Влияние современной игрушки на развитие личности ребенка

Обновлено: 01.05.2024

Сущность и назначение игрушки, краткая история ее возникновения и развития, состояние на современном этапе и дальнейшие перспективы. Виды игрушек и их отличительные черты. Исследование проблемы степени влияния игрушки на развитие личности ребёнка.

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 27.11.2009
Размер файла 59,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Одно из определений культуры, данное В.С. Библером, трактует ее как творение нового самобытного и самобытийного мира. Л.М. Баткиным онтологически культура рассматривается как «не что иное, как внесение в мир смысла». С точки зрения Н.Н. Рубцова (1991), культура представляет собой системную иерархию смыслов, хотя она не исчерпывается этим определением.

Усвоение культурного смысла, полагает В.П. Козловский, предполагает «вживание в него, врастание в ткань того культурного мира, смыслом которого он является. Смысл требует бытийного, жизненного соучастия в нем, сопричастности, тогда он выступает во всей полноте своего содержания и функций как носитель уникальных секретов культурного процесса, действий, поступков, образа мыслей и чувств того или иного самобытного сообщества людей». Именно с культурным пространством связано нравственное развитие личности, представляющее собой сложнейший путь усвоения нравственного знания, образцов, идеалов, принятых в обществе, осмысления с помощью взрослых собственного нравственного опыта и опыта других людей, созревание нравственных чувств. Выход в культуру - это путь к идеалу, образу, и это движение бесконечно. Следовательно, культурное развитие - есть ни что иное, как композиция (построение), мера пути, который позволяет человеку обрести идеальный образ себя.

Однако механическое заучивание канонов и правил - по сути своей обман, иллюзия не только нравственности, но и морали. Л.С. Выготский, вводя параметр культуры в качестве основополагающего вектора развития, вычленяет и наиболее значимую, далее неделимую единицу целостности внутреннего мира человека - переживание [9]. Очевидно, необходимы такие ситуации, в которых эти каноны и нормы, чтобы стать личным достоянием человека, должны соответствующим образом и в соответствующей (истинной) форме быть прожиты им. Только то, что пережито ребенком, считал Л.С. Выготский, может стать личностно значимым для него, автобиографичным. Иначе говоря, состояться (быть, по Э. Фромму), в полном смысле этого слова, человек может только в пространстве культуры.

Наиболее значимым носителем смысла в культуре выступает символ [16; 17]. По Н.Н. Рубцову, символ не соотносится с единичным смыслом. «Символ - это потенциально неисчерпаемая смысловая глубина. Символ всегда есть некий предел, раскрывающий себя в целом континууме смысловых единичностей. Символ - это всегда открытый образ, его смысл никогда не сводим к одному определенному значению, он всегда - веер возможностей, смысловых перспектив» [26, с. 43]. Однако без смысла не может быть символа; смысл символа образуется посредством переноса на символический предмет смысла другой вещи по механизму ассоциативной связи.

С точки зрения Ю.М. Лотмана (1996), символы представляют собой один из наиболее устойчивых элементов континуума культуры - в них, в явной или неявной форме, отражено культурное лицо эпохи. «Являясь важным механизмом памяти культуры, символы переносят тексты, сюжетные схемы и другие семиотические образования из одного пласта пространства в другой. Пронизывающие диахронию культуры константные наборы символов в значительной мере берут на себя функцию механизмов единства: осуществляя память культуры о себе, они не дают ей распасться на изолированные хронологические пласты» [18, с. 148].

Именно посредством символики осуществляется культурная преемственность поколений, ибо символы задают основной принцип упорядочения общества, направляют и удовлетворяют высшие потребности человека. Особенность культурного пространства, считает Ю.М. Лотман, проявляется в том, что «всеми своими средствами, заданностью культурных нормативов во всех сферах жизнедеятельности человека, оно регламентирует хаос человеческого «Я»» [17, с. 10].

Культурный человек (взрослый ли, ребенок), по мнению Е.Г. Макаровой, - это всегда «человек, владеющий символикой культуры, переживший и осмысливший ее семантику» [19, с. 167]. Ребенок входит в Культуру, осмысливая ее посредством освоения и присвоения ее символики, вступая с ней в диалог. «В символах находят свое выражение не только реалии и феномены обыденной и бытийной жизни, но и механизмы человеческой психики» [5, с 145].

К одному из средств культурного развития по праву можно отнести игрушку. Возникновение игрушки и ее трансформация несут на себе отпечаток эпохи, дух времени. В ней (игрушке) находит отражение специфика общественного и производственного развития народа той или иной страны, государства.

Крупнейшие теоретики и практики современной психологии - от Л.С. Выготского и Б.Д. Эльконина до Д. Винникотта, М.В. Осориной, Е.О. Смирновой - определяют игру и игрушку как основной предмет трансляции базовых культурных установок, образов, составляющих основу картины мира. Для ребенка игрушка, по мысли В.В. Абраменковой, - это не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины [1]. Игра и игрушка не безотносительны к культуре, а имманентны ей.

Глубинный смысл игрушки прорастает в современность из древней традиции и архаической символики. «Игрушка, включенная в игровой элемент культуры, на протяжении всей истории человечества выступала символом, опосредующим вхождение человека в коммуникативное пространство диалога с Другим, удваивала реальность и наполняла ее жизненным содержанием и смыслом» [33, с. 63].

Практически на всем протяжении человеческой истории детство каждого ребенка было связано с игрой и игрушкой. Не составляет исключение и детство начала ХХI века. Специфика современной социальной ситуации развития детей состоит в том, что оно сопровождается ростом «игровой индустрии», расширяющейся с каждым годом. Не секрет, что основная цель современной индустрии игрушек состоит в расширении производства и одновременно обеспечении бесперебойного сбыта выпускаемой продукции за счет «якорения» потенциального (в том числе и в лице собственных родителей) покупателя - ребенка. Отсутствие каких-либо ценностных ориентиров на рынке игрушек (как у производителей, так и у покупателей) приводит к их бесконтрольному производству, бессистемной закупке и бессмысленному потреблению. И, несмотря на то, что игрушек год от года становится все больше и достаточно разнообразных, играют дети - катастрофически мало и однотипно. Сегодня в самостоятельной деятельности ребенка игрушка в большей мере сохраняет статус объекта специфических манипуляций, обусловленных ее функциональными свойствами (для неискушенного наблюдателя эта занятость игровым предметом может создавать иллюзию полноценной игры). Самостоятельное освоение подобных манипуляций-действий ребенком, вовсе не означает, что он играет и / или научится играть. Говоря словами С.Л. Рубинштейна (2003), сегодня в игре действия ребенка выступают в большей мере как оперативные приемы, нежели являются выразительными и семантическими актами, которые присущи истинной игре как свободной, творческой деятельности. В настоящее время, как справедливо отмечает В.В. Абраменкова, «оказалась прервана многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения - другому, и это привело к кризису игровой культуры» [1, с. 11]. Накопление игрушек в современной квартире очень часто напоминает чулан и тем самым атрофирует (обрекает на вымирание) сам процесс «играния», разрушает личностный смысл игры, поскольку не все игровые материалы побуждают ребенка к выражению собственных потребностей и позволяют структурировать тип и степень детской экспрессии. Очевидно, бесконтрольный подход к выпуску и приобретению специфически детской продукции - игрушки - весьма негативно отражается и на качестве детской игры, и, следовательно, на эффективности развития ребёнка.

Переоценить роль игрушек в развитии детской психики довольно трудно. Не подлежит сомнению связь игры (а, значит, и игрушки) с творчеством, с ритуалом, с трансцендентным опытом человека. Так как практически каждая игрушка несет в себе определенную символику, то, очевидно, она вполне конкретным образом воздействует на психику ребенка. Е.О. Смирнова, В.В. Абраменкова и ряд других исследователей полагают наличие непосредственной связи между особенностями игры детей и спецификой их взрослой жизни, потому что игра - это не только развлечение, игра - это прообраз отношений человека с миром. Основное значение игр и игрушек в том и состоит, что они определяют базовую идентификацию подрастающего поколения. По мнению В.С. Мухиной, «любимая игрушка учит ребенка доброте, способности отождествляться (идентифицироваться) как с куклой, так и с людьми. У каждого нормально развивающегося ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой. За годы детства каждый ребенок по-своему привязывается к своей игрушке, переживая, благодаря ей, множество разнообразных чувств» [22, с. 127].

Однако, не смотря на то, что игрушка возникает в жизни ребенка раньше игры, подлинной (истинной) игрушкой, в ее культуросозидающем аспекте (как текст, как архетип, как портал в культуру) она становится лишь в определенный период его психического развития - когда у ребенка сформирована знаково-символическая функция сознания.

По данным наших исследований к пятилетнему возрасту пути игры и игрушки становятся в некотором смысле независимыми друг от друга. Так, в одних случаях, игра может разворачиваться без игрушки, тогда как в других - с ее помощью. Однако, в последнем случае, игрушка выступает скорее игровым предметом (вещь), нежели сохраняет статус истинной игрушки (культурный текст). Игрушка становится истинной только в том случае, когда ребенок становится способным осуществить сброс на нее фантазийного образа и эмоционально отреагировать его

На значимость эмоционального компонента в развитии личности ребенка указывал А.В. Запорожец, отмечая, что важнейшая особенность эмоции и ее существенное отличие от органических ощущений состоит в предметной отнесенности, адресованности к чему-то внешнему, взволновавшему человека, выведшему его из душевного равновесия. «В связи с этим в эмоциональных образах отражаются, наряду с изменениями внутреннего состояния субъекта, изменения жизненно важных для него предметов и явлений, также и сами эти предметы, явления, воспринимаемые и понимаемые с особой точки зрения» [11, с. 272].

Причем именно дошкольный возраст, как показано в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Е.Е. Кравцовой, Е.М. Листик и других исследователей, выступает предельно сензитивным для эмоционального развития. В этот период особой эмоциональной чувствительности ребенка к окружающему миру игрушка начинает жить неповторимой и самобытной - внеигровой (то есть независимой от игры, а иногда и вопреки ей) - жизнью, занимая специфическое место в личностно-смысловом пространстве ребенка и приобретая особый смысловой статус - для ребенка она способна стать «живой». Фантазии ребенка, направленные на игрушку, которая становится (благодаря эмоциональному включению) содержанием его внутреннего мира, делают его могущественным.

По мнению ряда исследователей (В.В. Абраменкова, Е.О. Смирнова, В.С. Мухина и др.), у каждого ребенка должна быть любимая игрушка, которой он сможет доверить свои самые сокровенные тайны и вместе с ней преодолевать некоторые препятствия, например, - страх одиночества, когда родители уходят; страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с игрушкой-подружкой. Даже если ребенок иногда злится, наказывает или ломает игрушку, забрасывая ее в дальний угол, он обязательно вспоминает о ней в минуты детского горя. Иначе говоря, развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя - ребенок переживает с игрушками все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Все это дает основание полагать, что игрушка как носитель определенного рода информации может выступать в качестве наиболее оптимального стимула при исследовании эмоционального состояния ребенка [1; 24; 28].

Следует отметить, что современный рынок игрушек представляет собой абсолютную стихию, а, соответственно, и выбор их становится чрезвычайно затрудненным и хаотичным. Причем, чаще всего выбор игрушки для ребенка осуществляет взрослый (родители, близкие родственники, педагоги), не всегда учитывая его возраст и потребности, а опираясь преимущественно на собственный вкус. Зачастую, культурный, развивающий потенциал игрушки, её педагогическую «полезность» взрослые либо вовсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель сообщает разную, кроме той, которая действительно важна и необходима, информацию. Кроме того, значительная часть современной игрушечной продукции характеризуется низким качеством и сомнительным предназначением, оказывающих отрицательное влияние на развитие и психическое здоровье детей.

Все это и обусловило направление нашего исследования, цель которого состояла в выявлении взаимосвязи между выбором игрушки и эмоциональным состоянием у детей старшего дошкольного возраста.

В исследовании приняли участие 120 испытуемых обоего пола 5-6 летнего возраста. В качестве стимульного материала для организации эксперимента использовалось два комплекта игрушек, формируемых и по признаку половой принадлежности, и учитывающие единство предпочтений у детей разного пола. В основу комплектации игрушек положены данные исследований С.Б. Нестеровой [24]. В комплект игрушек для мальчиков вошли: мяч, машина (Джип), пистолет, обезьянка, Бэтмэн. В комплект игрушек для девочек вошли: мяч, обезьянка, классическая кукла, кукла Барби, пупс (классический).

Основным диагностическим инструментом для выявления динамики эмоционального состояния ребенка в процессе выбора игрушки выступал восьмицветовой тест М. Люшера в обработке Г.А. Аминева и Ю.М. Орлова. Данная методика позволяет выявить актуальное эмоциональное состояние и степень общего эмоционального благополучия ребенка по показателю «отклонение от аутогенной нормы», которые и были использованы для анализа данных.

В процессе эксперимента методика использовалась дважды: до начала выбора игрушки и по окончании игры. По завершении стартовой диагностики ребенку предлагали поиграть в «Магазин», где он имел возможность «купить» понравившуюся ему больше всего игрушку из предложенного экспериментатором набора. Определившись с выбором игрушки, ребенок мог поиграть с ней в течение часа. В это время экспериментатор наблюдал за деятельностью ребенка и фиксировал в протоколе особенности его действий с выбранной игрушкой по следующим показателям: а) характер деятельности (манипулятивный, игровой); б) время, затраченное ребенком на игру; в) наличие сюжетной линии; г) тип игровой деятельности (образная, сюжетная, ролевая, режиссерская).

Предметом анализа выступало сравнение стартовых и итоговых показателей суммарного отклонения от аутогенной нормы, свидетельствующее о наличие изменений и их характере (позитивная, негативная динамика или отсутствие таковой) в эмоциональном состоянии ребенка.

Анализ детских предпочтений показал, что первое место в выборе игрушки у девочек игрушек занимает кукла «Барби»; второе место - мягкая игрушка «Обезьянка». У мальчиков самые высокие показатели обнаружены по игрушке «Бэтмэн»; второе место по частоте встречаемости выбора - у игрушки «машина»; третье место - игрушка «пистолет». В целом можно отметить, что успехом у современных детей не пользуются пупсы, классические куклы и игрушки спортивного типа (мяч) - именно им принадлежит наименьшее количество выборов (таблица 1).

Слипченко Ольга Александровна

Интересно умеют ли дети правильно действовать с игрушками, то есть играть? Сейчас широко рассматривается поблема о неправильном использовании игрушки. Таким образом она зловредно влияет на психику ребенка. В своей работе поставила цель: выяснить, как игрушка влияет на психическое развитие развитие ребенка и как правильно её нужно выбирать.

ВложениеРазмер
npk_yulya.docx 48.59 КБ

Предварительный просмотр:

1. Возникновение и историческое развитие игрушки

1.1 Игрушка – элемент культуры

1.2 Народная игрушка

1.3 Современная игрушка

2. Исследования о влиянии игрушки на развитие личности ребёнка

Список использованной литературы

Игрушка – неизменный спутник каждого ребенка с первых дней рождения. Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности.

Актуальность темы: интересно, умеют ли дети правильно действовать с игрушками, то есть играть? Сейчас, широко рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. Таким образом, она зловредно влияет на психику и здоровье детей.

В своей работе я поставила цель : выяснить, как игрушка влияет на психическое развитие ребенка, и как правильно ее нужно выбирать и использовать.

Предмет исследования: роль игрушки в психическом развитии ребенка.

Цель исследования: определить влияние игрушки и ее назначение в психическом развитии.

  1. Изучить краткую историю возникновения игрушки.
  2. Определить виды и назначение игрушек.
  3. Провести исследования влияния игрушки на развитие личности ребёнка

Предмет исследования. Предметом исследования является влияние современной игрушки на развитие личности ребёнка.

Объект исследования. Объектом исследования является игрушка как элемент культуры.

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСОКЕ РАЗВИТИЕ ИГРУШКИ

1.1 Игрушка – элемент культуры

Игрушка – предмет культуры, выполненный из определенного материала, обладающий формой и содержанием, значением и смыслом. Можно сказать что, игрушка – это «игривое зеркальце» жизни и фантазии.

Функции игрушки – развивать, развлекать и воспитывать, содействовать формированию личности ребенка.

В современном российском обществе распространились игрушки, представляющие угрозу для детей (маски вампира и мертвеца, устрашающий наряд Фредди Крюгера, игрушечный набор «Расчленитель» и др.). Эти игрушки выполнены по зарубежным технологиям. С их помощью дети приобщаются к образам, отражающим злодеев. Поэтому, такие игрушки способствуют передаче отрицательного опыта в развлекательной форме.

То ли дело – дымковская или богородская резная игрушка! Взгляните на них: они вызывают в русском человеке «взрыв радости и оптимизма». Это – жизнеутверждающие игрушки. В этих игрушках проявляется радование человека своему бытию.

1.2 Народная игрушка

Народная игрушка, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.

Примером ритуального предмета детской игры являются традиционные русские куклы из дерева и соломы, которые не имеют прорисовки лица.

Отдельно следует указать на символику коня в русской игрушке. С изображением коня связывался целый ряд представлений. В первую очередь, с конем соотносили солнечных богов.

С символикой солнца связываются и всевозможные кони-качалки и качели. Кони-качалки и изображение коней вообще, должны были принести удачу и благословение солнца для ребенка.

Погремушки, шаркунки, трещетки до начала XX века, кроме развлекательной цели, также служили для призывания к ребенку добрых духов или ангелов-защитников. Отметим, что в русской традиционной игрушке не встречается изображений отрицательных персонажей, так как считалось, что такие изображения могут принести ребенку зло.

Той же цели служили различные свистульки. Свистульки часто изображали то или иное животное, кроме того, изображение животных являлось традиционной темой русской народной игрушки. В тульской области зафиксированы поверья, что посвистев в глиняную свистульку и сказав «Пусть порча перейдет на того, кто ее послал» человек выздоравливает, а тот, кто ее наслал, заболеет.

Древний обряд, связанный с игрушечной свистулькой и посвященный изгнанию злых сил и привлечению добрых, зафиксирован в начале XIX века в Вятке. Назывался этот праздник «Свистунья» или «Свистопляска». Ранней весной дети и взрослые в течение нескольких дней свистели в глиняные свистульки, плясали и веселились.

Следует отметить, что практически каждая народная игрушка, а за ними и фабричная, несет в себе определенную символику, использование игрушки, раскрашенной в черные и красные цвета (в определенной пропорции) может нанести наиболее возбудимым детям психологическую травму.

Народная игрушка является культурным наследием подобно родной речи, сказке, песне. Народные игрушки тысячелетиями воспитывали ребенка, они проверены детской любовью к ней, детской игрой. Через неё передается любовь и ласка, веселость и смех. В такой игрушки много теплоты, которая выражается в заботливом, любовном ее исполнении.

1.3 Современная игрушка

Наши современные девочки и мальчики, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле разучиваются конструктивно играть.

Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд, гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник 30–40 лет назад. Давайте оглянемся: яркие обложки книг, журналов и учебников в школе, цветные рекламные щиты на улице, а дома – фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов, форм, назначений.

У каждого ребенка должна быть любимая игрушка, которой он сможет доверить свои самые сокровенные тайны. Причем, чаще всего выбор игрушки для ребенка осуществляет взрослый (родители, близкие родственники, педагоги).

Игрушки покупаются, как сказал один папа, чемоданами и через месяц так же чемоданами выбрасываются. Так конечно, не у всех, но у всех постоянно идет смена красок, форм, мелькание картинок, предметов, лиц. И психика ребенка не справляется, деформируется восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, деформируются и представления о добре и зле.

Игрушки можно разделить на следующие группы:

  • Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию: различные виды животных (мишки, зайчики, собачки и прочие); куклы со всевозможной кукольной утварью; наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин; детали костюма помогающие принять и удержать игровую роль (халат и шапочка врач, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочка); транспортные игрушки (грузовик, поезд, машинка).
  • Игрушки, способствующие интеллектуально-познавательным и моторным способностям: всевозможные кубики, конструкторы, пазлы, мозаика, лото, домино и прочие.
  • Игрушки способствующие развитию физических качеств: мячи, обручи, скакалки, кегли.

Значительная часть современной игрушечной продукции характеризуется низким качеством и сомнительным предназначением, оказывающих отрицательное влияние на развитие и психическое здоровье детей. Многие современные игрушки для детей для мальчиков, девочек совершенно не развивают личность и становятся не интересными и не востребованными. Многие родители замечают, что после первых восторгов от красивой и «укомплектованной» игрушки, ребенок быстро привыкает к ней и практически перестает с ней играть. Или, что хуже, начинает подчиняться ее требованиям. Не он управляет ею, а сам предмет навязывает ему определенные действия.

Поэтому, можно сказать, что многие современные игрушки не дают развиваться детской творческой активности в игре, а уводят ребенка в сторону механического использования операций, заложенных производителем.
Дети быстро теряют к таким предметам интерес, как только изучат ее функции. И чем современнее такая игрушка, тем быстрее с ней перестают играть, или в лучшем случае, разбирают ее на части, чтобы изучить изнутри.

Все это и обусловило направление нашего исследования, цель которого состояла в выявлении взаимосвязи между выбором игрушки и эмоциональным состоянием у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

2. ИССЛЕДОВАНИЯ О ВЛИЯНИИ ИГРУШКИ НВ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОЧТИ РЕБЕНКА

Ребенку предлагали поиграть в «Магазин», где он имел возможность «купить» понравившуюся ему больше всего игрушку из предложенного экспериментатором набора. Определившись с выбором игрушки, ребенок мог поиграть с ней некоторое время.

Анализ детских предпочтений показал, что первое место в выборе игрушки у девочек первое место – мягкая игрушка «Кот Барсик». Второе место занимает кукла «Барби», на третьем месте классический пупс. У мальчиков самые высокие показатели обнаружены по игрушке «Робот»; второе место по частоте встречаемости выбора – у игрушки «машина»; третье место – игрушка «пистолет».

Проведенные наши психологические исследования подтвердили, что игры, в которые играли родители и современные дети отличаются.

Так 39% родителей ответили, что любимой игрой в детстве была резиночка, скакалочка, лапта и игры в мяч. Современные дети на первое место поставили компьютерные игры. – 46%. Хотя 69% учащихся знают подвижные игры типа догонялок, пряток, но правила игры самое главное, её смысловой стержень сформулировать смогли лишь некоторые.

23% родителей с удовольствием играли в «Дочки-матери». Мои сверстники предпочитают играть с интерактивными игрушками – это 30%. 19 % родителей играли в «Казаки-разбойники» и столько же процентов родителей играли в куклы. Из детей только 24% играют в куклы.

Второй вопрос нашего анкетирования для родителей и детей звучал так «Любимая твоя игрушка?» Кукла – ответили 35% родителей. Мои одноклассники на первое место поставили мягкую игрушку, типа медведь Тедди, кот «Барсик». Лишь у 15% родителей мягкие игрушки были любимые в детстве. А 19% ребят на второе место поставили интерактивные игрушки типа Фёрби, Беби Бёрна. На третьем месте у родителей оказались машинки, солдатики, железная дорога. Дети на на последнее место поставили конструктор, пазлы.

Диаграмма 1 Сравнение игр между родителями и детьми

Можно сделать вывод, что современные дети предпочитают компьютерные игры, интерактивные игры, подвижным играм. Это приводит к неумению дружить со сверстниками, проблемам со здоровьем и эмоциональным нарушением.

Так же можно отметить, что успехом у современных детей не пользуются пупсы, классические куклы и игрушки спортивного типа (мяч) – именно им принадлежит наименьшее количество выборов (диаграмма 1).

Диаграмма 2 Выбор игрушек между мальчиками и девочками

Так же можно отметить, что успехом у современных детей не пользуются пупсы, классические куклы и игрушки спортивного типа (мяч) – именно им принадлежит наименьшее количество выборов (диаграмма 2).

В целом исследование показало, что многие современные игрушки актуализируют у детей неблагополучные тенденции в эмоциональной сфере.

Статья посвящена вопросу о влияние современных игрушек на гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок активно развивается, а т.к. большую часть своего времени он играет, взаимодействуя с игрушками, то они должны быть правильно подобранны в соответствии с возрастом ребенка и его индивидуальными особенностями. В статье подробно рассмотрены виды игрушек, способствующие развитию определенных способностей у детей дошкольного возраста, и основные требования, предъявляемые к выбору игрушек.

ВложениеРазмер
vliyanie_sovremennoy_igrushki_na_garmonichnoe_razvitie_rebenka_doshkolnogo_vozrasta.docx 25.45 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние современной игрушки на гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста.

Значимым этапом для развития ребёнка является дошкольный возраст. Именно в этот период формируется характер ребенка, так как он начинает осознавать себя самостоятельной личностью. Дети в дошкольном возрасте развиваются очень быстро, и родителям нужно внимательно наблюдать за ними для того, чтобы заранее выявить какие-то отклонения в развитии. Родителям значительно легче, когда дети ходят в детский сад, в котором есть опытные воспитатели, способные правильно воспитывать и развивать детей. Но за то, каким вырастет ребенок, будет ли он всесторонне развитым, сможет ли гармонично ощущать себя в окружающем мире, основную ответственность несут родители.

Для того чтобы воспитать всесторонне развитого ребенка, родители должны обратить внимание на основные составляющие целостности личности:

•Духовное или морально-нравственное развитие

Развитию всех составляющих необходимо уделять одинаковое внимание, только при этом условии ребенок будет гармонично развиваться.

Лучше всего ребенок дошкольного возраста развивается в процессе игры. Игра – особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребенка [1]. Так как игра является неотъемлемой частью жизни ребенка, то она всегда являлась объектом изучения многих педагогов и психологов, таких как: Аркин Е. А., Крупская Н.К., Ушинский К.Д., Макаренко А.С., Флерина Е.А., Павлова Л.В. и др.

По определению Эльконина Д.Б., игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и, в обобщенной форме, в специально создаваемых игровых условиях, воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними [2, 97].

Практически все игры не обходятся без использования игрушек. По мнению А.С. Макаренко, игрушка-это «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. Её использование содействует развитию личности ребенка, самостоятельности и расширению кругозора. У детей формируются дружеские взаимоотношения, они учатся согласовывать свои действия и договариваться.[3] Е.А. Флерина отмечала, что игрушка «учит ребенка жить и действовать».[4] К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка - это своеобразная школа воспитания чувств ребёнка. «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту, а те картины воображения, которые само же к ним привязало».[5,476]

Во время игры разные виды игрушек выполняют различные функции. Но главными остаются - развивать, развлекать и воспитывать детей.

Больше всего в игрушках нуждаются дети дошкольного возраста. На сегодняшний день существуют следующие виды игрушек, развивающие определенные способности ребенка [6]:

- сюжетные игрушки (куклы, фигурки людей, фигурки животных, автомашины, поезда, самолеты, посуда, мебель и др) развивают творчество, расширяют кругозор ребенка и его социальный опыт;

-дидактические игрушки (матрешки, пирамидки, разноцветные шары, бочонки, бирюльки, мозаики, настольные и печатные игры и др) предназначены для умственного и сенсорного развития ребенка;

-игрушки-забавы (смешные фигурки людей и животных) будят в ребенке заинтересованность, яркие эмоции, развивают чувство юмора, помогают объединить взрослых и детей общим переживанием радости;

-спортивные игрушки (волчки, мячи, обручи, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, настольный баскетбол, настольный хоккей и др) способствуют укреплению мышц руки, предплечья, ног, туловища, а также развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, координации движений, навыков бега, прыжков;

-театрализованные игрушки (куклы-марионетки, куклы бибабо, театральные персонажи, сказочные персонажи; также к этим игрушкам относятся костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др) развивают эстетический вкус, речь, воображение и способность воспроизводить действия людей;

-технические игрушки (машины, транспортные средства, механизмы, игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, калейдоскопы, детские швейные машины, детские кассы, детские компьютера и др) вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов, с характерными для них действиями;

-строительные и конструктивные материалы (различные конструкторы с разными способами соединения деталей, конструкторы нового поколения- «LEGO») рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство;

-игрушки-самоделки (такие игрушки дошкольник создает сам из подручных материалов) учат ребенка преобразовывать различные материалы в соответствии с поставленной задачей, ребенок испытывает радость при изготовлении игрушки и стремится к созидательной деятельности.

Для гармоничного развития ребенка дошкольного возраста очень важно подобрать правильные игрушки в соответствии с его возрастом.

Основное требование к игрушкам определила Н.К. Крупская: игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства[7].

До года лучшая игрушка для развития ребенка - это обыкновенная погремушка. Она необходима для развития органов чувств, восприятия звука, мелкой моторики и побуждает ребенка к самостоятельным действиям. Также необходимы разные фигуры (мячи, кубики) мягкие, пластмассовые и деревянные. Заслуга этих игрушек в том, что они знакомят ребенка с разными формами и размерами.

В период с 1 года до 3 лет активно развиваются органы чувств ребенка, поэтому лучше всего выбирать такие игрушки:

  • Музыкальные игрушки для развития слуха;
  • Настольные игры (с простыми правилами) для развития внимания, усидчивости, умения соблюдать правила;
  • Игрушки для игры в песочнице и воде для развития мелкой моторики, познания о размерах, формах и прочих физических свойств;
  • Мягкие игрушки (простые и не большие) для развития воображения.
  • Крупные мячи для развития движений;
  • Сюжетно-образные игрушки (куклы, животные, предметы обихода) помогают лучше познать детям окружающий мир;
  • Дидактические игрушки для сенсорного воспитания и развития речи;
  • Игрушки-забавы для развлечения детей.

Ребенок в возрасте от 3 до 5 лет осознает себя, как человека. Ему знакомы уже многие вещи и есть необходимость в продолжение развития познания окружающего мира. Для развития познания ребенку необходимы разные фигурки людей, животных, птиц и т.д. с целью знакомства его с моделью поведения не только себя, но и других. Лиса - хитрая, волк - злой, заяц - добрый и т.д. В этом возрасте дети любят играть в сюжетно-ролевые игры и, поэтому, им необходимы дополнительные предметы: фуражки, чемоданчики врачей, кассовый аппарат для магазина, флаги, различный строительный материал, из которого малыши создают объемные и сложные постройки. Игры приобретают коллективный характер и поэтому детям можно предлагать комплектные игрушки, которые будут вызывать желание совместно играть.

Дети в возрасте от 5 до 7 лет становятся активными участниками жизненных процессов. У них уже есть определенные представления об устройстве мира и месте человека в нем, есть опыт общения. У ребят появляется интерес к спортивным играм. Для развития координации, ловкости, точности необходимы не только крупные, но и небольшие мячи, кегли, городки и др. Дети в этот период очень любят творить, поэтому нужны конструкторы, особенно мальчикам, а девочек можно научить готовить или шить. В этом возрасте необходимо продолжать у детей развитие мелкой моторики и воображения с помощью лепки из пластилина и глины, рисования и т.д. Настольные игры: шашки, шахматы, пазлы, головоломки, мозаики развивают мышление.

При подборе игрушек в соответствии с возрастом детей необходимо учитывать предъявляемые к ним педагогические требования [6]:

-тематика и содержание игрушки, от которых зависят характер игры, действия, которые ребенок выполняет, его чувства и переживания;

-динамичность, которая побуждает ребенка к разнообразным действиям в игре;

-оформление игрушки, которое вызывает у ребенка эмоциональное отношение и воспитывает художественный вкус;

-гигиена игрушек, от которой зависит здоровье ребенка.

Выдающийся педагог Флерина Е.А. так сформулировала свои требования к игрушкам: «Игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами современной действительности»[4], «Чем больше возможностей игрушка предоставляет для различных действий, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности» [4].

Игрушка, как предмет детского обихода, должна соответствовать гигиеническим требованиям. Евдокия Тимофеевна Смирнова в своей книге «Гигиенические основы воспитания в дошкольных учреждениях» предъявляет к игрушкам такие гигиенические требования [8] :

  • игрушки не должны иметь острых частей, которые могут нанести травму ребенку;
  • детали игрушек должны быть хорошо зачищены и закреплены;
  • игрушка по весу и размерам должна соответствовать возрасту ребенка, его росту и физическим силам (максимальный вес игрушки (за исключением крупногабаритных и механизированных) - не более 400 г для детей дошкольного возраста);
  • игрушки не должны быть сделаны из легко бьющегося материала (стеклянные, ломкие, острые и т.д.) они могут поранить, оцарапать, уколоть ребенка;
  • игрушки из плюша, меха, сукна, бумаги, картона невозможно тщательно очистить от пыли и грязи, поэтому они противопоказаны, особенно самым маленьким;
  • резиновые и пластмассовые надувные игрушки бывают снабжены клапаном с пробкой. Пробка должна быть прочно закреплена;
  • игрушки из тканей (плюшевые, меховые, суконные) трудно подвергать тщательной очистке. Мягкую игрушку можно иметь при условии правильного пользования ею;
  • использование движущихся игрушек (тележки, каталки) весьма желательно и целесообразно. Вместе с тем они должны отвечать возрастным требованиям детей данной группы и удовлетворять всем указанным требованиям.

Взрослым необходимо тщательно подходить к вопросу выбора и приобретения игрушек для того, чтобы не нанести вред своему ребенку. Необходимо помнить, что правильно подобранная игрушка должна соответствовать возрасту ребенка и отвечать педагогическим и гигиеническим требованиям. Еще большую пользу принесут игрушки, которые предназначены конкретно для мальчиков или девочек.

Именно игрушки позволяют ребёнку выразить свои чувства ,исследовать окружающий мир, учат общаться с родственниками и познавать себя. Действуя с игрушкой ребёнок адаптируется в окружающем мире , преобщиться к жизни взрослых. Игрушка-предназначенный предмет для детских игр, она помогает ребёнку осуществить свой замысел, приближая игру к действительности. Когда ребёнок берет в игре на себя роль мамы,надо иметь в руках « куклу-дочку»,которую можно укладывать спать,кормить,одевать и т.д.Игрушка должна быть такой ,чтобы ребёнок мог с ней активно действовать,разыгрывать свою роль. Бывает так,что самая красивая игрушка не помогает осуществить замысел.Сейчас высоко рассматриваеться проблема о неправильном использовании игрушки.Каким образом,она не благоприятно влияет на психику и здоровье детей?Чем руководствуються взрослые,покупая игрушку для своего ребёнка, задумываються ли они над тем,что игрушка это не просто забава.Подбор игрушек дело серьёзное и ответственное От успешного выбора игрушки зависят настроение ребёнка и прогресс в его развитии Исходя из определяющей роли игрушки в развитии ребенка,взрослым следует осознанно подходить к её выбору.Выбрать игрушку в настоящее время чрезвычайно трудно:наряду с традиционными (куклы,мишки.,мячики,неволяшки,

матрешки)появляются новые ( трансфермеры, пауки,Бетмэны

, роботы и т.д.)Как выбрать то,что нужно ребёнку? Чрезвычайно важно при выборе игрушки учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства,но и возможный психологический и педагогический эффект. Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребёнка и способствовать становления новых форм его деятельности.Выбирая ту или иную игрушку взрослый должен сразу представить,что ребёнок с ней будет делать.Хорошая игрушка оказывает огромное влияние на развитие познавательных процессов,с помощью игрушек ребёнок познает свойства предмета,мыслей.При игре активизируються все познавательных прцессы:Воображение,внимание,

,память,мышление.Игрушки являются отображением нашей действительности.Редко встретишь современного ребёнка, у которого нет игрушечный о могильник а или планшета,не говоря уже об бесчисленных машинках и прочей техники.Казалось бы в этом нет ничего плохого взаимодействия с такими игрушками,ребёнок имитирует поведение взрослого,а следовательно обучаеться. Но есть одна прблема:в погоне за увеличением продаж,производители стремяться максимально приблизить игрушку к её реальному аналогу. Детский планшет или игрушечный компьютер практически не отличить от взрослого,и он с огромным количеством электроники..Все,что остаеться ребёнку это просто нажимать кнопки,и получать запрограммированный результат.Соответственно замедляет у ребёнка мыслительный процесс,никакого развития воображения,отсутствие игровой деятельности,и способствует нарушению не окрепшей нервной системы.Но переутомление и перевозбуждение,это не самая главная проблема для ребенка,которую могут нести современные игрушки .Современные игрушки несут в мир ребёнка искаженые образы.Многочисленые функции не дают ребёнку контролировать игрушку,говорить за неё, совершать определённые действия.Это тоже сказывается на развитии ребенка.Играя в современные игрушки (Бетмэнов,роботов,трансформеры) ребёнок причиняет не намеренно физический вред.Играя с такими игрушками ребёнок становиться жёстким и злым,соответственно с возрастом у ребёнка развиваться агрессия.Родителям следует помнить, что игрушка предназначен не только для развлечения,но ребёнок с помощью игрушки обязательно чему-нибудь научиться.Игрушка представляет собой определённый образ,шаблон,ориентируясь на который ребёнок учиться проживать эмоции и строить взаимоотношения со сверстники. И если образ игрушки несёт неправильный посыл,например агрессивный,то родителям нужно быть внимательным при выборе игрушек.Не ленитесь играть с ребёнком, и объяснять ему простые истины,нести положительные эмоции,больше разговаривать с ребёнком в игре,придумывать игровые ситуации.Игра-это идеальная ступень для обучения и развития у ребёнка всех умственные и психологический процессов.Игры и положительные игрушки пробуждают у детей заботливое,бережное отношение,внимательность и нежность,помогают накопить опыт положительных эмоций.Трасформеры,роботы и т.д.-способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка,которые могут реализоваться в жизни по отношению к более слабыми животным и маленьким детям.

Полезная игрушка ставит перед собой благородный воспитательную задачу- учит добру и красоте,пониманию и сопереживанию.Игрушка закладывают в душу ребёнка понятия добра и зла.Любое проигранное действие ребёнка, способно осуществиться в реальности.Поэтому родителям внимательно нужно относиться к выбору игрушек и к ситуациям, когда ребёнок проявляет безразличие,агрессию,жестокость по отношению к игрушками. Итак, игра являеться ведущей деятельностью дошкольников, и именно в ней формируются важнейшие свойства и качества ребёнка. И прежде чем купить игрушку ребёнку, следует задуматься и сделать свой выбор не на дорогих, бесполезных накапливающих агрессию, развивающих тревожность, страхи игрушки,а на те которые воспитывают у ребёнка чувство доброты, способность к вере, красоте и мудрость.

ВложениеРазмер
statya.docx 25.59 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ: «ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ИГРУШКИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА».

Игрушка -это специально изготовленный предмет, служащий для развлечения

и психического развития ребёнка. Игрушка это изображение людей и животных.

Их роль и функциональное назначение, способствует развитию различных форм общения

Именно игрушки позволяют ребёнку выразить свои чувства ,исследовать окружающий мир, учат общаться с родственниками и познавать себя. Действуя с игрушкой ребёнок адаптируется в окружающем мире , преобщиться к жизни взрослых. Игрушка-предназначенный предмет для детских игр, она помогает ребёнку осуществить свой замысел, приближая игру к действительности. Когда ребёнок берет в игре на себя роль мамы,надо иметь в руках « куклу-дочку»,которую можно укладывать спать,кормить,одевать и т.д.Игрушка должна быть такой ,чтобы ребёнок мог с ней активно действовать,разыгрывать свою роль. Бывает так,что самая красивая игрушка не помогает осуществить замысел.Сейчас высоко рассматриваеться проблема о неправильном использовании игрушки.Каким образом,она не благоприятно влияет на психику и здоровье детей?Чем руководствуються взрослые,покупая игрушку для своего ребёнка, задумываються ли они над тем,что игрушка это не просто забава.Подбор игрушек дело серьёзное и ответственное От успешного выбора игрушки зависят настроение ребёнка и прогресс в его развитии Исходя из определяющей роли игрушки в развитии ребенка,взрослым следует осознанно подходить к её выбору.Выбрать игрушку в настоящее время чрезвычайно трудно:наряду с традиционными (куклы,мишки.,мячики,неволяшки,

матрешки)появляются новые ( трансфермеры, пауки,Бетмэны

, роботы и т.д.)Как выбрать то,что нужно ребёнку? Чрезвычайно важно при выборе игрушки учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства,но и возможный психологический и педагогический эффект. Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребёнка и способствовать становления новых форм его деятельности.Выбирая ту или иную игрушку взрослый должен сразу представить,что ребёнок с ней будет делать.Хорошая игрушка оказывает огромное влияние на развитие познавательных процессов,с помощью игрушек ребёнок познает свойства предмета,мыслей.При игре активизируються все познавательных прцессы:Воображение,внимание,

,память,мышление.Игрушки являются отображением нашей действительности.Редко встретишь современного ребёнка, у которого нет игрушечный о могильник а или планшета,не говоря уже об бесчисленных машинках и прочей техники.Казалось бы в этом нет ничего плохого взаимодействия с такими игрушками,ребёнок имитирует поведение взрослого,а следовательно обучаеться. Но есть одна прблема:в погоне за увеличением продаж,производители стремяться максимально приблизить игрушку к её реальному аналогу. Детский планшет или игрушечный компьютер практически не отличить от взрослого,и он с огромным количеством электроники..Все,что остаеться ребёнку это просто нажимать кнопки,и получать запрограммированный результат.Соответственно замедляет у ребёнка мыслительный процесс,никакого развития воображения,отсутствие игровой деятельности,и способствует нарушению не окрепшей нервной системы.Но переутомление и перевозбуждение,это не самая главная проблема для ребенка,которую могут нести современные игрушки .Современные игрушки несут в мир ребёнка искаженые образы.Многочисленые функции не дают ребёнку контролировать игрушку,говорить за неё, совершать определённые действия.Это тоже сказывается на развитии ребенка.Играя в современные игрушки (Бетмэнов,роботов,трансформеры) ребёнок причиняет не намеренно физический вред.Играя с такими игрушками ребёнок становиться жёстким и злым,соответственно с возрастом у ребёнка развиваться агрессия.Родителям следует помнить, что игрушка предназначен не только для развлечения,но ребёнок с помощью игрушки обязательно чему-нибудь научиться.Игрушка представляет собой определённый образ,шаблон,ориентируясь на который ребёнок учиться проживать эмоции и строить взаимоотношения со сверстники. И если образ игрушки несёт неправильный посыл,например агрессивный,то родителям нужно быть внимательным при выборе игрушек.Не ленитесь играть с ребёнком, и объяснять ему простые истины,нести положительные эмоции,больше разговаривать с ребёнком в игре,придумывать игровые ситуации.Игра-это идеальная ступень для обучения и развития у ребёнка всех умственные и психологический процессов.Игры и положительные игрушки пробуждают у детей заботливое,бережное отношение,внимательность и нежность,помогают накопить опыт положительных эмоций.Трасформеры,роботы и т.д.-способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка,которые могут реализоваться в жизни по отношению к более слабыми животным и маленьким детям.

Полезная игрушка ставит перед собой благородный воспитательную задачу- учит добру и красоте,пониманию и сопереживанию.Игрушка закладывают в душу ребёнка понятия добра и зла.Любое проигранное действие ребёнка, способно осуществиться в реальности.Поэтому родителям внимательно нужно относиться к выбору игрушек и к ситуациям, когда ребёнок проявляет безразличие,агрессию,жестокость по отношению к игрушками. Итак, игра являеться ведущей деятельностью дошкольников, и именно в ней формируются важнейшие свойства и качества ребёнка. И прежде чем купить игрушку ребёнку, следует задуматься и сделать свой выбор не на дорогих, бесполезных накапливающих агрессию, развивающих тревожность, страхи игрушки,а на те которые воспитывают у ребёнка чувство доброты, способность к вере, красоте и мудрость.

Для современного ребенка игрушка – это способ познания реальности. Детская фантазия – безгранична и, порой, из самых примитивных игрушек малыш сможет создать в своем воображения целый мир с увлекательными сюжетными линиями. Главное условие – игрушки должны быть ярких цветовых оттенков, которые привлекают внимание детворы.

влияние игрушек на развитие ребенка

Негативное влияние игрушек на развитие ребенка имеют говорящие игрушки, которые заметно притормаживают процесс речевого развития чада, как минимум на 2-3 года. Во время общения с такой игрушкой ребенок воспринимает себя в роли слушателя, зрителя, но никак не творца собственной реальности.

Если с раннего возраста приучать малыша к использованию всевозможных гаджетов – это негативно скажется на психическом развитии ребенка. Виртуальный мир способствует развитию клипового мышления. В результате, мозг перестает воспринимать новую информацию линейно – в текстовом виде. Именно поэтому вместо планшета или робособаки лучше всего купить ребенку плюшевую игрушку, конструктор или пазлы.

Влияние современных игрушек на развитие ребенка

Большой ассортимент современных детских игрушек на прилавках магазинов приятно удивляет и родителей, и детей. Однако далеко не все игрушки можно покупать своему чаду. Некоторые из них негативно сказываются на воспитании ребенка:

  • Кислотная атака. Многие современные игрушки отличаются яркой цветовой палитрой. Однако «кислотные» оттенки плохо сказываются на сенсорике малышей, вызывая у них раздражение. Это приводит к проявлению ранней детской агрессии, рассеянности.
  • Страшилки. Наличие острых зубов, пугающего взгляда игрушки, больших когтей – все это символизирует страх и ужас. В результате, у ребенка начинают появляться проблемы с психикой, в его внутреннем мире появляются выдуманные монстры, которых ребенок боится.

влияние игрушек на развитие ребенка

Многие современные игрушки предлагают совместить в одном предмете сразу несколько вещей: слоник в виде телефона и на колесиках. Это искажает детское восприятие реальности, деформируя хрупкий чувственный фон малыша.

Виды игрушек

Учитывая влияние игрушек на психику ребенка,выделяют четыре основных типа детских игрушек:

  1. Сюжетно-образные – всевозможные куклы, машинки, самолетики, зверушки и прочие фигурки, прообразы которых существуют в реальном мире. Благодаря таким игрушкам чадо сможет моделировать различные ситуации, способные произойти в жизни.
  2. Развивающие – кубик Рубика, конструктор, пазлы, логические головоломки. Все эти игры объединяет одно – они имеют определенные правила и цели. Это помогает ребенку развивать творческое мышление, логику и быть более усидчивым.

влияние игрушек на развитие ребенка

По мере взросления малыша его коллекция игрушек должна меняться с учетом его пожеланий, творческих и психологических наклонностей.

Требования к игрушкам для детей

Подбирая игрушки для собственного чада, не зависимо от предпочтений и возраста малыша, стоит помнить об одном важном правиле: «игрушка должна способствовать всестороннему развитию ребенку на каждой возрастной ступеньке».

Существует несколько важных требований, касающихся подбора современных изделий:

  • Тематическая направленность, основная суть игрушки. Способствовать развитию могут только те игрушки, которые несут в себе добрый смысл и «подталкивают» чадо совершать действия положительного характера.
  • Динамичность. Такие игрушки побуждают ребенка к разнообразным действиям. Это положительно сказывается на психофизиологических особенностях детей дошкольного возраста.

влияние игрушек на развитие ребенка

Родителям рекомендуется выбирать игрушки из натуральных, гипоаллергенных и безопасных для детского здоровья материалов. Ведь маленькие дети очень часто облизывают игрушки, кусают их (особенно, когда режутся зубы).

На сколько важны игрушки для психологического развития ребенка

Большую половину своего свободного времени ребенок проводит именно с игрушками. Он с ними отправляется на прогулку, в детский сад, проводит свободное время дома. Именно поэтому каждая новая игрушка играет важную роль в процессе психологического развития малыша.

  • Первые шаги – от 1 до 3 лет. В этот период малыш узнает себя, и знакомится с окружающим его миром. Потому важно показывать малышу игрушки, которые создают различные мелодии, яркие и реалистичные модели.
  • Дошкольный возраст – от 3 до 7 лет. Это один самых важных этапов в развитии каждого чада. В таком возрасте ребенок в полной мере чувствует свою самостоятельность и испытывает желание в ее самореализации. В качестве
  • игрушек используют: куклы, машинки, разноцветные кубики, пирамидки, конструкторы.

влияние игрушек на развитие ребенка

Помните о том, что развитие ребенка осуществляется не тогда, когда он отрабатывает определенные умения, а когда он учится самостоятельно принимать решения.

Читайте также: