Влияние игрушек монстров на детей

Обновлено: 28.03.2024

В прошлом году взрослые «играли» в страшилку под названием «коронавирус», а у детей 2020-й прошел под знаком мягких игрушек-монстров. Страшный как смертный грех Сиреноголовый с двумя сиренами вместо головы, Долговязая лошадь, больше похожая на длинную змею-привидение, Поезд-пожиратель с разинутым ртом, глотающий кого-то, Картункэт с огромными выпученными глазами…

Ваш ребенок не играет в такие игрушки? Значит, вы его неправильно воспитываете!

Известный блогер, автор и «мама» серии мягких игрушек ручной работы Анастасия Рудницкая рассказывает, почему нельзя запрещать детям играть с монстрами, вредят ли они детской психике и можно ли воспитать счастливого ребенка в неполной семье, сообщает медиа-портал Caravan.kz.

- Анастасия, мягкую игрушку Сиреноголовый по вашим лекалам теперь шьют рукодельницы по всему миру, а лично у вас стоит очередь из заказчиков на три месяца вперед. Кто-то ругает вас, кто-то хвалит, многие говорят, что вы нарушаете детскую психику. И все-таки, вредят ли монстры нашим детям?

- Как человек с педагогическим образованием могу сказать, что в этом возрасте психику ребенку могут испортить только родители, но никак не мягкая игрушка!

Этих монстров придумала вовсе не я, а Тревор Хендерсон. Дети по всему миру смотрят ролики с участием этих героев. В прошлом году меня попросили сшить Сиреноголового на заказ. Я нарисовала лекала, сшила монстра, заказчик получил свою игрушку, а я выбросила лекала, так как даже не думала, что придется шить его еще много-много раз. (смеется). Люди увидели Сиреноголового на моей страничке в "Инстаграме" и стали заказывать такую игрушку еще и еще. Сама я теперь с пошивом не справляюсь, делюсь заказами с рукодельницами из моей закрытой группы по пошиву.

Я много общаюсь с мамами, педагогами, детскими психологами, коучами и могу сказать точно, что эти игрушки никак не травмируют детскую психику! Напротив, дети, которые боялись спать одни, боялись темноты, спокойно спят в обнимку с моими игрушками. Более того, мне пишут многие мамы, что их дети стали более смелыми, творческими личностями, красиво лепят из пластилина, срисовывают, смотря ролики и картинки, касающиеся этих монстров, в Интернете. Моя пятилетняя дочь раньше играла с трансформерами, любила войнушки. Сейчас она стала более заботливой, не боится спать в своей кроватке, отлично лепит и рисует.

Сиреноголовый, Картункэт и Долговязая лошадь

Сиреноголовый, Картункэт и Долговязая лошадь. Фото @nastenka_rudnickaya

- То есть, чтобы ребенок не боялся, надо дать ему «подружиться» со своим страхом, а монстр должен стать его защитником?

- Думаю, да. С ребенком надо быть на одной волне. Если ему запрещать смотреть ролики про монстров, запретить иметь какую-то игрушку, которая кажется вам пугающей, что вы этим добьетесь? Запрещая, вы только подогреваете интерес ребенка! Вспомним наше поколение в детстве: если нам запрещают, значит, нам это интересно! Значит, это что-то стоящее! Естественно, запрещенному мы уделяли еще больше внимания. Ребенок начнет вас обманывать. Тайно подглядывать у друзей в планшете или смотреть эти ролики, когда вас нет дома. Ничего хорошего этими запретами не добьешься. Я дочке позволяю. Главное, чтобы не было плохих слов, крови, мяса, убийств. А персонажи в этих детских роликах на "Ютубе" абсолютно безобидные. И у моей дочки нет такого бешеного к ним интереса только потому, что я это не запрещаю. Для нее это обычные игрушки. Обычные персонажи. Я же не шью их с кровью, с мясом, как некоторые показывают. Я их немножко сделала более милыми, чем они есть на самом деле, но они остались похожими на оригиналы. Всё дело в тапках: как в условиях "короны" строит бизнес сельская мастерская по войлоку

- И все же многие родители считают, что игрушки-монстры делают детей более жестокими.

- Хочу заметить, что мысли о жестокости возникают у родителей, а не у детей. Дети, напротив, проявляют заботу об этих игрушках. Я никогда не шила мягкие игрушки для мальчиков. Мне сейчас присылают фотографии десятилетних и даже двенадцатилетних мальчиков, которые спят в обнимку с моими мягкими игрушками! Это просто очередная мода: сегодня один монстрик, завтра – другой. Я считаю современных детей более развитыми, чем мы были в свое время. Я смотрю на свою дочь и вижу, что она умнее, чем я была в свои пять лет. Мой кругозор ограничивался улицей, пирожками из песка, на что моя дочь смотрела бы с удивлением. Так что жестокости в детях мои мягкие игрушки не вызывают. Энергетика у Сиреноголового, Картункэта, Лошади и других совершенно противоположная их персонажам из видеороликов. Они очень добрые, с ними хочется обниматься, их хочется посадить к себе на диван. Наверное, каким человек является внутри, такие чувства он испытывает по отношению к этим игрушкам.

- На вашей страничке в "Инстаграме" многие восхищаются вами не только как швеей, но и выражают восторги по поводу ваших личных фото, многие из которых довольно откровенны… Тот факт, что вы не замужем, вызывает у мужской аудитории много вопросов. У вас какие-то особые взгляды на семейную жизнь?

- Очень многих волнует моя личная жизнь! (Смеется.) Особых взглядов на семью у меня нет. Я не замужем. Просто я живу свою жизнь. Эта жизнь дана мне и дана только один раз. Я никогда никого не искала специально и не ищу сейчас. Я шью с шести лет, всегда была трудоголиком. Работала на нескольких работах, училась, брала подработки в виде заказов. Мне просто некогда было до тридцати лет заводить какие-то отношения. С отцом своей дочери Дарины я разошлась, когда была на шестом месяце беременности, и уехала в другой город. У меня не было тогда работы… Но я посчитала возможным, что смогу сама встать на ноги. Я не хочу обманывать себя и жить с мужчиной, с которым мне некомфортно, только ради того, чтобы у ребенка был отец!

Я не против семьи, наоборот, я очень радуюсь, когда вижу крепкие счастливые семьи. Но вижу их крайне редко. За свои 36 лет я больше видела скандалов, разводов… Счастливых семей очень мало. Если бы мне встретился человек, с которым мы с моим ребенком смогли бы прожить счастливо, я была бы только за, но на данный момент такой человек в моей жизни не появился. Искать специально мне нет никакой нужды, ребенок у меня счастлив, ни в чем не нуждается. Я не считаю, что нам нужен ее отец, который ни разу не изъявил желания ее увидеть. Я прекрасно могу достойно и качественно воспитать дочь сама.

- С каждым годом во всем мире все более популярны мягкие игрушки ручной работы. Но они довольно дорогие. Можно ли детям покупать китайские игрушки, не вредны ли они?

- Мягкие игрушки ручной работы были во все времена, ручной труд всегда в цене. Такие игрушки покупают и заказывают потому, что такого, наверное, не купишь в магазине. В игрушках ручной работы мастер следит за качеством, каждый стежок, каждый шов выполнен с душой и любовью. Такая игрушка – это частичка твоей души! Китайские игрушки, конечно, этого лишены. Они штампуются тысячами, кучами валяются в магазинах, где-то голова криво пришита, где-то нитки уже распускаются… Конечно, непонятно, чем набиты такие игрушки, сколько они прослужат? Моя дочь на такие игрушки особо не реагирует.

Я, к примеру, выбираю для своих игрушек наполнитель первого сорта, гипоаллергенные ткани. Все ткани перед пошивом игрушки стираю с детским порошком, потому что знаю, как на фабриках эти ткани хранятся, в пыли, прямо на полу.

Новая игрушка - Скромник

Новая игрушка - Скромник. Фото - @nastenka_rudnickaya

- Анастасия, можно ли построить успешный бизнес на пошиве мягких игрушек ручной работы?

- Можно. Но нелегко. Я общаюсь со многими мастерицами из разных стран мира. Многие из них переживают, что нет заказчиков, подписчиков. Вроде бы женщины стараются и делают все как надо, но заказы не идут, люди не подписываются, аудитория неактивная… У меня всегда было очень много заказов, но как бизнес я это не рассматривала. Я работала на другой работе, по другой профессии, а чтобы успеть пошить до работы, вставала в 4 часа утра, и к 8 часам шла на свою основную работу. До декабря прошлого года мне катастрофически не хватало времени на шитье, на мое любимое дело! Я долго не могла решиться и уволиться с работы, ведь там я имела соцпакет, стабильную зарплату, тем более что одна воспитываю ребенка… Но все-таки, сделав этот шаг, с уверенностью могу сказать, что зарабатывать я стала больше! Но для такого заработка мало просто уметь шить. Нужно очень много времени уделять продвижению в Интернете, делать фотографии, общаться с подписчиками.

В настоящее время существует огромное количество игрушек для детей, но количество не всегда означает качество. И дело не в характеристиках материала, а в какой форме они представлены и какую смысловую нагрузку они несут. Сейчас, к сожалению, большое распространение получили игрушки-монстры. Кроме того, что такие игрушки лишены эстетической красоты, они лишены какого-либо смыслового содержания.

Наблюдения специалистов, работающих с детьми, показывают, что многие современные игрушки способствуют возникновению у детей неблагополучных проявлений в эмоциональной сфере, в частности, психологи все настойчивее бьют тревогу, соединяя два, на первый взгляд, соединенных понятия: «детские игрушки» и «опасность». Кто бы мог подумать, что в начале 21 века нам придется опасаться игрушек.

Ребенку свойственно идентифицировать себя с игрушкой, с которой он играет: смотреть на мир ее глазами, разговаривать ее голосом и присущими ей репликами, примерять на себя те качества, которыми наделена его игрушка. Немудрено, что дети проявляют несдержанность, раздражительность, утрачивают человечность и милосердие. Примечательно, что игрушки-монстры не предполагают разнообразных совместных игр, лишь сюжет «охотник и жертва». К чему это может привести, понятно без лишних слов.

В русских сказках встречаются и драконы, и чудовища, но они всегда выступают на стороне зла, положительные же герои никогда не бывают чудовищами. Такие сказки и игры на их основе учат детей отличать добро от зла, проводя между ними четкую границу.

И совсем иначе обстоит дело с многочисленной категорией современных игрушек-монстров. Большая часть подобных персонажей (Человек-паук, Халк, киборги, куклы-монстры, добрые вампиры и пр.) имеют устрашающую внешность, но позиционируются как добрые и хорошие. При этом основным их занятием является борьба с похожими на них, но злыми героями. Главная опасность таких двойных стандартов заключается в том, что они стирают грань между хорошим и плохим, добром и злом.

Для того чтобы дети учились общаться и ладить друг с другом, чтобы у них формировались социальные навыки, они должны играть в те игры и с теми игрушками, которые напрямую этому способствуют. Для девочек это, прежде всего, игры с обычными куклами, старые добрые ролевые игры «Дочки-матери», «Школа», «Больница», «Магазин», «Кафе» и т. д. Для мальчиков – машинки, солдатики, конструкторы, наборы для ролевых игр в пожарников, полицейских.

Помощь взрослых не заканчивается покупкой правильных игрушек. Важно ввести игрушку и ребенка в игру, помочь им взаимодействовать, только тогда ребенок с удовольствием подхватит это занятие.

Дорогие родители, проанализируйте, что смотрит по телевизору ваш ребенок, не переносит ли он в свою игру увиденные по телевидению сцены жестокости и агрессии. Прежде чем купить игрушку, серьезно задумайтесь над тем, какую она несет педагогическую и психологическую нагрузку.

Сценарий диспута «Спор о вреде курения» для учащихся старших классов «Спор о вреде курения» возраст (14–16 лет) Цель: - Показать учащимся пагубное воздействие никотина на организм человека, развеять миф о.

Экскурсия в магазин игрушек

Экскурсия в магазин игрушек Цель: создание условий для социальной адаптации детей с особенностями развития посредством экскурсионного метода, ознакомление обучающихся.

Исследовательская работа «О вреде пыли» Исследовательская работа «О вреде пыли» Участник: Еремина Анна (6 лет) Руководитель: Харитонова Наталья Геннадьевна (воспитатель) МБДОУ.

Профилактика вредных привычек. Конспект беседы «О вреде курения»

Профилактика вредных привычек. Конспект беседы «О вреде курения» Профилактика вредных привычек. Конспект беседы «О вреде курения» Цель: формирование отрицательного отношения к курению. Задачи: Образовательные:.

Консультация для родителей «О пользе и вреде Иван-чая»

Консультация для родителей «О пользе и вреде Иван-чая» Его кипреем называют, А в народе - иван-чаем, Всюду он произрастает, А о пользе - мало знаем. Из него ты приготовить Можешь первое, второе.

Сценарий коррекционно-развивающей деятельности «Победители монстров»

Сценарий коррекционно-развивающей деятельности «Победители монстров» Разработчик: Морозова Анна Вячеславовна, педагог-психолог 1 квалификационной категории, 2020г. Возраст: 5 – 6 лет (старшая группа, подгруппа.

Выставка игрушек из поролона (фотоотчет)

Выставка игрушек из поролона (фотоотчет) В нашей группе дети давно увлекаются изготовлением поделок из разных материалов своими руками с помощью взрослых. Представляю вашему вниманию.

Экскурсия в музей игрушек

Экскурсия в музей игрушек Посещение музея- это всегда интересно, трогательно, много впечатлений и эмоций. В музеи можно узнать много нового. Я люблю посещать со своим.

Многие родители обеспокоены тем, что их дети выбирают для игры игрушки-монстры (Хаги Ваги, сиреноголовые, куклы Монстер Хай и другие).

В отличие от большинства взрослых, которые играли в детстве с куклами, солдатиками и плюшевыми мишками, у современных детей есть минимум один зубастый монстр или кукла-чудовище с гробиком в наборе. Как влияют на малыша игры с подобными персонажами? Стоит ли опасаться повышенной возбудимости и агрессии?

Детей всё чаще можно встретить с плюшевым монстром под мышкой: кто такой Хаги Ваги и стоит ли родителям начинать бить тревогу? Как вышло, что интернет-монстр Хаги Ваги влюбил в себя детей и перекочевал в реальную жизнь?

Сегодня дети берут его с собой в детский сад, на уроки в школу и носят в виде талисмана-защитника.

По сюжету компьютерной онлайн-игры, Хаги Ваги раньше был простой игрушкой. Почти как Чебурашка. Однако из-за экспериментов над ним превратился в гигантского и кровожадного монстра. Занимается тем, что нападает на игрока, преследует его и обнимает «до смерти». Тренд Хаги Ваги, начавшись в Интернете, планомерно перекочевал в нашу реальную жизнь. Многие родители встревожены, потому что не знают, как взаимодействие с подобными «страшными» игрушками повлияет и впоследствии отразится на психике детей. Очевидно, что самых маленьких игра может расстроить и сильно напугать. В Ассоциации детских нейропсихологов ответили, что пока научных исследований о влиянии Хаги Ваги и подобных «страшилок» на детскую психику не проводилось.

Детский и подростковый психолог из психологического центра «Квартет» заверила, что сам по себе феномен подобных игрушек не нов и до этого детский рынок уже заполняли другие необычные персонажи, например монстры-роботы аниматроники Five Nights at Freddy’s, зайцы Feisty Pets, по нажатию кнопки превращавшиеся из очаровательных зверьков в кровожадных существ, и многочисленные зомби-куклы для девочек из серии Monster High.

– Мы смотрим ужастики и покупаем страшные игрушки, чтобы встретиться со своими страхами в более безопасной, символической форме, – пояснила психолог Маргарита Азарян. – Иногда, кажется, что взрослых Хаги Ваги пугает даже больше, чем детей. С одной стороны, потому что они беспокоятся за здоровье, в том числе ментальное, своего ребенка, а с другой, потому что у взрослых тоже есть страхи разных персонажей. Ведь любой родитель – это ребёнок в прошлом.

По мнению психологов, если бы люди разом отказались покупать Хаги Ваги, то и ажиотажа бы не было. Родители своими покупками этот интерес только подогревают, а производители не дураки – они пытаются заработать. И делают деньги на модных тенденциях, желаниях детей, и на том, что вызывает неоднозначные эмоции и реакции. Синего персонажа из популярной хоррор-игры и его подружку, в розовом цвете, можно купить почти на всех маркетплейсах, включая Ozon, Wildberries и Яндекс. Маркет, заказать на AliExpress и даже встретить на витрине местной «Союзпечати».

Игрушки сами по себе не несут опасности, тем более, что они мягкие. Важно то, какой смысл вкладывают в это дети, взрослые, и в каком контексте их используют. Компьютерные игры также считают источником многих бед и психических расстройств, но нельзя всё валить на игрушки, потому что это лишь способ совладать с реальным миром. При условии, что у ребёнка гармоничное развитие и дома его эмоции обсуждаются, то никакой опасности нет. Игрушка – это предмет, через который ребенок может транслировать то, что у него есть страхи, а они в той или иной степени присутствуют у каждого из нас.

Несколько лет назад в Россию завезли новый американский бренд — куклы «Monster High». Компания Mattel создала для подростков шарнирные фэшн-куклы по мотивам популярных фильмов ужасов. Кукол превращают в приведения, оборотней, зомби и монстров, например, чудовище Франкенштейна, Мумию, Дракулу. Многие мамы, смотря на такое, приходят в ужас, но не могут отказать своему ребенку. Как такие игрушки влияют на детскую психику? Каким вырастет ребенок, играя с куклой-вампиром или роботом-разрушителем?

Итак, игрушка в жизни ребенка играет немалую роль, особенно для маленького — это его друг. А друзей слишком много быть не может. Поэтому не стоит чрезмерно баловать чадо. Если игрушек много, малыш не может выразить свою привязанность и чувства должным образом, а значит — ребенок не концентрирует внимание и не развивается.

Если вы спросите, могут ли игрушки-монстры плохо влиять на психику ребенка? Большинство считают, что они, в том числе куклы-монстры или трансформеры, не могут плохо влиять на психику. Они учат ребенка по-разному смотреть на мир. Некоторые дети с их помощью могут побороть какие-то свои страхи: боязнь темноты, одиночества, страшилок под кроватью. На психику может реально повлиять какой-нибудь мультик или компьютерная игра. Да и главный смысл не в игрушке как таковой, а в процессе игры. Она лишь инструмент, который помогает ребенку вести игру, вливаться в жизнь и учиться. Но если малыш агрессивно играет с нею, странно себя ведет, не оставляйте это без внимания. Стоит купить другую игрушку, чтобы ребенок переключил свое внимание на новый предмет. Кроме того, лучше обратиться к психологу.

И все же, чем объяснить такую большую популярность «странных», по мнению родителей, кукол?

Проблема часто не в игрушках, а в самих взрослых. Родителям эти куклы неприятны или раздражают их. Если у них какие-то монстры вызывают плохие эмоции, то советую их не покупать. Постарайтесь найти компромисс с ребенком и переключить его внимание на другую игрушку. И есть еще один нюанс — игрушки из мультипликационного сериала. Детей затягивает история, яркие персонажи. Малыши подражают их словам и действиям. А когда еще и игрушку-героя покупают, малыш может просто напросто застрять в истории. Он не фантазирует, он повторяет все то, что увидел в сериале. Реальная жизнь становится не такой динамичной и яркой как в мультике.

Нужно ли тревожиться, если мальчик играет в куклы, а девочка увлечена машинками или солдатиками?

Ребёнку просто стало интересно, он поиграет чуть-чуть и забудет. Непонятные вопросы и беспокойство взрослых могут напугать ребенка и действительно вызвать последствия.

Психологи считают, что реакция человека на любой внешний стимул всегда индивидуальна.

Существует очень популярный пример: по пути в школу три ребёнка натыкаются на мёртвую кошку. По приходе в учебное учреждение один из них с азартом рассказывает о произошедшем, второй — плачет, а третий — перешагнул кошку и даже не заметил её. С любым внешним стимулом, в частности, с игрушками, абсолютно та же ситуация.

Если брать пример с игрушечным вампиром, то тут нужно исходить из опыта ребёнка. Если он смотрел про них мультики, играл с игрушками в безопасной среде при поддержке родителей, то у него с вампирами никаких негативных ассоциаций нет. Если же ребёнка, к примеру, напугал старший брат — рассказал страшные истории, — то в таком случае игра с «вампирами» может повлечь за собой негативные последствия, в том числе и физиологические.

А может, дети выбирают модных кукол потому, что никто не предложил им поиграть со старым добрым пупсом? Провели эксперимент: отправились в детский сад и дали возможность детям самим выбрать игрушку. Девочкам предложили современных «хвостатых» и «рогатых» кукол, классического пупса, набор посуды и мобильный телефон. Мальчики же выбирали из робота-трансформера, космического пистолета, гоночной машинки и конструктора.

Среди девчонок ожидаемо выиграли новомодные фэшн-куклы («они очень яркие, у них такие красивые сумочки и сапожки, а еще уши и хвосты»). На втором месте обосновался мобильный телефон, что неудивительно: современные дети с пеленок знают, как включить игру или музыку в мамином телефоне. Две будущие хозяйки выбрали набор посуды. Большая классическая кукла не заинтересовала никого.

Мальчики были без ума от робота-трансформера. Второе место неожиданно занял казалось бы немодный конструктор «Лего» («конструктор лучше, потому что из него можно построить и гараж, и дом, и все-все»). А наименьшим спросом пользовался пистолет, как в фильмах про космических пиратов — значит, несмотря на современные игрушки и мультики, малыши не становятся более агрессивными.

А может, детьми просто управляет мода? Ведь покупаем же мы «безумную» (как часто считает старшее поколение) одежду, смотрим боевики с литрами крови, даже празднуем Хэллоин и при этом не сходим с ума. Взгляд на мир формируют не вещи, а воспитание и окружение. А кукла — это всего лишь игрушка. И пусть она будет с хвостом, рогами или вампирскими зубами. Это всего лишь вещь.

В современной психологии широко используется песочная терапия, сказкотерапия, арт-терапия и другие приёмы, позволяющие ребёнку сбрасывать накапливающееся напряжение. Старайтесь играть вместе с малышом, чтобы иметь возможность управлять разворачивающимся сюжетом.

Не забывайте о том, что маленькие дети имеют магическое мышление, как древние люди, наделявшие страшные тотемные фигуры сверхспособностями. Поэтому не стоит удивляться, что в предлагаемом ребёнком сценарии игры хромает логика и нарушены причинно-следственные связи. Обращайте внимание на её эмоциональное содержание.

Во время игры не ругайте ребёнка за агрессивные проявления в виде громких криков, некрасивых слов или ударов. Вы можете пристыдить монстра за чрезмерную кровожадность, тем самым демонстрируя малышу границы допустимого выражения агрессии.

Больше вреда, чем пользы. В каких ситуациях игры с монстрами могут навредить ребёнку?

Прежде всего, необходимо позаботиться о том, чтобы монстры не были единственными игрушками, с которыми занимается ребёнок. Если ребёнок испытывает стойкий интерес к зубастым чудовищам, важно регулярно переключать его внимание на других персонажей.

Для детей с гиперактивностью или расстройствами аутистического спектра агрессивные игры и фантазии являются способом активации — то есть приведением себя в состояние бодрости. Безусловно, в этом случае, не стоит поощрять страсть ребёнка к игрушкам-монстрам, чтобы такой способ саморегуляции не вошёл в привычку.

Не поддавайтесь на уговоры малыша купить страшную игрушку и не подчиняйтесь давлению родственников или родителей других детей, утверждающих, что их чадо прекрасно играет со страшилищем, и это не приносит никаких проблем. Вы лучше других знаете особенности темперамента и характера своего ребёнка — вам и решать!

Игры со страшными персонажами можно заменить на физическую активность. Возможность «побеситься» принесёт малышу эмоциональную разрядку, не прибегая к изображению батальных сцен.

Время от времени позволяйте ребёнку брызгаться водой, бросаться снегом, срывать траву или рвать бумажки. Придавайте этим действиям позитивный смысл, чтобы не провоцировать лишние проявления агрессии. Например, летящие комья снега или клочки бумажек — это праздничный салют, а брызги воды — весёлый дождик.

Предлагайте ребёнку такие сценарии игр с монстром, которые возможно реализовывать с любыми другими персонажами. Допустим, для него можно построить домик, укутать одеялом и уложить в кровать, покормить салатом из одуванчиков. В этих случаях чувство заботы и умиления вытеснят те агрессивные эмоции, которые монстр провоцирует своей страшной внешностью.

Мои игрушки

Хороши у нас игрушки : куклы, мишки и хлопушки,

С ними весело играть, но не надо забывать:

Игрушки - не люди, но всё понимают

И очень не любят, когда их ломают.

Пусть игрушки дружат с нами, обижать мы их не станем,

Поиграем и потом всё на место уберём.

Консультация для педагогов и родителей «Игры для преодоления детской агрессии»

Консультация для педагогов и родителей «Игры для преодоления детской агрессии» Агрессия в человеке заложена самой природой. Агрессия выступает в качестве своеобразного защитного механизма, реакции на раздражение. Во.

Консультация для родителей «Вязанные игрушки»

Консультация для родителей «Вязанные игрушки» Оранжевым было лето, А розовой станет осень. Зима будет в зелень одета, Нежнейшую,будто озимь. Вы скажете,так не бывает? Готова не согласиться.

В отличие от большинства взрослых, которые играли в детстве с куклами, солдатиками и плюшевыми мишками, у современных детей есть минимум один зубастый монстр или кукла-чудовище с гробиком в наборе. Как влияют на малыша игры с подобными персонажами? Стоит ли опасаться повышенной возбудимости и агрессии?


Мария Баулина, , кандидат психологических наук, нейропсихолог, доцент факультета клинической психологии Московского института психоанализа

Мария Баулина, , кандидат психологических наук, нейропсихолог, доцент факультета клинической психологии Московского института психоанализа

Управление страхом

Как говорят, лучший способ избежать революции — это возглавить её. Игра с монстром позволяет ребёнку взять его под контроль, сделать предсказуемым и избавиться от страха. Как бы мы не защищали малыша от негативной информации, он, так или иначе, сталкивается с ней, наблюдая на улицах рекламные плакаты и вывески со страшными изображениями, случайно видя кадры из фильмов или теленовостей со сценами насилия. В результате в воображении ребёнка поселяется множество страшных образов, смысла и реальной опасности которых он пока не может осознать.

Трогая когти на лапах или зубы на челюсти, заглядывая в глаза, малыш изучает эти пугающие детали и привыкает к их виду. Если вы расспросите дошкольника о его любимце, он поведает о необычных свойствах его внешности. Например, расскажет о способности втягивать когти, если требуется кого-то обнять, или об очаровательной улыбке в сто пятнадцать зубов. Ребёнок часто наделяет монстра прекрасными, благородными чертами, утверждая, что они спрятаны от окружающих и открываются только хозяину.


Вы тоже можете подсказать малышу направления, в которых можно пофантазировать о происхождении и назначении непривлекательной внешности его любимого чудовища.

  • Проведите аналогию с такими сказками как «Аленький цветочек», «Красавица и чудовище» или «Щелкунчик». Обратите внимание ребёнка на то, что у внешне непривлекательных персонажей внутри скрывалась добрая душа.
  • Расскажите малышу о животных и птицах, которые выглядят устрашающе, чтобы у хищников не возникало желания нападать на них. Например, у многих ящериц шипы и наросты на коже предназначены для защиты, а не для нападения.
  • Понаблюдайте вместе с ребёнком за окружающими людьми, чтобы он заметил, какими они могут быть разными. Объясните малышу, что у большинства из них нет правильных черт лица и идеальных пропорций фигуры. Тем не менее, у каждого есть какая-то «изюминка», делающего этого человека уникальным и по-своему привлекательным. Постарайтесь отыскать такую «изюминку» у любимого монстра малыша.

Личный телохранитель

Когда ребёнок гордо заявляет, показывая своего страшного любимца, что тот может съесть кого угодно, он тем самым демонстрирует свою защищённость и превосходство. Согласитесь, приятно чувствовать себя владельцем питомца, способного защитить хозяина от любых невзгод! Осознание силы не только вселяет уверенность в ребёнка, но и позволяет ему справляться с собственной агрессией.

Каким бы спокойным и миролюбивым характером ни отличался малыш, ему всё равно свойственно испытывать гнев, как и любому другому человеку. Однако ребёнок может бояться выражать её, стремясь соответствовать ожиданиям родителей и других значимых взрослых. Подавление негативных эмоций чрезвычайно вредно для организма, и в этой ситуации игрушка-монстр может стать удобным и безопасным «проводником» для выражения агрессии. Поэтому игры в войну, имитация поединков и наказаний могут использоваться в психотерапевтических целях.


В современной психологии широко используется песочная терапия, сказкотерапия, арт-терапия и другие приёмы, позволяющие ребёнку сбрасывать накапливающееся напряжение. Старайтесь играть вместе с малышом, чтобы иметь возможность управлять разворачивающимся сюжетом.

Больше вреда, чем пользы

В каких ситуациях игры с монстрами могут навредить малышу?
Прежде всего, необходимо позаботиться о том, чтобы монстры не были единственными игрушками, с которыми занимается ребёнок. Если малыш испытывает стойкий интерес к зубастым чудовищам, важно регулярно переключать его внимание на других персонажей.


Для детей с гиперактивностью или расстройствами аутистического спектра агрессивные игры и фантазии являются способом активации — то есть приведением себя в состояние бодрости. Безусловно, в этом случае, не стоит поощрять страсть ребёнка к игрушкам-монстрам, чтобы такой способ саморегуляции не вошёл в привычку.

  • Не поддавайтесь на уговоры малыша купить страшную игрушку и не подчиняйтесь давлению родственников или родителей других детей, утверждающих, что их чадо прекрасно играет со страшилищем, и это не приносит никаких проблем. Вы лучше других знаете особенности темперамента и характера своего ребёнка — вам и решать!
  • Игры со страшными персонажами можно заменить на физическую активность. Возможность «побеситься» принесёт малышу эмоциональную разрядку, не прибегая к изображению батальных сцен.
  • Время от времени позволяйте ребёнку брызгаться водой, бросаться снегом, срывать траву или рвать бумажки. Придавайте этим действиям позитивный смысл, чтобы не провоцировать лишние проявления агрессии. Например, летящие комья снега или клочки бумажек — это праздничный салют, а брызги воды — весёлый дождик.
  • Предлагайте ребёнку такие сценарии игр с монстром, которые возможно реализовывать с любыми другими персонажами. Допустим, для него можно построить домик, укутать одеялом и уложить в кровать, покормить салатом из одуванчиков. В этих случаях чувство заботы и умиления вытеснят те агрессивные эмоции, которые монстр провоцирует своей страшной внешностью.

Стоит ли покупать ребёнку пистолеты, автоматы? А вдруг он станет более агрессивным? Материал на эту важную тему об этом написал в своем блоге детский психолог Александр Покрышкин, и мы публикуем текст с небольшими сокращениями.


Подготовил этот текст об игрушечном оружии, а тут вдруг в новостях: «урок про «автомат Калашникова» для начальных классов. Как вам такое. Считаю, что на подобных мероприятиях одновременно с гордостью за соотечественника важно говорить о том, что это опасный предмет, который может служить для защиты в действительно трудных обстоятельствах, но вообще-то он причиняет вред и несёт горе семьям погибшим, с какой бы стороны они ни были.


Вообще, это событие сразу взволновало многих родителей. И многие в очередной раз задумались, а стоит ли покупать ребенку игрушечное оружие? Станет ли он злым и агрессивным? Будет ли думать, что насилие — это нормально? Как долго можно играть с оружием без вредных последствий? А, может, лучше вообще без него?

Отвечу сразу: такая игра безопасна, если она никому не вредит на самом деле. Современные исследования показали: связь между игрой с агрессивным сюжетом и агрессией в реальной жизни незначительна.

Дети с агрессивным поведением зачастую выбирают игры с таким сюжетом, но если ребёнок иногда разыгрывает сражение на мечах, то это не значит, что он обязательно будет проявлять враждебность в реальной жизни.



Скорее всего за играми с оружием стоят важные потребности ребенка: исследовать конфликтную ситуацию и свои чувства, найти более гибкие способы поведения и даже просто успокоиться. Поэтому совсем отказываться от оружия и агрессивных игр дома лучше не стоит. Ведь даже в таком случае дети превращают в оружие что угодно: карандаши, палки и даже собственные пальцы.

Советы

  • Избегайте точных копий.Лучше дать ребенку яркий водяной пистолет, чем купить точную копию оружия. Если оружие выглядит ненатурально, дети будут использовать своё воображение.
  • Позаботьтесь о безопасности.Покупайте только те игрушки, которые действительно безвредны для ребёнка и окружающих. Например, у него нет заостренных частей и он сделан из достаточно мягкого материала, и ваш ребёнок может им самостоятельно пользоваться.
  • Следите за игрой. Останавливайте её, как только воображаемый вред становится реальным. Если ребёнок регулярно ведет себя действительно агрессивно: обратитесь к специалисту.
  • Установите правила.Например, договоритесь о том, что не надо целиться в вас или что играть с такими игрушками можно только в ваше отсутствие. Объясните, почему именно вы так к этому относитесь и подчеркните, что это связано только с оружием, а не с ребёнком.
  • Ищите альтернативу.Игра в удовольствие — точка контакта с ребенком. Предложите ребенку вариант «возни», который подошел бы вам обоим. Например, кидаться подушками или бумажными мячиками, играть в «салки» или сражаться на воображаемых мечах. Уверен, что ребёнок это оценит.
  • Говорите об этом. Откровенно обсуждайте с ребёнком, как можно решить конфликт мирно и объясняйте, что такое настоящее оружие: опасное и смертоносное.

А вы покупаете детям игрушечное оружие? Разрешаете агрессивные игры?

Читайте также: