Виды дидактических игрушек для детей 2 го года жизни

Обновлено: 30.04.2024

Дидактическая игра – это одно из средств, позволяющее через доступную и привлекательную для детей дошкольного возраста форму деятельности, решать разнообразные воспитательные и образовательные задачи.

Дидактические игрушки — это игрушки, направленные на развитие психических процессов и содержащие в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту ребенка.

Значимость дидактических игр и игрушек в воспитании детей раннего возраста

Большое значение в воспитании, обучении и развитии детей раннего возраста имеют дидактические игры и дидактические игрушки. Ведь именно игра и игрушка способна одновременно учить, воспитывать и дарить ребенку радость.

С самого раннего возраста ребенок активно познает окружающий мир, посредством исследования происходящего вокруг. В этом познании ему активно помогают дидактические игры и игрушки, которые способствуют расширению кругозора ребенка, учат его наблюдать и выделять характерные признаки предметов, устанавливать простейшие взаимосвязи между ними.

Особую значимость дидактические игры и игрушки имеют в воспитании детей раннего возраста, так как с их помощью дети познают и усваивают нормы и правила поведения в обществе, получают навыки взаимодействию с окружающими. Все эти навыки необходимы детям не только для последующего успешного обучения в школе, но и для успешной социализации в обществе.

Дидактическая игра и игрушка неотделимы друг от друга. Так, дидактическая игрушка может стать началом игры, в ходе которой развивается сюжет, требующий дополнительных игрушек.

Ценность дидактической игры и игрушки состоит в том, что они знакомят детей раннего возраста с жизнью, способствуют его психическому развитию, обеспечивают возможность осуществления всех видов детской деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Задачи дидактических игр и игрушек

Основные задачи применения дидактических игр и дидактических игрушек в воспитании детей раннего возраста:

  1. Обогащение чувственного опыта ребенка раннего возраста, обеспечение развития восприятия.
  2. Развитие логического мышления, памяти, наблюдательности, умения выражать свои чувства и мысли.
  3. Сенсорное развитие.
  4. Воспитание дисциплинированности, справедливости, честности, организованности и волевых качеств личности ребенка, посредством соблюдения правил игры.
  5. Формирование нравственных понятий и представления, усвоение общепринятых норм и правил.
  6. Воспитание эстетических чувств.

Дидактическая игра, как метод воспитания детей раннего возраста, имеет свою определенную структуру:

В дидактических играх, помимо дидактического материала, зачастую используются дидактические игрушки. В качестве дидактических игрушек выступают разнообразные конусы, башенки, пирамидки, шарики, мозаики и т.д. Используя их, дети раннего возраста, учатся различать цвет, форму, величину, а также знакомятся с числами, цифрами, пространственными положениями и т.п.

Классификация дидактических игр и игрушек

В настоящее принято классифицировать дидактические игры по следующим видам:

Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, которая соответствует возрасту ребенка. Часто при покупке и выборе игрушек возникает вопрос : полезна ли она малышу, чему она может научить, как с ней играть, подходит ли она по возрасту ребенку? Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком обучающую задачу, условия решения которой заложены в самой игрушке, ее конструкции или содержании игры.

Дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребенка, способствуют развитию руки и укреплению ее мышц, формируют умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев, развивают лексическую сторону, но и развивают интеллектуальную деятельность, внимание, память. Таким образом, в ходе игр и занятий происходит всестороннее развитие ребенка.

Для занятий можно рекомендовать пять видов дидактических игрушек, различных по характеру игровых действий с ними:

1. Игрушки для нанизывания (втулки, шары, кубы, полусферы и пр., имеющие сквозное отверстие и предназначенные для нанизывания на стержень

2. Игрушки для прокатывания, а также на группировку и соотнесение по цвету, величине или форме ( объемные геометрические фигуры: шары, кубы, призмы, параллелограммы и пр.).

3. Игрушки, состоящие из геометрических фигур-вкладышей (кубы, конусы, цилиндры, полусферы, предназначенные для вкладывания и накладывания, составления одноцветных и разноцветных башенок, а также для подбора предметов по цвету, форме, величине.

4. Игрушки народные, сборно-разборные (матрешки, бочата, яйца и пр., способствуют развитию пространственной ориентировки, умению составлять предмет из двух частей.

5. Игрушки сюжетные, небольшого размера (4-10 см) : куколки, машины, елочки, овощи, фрукты из папье-маше и т. п. а также предметы, подобранные по определенным признакам (цвет, величина, форма).

Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей, являются прекрасным средством развития маленьких детей. Основная задача взрослого здесь состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить подбирать их по сходству и различию. Практические действия с дидактической игрушкой отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Поэтому игрушки не только обогащают чувственный опыт малышей, но и учат мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов, развиваются различные мыслительные операции.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для родителей «Игры с манкой для детей раннего возраста»

Консультация для родителей «Игры с манкой для детей раннего возраста» В развитии детей раннего возраста большую роль играет мелкая моторика. Игры с водой и песком являются хорошим способом её тренировки.

Консультация для родителей «Использование дидактических игр в жизни детей»

Консультация для родителей «Использование дидактических игр в жизни детей» Дидактические игры помогают в обучении детей. Их особенность в том, что задание предлагается в игровой форме. Ведь игра - это самое важное.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» Развитие речи детей в первые годы жизни имеет очень интенсивный характер. Ранний возраст – это уникальный период в жизни человека. Задача.

Консультация для родителей «Сидим дома. Использование игры со звуками для детей среднего дошкольного возраста 4–5 лет»

Консультация для родителей «Сидим дома. Использование игры со звуками для детей среднего дошкольного возраста 4–5 лет» Ирина Боткарёва Консультация для родителей «Сидим дома. Использование игры со звуками для детей среднего дошкольного возраста 4-5лет. На.

Консультация для родителей «Закаливание детей раннего возраста» Неблагоприятные факторы такие, как высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и многие другие.

Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста»

Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста» В 1 младшей группе (третий год жизни) мы уделяем большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетной игре детей с.

Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста»

Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» Форма проведения: собрание мастер класс. Цель: повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах «Использование дидактических.

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

16. Вид деятельности 3-летнего ребенка
• игра

17. Виды воспитания
• эстетическое, умственное

18. Виды деятельности детей во время утреннего приема
• утренняя гимнастика

19. Виды дидактических игрушек для детей 2-го года жизни
• строительные игры

20. Виды художественной деятельности
• изобразительная деятельность

21. Выберите из предложенных вариантов педагогические умения, которые должны быть сформированы у педагога ДO:
• организаторские, коммуникативные умения

22. Выберите наиболее полное, точное определение понятия «обучение»:
• целенаправленный процесс передачи и овладения социально-историческим опытом поколений, знаниями, умениями и навыками

23. Выберите наиболее полный вариант ответа Педагогический процесс — это:
• процесс, реализующий цели образования и воспитания в учебно-воспитательных учреждениях

24. Выберите наиболее полный вариант ответа Экономическое воспитание — это .
• педагогическая деятельность, формирующая у дошкольников элементарные экономические знания и экономическое сознание

25. Выберите наиболее точный вариант окончания определения дошкольной педагогики: наука, изучающая воспитание ребёнка:
• дошкольного возраста

26. Выберите характеристику особенности современного понимания сути индивидуального подхода в дошкольной педагогике:
• использование разнообразных сочетаний средств методического обеспечения при решении общих педагогических задач с учётом индивидуальных особенностей детей

27. Выбор метода обучения, прежде всего, зависит от:
• от цели, содержания предстоящего занятия

28. Где и когда открылись первые детские сады в Советском Казахстане
• в г. Верном и в г. Семипалатинске в 1917 г

29. Гиперактивным детям не могут помочь
• регулярные запреты

30. Главная задача взаимодействия педагогов с родителями является:
• установление партнерских отношений по объединению усилий для воспитания детей

Вся познавательная деятельность ребенка строится на базе игры. Игра необходима ребенку для того, чтобы реализовать своё стремление жить во взрослом мире и поступать как взрослые, но сохраняя при этом детские желания получить немедленный результат.

Л.С. Выготский определяет сущностью игры, как реализацию обобщенных стремлений ребенка, содержащих в своей основе систему взаимоотношений с взрослым миром. Л. С. Выготский " Об игре ".

Что должна дать детям игра

Игра представляет собой вид деятельности ребенка, где он на основе эмоций, а позже посредством интеллекта усваивает себе всю систему отношений между людьми. Воспроизводя и моделируя окружающую действительность, ребенок через игру осваивает все базовые навыки, которыми он будет руководствоваться во взрослой жизни.

С самого рождения ребенку нужно накапливать опыт об окружающем нас мире. Начиная с опыта ощущения объема предметов окружающего нас мира. Сетчатка нашего глаза дает нам «плоское изображение», объем, оно получает уже непосредственно в мозге. Конечно эффект стереоскопии, благодаря наличию двух глаз и эволюционные механизмы заложенные с рождения позволяют приблизить двухмерную картинку к трехмерному пониманию этого мира, но только на примитивном уровне.

Трогая руками игрушки и другие предметы ребенок «заносит в базу данных» своего мозга знание об этих предметах. Тоже происходит во всех прочих ситуациях. Двигаясь, перемещая предметы, опрокидывая их или собирая, карабкаясь и ударяясь, раскручивая и сматывая и т.д и т.п. ребенок набирает богатый опыт создающий, через кинестетические и тактильные каналы восприятия ощущения пространства и объемов. Посредством этого происходит развитие теменных зон коры головного мозга отвечающих за ощущение объема, пространства и их соотношение.

Развитие этих ощущений ложиться, в будущем, в основу возможностей абстрактно мыслить. Абстрактное мышление позволяет усваивать такие предметы как геометрия, физика, алгебра и строить сложные конструкции при прогнозах возможного развития событий.

Поэтому так опасно повсеместное увлечение «гаджетами» в качестве «обучающих» и «развивающих» пособий и игр. Плоское, цифровое изображение и виртуальный мир подавляют развитие теменной доли мозга и ведут к деградации процессов отвечающих за формирование абстрактного мышления. О вреде «цифры» в деле развития детей можно почитать у доктора А. Курпатова, в его «Универсальных правилах».

На помощь в этом вопросе могут прийти старые, добрые дидактические игры от рождения и до начальной школы. О них пойдет речь.

Дидактические игры, что это? Цели, структура и задачи, решаемые с их помощью

Дидактическая игра представляет собой получение знаний, умений и навыков ребенком в форме активной игровой деятельности, имитирующий и моделирующий системы, процессы и явления, предлагаемые ему к освоению.

Целью дидактических игр, как и многих других видов образовательной деятельности, является обучение и воспитание, но характерной их особенностью является, то, что при наличии дидактической цели, они по-прежнему остаются играми. Участие в таких играх должно увлечь ребенка, - по видимости он участвует в игре, а по сути, занят решением предложенной ему дидактической задачи.

Дидактические игры по классификации делятся на:

Игры с использованием игрушек и предметов

Речевые (словесные) игры

Структурно любая дидактическая игра разделяется на составляющие:

Дидактическая задача - основной элемент, суть и стержень любой игры. В зависимости от цели воспитания или обучения они содержат:

познание окружающего мира (цвета, размеры и объемы предметов, окружающая природа, фауна и флора);

знания о человеке (бытовая жизнь, труд и профессии, общество и его организация);

речевые навыки (произношение звуков, пополнение словарного запаса, постановка речи);

математика и логика (абстрагирование, фиксация и развитие начальных арифметических знаний).

Содержание игры – объединяет игровой замысел, ход игры и игровую задачу. Замысел обозначается названием самой игры и часто может звучать как вопрос, который создает проекцию хода самой игры. Игровая задача маскирует от детей саму дидактическую задачу, для того, чтобы сам ребенок стремился её выполнить, на уровне игрового фона усваивал обучающие и воспитательные моменты, направленные на формирование его мышления.

Правила – призваны для организации поведенческих реакций ребенка и деятельности по ним. Помимо того, что с их помощью игра становится напряжённой и интересной, через исполнение предписаний и соблюдение ограничений играющим, они исподволь воспитывают в ребенке преодоление отрицательных эмоций при неудачах и тренируют силу воли.

Игровые действия – процесс самой игры, являющийся её основанием. Расширение диапазона игровых действий, повышает заинтересованность ребенка. В зависимости от тематики игр различаются игровые действия в соотношении и связи самих играющих и ориентации их действий. Игры могут содержать действия по ролям, решение квестов, конструктивные и объемные изменения пространства и т.п. Сочетание определенного количества последовательных фрагментов игры в одном игровом действии сосредотачивает ребенка на выполнении установленных правил на более продолжительный отрезок времени и больше погружает его в содержание игры, что благоприятно сказывается на качестве решения дидактической задачи.

Дидактические игрушки для каждого этапа развития ребенка

Дидактические игрушки

Из вышесказанного можно прийти к заключению, что сама по себе игрушка не в состоянии решить вопрос обучения или воспитания ребенка. Только взрослый человек вызывает у ребенка заинтересованность игрушкой, а самое главное – учит игре с ней, а не совершать примитивные манипуляции.

Место же дидактических игрушек в формировании личности ребенка, начиная от рождения и вплоть до младших классов, переоценить невозможно. Дидактические игрушки призваны развивать процессы формирования здоровой психики ребенка, связанные с восприятием, памятью и мышлением, через решение развивающих задач, соответствующих возрастным параметрам ребенка.

До одного года посредством игр с дидактическими игрушками (пирамидка, кубики, шарики и пр.) карапуз будет учиться определять признаки и особенности предметов, – цветовую гамму, разнообразие форм, размеров и соотношения между ними. Путем выполнение игровых задач на выборку их по идентичности или наоборот, - отличию и в других играх этого плана.

В организации игры с дидактическими игрушками для взрослых главным правилом будет постепенность и последовательность действий. Все игрушки разом ребенку не предоставляются, идет их чередование, для сохранения увлеченности ребенка игрой. Обязательным является показ детям, как играть, при этом стоит принимать во внимание реальные способности ребенка, обусловленные его возрастом. Начиная с ограниченного числа игрушек и пособий планомерно добавлять их по мере усвоения ребенком игры.

С изменением возраста, должны меняться и задачи исходя из возможностей интеллекта малыша. В соответствии с этим правилом идет подбор игрушек, помогающих ему в развитии.

Так, после года малыш уже сможет сопоставлять предметы и соотносить их с пространственными объектами. Для закрепления данных навыков имеются игрушки, под общим названием «почтовый ящик» изготовленные в форме пластикового ящика с прорезями под форму простых геометрических фигур, ребенку предлагается в процессе игры вкладывать в прорези, предметы, которые им соответствуют по форме.

Развивая музыкальный слух и чувство ритма можно применять игры с использованием барабана, детской дудочки, колокольчиков, ксилофона и других простейших игровых музыкальных инструментов, выбирая их по принципу чистоты тона их звучания.

От года и далее ребенка можно учить действовать в согласовании с имеющимся образцом, так сказать, по инструкции. Специальные дидактические игры с образцами научат строить домик, цветочек. Начинать играть нужно вместе с ребенком, чтобы он уловил суть. Элементы должны быть достаточно крупными и их должно быть небольшое количество, не более 7.

Позже от этого можно переходить к собиранию пазлов, которых поначалу тоже должно быть 5-6 единиц, солидной величины. Изображение к ним не должно содержать изображений маленьких деталей, достаточно вообще одного, максимум двух предметов на картинке. По цвету фигурки должны заметно контрастировать с фоном, а сам предмет должен состоять из 2-3 элементов. Собирать пазлы надо совместно с малышом несколько раз, после чего он начнет делать это сам. По мере усвоения этого навыка и увеличение возраста необходимо увеличивать число элементов.

Взросление должно сопровождаться такими семейными играми как «Домино», «Лото» пока просто с изображениями животных, растений или предметов. Далее следует усложнять задачи, организую игры с вопросами, например, «Кто их мама?» - про животных; «Чьи это инструменты» - по профессиям, дальше можно поиграть в ассоциации к словам.

При приближении к школе и в начальных классах игры могут носить обучающую направленность, связанную с буквами, слогами, словами, числами, примерами арифметики и на закрепление таблицы умножения, а также с иными предметами школьной программы, которые можно дать в форме игры.


Игрушка должна быть наделена физическими, художественно-образными и динамическими качествами. Игрушка должна быть удобна ребенку, но вместе с тем понятие функционального комфорта ее сугубо относительное. Допустим, бледно-розовые и бледно-голубые подвески и погремушки с мягким контуром белого орнамента вызывают у взрослых, покупающих эти игрушки ребенку, чувство нежности, умиления. Игрушки имеют спокойный цвет, к ним ребенок быстро привыкает и так же быстро перестает их замечать. Это вполне понятно: игрушки сливаются с гаммой белых или розовых пеленок, подвески их не заметны на фоне белого потолка. Также игрушки не побуждают ребенка к сенсорной активности, его рука к ним не тянется вслед за взором. Рядовые игрушки вполне "удобны", комфортны - они успокаивают, не беспокоят - и только…
Для формирования различных видов деятельности, сенсорных процессов и действий, для психического и физического развития ребенка необходимы игрушки, которые создали бы условия для постоянного стимула детской активности. Такие игрушки, предназначенные для каждого из периодов раннего детства, должны несколько опережать по своим функциональным возможностям уже достигнутый ребенком уровень развития, т.е. вести его через трудности освоения игрушки к следующему уровню развития.
Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно-образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение.

Для ребенка до трех месяцев , наиболее интересна и универсальна деревянная погремушка с шариками на шнурах . Авторы назвали ее грохотушкой. Красный, синий, зеленый, желтый и голубой деревянные шарики свободно свисают на шнурах и, ударяясь об основной шар, издают мягкий перестук. Такая игрушка в руках взрослого может стать активным средством привлечения внимания ребенка к движущемуся предмету. К середине года ребенок такой игрушкой будет играть самостоятельно, долго и сосредоточенно, удерживая ее обеими руками, а затем одной рукой. Игрушка активизирует познавательную активность малыша, позволяет добиваться неожиданного результат - шарики на шнурках вытягиваются во все стороны от центрального шара. Ребенку второго года эта погремушка напоминает театральную куклу, которая всегда может исполнить нужную роль.
Если деревянная погремушка с шариками на шнурках позволяет знакомить ребенка с деревянным перестуком, основными цветами, погремушка с колокольчиком помогает расширить ориентировку в звуках. Звук колокольчика мелодичен и чист.

Традиционные подвески в виде бус из цветных шариков считаются спокойной игрушкой. Их подвешивают над колыбелью ребенка с третьего месяца жизни. Эта игрушка успокаивает ребенка, приучает сосредоточенно рассматривать предмет.
Созданы и специальные бусы-подвески, когда при перемещении бусины по шнуру вначале взрослым, а затем и самим ребенком, меняется пространственная и цветовая композиция. Мелкие детали свободно проходят через более крупные. Дети конца первого и начала второго года жизни могут составлять из бус почти несметные композиции, напоминающие забавные игрушки.
Подвеска "зеркало" - необходимый элемент первого набора игрушек эталонной системы. Ребенок видит в зеркале свое отражение, общается с самим собой, не зная еще, что это он. В зеркале отражается окружающая обстановка, мелькают отражения движущихся в комнате людей. Все это расширяет опыт ребенка, его ориентировку в окружающем мире, способствует формированию ориентировочной активности, познанию окружающего мира.

Для детей от трех до семи-восьми месяцев жизни основную часть составляют дидактические игрушки. Это "подвеска с кольцом" - состоит из кольца, подвешенного на шнуре и высоко висящих разноцветных шариков. Случайно захватив кольцо, ребенок начинает ими манипулировать и тем самым раскачивать висящие сверху шарики, которые создают приятный перестук. Ребенок видит результат действия своей руки, повторно добивается вызываемого эффекта. Благодаря этой игрушке, я считаю, что формируется произвольность действий, ребенок осваивает новые направленные результативные действия. Подвески "палочки", "ежики" важны для формирования у ребенка осязательных впечатлений, действий с кистью. Ребенок ощупывает подвески, перемещает их, перекладывает.
Подвески важны для своевременного сенсорного развития детей, различения форм, величин, цветов, материалов, формирования восприятия и начальных элементов мышления.
Еще до того, как ребенок научится пользоваться руками, ему нравится смотреть на ярко окрашенные предметы, подвешенные над его кроваткой. После 5 - 6 мес. ему нравится держать предметы в руке, греметь ими, жевать их. Особенно хороши пластиковые игрушки (например, маленькие кольца, надетые на большое кольцо), потому что с них не сходит краска и их не прокусишь, как целлулоидные игрушки.

Между одним и полутора годами ребенок с увлечением засовывает один предмет в другой и толкает или тащит его по комнате. Деревянный блок на 4-х колесах - любимая игрушка всех детей, но картонная коробка с веревочкой тоже хороша. Сначала дети научатся толкать предметы перед собой, а потом уже тащить их за собой. Ребенок с большим увлечением играет кастрюлями и прочей домашней утварью, или кубиками и блоками. Мать годовалого ребенка жалуется, что он не хочет играть с кубиками, а хочет вставлять кастрюльки и сковородки одна в другую. Ребенок видит, что его мать "играет" с кастрюлями, а не кубиками, поэтому и его больше привлекают кастрюли.

Чем взрослее ребенок, тем интереснее ему становится подражать взрослым и страшим. Дети сначала подражают тому, что делают мама и папа, например, подметает пол, моет посуду или бреется.

Родители, стесненные в средствах, сокрушаются, что не могут покупать ребенку дорогих игрушек. Но представьте себе, как много ребенок может сделать с обычной картонной коробкой. Она и кровать, и дом, и грузовик, и танк, и крепость, и гараж. Но не думайте, что ребенку вообще не нужно покупать хороших игрушек. Придет время, и ему захочется трехколесный велосипед или самокат, и вы охотно купите его ребенку, если сможете. Но сначала обеспечьте его простыми игрушками, а потом добавляйте более сложные по своему вкусу и по своему карману.

Большую ценность предоставляют дидактические игрушки , которые знакомят ребят с цветом, формой, величиной и т.д. Дидактические игрушки несут в себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи, интеллекта, волевых качеств, воспитанию семейной культуры. Дидактическая игрушка дает цельный, конкретный образец. Она обычно подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра: форму, цвет, величину. Дидактические игрушки являются основным пособием для занятия с детьми младшей и средней группы. К основным видам дидактических игрушек относятся следующие разборные игрушки - матрешки, башенки, шарики, грибы и пр. В большинстве случаев это русские народные игрушки (бабенковские, золовские).

На втором году жизни детям нужны башенки (пирамидки) из разноцветных колец, которые они нанизывают на стержень. Эта увлекательная и полезная игра укрепляет мышцы рук, приучает сосредоточенно заниматься одним делом.

Занимательна детям и матрешка , играя с ней, ребенок учится вкладывать меньшую в большую. Ребенку надо показать, как надо играть в ту или иную игрушку. Игрушки для конструирования - мозаика, состоящая из геометрических форм или цветных шариков, различные головоломки.

Для ребенка второго года жизни созданы пирамидки из пяти колец - одноцветная "елочка" и разноцветная. Новизна этих игрушек в использовании нетрадиционного тонкого стержня, а конусообразного, широкого у основания. Обычно детей больше привлекают простые игрушки, и они дольше с ними занимаются. Это не потому, что дети непритязательны, а потому, что у них богатое воображение.

Одни из самых древних игр - игры в мяч . В мяч играют и самые маленькие ребятишки, но, конечно, это игры без всяких правил. Малыш еще ходить, как следует, не умеет, он только ползает пока и катит мяч перед собой. Откатится мяч далеко - взрослый направляет его снова в руки ребенка. И постепенно движения малыша становятся увереннее. Он все чаще пытается встать.

А после года малыш научится побрасывать мяч, ударять им об пол, бросать в стенку. Взрослый помогает ему, бросает ему в руки мяч - лови! Он, конечно, еще не может поймать, не знает даже, как это делается, смотрит, как ловит взрослый. А потом начинает широко расставлять ладошки. Мяч пролетает между ними, иногда ударится о ладони и отскочит.

После 2 лет воображение становится более творческим. В этом возрасте дети играют куклами и игрушечной мебелью, с грузовиками и особенно охотно с кубиками. Кубики, поставленные один за другим - это поезд. Кубиками можно наметить очертания лодки или дома. И так до бесконечности. Набор кубиков и блоков всех размеров и форм стоит десяти игрушек для любого ребенка 2-4 лет. Образные игрушки изображают людей, животных, разные предметы и тем расширяют и уточняют представления детей, развивают их воображение, дают идею игры, помогают развивать задуманную тему. Игрушечный самолет вызывает у детей желание стать летчиком, куклы в костюмах школьников наводят на мысль играть в "школу". Среди образных игрушек особое место занимает кукла - самая древняя и наиболее популярная игрушка. Обычно куклой называют образ ребенка (взрослого человека) в игрушке, сделанной из мастики, папье-маше, резины, целлулоида, ткани или другого материала. Типаж и размер куклы может быть самым разнообразный, одета она в матерчатый костюм или совсем не имеет платья ("голым"). Руки и ноги её обычно подвижно закреплены, иногда движется голова и закрываются глаза.

Поскольку кукла изображает человека, она выполнят разные роли и является как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему захочется, заставляя её осуществлять все свои мысли и желания. Мальчики и девочки 2-х лет отражают и закрепляют в игре простейшие жизненные навыки: заставляют куклу ходить, сажают её, укладывают спать, кормят.

Кукла помогает ориентироваться в форме, величине, материале, цвете, движениях и т.д. Она подвижна, ярка, и этого вполне достаточно, чтобы поглотить внимание малыша и стать одной из любимых игрушек. В этом возрасте не следует давать разнообразные типы кукол. Наблюдения психолога Мухиной В.С. показали, что трёхлетний малыш не использует по назначению, а обращает всех кукол в воспитанников детского сада. Малышам нужно давать кукол - мальчиков, девочек, "голышей", целесообразно также ввести куклу - маму, папу, воспитательницу. Её исследованием установлено, что фактура материала которого сделана кукла или зверюшка, играет значительную роль. Мелкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка на игру. Шершавые, холодящие материалы не всякий ребенок готов принять. С помощью правильно подобранной фактуры игрушки у ребенка легче вызвать к игрушечной зверюшке положительные эмоции: доброжелательность, сочувствие и со - радость. Важное значение имеет такое соотношение размеров головы и тела игрушки. Установлено что определенная пропорция фигуры вызывает покровительственное отношение. Укороченный овал лица куклы или мордочки зверюшки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза - такие признаки облика игрушки рождают у ребенка прилив нежных чувств.

Играя с куклой или игрушечной зверушкой, ребенок учится эмоциональному отождествлению. В последующие годы эта игрушка может стать настоящим доверительным другом ребенка.

Хочется напомнить еще и о том, что ребенок обычно не просто играет с игрушками, куклами, мишками, зайцами, а живет с ними одной жизнью, любит их. Многие из игрушек входят в жизнь ребенка как близкие друзья. Поэтому, чтобы ребенок полюбил игрушку она должна быть эстетически приемлемой.

Ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению и она "ведет себя" исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину: она умна и послушна, ласкова и весела, строптива и упряма, она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка выступает в качестве заменителя преданного друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника - не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка не только дочка или сынок. Кукла как и мишка, обезьянка, собачка и др. - объект для общения во всех проявлениях ребенка, партнер по игре. У каждого ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой. За годы детства каждый ребенок по - своему привязывается к своей игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств.

Читайте также: