Влияние игрушки на развитие ребенка курсовая

Обновлено: 20.05.2024

Игрушка как средство психического развития ребенка.Игруш­ка возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Игрушка — предмет, служащий для забавы и развле-

чения, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка.

Как уже говорилось выше, еще в младенчестве ребенок получает погремушки, которые определяют содержание егоповеденческой активности, его манипулирования. Подвешенные перед его глазами игрушки он внимательно разглядывает, что упражняет его восприятие (происходит запечатление форм и цве­тов, возникает ориентировка на новое, появляется предпочтение).

В раннем возрасте ребенок получает так называемые автоди­дактические игрушки (матрешки, пирамидки и др.), которые несут в себе условия развития ручных и зрительных соотносящих действий. Развлекаясь, ребенок учится соотносить и различать формы, размеры, цвета.

В этом же возрасте он получает множество игрушек-заместителей реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда, игрушечная мебель), машин и др. Через подобные игрушки ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями.

Многие игрушки современных детей имеют исторических прародителей, которые возникли на определенном этапе развития человечества. Уменьшенные лук и стрелы, бумеранги, ножи и пр. имели у древних народов особое назначение. Они обучали ребенка, готовящегося к будущей жизни, конкретным орудийным действиям. В наше время эти предметы превращены в свое­образные игрушки, которые, с одной стороны, как бы сохраняют функцию предмета-прародителя (лук пускает стрелу, стрела летит по назначению и при условии меткого глаза и послушных рук ударяет в цель; бумеранг возвращается; нож режет и т. д.), но, с другой стороны, они уже не служат настоящими орудиями (игрушечный лук не имеет достаточной упругости, чтобы придать стреле большую скорость и силу удара, игрушечная стрела имеет тупой конец, чтобы предостеречь детей от несчастных случаев, бумеранг также превращен в забаву — игрушку на ловкость, игрушечный нож не имеет острого лезвия, не может резать предметы с плотной фактурой). Игрушки-копии реальных орудий имеют совершенно иные функции, чем сами орудия. Они служат для развития у ребенка не частных профессиональных качеств, а некоторых общих качеств, например меткости, ловкости. Те же функции исполняют игрушки, происшедшие из ритуальных предметов (например, мяч и др.).

Игрушки-копии предметов, существующих в быту взрослых, приобщают ребенка к этим предметам тем, что ребенок познает их функциональное назначение, что помогает ему психологически войти в мир постоянных вещей.

Помимо игрушек, созданных специально для детской игры, в качестве игрушек часто используются различные бытовые предметы (пустые катушки, спичечные коробки, карандаши, лоскутки, веревочки и пр.) и так называемый природный материал

(шишки, веточки, щепочки, кора, сухие корни и пр.). Взрослыйподсказывает ребенку возможность использования подобныхпредметов в качестве заместителей реальных предметов.

Большинство из перечисленных предметов может быть исполь-ювано по-разному в зависимости от сюжета игры и ситуативных [адач; в игре эти предметы выступают как полифункциональные. Они, выступая в качестве заместителей многих предметов, помогают ребенку уже в трехлетнем возрасте овладеть действиями смещения. Если ребенок, получая в руки предмет с закрепленной 1,1 ним функцией, действует с ним в соответствии с этой функцией I! затрудняется использовать этот предмет по другому назначению. го, получая полифункциональный предмет, он легко использует его В качестве множества других предметов, которые он замещает.

Игрушки как средство воздействия на нравственную сторону личности ребенка.Особое место среди игрушек занимают куклы и изображения животных — мишки, зайцы, обезьяны, кошки и др. Первоначально ребенок выполняет с куклой только те юйствия, которые ему показывает взрослый: качает куклу, возит §е и коляске, кладет в кроватку. Это прежде всего подражательные действия, а не изображение отношений взрослых. В дальнейшем нфослый предлагает ребенку куклу или игрушечную зверюшку как объект для эмоционального общения. Ребенок учится покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во псех ее кукольных перипетиях, которые ребенок сам создает в своем поображении на основе собственного опыта. Ребенок, играя с куклой или игрушечной зверюшкой, учится рефлексии, эмоцио­нальному отождествлению.

Кукла имеет особое значение для эмоционального и нрав­ственного развития ребенка. Благодаря воле и воображению ребенка она «ведет» себя исключительно таким образом, как это нужно в данный момент ее хозяину. Она умна и послушна. Она ласкова и весела. Она строптива и упряма. Она лгунья и неиспра-иимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла — заместитель идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в кукле или игрушечном любимом звере возникает не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка — не только дочка или сынок. Кукла — объект для общения во всех его проявлениях, партнер по общению в игре ребенка.

У каждого ребенка устанавливаются" особые отношения со пюей куклой или зверюшкой. За годы детства каждый ребенок по-пюему привязывается к своей игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств.

2,4,27. Андрюша X. В Москве зашли в «Детский мир» посмотреть, нет ли мишек. Лпдрюша первым увидел мишек на прилавке: «Мама, смотли, вонь мой миша сидит. Навай его сколее!» У мальчика была непоколебимая уверенность, что там его

2,9,11. Последнее время дети избрали для игры актуальную для них сейча тему: лечение. Близнецы четко повторяют над куклами все действия, какие мь обычно совершаем с простуженными малышами. Отрывают кусочки бумажю и предлагают их поочередно игрушкам (мишкам, слону, зайке, кукле Танечке I даже Айболиту).

«Пей таблетки!» — приказывают они. Манипулируют пипетками, закапывай» куклам в носы. Андрюша не довольствуется этим лечением. Он всем подряд делао укольчики (карандашом), используя давнишний личный опыт. Кукол утешает: «Н плачь. На здоловье».

Постепенно у мальчиков развивается особое отношение к мишкам. Он ложатся спать только с мишками. На ночь укрывают их своими одеялами, оставл ют для них часть подушки. Каждый сообщает своему мишке что-то доверительн Андрюша любит играть с мишкой на равных, как с напарником, в другие игрушк Иногда мишка с помощью Андрюши разговаривает человеческим голосом с окр жающими людьми.

Шестилетний Андрюша знакомит взрослого друга со своим мишкой.

Андрюша. Смотри, Антон, наша комната. А это все мое. Вот мои игруш Вот новый вездеход. Вот мой любимый мишка. Познакомься с ним.

— Здравствуй, мишка,— сказал Антон.

— Здравствуй,— сказал мишка Андрюшиным голосом.

— Тебя, мишка, как зовут?

— Меня зовут Мишка,— сказал мишка Андрюшиным голосом.

— Мишка и все? — спросил Антон.

Мишка и все. Андрюша был маленький, когда я у него появился. И он т меня назвал,— сказал мишка Андрюшиным голосом. (По материалам В. С. Му, ной.)

Большое влияние на эмоциональное отношение к игрушке оказывает фактура материала. Дети избирательно относятся к игрушкам, изображающим одно и то же животное, но с раз­ной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вызывают положи­тельные эмоции, стимулируют ребенка на игру. Шершавые, холодящие материалы не всякий ребенок готов принять как фактуру любимой игрушки. С помощью правильно подобранной фактуры игрушки у ребенка легче вызвать к игрушечной зверюшке положительные эмоции: доброжелательность, сочувствие и сора-дость.

Наблюдения показывают, что ребята очень любят играть с мягкой игрушкой. Сажают такую игрушку вместе с собой во время обеда, ложатся вместе с ней спать, во время просмотра диафильмов сажают на колени. Играя в различные игры (пароход, поезд), обязательно берут с собой медведей, собак, Чебурашек, хотя в группе есть и другие игрушки.

С детьми индивидуально проводился специальный эксперимент. Перед ребенком на столе ставили трех игрушечных кошек, сделанных из разного материала: первая — мягкая, пушистая (приятный на ощупь искусственный мех), вторая — пластмассо­вая, фактурно теплая, третья — резиновая, холодная, в тальке. Все игрушки были одинакового размера.

Ребенку предлагали прослушать сказочку про хорошенькую кошечку Салли:

«На улице было холодно и сыро, солнце скрылось за тучами, и начался дождь. Хорошенькая кошечка Салли бродила по улицам, потому что дома у нее не было.

Спала она где придется и ела то, что попадется. Салли промокла насквозь, ей было холодно и хотелось найти уютное сухое местечко, где можно согреться и отдохнуть. Вдруг она заметила открытую дверь и неслышно проскользнула в нее. Это был невысокий темный сарай. Только хорошенькая Салли устроилась поудобнее и задремала, как услышала урчание: «А ну, брысь отсюда! Уходи! Это мой дом и я здесь хозяин. Все кошки подчиняются мне — великому Дику!»

Салли увидела злого кота, который прыгнул прямо на нее и первым ударом сбил ее с ног, вторым — покатил по полу. Удары сыпались один за другим, и очнулась бедняжка Салли только на улице.

Тут-то и нашел ее верный Том, кот, живущий недалеко в заброшенном пустом
доме. Он помог Салли подняться и привел ее в свой дом. Здесь было тепло и сухо.
Верный Том уступил бедняжке Салли свою постель и осторожно вылизал ей бока,
спинку, лапки и нос. Салли заснула. »

Когда она открыла глаза, было уже утро. Она огляделась и не увидела рядом Тома. Она испугалась, что снова осталась одна без поддержки и защиты. Но в это время в сарай вбежал верный Том, держа в зубах кусоК колбасы. Салли была очень голодна, она вспомнила, что последний раз ела только вчера днем. Том положил к ее лапкам колбасу. Салли принялась за еду. Она с удовольствием съела бы все, но, съев половину, другую оставила Тому. Потом они отправились на прогулку в парк. Там была Чудесная зеленая полянка, на которой они весело играли. Хорошенькая Салли придумала очень интересную игру: они прыгали, кувыркались, догонял^ друг друга.

В самый разгар веселья появился злой Дик, тот, который прогнал бедняжку Салли. Он громко замяукал: «Это моя полянка, а вы уходите отсюда!»

Глаза его зло блестели, хвост воинствующе раскачивался из стороны в сторону. Дик увидел хорошенькую Салли и возмущенно спросил: «И ты здесь? Я же тебя так отлупил вчера, что думал ты больше и не встанешь! Сейчас я тебя проучу!»

В эту минуту верный Том бросился на защиту Салли. Он грозно замяукал и прыгнул на Дика.

Эта схватка была страшной, но не долгой. Том победил и был вознагражден дружбой Салли».

После того как ребенок прослушал сказочку, ему предлагалось выбрать из трех игрушечных кошек ту, которая будет Салли, ту, которая будет Томом, и ту, которая будет Диком. Оказалось, что подавляющее число детей предпочитает мягкую, пушистую игрушку и менее прочих — резиновую. Для Салли большинство детей выбрало пушистую, меховую игрушку, для Тома большинство выбрало пластмассо­вую игрушку, для Дика большинство детей выбрало резиновую игрушку. (Из материалов М. А. Разбаш.)

Важное значение имеет также соотношение пропорций головы и тела игрушки. Установлено, что определенное соотношение пропорций игрушки вызывает покровительственное отношение. Укороченный овал лица куклы или мордочки зверюшки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза — такие признаки облика игрушки, которые вызывают у ребенка прилив нежных чувств.

Куклы — копии человека имеют разное предназначение в игре.

У традиционной, «прекрасной», куклы большие глаза, обрам­ленные длинными ресницами, коротенький носик, маленький яркий рот. Обязательно роскошные (белые, золотые, рыжие, черные) волосы. Такая кукла получает имя от своей хозяйки — маленькой девочки. «Прекрасная» кукла может быть дочкой, принцессой, мамой. В «прекрасную» куклу играют в основном девочки.

У характерной куклы (это кукла-мальчик или кукла-девочка) выражены определенные человеческие качества: наивность, глу­пость, озорство и т. д. Эта кукла несет в себе характерологическую заданность, которая часто определяет разыгрывание сюжета.

5. Зак. 795 В. С. Мухина

Куклы — герои народных и авторских сказок, мультфильмов и т. д. также характерны по своей внешности (Буратино, Чебу­рашка, Белоснежка и др.), но они несут в себе заданность образа поведения,стабильную нравственную характеристику, несмотря на меняющиеся сюжетные линии в игре. Такие куклы как бы тре­буют от ребенка эталонного поведения. Поэтому Буратино и Белоснежка всегда хорошие, добрые, справедливые и честные, а Карабас и Колдунья плохие, злые, несправедливые и лживые. Интересно, что в самих сказках положительные герои не несут в себе всего множества положительных черт, которые ребенок затем им приписывает, так же как и отрицательные герои не имеют большого набора негативных черт. Благодаря тому что куклы — герои сказок несут в себе эталонность нравственного облика, ребенок сосредоточивает на ней весь свой моральный опыт и проигрывает сюжеты с проблемными ситуациями межличностных отношений. Характерные куклы, куклы — герои сказок любимы не только девочками, но и мальчиками. Любимая игрушка учит ребенка доброте, способности идентифицироваться с куклой, с природой, с другими людьми.

Отдельно надо сказать о так называемых агрессивных игрушках, цель которых — воспитать у ребенка садистские наклон­ности. Так, в некоторых капиталистических странах создаются многочисленные наборы комнат ужасов, маленькие гильотины, электрические стулья и прилагаемые к ним куклы-жертвы. Такие игрушки предназначаются якобы для того, чтобы помочь ребенку изжить «врожденную» агрессивность. Однако разре­шенные упражнения ребенка в насилии, хотя бы и в игровой форме, могут сформировать холодную отчужденность, снять человеческое табу на жизнь и личное достоинство человека, сформировать отношение к другому человеку как к безличному, не имеющему ценности существу.

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Влияние современной игрушки на развитие личности ребёнка СодержаниеВведение

1. Возникновение и историческое развитие игрушки

Игрушка – элемент культурыНародная игрушкаСовременная игрушка

2. Психолого-педагогические исследования проблемы влияния игрушки на развитие личности ребёнка

3. Современные подходы к использованию игрушки для формирования личности ребёнка

Литература Введение Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми надлежит ребенку.

Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.

Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Н.К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития. Менджерицкая Д.В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.

Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Как говорила известный психолог Урунтаева Г.А., что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра и как ее средство – игрушка. С помощью которой дети узнают о цвете, форме, объеме, социальных ролях, быте, природе.

Сейчас, широко рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. Таким образом, она зловредно влияет на психику и здоровье детей.

В моей работе поставлена цель выяснить, как игрушка влияет на психическое развитие ребенка, и как правильно ее нужно выбирать и использовать.

Предмет исследования: Роль игрушки в психическом развитии ребенка от рождения до 4-х лет.

Цель исследования: определить влияние игрушки и ее назначение в психическом развитии.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной программе.

2. Раскрыть сущность понятий «игра», «игрушка», «психическое развитие».

3. Изучить краткую историю возникновения игрушки.

4. Определить виды и назначение игрушек.

5. Рассмотреть психолого-педагогические исследования проблемы влияния игрушки на развитие личности ребёнка

6. Определить современные подходы к использованию игрушки для формирования личности ребёнка

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Игрушка как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста

Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это способствует развитию познавательных процессов.

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия, с которыми надлежит ребенку.

Игрушка важна для развития личности ребенка. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых.

Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.

Н.К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.

Менджерицкая Д.В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.

Как говорила известный психолог Урунтаева Г.А., что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. Для этого педагогу надо знать, как использовать игрушку в качестве средства психолого-педагогической работы.

Цель курсовой работы: теоретически обосновать значение и взаимосвязь игры и игрушки, раскрыть методическое влияние игрушки на развитие ребенка.

Объект исследования: ребенок дошкольного возраста.

Предмет исследования: Игрушка как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.

Цель исследования: изучение игрушки как средства всестороннего воспитании детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2. Раскрыть сущность понятий «игра», «игрушка».

3. Изучить краткую историю возникновения игрушки.

4. Определить виды и назначение игрушек.

5. Изучить особенности подбора игрушек для разных возрастных групп в детском учреждении.

1. Теоретические основы влияния игрушки на всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста

1.1 Значение игрушки в жизни детей

Значение игрушек в жизни нашего малыша переоценить невозможно, ведь именно игра – основная деятельность вашего ребенка.

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Выпускная квалификационная работа

Игрушка как средство развития восприятия детей старшего дошкольного возраста

Глава 1 Теоретический анализ литературы по теме особенности восприятия старших дошкольников

1.1 Понятие восприятие

1.2 Виды восприятия

.3 Особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста

Глава 2 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития восприятия у старших дошкольников с помощью игрушки

.1 Краткая история возникновения игрушки

.2 Виды и назначения игрушек для детей дошкольного возраста

2.3 Влияние игрушки на восприятие детей старшего дошкольного возраста

Глава 3 Экспериментальная часть

.1 Условия проведения исследования

.2 Констатирующий эксперимент

.3 Формирующий эксперимент

.4 Контрольный эксперимент

Используемая литератураВведение Игрушка возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Игрушка - предмет, служащий для забавы и развлечений, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка.

Рассматривая игрушку, играя с ней, у ребенка развивается восприятие. Это один из ведущих познавательных процессов дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию: объединяет свойства предметов в целостный образ.

Правильное представление о действительности обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности, адаптацию в любой новой обстановке, уверенность ребенка в себе и высокий уровень активности, ускоренное физическое и психическое развитие.

Цель данной работы заключается в определении способов использования игрушки для развития восприятия детей старшего дошкольного возраста.

· Уточнить особенности развития восприятия детей старшего дошкольного возраста.

· Изучить способы использования игрушки в старшем дошкольном возрасте.

· Разработать и реализовать систему занятий по развитию восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

· В ходе учебно-исследовательской деятельности определить возможности игрушки для развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов. А ведь в будущем ребенок должен войти в наше общество психически и физиологически здоровым человеком.

Игрушка важна для развития личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.

Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и

Хорошо организованная игра – это хорошо организованный досуг ребенка. Современные дети очень изменились и игрушки стали другие, но игра продолжает оставаться ведущей деятельностью в периоде детства. И это самое главное! Ведь игра дает ребенку все самое главное – знания, умения, навыки и всестороннее развитие!

Актуальность: В наше время на прилавках магазинов можно увидеть большое разнообразие красивых и интересных игрушек, которые сделаны, как правило, на фабриках. Но эти игрушки не несут такого тепла души от их создателей, как игрушки, сделанные своими руками. Поэтому мы считаем, что в наше время дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Нам стало интересно, а какие игрушки были раньше, с чего началось развитие игрушки, можно ли сделать современную игрушку своими руками? Как человечество не может существовать без детей, так дети не могут существовать без игрушек.

Это побудило к работе над исследованием, которое мы назвали «Влияние игрушек на современных детей».

выяснить, какую роль играют игрушки в жизни детей;

Узнать историю возникновения игрушки.

Найти и изучить литературу по исследуемой теме

Проследить изменения игрушки на протяжении истории;

показать достоинства и недостатки современных игрушек;

исследовать и проанализировать отношение детей к игрушкам

Объект исследования: игрушки.

Предмет исследования: процесс изготовления игрушки.

Методы работы:

1.Анализ статей и энциклопедий, книг, журналов по исследуемой теме.

3.Поиск информации в сети Интернет

История игрушек

Археологи находят в раскопах древних поселений разнообразные фигурки в форме животных и людей. Однако многие учёные считают, что это совсем не игрушки неандертальцев, а предметы различных древних культов. Это были игрушки из металла, кости и глины. Известно, что куклы тоже появились в глубокой древности. Самым древним египетским куклам около 4000 лет. Их вырезали из тонких дощечек и раскрашивали геометрическим орнаментом, символизирующим одежду. Интересен тот факт, что эти куклы служили не детям, а были связаны с различными формами религий той культуры.

Самый древний вид деревянной русской игрушки называется «ПАНКИ». Их изготавливали умельцы в северных деревнях России вплоть до начала 20 века. Название произошло от корня «ПАНГ», что переводится «СТВОЛ», ведь игрушки изготавливали из дерева. Они сильно напоминали древних языческих идолов, которым поклонялись северные племена о приходе христианства. Панки выполнялись схематично, передавая только образ птицы, зверя или человеческой фигуры, без прорисовки мелких деталей. Они словно наборы легко, будили воображение малышей, развивали фантазию, позволяя выразить множество различных образов с помощью одной единственной фигуры.

Тогда игрушка была больше чем игрушкой. Она была культовой вещью. Вы знаете, что наши предки были темными людьми и повсюду им мерещились боги. Поэтому первые игрушки тоже означали богов. Женская фигурка - богиню земли, коник - бога солнца, птицы - воздух. А мужских фигурок почему-то вообще не было. Зато наши прародители очень любили животных. Петухи, индюки, собаки, кони, медведи - вот во что тогда играли ребятишки. Делали игрушки обычно размером с ладонь. Чтобы уж взять так взять.

Игрушки, употребляемые детьми простого народа, в России немногочисленны. В некоторых областях детских игрушек в крестьянском быту почти не существовало. Для игры им служили деревянные крашеные яйца, ложки, баночки, нож, гвоздь, камни и так далее. Однако по книгам и со слов старых людей нам все-таки известны некоторые простонародные игрушки.

1.2. Игрушки из дерева и глины

Так появились деревянные игрушки… На Руси они были очень популярны. Не нужно было быть специалистом по дереву, чтобы изготовить из куска мягкой древесины небольшую фигурку, с которой дети будут с удовольствием играть. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времён, стали основным народным промыслом.

Народный промысел зародился под влиянием Троице – Сергиева монастыря – одного из крупнейших центров художественных ремёсел Московской Руси ещё 350 лет назад. Традиционная богородская игрушка – это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.

И так очень скоро деревянные игрушки стали делать подвижными, и так появились кузнецы, по очереди бьющие молотом по наковальне, курочки, клюющие зёрна, фигурки зверей с двигающимися головами и лапами.

Ещё до изобретения гончарного круга стали лепить глиняные фигурки.

Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. Небольшие раскрашенные фигурки из обожжённой глины понравились детям и со временем превратились в народный промысел. В каждой местности изготавливали разные игрушки: для одних была характерна роспись яркими красками, другие оставались почти не закрашенными, третьи представляли собой свистульки, а четвёртые – погремушки. Самыми известными глиняными игрушками являются дымковские и филимоновские. Так, глиняные игрушки сохранились до наших дней. Они до сих пор имеют красивый , эстетический вид.


1.3. Крестьянская игрушка

1.3.1.Куклы – обереги

Первыми куклами на Руси были куклы-обереги. Славяне верили, что они способны защитить людей от болезней и злых сил, поэтому обереговые куклы стояли на самом видном месте в каждом доме. Но обереговые куклы так и не стали национальной игрушкой, зато передали некоторые свои черты тряпичной кукле.

1.3.2.Тряпичные игрушки

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Лица им либо вовсе не рисовали, либо ставили точки вместо глаз и рта. Первую куклу для девочки обязательно должна была сделать мама, а в 7-8 лет девочки и сами начинали делать кукол для своих младших братишек и сестренок.

С 7-8 лет дети начинали помогать родителям по дому и в поле, но с куклами не расставались, всюду брали их с собой. Особенно нарядные куклы могли переходить из поколения в поколение, передаваясь от матери к дочери. Куклы были не только девичьей забавой. Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким.

Верили что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

1.4. Игрушки 19 -20 века

На протяжении следующих столетий производители игрушек стали делать свои деревянные творения более сложными и детализированными. Деревянные макеты зданий — кукольные домики и театры в 19 веке были очень популярны, также как и деревянные солдатики. Многие деревянные игрушки, такие как, например, всем известный «Джек в коробочке» (коробочка с выскакивающей фигуркой), раскрашивались вручную яркими красками. Деревянные поезда, также как и грузовики, были одними из самых продаваемых игрушек того времени. На первых этапах деятельности, на фабриках головы кукол делали из прессованного или формованного фарфора, но к концу 19 века в производство была внедрена новая технология – метод литья, что значительно удешевляло и ускоряло производство. Тогда же были внедрены крепления в зоне запястья, и у большинства кукол появился приоткрытый рот. Лица кукол стали выразительными. В конце 19 века в моде были густые, длинные и пушистые брови, костюмы с жакетами строго покроя. Туловища кукол начинают делать из гуттаперчевого материала, позволяющего менять положения тела кукол.

В начале 20 века стали выпускать особых кукол из фарфора, покрытого глазурью. После первого обжига фарфор расписывали, покрывали глазурью и обжигали повторно. В это же время появляются японские куклы, привлекающие экзотической красотой и богатством нарядов.

Постепенно на смену механическим игрушкам приходят великолепные заводские куклы.

1.5. Современная кукла

Современная классическая кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и цветёт румянцем. Её одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением “Барби” в кукольном мире произошёл

переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. “Барби” завораживает и очаровывает. Продажи куклы Барби считаются самыми высокими в сравнении с реализацией других игрушек.

Руд Хендлер, одна из совладельцев компании “Маттел”, увидела,

как её дочь Барбара играла с картонными фигурами – трафаретами. Девочка надевала на них наряды, которые соответствовали тем или иным ролевым ситуациям. Так у Хендлер родилась идея выпустить куклу не в старом образе младенца, а придать ей облик взрослого человека. У такой куклы может быть своя профессия, свой уклад жизни. Стало быть, новой кукле потребуются праздничные наряды, повседневная одежда, бытовые предметы и т. д. Но для начала кукле нужно было найти образ и скоро дизайнеры пришли к заключению, эта кукла должна отражать модные тенденции. Так появилась всеми потом известная Барби.

Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что её внешние данные отвечали их представлению об изящном и прекрасном.

Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для неё надо

приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга и так до

бесконечности. Барби – продукт общества потребления. Она очень красива, но бездушна. Для американцев не имеет значение, что у неё нет души. Взрослые создают для детей всё новых кукол. Сейчас компания “Менли Той Квест” разрабатывает куклу нового поколения – Синди Смарт, это усовершенствованная Барби. Кукла способна видеть с помощью встроенной камеры и распознавать предметы. Кроме того, Синди Смарт оснастят микрофоном и системой распознавания речи: она сможет разговаривать на 5-ти языках. В её память заложат большое количество программ.

Такие длинноногие красотки и дальше будут очаровывать детей. Так через вроде бы безобидную куклу нам навязывается идеология общества потребления и американский образ жизни. Но такая кукла не вызывает добрых и искренних эмоций. Играя с такой игрушкой, ребёнок сам превращается в бездушную куклу.

1.6. Сравнение традиционной народной игрушки

с игрушкой массового производства

Достоинства.

Традиционные

1.Была "безликой",что позволяло детям мечтать и фантазировать

Её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с неё не снимали

2.Быстрое изготовление, она была индивидуальна в своем роде больше не повторялась.

2. Тряпичные куклы были однодневками.

Современные

1.У современных детей очень большое разнообразие игрушек: на любой вкус и цвет.

1.При наличии большого разнообразия игрушек притупляется творческая фантазия для придумывания игр. Частая жалоба современного ребенка: "Нечем заняться "

2.Сейчас много именно развивающих игрушек: логических, творческих, обучающих

2.Современные дети часто, обложенные дорогими игрушками, получают меньше родительского внимания и общения. Родители в условиях этого времени большее внимание уделяют заработку на достаток, чем времяпрепровождению с собственным детем.

3.Почти у каждого ребенка есть по несколько спортивных инвентарей: велосипед, коньки, лыжи, ролики, самокат. Раньше было велосипедов несколько на двор - и катались по очереди.

3."Компьютерная болезнь", плохо влияющая на здоровье ребенка.

Многие современные дети живому общению предпочитают компьтер, что приводит к неумению общаться.

Глава 2. Исследовательская работа

2.1.Мои исследования

Мы посмотрели стандартный ассортимент игрушек в магазинах города и выяснили следующее: на прилавки наших магазинов преобладают игрушки из Китая. Они пользуются большим спросом. Покупателей привлекает яркое оформление и небольшая цена, но часто в их состав входят опасные для здоровья вещества. Аллергические реакции и болезни органов дыхания - это лишь начало перечня заболеваний, которые угрожают ребенку. Так как у меня недавно родилась сестра, мне хотелось бы отгородить ее от этих игрушек и заменить их наиболее качественными игрушками, которые можно сделать своими руками из натуральных материалов.

2.2. Анкетирование учащихся

При работе по данной теме мы взяли интервью у прабабушки и прадедушки, бабушек и дедушек. На вопрос, «Какими игрушками они играли в детстве?» бабушки и дедушки ответили так: « Игрушек было мало. В основном делали игрушки своими руками из подручных материалов.

Кроме этого мы провели анкетирование среди детей детского сада № 22, учащихся начальной школы по следующим вопросам:

Много ли у тебя игрушек?

Тебе игрушки подарили или ты сделал их сам?

Какая у тебя самая любимая игрушка?

Какие у тебя любимые игры?

Согласен ли ты с тем, что компьютерные игры лучше, чем детские игрушки?

Как твои родители относятся к играм на компьютере?




В ходе проведенного исследования на вопросы анкеты дети дали, следующие ответы: игрушек у них много, в основном им их подарили. Самой любимой игрушкой является телефон или компьютер. Любимые игры – компьютерные. Многие дети согласны с тем, что телефон и компьютер лучше, чем детские игрушки. В результате проведенного анкетирования большинство детей среди игрушек, общения со сверстниками и компьютерами выбирают бездушную машину. Детям был задан вопрос о том, как родители относятся к их играм на компьютере. В результате ответ был практически один - многие родители запрещают детям компьютер, боясь за здоровье детей, и лишь не многие родители разрешают неограниченный доступ к нему

Конечно, пользователи компьютера подвергаются излучению от монитора, происходит нагрузка на зрение, компьютерные игры воздействуют на психику, после долгого сидения за компьютером искривляется позвоночник, у ребенка возникает быстрая утомляемость. Но следует отметить, что компьютерные игры развивают у ребенка быстроту реакции, мелкую моторику рук, память и внимание, логическое мышление. На самом деле компьютер может принести только пользу если правильно подойти к решению проблемы компьютеризации. Тут все дело в чувстве меры и в правильно обустроенном рабочем месте

Мы выяснили: что своими руками делали игрушки - 80%; не делали своими руками игрушки - 20%.

Из тех ребят, кто делал игрушку своими руками, понравилось в нее играть - 80%, не понравилось - 20% ребят.

По итогам опроса мы сделали вывод, что большинство ребят, которые делали игрушку своими руками, нравилось с ней играть.


Игрушка — предмет, предназначенный для игры, которая имеет большое значение в жизни ребёнка. Одна из функций игрушки – развитие определённых навыков у ребёнка и приобщение к миру взрослых. Игрушки развивают воображение, учат детей общаться с миром – быть родителями, заботиться об окружающих людях и животных и многому другому из того, что понадобиться им во взрослой жизни.

Изучая материалы книг по истории, мы открыли для себя удивительный мир игрушки. Нам было очень интересно узнать какие игрушки существовали в старину и какие игрушки есть сейчас.

В ходе исследования мы взяли интервью у взрослых и провели анкетирование среди детей детского сада №22, учащихся начальной и средней школы ГБОУ Гимназии и по результатам выяснили, что сейчас пришла эра компьютерных игр, которые уводят детей от реального контакта со сверстниками. Родителям следует ограничить доступ ребенка к компьютеру. Чем позже ребенок научится пользоваться компьютерной мышкой – тем лучше. Взрослым необходимо помнить, что пользы от компьютерных игр, даже развивающих, гораздо меньше, нежели игра в игрушки, особенно сделанные своими руками.

Мы предлагаем вспомнить игры, которые составят конкуренцию своим виртуальным собратьям и вернут детям мир реального общения, движения, смеха, азарта. Родителям следует осознано подходить к выбору игрушки. Идеальная игрушка предполагает участие ребенка в ролевых играх, творчестве, развивает мышление и воображение и не навязывает ему негативный шаблон поведения.

В заключении следует отметить, что у каждого времени своя игрушка и нам хочется, чтобы интерес к игрушкам прошлого и настоящего не угасал у детей.

Таким образом, гипотеза, которая была выдвинута первоначально, подтвердилась. Своими руками можно сделать замечательные современные игрушки.

Цель проекта достигнута: мы выяснили, какую роль играют игрушки в жизни детей.

Совсем не обязательно просить родителей купить игрушку в магазине, оказывается можно самой изготовить такую же из натуральных материалов, которая будет близка к душе.

Ребенку для счастья и хорошего настроения просто необходимы яркие, позитивные эмоции, чем и послужат изготовленные ими игрушки.

Список литературы

Ефимова А.В. Сделаем игрушки сами: альбом игрушек – самоделок. М. Малыш, 1970.

Петухова В.И., Савельева Л.М., Ширшикова Е.М. Мягкая игрушка. М.: «Ступень», 1995.

Молотоборова «Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие. - М.: Просвещение, 1990

Ганзикова Г.С. История игрушек/Г.С. Ганзикова, Н.Р. Мавлютова//Мир библиографии. – 2000г.

Русская игрушка. : Советская Россия 1987.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки / Авт. Сост. Н. Г. Юрина. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ЗАО «Издательский дом «Семейная библиотека», 1999

Читайте также: