорных нарушений может выявить только специалист (эрготерапевт, психолог, специальный психолог, логопед, логопед-дефектолог, нейропсихолог, клинический психолог, физиотерапевт, специалист АФК, ЛФК), прошедший специальный обучающий курс по сенсорной интеграции. Для выявления симптомов дисфункции требуется проведение тщательного обследования, тестирования и профессиональной подготовки специалиста, проводящего диагностику.

Занятия сенсорной интеграцией

В зависимости от результатов диагностики подбирается комплекс сенсорных секвенций — упражнений, помогающих улучшить восприятие, передачу и обработку информации. Несмотря на необычное название — секвенции — сами упражнения таковы, что дети воспринимают все в виде игры. Привычные бассейны с шариками, гамаки и качалки дополняются необычными приспособлениями, и ко всему есть свои цели движения. В бассейне нужно найти и собрать предметы, качаясь в гамачке, необходимо умудриться переложить игрушку из одной коробки в другую, стоя на балансире — выучить стихотворение… Все это призвано восполнить отсутствие тех навыков, которые дети в силу особенностей развития недополучили в сенситивный период. Снижение чувствительности к раздражителям или, наоборот, насыщение сенсорного голода помогают восстановить равновесие и не тратить силы и энергию на защиту от воздействия окружающей среды. А значит — развиваться быстрее, активнее и гармоничнее.




Терапевтическое вмешательство, основанное на принципах сенсорной интеграции, предоставляет взаимодействие с ребенком и побуждение его к деятельности и активности, которые носят естественный характер. Удовольствие от движения во время терапевтического занятия помогает мотивировать ребенка и способствует обработке сенсорной информации. Задача вмешательства не только стимулировать адекватную реакцию на ощущения, но и на взаимоотношение с людьми, как взрослыми, так и детьми. Терапевтическое вмешательство должно включать в себя усиленные вестибулярные, проприоцептивные и тактильные ощущения, которые имеют практическое значение для улучшения обработки ощущений ЦНС. На занятии специалист может предложить ребенку бинтование эластичным бинтом конечностей и тела для улучшения проприоцептивных ощущений, утяжелители и прижимание («Сэндвич»), работу с вибромассажерами и совершение «тяжелой работы»(преодоление препятствий) для этой же цели.

Развитию вестибулярного аппарата способствуют упражнения на качелях, батуте, гимнастическом мяче и балансирах. Тактильную чувствительность балансируют с помощью упражнений с различными сенсорными материалами (крупы, краски, пластилин, тесто, пена для бритья и мыльная и т.п.)

Сенсорная интеграционная терапия дома

Идеи для вестибулярной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

- поощряйте занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки, иппотерапия.

При высокой сенсорной чувствительности.

- разделяйте деятельность на маленькие шаги, используйте визуальные подсказки для обозначения финишной линии (напр. цветной скотч) или поощрения.

Идеи для проприоцептивной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

- размещайте мебель у стены комнаты, чтобы сделать передвижение по комнате проще

- обозначайте границы передвижения с помощью яркого скотча на полу

- прививайте правило «вытянутой руки».

-Используйте вибромассажеры, вибрирующие игрушки, бинтование, утяжеленные одеяла.

При высокой сенсорной чувствительности.

Все виды занятий для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия,бисероплетение,рисование и раскрашивание.

Идеи для развития органов восприятия внешних стимулов
Идеи для обонятельной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

- применение веществ с сильными запахами в качестве награды или переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов

При высокой сенсорной чувствительности.

- использование чистящих средств и шампуней без запаха, отказ от ношения духов, избавление окружающей среды от запаха по мере возможностей

Идеи для зрительной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

- увеличивайте применение визуальной стимуляции, использование ярких, мигающих игрушек.

- сопровождайте любые действия визуальными подсказками: предметами,карточками,игрушками.

При высокой сенсорной чувствительности.

- избегайте флуоресцентных ламп, используя вместо них окрашенные лампы

- создайте огороженное рабочее место в классе: пространство или парту с высокими стенками или ширмами по обеим сторонам, чтобы блокировать лишнюю визуальную стимуляцию спереди и по бокам

- используйте непроницаемые шторы

Идеи для слуховой системы

При низкой сенсорной чувствительности.

Музыкальная терапия. Преимущества музыкальной терапии были заново открыты, и она часто применяется для людей аутичного спектра. Музыкальная терапия предоставляет уникальные возможности для коммуникации, общения и самовыражения.

При высокой сенсорной чувствительности.

- закрывайте двери и окна, чтобы уменьшить внешние звуки

- готовьте ребёнка к тому, что придётся посетить шумное или людное место

- создание огороженного рабочего места

Идеи для тактильной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

- тяжелые одеяла, спальные мешки, массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой ,развитие мелкой моторики, работа с материалами разной фактуры и плотности.

При высокой сенсорной чувствительности.

- всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди

- помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими

- постепенно знакомьте ребёнка с различными текстурами – приготовьте для этого коробку с материалами

- учите ребёнка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье).

Некоторые виды сенсорных нарушений, их причины и примерные способы преодоления этих проблем.

- Слишком разборчивый едок – гиперчувствительность к вкусу или текстуре еды, возможно, неспособность чувствовать еду во рту – постепенное знакомство с ощущениями от разной текстуры во рту, например, фланель, зубная щетка, еда; используйте маленькие порции, меняйте текстуру еды. Поощряйте занятия, в которых участвует рот, например, свистки, мыльные пузыри, рисование соломинкой.

- Жуёт все подряд, включая одежду и предметы – возможно, находит это расслабляющим, получает удовольствие от тактильных ощущений – соломинки, жевательные кольца без латекса, твердые жевательные резинки (охлажденные в холодильнике).

- Отказывается носить определённую одежду – не нравится определенная структура или давление на кожу, выворачивает одежду наизнанку, чтобы избежать швов – удалите любые ярлыки или наклейки, позволяйте носить только ту одежду, в которой он чувствует себя комфортно.

- Трудности с засыпанием – возможно, трудно отгородится от ощущений, особенно зрительных и слуховых – используете непросвечивающие шторы, позвольте ребенку слушать музыку для блокировки внешних звуков, используйте тяжелые одеяла.

- Не может сосредоточиться в классе – возможно, слишком много сенсорных ощущений: слишком шумно (разговоры, звонок, скрип стульев о пол), много визуальных стимулов (люди, картины на стенах), может быть трудно держать карандаш или ручку (слишком твердое/холодное) – отсадите ребенка подальше от дверей и окон, используйте мебель для создания зоны, свободной от отвлекающих стимулов или, если возможно, индивидуальное рабочее место, попробуйте различные текстуры, чтобы сделать карандаш или ручку более комфортабельными.

- Неуклюж,не может правильно обогнуть предмет, человека - это низкая чувствительность проприоцептивной сенсорной системы и вестибулярного аппарата. Рекомендованы занятия: подвижные игры - прыжки со скакалкой, плавание, иппотерапия, игры в которых нужно удерживать равновесие (велосипед, самокат, коньки и др.), игра с мячом, раскачивание, скольжение, игры лёжа на животе с опорой на локти, кидание предметов.

Читайте также: