Влияние на здоровье детей некачественной игрушки гигиена

Обновлено: 28.04.2024

Можно ли представить жизнь ребенка без игрушки? Родители стараются порадовать, удивить, выполнить желание чада, купив эту забаву. Понимают ли родители, насколько серьезно надо подходить к этому вопросу, и как важна роль игрушки в развитии детей?

Хорошая игрушка оказывает огромное влияние на развитие способностей, эмоционально-нравственной сферы, познавательных процессов. При игре активизируются: воображение, внимание, память, мышление. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному, эстетическому воспитанию детей и соответствовать их возрасту. Важно знать различие между полезными и вредными игрушками.

Куклы необходимы как для девочек, так и для мальчиков. Пропорции куклы должны напоминать ребенка, а не сформированное тело взрослого человека. Кукла – пупс является прообразом младенца, и игры с нею вызывают у ребенка желание кормить, нянчить, укладывать спать, лечить, ограждать от разных бед.

У мальчиков, игра с пупсом развивает такие качества, как: мужественность, ответственность, заботливое отношение к окружающим. У девочек формируется чувство любви, материнства, желание создавать и поддерживать семейный очаг

Дети переживают со своей куклой различные события, происходящие в их жизни. В моменты разочарований ребенок обращается к любимой игрушке и находит утешение в игровой иллюзии общения. Играя с куклой, он легче проявляет свои эмоции и чувства, не боится открыться, происходит формирование и реализация творческих способностей, учится общению и познанию себя.

Мягкая игрушка предназначена дарить ребенку нежность. Для правильного развития малыша важно, чтобы игрушка вызывала в воображении образ, который соотносится с реальностью. Например, слоненок должен быть толстеньким, а корова с рогами. А вот зеленого зайца или красного цыпленка ребенку трудно идентифицировать (установить совпадение) с реальным объектом.

В отношении машинок не стоит думать, что они могут быть интересны лишь мальчишкам. Технические игрушки формируют у ребенка способность к изобретательству и техническому конструированию. Игра в машинки дает представление о правилах дорожного движения, об их различном назначении. Если девочка интересуется машинками или собирает конструктор, в этом нет ничего страшного, наоборот, это полезно для формирования и развития логического мышления, любознательности.

Очень полезно научить ребенка использовать для игры окружающие вещи. Можно воспользоваться природным материалом: песком, снегом, прутиками, камешками, ракушками и т.д. Благодаря творческой фантазии ребенок преображает камешки — в макароны, листочки — в деньги, песок — в сахар. Перевернутые стулья могут стать автобусом, кораблём. Такое использование в игре предметов, развивает интеллект и фантазию ребёнка.

Игрушки должны помочь детям отличать добро от зла, проводя между ними четкую границу. Игрушки с безобразными лицами, непропорциональными формами тела приводят к разрушению целостности психики ребенка, оказывают негативное влияние на формирование здоровой личности ребенка.

Недопустимым является наличие в игрушке качеств, пробуждающих чувства насилия, жестокости, агрессивности. Игрушки-чудовища, скелеты, монстры, покемоны, трансформеры с устрашающими лицами могут научить ребенка безразличному отношению к страданию, способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, которые могут реализоваться в жизни. Такие игрушки призывают детей к играм, наполненным злом, формируют отношение к насилию как к норме, разрушают духовность.


* Позаботьтесь о постоянном игровом уголке, где можно расположить игрушки. Важно, чтобы ребенок имел возможность сохранить начатую и продолжить прерванную игру. Если он знает, что его игра останется неприкосновенной, то без слов пойдет обедать.

* Приучайте убирать за собой игрушки после игры. Просматривайте с ребенком его уголок, вместе мойте игрушки, вытирайте пыль, отбирайте поврежденные, лечите их в детской больнице. Все это поможет воспитать в ребенке дисциплинированность, ответственность, а совместная деятельность укрепит и наполнит положительными эмоциями ваши взаимоотношения.

* Большое количество игрушек, приводит к их обесцениванию в глазах ребенка. Поломав одну, он уверен, что завтра купят другую.

* Обыгрывайте игрушки вместе с ребенком, подсказывая и показывая действия с ними. Также можно предложить, изготовить совместно своими руками дополнительные атрибуты (сумочку с крестом, фартук, подзорную трубу и т.д.).

* Постарайтесь, что бы Ваш ребенок познавал этот мир через хорошую игрушку. Проявляйте мудрость и дальновидность при ее выборе.

* Если Вы не можете или считаете нецелесообразным приобретение игрушки, которую просит Ваш ребенок, постарайтесь объяснить ему отказ или переключить внимание малыша на что – то другое.

* И, конечно же, дорогие родители, даже самая лучшая игрушка, не заменит общения с любимыми папой и мамой. Разговаривайте с детьми, проводите с ними как можно больше времени, развивайте способность к состраданию, сочувствию, милосердию.

Приближаются новогодние праздники, а с ними и хлопоты родителей по приобретению подарков детям.

В жизни каждого ребенка важную роль играют игрушки. Правильный выбор игрушек – дело ответственное, но, к сожалению, родители, бабушки и дедушки не всегда знают, на что обратить внимание при покупке, чтобы игрушка не только порадовала внешним видом, но и была полезна для ребенка и, главное - безопасна.

В настоящее время требования к безопасности игрушек устанавливает «Технический регламент о безопасности игрушек», утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 798. Этим документом и должен руководствоваться продавец.

Покупателю же при выборе детской игрушки, в первую очередь, следует обратить внимание на маркировку, которая в обязательном порядке должна содержать: наименование игрушки, указание страны, где она изготовлена, наименование и местонахождение предприятия-изготовителя, а также указание минимального возраста ребенка, для которого предназначена игрушка, дату изготовления (месяц, год). При необходимости, маркировка игрушки содержит сведения об основном конструкционном материале (для детей до 3 лет), способах ухода, сроке годности и условиях хранения.

Маркировка и техническая документация, поставляемая в комплекте с игрушкой, должна быть выполнена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза.

Учитывая, что маленькие дети имеют склонность все тянуть в рот, ребенку до 3-х лет не следует покупать игрушки с мелкими деталями, которые могут попасть в пищевод или дыхательные пути, что может нанести вред здоровью ребенка, вызвав повреждение (перфорацию) желудка и кишечника или вызвать удушье.

Игрушки и материалы для их изготовления должны быть внешне чистыми, без повреждений: если это металлическая игрушка – без проявлений ржавчины. Пластиковая – без сколов и трещин. Чистота и целостность поверхности материала проверяется визуально.

Кромки игрушек должны отвечать следующим требованиям:

- доступные кромки не должны быть острыми и иметь заусенцев, трещин и зазубрин, доступные металлические кромки должны быть загнуты, завернуты, закручены или защищены полимерным покрытием;

- доступные кромки стеклянных деталей должны быть закруглены или защищены (кроме предметных и покровных стекол микроскопов);

- поверхность или доступные края игрушек или деталей, изготовленных из древесины, должны быть без зазубрин.

Приводные механизмы игрушек должны быть недоступными для пользователя. Не должны быть доступными для пользователя спиральные пружины.

Швы мягконабивных игрушек должны быть прочными, выдерживающими растягивающую нагрузку, чтобы исключить доступ пользователя к наполнителю. Не допускается утечка содержимого в игрушках, наполненных жидкостью или другим наполнителем.

Шнуры к игрушкам, предназначенным для того, чтобы их тянули за собой, не должны иметь скользящих узлов или петель.

Масса погремушек для детей грудного возраста должна быть не более 100 г. Поверхностное окрашивание и роспись погремушек не допускается. Игрушки, контактирующие со ртом пользователя (дудочки, гудки и другие аналогичные изделия), также не должны иметь поверхностного окрашивания.

Игрушки с электрическим приводом должны иметь выключатель, автоматически отключающий ток, при этом игрушка не должна опрокидываться. В надувных игрушках, предназначенных для игры на воде, отверстия должны закрываться пробками. Такие игрушки должны иметь невозратные клапаны, обеспечивающие гермитичность игрушки. Швы игрушек должны быть прочными и не разрушающимися. Игрушки должны быть пожаро- и взрывобезопасными.

Упаковка должна быть безопасной и исключать риск, связанный с удушьем ребенка.

Перед выпуском в обращение все игрушки должны пройти подтверждение соответствия требованиям безопасности технического регламента Таможенного союза.

Подтверждение соответсвия игрушек осуществляется в форме сертификации, поэтому если при покупке игрушки возникают сомнения в качестве, покапатель вправе потребовать от продавца предоставления сведений о сертификате соответствия на выбранную игрушку.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Ляхович М.Л., Рабинович Т.И.

Сравнительная санитарная оценка овощей, выращиваемых на полях орошения и на полях, не орошаемых сточными водами

Текст научной работы на тему «Гигиена детской игрушки»

М. Л. Ляхович и Т. И. Рабинович

Гигиена детской игрушки

Из отдела гигиены Центрального научно-исследовательского педиатрического института Министерства здравоохранения РСФСР

Игрушка как одно из важнейших средств воспитания детей несомненно заслуживает большого внимания со стороны гигиенистов. Особенное значение приобретают вопросы гигиены игрушки в условиях детских учреждений, где игрушка является предметом коллективного пользования. Игрушка может при определенных условиях явиться передатчиком инфекционных заболеваний, так как бактериальная загрязненность игрушек, которыми играли дети, часто довольно значительна.

Бактериальная загрязненность игрушек в значительной мере определяется структурой материала, из которого они изготовлены. Нами было проделано большое количество бактериологических исследований, которыми определялось общее число колоний и наличие санитарно-по-казательных микроорганизмов

Для того чтобы выяснить, как быстро загрязняются игрушки в детских учреждениях в зависимости от материала, из которого они сделаны, было проведено наблюдение за «судьбой» игрушек, попавших в пользование детей в детском учреждении. Новые простерилизованные игрушки из разного материала были переданы в ясельные группы. Через сутки, двое суток и 10 суток исследовались смывы с этих игрушек. Уже через двое суток обсемененность всех игрушек явно увеличилась, а через 10 суток число колоний в смывах с этих игрушек достигло больших цифр. Особенно быстро, как и следовало ожидать, подверглись бактериальному обсеменению мягкие игрушки (табл. 1).

Таблица 1. Обсемененность игрушек (в зависимости от материала и срока

Количество колоний, выросших со смыеов с игрушек

0 0 о о о о о о о о

Таким образом, исследования бактериальной обсемененности игрушек из разного материала в естественных условиях пользования ими

1 С поверхности игрушки в 10 ом2 увлажненным стерильным тампоном производились смывы. Тампоны опускались в физиологический раствор, взбалтывались, а за-

тем из этого физиологического раствора делались посевы на чашки Петри на соответствующие среды (для выделения кишечной палочки — ореда Эндо, а для стафило-стрептококковой группы — кровяной агар). После инкубирования в термостате при 37° в течение 48 часов производился подсчет колоний.

подтверждают целесообразность ограничения пользования мягкими игрушками в детских учреждениях.

Бактериальная загрязненность игрушек определяется не только материалом, но зависит также от возраста детей. Ребенок грудного возраста всякую игрушку тянет в рот, покрывая ее обильно слюной и выделениями из носа, нередко загрязняя свои игрушки мочой и фекальными массами. У детей старшего возраста занятия с игрушками носят иной характер. Игрушки значительно реже, лишь в отдельных случаях, соприкасаются со слизистой рта. Дети этого возраста уже, как правило, чистоплотны.

Проведенное нами сопоставление данных бактериологического исследования однородных по материалу игрушек, которыми играли дети разного возраста, показывает (табл. 2), что игрушки, которыми играли грудные дети, отличаются большой бактериальной обсемененностью. Особенно надо подчеркнуть разницу в частоте обнаружения санитарно-показательных микроорганизмов в сопоставляемых группах. Так, кишечная палочка найдена в 11 случаях в грудной группе против 2 случаев в средней, а гемолизирующая стрепто-стафилококковая группа в 23 против 10.

Таблица 2. Обсемененность игрушек в грудной и средней группе яслей

Возрастная со &> СО в* Количество случаев с числом колоний Санитарно-показательные микроорганизмы (число случаев)

^группа Число с. до 100 до 1 ООО свыше 1000 кишечная палочка гемолизирующая группа общее число

Грудная . 48 4 19 25 11 23 34

Средняя . 45 9 23 13 2 10 12

Мы считаем, что в силу вышеизложенного в грудных группах необходимо организовать индивидуально© пользование игрушками, как это делается в отношении посуды и белья, а в наборе игрушек для них не должны допускаться мягкие игрушки.

Необходимо также обеспечить систематический гигиенический уход за игрушками, проводить тщательное обеззараживание их. Не все способы дезинфекции пригодны для обеззараживания игрушек. Хороши те средства, которые не портят внешнего вида игрушек и не придают им неприятного запаха.

За последние годы появилось много указаний на возможность использовать бактерицидное ^действие ультрафиолетовых лучей для целен дезинфекции. МьЖодвергли проверке пригодность этого метода для обеззараживания игрушек.

Источником ультрафиолетовой радиации в наших исследованиях служила бактерицидная лампа БУВ-1 с максимумом излучения в области 2 573 А.

Во время опыта лампа с открытым щитком (щиток регулирует направление лучей) укреплялась на стене и включалась в осветительную сеть обычного напряжения (120 вольт).

Предварительно с определенной поверхности игрушки влажным стерильным марлевым тампоном делался смыв. Затем производилось облучение игрушек. По окончании облучения делался контрольный посев со смежной поверхности игрушки, подвергшейся облучению.

Посевы инкубировались в термостате при 37° в течение 48 часов, после чего подсчеты в а лось количество колоний в 1 см3 смыва.

Всего исследовано 143 игрушки, выполнено 572 анализа.

Проверка бактерицидного действия ламп БУВ-1 была проведена на полученных в яслях игрушках из различных материалов. Опыты показали, что облучение ультрафиолетовыми лучами не портит игрушек и они не приобретают неприятного запаха, как после химической дезинфекции.

Исследования при 10-минутном облучении на расстоянии 50 см от лампы показали, что среднее снижение общей бактериальной обсеме-ненности достигает лишь 51% для деревянных игрушек и 68% для целлулоидных игрушек. Снижение это все еще недостаточно, поэтому в следующей серии время облучения было увеличено до 30 минут. В этой серии опытов среднее снижение общей обсемененности все еще не превышало 76% для целлулоидной игрушки и 71% для мягкой игрушки, а в отдельных случаях эффект был незначителен — для мягкой игрушки лишь 27%. Это снижение является, на наш взгляд, также недостаточным.

Для усиления бактерицидного эффекта был применен белый непрозрачный экран, ограждающий всю установку, экранирование несколько улучшило результаты облучения. В этой серии опытов для целлулоидной игрушки снижение достигало в среднем 93,5%, но для деревянной и для мягкой игрушки все еще не превышало в среднем 71,8 и 73,2%. Поэтому в последующих опытах расстояние между лампой и игрушкой было уменьшено до 25 см (табл. 3).

Таблица 3. Обсемененность игрушек после облучения ультрафиолетовыми лучами (30 минут на расстоянии 25 см с экраном)

Среднее количество колоний Снижение количества колоний в %

Материал игрушки до облучения после облучения наименьшее наибольшее среднее

Дерево . 230,6 4,7 93,7 99,4 97,1

Резина . 166,9 3,7 88,3 99,0 96,2

Целлулоид . 122,2 2.4 88,3 98,8 95,8

Мягкий. 126,9 9,1 84,2 98,7 92,8

Таким образом, при 30-минутном облучении на расстоянии 25 см от лампы с применением экрана снижение общей обсемененности было в среднем по всем видам игрушек не менее 95%. В отдельных случаях наименьшее снижение общей обсемененности составляло 84,2% (мягкая игрушка), а максимальное снижение — 99,4%.

С целью изучения действия коротковолновых ультрафиолетовых лучей на отдельные виды микроорганизмов, находящихся на игрушках, были поставлены опыты по облучению игрушек, зараженных чистыми культурами кишечной палочки, белого стафилококка и картофельной палочки. Эти виды микроорганизмов часто встречаются на игрушках.

Чистые игрушки обсеменялись эмульсией суточной культуры соответствующего микроба и затем подвергались облучению ультрафиолетовыми лучами в течение 30 минут при расстоянии 25 см от лампы. Контролем служил смыз с поверхности игрушки, не подвергавшейся облучению, инкубированный в тех же условиях. Результаты исследований показывают (табл. 4), что кишечная палочка и белый стафилококк на игрушках погибают полностью при 30-минутном облучении, а картофельные палочки сохраняют свою жизнеспособность в среднем в 3—8%. Это дает основание полагать, что остаточная микрофлора после облучения игрушек состоит в основном из спороносных форм, более устойчивых к действию ультрафиолетовых лучей.

Таблица 4. Облучение ультрафиолетовыми лучами игрушек, зараженных чистой культурой кишечной палочки, белого стафилококка и картофельной палочки (30 минут на расстоянии 25 см)

Название Рост на среде до облучения Рост на среде Среднее снижение

Материал игрушки чистой культуры после облучения количества колоний в %

Дерево . Кишечная палочка + — 100

Резина. То же + — 100

Целлулоид . • я + — 100

Мягкий. . » 4- — 100

Дерево . Белый стафилококк + — 100

Резина. То же + — 100

Целлулоид . я « — 100

Дерево . Картофельная палочка 22 1 94

Резина . То же 17 2 92

Целлулоид . • . 36 1 97

Мягкий . 57 4 92

В поисках наиболее доступного способа гигиенического ухода (в тех случаях, когда бактерицидные лампы отсутствуют) мы провели проверку рекомендуемого Центральным научно-исследовательским дезинфекционным институтом Минздрава СССР метода обработки предметов обихода горячей водой. Игрушки мыли в тазу щеткой и горячей водой (температуры 50°) с мылом в течение одной минуты и затем обмывали проточной водой той же температуры. Мытье игрушек дало значительный процент снижения колоний микробов на всех игрушках, особенно на целлулоидных (табл. 5).

Таблица 5. Обсемененность игрушек из разного материала после мытья

Игрушки Среднее количество колоний Средний ®/0 снижения количества колоний

до мытья после мытья

Мягкие. • . Металлические. Резиновые . Деревянные . Целлулоидные . 1 046 597 1 784 890 1061 276 87 207 101 80 73,6 85,4 88,4 88,6 92,4

Этот способ гигиенической обработки может быть рекомендован для повседневного ухода за игрушками во всех детских учреждениях с последующим облучением игрушек ультрафиолетовыми лучами там, где имеются бактерицидные лампы.

1. Мягкие игрушки быстрее и сильнее других игрушек обсеменяются микроорганизмами и труднее очищаются от бактериальной загрязненности при дезинфекции горячей водой и ультрафиолетовыми лучами. Поэтому они не должны допускаться в грудные группы яслей и в изоляторы детских учреждений. Что касается игрушек из другого материала, то для детей грудного возраста должны быть индивидуальные игрушки

2. Следует широко рекомендовать применение бактерицидных ультрафиолетовых ламп для обеззараживания игрушек.

При применении ультрафиолетовых лучей для полной дезинфекции необходимо облучение всех поверхностей игрушки, для чего следует поворачивать игрушку и увеличивать время облучения.

3. Мытье игрушек горячей водой температуры не ниже 50° вполне пригодно для повседневного ухода за игрушками в детских учреждениях.

4. При мытье игрушек и при последующем облучении их бактерицидными лампами БУ1В-1 достигаются наилучшие результаты обеззараживания, а потому комплексное применение этих способов дезинфекции следует рекомендовать в детских учреждениях.

Сравнительная санитарная оценка овощей, выращиваемых на полях орошения и на полях, не орошаемых сточными водами

Из кафедры гигиены Московского медицинского института Министерства

В настоящей работе дается оценка овощам, выращенным на полях орошения и на полях, не орошаемых сточными водами, по общему числу микрофлоры и количеству кишечной палочки на овощах.

Исследования проводились в совхозе «Люберецкие поля орошения» (ст. Косино) и в совхозе «Ленгоры», расположенном в районе Ленинских гор.

В совхозе «Люберецкие поля орошения» овощи выращиваются на открытом грунте и орошаются канализационными водами Москвы, в совхозе «Ленгоры» — в парниках и на открытом грунте. Учитывая различные способы удобрения и различные условия выращивания, мы исследовали овощи парниковые и растущие на открытом грунте.

Ранней весной (конец февраля, начало марта) мусор, вывезенный из городских мусорных ящиков, был заложен в парники на глубину примерно 0,7—0,8 м и засыпан сверху землей. Первыми из овощей здесь были посажены лук и редис, а после снятия урожая — огурцы и помидоры. В процессе вегетирования овощи подкармливались минеральными удобрениями. Поливались овощи водопроводной водой.

Открытый грунт весной был удобрен навозом из расчета 80 т навоза на 1 га земли. Во время вегетационного периода не применялись нн удобрения, ни искусственный полив! орошение овощей зависело от количества выпавших осадков. На открытом грунте выращивались огурцы, помидоры и морковь, причем морковь в противоположность огурцам и помидорам выращивалась без удобрений. Искусственного полива тоже не проводилось.

Всего исследовано 550 образцов огурцов, помидоров и моркови.

В совхозе «Ленгоры» исследовались огурцы и помидоры парниковые и с открытого грунта.

Практически каждый хотя бы раз слышал о том, что игрушки, реальные или виртуальные, могут негативно влиять на психику, развивать жестокость и провоцировать опасное поведение. Вместе с экспертом Роскачество разбиралось, какие игрушки стоит покупать детям, а какие нет.

Содержание

Кириллов Иван.jpg

заместитель директора по научной работе ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» (ИИДСВ РАО), кандидат психологических наук, доцент

– К сожалению, не все игрушки проходят психологическую экспертизу. В основном она проводится только по желанию производителей, а каких-то обязательных правил пропускать игрушку через психологов нет. Экспертизой игрушек занимаются, например, в Институте изучения детства, семьи и воспитания РАО или Московском педагогическом университете.

Роскачество проверило слаймы по показателям безопасности и качества. Результаты ЗДЕСЬ.

Могут ли слаймы вызвать зависимость читайте ЗДЕСЬ.

Как игрушки проходят психологическую экспертизу?

Психологическая экспертиза проходит через два основных этапа. На первом эксперты рассматривают игрушку с точки зрения психологической безопасности: не выглядит ли она пугающей (например, с торчащими клыками, лохматая), не издает ли тревожных звуков и так далее. Если эксперты дают положительную оценку, то во втором «туре» игрушка будет предложена детям соответствующей ей возрастной категории для игры (возможно, с участием взрослых). Специалисты наблюдают за процессом и делают пометки. Иногда у них могут быть противоречия, но обычно они приходят к какому-то консенсусу. Бывает, что один специалист не обратит внимания на какую-то деталь, сочтет ее незначительной, но в ходе обсуждения поймет, что замечание коллеги не лишено смысла. Поэтому игрушку и оценивает несколько человек.

Казалось бы, что в идеале игрушку можно было бы рассматривать на предмет психологической безопасности, когда она находится на уровне задумки, но в этом случае невозможно оценить ее влияние на ребенка во время игры. Тем не менее такая экспертиза может помочь улучшить качество будущей игрушки, повысив ее развивающий эффект.

Игрушки, прошедшие психологическую экспертизу и получившие положительное заключение, могут сопровождаться пометкой. Единого стандарта для нее не существует, так же как и требования обязательно ее оставлять. Например, по согласованию с заказчиком ИИДСВ РАО ставит пометку «Институт детства рекомендует». Другие экспертные организации имеют свои пометки.

Какие игрушки провоцируют агрессию или вызывают страх?

К таким «провокаторам» относятся игрушки, которые издают громкие неприятные звуки, сами выполняют провоцирующие агрессивные действия, сделаны по мотивам известного агрессивного героя, что провоцирует ребенка на подражание не только в игре, но и в реальной жизни в отношении других детей или даже взрослых.

Касательно последнего: важен не столько сам персонаж, сколько его подача. Соловья-разбойника можно сделать по-разному – со сжатыми в кулаки руками или с просто болтающимися. Второй вариант предпочтителен своей нейтральностью, а первый ассоциируется с агрессией.

Игрушки могут провоцировать агрессивное поведение и другими путями. Например, один производитель выпускал игрушку в виде Алеши Поповича, в комплекте с которым шли… еще две головы. Лицо каждой выражало свои эмоции, и для того, чтобы их «переключать», нужно каждый раз отрывать герою одну голову и приделывать другую. То есть уже на уровне эскиза игрушка предполагала какое-то жестокое обращение с ней. А что дальше? Дальше ребенок начнет отрывать головы и другим игрушкам.

Игрушки могут быть неагрессивными, но пугающими и приводить даже к расстройствам сна у ребенка, приходить к нему в кошмарах – это, конечно, исключительный случай, но дети разные. Опять же, важен внешний вид, ведь и Бабу-ягу можно сделать вполне симпатичной.

Кстати, имеет значение и возраст ребенка. То, что пугает малыша, может заинтересовать школьника. Сейчас более ответственные производители стремятся разрабатывать универсальные, так называемые семейные игрушки, которые нравятся старшим и не пугают младших.

На самом деле не так уж и много существует игрушек, которые напрямую вызывают нежелательные последствия в виде агрессивности, жестокости или каких-либо еще негативных эмоций и поступков.

Как взрослый может повлиять на восприятие игрушки?

На игровое (и не только) поведение ребенка оказывают влияние и взрослые: в качестве примера может быть их собственное поведение, а также высказываемое одобрение/осуждение действий ребенка. То есть если взрослый поощряет агрессию или сам ее демонстрирует, то это поведение может воспроизводиться и в игре детей дошкольного и даже младшего школьного возраста с любыми игрушками, даже с «добрыми».

Иной раз взрослый может сам задать направление игры. Если какого-то игрового персонажа он наделит чертами задиристыми, резкими, злыми, то малыш просто повторит за ним. Справедливо и обратное – если показать, что, например, этот медведь хороший и заботливый.

Можно ли взрослым вмешиваться в детскую игру?

Играя, дети развиваются: примеряют на себя роли, разворачивают их, наделяют разными (необязательно соответствующими игрушке) функциями. Может показаться, что навязывание взрослым своего видения того, как должен развиваться «сюжет» и каким должны быть его участники, ограничивает детскую фантазию.

На самом деле при разумном соблюдении частоты и меры включения в игру участие взрослого будет только обогащать содержание детской игры и способствовать развитию ребенка. Потому что для развития через игру нужны и другие люди. И дети любят играть не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Другое дело, когда вмешательство старших происходит в виде вторжения в игру или пресечения неправильных с точки зрения взрослого действий. Так делать следует только в случае, когда ребенок перестает отличать игровую ситуацию от реальной и начинает выполнять действительно агрессивные действия в отношении игрушек и тем более партнеров по игре.

Какие игрушки покупать не стоит?

Говоря о том, какие игрушки не стоит покупать, в первую очередь нужно отметить те, которые вызывают у вас сомнения с точки зрения безопасности материала. Кроме этого, опираясь на собственную интуицию, стоит обратить внимание на то, насколько опасной может быть игра с этой игрушкой. Если возникают сомнения, то лучше от покупки отказаться (хотя на предмет безопасности для жизни и здоровья игрушки как раз проходят обязательную сертификацию).

С психологической точки зрения не стоит покупать неприятные по цвету, форме, материалу и т. п. Например, для детей младше трех лет не стоит брать игрушки ярких по цвету, неестественных оттенков. Дело в том, что восприятие цвета формируется в первые годы жизни, и, чтобы не нарушить становление цветового восприятия, не нужно испытывать детские глаза сложными оттенками. Подходят более однородные, спокойные, «природные» цвета. А те, что ярче, надо вводить постепенно. Что касается формы, то также нужно опираться на здравый смысл и прикидывать, нет ли риска, что ребенок может пораниться об эту игрушку (например, для совсем малышей даже кубики лучше покупать с закругленными углами), надеть ее на себя и не суметь снять и так далее. Все-таки сертификация и даже экспертиза целой комиссии не могут просчитать все связанные с игрушкой риски, поэтому стоит быть начеку и взрослому.

Взрослый также должен исходить из того, что вызывает страх именно у ребенка, и не покупать те игрушки, которые будут это чувство поддерживать. Если родителю трудно определиться самому, стоит посоветоваться с близкими родственниками и даже с психологами. И это относится не только к игрушкам-куклам (персонажам). Отдельное внимание стоит уделить игрушкам, которым свойственно внезапно и быстро перемещаться, издавать громкие звуки и так далее.

При покупке важно ориентироваться на возраст (он обычно указан на этикетке, но надо понимать, что эта информация в первую очередь касается безопасности использования игрушки: например, детям до трех лет опасно играть с мелкими деталями), на особенности индивидуального развития, эмоционального реагирования, которое по мере взросления меняется. Поэтому не стоит покупать игрушку «на вырост».

Какие игрушки стоит покупать?

Те, что будут соответствовать возрасту ребенка, позволят расширить спектр его деятельности, обогатить сюжеты игр, разнообразить физическую активность. Вряд ли стоит брать большое количество однотипных игрушек, но при этом никто не отменял и детского коллекционирования машинок, мячиков, мягких зайцев, ежей, медвежат и т. п. Это хороший вариант управления «закупками», он позволяет быстро сориентироваться, что купить на день рождения или если малыш заболел.

Может ли коллекция одинаково красивых Барби вызывать желание быть похожей на них и провоцировать комплексы? Барби – игрушка для младшего школьного возраста или даже для подросткового. В переходном возрасте девочки склонны к различного рода комплексам, кто-то, может быть, и расстраивается от непохожести на куклу, но это достаточно редкое явление. Потому что дети в таком возрасте сравнивают себя уже со сверстниками или с актерами и поп-звездами, а не с игрушками.

Опасны ли игрушки-антистресс – слаймы или спиннеры?

Со времени появления первых промышленно изготовленных слаймов прошло более сорока лет, и за этот срок травмирующего влияния на психику выявлено не было. Если рассматривать слаймы чисто в психологическом контексте, то это прекрасный материал для детского экспериментирования и познавательно-исследовательской деятельности: с их помощью можно вести наблюдение за свойствами так называемой неньютоновской жидкости.

Исследование Роскачество провело исследование слаймов по показателям безопасности и качества. О результатах исследования узнайте ЗДЕСЬ.

Спиннеры имеют иные функции, но также могут рассматриваться как вполне удачная игрушка для детских экспериментов и познавательно-исследовательской деятельности. Данными, подтверждающими опасность игры со спиннерами для психического здоровья детей, мы также не располагаем, но вполне можно предположить, что не стоит быстро вращающиеся спиннеры предлагать детям младенческого возраста, это попросту опасно для физического здоровья.

Благодарим за то, что дочитали этот текст до конца. Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Содержание

Гаджеты и дети: мнение психолога

Многие из историй сильного воздействия техники на детскую психику касаются умной колонки – нового помощника и собеседника, появившегося и в российских домах (по данным IDC, в 2020 году рынок умных колонок в России вырос на 6,4%, скорее всего, за счет разработки «Яндекса»). Есть множество рассказов про детей, которые обманывают режим родительского контроля, говоря с «Алисой» низким голосом, как взрослый. Есть история про девочку, которая верит, что «Алиса» настоящая, называет ее своей подругой и что когда-нибудь она придумает, как ее освободить. Наконец, на американском форуме Reddit описали тревожную ситуацию с ребенком, который называет свою маму Alexa (как голосового помощника Google) и требует, чтобы она сыграла ему песенку с YouTube.

кес

детский и семейный психолог с 20-летним опытом работы, сооснователь первой онлайн-школы о воспитании “Позитивные решения для родителей”

Для малышей раннее знакомство с гаджетами и чрезмерное времяпрепровождение в них идет вразрез с возрастными, конкретными и очень важными задачами: изучать свойства окружающего мира, манипулировать предметами, изучать возможности и способности своего тела, развивать крупную и мелкую моторику, что напрямую связано с развитием речи. Гаджеты попросту тормозят психическое развитие ребенка. У более старших детей ежедневное “залипание” в гаджетах по 5–8 часов ведет к социальной дезадаптации. Вместо того чтобы общаться со своими сверстниками и через различные ситуации учиться договариваться, уступать, отстаивать свои границы, убеждать, доказывать, делиться, защищать, мириться, ребенок проводит время “один на один” со своим электронным другом.

Как отмечает специалист, после регулярного многочасового потребления огромных потоков различной и не связанной между собой информации (к примеру, так подается информация в «ТикТоке») у детей формируется поверхностное, калейдоскопическое восприятие и мышление. После такого «винегрета» разрозненной и бессмысленной, а чаще всего развлекательной и неглубокой информации ребенку крайне сложно вдумчиво и внимательно что-либо изучать, концентрировать внимание на чем-то одном.

Гаджеты: риск аддикции?

попова

Риск воздействия на детей современных гаджетов пока еще не исследован до конца. Сталкиваются напрямую с этим только врачи-психологи и психиатры, к которым обращаются за помощью родители детей с нарушениями поведения, коммуникации, а в некоторых случаях с аддикцией в результате чрезмерного общения с гаджетами. Естественно, гаджеты сказываются на развитии высших психических функций. Если ребенок с раннего возраста проводит большой процент времени с гаджетами, это скажется даже на физиологическом развитии ребенка. Онтогенетически, когда мы растем, у нас вначале развивается объемное, 3D-зрение, и только к 6–7 годам глаз достигает зрелости и готов воспринимать изображение на плоскости. Если ребенок начинает смотреть завлекающие картинки (игры, мультфильмы) с плоского экрана телефона или планшета раньше этого возраста, это может привести к нарушению естественного процесса развития зрительного аппарата и раннему ухудшению зрения.

Снижение фантазии и повышении тревоги

Следующая потенциальная проблема, по мнению психолога, это тотальное преобладание визуального восприятия. Сказки, рассказы, чтение книг вслух – все то, что будоражит и развивает фантазию, современным детям почти незнакомо. Из-за этого детское воображение не развивается – есть готовая картинка, к которой нечего добавить. Нет пространства для фантазии. А ведь воображение – это высшая психическая функция. В будущем это может привести к сокращению числа художников, людей творческих профессий.

Тревогу должны вызывать и ситуации, когда ребенок использует гаджеты, социальные сети для самоуспокоения, потому что не справляется с эмоциями сам. «Это классическая схема формирования зависимого поведения: ситуация, когда мы ищем внутреннее успокоение не в себе, а во внешних факторах (будь то гаджеты, игры или, в случае взрослых, алкоголь и запрещенные вещества). Родителям следует проявить внимание, если ребенок приходит в расстроенных чувствах и бежит к игре, настаивает, требует, если он без гаджетов перестает выполнять какие-то задачи. Родители по незнанию и сами создают безвыходные в будущем ситуации. Например, если стимулируют ребенка есть, показывая ему мультфильм с планшета. Это приводит к тому, что без мультфильма ребенок есть отказывается, что в будущем может вызвать расстройство пищевого поведения. Взаимодействие с гаджетом – это искусственный контакт с неживым объектом, в который ребенок инвестирует свои чувства и потребности, что приводит к прямому нарушению способности к живой человеческой коммуникации. Если родители вовремя не позаботятся о том, чтобы ребенок общался с гаджетами реже, допустим 5% времени, а не 90 %, если получается, что только там, в Сети, в игре, он может получить поддержку, взаимность, быть понятым, – это может иметь негативные последствия, устранить которые очень сложно даже хорошему специалисту», – считает Ирина Попова.

Вред для спины и зрения

Не стоит также забывать и про вред гаджетов для спины, зрения, о последствиях в виде нарушения сна. К счастью, существующие в начале 2000-х теории про убийственное излучение, которое сделает будущие поколения бесплодными и провоцирует рак, не подтвердились. Однако при постоянном взаимодействии с гаджетами действительно можно испортить здоровье: особенно это касается зрения, ведь человеческий глаз по своей структуре не рассчитан на такие нагрузки. Близорукость и синдром сухого глаза, когда-то профессиональные болезни компьютерщиков, могут стать постоянными, нежелаемыми спутниками человека.

Ранее продолжительность работы за компьютером регулировали СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» – для детей допускалась максимальная продолжительность контакта с гаджетами 10–30 минут в день в зависимости от возраста. С 1 января 2021 года эти нормы признаны неактуальными, а в новом документе СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» максимально допустимая продолжительность контакта с экраном вообще не указана.

Что нужно усвоить родителям «цифровых» детей?

Рекомендации от Антона Куканова, руководителя Центра цифровой экспертизы Роскачества.

С помощью программ родительского контроля и пароля можно настроить как возрастные, постоянные ограничения доступа к устройству, так и временные. Предусмотрите, что ребенок может пытаться «взламывать» настройки и придумывать, как их обойти.

Дети не должны использовать смартфон во время перерывов от учебы – глазам нужно давать отдохнуть. Смартфон – это дополнительная нагрузка для глаз и мозга.

Научите детей пользоваться режимом чтения, чтобы нагрузка на глаза была меньше.

Не следует использовать смартфон и перед сном. Излучаемый гаджетами синий свет (с длиной волны около 450–480 нм) вызывает чувство настороженности и влияет на наши биологические часы. Со временем это нарушение может стать опасным и даже вызвать хроническую бессонницу, депрессию, биполярное расстройство и неврозы.

Читайте также: