Виды игрушек по воспитательному воздействию в дошкольном возрасте

Обновлено: 29.04.2024

Игрушки - специально изготовленные предметы, пред­назначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в общенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.

Игрушка как специальный предмет игры, как одно из прояв­лений культуры появилась в ходе исторического развития общества. На протяжении тысячелетий игрушка радикально ме­няется.

Воспитательное значение игрушек:

- это обязательный спутник детских игр; - участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребенка;

отвечают потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными;

- нередко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка;

- приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельнос­ти, развивают мышление, память, воображение, внимание, выраба­тывают выдержку, воспитывают волевые качества;- помогают воспитанию у детей интереса к труду, ,любознательности;

- способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, ува­жения к людям разных национальностей;

- объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий;

- наиболее доступное детям произведение искусства.

Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются:

1.Сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.

Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки).

2.Игрушки - забавы: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.

3.Спортивные или Моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки

4.Музыкальные игрушки: бубен, рояль, металлофон, гармошки, барабаны.

5.Театральные игрушки: декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности

6.Технические игрушки: транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.

7.Строительные и конструктивные материалы: наборы геометрических тел, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки; смешаный строительный материал.

8.Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.

Педагогические требования к игрушке:

1.Игрушка должна содействовать развитию ребенкана каждой возрастной ступеньке дошкольного детства

2.Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки. Содействовать развитию дошкольника может игрушка, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребенка к положительным действиям

3.Игрушка должна быть динамичной,побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре.

4.Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус.

Гигиенические требования к игрушкам:

1.Игрушки должны быть изготовлены из высококачественного нетоксичного материала.

2.Воспитатель должен следить за состоянием игрушек и своевременно устранить появившиеся дефекты. Особое внимание следует обращать на незаделанные края металлических и деревянных частей, плохо укрепленные мелкие детали игрушек, прочность окраски и т. д

3.В ДУ игрушки должны быть соответствующим образом размещены.

Дошкольное детство, уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями. Понять детство - значит найти важнейшие механизмы и факторы развития ребёнка.

Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через детские игры, ведь игра - ведущий вид деятельности дошкольника. Игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

Мир детства неразрывно связан с игрой и игрушкой. Играя в песочнице, возводя замки из песка, укладывая кукол спать, «путешествуя» по разным странам, дети постигают азы жизнеустройства, моделируют пространство, познают время.

Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Игрушка - спутник жизни ребенка, источник его радости.

Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.

Игрушка - это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.

Игрушка чрезвычайно разнообразна по типам, материалам, по технике изготовления, возрастному и воспитательному назначению. Но при всем разнообразии игрушек в них, прежде всего, изображаются реальные вещи и предметы, с которыми действует ребенок. Условность изображения предмета не исключает, а предполагает отражение типичных черт предмета, отличающих их от других.

Игрушка должна помогать детям изучать окружающую конкретную действительность. Для малыша нужна игрушка, развивающая умение различать цвет, величину предметов, их материалы и т.д.

Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний. Таким образом, воздействие игрушек разносторонне. Но разностороннее воздействие может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор.

Игрушки известны человечеству с глубокой древности, они были обнаружены археологами при раскопках остатков древних цивилизаций. Игрушки, найденные при раскопках Индской цивилизации (3000—1500 до н. э.) включают маленькие повозки, свистки в виде птиц и игрушечных обезьянок, которые могут сползать по верёвке.

Самые древние игрушки сделаны из доступных природных материалов, камней, палок и глины. Тысячи лет назад египетские дети играли в куклы, у которых были парики и подвижные конечности, они были сделаны из камня, керамики и дерева. В Древней Греции и Древнем Риме дети играли с куклами, сделанными из воска и терраконы, луком и стрелами, йо-йо. В Греции, когда дети, особенно девочки, достигали совершеннолетия, было принято приносить игрушки детства в жертву богам. Накануне свадьбы девушки возраста около четырнадцати лет в качестве обряда посвящения во взрослую жизнь приносили свои игрушки в храм.

Технологический прогресс цивилизации повлиял и на детские игрушки. Сегодня игрушки изготовляются из пластмассы, появились игрушки с батарейками. Если раньше игрушки были самодельными, то сейчас существует целая индустрия игрушек с массовым производством и механизмами реализации.

Эволюцию игрушки можно проследить на примере кукол. Самые древние куклы были просто вырезаны из дерева или связаны из травы. В Древнем Египте куклы уже могли двигать конечностями. Куклы начала XX века уже умели говорить «мама». Сегодня уже существуют куклы, которые могут распознавать предметы, голос своего владельца, и выбирать фразы из сотен вариантов, заложенных в них программой. Изменились игрушки, технологии их изготовления, лишь тот факт, что дети любят с ними играть остаётся неизменным на протяжении всей истории человечества.

Игрушки классифицируют по материалам, из которых изготовлены игрушки, по способам изготовления, по способу использования детьми и их воспитательному воздействию.

В современной педагогической литературе классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр:

  1. Виды игрушек подразделяются по принципу соотносимости с разными видами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями.
  1. Сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных играх:
  2. а) куклы; б) фигурки людей; в) фигурки животных; г) предметы игрового обихода; д) театральные; е) празднично-карнавалные; ж) технические.
  3. Дидактические игрушки предназначены для дидактических игр, в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи:
  4. а) собственно дидактические — основаны на принципе самоконтроля; б) дидактические игры (наборы) с правилами — предназначены преимущественно для игр на столе (полиграфические и прочие); в) конструкторы и строительные наборы; г) игры-головоломки; д) музыкальные игрушки.
  5. Спортивные игрушки.
  6. Игрушки — забавы
  1. Игрушки по степени готовности:
  1. Готовые.
  2. Сборно-разборные, состоящие из трансформирующихся частей и деталей.
  3. Заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок.
  4. Набор различных материалов для создания игрушек-самоделок.
  1. Игрушки по виду применяемого сырья:
  1. Деревянные.
  2. Пластмассовые.
  3. Металлические.
  4. Из тканей, в том числе набивные игрушки.
  5. Резиновые.
  6. Из бумаги и картона.
  7. Из керамики, фарфора и фаянса.
  8. Из древесных материалов, папье-маше.
  9. Из новых синтетических материалов.
  1. Игрушки по величине:
  1. Мелкие (размером от 3 до 10 см).
  2. Средние (размером от 10 до 50 см).
  3. Крупногабаритные (соразмерные росту детей в разные возрастные периоды).
  1. По функциональным свойствам:
  1. Пневматические.
  2. Магнитные.
  3. Электрифицированные (в том числе электротехнические, электромеханические, радиофицированные, на электронной элементной основе).
  4. Электронные (на компьютерной основе).
  5. Наборы игрушек (или деталей) — совокупность деталей одной или нескольких игрушек, связанных между собой по назначению или функциональному признаку.
  6. Игровые комплекты, объединённые единой темой (задачей).
  1. Игрушки по художественно-образному решению:
  1. Реалистические.
  2. Условные.
  3. Конструктивные.

В дополнение к игрушкам в детских учреждениях создается разнообразное игровое оборудование: домики, макеты автомобилей, самолетов и т.д.

Игрушка в детском саду должна быть представлена во всем ее разнообразии. Учитывая многообразные функции игрушек в педагогическом процессе детского сада, необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.

Подбор игрушек для разных возрастных групп

В младших группах должны быть игрушки, обеспечивающие развитие движений и их совершенствование: крупные мячи для катания, перекатывания, бросания; разнообразные цветные грузовики, каталки, тележки.

Сюжетно-образные игрушки (куклы, животные, предметы обихода) по содержанию и оформлению отражают окружающий мир, близкий детям. Игровые действия с ними доступны, просты.

Подбор дидактических игрушек определяется задачами сенсорного воспитания и развития речи. Игрушки должны способствовать развитию восприятия предметов, их цвета, формы, величины и т. д., понимания и употребления слов, обозначающих различные свойства и качества.

С игрушками-забавами малыши ещё не умеют действовать сами, они лишь смотрят и радуются движению смешных заводных игрушек.

У детей средней группы роли в игре выделяются более отчётливо, и, кроме игрушек, им необходимы дополнительные предметы: матросские шапки, флаги, барабан, бинокль, трубка врача и т. д. Из строительного материала дети 4 лет создают более сложные постройки, чем малыши, поэтому он должен быть в разных наборах. Игрушки-забавы воспитанники средней группы сами приводят в действие.

Дети 4-5 лет умеют играть коллективно и использовать комплектные игрушки. Например, комплект игрушек «Домашние животные» вызывает желание совместно строить конюшню, стеречь стадо и т. д.

Дошкольники старшей и подготовительной групп шире соприкасаются с жизнью, их представления, опыт общения, организации игры позволяют использовать игрушки, которые дают возможность развития сложных сюжетов: игры в «путешествия», «театр», «школу», «зоологический сад» и др. Широко должны быть представлены технические игрушки с ясно выраженными признаками и способами движения (наборы комплектов «Строитель», «Маленькая портниха», «Маленький художник» и др.).

Дети 6-7 лет проявляют большой интерес к играм спортивного характера. Движения у них более координированы, поэтому необходимы не только крупные, но и небольшие мячи для игр, для попадания в цель и другие спортивные игрушки, развивающие мелкую мускулатуру, совершенствующие координацию, точность движений. Детей интересуют игры, требующие ловкости, усилия, тренировки. Для этого нужны такие игрушки, как детский крокет, бильбоке, кегли, городки. В летнее время детям дают спортроллер, а зимнее - лыжи и коньки.

Большое значение приобретают театральные игрушки, составляющие необходимый реквизит для оформления игр-представлений, игр-драматизаций: костюмы и отдельные детали их, маски, игрушки, изображающие бинокли, трубы, орудия труда и др.

В программе воспитания в детском саду даны указания о подборе игрушек по возрастным группам.

Методика ознакомления детей с новой игрушкой

Появление в группе новой игрушки всегда радостное событие. Методика ознакомления детей с нею определяется, прежде всего, теми задачами, которые хочет решить педагог. Если он ставит задачу привлечь внимание детей к тому или иному предмету, изображённому в игрушке, он показывает её и подчёркивает присущие ей свойства, качества.

Предлагая образную игрушку (изображающую взрослого, ребёнка, зверюшку), воспитатель проявляет своё положительное отношение к ней, возбуждая такое же отношение у детей.

При внесении сюжетно-моторных игрушек необходимо раскрыть их назначение, способы действия с ними. Ожидание детьми чего-то нового возбуждает их интерес, настраивает на радостное восприятие игрушки.

Если игрушка хрупкая и механизм её требует осторожного обращения, нужно предупредить об этом детей, показать способы обращения с нею.

Любую игрушку нельзя отделять от игры, превращать в наглядное пособие. Дети осваивают игрушку в игре, в игровых действиях, принимают её в свой мир.

Процесс обыгрывания игрушки, усвоения детьми способов обращения с нею неодинаков по отношению к разным игрушкам. Одни быстро входят в самостоятельные игры детей, другие требуют постепенного внедрения, неоднократного обыгрывания.

Например, при ознакомлении с куклой, в образе которой отражён привлекательный, но малознакомый человек, дети проникаются чувством симпатии к ней, но, как играть, не знают. Игры сводятся к тому, что они производят лишь типичные игровые действия: кормят куклу, укладывают спать, одевают и т. д. Чтобы расширить представления детей, педагог неоднократно показывает её одежду, предметы быта, труда. Знакомя дошкольников с новой игрушкой, воспитатель уже использует элементы игры: от имени куклы рассказывает, откуда она приехала, как и где жила, какие знает сказки, песни, игры и т. д. Вызвав интерес к игрушке, сообщив о ней всё необходимое, на что следует обратить внимание детей, педагог организует игру с новой игрушкой.

Игра имеет важное значение для ребенка. Бесспорно, игра обучает и воспитывает детей. Она является жизненной потребностью его и средством всестороннего развития.

Игрушка является не отменной частью игры. Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка. В своей работе я установила, что игрушка пережила много веков. Ведь еще в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному развитию ребенка.

Целостный педагогический процесс (ПП) дошкольного учреждения. Терминология, компоненты ПП, планирование целостного ПП, виды планирования, виды контроля за организацией ПП, виды педагогического взаимодействия.

Предварительный просмотр:

Игрушка: её виды, воспитательно- образовательная ценность.

Целостный педагогический процесс дошкольного учреждения: теоретические основы, сущность, структура, его компоненты и их взаимосвязь.

Игрушка – специально изготовленный предмет, предназначенный для игр и иного жизненного назначения.

Цель игрушки: служит разностороннему развитию ребёнка.

Главная особенность игрушки: в ней, в обобщённом виде, представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребёнок, играя, воспроизводит те или иные действия.

«Игрушка учит ребёнка жить и действовать» (Е.А.Флерина)

А.С.Макаренко предложил следующую классификацию :

- материалы для игр.

В современной педагогике классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр:

Игрушки классифицируют по:

- воспитательному (педагогическому) значению

* способствующие развитию первоначальных движений и восприятий – самые первые игрушки;

* способствующие физическому развитию ребёнка;

* знакомящие ребёнка с окружающей средой;

* знакомящие ребёнка с элементами науки и техники;

* знакомящие ребёнка с трудовыми процессами;

* интерактивные обучающие игрушки.

*для ребёнка ясельного возраста (до 3 лет)

*для ребёнка дошкольного возраста (от 3 до 8 лет)

* для ребёнка школьного возраста (от 8 до 18 лет)

- сюжетно- образные – игрушки, которые определяют сюжет игры, они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребёнка, его социальный опыт.

- дидактические – предназначены для умственного и сенсорного развития ребёнка, среди них много народных игрушек: матрёшки, бирюльки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки и др.

- строительно- конструктивные – рассчитаны на конструирование, техническое изобретательство (наборы строительных материалов, конструкторы)

- спортивно- моторные – направлены на реализацию задач физического воспитания, они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, а также таких качеств, как выдержка, организованность. (волчки, мячи, обручи и др.)

- музыкальные – предназначены для развития музыкального слуха. (детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, дудки и др.)

- маскарадно- ёлочные – такие игрушки связаны с празднованием Нового года. (маска, клюв, ёлочные игрушки и др.)

- театральные – наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок, театральные персонажи, куклы Бибабо, куклы- марионетки.

- игрушки- забавы – предназначены для развлечения ребёнка. Они представляют собой смешные фигурки людей, животных. (клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице, бодающиеся козлики, мишка- «дергунчик», и др.)

- игрушки- самоделки – изготавливаются самим ребёнком, его родителями или воспитателями.

Воспитательно- образовательная ценность игрушки.

- объединяют воспитанников, требуют совместной деятельности;

- игрушка обязательный спутник жизни ребёнка;

- участвуют в создании игры, влияют на личность ребёнка;

- отвечают потребности ребёнка в активной деятельности, в разнообразных движениях;

- помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребёнка реальными;

- часто подсказывают идею игры;

- влияют на воображение ребёнка;

- развивают мышление, память, воображение, внимание, вырабатывают выдержку, волевые качества;

- помогают воспитанию интереса ребёнка к труду, пытливость, любознательность;

- способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, уважения к людям разных национальностей;

- объединяют воспитанников, требуя совместных усилий, согласованных действий.

Целостный педагогический процесс дошкольного учреждения.

Деятельность любого образовательного учреждения осуществляется как целостный педагогический процесс.

Педагогический процесс – специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников (педагогическое взаимодействие), направленное на достижение поставленной цели, решение развивающих и образовательных задач.

Педагогический процесс есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс создаётся педагогом. Где бы ни был организован педагогический процесс, он имеет следующую структуру:

ЦЕЛЬ - ЗАДАЧИ - ПРИНЦИПЫ – СОДЕРЖАНИЕ - МЕТОДЫ - СРЕДСТВА - ФОРМЫ - РЕЗУЛЬТАТ

Слово “процесс” свидетельствует о протяжённости во времени, а слово “педагогический” — о направленности на преобразование личности человека (ребёнка). Педагогический процесс имеет цель, содержание, деятельность и результат. Педагогический процесс детского сада как система, ориентирован на целостное развитие личности, её способностей и творчества.

Только в целостном педагогическом процессе возможно достижение цели его реализации: формирование цельной, гармоничной личности.

Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нём.

Современный подход характеризует организация педагогического процесса на основе выделения доминирующих воспитательно-образовательных целей. В качестве ведущей цели выступает воспитательная задача. Её содержание продиктовано особенностями развития ребёнка на определенном возрастном этапе и конкретными задачами воспитания. Доминирующая цель определяет взаимосвязь и иерархию воспитательных и образовательных задач. Многоплановость содержания и форм позволяет развивать разнообразные интересы и способности ребёнка, а единая мотивация — направлять это развитие в общее, педагогически ценное русло. Особенностью такого построения педагогического процесса является то, что меняется зависимость между разными видами деятельности. На первый план выходят, меняясь, различные виды деятельности, наиболее оптимальные для реализации доминирующей цели.

Например: для старших дошкольников основной целью является совместная деятельность и развитие дружеских взаимоотношений в игре, труде, организованных на принципе совместности. Тогда другие виды деятельности выполняют сопутствующую роль. В качестве сопутствующей деятельности выступают занятия, самостоятельная индивидуальная художественная деятельность, праздники и др.

Компоненты педагогического процесса:

- целевой – включает в себя цели (стратегическую и тактическую) и задачи, которые могли бы быть определены как подчинённые (локализованные) цели, реализуемые в определённых условиях;

- содержательный – определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентации, опыта деятельности и общения, знаний;

- деятельностный – характеризует формы, способы, средства, методы организации и осуществления воспитательного взаимодействия, направленного на реализацию целей и задач, освоение содержания педагогического процесса;

- ресурсный – отражает социально-экономические, нравственно-психологические, санитарно-гигиенические и другие условия протекания педагогического процесса, его нормативно-правовое, кадровое, информационно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение;

- результативный – достигнутые результаты и степень эффективности педагогического процесса, обеспечивает управление качеством воспитательно-образовательной деятельности.

Стержнем педагогического процесса является его содержание, которое определяется образовательным стандартом и реализуется через образовательную программу.

Содержание — самый динамичный компонент педагогического процесса. Содержание педагогического процесса соответствует возрасту воспитанников, решает задачу стандартизации и нормирования деятельности педагога, формирования базисных основ личности, самодвижения, самостановления ребёнка.

Образовательные программы учитывают стандарт, создают условия для развития всех сторон личности.

Целостность, общность и единство — главные характеристики педагогического процесса. Специфика целостного педагогического процесса обнаруживается при выделении доминирующих функций. Доминирующая функция процесса обучения – обучение, воспитания — воспитание, развития — развитие. Каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую, образовательную функцию, а обучение немыслимо без воспитания и развития. Специфика в том, какие методы будут выбраны педагогом для достижения цели.

Основой образовательного процесса является планирование .

План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса . Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придаёт ему содержательность, определённость, управляемость.

Планирование целостного педагогического процесса.

Основной функцией организации педагогического процесса ДОУ, обеспечивающей планомерную, систематическую, рациональную и эффективную работу всех его подразделений, является планирование. Планированию предшествует всесторонний и глубокий анализ состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, выявление сильных и слабых её сторон, определение актуальных задач на предстоящий период. В работе дошкольного учреждения используется годовое и текущее планирование.

План работы дошкольного учреждения на учебный год разрабатывается на основе нормативных документов министерств образования федерального и регионального уровня, «Программы воспитания и обучения в детском саду», а также на основе анализа работы дошкольного учреждения за истекший период. Годовой план охватывает все стороны учебно-воспитательной работы ДОУ и предусматривает её непрерывность и последовательность.

В составлении годового плана принимают участие профсоюзная организация, педагогический коллектив, медицинские работники детского сада. Обсуждается и утверждается годовой план работы на августовском педсовете.

Структура годового плана работы .

Вводная часть , в которой дается краткий всесторонний анализ работы дошкольного учреждения за предшествующий период по следующим направлениям:

-эффективность работы по охране жизни и укреплению здоровья воспитанников;

-уровень и эффективность учебно-воспитательного процесса и его результатов в целом и по возрастным группам, уровень подготовленности воспитанников к школе;

- уровень деловой квалификации педагогов;

-уровень и эффективность работы с родителями и т. д.

Основные задачи работы дошкольного учреждения. В этом разделе определяются ведущие задачи воспитания и обучения, обусловленные уровнем педагогического мастерства воспитателей, типом дошкольного учреждения, состоянием воспитательно-образовательной работы в нём. Намеченные задачи должны быть подтверждены конкретными мероприятиями в разделах годового плана.

Работа с кадрами. В этом разделе предполагается подбор и расстановка кадров и повышение уровня деловой квалификации педагогов.

Работа с родителями. Планируется совместная работа детского сада с семьями воспитанников, деятельность различных кружков, изучение опыта семейного воспитания, работа с неблагополучными семьями, консультации для родителей по актуальным вопросам семейного воспитания др.

Административно-хозяйственная работа. Раздел включает мероприятия, направленные на создание наилучших условий для организации жизни, воспитания и обучения дошкольников.

Годовой план хранится в методическом кабинете.

Перспективное планирование осуществляется воспитателями и предполагает планирование педагогического процесса в конкретной группе на длительный отрезок времени (квартал, полгода, год). В перспективном плане отражены все разделы «Программы».

Календарное планирование предполагает знание уровня психофизиологического развития воспитанников, программы воспитания и обучения в детском саду и позволяет воспитателю равномерно распределить программный материал на текущий год, предусмотреть постепенное усложнение содержания обучения и воспитания, подобрать оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм организации жизни и деятельности воспитанников. Планирование педагогического процесса в группе ДОУ затрагивает утренний отрезок времени, прогулки (утреннюю и вечернюю), занятия и вторую половину дня.

Контроль за организацией педагогического процесса в ДОУ.

Старший воспитатель осуществляет контроль за учебно-воспитательной работой путём непосредственного наблюдения и анализа работы воспитателя. Основная цель контроля состоит в совершенствовании педагогического процесса во всех возрастных группах и в оказании каждому воспитателю конкретной помощи. Выделяют тематический, фронтальный, предупредительный и сравнительный виды контроля.

Тематический контроль — самый распространенный вид контроля в дошкольных учреждениях. Он предполагает изучение системы работы воспитателя в пределах определённой темы, предусмотренной программой.

Фронтальный контроль ставит своей целью получить общее представление о работе воспитателя, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы данного воспитателя. Этот вид контроля предполагает ознакомление с документацией воспитателя, детскими работами, оснащением педагогического процесса. Итоги фронтальных проверок выносятся на обсуждение педагогического совета или производственного совещания.

Главная цель предупредительного контроля - предотвратить возможные ошибки в работе начинающего педагога и способствовать улучшению его деятельности. Он проводится в форме наблюдения за педагогическим процессом или в форме беседы с воспитателем.

Спецификой сравнительного контроля является анализ и оценка педагогического процесса одного воспитателя в сопоставлении с опытом работы другого. Этот вид контроля целесообразно применять, проверяя выполнение отдельных разделов программы, анализируя качество знаний, умений и навыков воспитанников у разных воспитателей. Сравнительный контроль может проводиться в форме наблюдения за работой воспитателей, анализа планов, детских работ и другой документации.
Любой вид контроля будет эффективным, если методист очень серьёзно и тщательно готовится к нему. А. Васильева предлагает алгоритм функции контроля : цель контроля — объект контроля — разработка программы (плана) контроля — сбор информации — первичный анализ изученного — выработка рекомендаций и путей исправления недостатков — проверка исполнения рекомендаций.

Посещать группы следует без всяких предупреждений или известить воспитателя утром в день проверки. О намеченном посещении группы старший воспитатель предупреждает педагога заранее в том случае, если это посещение делается с целью исправления в работе замеченных ранее недостатков. Если во время наблюдения работы воспитателя у методиста возникает необходимость сделать ему замечание, то осуществить это следует незаметно для воспитанников и в очень корректной форме. Важным этапом контроля является беседа старшего воспитателя с воспитателем. Первое слово предлагается воспитателю для самоанализа. Затем методист делает всесторонний анализ увиденного в соответствии с поставленной целью проверки, не забывая отметить всё ценное в работе воспитателя, анализирует причины неудач, указывает возможные пути к их устранению. Если при анализе возникает спорный вопрос и воспитатель не соглашается с мнением методиста, то решение вопроса выносится на коллективное обсуждение.

Необходимо помнить, что одноразовые, мимолётные посещения группы не дают права делать выводы о работе воспитателя. Если методист поставил цель — проанализировать какой-то вид деятельности или режимный процесс — то необходимо полностью проследить этот вид деятельности от начала до конца.

Целостный педагогический процесс решает задачи следующего порядка:

• структурирование, конкретизация целей обучения и воспитания;

• преобразование содержания образования в учебный материал;

• анализ межпредметных и внутрипредметных связей;

• выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса;

• анализ результатов и эффективности педагогического процесса и др.

Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе она есть результат педагогического взаимодействия педагогов и воспитанников, которые как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса.

Педагогическое взаимодействие – процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребёнка. Педагогическое взаимодействие – одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Педагогическое взаимодействие является сложным процессом, состоящим из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. Оно обусловлено и опосредованно учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания. В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества. Педагогическое взаимодействие составляет сущностную и универсальную характеристику педагогического процесса.

Даже поверхностный анализ реальной педагогической практики обращает внимание на широкий спектр взаимодействий: «ученик – ученик», «ученик – коллектив», «ученик – учитель», «учащиеся – объект усвоения» и т.п.

Принято различать виды педагогических взаимодействий, а следовательно и отношений :

- педагогические (отношения воспитателей и воспитанников);

- взаимные (отношения со взрослыми сверстниками, младшими);

- предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры);

- отношения к самому себе .

Важно подчеркнуть, что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей в повседневной жизни вступают в контакт с окружающими людьми и предметами. Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны , два взаимообусловленных компонента : педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника.

Воздействия могут быть : прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п. Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников : активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.п.

Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Игрушка - спутник жизни ребенка, источник его радости.

Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.

Игрушка - это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.

Игрушка чрезвычайно разнообразна по типам, материалам, по технике изготовления, возрастному и воспитательному назначению. Но при всем разнообразии игрушек в них, прежде всего, изображаются реальные вещи и предметы, с которыми действует ребенок. Условность изображения предмета не исключает, а предполагает отражение типичных черт предмета, отличающих их от других.

Игрушка должна помогать детям изучать окружающую конкретную действительность. Для малыша нужна игрушка, развивающая умение различать цвет, величину предметов, их материалы и т.д.

Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний. Таким образом, воздействие игрушек разносторонне. Но разностороннее воздействие может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор.

Виды игрушек подразделяются по принципу соотносимости с разными видами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями.

Сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных играх:

б) фигурки людей;

в) фигурки животных;

г) предметы игрового обихода;

Дидактические игрушки предназначены для дидактических игр, в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи:

а) собственно дидактические — основаны на принципе самоконтроля;

б) дидактические игры (наборы) с правилами — предназначены преимущественно для игр на столе (полиграфические и прочие);

в) конструкторы и строительные наборы;

д) музыкальные игрушки.

Игрушки по степени готовности:

Готовые:

- Сборно-разборные, состоящие из трансформирующихся частей и деталей.

- Заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок.

- Набор различных материалов для создания игрушек-самоделок.

Игрушки по виду применяемого сырья:

- Из тканей, в том числе набивные игрушки.

- Из бумаги и картона.

- Из керамики, фарфора и фаянса.

- Из древесных материалов, папье-маше.

- Из новых синтетических материалов.

Игрушки по величине:

- Мелкие (размером от 3 до 10 см).

- Средние (размером от 10 до 50 см).

- Крупногабаритные (соразмерные росту детей в разные возрастные периоды).

По функциональным свойствам:

- Электрифицированные (в том числе электротехнические, электромеханические, радиофицированные, на электронной элементной основе).

- Электронные (на компьютерной основе).

- Наборы игрушек (или деталей) — совокупность деталей одной или нескольких игрушек, связанных между собой по назначению или функциональному признаку.

- Игровые комплекты, объединённые единой темой (задачей).

Игрушки по художественно-образному решению:

В дополнение к игрушкам в детских учреждениях создается разнообразное игровое оборудование: домики, макеты автомобилей, самолетов и т.д.

Игрушка в детском саду должна быть представлена во всем ее разнообразии. Учитывая многообразные функции игрушек в педагогическом процессе детского сада, необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.

Воспитательная ценность игрушки заключается в том, что она способствует формированию самостоятельности и творческой деятельности деток. Традиционные игрушки различных народов издревле применяют с целью эстетического, умственного, нравственного, физического воспитания. В ходе игры дошкольник развивается, познает мир, подражает и усваивает общественный опыт. Игрушка - средство передачи культурного опыта народа от поколения к поколению.

Умственному воспитанию малышей в особенности способствуют дидактические (учебные) игрушки. Используя их, дошкольники учатся распознавать, различать, называть форму, размер, цвет предметов, знакомятся с количественными соотношениями, числом, цифрой, с пространственными понятиями.

Разные игрушки (конусные башенки, цветные мисочки, шарики, разные мозаики и др.) призваны помогать сенсорному развитию малыша. Разборные игрушки, конструкторы формируют у деток умение к анализу, синтезу, обобщение, сопоставление, классификации. Игры с образными игрушками расширяют и уточняют представления малыша об окружающем мире, развивают мышление, воображение, речь, обогащают словарный запас.

Применение технической игрушки развивает ее конструктивные способности, формирует внимание к технике, создает предпосылки для технической изобретательности, творчества. Используя играх строительный материал, дети знакомятся с объемными геометрическими телами, у них развиваются представления о форме, направление, состояние, размере, протяженность такое. Игрушки помогают усваивать ч/з игровые обстановке правила и нормы поведения и контакта людей.

В выборе образной игрушки, действиях с ней в существенной степени проявляется чувства к тому, что она олицетворяет. Применение народной игрушки в воспитании способствует приобщению малыша к духовному, эстетическому, бытового опыта народа. Игры с дидактическими игрушками учат соблюдать правила игры, воспитывают терпение и усидчивость, желание достичь успеха благодаря своим знаниям и умениям.

Художественно оформленная игрушка возбуждает у малыша эстетические отношение и переживания, формирует эстетический вкус. Интересные по содержанию и форме игрушки положительно влияют на психическое положение малыша, мировосприятия, активизируют жизненный тонус, что оказывает влияние на здоровье и физическое развитие. Игры с мячом, погремушками, кеглями и иными предметами развивают точность движений, координацию, меткость, ловкость, выдержку.

На создание самостоятельных игр деток раннего возраста продуктивно влияют сюжетно-образные игрушки, посреди которых выделяют: реалистичные - разные куклы с ярко выраженными характерами; условные - куклы с обобщенными чертами (к примеру, кукла-неваляшка) символические (предметы-заменители), которые лишь обозначают настоящий предмет и имеют кое-какие типичные для него свойства. Самостоятельная сюжетная игра формируется более успешно, если в ней мало-помалу применять условные, реалистические, символические игрушки, изображающие животных.

Подбор их обязан учитывать черты игровой деятельности деток, мнение образа игрушки в различные возрастные периоды, практичный и игровой опыт малыша. Сюжетная игрушка помогает малышам отображать понятные действия людей с предметами. С хорошей игрушкой играют долго и активно, глубоко постигая ее черты и функции. В игре случается закрепление познаний о назначении предметов, простейших орудий усилий, общих способов действия с ними. Используя символическую игрушку (предметы-заменители), ребенок начинает в первый раз своими силами оперировать образами, обобщает собственный предыдущий игровой опыт.

На малышей младшего и среднего дошкольного возраста в особенности влияют игрушки, изображающие людей, существ и предметы реального мира: животных, рыб, птиц, растительность, предметы быта, техники и т.д.. Они не только лишь побуждают к различным по содержанию игры, но еще и помогают войти в роль, сделать ненаглядный игровой образ, реализовать замысел. Средством реализации замысла игрушка может стать только в том случае, если ребенок верно воспринимает ее образ, имеет определенные познания о предмете, а игрушка вызывает осознанный внимание и стремление вести игру.

Благодаря игрушке реальными становятся игровые действия дошкольников: "доктор" использует "фонендоскоп", "водитель" - "автомобиль" и иные. В этом, как утверждает русский педагог К. Зворыгина, заключается психологическая особенность игры: "в ней немало воображаемого, условного . однако переживания тех, кто играет, вечно искренни, настоящие, и действия их реальные".

Выбор ребенком дошкольного возраста игрушки для сюжетно-ролевой игры - индикатор уровня ее роста. Одни дети выбирают игрушки для игры независимо от замысла. Тогда игрушка определяет направление роста сюжета, однако сюжетные действия крайне ограничены и бедные. Иные дети подбирают игрушку целенаправленно, в зависимости от задуманного сюжета или попутно с его формированием. Сознательный выбор, банда и классификация игрушек по их ситуативными признаками помогают ребенку реализовать игровой замысел.

Наиболее целесообразно классифицировать игрушки по их основной педагогической направленности, выполняемой в про­цессе игры, т.е. по воспитательному назначению, по возрасту детей, для которых предназначена игрушка, и по виду основного материала, из которого она изго­товлена.

Классификация игрушек в зависимости от их основной пе­дагогической направленностиобъясняется свойствами игрушек влиять на умственное, физическое и эстетическое развитие детей, позволяет наиболее полно проанализировать их потребительские свойства. В соответствии сэтим признаком игрушки объединяют в следующие группы.

Игрушки, способствующие развитию перво­начальных движений и восприятий (зрения, осязания, слуха развивают координацию движений), являются самыми первыми в жизни детей, дают ребенку первое представление о форме, размере, цвете. Это самые первые погремушки, различные кольца, шары, кубики, пи­рамиды и др. Игрушки этой группы яркие и разноцветные, пре­имущественно пластмассовые и резиновые. Для развития дви­жений детей до года большое значение имеют кресла-каталки, мячи, каталки на палке.

Игрушки, способствующие физическому раз­витию детей, развивают силу, ловкость, меткость ударов ибросков, координацию движений. Для детей в возрасте одного года это мячи и каталки; в более старшем возрасте дети играют с кег­лями, прыгалками, обручами, настольными играми в футбол, хоккей, го­родки, игрушечное оружие. Для подвижных игр детей приме­няют санки, самокаты, велосипеды, лыжи и др.

Игрушки, знакомящие с окружающей природной средой (образно-сюжетные игрушки), знакомят детей с внешним миром, людьми, животными, природой, техникой, предметами домашнего обихода. Ассортимент этих игрушек на­иболее разнообразен. Многие образные игрушки имеют меха­низмы, приводящие их в движение. Особое место в группе об­разных игрушек занимают куклы различных размеров, знако­мящие детей с разными национальностями, профессиями.

Игрушки, знакомящие с элементами науки и техники (политехнические игрушки), включают раз­личные конструкторы, наборы для опытов по физике, химии, для сборки моделей самолетов, судов, автотранспорта, теле­фона или телеграфа, микроскопы, фильмоскопы, действующие модели машин и механизмов, электронные, аэродинамические, пневматические, радио- и электромеханические игрушки, телеигры. Технические игрушки развивают у детей стремление к конструированию, способствуют их умственному развитию, прививают трудовые навыки, знакомят с устройством машин, приборов.

Игрушки, способствующие трудовому воспи­танию, включают садово-огородный инвентарь, наборы бу­маги для труда, переводные картинки, наборы для кроя одежды и детские швейные машинки, наборы различных столярных и слесарных инструментов, наборы для выжигания и чеканки и др. Они воспитывают у детей трудолюбие, трудовые навыки.

Игрушки, способствующие художественному и музыкальному развитию детей – это театральные и музыкальные игрушки.

Театральные игрушки (образы героев сказок и рассказов в театральных костюмах, театр кукол, альбомы для раскрашивания, пластилин, ёлочные и карнавальные украшения) знакомят с театральным искусством, приобщают к самостоятельной игре, вызывают у детей много радости.

Музыкальные игрушки (игрушки в форме музыкальных ин­струментов) развивают музыкальный вкус, знакомят с осно­вами музыкальной грамоты, прививают любовь к музыке.

Игрушки-забавы вызывают смех и удивление. Для них характерен элемент неожиданности. Это фигурки-неваляшки, волчки, прыгающие и кувыркающиеся животные, сказочные персонажи, а также игрушки, у которых имеется элемент неожиданности, головоломки и фокусы и др.

Настольные игры: развивают наблюдательность, логическое мышление, смекалку, дисциплинированность, чувство коллективизма.

Классификация игрушек по возрасту детейдиктуется тем, что воспитательное значение игрушки может быть достигнуто лишь в том случае, если она правильно подобрана к возрасту ребенка. Игрушки, непонятные ребенку (или слишком прос­тые), не представляют для него никакого интереса. Поэтому главной задачей воспитателей является правильный подбор иг­рушек.

Детский возраст подразделяется на три периода: ясельный (до 3 х лет), дошкольный и школьный.

В раннем, ясельном, возрасте (до года) количество игрушек не­велико. Они имеют наиболее простую и наиболее совершен­ную геометрическую форму (шара или куба). Это яркоокрашенные погремушки, кольца, некоторые резиновые игрушки. После года у детей появляется потребность в игрушках, спо­собствующих организации подвижных игр (мячи, каталки и др.). К концу второго года любимыми играми детей становятся копание в песке, катание шариков, возникает потребность в пе­сочницах, формочках, ведерочках, лейках, лопаточках, сопках, автомобилях. Затем с двух с половиной лет ребенка начинает интересовать кукла. Игрушки должны соответствовать размеру руки ребенка, развивать его интерес к окружающим предметам и явлениям.

У детей дошкольного возраста (от 3 х до 6 и лет) игры становятся более содержательными и разнообразными. Дети начинают проявлять больше выдумки, фантазии, самостоятель­ности. Игрушки становятся более разнообразными.

Дети младшего дошкольного возраста играют с куклами и кукольной мебелью, мишками, зайцами, автомобилями, элект­ровозами, простейшими конструкторами, мозаикой, музыкаль­ными игрушками, игрушками для игр в песок и др.

У детей среднего дошкольного возраста значительно воз­растают подвижность и активность в играх. Им нужны мячи, кегли, прыгалки. В этом возрасте повышается значение транс­портной игрушки.

Игры детей старшего дошкольного возраста более органи­зованны и длительны. Им рекомендуются куклы разных разме­ров, гарнитуры мебели, кухонная посуда, транспортная и тех­ническая игрушка. Для детей этого возраста важное значение приобретают игры и игрушки, готовящие их к занятиям в шко­ле (наборы букв и цифр, настольные игры и др.).

Игры детей школьного возраста более серьезны и целенаправленны (шахматы, шашки, конструктор, компьютерные игры, наборы по радиотехнике, различные инструменты). На первых порах дети играют с теми же иг­рушками, что и в дошкольном периоде. Однако характер игр, их содержание становятся более углубленными. В этом воз­расте требуется также много новых игрушек, развивающих кру­гозор, способствующих закреплению учебного материала. Это технические наборы, настольно-печатные игры, различные кон­структоры. На протяжении всего школьного периода дети иг­рают в спортивные игры с мячом, в кегли, городки, настольный футбол, хоккей и др.

Школьники старших классов увлекаются конструированием и моделированием, фото- и радиотехникой, занятиями в круж­ках физики и химии. Возникает потребность в радиоконструк­торах, наборах опытов по физике, оптике, разнообразной тех­нической игрушке. Большое значение в этом возрасте имеют содержательные настольные игры по различным отраслям на­уки и техники.

Акселерация детей привела к смещению границ возрастных групп, поскольку большая часть детей в возрасте 7 лет умеет читать и писать.

Классификация игрушек по материалу изготовленияносит в основном производственный характер, так как предприятия, выпускаю­щие игрушки, часто специализированы по виду материала для их изготовления.

Пластмассовые: отличаются лёгкостью, изяществом, разнообразием форм и конструкций; должны обладать высокими эстетическими, эргономическими (в том числе и гигиеническими) свойствами, надежностью и безопасностью. Металлические: 2 ая и 3 ая возрастные группы; ассортимент: транспортные игрушки, садово-огородный инвентарь, конструкторы, инструменты. Деревянные и керамические игрушки: ограниченный ассортимент: гарнитуры кукольной мебели, лукошки, корзинки, свистки, копилки, городки; в настоящие время в целях безопасности заменены пластмассовыми. Резиновые игрушки: изготовлены из натурального каучука, имеют ограниченное применение; в настоящее время их заменяют мягкие игрушки из ПВХ-пленок и ПВХ-пластизоля. Надувные игрушки: изготавливают из ПВХ-пленки, предварительно закладывая специальный клапан, через который игрушки надувают. Мягконабивные: из искусственного и натурального меха, различных ворсованных тканей; игрушки могут иметь заводной механизм и украшение; выпускают в широком ассортименте, приятны на ощупь, но их трудно мыть и дезинфицировать.

Кроме этого выпускают игрушки из папье-маше, стекла (елочные украшения), картонажные. Знание характеристики игрушек с учетом такой классификации важно для контроля качества игрушек, поскольку стандарты разрабатываются на игрушки из определенного материала.

Читайте также: