Виданов сергей валентинович бабенская игрушка

Обновлено: 01.05.2024

Кандидат педагогических наук Л. РЕЗАНОВ, доцент кафедры декоративно-прикладного творчества Московского государственного университета культуры и искусств, учитель центра образования № 1828 "Сабурово" (Москва). Фото автора.

О бабенской игрушке в Подольском районе Московской области знают и стар, и млад. С историей промысла детей знакомят учителя местных школ. А делать игрушки своими руками ребят обучают в поселке с поэтическим названием Шишкин Лес, где несколько лет назад был открыт центр дополнительного образования "Бабенская игрушка". Теперь сюда приезжают преподаватели со школьниками и студентами из окрестных мест и из столицы, чтобы познакомиться с технологией промысла, с его прошлым и настоящим.

С. В. Виданов с ребятами испытывают волчки-перевертыши перед раскраской. Чтобы волчок перевернулся, нужно приложить особое усилие.

Как и встарь, обучать детей токарному делу в центре дополнительного образования "Бабенская игрушка" начинают с двенадцати лет и, естественно, с самых простых вещей.

В класс росписи игрушки принимают детей с шести-семи лет. Некоторые ребята-старшеклассники одновременно проходят обучение и в токарном классе, и в классе росписи.

Свое имя промысел получил по названию деревни Бабенки, что в тридцати километрах от московской кольцевой автомобильной дороги и в нескольких километрах от Шишкина Леса. С конца XIX века в этих местах на юго-западе Подмосковья стали изготовлять деревянную токарно-полированную игрушку. Промыслом в разные годы было охвачено более сорока деревень трех волостей. Исследователи называют здешних мастеров изобретателями многоместных игрушек-вкладышей. Из Подольской губернии родом и мастер Василий Петрович Звездочкин, который, переехав в Москву, стал одним из авторов известной на весь мир русской матрешки.

До 1917 года ассортимент токарных изделий в Бабенках был очень разнообразен. Точили пасхальные яйца, мелкие рюмочки, чашечки, графинчики, самовары, грибки, баночки, подсвечники, погремки (в основном из березы). Изделия подмосковных токарей получали дипломы международных выставок-ярмарок и экспортировались в другие страны. Два уникальных экспоната того времени: 100-местное полированное яйцо токаря Ф. Е. Ромахина и крохотные бирюльки И. В. Сазонова - до сих пор хранятся в Музее игрушки Сергиева Посада. 50-местные яйца делали многие мастера.

Большинство токарей работали на дому. Инструмент мастера покупали в Москве, но чаще заказывали у местных кузнецов. Красители и растворители обычно приобретали в местных лавках. Работали круглый год, с перерывом на два летних месяца (июль, август), чтобы убрать урожай со своих наделов. Детей приобщали к станку с 12-13 лет: начинали учение с изготовления несложных предметов или с полировки (механической окраски игрушек на станке). Учеба длилась, как правило, два года.

После известного Декрета народных комиссаров "О мерах содействия кустарной промышленности" (1919 г.) в Московской губернии повсеместно появились токарные артели: Бабенская, Осоргинская, Ликинская, "Апрелевский токарь", улитинская "Сельчанин", сергиево-посадская "Дитяшко" и др.

Бабенский токарь-старожил Александр Григорьевич Седов (1923 г. р.) вспоминает: "В артели было больше 300 человек. В три смены работали. Своя станция вырабатывала электричество и подавала свет в цех. Деревня Бабенки освещалась до одиннадцати часов вечера, пока работают рабочие в мастерской. Кустари точили тысячи разных видов игрушек: пирамиды, матрешки, Ваньку-встаньку, бирюльки…" В отличие от Бабенок другие деревни уезда специализировались на какой-то одной игрушке. Ярцево - "сидело" на матрешке, Пудово - на вкладных шарах.

В сложные 1920-е годы бабенские мастера одними из первых стали зарабатывать валюту своими изделиями (в те времена произведения русских кустарно-художественных промыслов были очень популярны на Западе).

В 1926 году в селе Вороново организовали школу кустарного ученичества (сокращенно ШКУ, а позднее ФЗУ) для подготовки специалистов-игрушечников: токарей, полировщиков, раскрасочников. Вот как описывает свою учебу в ШКУ К. Н. Максимова: "Училась я в 1935-37 гг. в группе у Царева и Гаврилова на токаря. С утра - в школу. Там завтракаем. Учимся до обеда по общеобразовательным дисциплинам. Обед. После обеда - 4 часа токарки. Начинали с того, как правильно обтесать и забить чурку, держать инструмент. Далее - заточка инструмента, простенькие вещи, сначала глухие, потом выборные. На экспорт точили самовары, которые полировал Г. Ф. Рыбаков в красный цвет. Отличники учебы премировались поездками в Москву и Ленинград…" В 1941 году школу закрыли. За пятнадцать лет она подготовила около 500 мастеров по изготовлению деревянной игрушки.

До 1930 года токари работали более или менее свободно, сами ездили на рынки, договаривались с магазинами, брали в дома учеников. Ситуация резко изменилась с началом коллективизации. Слово "кустарь" стало чуждым советскому обществу. Индивидуальное производство не поощрялось. И люди потянулись с насиженных мест в города, на фабрики. Уходили лучшие, увозя опыт, мастерство, традиции и обескровливая собственный промысел.

В годы Великой Отечественной войны все мужское население до шестидесяти лет призвали в армию. В токарных артелях работали лишь женщины. Но вместо игрушек они точили ручки для саперных лопат, детали к вещмешкам и палаткам.

До войны игрушечный ассортимент насчитывал до 250 наименований, а после - лишь до 50 видов. Вместо закрытых Вороновской, Свининских артелей и Вороновской ШКУ осталась одна игрушечная артель "Полированная игрушка" в деревне Бабенки. С середины 50-х годов в артель начинают поступать выпускники Загорской профтехшколы. Липу в это время закупали в Рязанской и Арзамасской областях в количестве 150 кубометров в месяц, позднее ее стали привозить из Башкирии; березу рубили в Серпуховском лесничестве. В 1963 году был организован выпуск изделий с выжигой (выжиганием. - Прим. авт. ) и модернизированы станки для выпуска уникальных токарных игрушек. На фабрике трудились 117 человек, из них только восемь токарей-надомников.

В 70-е годы в Бабенках пошла мода на большие матрешки, самовары, бочата, банки, которые мастера точили исключительно для себя, своих домочадцев и родни, причем в матрешку частенько вкладывали бутылку. А завел эту моду токарь А. Г. Седов. В перестройку, как и в далекие двадцатые, все ожило, забурлило. В Россию стало приезжать больше иностранцев. Подорожали сувениры. За выточенное яйцо токарю на фабрике платили 8 копеек, а за забором - уже 50 копеек. Уходили "на сторону" яйца и матрешки. Пять лет бушевала эта стихия. Потом спрос на токарные изделия упал, поубавилось скупщиков, разбежались мастера. Фабрика закрылась. Профессионалов, которые могли бы передать свое искусство подрастающему поколению, оставалось все меньше. К середине 90-х годов в московском Центральном Детском мире была лишь одна секция с отечественными игрушками. А сегодня славную профессию токаря по дереву можно смело занести в своего рода Красную книгу (если б такая была).

Лишь стараниями энтузиастов, и в первую очередь заслуженного деятеля искусств Московской области Сергея Валентиновича Виданова, бабенский игрушечный промысел не забыт. В поселке Шишкин Лес распоряжением администрации Подольского района Московской области построен целый учебный комплекс - муниципальный центр дополнительного образования детей "Бабенская игрушка". Он был открыт 1 сентября 2001 года. Здесь уютные светлые классы, просторные, хорошо оборудованные мастерские для росписи и токарного производства, большой зал для выставок и концертов. За четыре года учащиеся осваивают программу обучения и получают диплом о художественном начальном образовании. По старинным образцам С. В. Виданову удалось восстановить вместе с ребятами почти весь обширный ассортимент бывшей Бабенской фабрики. Так, в игре и в труде дети изучают историю, постигают народное искусство, проникаются уважением к традиции. Нередко разрабатывают и собственные игрушки. А во время акции "Вернем игрушки детям" передают самодельные коллекции в детские сады.

Интерес к точеной игрушке у Сергея Валентиновича с детства был настолько серьезный, что сразу после школы он пошел работать на фабрику в цех росписи, где трудились в основном женщины. С благодарностью вспоминает свою наставницу Анну Сергеевну Цареву. Токарному же мастерству учился самостоятельно. После службы в армии окончил Московское училище прикладного искусства. Стал профессиональным художником. На фабрике до ее закрытия проработал недолго. Но оказался практически единственным на бабенской земле человеком, кто свое ремесло не бросил. Мало того, подавшись в сторожа, в свободное время Сергей собирал сведения из истории бабенского промысла, ездил по деревням, записывал воспоминания старожилов, часами пропадал в архивах. За последние тридцать лет освоил станок так, что теперь может ваять на нем и 50-местные матрешки, и миниатюрные бирюльки, помещающиеся в скорлупе грецкого ореха. "Поколение, на бабенских игрушках воспитанное, в космос прорвалось. И недаром. Наши игрушки действительно развивают, настраивают на созидание", - говорит Виданов.

Рядом с центром, в отдельной рубленой избе, - музей токарных игрушек "Дом токаря". В нем насчитывается более 600 ценнейших экспонатов бабенского промысла, в том числе деревянный токарный станок XIX века, старые черно-белые фотографии мастеров, лучшие поделки художников прошлых лет и наших современников . В экспозиции много работ нынешних мальчишек и девчонок, учеников Виданова.

Гости в Шишкином Лесу не редкость. Дважды приезжали сюда воспитанники Детской академии русской культуры (при центре образования "Сабурово" Южного округа Москвы). Приезжали, чтобы поучиться токарному искусству, разнообразным техникам росписи и конечно же увезти домой маленькую точеную расписную игрушку, сделанную своими руками. Во время этих этнографических экспедиций, которые длились около недели, ребята вели летопись, куда записывали свои впечатления. Вот некоторые отрывки из летописи (без ссылки на авторов).

"Мастер-класс просто суперский. Всегда приятно, когда тебя чему-то новому учат, а если еще и получается, то пребываешь на седьмом небе".

"Если говорить честно, я раньше сидел дома в четырех стенах (у меня однокомнатная квартира). И совершенно не знал, как это интересно самому что-нибудь сделать руками, чему-нибудь практическому научиться".

"Поездка в Шишкин Лес мне очень, очень сильно запала в душу. Я видел выточенные изделия. Сергей Валентинович называет их мелочевкой. Меня поразило, что из обыкновенной чурки можно сотворить тонкостенное и изящное изделие".

"То, что вижу и держу в руках, непостижимо, не укладывается в моей голове. Изделия народного промысла. Их сделал наш русский мужик?! Нет - это мог сделать только большой Мастер. Вероятно, что эти люди вдохновляются красотой природы, воодушевляются и делают необыкновенные вещи".

"Встречи с мастером и его учениками позволили понять одну простую истину - народное ремесло не умирает, нужно просто о нем вспомнить, и оно преодолеет время и, как феникс, возродится, шагнув в новую эпоху вместе с нами".

Боголепов И. Промыслы Московской губернии. - М., 1880.

Виданов С. Бабенский игрушечный промысел. - Подольск, 2002.

Виданов С. Бабенская игрушка. Энциклопедия. - Подольск, 2006.

Вихляев П. Промыслы. - М., 1908.

Водарский Я., Истомина Э. Сельские кустарные промыслы Европейской России на рубеже XIX-XX столетий. - М., 2004.

Народное искусство Подмосковья. Возрождение традиций токарного ремесла. Выпуск 2. Сост. Барадулин В. А. - Подольск, 1997.

Промыслы крестьян Подольского уезда Московской губернии середины XIX - начала XX вв. / Автор-составитель С. В. Виданов. - Подольск, 2004.

Премия Правительства Москвы работникам государственных учреждений культуры города Москвы в рамках проведения в 2014 году в Российской Федерации Года культуры в номинации "За вклад в развитие культуры".

Преподаватель высшей квалификационной категории (Приказ №387 от 26.05.2017г.)

Общий стаж- 45 лет; пед.стаж- 28 лет

1)Образование- среднее- специальное

МХПУ им. М.И. Калинина (1982г.)

2) КПК- 72 часа АНО ВО "МИСАО" (11.01.2017г.)

"Организация работы педагога дополнительного образования в современных условиях реализации ФГОС"

3)Московский институт современного академического образования ( АНО ВО "МИСАО")

Диплом о переподготовке (520ч.) "Педагогическое образование:педагог дополнительного образования"

(10 января 2017г.)

Преподаватель класса «Точение игрушки»

Виданова Анна Сергеевна

Общий стаж - 14 лет

1) Государственная академия славянской культуры г.Москва (2009г.)

2) АНО ДПО "Московская академия профессиональных компетенций"(2019г.)

Педагог дополнительного образования(изобразительная деятельность и декоративно- прикладное искусство)

3) Сертификат о развитии компетенций "Теория и методика дополнительного образования:Изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство"

Благодарность префекта Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы Д.В. Набокина "за вклад в развитие культуры на территории Троицкого и Новомосковского округов г. Москвы" (декабрь 2017 года)

Преподаватель отделения декоративно- прикладное искусство

Кофман Александра Анатольевна

Общий стаж- 32 год

Педагогический стаж- 12,5 лет

Соответствие занимаемой должности

Московская государственная текстильная академия имени А.Н. Косыгина (1991-1997гг.)

Специальность: Художественное проектирование изделий текстильной и лёгкой промышленности.

Московская школа художественных ремесел (1986-1989гг.)

Художник декоративной росписи по металлу

Преподаватель отделения изобразительного искусства

Тицкая Светлана Алексеевна

Соответствие занимаемой должности

Знак «За трудовое отличие» 2011г.

Дипломант XII Фестиваля художественного творчества педагогов города Москвы в номинации "Золотые руки"

Общий стаж-52 год; пед. стаж- 34 года

1) Институт народного хозяйства им.Плеханова (1980г.)

2) КПК - 72 часа 2004г. "Социальная поддержка,защита прав детей"

3 )КПК- 76 часов 2006г. НМЦ ГОУ СПО МО "Колледж искусств"

" Методика преподавания скульптуры,композиции и рисунка в ДХШ"

4) КПК - 72 часа 2009г. НМЦ ГОУ СПО МО "Колледж искусств"

"Скульптура и художественная керамика"

5) Диплом о переподготовке 520 часов

АНО ВО "Московский институт академического образования"

Педагог дополнительного образования

Преподаватель класса «Глиняная игрушка»

Туманова Юлия Владимировна

Общий стаж-4 года

Соответствие занимаемой должности

1)МПГУ ;Художественно- графический; (2017г.) Диплом с отличием

"Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы"

2) Институт социально-гуманитарного образования (2019г.) Диплом с отличием

Мировая художественная культура и музейно- выставочная деятельность

Преподаватель отделения изобразительного искусства,преподаватель декоративно- прикладного искусства

Соболева Мария Львовна

Московское художественное училище памяти 1905 года (1992г.)

Пед. стаж- 2 года

Преподаватель рисунка и живописи

АНО ДПО "ВГАППССС" диплом профессиональной переподготовки (340 часов) "Преподавание изобразительного искусства в организациях дополнительного образования" квалификация: "Преподаватель изобразительного искусства" 08.10.2020г.

Педагогический коллектив:
Туманова Юлия Владимировна- преподаватель декоративно-прикладного отделения
Виданов Сергей Валентинович- преподаватель декоративно- прикладного отделения
Кофман Александра Анатольевна - преподаватель отделения "Изоискусство"
Тицкая Светлана Алексеевна - преподаватель декоративно- прикладного отделения
Виданова Анна Сергеевна -преподаватель декоративно- прикладного отделения
Соболева Мария Львовна- преподаватель предметов живопись и рисунок

Почетное звание

степень, общая информация

Специальность

Виданов Сергей Валентинович

Звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» ( Указ президента РФ от 15.02.2011г.)

Звание "Заслуженный работник культуры Московской области" (19.04.2004г.)

В 2012 г. удостоился Юбилейной медали Русской Православной Церкви «В память 200- летия победы в Отечественной войне 1812 года»

Премия Правительства Москвы работникам государственных учреждений культуры города Москвы в рамках проведения в 2014 году в Российской Федерации Года культуры в номинации "За вклад в развитие культуры".

Преподаватель высшей квалификационной категории (Приказ №387 от 26.05.2017 г.)

Общий стаж- 43 года; пед.стаж- 26 лет

1)Образование- среднее- специальное

МХПУ им. М.И. Калинина (1982 г.)

2) КПК- 72 часа АНО ВО "МИСАО" (11.01.2017г.)

"Организация работы педагога дополнительного образования в современных условиях реализации ФГОС"

3)Московский институт современного академического образования ( АНО ВО "МИСАО")

Диплом о переподготовке (520 ч.) "Педагогическое образование:педагог дополнительного образования"

(10 января 2017г.)

4) КПК -72 часа Московская академия профессиональных компетенций "Методика преподавания декоративно- прикладного искусства и инновационные подходы к организации учебного процесса" 10.11.2020г.

Преподаватель класса «Точение игрушки»

Виданова Анна Сергеевна

Общий стаж - 13 лет

Педагогический стаж- 1 год

Без категории

Образование- высшее

1) Государственная академия славянской культуры г. Москва ( 2009 г.)

психолог,преподаватель психологии

2)Сертификат "Создание бизнеса в сети творческих индустрий" 32ч. (ноябрь 2014г.)

3) АНО ДПО "Московская академия профессиональных компетенций" (2019 г.)

Педагог дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративно- прикладное искусство)

4) Сертификат о развитии компетенций "Теория и методика дополнительного образования:Изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство"

Благодарность префекта Троицкого и Новомосковского административных округов Д.В. Набокина " За активный вклад в развитие культуры на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы" декабрь 2017г.

Преподаватель отделения "Декоративно- прикладное искусство"

Кофман Александра Анатольевна

Образование- высшее

Общий стаж- 31 лет

Педагогический стаж- 11,5 года

Соответствие занимаемой должности

1) Московская государственная текстильная академия имени А.Н. Косыгина (1991-1997 гг.)

Специальность: Художественное проектирование изделий текстильной и лёгкой промышленности.

Квалификация:художник-стилист

2) Московская школа художественных ремесел (1986-1989 гг.)

Художник декоративной росписи по металлу

3)Удостоверение о повышении квалификации "Методика преподавания ИЗО в условиях реализации ФГОС ООО обучающихся с интеллектуальными нарушениями" 72 ак.ч. (15.07.2020г.)

Преподаватель класса "Живопись"

Тицкая Светлана Алексеевна

Соответствие занимаемой должности

Знак «За трудовое отличие» 2011г.

Дипломант XII Фестиваля художественного творчества педагогов города Москвы в номинации "Золотые руки"

Общий стаж- 51 лет; пед. стаж- 33 лет

Образование- высшее

1) Институт народного хозяйства им.Плеханова (1980г.)

2) КПК - 72 часа 2004г. "Социальная поддержка,защита прав детей"

3 )КПК- 76 часов 2006г. НМЦ ГОУ СПО МО "Колледж искусств"

" Методика преподавания скульптуры,композиции и рисунка в ДХШ"

4) КПК - 72 часа 2009г. НМЦ ГОУ СПО МО "Колледж искусств"

"Скульптура и художественная керамика"

5) Диплом о переподготовке 520 часов (2017г.)

АНО ВО "Московский институт академического образования"

Педагог дополнительного образования

6) КПК -72 ак.часа 2020г. ООО Учебный центр "Профакадемия" по программе "Теория и методика преподавания изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС"

Преподаватель класса «Глиняная игрушка»

Туманова Юлия Владимировна

Соответствие занимаемой должности

Общий стаж-3 года

Пед.стаж- 3 года

Образование- высшее

1)МПГУ ;Художественно- графический; (2017г.) Диплом с отличием

"Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы"

2) Институт социально-гуманитарного образования (2019г.) Диплом с отличием

Мировая художественная культура и музейно- выставочная деятельность

Преподаватель живописи ,преподаватель отделения "Декоративно- прикладное искусство"

Screenshot_20201112_141953.jpg

Соболева Мария Львовна

1)Московское художественное училище памяти 1905 года (1992 г.)

Художник-оформитель

Пед. стаж-1 год

Без категории

Преподаватель рисунка и живописи

2)Удостоверение о повышении квалификации

"Методика преподавания декоративно-прикладного искусства и актуальные педагогические технологии"

72 ак.ч. (07.07.2020г.)

3) Диплом профессиональной переподготовки АНО ДПО "ВГАППССС" 340 часов

"Преподавание изобразительного искусства в организациях дополнительного образования" Квалификация "Преподаватель изобразительного искусства" 08.10.2020г.

1 сентября 2001года глава Подольского района Москалёв Николай Петрович построил детскую художественную школу «Бабенская игрушка» с целью сохранения местных традиций, возрождения знаменитой в России Бабенской деревянной токарно-полированной игрушки. Виданов Сергей Валентинович стал хранителем промысла, преподавателем декоративно - прикладного отделения в школе и создателем музея «Дом токаря», автор книг о бабенском промысле, создатель развивающих детских наборов, которые есть в каждом детском саду Подольска и Подольского района. Тицкая Светлана Алексеевна, преподаватель класса "Глиняная игрушка" работает в школе с момента её основания. Изучает с учениками традиционную глиняную игрушку разных областей России. Директор - Заркуа Инга Ражденовна. В школе работают 6 преподавателей: Виданов Сергей Валентинович, Виданова Анна Сергеевна, Кофман Александра Анатольевна, Соболева Мария Львовна, Тицкая Светлана Алексеевна, Туманова Юлия Владимировна.

О себе:

Преподаватели и учащиеся Школы активно участвуют в культурной и общественной жизни поселения и города Москвы.
Школа является активным участником городских мероприятий и программ Департамента культуры города Москвы, в том числе, Большого Фестиваля Детских школ искусств, Московского культурного форума.
.
Большое внимание уделяется благотворительной деятельности: регулярно проводятся в школе благотворительные экскурсии и мастер- классы для инвалидов, ветеранов, пенсионеров и людей, находящихся на попечении в центрах социального обслуживания. Мастер-классы в Детском онкологическом центре.

Общественная деятельность школы
Пилотный проект преподавателя Виданова С.В. с муниципальным дошкольным образовательным учреждением Центр развития ребенка – детский сад № 45 «Колосок»: «Экспериментальное апробирование технологий по росписи Бабенских игр и игрушек» сроком 01.09.2019г.-31.08.2021
01.09.2021-31.08.2026

Телевидение и съёмки:
- Канал Культура-Пряничный домик «Игра в бирюльки»
Сюжет о том, кто и как делают бирюльки, кратко об истории промысла, видах бирюлек и правила игры.

- Канал СТС- «Как делают матрешки»
Сюжет о том как вытачивают и расписывают матрешки.

- Канал Москва24-«Музеи Новой Москвы Бабенская игрушка»
Сюжет о Бабенской игрушке.

- Первый канал- Хочу Знать «Игра в бирюльки»
Сюжет о том, кто и как делают бирюльки, кратко об истории промысла, видах бирюлек и правила игры.

-Первый канал-Доброе утро-«Проверяем поговорки
Сюжет про игру бирюльки.

-Канал RT-Про бирюльки, для Южной Америки

- Газета Родина видеорепортаж «Удар в спиннер»
Сюжет про волчки, кратко о промысле.

Русская культура

Русская культура

Русская культура запись закреплена

ВОЗРОЖДЕНИЕ БАБЕНСКОЙ ИГРУШКИ

О бабенской игрушке в Подольском районе Московской области знают и стар, и млад. С историей промысла детей знакомят учителя местных школ. А делать игрушки своими руками ребят обучают в поселке с поэтическим названием Шишкин Лес, где несколько лет назад был открыт центр дополнительного образования "Бабенская игрушка". Теперь сюда приезжают преподаватели со школьниками и студентами из окрестных мест и из столицы, чтобы познакомиться с технологией промысла, с его прошлым и настоящим.
Свое имя промысел получил по названию деревни Бабенки, что в тридцати километрах от московской кольцевой автомобильной дороги и в нескольких километрах от Шишкина Леса. С конца XIX века в этих местах на юго-западе Подмосковья стали изготовлять деревянную токарно-полированную игрушку. Промыслом в разные годы было охвачено более сорока деревень трех волостей. Исследователи называют здешних мастеров изобретателями многоместных игрушек-вкладышей. Из Подольской губернии родом и мастер Василий Петрович Звездочкин, который, переехав в Москву, стал одним из авторов известной на весь мир русской матрешки.

До 1917 года ассортимент токарных изделий в Бабенках был очень разнообразен. Точили пасхальные яйца, мелкие рюмочки, чашечки, графинчики, самовары, грибки, баночки, подсвечники, погремки (в основном из березы). Изделия подмосковных токарей получали дипломы международных выставок-ярмарок и экспортировались в другие страны. Два уникальных экспоната того времени: 100-местное полированное яйцо токаря Ф. Е. Ромахина и крохотные бирюльки И. В. Сазонова - до сих пор хранятся в Музее игрушки Сергиева Посада. 50-местные яйца делали многие мастера.

Большинство токарей работали на дому. Инструмент мастера покупали в Москве, но чаще заказывали у местных кузнецов. Красители и растворители обычно приобретали в местных лавках. Работали круглый год, с перерывом на два летних месяца (июль, август), чтобы убрать урожай со своих наделов. Детей приобщали к станку с 12-13 лет: начинали учение с изготовления несложных предметов или с полировки (механической окраски игрушек на станке). Учеба длилась, как правило, два года.

После известного Декрета народных комиссаров "О мерах содействия кустарной промышленности" (1919 г.) в Московской губернии повсеместно появились токарные артели: Бабенская, Осоргинская, Ликинская, "Апрелевский токарь", улитинская "Сельчанин", сергиево-посадская "Дитяшко" и др.

Бабенский токарь-старожил Александр Григорьевич Седов (1923 г. р.) вспоминает: "В артели было больше 300 человек. В три смены работали. Своя станция вырабатывала электричество и подавала свет в цех. Деревня Бабенки освещалась до одиннадцати часов вечера, пока работают рабочие в мастерской. Кустари точили тысячи разных видов игрушек: пирамиды, матрешки, Ваньку-встаньку, бирюльки…" В отличие от Бабенок другие деревни уезда специализировались на какой-то одной игрушке. Ярцево - "сидело" на матрешке, Пудово - на вкладных шарах.

В сложные 1920-е годы бабенские мастера одними из первых стали зарабатывать валюту своими изделиями (в те времена произведения русских кустарно-художественных промыслов были очень популярны на Западе).

В 1926 году в селе Вороново организовали школу кустарного ученичества (сокращенно ШКУ, а позднее ФЗУ) для подготовки специалистов-игрушечников: токарей, полировщиков, раскрасочников. Вот как описывает свою учебу в ШКУ К. Н. Максимова: "Училась я в 1935-37 гг. в группе у Царева и Гаврилова на токаря. С утра - в школу. Там завтракаем. Учимся до обеда по общеобразовательным дисциплинам. Обед. После обеда - 4 часа токарки. Начинали с того, как правильно обтесать и забить чурку, держать инструмент. Далее - заточка инструмента, простенькие вещи, сначала глухие, потом выборные. На экспорт точили самовары, которые полировал Г. Ф. Рыбаков в красный цвет. Отличники учебы премировались поездками в Москву и Ленинград…" В 1941 году школу закрыли. За пятнадцать лет она подготовила около 500 мастеров по изготовлению деревянной игрушки.

До 1930 года токари работали более или менее свободно, сами ездили на рынки, договаривались с магазинами, брали в дома учеников. Ситуация резко изменилась с началом коллективизации. Слово "кустарь" стало чуждым советскому обществу. Индивидуальное производство не поощрялось. И люди потянулись с насиженных мест в города, на фабрики. Уходили лучшие, увозя опыт, мастерство, традиции и обескровливая собственный промысел.

В годы Великой Отечественной войны все мужское население до шестидесяти лет призвали в армию. В токарных артелях работали лишь женщины. Но вместо игрушек они точили ручки для саперных лопат, детали к вещмешкам и палаткам.

До войны игрушечный ассортимент насчитывал до 250 наименований, а после - лишь до 50 видов. Вместо закрытых Вороновской, Свининских артелей и Вороновской ШКУ осталась одна игрушечная артель "Полированная игрушка" в деревне Бабенки. С середины 50-х годов в артель начинают поступать выпускники Загорской профтехшколы. Липу в это время закупали в Рязанской и Арзамасской областях в количестве 150 кубометров в месяц, позднее ее стали привозить из Башкирии; березу рубили в Серпуховском лесничестве. В 1963 году был организован выпуск изделий с выжигой (выжиганием. - Прим. авт.) и модернизированы станки для выпуска уникальных токарных игрушек. На фабрике трудились 117 человек, из них только восемь токарей-надомников.

В 70-е годы в Бабенках пошла мода на большие матрешки, самовары, бочата, банки, которые мастера точили исключительно для себя, своих домочадцев и родни, причем в матрешку частенько вкладывали бутылку. А завел эту моду токарь А. Г. Седов. В перестройку, как и в далекие двадцатые, все ожило, забурлило. В Россию стало приезжать больше иностранцев. Подорожали сувениры. За выточенное яйцо токарю на фабрике платили 8 копеек, а за забором - уже 50 копеек. Уходили "на сторону" яйца и матрешки. Пять лет бушевала эта стихия. Потом спрос на токарные изделия упал, поубавилось скупщиков, разбежались мастера. Фабрика закрылась. Профессионалов, которые могли бы передать свое искусство подрастающему поколению, оставалось все меньше. К середине 90-х годов в московском Центральном Детском мире была лишь одна секция с отечественными игрушками. А сегодня славную профессию токаря по дереву можно смело занести в своего рода Красную книгу (если б такая была).

Лишь стараниями энтузиастов, и в первую очередь заслуженного деятеля искусств Московской области Сергея Валентиновича Виданова, бабенский игрушечный промысел не забыт. В поселке Шишкин Лес распоряжением администрации Подольского района Московской области построен целый учебный комплекс - муниципальный центр дополнительного образования детей "Бабенская игрушка". Он был открыт 1 сентября 2001 года. Здесь уютные светлые классы, просторные, хорошо оборудованные мастерские для росписи и токарного производства, большой зал для выставок и концертов. За четыре года учащиеся осваивают программу обучения и получают диплом о художественном начальном образовании. По старинным образцам С. В. Виданову удалось восстановить вместе с ребятами почти весь обширный ассортимент бывшей Бабенской фабрики. Так, в игре и в труде дети изучают историю, постигают народное искусство, проникаются уважением к традиции. Нередко разрабатывают и собственные игрушки. А во время акции "Вернем игрушки детям" передают самодельные коллекции в детские сады.

Интерес к точеной игрушке у Сергея Валентиновича с детства был настолько серьезный, что сразу после школы он пошел работать на фабрику в цех росписи, где трудились в основном женщины. С благодарностью вспоминает свою наставницу Анну Сергеевну Цареву. Токарному же мастерству учился самостоятельно. После службы в армии окончил Московское училище прикладного искусства. Стал профессиональным художником. На фабрике до ее закрытия проработал недолго. Но оказался практически единственным на бабенской земле человеком, кто свое ремесло не бросил. Мало того, подавшись в сторожа, в свободное время Сергей собирал сведения из истории бабенского промысла, ездил по деревням, записывал воспоминания старожилов, часами пропадал в архивах. За последние тридцать лет освоил станок так, что теперь может ваять на нем и 50-местные матрешки, и миниатюрные бирюльки, помещающиеся в скорлупе грецкого ореха. "Поколение, на бабенских игрушках воспитанное, в космос прорвалось. И недаром. Наши игрушки действительно развивают, настраивают на созидание", - говорит Виданов.

Рядом с центром, в отдельной рубленой избе, - музей токарных игрушек "Дом токаря". В нем насчитывается более 600 ценнейших экспонатов бабенского промысла, в том числе деревянный токарный станок XIX века, старые черно-белые фотографии мастеров, лучшие поделки художников прошлых лет и наших современников . В экспозиции много работ нынешних мальчишек и девчонок, учеников Виданова.

Гости в Шишкином Лесу не редкость. Дважды приезжали сюда воспитанники Детской академии русской культуры (при центре образования "Сабурово" Южного округа Москвы). Приезжали, чтобы поучиться токарному искусству, разнообразным техникам росписи и конечно же увезти домой маленькую точеную расписную игрушку, сделанную своими руками. Во время этих этнографических экспедиций, которые длились около недели, ребята вели летопись, куда записывали свои впечатления. Вот некоторые отрывки из летописи (без ссылки на авторов).

"Мастер-класс просто суперский. Всегда приятно, когда тебя чему-то новому учат, а если еще и получается, то пребываешь на седьмом небе".

"Если говорить честно, я раньше сидел дома в четырех стенах (у меня однокомнатная квартира). И совершенно не знал, как это интересно самому что-нибудь сделать руками, чему-нибудь практическому научиться".

"Поездка в Шишкин Лес мне очень, очень сильно запала в душу. Я видел выточенные изделия. Сергей Валентинович называет их мелочевкой. Меня поразило, что из обыкновенной чурки можно сотворить тонкостенное и изящное изделие".

"То, что вижу и держу в руках, непостижимо, не укладывается в моей голове. Изделия народного промысла. Их сделал наш русский мужик?! Нет - это мог сделать только большой Мастер. Вероятно, что эти люди вдохновляются красотой природы, воодушевляются и делают необыкновенные вещи".

"Встречи с мастером и его учениками позволили понять одну простую истину - народное ремесло не умирает, нужно просто о нем вспомнить, и оно преодолеет время и, как феникс, возродится, шагнув в новую эпоху вместе с нами".

Боголепов И. Промыслы Московской губернии. - М., 1880.

Виданов С. Бабенский игрушечный промысел. - Подольск, 2002.

Виданов С. Бабенская игрушка. Энциклопедия. - Подольск, 2006.

Вихляев П. Промыслы. - М., 1908.

Водарский Я., Истомина Э. Сельские кустарные промыслы Европейской России на рубеже XIX-XX столетий. - М., 2004.

Народное искусство Подмосковья. Возрождение традиций токарного ремесла. Выпуск 2. Сост. Барадулин В. А. - Подольск, 1997.

Промыслы крестьян Подольского уезда Московской губернии середины XIX - начала XX вв. / Автор-составитель С. В. Виданов. - Подольск, 2004.

Кандидат педагогических наук Л. РЕЗАНОВ, доцент кафедры декоративно-прикладного творчества Московского государственного университета культуры и искусств, учитель центра образования № 1828 "Сабурово" (Москва). Фото автора.

Читайте также: