Влияние современной игрушки на психическое развитие ребенка

Обновлено: 04.05.2024

Дошкольный возраст является сенситивным периодом в развитии ребенка. Именно в этот период происходит формирование личности ребенка, развитие познавательных процессов, закладывается основа его психических свойств и качеств.

Психическое развитие ребенка – это его превращение в личность. Предполагает преобразования, которые с возрастом ребенка усложняются и дают предпосылки для дальнейших качественных и количественных изменений.

1. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

Психическое развитие – это непрерывный процесс качественных и количественных и качественных изменений, происходящих в личности каждого ребенка в течение онтогенеза. В процессе психического развития происходит усвоение ребенком жизненного опыта.

В дошкольном возрасте ребенок быстро развивается и физически, и психически. В этот период происходит накопление ребенком знаний, умений и навыков, их постоянное и постепенное совершенствование.

Дошкольный возраст – это возраст от 3-х до 7-ми лет.

В трехлетнем возрасте ребенок начинает отделять себя от родителей, осознавать себя личностью. Дошкольный возраст заканчивается развитием самосознания.

Выделяют 3 периода дошкольного возраста, каждый период имеет свои психологические особенности развития :

1) 3-4 года – младший дошкольный возраст. Возраст самостоятельности. Ребенок учится и стремится все делать сам. Это период самоутверждения и осознания себя как личности, проверка границ дозволенного путем непослушания, упрямства и т. д. (первый переходный период в жизни ребенка, кризис 3-х лет). Особенность психологического развития ребенка 3-4 лет – это переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному.

2) 4-5 лет – средний дошкольный возраст. В этот период у детей активно развивается внимание, память, формируются волевой и морально-нравственный компоненты личности. Ребенок усваивает нормы поведения в обществе. Становятся интересны сюжетные игры.

3) 5-7 лет – старший дошкольный возраст. Для данного периода характерно развитие познавательных интересов (возраст «почемучки»). Особенность психологического развития детей старшего дошкольного возраста заключается в любознательности, желании понять окружающий ребенка мир, и как он устроен. Происходит постепенный переход от игровой деятельности к учебной.

2. Виды игрушек и требования к ним

Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игровая деятельность. Основа любой игры ребенка - игрушка. Именно игрушка обеспечивает переход к самостоятельной деятельности, формирует зону ближайшего развития ребенка. Поэтому очень важно ответственно подходить к выбору игрушек для детей дошкольного возраста. Необходимо учитывать их возрастные и психологические потребности.

Виды игрушек :

1. Сюжетные (образные) игрушки – это куклы, фигурки животных и т. д. Эти игрушки позволяют создать сюжет в игре, развивают фантазию.

2. Технические игрушки – машинки, различные механизмы, приборы и т. п. Знакомят ребенка с миром техники, расширяют кругозор.

3. Конструктивные и строительные материалы – кубики, конструкторы (лего) и т. п. Обладают большими развивающими возможностями.

4. Дидактические игрушки – это игрушки, которые содержат в себе какую-либо развивающую задачу (пирамидки, матрешки, мозайки и т. д.). Например: развитие памяти, восприятия, мышления и т. п. (направлены, на развитие психических процессов).

5. Игрушки для спортивных и подвижных игр – это мячи, скакалки, обручи, коньки, самокаты и т. д. Основная задача таких игрушек – это физическое воспитание и развитие детей.

6. Театрализованные игрушки – предназначены для разыгрывания различных сюжетов (пальчиковые куклы, марионетки, различная театральная атрибутика и бутафория).

7. Музыкальные игрушки – дудочки, барабаны, гармошки и т. д. (музыкальное воспитание и развитие музыкальной культуры детей).

8. Игрушки самоделки – сделанные ребенком самостоятельно. Развивают фантазию, творческие способности.

Таким образом, существует множество видов игрушек, в основе общей классификации лежит использование их в различных видах игр.

Требования к подбору игрушки :

1. Игрушка должна быть безопасна.

2. Отвечать и соответствовать возрасту ребенка.

3. Мотивировать на игру и быть привлекательной для ребенка.

4. Не нести в себе угрозу или насилие.

5. Развивать ребенка, отвечать его потребностям в развитии.

6. Игрушка должна быть интересна и понятна ребенку.

3. Назначение игрушек в психическом развитии ребенка дошкольного возраста

Влияние игрушек на психическое развитие детей дошкольного возраста принято рассматривать в соответствии с ведущими видами деятельности:

1. Развитие речи. Формирование речи и основ общения у ребенка дошкольного возраста происходит под влиянием взрослого и в совместной с ним деятельности, а так же при взаимодействии со сверстниками. В процессе развития общения игрушка имеет большое значение. В игровой деятельности, происходящей между ребенком и взрослым, ребенком и ребенком, посредством использования игрушек осуществляется усвоение форм общения, ребенок узнает, что в разных ситуациях общение происходит по-разному.

2. Роль игрушки в развитии познавательной сферы дошкольников в разных возрастных периодах.

Игрушка выступает инструментом в познании окружающего мира и предметов. Манипуляции игрушкой способствуют развитию мышления, воображения, внимания. Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию ребенка, формируют исследовательскую деятельность.

3. Роль игрушки в развитии способностей. Игрушки способствуют развитию познавательных и практических способностей детей. Познавательные способности – это сенсорные, интеллектуальные и творческие способности. Практические способности - пространственное видение и воображение, умение представлять предмет и т. д. Основная роль в развитии данных способностей лежит на конструктивных и строительных игрушках.

4. Влияние игрушки на развитие эмоционально-нравственной сферы. Игрушка – это одно из тех средств, которые вызывают у ребенка положительные эмоции, она способна его удовлетворить в познаниях, потребностях, успокоить и т. д. То есть правильно подобранная игрушка положительно воздействует на эмоционально-нравственную сторону личности ребенка и способствует ее развитию.

5. Значение игрушки в половой идентификации дошкольников. Выбор ребенком игрушки во многом определяется его полом. Девочки подражают маме и чаще всего выбирают кукол и атрибуты для игр с ними. Мальчики стремятся походить на папу, выбирая машинки, инструменты и т. д. То есть, игрушка способствует присвоению ребенком поведения и интересов своего пола.

Таким образом, игрушка – это доступное и универсальное средство полноценного психического развития ребенка.

Консультация «Влияние музыки на развитие детей с ОВЗ дошкольного возраста» Подготовила: Музыкальный руководитель 1 квалиф. Категории Д. Д. Шостакович: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком.

Консультация «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста» Загадка – это краткое иносказательное описание предмета или явления, часто в поэтической форме. Заключает в себе замысловатую задачу в виде.

Консультация для родителей «Влияние двигательного и сенсорного опыта на психическое развитие ребенка раннего возраста» Период раннего детства оставляет неизгладимый отпечаток на всю остальную жизнь человека. Мозг трехлетнего ребенка формируется под воздействием.

Консультация для родителей «Влияние компьютера на ребенка дошкольного возраста» Современный стиль жизни трудно представить без компьютера, гаджетов. Они плотно вошли в жизнь, как старшего поколения людей, так и подрастающего.

Консультация для родителей «Влияние музыки на психическое развитие детей» Консультация для родителей «Влияние музыки на психическое развитие детей» Музыка в сообществе всех искусств занимает почетное место, так.

Консультация для воспитателей «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста Воспитатель: Ершова Е. А. Загадка – одна из.

Психическое развитие ребенка раннего возраста К периоду раннего возраста относятся дети от года до трех лет. Ребенок растет, развивается. Психическое развитие ребенка раннего возраста.

Консультация «Влияние хореографии на физическое и психическое здоровье детей» Как танцы влияют на здоровье? Что полезнее: дополнительные занятия или свободное время? Увлечение танцами – это не только модная традиция.

Консультация «Влияние СМИ на развитие ребенка» Информационный мир пропагандирует свои законы и выдвигает свои требования. СМИ влияют на жизнь не только взрослых, но и детей. Телевизор,.

Практически каждый хотя бы раз слышал о том, что игрушки, реальные или виртуальные, могут негативно влиять на психику, развивать жестокость и провоцировать опасное поведение. Вместе с экспертом Роскачество разбиралось, какие игрушки стоит покупать детям, а какие нет.

Содержание

Кириллов Иван.jpg

заместитель директора по научной работе ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» (ИИДСВ РАО), кандидат психологических наук, доцент

– К сожалению, не все игрушки проходят психологическую экспертизу. В основном она проводится только по желанию производителей, а каких-то обязательных правил пропускать игрушку через психологов нет. Экспертизой игрушек занимаются, например, в Институте изучения детства, семьи и воспитания РАО или Московском педагогическом университете.

Роскачество проверило слаймы по показателям безопасности и качества. Результаты ЗДЕСЬ.

Могут ли слаймы вызвать зависимость читайте ЗДЕСЬ.

Как игрушки проходят психологическую экспертизу?

Психологическая экспертиза проходит через два основных этапа. На первом эксперты рассматривают игрушку с точки зрения психологической безопасности: не выглядит ли она пугающей (например, с торчащими клыками, лохматая), не издает ли тревожных звуков и так далее. Если эксперты дают положительную оценку, то во втором «туре» игрушка будет предложена детям соответствующей ей возрастной категории для игры (возможно, с участием взрослых). Специалисты наблюдают за процессом и делают пометки. Иногда у них могут быть противоречия, но обычно они приходят к какому-то консенсусу. Бывает, что один специалист не обратит внимания на какую-то деталь, сочтет ее незначительной, но в ходе обсуждения поймет, что замечание коллеги не лишено смысла. Поэтому игрушку и оценивает несколько человек.

Казалось бы, что в идеале игрушку можно было бы рассматривать на предмет психологической безопасности, когда она находится на уровне задумки, но в этом случае невозможно оценить ее влияние на ребенка во время игры. Тем не менее такая экспертиза может помочь улучшить качество будущей игрушки, повысив ее развивающий эффект.

Игрушки, прошедшие психологическую экспертизу и получившие положительное заключение, могут сопровождаться пометкой. Единого стандарта для нее не существует, так же как и требования обязательно ее оставлять. Например, по согласованию с заказчиком ИИДСВ РАО ставит пометку «Институт детства рекомендует». Другие экспертные организации имеют свои пометки.

Какие игрушки провоцируют агрессию или вызывают страх?

К таким «провокаторам» относятся игрушки, которые издают громкие неприятные звуки, сами выполняют провоцирующие агрессивные действия, сделаны по мотивам известного агрессивного героя, что провоцирует ребенка на подражание не только в игре, но и в реальной жизни в отношении других детей или даже взрослых.

Касательно последнего: важен не столько сам персонаж, сколько его подача. Соловья-разбойника можно сделать по-разному – со сжатыми в кулаки руками или с просто болтающимися. Второй вариант предпочтителен своей нейтральностью, а первый ассоциируется с агрессией.

Игрушки могут провоцировать агрессивное поведение и другими путями. Например, один производитель выпускал игрушку в виде Алеши Поповича, в комплекте с которым шли… еще две головы. Лицо каждой выражало свои эмоции, и для того, чтобы их «переключать», нужно каждый раз отрывать герою одну голову и приделывать другую. То есть уже на уровне эскиза игрушка предполагала какое-то жестокое обращение с ней. А что дальше? Дальше ребенок начнет отрывать головы и другим игрушкам.

Игрушки могут быть неагрессивными, но пугающими и приводить даже к расстройствам сна у ребенка, приходить к нему в кошмарах – это, конечно, исключительный случай, но дети разные. Опять же, важен внешний вид, ведь и Бабу-ягу можно сделать вполне симпатичной.

Кстати, имеет значение и возраст ребенка. То, что пугает малыша, может заинтересовать школьника. Сейчас более ответственные производители стремятся разрабатывать универсальные, так называемые семейные игрушки, которые нравятся старшим и не пугают младших.

На самом деле не так уж и много существует игрушек, которые напрямую вызывают нежелательные последствия в виде агрессивности, жестокости или каких-либо еще негативных эмоций и поступков.

Как взрослый может повлиять на восприятие игрушки?

На игровое (и не только) поведение ребенка оказывают влияние и взрослые: в качестве примера может быть их собственное поведение, а также высказываемое одобрение/осуждение действий ребенка. То есть если взрослый поощряет агрессию или сам ее демонстрирует, то это поведение может воспроизводиться и в игре детей дошкольного и даже младшего школьного возраста с любыми игрушками, даже с «добрыми».

Иной раз взрослый может сам задать направление игры. Если какого-то игрового персонажа он наделит чертами задиристыми, резкими, злыми, то малыш просто повторит за ним. Справедливо и обратное – если показать, что, например, этот медведь хороший и заботливый.

Можно ли взрослым вмешиваться в детскую игру?

Играя, дети развиваются: примеряют на себя роли, разворачивают их, наделяют разными (необязательно соответствующими игрушке) функциями. Может показаться, что навязывание взрослым своего видения того, как должен развиваться «сюжет» и каким должны быть его участники, ограничивает детскую фантазию.

На самом деле при разумном соблюдении частоты и меры включения в игру участие взрослого будет только обогащать содержание детской игры и способствовать развитию ребенка. Потому что для развития через игру нужны и другие люди. И дети любят играть не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Другое дело, когда вмешательство старших происходит в виде вторжения в игру или пресечения неправильных с точки зрения взрослого действий. Так делать следует только в случае, когда ребенок перестает отличать игровую ситуацию от реальной и начинает выполнять действительно агрессивные действия в отношении игрушек и тем более партнеров по игре.

Какие игрушки покупать не стоит?

Говоря о том, какие игрушки не стоит покупать, в первую очередь нужно отметить те, которые вызывают у вас сомнения с точки зрения безопасности материала. Кроме этого, опираясь на собственную интуицию, стоит обратить внимание на то, насколько опасной может быть игра с этой игрушкой. Если возникают сомнения, то лучше от покупки отказаться (хотя на предмет безопасности для жизни и здоровья игрушки как раз проходят обязательную сертификацию).

С психологической точки зрения не стоит покупать неприятные по цвету, форме, материалу и т. п. Например, для детей младше трех лет не стоит брать игрушки ярких по цвету, неестественных оттенков. Дело в том, что восприятие цвета формируется в первые годы жизни, и, чтобы не нарушить становление цветового восприятия, не нужно испытывать детские глаза сложными оттенками. Подходят более однородные, спокойные, «природные» цвета. А те, что ярче, надо вводить постепенно. Что касается формы, то также нужно опираться на здравый смысл и прикидывать, нет ли риска, что ребенок может пораниться об эту игрушку (например, для совсем малышей даже кубики лучше покупать с закругленными углами), надеть ее на себя и не суметь снять и так далее. Все-таки сертификация и даже экспертиза целой комиссии не могут просчитать все связанные с игрушкой риски, поэтому стоит быть начеку и взрослому.

Взрослый также должен исходить из того, что вызывает страх именно у ребенка, и не покупать те игрушки, которые будут это чувство поддерживать. Если родителю трудно определиться самому, стоит посоветоваться с близкими родственниками и даже с психологами. И это относится не только к игрушкам-куклам (персонажам). Отдельное внимание стоит уделить игрушкам, которым свойственно внезапно и быстро перемещаться, издавать громкие звуки и так далее.

При покупке важно ориентироваться на возраст (он обычно указан на этикетке, но надо понимать, что эта информация в первую очередь касается безопасности использования игрушки: например, детям до трех лет опасно играть с мелкими деталями), на особенности индивидуального развития, эмоционального реагирования, которое по мере взросления меняется. Поэтому не стоит покупать игрушку «на вырост».

Какие игрушки стоит покупать?

Те, что будут соответствовать возрасту ребенка, позволят расширить спектр его деятельности, обогатить сюжеты игр, разнообразить физическую активность. Вряд ли стоит брать большое количество однотипных игрушек, но при этом никто не отменял и детского коллекционирования машинок, мячиков, мягких зайцев, ежей, медвежат и т. п. Это хороший вариант управления «закупками», он позволяет быстро сориентироваться, что купить на день рождения или если малыш заболел.

Может ли коллекция одинаково красивых Барби вызывать желание быть похожей на них и провоцировать комплексы? Барби – игрушка для младшего школьного возраста или даже для подросткового. В переходном возрасте девочки склонны к различного рода комплексам, кто-то, может быть, и расстраивается от непохожести на куклу, но это достаточно редкое явление. Потому что дети в таком возрасте сравнивают себя уже со сверстниками или с актерами и поп-звездами, а не с игрушками.

Опасны ли игрушки-антистресс – слаймы или спиннеры?

Со времени появления первых промышленно изготовленных слаймов прошло более сорока лет, и за этот срок травмирующего влияния на психику выявлено не было. Если рассматривать слаймы чисто в психологическом контексте, то это прекрасный материал для детского экспериментирования и познавательно-исследовательской деятельности: с их помощью можно вести наблюдение за свойствами так называемой неньютоновской жидкости.

Исследование Роскачество провело исследование слаймов по показателям безопасности и качества. О результатах исследования узнайте ЗДЕСЬ.

Спиннеры имеют иные функции, но также могут рассматриваться как вполне удачная игрушка для детских экспериментов и познавательно-исследовательской деятельности. Данными, подтверждающими опасность игры со спиннерами для психического здоровья детей, мы также не располагаем, но вполне можно предположить, что не стоит быстро вращающиеся спиннеры предлагать детям младенческого возраста, это попросту опасно для физического здоровья.

Благодарим за то, что дочитали этот текст до конца. Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Содержание

Гаджеты и дети: мнение психолога

Многие из историй сильного воздействия техники на детскую психику касаются умной колонки – нового помощника и собеседника, появившегося и в российских домах (по данным IDC, в 2020 году рынок умных колонок в России вырос на 6,4%, скорее всего, за счет разработки «Яндекса»). Есть множество рассказов про детей, которые обманывают режим родительского контроля, говоря с «Алисой» низким голосом, как взрослый. Есть история про девочку, которая верит, что «Алиса» настоящая, называет ее своей подругой и что когда-нибудь она придумает, как ее освободить. Наконец, на американском форуме Reddit описали тревожную ситуацию с ребенком, который называет свою маму Alexa (как голосового помощника Google) и требует, чтобы она сыграла ему песенку с YouTube.

кес

детский и семейный психолог с 20-летним опытом работы, сооснователь первой онлайн-школы о воспитании “Позитивные решения для родителей”

Для малышей раннее знакомство с гаджетами и чрезмерное времяпрепровождение в них идет вразрез с возрастными, конкретными и очень важными задачами: изучать свойства окружающего мира, манипулировать предметами, изучать возможности и способности своего тела, развивать крупную и мелкую моторику, что напрямую связано с развитием речи. Гаджеты попросту тормозят психическое развитие ребенка. У более старших детей ежедневное “залипание” в гаджетах по 5–8 часов ведет к социальной дезадаптации. Вместо того чтобы общаться со своими сверстниками и через различные ситуации учиться договариваться, уступать, отстаивать свои границы, убеждать, доказывать, делиться, защищать, мириться, ребенок проводит время “один на один” со своим электронным другом.

Как отмечает специалист, после регулярного многочасового потребления огромных потоков различной и не связанной между собой информации (к примеру, так подается информация в «ТикТоке») у детей формируется поверхностное, калейдоскопическое восприятие и мышление. После такого «винегрета» разрозненной и бессмысленной, а чаще всего развлекательной и неглубокой информации ребенку крайне сложно вдумчиво и внимательно что-либо изучать, концентрировать внимание на чем-то одном.

Гаджеты: риск аддикции?

попова

Риск воздействия на детей современных гаджетов пока еще не исследован до конца. Сталкиваются напрямую с этим только врачи-психологи и психиатры, к которым обращаются за помощью родители детей с нарушениями поведения, коммуникации, а в некоторых случаях с аддикцией в результате чрезмерного общения с гаджетами. Естественно, гаджеты сказываются на развитии высших психических функций. Если ребенок с раннего возраста проводит большой процент времени с гаджетами, это скажется даже на физиологическом развитии ребенка. Онтогенетически, когда мы растем, у нас вначале развивается объемное, 3D-зрение, и только к 6–7 годам глаз достигает зрелости и готов воспринимать изображение на плоскости. Если ребенок начинает смотреть завлекающие картинки (игры, мультфильмы) с плоского экрана телефона или планшета раньше этого возраста, это может привести к нарушению естественного процесса развития зрительного аппарата и раннему ухудшению зрения.

Снижение фантазии и повышении тревоги

Следующая потенциальная проблема, по мнению психолога, это тотальное преобладание визуального восприятия. Сказки, рассказы, чтение книг вслух – все то, что будоражит и развивает фантазию, современным детям почти незнакомо. Из-за этого детское воображение не развивается – есть готовая картинка, к которой нечего добавить. Нет пространства для фантазии. А ведь воображение – это высшая психическая функция. В будущем это может привести к сокращению числа художников, людей творческих профессий.

Тревогу должны вызывать и ситуации, когда ребенок использует гаджеты, социальные сети для самоуспокоения, потому что не справляется с эмоциями сам. «Это классическая схема формирования зависимого поведения: ситуация, когда мы ищем внутреннее успокоение не в себе, а во внешних факторах (будь то гаджеты, игры или, в случае взрослых, алкоголь и запрещенные вещества). Родителям следует проявить внимание, если ребенок приходит в расстроенных чувствах и бежит к игре, настаивает, требует, если он без гаджетов перестает выполнять какие-то задачи. Родители по незнанию и сами создают безвыходные в будущем ситуации. Например, если стимулируют ребенка есть, показывая ему мультфильм с планшета. Это приводит к тому, что без мультфильма ребенок есть отказывается, что в будущем может вызвать расстройство пищевого поведения. Взаимодействие с гаджетом – это искусственный контакт с неживым объектом, в который ребенок инвестирует свои чувства и потребности, что приводит к прямому нарушению способности к живой человеческой коммуникации. Если родители вовремя не позаботятся о том, чтобы ребенок общался с гаджетами реже, допустим 5% времени, а не 90 %, если получается, что только там, в Сети, в игре, он может получить поддержку, взаимность, быть понятым, – это может иметь негативные последствия, устранить которые очень сложно даже хорошему специалисту», – считает Ирина Попова.

Вред для спины и зрения

Не стоит также забывать и про вред гаджетов для спины, зрения, о последствиях в виде нарушения сна. К счастью, существующие в начале 2000-х теории про убийственное излучение, которое сделает будущие поколения бесплодными и провоцирует рак, не подтвердились. Однако при постоянном взаимодействии с гаджетами действительно можно испортить здоровье: особенно это касается зрения, ведь человеческий глаз по своей структуре не рассчитан на такие нагрузки. Близорукость и синдром сухого глаза, когда-то профессиональные болезни компьютерщиков, могут стать постоянными, нежелаемыми спутниками человека.

Ранее продолжительность работы за компьютером регулировали СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» – для детей допускалась максимальная продолжительность контакта с гаджетами 10–30 минут в день в зависимости от возраста. С 1 января 2021 года эти нормы признаны неактуальными, а в новом документе СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» максимально допустимая продолжительность контакта с экраном вообще не указана.

Что нужно усвоить родителям «цифровых» детей?

Рекомендации от Антона Куканова, руководителя Центра цифровой экспертизы Роскачества.

С помощью программ родительского контроля и пароля можно настроить как возрастные, постоянные ограничения доступа к устройству, так и временные. Предусмотрите, что ребенок может пытаться «взламывать» настройки и придумывать, как их обойти.

Дети не должны использовать смартфон во время перерывов от учебы – глазам нужно давать отдохнуть. Смартфон – это дополнительная нагрузка для глаз и мозга.

Научите детей пользоваться режимом чтения, чтобы нагрузка на глаза была меньше.

Не следует использовать смартфон и перед сном. Излучаемый гаджетами синий свет (с длиной волны около 450–480 нм) вызывает чувство настороженности и влияет на наши биологические часы. Со временем это нарушение может стать опасным и даже вызвать хроническую бессонницу, депрессию, биполярное расстройство и неврозы.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Влияние игрушки на эмоциональное состояние дошкольника

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению им опыта деятельности человека. Игрушка в деятельности ребёнка выступает в качестве своеобразного эталона предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с ними надлежит ребёнку.

Игрушка очень важна для развития личности ребёнка и его мимики. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на эмоциональное состояние ребёнка, занимались многие педагоги и психологи.

Игрушка – неизменный спутник ребёнка с первых дней его рождения. Её специально создаёт взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить дошкольника к вхождению в общественные отношения. Как говорила известный психолог Урунтаева Г.А., что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребёнка действовать с игрушками.

Актуальность опыта:

«Игра удовлетворяет многие потребности ребёнка: выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, насытить своё любопытство, исследовать окружающий мир»

Первые 6 – 7 лет жизни ребёнка наиболее ответственный период его развития, когда формируются умственные способности, нравственные качества, эстетические чувства. Все эти стороны личности ребёнка, воспитываются в процессе интересной, содержательной деятельности на занятиях, в труде, игре.

Игрушка - выступает для ребёнка, как предмет забавы, развлечения, радости, и в тоже время она – важнейшее средство психического развития дошкольника.

По определению А. С. Макаренко, игрушка является материальной основой игры. Играя, ребёнок реализует свои мысли, чувства в действии. А, следовательно, от того, во что он играет, какие игрушки попадают ему в руки, во многом зависит и направление его мыслей, чувств, поступков.

Ученых привлекает внимание педагогов и общественности к этой деятельности как к одной из наиболее актуальных проблем воспитания ребёнка. Интерес к ней закономерен: по имеющимся данным, ребёнок до семи лет большую часть дня проводит в игре.

Детство – уникальный период человеческой жизни. В числе многих жизненных и социальных прав ребёнка в детстве есть у него право на игру – главнейшее условие психического, социального, физического и эмоционального развития и состояние ребёнка. Детская игра является важной проблемой дошкольной педагогики и детской психологии.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений, влиянию игрушки на эмоциональную сферу ребенка не всегда уделяется внимание.

Существует закономерность, подтверждающая, что только согласованное функционирование двух систем – эмоциональной и интеллектуальной, их единство может обеспечить успешное развитие ребёнка.

Для того чтобы ребёнок играл, ему нужны яркие, разнообразные жизненные впечатления, которые он получает в повседневной жизни, образ мира, как говорят психологи. Нужно чтобы ребёнок научился играть один, со сверстниками и со старшими, общаясь с родителями и другими детьми.

Экспериментальное исследование, проведённое Н.Я Михайленко, Н.Н. Поддъяковым и др. показывает, что умение ребёнка играть вместе со сверстниками следует формировать в русле предметной деятельности – в ситуации взаимодействия детей с одним общим предметом, игрушкой, что позволяет выделить сверстника как партнёра по игре. Ребёнку нужно место для игры, игрушки и другие игровые объекты, игровые средства, а также ему необходимо и внимание родителей, их участие, сочувствие, подсказка. Игра и игрушка – это очень серьёзно и очень весело, они развивают и повышают эмоциональный тонус, помогают расслабиться и учат!

В последнее десятилетие отмечается снижение интереса современных детей к играм и игрушкам, вызывающих положительные эмоции. Изменяется характер игр – они приобретают черты агрессивности и индивидуализма. По мнению В. В. Абраменковой, взрослые забывают об исторических традициях русских игр и игрушек, а дети в свою очередь не получают этой информации от них. А главное – проблеме влияния игрушки на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста уделяется очень мало внимания. Поэтому эта тема актуальна в наши дни.

Сейчас также рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. Таким образом, она зловредно влияет на психику и здоровье детей.

В моей работе поставлена цель: выяснить, как игрушка влияет на психическое развитие ребёнка, и как правильно её нужно выбирать и использовать.

Цели и задачи.

Цель: выявить влияние игрушки на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста.

Гипотеза: Игрушки способны вызывать различные эмоциональные состояния у детей дошкольного возраста.

Перед собой поставила ряд задач:

1. Изучить состояние проблемы в специальной литературе.

2. Рассмотреть сущность детской игрушки с историко – педагогической позиции.

3. Выявить виды игрушек благоприятно влияющих на эмоциональное состояние детей.

4. Проанализировать эмоциональные состояния ребёнка – дошкольника, определить роль игрушки в их возникновении.

5. Разработать методические рекомендации для родителей и воспитателей по подбору игрушек и их использованию в воспитании детей.

6. Разработать серию занятий по ознакомлению дошкольников с игрушкой.

Методы исследования : беседа, эксперимент, наблюдение, анкетирование, опрос, изучение продуктов деятельности детей, игры.

Мир детства – это мир игры. Через игру ребёнок учится жить. Детская игрушка – непременный спутник дошкольного детства; это предмет, служащий для забавы и развлечений, но одновременно являющийся средством развития ребёнка.

На Руси, начиная от древнейших народов, первобытной культуры и до наших времён, игрушки имели серьёзное значение. С ними передавались по наследству, мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. Первые игрушки вешали над зыбкой. Это были колокольчики, подвески с шумом, пёстрые лоскуты, трещотки. А потом ребёнок получал мячи, луки, стрелы, волчки, куклы, свистульки…

С изменениями, происходящими в человеческом обществе, меняются и игрушки. Детство современного дошкольника заполнено игрушками, которые не могли существовать в первобытном обществе. Невозможно представить себе среди игрушек первобытного ребёнка поезда, самолёты, луноходы и т.п. Такое многообразие игрушек доступно только современному ребёнку.

Итак, игрушка – это предмет, радующий ребёнка. С древнейших времён дети любили подражать взрослым и игрушки были маленькими копиями орудий труда, охоты, поэтому можно сделать вывод, что игрушки существовали всегда, с первых лет появления человечества.

Жизнь ребёнка неотделима от игры, все виды деятельности гармонично вплетаются в неё, создавая предпосылки для формирования личности. Ребёнок учится действовать и мыслить и всякая манипуляция с игрушкой – прообраз его будущих отношений с миром. Повзрослев, ребёнок научится более сложным действиям, его игрушки станут другими. Но его мироощущение во многом останется тем же, что и в детстве.

Игрушка – надёжный помощник в воспитании. Общеизвестно, что в воспитании нет мелочей. Различные игрушки по-разному влияют на эмоциональное состояние и развитие детей.

Сюжетные игрушки развивают творчество, уточняют и расширяют их кругозор.

Мягкие, пушистые игрушки дают ребёнку положительные эмоции, доставляют радость, способствуют развитию у детей доброты, ласки.

Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают ребёнка к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта. В младенчестве впервые возникает такое эмоциональное образование, как привязанность к близкому человеку, которая в дальнейшем приводит к возникновению нравственных чувств. Ребёнок приучается радоваться и печалиться вместе со взрослым, в середине второго года жизни. С возрастом меняются его взгляды на мир и отношение с окружающими, детские реакции, вызванные эмоциональным переживанием, становятся мягче и слабее. Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.

Особое значение для развития эмоционального и нравственного состояния в детстве имеет кукла. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогает накопить опыт положительных, нравственных переживаний. Любимая игрушка учит ребёнка доброте, способности идентифицироваться с куклой, природой, с другими людьми.

Велико влияние на эмоциональное состояние и развитие детей дидактических игрушек, среди которых много народных. Народные игрушки - бодрые, яркие, нарядные и жизнерадостные; они вызывают у детей положительные эмоции. Среди народных игрушек особо выделяется матрёшка, которая давно уже является модным сувениром.

Таким образом, воздействие игр и игрушек на развитие и состояние детей разносторонне. Анализ детских игр и игрушек привёл к выводу об их значимости в решении психолого-педагогических задач, стоящих перед современным обществом. Различные игрушки по-разному влияют на эмоциональное состояние детей. Ребёнок учится проявлять заботу, сопереживать игрушке, играя с куклой или мягкой игрушкой, учится рефлексии, эмоциональному отождествлению. В то время как игры с человеком-пауком, с трансформерами, вызывают у детей агрессивность, злость, а порой даже страх и ужас, что может привести к нервозности, стрессам, беспокойному сну.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Влияние современной «игрушки» на психическое развитие ребенка.


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam


Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Ресурсы системы М. Монтессори в работе с детьми дошкольного возраста


«Как выстроить взаимодействие игры и музыки при нарушениях сенсорной интеграции детей с ОВЗ дошкольного возраста»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Влияние современной «игрушки» на психическое развитие ребенка.

Влияние современной «игрушки» на психическое развитие ребенка
Подготовила:
воспитатель1 к.к. Мусина Д.С.

Игрушки – дело серьезное. Пожалуй, не менее серьезное, чем выбор лекарств, н.

Игрушки – дело серьезное. Пожалуй, не менее серьезное, чем выбор лекарств, няни, детского сада или школы для любимого чада. Игрушки могут развивать, лечить, развлекать. Но они, же способны расстраивать психику, давать ложное представление об окружающем мире, вызывать агрессию и попросту представлять угрозу для здоровья и жизни ребенка.

Игрушки влияющие на психику ребенка
Вот и приходит на помощь умная игрушка «Компьютер».
Умная в том смысле, что она умеет запоминать,
отвечать и подсказывать.

Давайте задумаемся, во что играют наши дети. В наше время каждый ребенок.

Давайте задумаемся, во что играют наши дети.
В наше время каждый ребенок в возрасте от 2-3 лет уже умеет обращаться с компьютером и телефоном. В какие же игры он играет: это гонки, убийства и, другие игры, влияющие на психику ребенка.
Очень трудно оторвать ребенка от компьютера. Это уже компьютерная зависимость.
А чтобы такой зависимости не было у ваших детей, не позволяйте вашему ребенку играть в страшилки. Предложите на стадии знакомства вашего ребенка с компьютером игры развивающие, познавательные, следите за временем, в какие игры он и грает

Здесь и ответ на вопрос, почему дети так любят общаться с компьютером. Компью.

Здесь и ответ на вопрос, почему дети так любят общаться с компьютером.
Компьютер – это незаменимая вещь, без которой обойтись сегодня практически невозможно. Однако компьютер может быть и полезным, и вредным. Хорошо то, что ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.
Полезным
Вредным

Но есть игры полезные - познавательные, развивающие,

Но есть игры полезные - познавательные, развивающие,

в которые ребенок может первоначально играть с родными,

в которые ребенок может первоначально играть с родными,

а затем самостоятельно.

а затем самостоятельно.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Читайте также: