Виртуальное путешествие в музей народной игрушки

Обновлено: 03.05.2024

Цель экскурсии: формирование представлений о дымковской игрушке.

ВложениеРазмер
dymkovskaya_igrushka.pptx 2.41 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Дымковская игрушка Виртуальная экскурсия для детей среднего и старшего дошкольного возраста Павлючик М.В. педагог дополнительного образования НРМ ДОБУ «ЦРР – д /с «Родничок» г.п. Пойковский 2015 г.

Маршрут экскурсии Для выбора маршрута щелкните по картинке История промысла Технология изготовления Элементы росписи Галерея Дидактическая игра «МАГАЗИН ИГРУШЕК» Пояснительная записка

Дымковская игрушка – один из старейших художественных промыслов России. Он существует более 400 лет и до сих пор не утратил своей популярности. Наоборот, пользуется неизменным успехом и в нашей стране и далеко за ее пределами. Родиной промысла является город Киров (ранее – Вятка и Хлынов), а точнее Дымковская слобода, ныне вошедшая в состав города. История промысла

В XV-XVI веках, когда появилась дымковская народная игрушка, языческие представления славян во многом утратили свое значение. Игрушки более раннего периода были предельно просты по форме, потому что определяющим считался их сакральный смысл. С отказом от дохристианских обрядов и ритуалов формы игрушек стали меняться, приобретая изысканность и красоту.

Та дымковская игрушка, которая известна сегодня, отражает русский быт XIX века. Образы барынь и кавалеров, щеголяющих в пышных нарядах, появились в более позднее время. Тем не менее мастера бережно хранят традиции и приемы, сложившиеся в период зарождения этого искусства. МАРШРУТ

Галерея Женские образы Барыни, кормилицы, модницы, водоноски, няньки с младенцами на руках. Фигурки статичные, с крупными головами, украшенными кокошниками или модными шляпками. Весь внешний вид выражает достоинство и величественность.

Галерея Мужские образы Кавалеры. Они меньше по размеру и скромнее по внешнему виду, чем женские персонажи. Как правило, изображаются верхом на животных.

Галерея Животные Первоначально игрушки имели формы тотемных животных: медведя, барана, оленя, козла. Но со временем в ассортименте появились и домашние питомцев. Все животные имеют вскинутые головы и короткие широко расставленные устойчивые ножки. Часто они изображаются в ироничной форме: в ярких костюмах и с музыкальными инструментами.

Галерея Птицы Утки, индюки, петухи. Индюки и петухи изображаются с фигурными, ярко расписанными хвостами, утки - в оборчатых пышных пелеринах.

Галерея Композиции Группы из нескольких фигур, среди которых могут присутствовать и люди, и животные. Многофигурные композиции очень разнообразны, они изображают быт русских городов и деревень. Здесь и прогулки на лодках, и праздничные гулянья, и застолья, и многое другое. МАРШРУТ

Технология изготовления Лепка дымковских игрушек Лепят дымковские игрушки по частям. Сначала из промытой жирной глины, разбавленной песком, катают шарики разных размеров. Затем расплющивают их для получения плоских лепешек, из которых и делается корпус игрушки. К корпусу прикрепляются более мелкие детали (руки, головы, хвосты). Места скрепления деталей обильно смачивают водой, затем заглаживают стыки влажной тряпкой. Выравнивают фигурку мокрыми пальцами.

Сушка и обжиг Каждая дымковская игрушка перед обжигом должна пройти этап сушки, длительность которого зависит от размеров фигурки, а также от характеристик помещения (влажности, температуры воздуха и т. д.). В среднем этот этап занимает от 2-3 дней до 2-3 недель. После этого наступает время обжига. Раньше он производился в русской печи на железном противне, устанавливаемом непосредственно над дровами. Игрушки накаляли докрасна, а затем оставляли остывать там же в печи. Сейчас для обжига используется специальное электрическое оборудование, которое позволило сделать процесс менее трудоемким и опасным.

Побелка После обжига в печи игрушка становится красно-коричневой, поэтому перед нанесением узоров ее выбеливают. Для этого готовится специальный раствор из мелового порошка и молока. При скисании молока этот раствор затвердевает, образуя на поверхности игрушки равномерный казеиновый слой. Многочисленные попытки изменить состав и способ нанесения побелки не давали положительных результатов. Оттенок получался желтоватым, а фактура неравномерной, поэтому побелку до сих пор делают таким способом, каким пользовались и несколько веков назад.

Роспись После того как побелка высыхает, начинается этап росписи – нанесение незамысловатых узоров яркими красками. Выбор цветов невелик: синий, оранжевый, зеленый, коричневый, желтый, малиновый. Дополнительные цвета можно получить, разбавляя основные мелом. Так, высветленный синий и малиновый дают голубой и розовый соответственно.

В краску, кстати, добавляют сырое яйцо. Это позволяет сделать цвета более насыщенными и придает фигурке блеск. В последнюю очередь игрушку украшают сусальным золотом. Вырезанные из него геометрические фигуры приклеивают на шляпки и воротники барынь, уши или рога животных. МАРШРУТ

Элементы росписи Все игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур: круги, полосы, клетки, ромбы и зигзаги. Мастерицы не продумывают узор заранее. Он рождается в процессе росписи, в зависимости от формы и размера фигурки.

Несмотря на нарочитую простоту орнамента, он очень символичен и изображает важные для русского человека понятия. Так, волнистая линия ассоциируется с рекой или водой в широком смысле, клетки, образованные пересекающимися линиями, напоминают сруб дома или колодца, а окружность с точкой в центре – символ солнца и других небесных светил. МАРШРУТ

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Виртуальная экскурсия

«Музей игрушек Сергиев-Посад»

Цель: формировать общее представление учащихся о музее игрушек на примере музея Сергиев Посад.

1. Познакомить учащихся с историей возникновения музея;

2. Развивать мышление, память;

3. Воспитывать любовь к красоте, формировать эстетическое восприятие от увиденных экспонатов музея.

Ход экскурсии

I. Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на сегодняшней встрече. Поздоровайтесь друг с другом и скажите «Добрый день». Что же вы почувствовали? Тепло, доброту! Пусть же, эти чувства останутся вместе с нами на протяжении всего занятия. А начнем мы его необычно, с загадки:

Нам экскурсовод сказал,

Как пройти в такой-то зал.

Мумию мы посмотрели,

В чем ходили, разглядели.

Даже мамонт здесь стоит,

Глаз закрыл, как будто спит.

Если ты не ротозей,

То иди скорей в.

Правильно , это музей.

Музеи играют важную роль в нашей жизни.

- Каких только музеев в мире не бывает . часов, утюгов, шоколада, боевой славы. люди стараются сохранить то, что порой забыто и донести до потомков знания о минувшем.

- Посмотрите на эту фотографию, как вы думаете, какому музею будет посвящено наше занятие? Правильно, это музей игрушек. Ведь все мы, родом из детства и в любые времена дети играли, будь они крестьянами, или же царского рода, в период больших перемен и великих войн, и когда еще наших пра-пра-пра-бабушек не было и в помине.

В городе Сергиевом Посаде, что не далеко от Москвы, существует музей, экспонаты которого не оставят равнодушным ни одного посетителя – и это музей игрушки.

- Сегодня мы отправимся на виртуальную экскурсию в этот музей. Пройдемся по его залам, узнаем историю музея, подробнее рассмотрим и изучим игрушки-экспонаты, может быть даже узнаем их секреты. Но правила поведения все же напомним. Ведь, вы должны прекрасно понимать, что разрешено делать во время экскурсии, и что нельзя:

1. В музее вести себя тихо и скромно;

2. Экспонаты руками не трогать;

3. Во время экскурсии не разговаривать, не мешать экскурсоводу;

4. Не пользоваться телефонами;

5. Делать фото только с разрешения;

II. Основной этап.

- Мы с вами оказались у здания, в котором находится музей. И наша первая остановка – это история музея игрушек.

Идея основать данный музей появилась у известного коллекционера Николая Дмитриевича Бартрама, ему очень хотелось восстановить картину жизни прошлых поколений. Через какое-то время благодаря его стараниям были собранны многие старинные экспонаты, в том числе игрушки.

И в 1918 году он впервые показал собранную им коллекцию.

Самое интересное, что на эту выставку сначала приглашались только дети. Но немалую популярность она снискала и среди взрослых.

Наступило время и игрушек стало так много, что понадобилось отдельное здание. Именно его вы и видите на старом фото.

- Напомню, а так оно выглядит в наши дни.

Ну что же смелее заходим в музей.

- Представляете, всего в музее 30000 экспонатов.

- русские игрушки из дерева;

- народные игрушки из глины;

- есть звуковые игрушки и т.д.

- Ребята, если я сейчас вас спрошу, что такое «кукла»? Думаю каждый из вас скажет, свое определение.

А вот что написано в словаре Сергея Ивановича Ожегова, у этого слова есть несколько определений:

Первое это детская игрушка в виде фигурки человека.

Второе, в театральном представлении: фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом).

Третье это - Фигура, воспроизводящая человека в полный рост.

А вот что о куклах говорил основатель музея, Николай Дмитриевич Бартрам: «К уклы на Руси, были частью обыденной жизни как детей, так и взрослых. Люди верили, что эта игрушка оберегала их от бед и болезней, именно поэтому часто при рождении ребенка, родители сразу же делали куклу для рожденного младенца».

Соглашусь с его словами. Хочется добавить, что без участия кукол не обходился ни один праздник или событие жизни, будь то свадьба или сбор урожая, проводы зимы или пасха.

Правда, интересно! Так давайте же ближе познакомимся с тряпичными куклами.

Мы с вами находимся в зале музея, где представлены виды русских тряпичных кукол.

Смотрите это кукла «Берегиня» - она так называется, потому что считалось что, если она сделана правильно и помещена у дверей дома, то чужой человек с дурными намерениями не сможет перешагнуть порог жилища. Делали ее особым способом, ткань рвалась, сворачивалась, а затем перевязывалась красной нитью особым узлом или крестом.

Взгляните, это кукла «Куйбыша-травница», ее название сразу дает понять о своем предназначении. Набита она целебной и душистой травой. Считалось, что запах травы отгоняет болезни, куколку мяли для очищения воздуха и заваривали из нее траву, для лечения. На куклу шли старые ношеные тряпочки, самыми доступными материалами были лен, береста, трава, ветки и т.д.

А эта кукла называется «Сеня Малина» или по-другому «игровая кукла». Именно с этими куклами разрешалось играть детям, ребята, придумывая свои правила и сюжеты, таким образом, они входили во взрослый мир, находит в нем свое место.

Взгляните, на этот стенд, это Кукла «Благополучие». Для того, что бы в дом приходила удача и семейная гармония, куклу набивали шерстью и зерном. Но этого не достаточно. Главное условие благополучия – делать добро не только себе, но и другим людям.

Ребята, вы же знаете, что такое Масленица?

Масленица - это уникальный праздник. Именно во время его проведения сжигают соломенное чучело Масленицы, так вот у большой Масленицы есть младшая сестренка – «домашняя Масленица». И это тоже кукла. Ей хозяева рассказывали о своих планах на год и давали наказ, чтобы кукла помогла им осуществиться. Стояла куколка в самом видном и почетном месте в доме. Через год уставшей от своих обязанностей куколке устраивали почетные проводы - ее сжигали вместе с большим чучелом. А на смену ей приходила новая Масленица

Вот видите, как много можно узнать о простой игрушки.

Заключительный этап.

- А наша экскурсия подходит к концу.

Мы побывали в Музеи игрушек в городе Сергиевом Посаде , благодаря своей популярности, он давным-давно стал любимым местом отдыха. Причем музей расширил границы своей работы, теперь при его посещение можно принять непосредственное участие в создание старинной игрушки своими руками. А поскольку мы то же часть посетителей музея, предлагаю и вам воспользоваться предложенными информационными ресурсами и под чутким руководством мастеров, поэтапно, самостоятельно изготовить тряпичную куклу, а может быть вы сделаете ее вместе со своими родителями. Мы обязательно сделаем выставку ваших работ.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Презентация Microsoft PowerPoint.pptx

Игрушки 100 лет назад


Курс повышения квалификации

Теория и методика педагогического проектирования


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания архитектуры для детей в возрасте от 7-10 лет: поурочное планирование на базе истории архитектуры


«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Березы - работа со льдом»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Игрушки 100 лет назад

Игрушки 100 лет назад


Музей народных игрушек «Забавушка»

Музей народных игрушек «Забавушка»


Глиняное чудо Лоскутная кукла


Дымковская игрушкаФилимоновская игрушка

Дымковская игрушка
Филимоновская
игрушка

Куколка «Нянюшка»

Кубышка-травница

 Филимоновская игрушка Дымковская игрушка Куколка «Нянюшка»ОтветОтветОтвет

Список литературыОфициальный сайт музея народных игрушек «Забавушка» http://w.

Выбранный для просмотра документ речь.docx

Экскурсия в музей народных игрушек «Забавушка»

«Народные игрушки»

Цель: создание условий для формирования представлений о истории и отличительных особенностях народных игрушек через посещение музея народных игрушек «Забавушка».

1. Глиняные игрушки – «Я – МАСТЕР! Я – ТВОРЮ!»

Отправимся в первый зал музея. Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время - большей частью зимой и весной. Как вы думаете, почему именно зимой? Так как вечерами особо заняться не было все крестьяне лепили яркие, жизнерадостные игрушки. Наивная глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища. Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины, да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Позже игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий. Игрушки создают в доме атмосферу добра и любви. Очень важно делать игрушки своими руками, вкладывая в них усердие и душу. Так какие игрушки из глины делали?

Одна из самых старинных игрушек была – дымковская. Как вы думаете, почему ее так назвали? Дымковская игрушка называют так, потому что она изготавливалась в деревне Дымково. В основном все игрушки называли так, как называлась деревня, в которой они изготавливаются. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Для дымковской игрушки характерен простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов, полос, овалов, колец. Характерным для росписи является сочетание крупных элементов и мелких. Часто применяют контрастные сочетания ярких цветов – красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, нанесенных по белому фону. Общие принципы искусства дымковской игрушки у каждой мастерицы находят свою интерпретацию. Она проявляется в выборе темы и сюжета, характеристике персонажей, в особенностях пластики, любимых цветовых сочетаниях.

Филимоновская игрушка

Это яркая, веселая игрушка- свистулька, которую как забаву делали женщины и дети в деревне Филимоново. А как тогда будет называться игрушки? Филимоновские игрушки многообразны: это нарядные барыни и солдаты, всадники, животные – олени, бараны, коровы, кони, птицы. Игрушки, в основном, крупные, но бывают и очень миниатюрные. Загадочные барыни в длинных юбках, изящные, стройные, прогуливаются с зонтиком, с ребенком или с птицей-свистулькой, танцуют с кавалером. Посмотрим небольшой видеоролик и узнает в чем же особенность в росписи филимоновской игрушки. Все игрушки добрые, веселые, так чтобы занять детей в зимние холодные вечера родители создали игрушки, чтобы порадовать своих детей.

Но помимо глиняных игрушек крестьянские дети играли в еще одни, но они были не менее значимы. Они стали прародителями современных кукол. Как называются эти игрушки?

2. Лоскутная кукла.

А чтобы это узнать мы отправимся в зал, который называется «Тряпичные куклы». Самые первые куклы были обереговые, игровые, ритуальные. Ритуальными куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. А почему они так называются? Они так назывались потому, что делались из кусочков ткани, которые не разрезали ножницами, а рвали руками. Для вас я подготовила несколько кукол, которые влияли на жизнь не только детей, но и взрослых.

Куколка «Нянюшка»

Милая толстушка куколка Нянюшка символизирует заботу, материнство, теплоту.

Малыши очень любят эту куклу и часто берут ее с собой в кровать, обнимают и спокойно засыпают. А что обычно поют на ночь детям? Действительно это колыбельные, послушаем, какие колыбельные пели мамы своим детям. Все колыбельные ласковые, добрые, и дети в обнимку с куклой засыпали сладким сном. Чтобы создать ощущение комфорта, куклу выполняли из мягких тканей с мягким наполнителем.

«Кубышка-травница»

Куклы не только служили, чтобы с ними играли, но и еще могли вылечить от многих болезней. Так кукла – травница была оберегом от болезней и недугов. Юбка и мешочки наполнены сухими ароматными травами. Куклу подвешивают над кроваткой ребенка или кладут в изголовье больному. Аромат трав наполнит комнату приятным запахом, подарит хороший спокойный сон и хорошее настроение, напомнит о лете.

Экскурсия подходит к концу. Но нам необходимо вернуться к вашим билетом. Посмотрите на них. Они у вас все разные. Теперь вы знаете как называются игрушки. Я буду показывать изображение, а вы увидев на билете такое же ответите на вопрос. А все остальные, если что помогут.

1. Кукла «Нянюшка»

2. Филимоновская игрушка

3. Дымковская игрушка.

Что вы можете рассказать о этих игрушках?

Каждая игрушка уникально. Изготавливая игрушку каждый раз получается что-то новое. Люди верили в то, что, если выполнять игрушку с любовью, то она может уберечь от несчастья, спасти от болезней и успокоить любого младенца. Разве это не чудо, созданное своими руками. Спасибо за внимание.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Образовательные: формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Познакомить с историей игрушки (Соломенная, глиняная, деревянная, тряпичная игрушки) и видами народных тряпичных кукол. Обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную, грамматически правильную речь, активизировать в речи прилагательные.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с игрушками.

-Ребята, в каких музеях мы с вами уже побывали ? (Дети перечисляют: в музее динозавров и в картинной галерее). Где вам больше понравилось и почему?

-А сегодня мы отправимся с вами еще в один музей. (Под веселую музыку дети двигаются по группе и присаживаются на ковер). Около одного из стеллажей вывеска.

- «Музей истории игрушки». Название есть, а экспонатов нет.

- Вспомните, что такое экспонат?

- Давайте с вами сами создадим музей и на полках расставим экспонаты . (Воспитатель приносит коробку, где спрятаны экспонаты для музея).

- Как вы думаете, в давние-давние времена, когда не было фабрик по изготовлению игрушек, во что же играли дети?

(Воспитатель достает из коробки соломенную куклу). Игрушки были из соломы, из сухой травы. Как вы думаете, удобно ли было детям играть в таких кукол, долговечны ли они были? (Дети рассуждают и соломенные куклы занимают свое место на полочке).

Потом появились глиняные игрушки (Показ глиняных Дымковских и Филимоновских игрушек) . Из голубой и белой глины лепили мастера игрушки для ребятишек. Это были лошадки, барышни, козлики и т.д. Затем их обжигали в печи и расписывали красками. А потом на ярмарке продавали.

- Как вы думаете, чем неудобны были эти игрушки? (их можно было разбить, и они тоже были недолговечны).

Потом появились тряпичные куклы (Рассмотреть несколько вариантов таких кукол). Это куклы из ткани.

- Это действительно куклы – самоделки. Как вы думаете, почему они так называются? (Их делали сами).

- Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей. Изготавливали игрушки из подручного материала (тряпочек, травы, соломы, бересты). - Как вы думаете, что означает слово ПОДРУЧНЫЙ материал?

(Подручный, это значит материал, который всегда под рукой).

- ДАВНЫМ давно на Руси была такая присказка:

В каждом доме, в каждой хате,

на крылечке, на полатях

кукла сидит во все стороны глядит.

И действительно в крестьянских семьях таких самодельных кукол было много. Их не бросали, не ломали, а берегли, хранили в сундуках. С ними можно не только играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких. Для каждого случая нужна особенная кукла. Мастерили не только игровые куклы, но и куклы обереги. С некоторыми из них играли, а какие-то оберегали своего хозяина.

- Ребята, а как вы думаете, почему называют кукла-оберег? (Ответы детей).

- Кукла-оберег, это, кукла, которая оберегала человека от несчастья.

- Сейчас дети играют с такими куклами? (Нет, с такими куклами играли очень давно).

- А что необычное есть во всех этих куклах? (У них не нарисовано лицо).

- Как вы думаете, как называлась такая кукла без лица? (Ответы детей).

- Таких кукол называли «безликая». Обратите внимание куклы на картинках, все «безликие». В старину считали, что в такую куклу не может вселиться нечистая сила и она будет небезопасна для ребенка. По народным поверьям, через глаза в нее мог вселиться злой дух и навредить ребёнку. Такая безликая кукла была защитницей от всех бед и несчастий. Её так и называли «берегиня» - от слова ОБЕРЕГАТЬ.

Каждая куколка обладала собственным характером, она была многоликой, могла плакать и смеяться.

– Как только в семье появлялся маленький ребенок, к нему в люльку подкладывали маленькую куколку-оберег «Пеленашку». Когда малыши подрастали, они играли с этой куколкой.

– А у этих полненьких куколок внутри зерно, они так и назывались – «Зернушки». Такую куколку делали после сбора урожая для того, чтобы в доме был достаток, Зернушка оберегала дом.

– А это кукла - колокольчик. Считалось, что эта куколка оберегает хорошее настроение, если она есть в доме, значит, здесь всегда будут радость и веселье.

– Посмотрите, какая интересная куколка. Как вы думаете, как ее называли? Ее называли многоручка.

- Это Десятиручка. Эту Многорукую куклу "Десятиручку" дарили на свадьбу, затем помещали на видное место в доме там, где женщина проводила много времени в работе. Эта кукла помогала девушкам и женщинам в разных домашних делах, в частности в рукоделии.

ДЕНЬ – НОЧЬ оберегала жилище, была двуликая, то есть имела

два лица. Рано утром поворачивали светлой стороной на «день», а вечером – тёмной «на ночь», приговаривали: «День прошёл спокойно, слава богу, пусть ночь так же пройдёт»

Физкультминутка «Мы устали, засиделись».

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

Ноги до конца сгибаем.

Вверх- вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись.

И в последний раз присели,

А теперь на стульчик сели.

(Тряпичные куклы занимают свое место на полках музея).

-А потом появились игрушки деревянные. (Показ курочек, которые клюют зернышки; и игрушек «дергунчиков»). Вырезать игрушки из дерева было сложно, работа эта была кропотливой и долгой. Вскоре мастера придумали необычную игрушку из дерева.

Отгадайте: «Есть для вас игрушка: не лошадка,

Не Петрушка – красна девица!

У нее есть сестрицы – каждая сестрица

Для младшей в темнице.

Что это за игрушка?» (Матрешка).

Похожа она была на простую крестьянскую девочку. А крестьянских девочек часто называли именем Матрена. И куклу стали ласково называть - Матрешка. Один мастер вытачивал из дерева куклу, а другой красиво расписывал.

(Деревянные игрушки занимают свое место на полках).

- Вот и готов наш «Музей истории игрушек».

- А теперь давайте представим, что мы древние мастера, которые расписывали матрешек. У меня есть матрешки, у которых не расписаны платочки, нет узоров на фартуках. Давайте распишем их (Дети рисуют).

- Замечательные матрешки получились! Прошло много лет, а матрешка не надоела людям. Дети любят играть с матрешками, а взрослые украшают ими свои квартиры. Люди, которые приезжают в Россию из других стран, обязательно увезут на память о нашей стране русскую матрешку.

- Понравилось вам в «Музее истории игрушек». Какие игрушки вам понравились больше и почему?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


виртуальная экскурсия "Путешествие в историю игрушки"

материал для детей погготовительной группы. воспитывает положительное отношение к игрушкам, уважение к труду людей.


Презентация "Виртуальная экскурсия Русский музей".


Виртуальная экскурсия в музей с детьми старшего дошкольного возраста

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.Цель: приобщение детей к художественной культуре.


Конспект занятия с использованием ИКТ "В гостях у сказки" (виртуальная экскурсия в музей сказки)

Конспект занятия с использованием ИКТ в рамках игры "Танграмм". Виртуальная экскурсия в музей сказки.

Виртуальная экскурсия по музею истории Рязанского леденца

Виртуальная экскурсия по музею истории Рязанского леденца ориентирована на детей старшего дошкольного возраста, но взрослым тоже будет интересно.

Виртуальная экскурсия в музей. "Игрушки старинные и современные"

Цель: выявить объем знаний, представлений и навыков по изученной теме. Развивать внимание, умение слушать другого, радоваться успехам своих и сверстника. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.Закр.

Виртуальная экскурсия в музей. "Игрушки старинные и современные"

Цель: выявить объем знаний, представлений и навыков по изученной теме. Развивать внимание, умение слушать другого, радоваться успехам своих и сверстника. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.Закр.

Виртуальная экскурсия познакомит ребенка с историей возникновения промысла, технологией изготовления дымковской игрушки.

Научит выделять характерные особенности пластики и росписи игрушки. Узнавать дымковские игрушки.

ВложениеРазмер
virtualnaya_ekskursiya_dymkovskaya_igrushka.pptx 2.97 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Дымковская игрушка Интерактивная виртуальная экскурсия для детей среднего и старшего дошкольного возраста (дистанционное обучение) Подготовила воспитатель Житина И. В. ГБДОУ д/с №92 Калининского района Санкт-Петербурга

Маршрут экскурсии Для выбора маршрута щелкните по картинке История промысла Технология изготовления Элементы росписи Галерея Дидактическая игра «МАГАЗИН ИГРУШЕК» Пояснительная записка

Дымковская игрушка – один из старейших художественных промыслов России. Он существует более 400 лет и до сих пор не утратил своей популярности. Наоборот, пользуется неизменным успехом и в нашей стране и далеко за ее пределами. Родиной промысла является город Киров (ранее – Вятка и Хлынов), а точнее Дымковская слобода, ныне вошедшая в состав города. История промысла

Ранее и грушки были предельно просты по форме, потому что определяющим считался их смысл . Затем стали меняться, приобретая изысканность и красоту.

Та дымковская игрушка, которая известна сегодня, отражает русский быт XIX века. Образы барынь и кавалеров, щеголяющих в пышных нарядах, появились в более позднее время. Тем не менее мастера бережно хранят традиции и приемы, сложившиеся в период зарождения этого искусства. МАРШРУТ

Галерея Женские образы Барыни, кормилицы, модницы, водоноски, няньки с младенцами на руках. Фигурки статичные, с крупными головами, украшенными кокошниками или модными шляпками. Весь внешний вид выражает достоинство и величественность.

Галерея Мужские образы Кавалеры. Они меньше по размеру и скромнее по внешнему виду, чем женские персонажи. Как правило, изображаются верхом на животных.

Галерея Животные Первоначально игрушки имели формы тотемных животных: медведя, барана, оленя, козла. Но со временем в ассортименте появились и домашние питомцев. Все животные имеют вскинутые головы и короткие широко расставленные устойчивые ножки. Часто они изображаются в ироничной форме: в ярких костюмах и с музыкальными инструментами.

Галерея Птицы Утки, индюки, петухи. Индюки и петухи изображаются с фигурными, ярко расписанными хвостами, утки - в оборчатых пышных пелеринах.

Галерея Композиции Группы из нескольких фигур, среди которых могут присутствовать и люди, и животные. Многофигурные композиции очень разнообразны, они изображают быт русских городов и деревень. Здесь и прогулки на лодках, и праздничные гулянья, и застолья, и многое другое. МАРШРУТ

Технология изготовления Лепка дымковских игрушек Лепят дымковские игрушки по частям. Сначала из промытой жирной глины, разбавленной песком, катают шарики разных размеров. Затем расплющивают их для получения плоских лепешек, из которых и делается корпус игрушки. К корпусу прикрепляются более мелкие детали (руки, головы, хвосты). Места скрепления деталей обильно смачивают водой, затем заглаживают стыки влажной тряпкой. Выравнивают фигурку мокрыми пальцами.

Сушка и обжиг Каждая дымковская игрушка перед обжигом должна пройти этап сушки, длительность которого зависит от размеров фигурки, а также от характеристик помещения (влажности, температуры воздуха и т. д.). В среднем этот этап занимает от 2-3 дней до 2-3 недель. После этого наступает время обжига. Раньше он производился в русской печи на железном противне, устанавливаемом непосредственно над дровами. Игрушки накаляли докрасна, а затем оставляли остывать там же в печи. Сейчас для обжига используется специальное электрическое оборудование, которое позволило сделать процесс менее трудоемким и опасным.

Побелка После обжига в печи игрушка становится красно-коричневой, поэтому перед нанесением узоров ее выбеливают. Для этого готовится специальный раствор из мелового порошка и молока. При скисании молока этот раствор затвердевает, образуя на поверхности игрушки равномерный слой. Многочисленные попытки изменить состав и способ нанесения побелки не давали положительных результатов. Оттенок получался желтоватым, а фактура неравномерной, поэтому побелку до сих пор делают таким способом, каким пользовались и несколько веков назад.

Роспись После того как побелка высыхает, начинается этап росписи – нанесение незамысловатых узоров яркими красками. Выбор цветов невелик: синий, оранжевый, зеленый, коричневый, желтый, малиновый. Дополнительные цвета можно получить, разбавляя основные мелом. Так, высветленный синий и малиновый дают голубой и розовый соответственно.

В краску, кстати, добавляют сырое яйцо. Это позволяет сделать цвета более насыщенными и придает фигурке блеск. В последнюю очередь игрушку украшают сусальным золотом. Вырезанные из него геометрические фигуры приклеивают на шляпки и воротники барынь, уши или рога животных. МАРШРУТ

Элементы росписи Все игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур: круги, полосы, клетки, ромбы и зигзаги. Мастерицы не продумывают узор заранее. Он рождается в процессе росписи, в зависимости от формы и размера фигурки.

Несмотря на простоту орнамента, он очень символичен и изображает важные для русского человека понятия. Так, волнистая линия ассоциируется с рекой или водой, клетки, образованные пересекающимися линиями, напоминают сруб дома или колодца, а окружность с точкой в центре – символ солнца и других небесных светил. МАРШРУТ

Читайте также: