Виды мягкой игрушки плоскостные полуобъемные объемные

Обновлено: 18.05.2024

Детское творчество – сложный процесс познания растущим человеком самого себя и окружающего мира, способ выражения своего личностного отношения к реальности, реализация себя в деятельности, способствующей духовному развитию, закладывая тем самым фундамент успешной жизнедеятельности воспитанника в будущем.

Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в художественном образовании детей, его воздействие на растущего ребёнка многопланово, оно выступает как школа воспитания чувства прекрасного, стимулирует творческий потенциал, способствует взаимопониманию в детском коллективе. Через художественные образы и предметный мир декоративно-прикладного искусства к детям приходит восприятие Родины, культуры народа, его традиций, обычаев.

Изучение программного курса «Чудо-лоскуток» направлено на обучение изготовлению различных текстильных поделок, мягких игрушек и праздничных сувениров, тряпичных кукол.

Создание текстильных поделок и изделий – это творческий процесс, требующий воображения, интуиции, эмоционального самовыражения. Изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность. Ассортимент текстильных поделок разнообразен. Это цветы, панно, различные мягкие игрушки, салфетки, куклы и др. Создание таких изделий способствует формированию художественного вкуса, творческой активности, усидчивости, аккуратности, формированию и закреплению практических трудовых навыков

Закрепление знаний и умений, выполнение технологии различных швов, приёмов изготовления игрушек и технологии обработки моделей осуществляется на самостоятельных практических занятиях. Контроль процесса обучения осуществляется по результатам выполнения практических заданий (работ) в форме выставок творческих работ.

Данная программа рассчитана на 42 календарных дня и 30 часов.
Программа составлена на основе:

Губина Е.А. «Обучение мастерству рукоделия» Волгоград, 2008г.

Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками» Академия, 1998г.

Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. «Мягкая игрушка» Народное творчество, 2001г.

Актуальность программы .

Программа кружка «Чудо-лоскуток» даёт большие возможности для развития творческих способностей детей. Их деятельность направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением в начале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

Во время изготовления поделок учащиеся знакомятся с профессиями дизайнера, художника-оформителя, художника, швеи, портнихи. Кружковцы фантазируют, выражают свое мнение, развивают художественный вкус.

Программа кружка «Чудо-лоскуток» направлена на развитие творческих способностей, пробуждает инициативу и самостоятельность, уверенность в себе, умение самовыражаться.

Цель программы – сформировать у обучающихся стойкий интерес к художественно-прикладной деятельности, обучить способам изготовления сувениров из ткани, раскрыть творческий потенциал каждого обучающегося, побуждая использовать в работе при создании изделий собственные оригинальные идеи.

Новизна программы заключается в том, что она нацелена не столько на обучение азам лоскутного шитья, сколько на развитие личностных качеств и психических процессов у учащихся. Лоскутная техника для учащихся является новым и неисследованным видом рукоделия, является элементом новизны в обучении рукоделию, что соответственно повышает познавательную активность учащихся. Кроме того, работы по рукоделию имеют большое значение для совершенствования общетрудовой подготовки учащихся.

Это прежде всего относится к зарисовке эскизов изделий, развитию мускулатуры и мелкой моторики рук, глазомера (необходимость выполнять стежок определенной длины, вычерчивание шаблонов, раскрой деталей).

У школьников формируется культура труда, они учатся экономно расходовать нитки, ткань, бережно относиться к инструментам, приспособлениям и материалам. Таким образом, данная программа может предлагаться как один из вариантов подготовки учащихся к самостоятельной жизни. Она можетрассматриваться как один из способов обучения умственно отсталых школьников видам полезного проведения досуга.

Педагогическая целесообразность: Программа развивает личностные качества и психические процессы у учащихся. Так, например, в ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Такой труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

В процессе изготовления изделий постепенно образуется система специальных навыков и умений. Изготовление изделий из лоскутов ткани большое влияние оказывает на умственное развитие детей, на развитие их творческого мышления.

Задачи программы:

Обучать умению рационально и творчески использовать материалы и их свойства;

Развивать умения и навыки работы с инструментами, умения организовать своё рабочее место;

Обучить различным видам швов;

Учить умению оформлять выполненные работы;

Знакомить с новыми техниками декоративно-прикладного творчества;

Развивать творчество, сенсорику, мелкую моторику рук;

Развивать пространственное воображение;

Развивать техническое и логическое мышление, глазомер;

Развивать способность самостоятельно выполнять и создавать различные поделки;

Воспитывать уважительное отношение к результатам труда;

Воспитывать интерес к творческой досуговой деятельности;

Вырабатывать практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Программа строится на следующих принципах обучения:

- принцип добровольности, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей , свободного развития личности, самооценки ребенка, создание максимально благоприятной атмосферы для личностного и профессионального развития обучаемого («ситуация успеха», «развивающее обучение»);

- принцип доступности обучения и посильности труда ;

-принцип природосообразности : учет возрастных возможностей и задатков, обучающихся при включении их в различные виды деятельности;

- принцип индивидуально-личностной ориентации развития творческой инициативы детей;

- принцип дифференцированности и последовательности: чередование различных видов и форм занятий, постепенное усложнение приемов работы, разумное увеличение нагрузки;

- принцип культуросообразности : ориентация на потребности детей, адаптация к современным условиям жизни общества с учетом культурных традиций;

- принцип креативности: развитие творческих способностей обучаемых, применение методов формирования умений переноса и применения знаний в новых условиях ;

- принцип связи теории и практики, связи обучения с жизнью;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип сознательности и активности обучаемых;

- принцип интегрированного обучения (параллельного и взаимодополняющего обучения различным видам деятельности);

- принцип «зоны ближайшего развития» для каждого ребенка, выбор индивидуального маршрута и темпа его освоения.

Методы обучения:

рассказ, беседа, иллюстрации, информационно-коммуникационные технологии, практическая работа, исследовательские и творческие проекты.

Формы работы:

-групповая (работа в группе);

-коллективная (выполнение общего изделия).

Воспитательное воздействие осуществляется в форме комплексных воспитательных дел, включающих игру, элементы воспитательной (этической) беседы и индивидуальные консультации. Воспитательное воздействие усиливается эффектом «коллективного сопереживания», вызванного активным анализом результатов.

Воспитанники овладевают в системе качествами, необходимыми для жизни среди людей, учатся познавать себя, узнают о путях самосовершенствования.

На занятиях проводятся физкультминутки с целью предупреждения утомления, профилактики заболеваний органов зрения и позвоночника учащихся.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

Программа рассчитана на учащихся 7-17 лет, здоровых и с различными заболеваниями.

Ожидаемые результаты

После освоения программы воспитанники должны будут знать и уметь:

Правила техники безопасности и организацию рабочего места.

Приёмы работы с ножницами и иглой.

Технологию выполнения простых ручных швов.

Технологию изготовления аппликации.

Технологию изготовления плоскостной игрушки.

Сведения о применяемых материалах.

Сведения о цветовом сочетании в изделиях.

Организовать рабочее место и соблюдать правила безопасного труда.

Выполнять швы «вперёд иголка», «назад иголка», петельный, тамбурный.

Выполнять работы с использованием клея.

Декоративно оформлять готовое изделие.

Сведения о применяемых материалах и их свойствах.

Виды и формы мягкой игрушки.

Иметь представление о тряпичной кукле.

Технологию выполнения соединительных и украшающих швов.

Технологию выполнения полуобъёмной или объёмной игрушек.

Способы соединения деталей игрушки, оформление парика, глаз.

Подбирать ткань по фактуре и цвету для изделия.

По готовой выкройке вырезать дополнительные детали игрушки.

Соединять детали игрушки между собой.

Изготавливать парик куклы и оформлять лицо, оформлять мордашки животных.

Декоративно оформлять готовое изделие.

Отслеживание результатов образовательной деятельности.

В течении заезда проводится мониторинг освоения базовых умений и навыков по программе. Два раза за заезд проводится отслеживание личностного роста, обучающегося по следующим параметрам:

Усвоение знаний, умений, навыков, по базовым разделам программы.

Развитие общительности, работоспособности.

Формирование художественных способностей, эстетического вкуса.

Методы: опрос, наблюдение, выставки, конкурсы

Как итог реализации программы в конце каждого заезда проводятся выставки; оформляются холлы, проводится презентации, кроме этого, работы учащихся принимаютучастие в районных и областных конкурсах.

С целью выявления мнений и пожеланий о работе в конце каждого заезда проводится анкетирование родителей, беседы с детьми.

Результаты освоения программы определяются по трём уровням:

Высокий уровень – изделие выглядит аккуратно, швы выполнены правильно и ровно, найдено удачное решение для цветового оформления, изделие гармонично и оригинально.

Средний уровень – изделие выглядит аккуратно, швы выполнены недостаточно ровно и правильно, незначительно видны узелки ниток на швах, найдено удачное решение для цветового оформления, изделие в целом гармонично.

Низкий уровень - изделие выполнено с ошибками, перекошено, на швах видны узелки и петли ниток, срезы ткани местами завёрнуты на лицевую сторону. Сочетание цветов неудачно. Изделие лишено оригинальности.

Мягкие игрушки любимы детьми всех возрастов. Для крохи это не просто развлечение, а настоящий друг, с которым можно разделить все радости и печали. Ребенок спокойно засыпает в кроватке, обнимая пушистого зверька, наслаждается общим времяпрепровождением с любимой забавой.

Мягкую игрушку можно взять в детский садик, чтобы не так драматично переживать разлуку с мамой, укладывать спать, напевая колыбельные песенки, рассказывать сказки и прибаутки, используя для ролевых игр.

ВложениеРазмер
myagkaya_igrushka_2_variant.pptx 2.38 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Выполнила: Жеребцова Наталья Владиславовна Воспитатель МБДОУ «Детский сад №12 «Золотой ключик» г. Новочебоксарска Творческий проект Мягкая игрушка

Цели проекта: Рассказать, что такое мягкая игрушка. Показать виды мягких игрушек. Научить шить мягкую игрушку . Содержание: Что такое мягкая игрушка. Виды мягких игрушек: - плоскостные - полуобъёмные - объёмные 3. Материалы их которых делают мягкие игрушки. 4. Необходимые материалы и инструменты. 5. Этапы изготовления мягкой игрушки. 6. Мои работы.

Практически все в детстве любили поиграть мягкими игрушками. У одних были мягкие куклы, у других животные: зайчики, собачки, ежики и т.д. При этом не только дети радуются мягким игрушкам, но и взрослые. Ведь даже молодые девушки не против получить в подарок огромного розового мишку. Создавая своими руками мягкую игрушку, вы должны решить для себя какой она должна быть. Мягкая игрушка может быть различных размеров: довольно крупной или очень маленькой. Также игрушка может быть как подвижной, так и неподвижной. В любом случае игрушки, которые были сшиты вашими руками, будут весьма уютными, потому что в них присутствует частичка вашей любви и тепла.

- плоскостные , - полуобъемные , - объемные . Виды игрушек:

Плоскостные игрушки Плоскостные – это игрушки, у которых основой будет картон. На заднюю часть картона пришивают петлю, чтобы игрушку можно было повесить на елку или стену. Плоскостные игрушки можно подарить в виде сувенира. Для создания такой игрушки потребуется ткань, искусственный мех, нитки, иголка, клей ПВА. Чтобы получилась выразительная мордочка, если это животное, то потребуются глазки, носик, усы, которые можно сделать в виде аппликации из плотной бумаги, также может пригодиться пуговица .

Полуобъёмные игрушки Полуобъемные создаются почти также как и плоскостные игрушки, для их создания требуется различного рода ткани, искусственный мех, ворсистую ткань. Разница между плоскостной и полуобъемной игрушкой в том, что в полуобъемной игрушке между тканью и картоном, находиться еще и мягкая основа, за счет которой игрушка смотрится намного объемнее.

Объемные игрушки Объемные мягкие игрушки создаются совсем по-другому. Каждая деталь игрушки шьется по отдельность, затем набивается ватой, поролоном или лебединым пухом, также в качестве набивки можно применить старые кусочки ткани, которые нужно мелко порезать. Для создания такой мягкой игрушки нужно приготовить ткань, фетр, натуральный и искусственный мех, драп, наполнитель, нитки, иголку, и фурнитуру в виде глазок, носика, и так далее.

Игрушки шьют из тканей (хлопок, шерсть, драп, фетр, мех) Материалы:

Игрушки шьют из подручного материала (перчатки, носочки)

Игрушки вяжут из пряжи

- ткань, нитки, иголка, булавки, ф урнитура (пуговицы, ленты), н абивка, н ожницы, карандаш. Необходимые материалы и инструменты:

Выбор выкройки и ткани Покрой Сшивание полученных частей Набивка Соединение деталей Нанесение последних штрихов (украшение фурнитурой и декором) Этапы изготовления объемных мягких игрушек:

Следующий этап работы – набивка. Для этого можно взять любой объемный материал: вату, поролон, синтепон, синтепух. Однако у некоторых из этих материалов есть существенные недостатки. Так, поролон через некоторое время начинает разлагаться и выделять ядовитые вещества. Вата же, несмотря на свою экологическую чистоту, плоха тем, что со временем слеживается и портит внешний вид игрушки.

Идеален для набивки синтепух, но не каждому повезет найти его в наших магазинах. Поэтому можно использовать для набивки игрушки обрезки синепона, причем лучше, если они будут длинными и узкими.

Есть несколько способов «оживить» игрушку. Попробуйте набить ее не ватой, а любым сыпучим материалом – крупой, пшеницей, пластмассовой крошкой и вы увидите, какой смешной и веселой она станет.

Итак, чтобы набить наполнителем готовую деталь, например голову, вывернем ее, после сшивания, на лицевую сторону, заполним набивочным материалом не слишком туго, так, чтобы наполнитель распределился внутри равномерно, без комков.

Если внутри детали, к примеру лапы или хвоста, должен быть каркас, наполнитель надо набивать таким образом, чтобы он полностью укрывал каркас, не позволяя ему выделяться на поверхности детали.

Оформление игрушки самое интересное и ответственное дело. Ведь от него зависит будет игрушка веселой или грустной, аккуратной или неряшливой, привлекательной либо страшненькой.

К оформлению игрушки относится присоединение лапок, ушей, мордочки, носика, глазок разной формы, величины, также соединение с каркасом, делающее игрушку пластичной и красивой.

В зависимости от выкройки подвижными могут быть как передние, так и задние лапы (руки или ноги) наших игрушек. После того как набиты наполнителем и туловище и лапы, в длинную иглу надо вставить прочную нитку (№ 10, 12 или армированную), сложить вдвое. Закрепить нитку на внутренней стороне одной лапки, проколоть туловище насквозь от одного плеча к другому и поддеть вторую лапу в той же точке с внутренней стороны.

Таким образом, получаем подобие шарнирного соединения, дающее лапам возможность вращаться. Есть несколько способов «шарнирование».

Если шьем цельнокроеную игрушку, а те места, где конечности переходят в туловище, не набиваем ватой, то прострачиваем их насквозь ниткой. При таком соединении игрушка сможет двигать лапами (применяется в изготовлении плоских мягких игрушек).

Если голова и лапы выкроены отдельно, их можно присоединить к туловищу с помощью веревочного шарнира. Крепкую (желательно суровую) нитку закрепите на внутренней стороне лапы, протяните через туловище, захватите другую лапу с внутренней стороны и вернитесь назад. Для крепости можно пропустить нитку через пуговицу. После этого лапы набить ватой и отверстие аккуратно зашить.

Точки креплений при таком шарнировании определяются при построении лекала и переносится на ткань. С помощью дискового шарнирования можно крепить любые детали, делая их подвижными (лапы, голова, хвост, уши). Размер шарнирного диска зависит от размера скрепляемых деталей (диск в диаметре меньше скрепляемых деталей на 5-8 мм). На сшитых деталях, места отмеченные для крепежа, проколоть или сделать небольшие надрезы. Вывернуть детали на лицевую сторону. Через незашитые участки лап вставляем крепеж (диск, шайбу, болт), продеваем болт в надрезы скрепляемых деталей, на другой стороне крепежа устанавливаем второй диск и шайбу, фиксируя гайкой.

Все действия по изготовлению каркаса занимают не более 15 минут, но результат получается превосходный! Разница между игрушками с каркасом и бескаркасными очень велика. Дети любят игрушки, у которых можно сгибать и ручки, и ножки, а каркас как раз им это позволяет делать.

Каркасы делают из проволоки толщиной 1.5 – 2 мм, алюминиевой или медной. Главное, чтобы она была достаточно пластична и в то же время могла хорошо держать форму. Конфигурации каркасов могут быть различными.

Самый простой вид каркаса используется для хвостов, вращающихся лап, а также для изготовления змей, ящериц и других пресмыкающихся. К примеру, если нужно сделать такой каркас, то отрезаем кусачками или просто отламываем кусок проволоки нужной длины, сгибаем плоскогубцами концы проволоки (каждый длиной 1 см) на 180 0 так, чтобы образовались узкие петельки. Можно эти петельки посильнее сжать плоскогубцами, если этот конец каркаса является, к примеру, кончиком мышиного хвоста. Так каркас будет в нем менее заметен.

Другой тип каркаса – спаренный. В этом случае делаем из одного отрезка проволоки каркас сразу для двух лап.

  • Отрежьте кусок проволоки нужной длины, закруглите ее края;
  • Согните проволоку пополам. Для этого можно воспользоваться плоскогубцами;
  • Загните участки, равные длине ступней на 180 0 , и, отмерив ту же длину, согните обе петельки на 90 0.

Получившиеся петельки, если каркас поставить «на ноги», должны ровно прилегать к поверхности. Этот каркас вставляется в ступни и ноги игрушки, что придаст им необходимую жесткость.

Итак, основные принципы изготовления каркасов ясны. Эти принципы можно использовать в дальнейшем для изготовления любых, даже самых сложных и нестандартных каркасов.

Изготовление носика и мордочки

  • Мордочку соберите по краю очень редким швом «через край», постоянно стягивая.
  • Набейте, стяните окончательно, закрепите.
  • При необходимости перетяните ниткой деталь посредине, чтобы получилась «восьмерка».
  • Пришейте мордочку к голове «стыковочным» швом по овальному контуру.
  • Носик собирается редким швом «через край», отступая от края на 2-3 мм. Набивается и затягивается маленький шарик.
  • Носик пришивается к верхней части мордочки по круглому конуру «стыковочным» швом, стежки кладутся чуть выше линии сборки. Тогда он получится кругленький, как шарик.

Как сделать глазки

Глазки – это то, что отличает одну игрушку от любой другой, даже сделанной по той же самой выкройке. Глазки придают игрушке индивидуальность. По ним можно определить, какая она – веселая или грустная, озорная или задумчивая.

Для глазок можно использовать пуговки или уже готовую фурнитуру – глазки, которые продаются в магазине. Но предпочтительнее все делать своими руками. Глазки делаются из кожи, цветной клеенки, дерматина, фетра и других материалов. Хотя этот материал и выдает самоделку, зато игрушки получаются неповторимыми, оригинальными и всем нравятся.

Для глазок сделайте на бумаге выкройку, вырежьте, приложите лекало к игрушке. Если понравилось – кроите глазки из цветной клеенки, начиная с самой большой детали.

Приклейте разноцветные детали глазок друг на друга. Перед тем, как клеить глазки на игрушку, вырежьте на месте склейки мех до тканевой основы – глазки крепче будут держаться, да и смотреться на игрушке естественней. Для приклеивания глазок используйте клей «Момент» или подобный ему. Тогда глазки будут держаться крепче и не отлетят, как только возьмешь игрушку в руки.

Для того, чтобы игрушка смотрелась более выразительнее, делают «утяжки».

Технология утяжки используется при оформлении мордочек. Она помогает придать необходимое выражение мордочки вашей игрушки.

Центр мордочки – нос. Утяжку производят по точкам от глаз к ротику или шее. Для утяжки используют длинную иглу и крепкие нитки.

Утягиваем по точкам: от правого глаза к правому уголку ротика и обратно (иголку втыкаем как можно глубже, нить натягиваем посильнее, чтобы образовалась выпуклость. Эту операцию повторяем несколько раз. Закрепляем нить в глазной впадине).

Аналогично выполняется утяжка слева.

Как украсить игрушку

В каждой игрушке должно быть что-то индивидуальное, как говорят – «изюминка». Что для этого нужно? Да все что угодно: кружево, нитки для вязания, атласные ленточки, разноцветные шнуры, тесьма, бисер, бусы, пуговицы, и много-много других мелочей, которые сделают игрушку оригинальной и неповторимой.

Вы можете украсить игрушку следующими способами:

  • завязать на шею красивый бантик или галстук, собрать кружевное жабо;
  • стянуть атласную ленточку по краю – получится цветок, который можно прикрепить с помощью сердцевинки - бисера;
  • пришить на голову бант с петелькой – тогда игрушку можно будет повесить в машине;
  • из остатков меха или ткани сделать колпачок или беретик;
  • вместо волос хорошо смотрятся нитки для вязания, особенно синтетические; их можно распушить и получится почти настоящий паричок.

Виды мягких игрушек

Начинать шить мягкие игрушки лучше всего с односложных игрушек, состоящих из одной или двух одинаковых деталей (а).

Прямые контуры деталей и примитивная техника изготовления игрушки позволяет «набить руку» для выполнения более сложных изделий. Плоские мягкие игрушки просты, незамысловаты, обаятельны и любимы детьми (б).

Само название определяет форму игрушки, т.е. игрушки из меховых шариков – это игрушки, изготовленные путем соединения двух или нескольких шариков – помпонов, составляющих основу игрушки, украшенную дополнительными деталями (а). В основе выкройки таких игрушек – круг. Его диаметр должен быть в два раза больше, чем должен получиться помпон (б). Соединяя такие шарики между собой, получаем необычную игрушку, забавную игрушку (в).

Игрушки - столбики имеют форму цилиндра или конуса, который является и головой и туловищем (а). В основе выкройки: прямоугольник (если игрушка-столбик имеет форму цилиндра), сшитый с боку и стянутый сверху и снизу; треугольник (если игрушка имеет форму конуса), сшитый по бокам с вшитым донышком (б). мелкие детали (ушки, хвостик, лапы и другие) крепятся к туловищу, дополняя игрушку, придавая ей забавный образ (в).

Игрушки-шарики представляют собой шар (основа игрушки), который одновременно является и головой, и туловищем. На основу крепятся мелкие детали ((ушки, хвост, лапы и другие) (а). В основе выкройки игрушки-шарика две круглые детали с выточками, придающий дополнительный объем шарику (б). Игрушки-шарики причудливые и смешные, вызывают добрую улыбку у каждого, кто возьмет их в руки (в).

Игрушки с длинными, ассиметричными лапами, которые не набивают при изготовлении называются игрушками с висячими лапками (а). Детали кроя лапок у таких игрушек просты и несложны в изготовлении, единственной особенностью является их длинна, почти в полтора раза длиннее туловища (б). Игрушки с висячими лапами симпатичны и улучшаю настроение каждого, кто попадет в их объятия (в).

6. Объемные мягкие игрушки.

Этот вид игрушек сложен в изготовлении, требует определенного мастерства. Объемные мягкие игрушки имеют большое количество элементов, включающих в себя детали для изготовления: головы, туловища, лап передних и задних, хвоста, ушей, мордочки и других (а). В изготовлении объемных мягких игрушек может быть использован металлический каркас, позволяющей сделать игрушку гибкой и пластичной. Объемные мягкие игрушки имеют разную форму и размер от огромных до совсем небольших, но все они по своей форме и внешнему виду максимально приближены к оригиналу, созданным природой (б).

Техника безопасности при работе

Знаете ли вы, как работать, чтобы избежать неприятных моментов; не порезаться ножницами, не уколоться иголкой, не запутаться в длинной нитке?

Познакомить учащихся с историей возникновения игрушки; обучить приемам работы с тканью и мехом; раскрыть потенциальные творческие способности каждого ребенка через творческий поиск; развить художественный вкус, умение анализировать; создать своими руками игрушки.

Ножницы, нитки, иглы (швейные), ткань, синтепон.

-выполнять выкройки по схемам;

-выполнять простейшие швы;

-владеть приемами работы с тканью и мехом;

-выполнить несколько игрушек и оформить их самостоятельно;

-уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;

Выведение в профессию. Водный инструктаж.

Инструктаж. Введение в профессию.

Правила работы с тканью.

Правила раскроя. Сбор игрушки.

Изготовление игрушки «Собачка»

Выбор модели. Раскрой деталей. Сборка деталей. Оформление игрушки.

Руководитель : Шапчиц Е.А.

Учитель начальных классов

Девиз: Вот иголка, нитки, пяльца

Для проворных наших пальцев.

Мы детали все сшиваем, аккуратно оформляем.

Результат на радость нам, нашим близким и друзьям!

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Вид деятельности: творческая мастерская

Количество часов: 34 часов за 1 год обучения

Возраст школьников: 8 - 10 лет

Разработчик программы: Шапчиц Е.А.

учитель начальных классов

В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством.

Первое знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Мягкая игрушка - это один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа с мягкой игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, познакомит с традициями русского народного художественного творчества.

Познание народных традиций вырабатывает уважение к русской культуре, вооружает способностью понимать язык народного искусства.

Кружок для учащихся 2-4 классов средней общеобразовательной школы для развития творческих способностей вводится с целью развития художественно - творческих способностей каждого ребенка в процессе постижения мастерства традиционного русского рукоделия.

1. Формирование умений и навыков по изготовлению и оформлению выполненной работы.

2. Ознакомление с мастерством ручного шитья.

3. Обучение шитью мягкой игрушки из ткани и сувениров из меха, выполнению аппликации из лоскутков.

1.Развитие мелкой моторики рук.

2.Развитие внимания, воображения, усидчивости.

3.Расширять художественный кругозор, обогащать личный жизненно – практический опыт учащихся.

  1. Воспитание трудолюбия и аккуратности при выполнении работ.
  2. Формирование творческого подхода к выбранному виду деятельности.

В ходе кружковой работы дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве.

При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе в кружке. Кроме того, оценивается динамика личных достижений и удовлетворенности детей. Результативность деятельности детей в кружке оценивается также методом личной диагностики и экспресс - опросом. Благодаря возможности и желанию непосредственного контакта с учениками, непосредственно на каждом занятии наблюдается состояние знаний детей и применяется таким образом метод личной диагностики результатов.

В результате обучения в кружке в течение учебного года предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения:
1. знание внешнего вида, обозначения и техники выполнения основных швов,
2. владение приемами изготовления несложных игрушек,

3. владение способами оформления поделок,

4. расширение кругозора в области литературы, рисования.

Для успешного освоения программы количество детей в группе - до 15 человек.

Направления дополнительной общеобразовательной программы: трудовое (технология) и художественно-эстетическое.

На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.

Формы работы - коллективная, групповая, индивидуальная.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

внеурочной деятельности «Мягкая игрушка»

  • личностные результаты - проявление познавательного интереса к творческой деятельности, активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей;
  • метапредметные - ввести ребёнка в удивительный мир творчества, дать возможность поверить в себя, в свои способности, развить изобразительные, художественно-конструкторские способности, нестандартное мышление и творческую индивидуальность на основе межпредметных связей.
  • предметные - готовить рабочее место и соблюдать правила при работе с швейными инструментами; умение работать с текстильными материалами: размечать, разрезать ножницами, сгибать, применять ручные швы в соответствии с планируемым результатом; умения работать с различными инструментами и соблюдать технику безопасности; освоение различных способов деятельности, строго соблюдая безопасность работы; знать способы использования материалов; уметь выполнять работу аккуратно, качественно, соблюдая этапы изготовления поделки; учиться оценивать результат своей работы; учиться использовать приобретённый опыт в практической деятельности и в повседневной жизни.

Основными формами подведения итогов внеурочной деятельности являются тематические выставки, конкурсы, фото- и видеоряд по проделанной работе и т.д.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МОУ «Волоколамская школа-интернат основного общего образования»

Руководителя Шувалова Ирина Вячеславовна

Ф.И.О. Стрельцов Роман

Название работы Творческий проект

«Мягкая игрушка-сувенир. «Радужка».

Предмет технология

1. Обоснование возникшей проблемы и потребности.

Я веду кружок мягкой игрушки. Мне хотелось создать с детьми яркую, необычную игрушку, требующую немного материала, небольших знаний и умений в шитье.Это занятие исключительно творческое, способное пробуждать и развивать фантазию. Вместе с тем рукоделие – важный компонент трудового обучения: где дети приобретаю навыки шитья, развивают глазомер, объёмное мышление.(слайд 2)

2. Схема обдумывания (слайд 3)

3. Выявление основных параметров и ограничений.

Изделие должно отвечать следующим параметрам:

1. Экологически чистое.

2. Красивое. Яркое.

6. Цвет нити должен соответствовать цвету ткани.

7. Сшито аккуратно.

4. Теоретические сведения.

Мягкая игрушка может быть довольно крупной, неподвижной и подвижной. Такие игрушки уютны. Мелкие мягкие игрушки могут быть использованы в качестве украшений и маленьких подарков-сувениров.

Приступая к работе, нужно подготовить все необходимое. Это материалы и инструменты.

Мягкие игрушки бывают:

а) Плоскостные (их основой служит картон, на задней стороне которого пришивают петлю, чтобы можно было повесить игрушку на стену). Эти игрушки могут служить хорошим сувениром.

б) Полуобъемные (изготавливаются также из различных ви­дов тканей, искусственного меха, ворсистой пальтовой ткани). Для изготовления такой игрушки можно использовать предыдущую выкройку. Только между основой и тканью делают мягкую прокладку, которая придает игрушке объем .

в) Объемные (мягкие игрушки из нескольких деталей, каждая из которых набивается ватой или поролоном).

Виды швов. Чтобы игрушка была по-настоящему красивой и аккуратной,

нам нужно вспомнить, как выполняются неко­торые ручные швы.

Сметочный, или шов «вперед иголку». Этот шов поможет временно скрепить дета­ли, чтобы

Шов «строчка» применяется для скреп­ления деталей. Строч­ной шов выполняется, как шов «назад игол­ку», только стежки все одинаковые и между ними оставляют небольшое расстояние.

Подрубочный шов применяется при подшивке края изделий из сыпучих тканей (ситец, байка, шелк).

Петельный шов состоит из отдельных петлеобразных стежков и выполняется сле­ва направо. Иглой прокалывают ткань сверху вниз по вертикальной линии, при этом нитка всегда остается под иглой. Нит­ку протягивают через ткань постепенно, так как резкие движения образуют неодинако­во затянутые петли.

Стебельчатый шов также служит для украшения изделий.

Цветовое решение игрушки. Цвет — одно из самых важных средств создания игрушечного образа. Мир игрушки — мир не­обычного. Поэтому и цвет игрушки чаще всего необычный, услов­ный.

Собрав разноцветные лоскутки, соединив их между собой, надо выбрать наиболее удачные сочетания цветов.

Овладеть искусством цветовых сочетаний помогает природа.

Процесс выполнения мягкой игрушки. Состоит из следую­щих этапов:

— подбор материала и подготовка его к работе;

— раскрой деталей (основные и отделочные детали);

— придание формы отдельным деталям;

Материал для изделия выбирают в зависимости от величины, внешнего вида и назначения игрушки. Чем она меньше, тем эластичнее должна быть ткань. Выбранный материал необходимо раскроить. Для этого вы­кройку накладывают на изнаночную сторону ткани, прижимают и обводят остро отточенным карандашом.

Оформление изделия.

Глаза придают игрушке особую индивидуальность, делают ее живой, поэтому должны быть выполнены с особой тщательностью. Глаза у игрушек могут быть самой разной формы, в зависимости от выбранного персонажа. Можно делать глаза из черных или темно-коричневых пуговиц. Особенно распространенным матери­алом для их изготовления является разноцветная клеенка.

Оформление головок кукол. Материалом для кукольных го­ловок может служить трикотаж белого, розового или телесного цвета. В зависимости от размера головки из трикотажа выре­зают круг и собирают его по краю на нитку крупными стежками (обметочным швом). Нитку слегка стягивают и в образовавшийся мешочек кладут вату, после чего нитку стягивают до конца, чтобы образовался плотный шарик.

Место сборки трикотажа должно быть на затылке. Это и будет голова.

Из того же трикотажа вырезают маленький кружок (диа­метром примерно 3—4 см) и делают шарик тем же способом. Это будет нос. Нос пришивают чуть ниже центральной линии лицевой части головы. Стягивать нитку нужно до такой степени, чтобы глазная впа­дина получилась на центральной линии лица. Благодаря такой утяжке, на лице получаются щеки. В глазные впадины пришива­ют или приклеивают глаза. Рот рисуют или вышивают стебель­чатым швом красной ниткой мулине. Такой же утяжкой можно пользоваться при оформлении головок животных.

5. История и современность.

Искусство изготовления игрушек — один из древнейших видов народного художественного творчества. Своеобразие изго­товления игрушек определяется условиями быта и труда, обы­чаями народа, национальным характером, климатическими условиями и используемым материалом. Так, в областях, бога­тых лесами, игрушки, как правило, делались из дерева, в местах, богатых залежами глины,— из глины.

Деревянные и глиняные игрушки известны на Руси с глубо­кой древности. Древнейшие игрушки, найденные на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до н. э. Это — ми­ниатюрные орудия охоты — луки, стрелы, топорики, предметы быта, посуда, погремушки.

Различные игрушки найдены в захоронениях Древнего Егип­та, Греции, Китая и др. Это — куклы из дерева и ткани, кожа­ные мячи, фигурки животных, выточенные из мягкого камня, бивней мамонта, рога. Из глубины веков пришли к нам тради­ции швейной игрушки-куклы, сшитой из лоскутков ткани, меха.

Со временем изменялись и совершенствовались приемы изго­товления игрушек, но сохранялись и развивались местные ху­дожественные традиции, которые заложили основу промысло­вых центров изготовления игрушек. Мастерство передавалось из поколения в поколение.

В дореволюционной России сложилось несколько промысло­вых центров изготовления игрушек, многие из них сохранились и успешно развиваются в наше время.

Старейшим промысловым центром в Подмосковье был Троице-Сергиев Посад. В XVIII в. и первой половине XIX в. игрушечное дело в Троице-Сергиевом Посаде достигло невиданного расцвета. Этот район стал веду­щим по производству кустарных игрушек.

Русскими мастерами-игрушечниками создана целая галерея ярких образов старой России. Черты юмора, добродушной насмешки показывают отношение самого мастера к своим персонажам.

Промысел резных игрушек одновременно развивался и в де­ревне Богородской, принадлежащей Троице-Сергиевому мо­настырю. Игрушечный промысел здесь существовал уже в XVII в. и был тесно связан с производством игрушек в Троице-Сергиевом Посаде.

Образы богородских игрушек наделены чертами, присущими человеку.

Во всем мире славится ярко раскрашенная деревянная мат­решка. Мастерство изготовления многоместных вкладных игрушек у отдельных мастеров дохо­дило до виртуозности. В Государственном музее игрушки экспонируется 100-местное яйцо, изготовленное в начале XX в. А матрешки изготавливали содержащими до 60 вкла­дышей.

Трудоемкую ручную работу вытачивания болванок заменили токарным станком, и стала игрушка вырабаты­ваться просто и быстро. Подобные куклы пробовали выпускать во Франции, Германии и других странах, но милая русская матрешка пользуется наибольшей популярностью. Слава ее раз­неслась по всему миру. В 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе ей была присуждена золотая медаль.

Особой декоративностью отличается городецкая игрушка.

К одному из ярких явлений народного искусства относится глиняная игрушка Промысел дым­ковской игрушки возник в селе Дымково. Дымковская игрушка известна особым стилем и колоритом.

Необычайно красочна и фантастична народная глиняная игрушка из села Филимоново Тульской области. Все игрушки представляют собой свистульки.

Традиции народного искусства в настоящее время продол­жают жить и развиваться в новых формах на традиционной основе.

Наиболее ценные черты народной игрушки — яркая образ­ность, добродушный юмор, чувство материала бережно сохра­няются и находят воплощение в новых образцах советской про­мышленной игрушки.

Современная народная игрушка уже не отвечает своим перво­начальным функциям — она исчезла из игры детей, как ис­чезают из жизни многие старые крестьянские ремесла. Народ­ная игрушка входит в нашу жизнь как одно из ярких явлений народного искусства, как общепризнанный сувенир, украшение современного интерьера.

Педагоги высоко ценят воспитательное значение народной игрушки как одного из видов декоративно-приклад­ного искусства, знакомство с которым приобщает школьников к истории страны, способствует формированию у них художест­венного вкуса.

6. Банк идей.
Изучив теоретический материал, я приняла решение выбрать в качестве объекта творческого проекта изделие , выполненное в технике шитья мягкой игрушки, с помощью которого можно украсить интерьер, создать сувенир или игрушку.

В процессе сбора информации был рассмотрен ряд вариантов (слайд 4)

Читайте также: