Влияние игрушки на развитие детей раннего и дошкольного возраста

Обновлено: 01.05.2024

Игрушки – специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.
В игрушке присутствует условность изображения предмета. Динамика в игрушке обеспечивается конструкцией, материалами, подвижностью частей, звучанием.
Игрушка, по образному выражению А.С. Макаренко, – «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль. Игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития ребенка.
Многие детские игрушки развивают движения, удовлетворяют потребность детей в двигательной активности, общении. Игрушки с сюрпризом, звучащие, заводные вызывают удивление, неожиданную радость, смешат и забавляют, делают жизнь ребенка счастливее. Игрушки для маленького ребенка – своеобразное окно в мир, они расширяют его кругозор, пробуждают любознательность. Есть игрушки, с помощью которых ребенок решает проблемные задачи, учится самостоятельно мыслить, экспериментировать.
К.Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка – это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. Любимые игрушки учат ребенка доброте, сопереживанию.
Игрушка наряду с детской книгой – первое произведение искусства, которое входит в жизнь малыша. Хорошо оформленная игрушка будит в нем эстетические переживания, прививает художественный вкус.
Игрушки стали частью общечеловеческой культуры.
История возникновения игрушек
Игрушка как специальный предмет игры, как одно из проявлений культуры появилась в ходе исторического развития общества.
Возникновение игрушки в человеческом обществе ученые связывают с развитием трудовой деятельности первобытного человека. С тех древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметов быта, с помощью которых дети осваивали многие жизненно важные действия, способы деятельности. Археологические исследования, литературные источники донесли до наших дней сведения об игрушках древнего мира. В Древнем Египте игрушки делали из дерева, ткани. Сохранились фигурки домашних животных, куклы, мячи.
В античные времена в Греции, Риме игрушки считали важным средством воспитания. Сохранились художественные игрушки из слоновой кости, янтаря, терракоты (куклы, фигурки животных). Было развито ремесленное производство игрушек, которые стали предметом торговли в разных странах. Для развития силы, ловкости производились мячи, волчки, серсо.
На территории Восточной Европы древнейшие игрушки, которые найдены археологами, относятся ко II в. до н. э. Это скифские всадники и повозки из глины. При раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья были обнаружены погремушки, глиняные фигурки, относящиеся к VI-VIII вв. н.э. Образцы древнерусских игрушек (глиняные свистульки, уточки, птички, куколки) найдены в ходе археологических исследований в раскопках Радонежа, Москвы, Коломны. Об игрушках средневековья можно судить по музейным коллекциям, имеющимся во многих странах мира. Сохранились игрушки, предназначенные для представителей знати и их детей. Много игрушек военного содержания (кони в рост ребенка, доспехи, шлемы, щиты, мечи). Обязательным атрибутом каждого состоятельного дома была кукла, которой придавалось магическое значение как хранительнице домашнего очага.
Существовали игрушки и для детей бедноты, но они не дошли до наших дней из-за недолговечности материала, из которого их мастерили (солома, кора деревьев, глина). На Руси игрушки имели серьезное значение. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. Смысл народной игрушки - развить, занять, повеселить, порадовать ребенка. Первые игрушки вешали над зыбкой. Это были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лоскуты, трещотки. А потом ребенок получал мячи, луки, волчки, кубарики, дудки, свистульки, куклы. В летописях, относящихся к XII в., содержится первое упоминание о игрушечном промысле в Новгороде. Расцвет игрушечных промыслов относится к XVI-XVII вв. В этот период получили развитие народная деревянная и гончарная игрушки. Центрами гончарной игрушки стали село Гжель, Дымковская слобода, Каргополь, Тула и др. Крупный промысел деревянной резной игрушки сложился в селе Богородское, вотчине Троице-Сергиева монастыря.
Промышленное производство игрушек началось в немецком городе Нюрнберге в XIX в. Здесь в 1880 г. стали применять штамповку при изготовлении игрушек, что дало возможность выпускать массовую дешевую продукцию.
С развитием промышленности, средств передвижения, техники в целом меняется содержание игрушек, появляются новые виды. Конец XIX - начало XX в. - время развития технических игрушек. Появились разнообразные модели транспортных средств (автомобили, поезда и др.) Очень скоро наряду с механическими устройствами появляются пневматические, магнитные, электрифицированные игрушки.
Со времен Ф.Фребеля большое внимание стали уделять строительным материалам для детских игр. Их выпускалось очень много - разнообразных размеров, конструкций. В 1901 г. в Великобритании создали первый металлический конструктор.
Развитие электронной промышленности открыло новые горизонты в создании сложной детской игрушки. Появились электронные игрушки (на микропроцессорах) с дистанционным управлением, с программируемыми эффектами. Так, в Японии родились и быстро завоевали мировой рынок новые, так называемые виртуальные игрушки. С небывалой скоростью распространяются различные телеигры, компьютерные игры.
На протяжении веков игрушка радикально меняется. Они, прежде всего, касаются производства игрушек: от кустарного к промышленному. С развитием последней создается специальное производство игрушек, которое делает их более дешевыми и ценными в художественном отношении, а также доступными для всех.
Развитие науки и техники влияет на технологию создания игрушек, появляются более совершенные орудия труда, краски и материалы, из которых изготавливаются игрушки.
Под влиянием социальной политики общества и научно-технического прогресса меняется ассортимент игрушек, их качество. Об это свидетельствует появление в наше время компьютерных игрушек и игрушек на космическую тему, куклы Барби. Ассортимент игрушек становится более разнообразным, усложняется. На него оказывает влияние экономическое состояние общества.
Педагогические требования к игрушке
Основное требование к игрушкам определила Н. К.Крупская в статье «Об игрушках для дошколят».
Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки, поскольку от этого во многом зависят характер игры, действия, которые ребенок выполняет, его чувства, переживания. Об этом писала Е.А. Флерина. Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре. Это важное требование, учитывающее такие психофизиологические особенности дошкольника, как потребность в активных действиях, деятельности. Если игрушка такова, что ребенок только созерцает ее, то она не окажет влияния на его развитие.

Предъявляются определенные требования к оформлению игрушки

1 - Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус.
2 - Оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровья ребенка и отвечать ряду гигиенических требований.
3 - В дошкольном учреждении игрушки должны быть соответствующим образом размещены, что требует использования определенного игрового оборудования: шкафов, стеллажей, ящиков, сеток для хранения мячей и т. д.
4 - Для развертывания самостоятельных игр желательно иметь модули, трансформирующуюся мебель-игрушку, сценическое оборудование, подиумы.

Современная педагогическая классификация игрушек, её направленность на гармоничное развитие ребенка
Игрушки так же разнообразны, как и детские игры, поэтому существуют различные классификации игрушек:
- по тематике и видам игр (Е.А. Аркин, Е.А. Флерина),
- по оборудованию игрового процесса и степени их готовности (А.С. Макаренко).
- по возрастам детей,
- педагогическим принципам,
- историческим периодам,
- формам и конструкциям и т.д.
Чаще в современной литературе классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр:
1. Сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки и т.д.). Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры, в этом их основное назначение, отсюда и их название – сюжетные. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт. Среди них особое место занимает кукла – источник разнообразных переживаний малыша.
2. Технические игрушки вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К ним относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины и многие другие. Также технические игрушки делятся: а) технико-сюжетные, демонстрирующие производственные процессы или законы физики, химии и других наук; б) конструкторы, строительные наборы, полуфабрикаты для конструирования и технического изобретательства.
3. Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. Они представляют комплекты деталей разных форм для сооружений и построек. Большими развивающими возможностями обладают конструкторы нового поколения “LEGO”.
4. Дидактические игрушки – это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамидки, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др. К ним относятся и мозаики, настольные и печатные игры.
5. Игрушки для подвижных и спортивных игр предназначены для физического воспитания. Они очень разнообразны. Одни направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (волчки, мячи, серсо, обручи, бильбоке, блошки). Другие способствуют развитию бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки и др.).
6. Театрализованные игрушки – это куклы (театральные персонажи, куклы бибабо, куклы – марионетки), наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам. К ним относятся костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др.
7. Звучащие и музыкальные игрушки. Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх. Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. Это игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звучанию музыкальные инструменты: детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, дудки, волынки, музыкальные шкатулки. Также сюжетные игрушки с музыкальным устройством – пианино, рояль, наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей.
8. Игрушки-самоделки изготовляются самими детьми, родителями, воспитателями. Потребность в таких игрушках возникает в самих видах игр: для театров дети мастерят фигурки “артистов”, элементы декораций; для сюжетно-ролевой игры – “продукты”, “тетрадки”. В основе лежит художественных труд, в ходе которого ребенок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели.

Образные игрушки составляют одну из групп в общей классификации игрушек, но их тематическое разнообразие, огромное значение и влияние, оказываемое развитие личности ребенка, позволили подвергнуть разделению по классам и этот отдельно взятый вид игрушек.
Е.Б. Моложавая делит образные игрушки, учитывая содержание образа: образы людей, образы животных и птиц (домашние, дикие, северные и т.д.), образы транспорта (автомобили, трамваи, поезда и пароходы, и др.), образы природы (цветы, деревья, фрукты, водоемы, и др.), образы быта (посуда, мебель и т.д.); сюжетные игрушки, направляющие детскую игру на отдельные стороны окружающей жизни (природные явления, быт, спорт, техника и т.д.).
С.Л. Новоселова, Г.Г. Локуциевская, Е.В. Зворыгина, Н.А. Реуцкая образные игрушки группируют по основаниям:
- по содержанию образа (куклы, фигурки людей, животных, предметы игрового обихода, театральные, технические, празднично-карнавальные);
- по степени готовности (готовые, сборно-разборные, состоящие из частей и деталей, заготовки, полуфабрикаты для игрушек-самоделок);
- по виду применяемого сырья (деревянные, пластмассовые, металлические, из ткани, резины и др.);
- по величине (мелкие – от 3 до 10 см, средние – 10-50 см, крупногабаритные – соразмерные росту детей в разные возрастные периоды);
- по функциональным свойствам (простые, без подвижных деталей, гидравлические, пневматические и др.);
- по художественно-образному решению (реалистические – передают типичные черты вида, характера объекта, условные – выделяют определенные детали (конь-качалка, конь на палочке), конструктивные – строительный материал, где есть части дома, автомобиля и др.).
Значение игрушек
В результате педагогических исследований, проведенных Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной, С. Л. Новоселовой, Г. Г. Локуциевской, Е. В. Зворыкиной, Н. А. Руцкой и др., было установлено, что игрушкам принадлежит особая роль в развитии детей раннего и дошкольного возраста. При этом, игрушки должны отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Гигиенические требования к игрушкам представлены в СанПин.
Педагогическая ценность игрушки состоит в том, что она служит основным дидактическим материалом для эмоционального, познавательного, речевого, сенсорного, художественно – эстетического развития детей раннего возраста. Поэтому, игрушка должна быть привлекательной для ребенка, доставлять ему радость и удовольствие, формировать верные представления об окружающем мире, побуждать к активной игровой деятельности.
Эстетические требования к детской игрушке являются обязательным условием ее использования в работе с детьми раннего возраста. Внешний вид игрушек способствует появлению первых эмоционально-эстетических оценок, воспитанию художественного вкуса детей. Игрушка должна быть наделена физическими, художественно-образными и динамическими качествами.
Для формирования различных видов деятельности, сенсорных процессов и действий, для психического и физического развития ребенка необходимы игрушки, которые создали бы условия для постоянного стимула детской активности. Такие игрушки, предназначенные для каждого из периодов раннего детства, должны несколько опережать по своим функциональным возможностям уже достигнутый ребенком уровень развития, т.е. вести его через трудности освоения игрушки к следующему уровню развития.
Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно-образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение.
В дошкольном возрасте технические игрушки могут иметь большое значение для формирования умственных способностей, необходимых для любой деятельности человека. Кроме того, средствами технических игрушек можно развивать некоторые специальные способности к техническому конструированию и изобретательству.
Любая игрушка может быть использована педагогом для всестороннего развития детей.
Воспитательное значение игрушек:
- это обязательный спутник детских игр;
- участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребенка;
- отвечают потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными;
- нередко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка;
- приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивают мышление, память, воображение, внимание, вырабатывают выдержку, воспитывают волевые качества;
- помогают воспитанию у детей интереса к труду, пытливости,
любознательности;
- способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, уважения к людям разных национальностей;
- объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий;
- наиболее доступное детям произведение искусства.

В статье приведена краткая характеристика раннего и дошкольного возраста . Подобран список игрушек благоприятно влияющих на развитие детей этого возраста, который включает в себя бизиборд, интерактивную игрушку, ролевые наборы, конструктор (Лего). Сделан обзорный анализ на функционал подобранных игрушек, выявлено влияние на процессы развития ребенка, в том числе психологическое. А также положительные и отрицательные стороны игрушки.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Красаускас Д.П.

Проектирование содержания программ обучения дизайнеров одежды с учетом проблем разработки развивающих игрушек из текстиля для детей с ограниченными возможностями здоровья

THE INFLUENCE OF MODERN TOYS ON THE DEVELOPMENT OF CHILDREN OF EARLY AND PRESCHOOL AGE

The article provides a brief description of early and preschool age. A list of toys favorably influencing the development of children of this age has been selected, which includes a bizibord, an interactive toy, role-playing sets, a designer (Lego). A review analysis was made on the functionality of the selected toys, the influence on the child's development processes, including psychological, was revealed. As well as the positive and negative sides of the toy.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРУШЕК НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРУШЕК НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И

Д.П. Красаускас, студент Научный руководитель: С.С. Петрова

НТГСПИ (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университет (Россия, г. Нижний Тагил)

Аннотация. В статье приведена краткая характеристика раннего и дошкольного возраста. Подобран список игрушек благоприятно влияющих на развитие детей этого возраста, который включает в себя бизиборд, интерактивную игрушку, ролевые наборы, конструктор (Лего). Сделан обзорный анализ на функционал подобранных игрушек, выявлено влияние на процессы развития ребенка, в том числе психологическое. А также положительные и отрицательные стороны игрушки.

Ключевые слова: рынок игрушек, развитие детей, ранний возраст, дошкольный возраст.

Игрушка - это не только способ позабавить ребенка, но еще мощнейший инструмент для его развития. Дети раннего и дошкольного возраста большую часть своего времени проводят именно в игре.

Современные дети живут в совершенно другом мире, нежели их родители. Если 20-30 лет назад среди детей были популярны оружие из палок, плюшевые медведи и каша из песка, то на данный момент рынок игрушек настолько разнообразен, что некоторые родители могут невольно задуматься о влиянии определенных игр на развитие детей. В особенности это касается радионянь, которые используются родителями с самых первых дней жизни ребенка, компьютеров, телефонов и других гаджетов. Что несут с собой эти технические достижения для маленького ребенка? Какие риски и какие возможности?

Главная задача игрушки заключается в активизации детской деятельности. Игрушки можно разделить на три группы в зависимости от того, на какую сферу они влияют:

1. Игрушки, способствующие эмоционально-волевому развитию.

2. Игрушки, способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей.

3. Игрушки способствующие физическому развитию.

Раннее детство приходится на возраст от 1 года до 3 лет. В этот период у ребенка закладывается речь, растет активный и пассивный словарный запас, а также развиваются восприятие, мышление, память, внимание. Восприятие доминирует среди остальных. Это означает, что поведение детей является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает. В этом возрасте зарождается самосознание [1].

Какие игрушки будут способствовать благоприятному развитию на этом этапе? Конечно, о гаджетах, которые родители дают своим детям в этом возрасте, чтобы получить хоть немного свободного времени и заняться своими делами, не может идти и речи. Рассмотрим, несколько современных игрушек для данного возраста.

Бизиборд (рис.1) - очень популярная в последние годы игрушка. Бизиборд представляет собой доску, которая имеет множество элементов, чаще всего это: застежки: шнурки, липучки, молнии, пуговицы; замочки: замки с ключом, дверные цепочки, шпингалеты; счеты; часы; лабиринты; магниты; мозаика с геометрическими фигурами; выключатели, кнопки, розетки; световые и звуковые модули.

Бизиборд развивает мелкую моторику и помогает детям ознакомится с предметами быта. Во время игры ребенок учится правильно использовать те или иные предметы, но важно, чтобы родитель или воспитатель наглядно показал и рассказал для чего нужен тот или иной предмет, например, замок закрывает дверь, выключатель включает и выключает свет, пуговицы для того, чтобы застегивать одежду и т.д.

Бизиборды бывают разных видов:

- Классический бизиборд - «книжка»;

- Классический бизибрд в виде разных животных, машин и т.д.;

Если бизиборд выполнен качественно и правильно, кроме моторики он помогает развивать такие психические процессы как концентрация внимания, усидчивость и терпение; речь (ребенок начинает интересоваться у взрослых для чего тот или иной предмет на бизиборде); восприятие, в особенности наглядно-действенное (взрослый

показал ребенку как застегнуть пуговицу -ребенок повторил и запомнил); внимание (ребенок сконцентрирован на бизиборде, старается самостоятельно разобраться с предметами, которые встречаются в доме; позже может находить эти элементы в собственной комнате); память (обеспечивает запоминание действий, что за чем идет); логику (ребенок поймет, если открыть замок, то можно открыть дверь, если нажать выключатель, то может погаснуть свет, если потянуть за шнурок, то звонок может зазвенеть); воображение (ребенок задумывается, как можно использовать обыденные предметы более интересно); понимание причинно-следственных связей (отодвинул шпингалет - открыл дверь, засунул штепсель в розетку - увидел светящуюся лампочку, нажал на кнопку - услышал звонок). Помимо психических процессов бизиборд помогает пополнить словарный запас за счет определений бытовых предметов, помогает в изучении фигур, букв, счета (если, конечно, в игрушку включены данные детали), а также обеспечивает безопасное знакомство с предметами, с которыми можно столкнуться в быту (знакомство с замками, крючками, розетками и т.д.) [2].

Бизиборд положительно влияет на развитие ребенка раннего возраста, так как именно в этом возрасте дети начинают познавать мир и знакомится с окружающими их предметами.

Достоинство этой игрушки, что ее можно сделать самому дома, но нужно помнить, что при игре ребенок должен понимать причинно-следственные связи, поэтому если есть розетка, то должен быть и штепсель.

Еще одна популярная игрушка в 21 веке - интерактивная. Она отличается от обычной плюшевой игрушки тем, что она может плакать, смеяться, считать и рассказывать сказки, петь песни.

Интерактивная игрушка (рис. 2) поможет ребенку в познании окружающего мира. Она может учить считать, развивать речь (ребенок, играя с игрушкой, начнет повторять ее слова, реплики, пополняя словарный запас, так же может начать общаться с ней), и даже осваивать азы иностранного языка.

Интерактивная игрушка способствует умственному развитию: развивает чувства, эмоции, формирует познавательную деятельность, наблюдательность, любознательность, расширяет кругозор.

Игрушка также развивает логику. К примеру, ребенок поймет, что если положить куклу, то та будет плакать, если взять на руки, то кукла успокоится. Таким образом, можно развивать у малыша понятие причинно-следственных связей.

Интерактивные игрушки помогают ребенку в организации сюжетно-ролевой иг-

ры. Меняя подгузники, купая и переодевая куклу, малыш учится заботиться о других.

Но эта игрушка никогда не заменит общение с родителями и сверстниками, поэтому интерактивную игру нужно чередовать с живым общением. Существенный минус этой игрушки - ее многофункциональность, которая сводит на нет воображение ребенка, что является неотъемлемой частью психического развития ребенка раннего возраста [3].

Дошкольный возраст охватывает период с 3 до 7 лет. В этом возрасте идет перестройка всех психических процессов ребенка и меняется его отношение к миру. Меняется социальная ситуация, ребенок готовится к поступлению в школу. В этот период активно развивается память, воображение. Появляется собственное «Я», т.е. начинают проявляться черты личности. Основной деятельностью в этом возрасте является ролевая игра. Игра должна учить ребенка управлять своим поведением и принимать важные решения [4].

Для возраста 3-7 лет будут эффективными также приведенные ранее игрушки. Бизиборд будет интересен ребенку, если ранее его не было. Интерактивная игрушка поможет с подготовкой к школе: поможет выучить счет, алфавит, расскажет сказки и научит азам иностранного языка.

Одним из лучших вариантов игрушки для дошкольного возраста будет тематический набор для ролевой игры (рис. 3). В современное время таких наборов огромный выбор: больница, магазин, салон красоты, ресторан, строительство и т.д.

Такие наборы могут быть 2-х видов:

1. Полноразмерные наборы, которые ребенок может использовать самостоятельно;

2. Наборы для кукол, где ребенок использует куклу для участия в ролевой игре.

Тематические наборы дают представление ребенку об определенных профессиях, помогают с социализацией (при игре в группе), приучают к ответственности и знакомят с некоторыми жизненными ситуациями.

Огромное влияние тематические наборы оказывают на умственное развитие ребенка: они формируют познавательную активность, развивают исследовательскую деятельность, расширяют кругозор; а так-

же на нравственное развитие ребенка: позволяют накопить опыт положительных нравственных переживаний, развивают такие нравственные качества как гуманизм, патриотизм, коллективизм, трудолюбие, развивают нравственное поведение, а также умение общаться со сверстниками.

Ребенок, используя тематический набор: расширяет свой словарный запас определениями той или иной профессии; развивает коммуникативную сферу; развивает

воображение тем, что придумывает различные ситуации, связанные с темой игры; развивает мышление; учится делать умозаключения, выстраивать логическую цепочку действий.

Минус данной игрушки - ребенку нужна компания для игры, неважно будет это родитель, сверстник или воспитатель. Без напарника игра не будет такой эффективной, она будет оказывать слабое воздействие на развитие ребенка.

Конструктор «LEGO» (рис. 4) - очень увлекательная и развивающая игрушка для ребенка. Если ребенок всем сердцем полюбит данную игрушку, то она может остаться с ним до взрослого возраста в виде хобби.

Конструктор способствует как психическому, физическому, умственному развитию, так и нравственному и эстетическому.

Лего развивает мелкую моторику, креативность, логическое и пространственное мышление, а также внимание, умение планировать, находить решение проблемы. Помимо этого игрушка способствует коммуникабельности, умению выражать свои идеи, работать в команде. Конструктор также развивает целеустремленность, терпение, укрепляет самооценку ребенка [5].

Конструктор «LEGO» имеет огромный выбор наборов. На рынке игрушек он есть как для мальчиков, так и для девочек, есть маленькие наборы, есть стандартные и большие, есть коллекционные выпуски, есть наборы для ролевой игры и т.д.

Огромное количество достоинств у игрушки и один существенный недостаток -

мелкие детали, поэтому ее рекомендуют детям от 6 лет. Но для более раннего возраста можно найти аналоги с большими деталями, например магнитный конструктор, обычный набор конструктора с большими пластмассовыми деталями, деревянный конструктор.

Сделаем вывод. Приведенные в статье игрушки способствуют развитию детей раннего и дошкольного возраста, но эффективность этого воздействия зависит от того как ребенок играет с ними, какое время, кто составляет ему компанию во время игры и какого качества сама игрушка, соответствует ли она функциям, которые должна выполнять. Конечно, все эти игрушки можно найти в электронном варианте, что очень удобно (не нужно тратить деньги на их покупку, не занимает места в доме и т.д.), но осязательные ощущения ребенка не должны ограничиваться одним лишь экраном или компьютерной мышью. Нужно помнить, что именно реальный вариант игрушки будет положительно воздействовать на развитие ребенка.

THE INFLUENCE OF MODERN TOYS ON THE DEVELOPMENT OF CHILDREN OF

EARLY AND PRESCHOOL AGE

D.P. Krasauskas, Student Supervisor: S.S. Petrova

NTGSPI (branch) of the Russian State Vocational Pedagogical University (Russia, Nizhny Tagil)

Abstract. The article provides a brief description of early and preschool age. A list of toys favorably influencing the development of children of this age has been selected, which includes a bizibord, an interactive toy, role-playing sets, a designer (Lego). A review analysis was made on the functionality of the selected toys, the influence on the child's development processes, including psychological, was revealed. As well as the positive and negative sides of the toy. Keywords: toy market, children's development, early age, preschool age.

Автор: Фомина Наталья Павловна
Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле. Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания. Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам. Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения. С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.

Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями. Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнить главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих, растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.

Младшие дошкольники 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.

Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.

Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.

В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки), строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).

Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры.

Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».

Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.

Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.

Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению. Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл. Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать». Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.

Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

Автор: Фомина Наталья Павловна

«Влияние игрушек на развитие детей раннего возраста»"

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле. Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания. Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам. Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения. С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.

Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями. Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнить главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих, растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.

Младшие дошкольники 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.

Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.

Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.

В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки), строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).

Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры.

Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».

Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.

Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.

Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению. Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл. Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать». Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.

Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

Для современного ребенка игрушка – это способ познания реальности. Детская фантазия – безгранична и, порой, из самых примитивных игрушек малыш сможет создать в своем воображения целый мир с увлекательными сюжетными линиями. Главное условие – игрушки должны быть ярких цветовых оттенков, которые привлекают внимание детворы.

влияние игрушек на развитие ребенка

Негативное влияние игрушек на развитие ребенка имеют говорящие игрушки, которые заметно притормаживают процесс речевого развития чада, как минимум на 2-3 года. Во время общения с такой игрушкой ребенок воспринимает себя в роли слушателя, зрителя, но никак не творца собственной реальности.

Если с раннего возраста приучать малыша к использованию всевозможных гаджетов – это негативно скажется на психическом развитии ребенка. Виртуальный мир способствует развитию клипового мышления. В результате, мозг перестает воспринимать новую информацию линейно – в текстовом виде. Именно поэтому вместо планшета или робособаки лучше всего купить ребенку плюшевую игрушку, конструктор или пазлы.

Влияние современных игрушек на развитие ребенка

Большой ассортимент современных детских игрушек на прилавках магазинов приятно удивляет и родителей, и детей. Однако далеко не все игрушки можно покупать своему чаду. Некоторые из них негативно сказываются на воспитании ребенка:

  • Кислотная атака. Многие современные игрушки отличаются яркой цветовой палитрой. Однако «кислотные» оттенки плохо сказываются на сенсорике малышей, вызывая у них раздражение. Это приводит к проявлению ранней детской агрессии, рассеянности.
  • Страшилки. Наличие острых зубов, пугающего взгляда игрушки, больших когтей – все это символизирует страх и ужас. В результате, у ребенка начинают появляться проблемы с психикой, в его внутреннем мире появляются выдуманные монстры, которых ребенок боится.

влияние игрушек на развитие ребенка

Многие современные игрушки предлагают совместить в одном предмете сразу несколько вещей: слоник в виде телефона и на колесиках. Это искажает детское восприятие реальности, деформируя хрупкий чувственный фон малыша.

Виды игрушек

Учитывая влияние игрушек на психику ребенка,выделяют четыре основных типа детских игрушек:

  1. Сюжетно-образные – всевозможные куклы, машинки, самолетики, зверушки и прочие фигурки, прообразы которых существуют в реальном мире. Благодаря таким игрушкам чадо сможет моделировать различные ситуации, способные произойти в жизни.
  2. Развивающие – кубик Рубика, конструктор, пазлы, логические головоломки. Все эти игры объединяет одно – они имеют определенные правила и цели. Это помогает ребенку развивать творческое мышление, логику и быть более усидчивым.

влияние игрушек на развитие ребенка

По мере взросления малыша его коллекция игрушек должна меняться с учетом его пожеланий, творческих и психологических наклонностей.

Требования к игрушкам для детей

Подбирая игрушки для собственного чада, не зависимо от предпочтений и возраста малыша, стоит помнить об одном важном правиле: «игрушка должна способствовать всестороннему развитию ребенку на каждой возрастной ступеньке».

Существует несколько важных требований, касающихся подбора современных изделий:

  • Тематическая направленность, основная суть игрушки. Способствовать развитию могут только те игрушки, которые несут в себе добрый смысл и «подталкивают» чадо совершать действия положительного характера.
  • Динамичность. Такие игрушки побуждают ребенка к разнообразным действиям. Это положительно сказывается на психофизиологических особенностях детей дошкольного возраста.

влияние игрушек на развитие ребенка

Родителям рекомендуется выбирать игрушки из натуральных, гипоаллергенных и безопасных для детского здоровья материалов. Ведь маленькие дети очень часто облизывают игрушки, кусают их (особенно, когда режутся зубы).

На сколько важны игрушки для психологического развития ребенка

Большую половину своего свободного времени ребенок проводит именно с игрушками. Он с ними отправляется на прогулку, в детский сад, проводит свободное время дома. Именно поэтому каждая новая игрушка играет важную роль в процессе психологического развития малыша.

  • Первые шаги – от 1 до 3 лет. В этот период малыш узнает себя, и знакомится с окружающим его миром. Потому важно показывать малышу игрушки, которые создают различные мелодии, яркие и реалистичные модели.
  • Дошкольный возраст – от 3 до 7 лет. Это один самых важных этапов в развитии каждого чада. В таком возрасте ребенок в полной мере чувствует свою самостоятельность и испытывает желание в ее самореализации. В качестве
  • игрушек используют: куклы, машинки, разноцветные кубики, пирамидки, конструкторы.

влияние игрушек на развитие ребенка

Помните о том, что развитие ребенка осуществляется не тогда, когда он отрабатывает определенные умения, а когда он учится самостоятельно принимать решения.

Читайте также: