Водоноска дымковская игрушка рисунок

Обновлено: 14.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект занятия в подготовительной группе по теме:

«Дымковская игрушка. Водоноска»

Выполнила: Завадовская Ирина Борисовна

Воспитатель ГБОУ школы 1302

ü закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки,

ü формировать умение создавать узоры, используя разнообразные приемы работы кистью,

ü учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины),

ü развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности,

ü углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве,

ü дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Оборудование:

· модель для раскрашивания "Дымковская водоноска"

· баночка для воды

Показной материал:

Ø дымковская водоноска

Ø плакаты «Дымковская игрушка»

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы поговорим о дымковской игрушке, а именно о Дымковской водоноске.

Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Вот и Дымковская слобода (сейчас заречная часть г. Кирова), что на реке Вятке, славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками.

Ласково и нежно называют в народе дымковскую игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?

Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ''Свистунья''. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

(Чтение стихотворения и рассматривание картины и игрушек).

Ели спят у большака

Спят деревья, спит река,

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым из труб идет столбом,

Точно в дымке все кругом.

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо сказки.

Вечера зимою длинны

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски -

Казалось бы, простой узор,

Но отвести не в силах взор!

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду.

Мы поклонимся не раз.

О древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

(Воспитатель демонстрирует игрушки. Обращает внимание на особенности дымковской игрушки).


(Показ игрушки водоноски)

Воспитатель: Дымковская водоноска очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - коромысло. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

(Воспитатель читает стихотворение о Водоноске):

За студеною водицей Водоноска-молодица

Как лебедушка плывет,

Ведра красные несет

На коромысле не спеша.

Посмотри, как хороша

Тугая черная коса,

Щечки алые горят,

Сидит кокошник горделиво.

Водоноска так красива,

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет.

Воспитатель предлагает детям стать настоящими народными мастерами и расписать модели дымковскую водоноску. Обращает внимание на основные этапы росписи (от крупных деталей к мелким).

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце занятия устраивается выставка. Воспитатель не забывает похвалить каждого ребенка, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось. В процессе самостоятельной работы проводится физминутка.

Декоративное рисование по мотивам дымковской игрушки «Водоноски-франтихи»

Задачи: Инициировать декоративное оформление силуэтов водоносок — украшать элементами декоративной росписи (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами) по мотивам дымковской игрушки. Обратить внимание на зависимость узора от формы изделия. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками — рисовать кончиком кисти. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.

Предварительная работа. В самостоятельной художественной деятельности предложить рассмотреть дымковские игрушки, уточнить, чем они отличаются от других игрушек.

Материалы, инструменты, оборудование. Силуэты водоносок-франтих, гуашевые краски, кисточки, баночки с водой, салфетки, таблицы с элементами дымковской росписи и характерными цветосочетаниями.

Воспитатель предлагает рассмотреть варианты оформления классических водоносок, дымковские узоры и сказать, какими красками мастерицы расписывают игрушки. Дети отмечают, что все цвета яркие, нарядные, праздничные — желтый, красный, оранжевый, синий, зеленый. Затем воспитатель обращает внимание детей на то, что узоры в дымковских игрушках неслучайные, а традиционные: «Много-много лет назад мастерицы начали расписывать свои игрушки кругами, точками, кольцами, прямыми и волнистыми линиями. Такие узоры всем понравились, полюбились. Эти мастерицы научили своих дочек и внучек, а те выросли, тоже стали мастерицами и обучили своих дочек и внучек. И в наши дни мастерицы продолжают расписывать дымковские игрушки так, как это делали их бабушки и прабабушки».

"Водоноска"

За студеною водицей

Водоноска-молодица

Как лебедушка плывет,

Ведра красные несет

На коромысле не спеша.

Посмотри, как хороша

Тугая черная краса,

Щечки алые горят,

Сидит кокошник горделиво.

Водоноска так красива,

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет.

Воспитатель предлагает детям расписать своих водоносок так, как это делают мастерицы дымковской игрушки. Показывает варианты оформления и последовательность работы.

- Узор на юбке идет рядами сверху вниз (прослеживающий жест вдоль игрушки) и по туловищу. Сначала нужно нарисовать все вертикальные линии (поясняющий жест) — это лучше сделать тоненькой кисточкой. Затем, если нужно, - линии горизонтальные (поясняющий жест). А потом поставить точки — вокруг кругов или вдоль уже нарисованных рядов (сопровождающий жест).

Воспитатель выставляет схему, показывающую последовательность работы и предлагает детям приступить к работе.

Дети берут силуэты водоносок для росписи. После окончания работы и высыхания организуется выставка.

Литература: И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.

Фотоотчёт «Кукла в наряде по мотивам дымковской игрушки»

Фотоотчёт «Кукла в наряде по мотивам дымковской игрушки» Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей! В ней нету цвету дымного, Что серости серей. В ней что-то есть от радуги, От капелек росы, В ней.

Конспект НОД по лепке в младшей группе «Красивая птичка по мотивам дымковской игрушки»

Конспект НОД по лепке в младшей группе «Красивая птичка по мотивам дымковской игрушки» Апрель. 1 неделя Конспект НОД по лепке в младшей группе «Красивая птичка» (По дымковской игрушке) Программное содержание: учить лепить предмет,.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Нарядный индюк» по мотивам дымковской игрушки Конспект НОД рисование декоративное «Нарядный индюк» (по мотивам дымковской игрушки) Цель: 1. Закреплять знания детей о характерных особенностях.

Конспект НОД в старшей группе «Водоноски — франтихи»

Конспект НОД в старшей группе «Водоноски — франтихи» Программное содержание. Инициировать декоративное оформление фигурок – украшать элементами декоративной росписи по мотивам дымковской.

Мастер-класс «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи» для детей 6–7 лет

Мастер-класс «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи» для детей 6–7 лет Мастер-класс «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи» для детей 6-7 лет. В наши дни дымковская игрушка по праву считается.

Рисование по мотивам дымковской росписи. Коллективная композиция «Дымковская слобода»

Рисование по мотивам дымковской росписи. Коллективная композиция «Дымковская слобода» Дорогие коллеги представляю вашему вниманию коллективную работу своих воспитанников. Цель: Способствовать развитию эстетического восприятия,.

Рисование дымковской игрушки «Петух» (средняя группа)

Рисование дымковской игрушки «Петух» (средняя группа) На сегодняшнем занятии мы с детьми в первые знакомились с Дымковской игрушкой. А рассматривали мы Петуха. Для работы нам понадобилось:.

Мастер-класс «Дымковская игрушка. Барыня-водоноска»

Дымковская игрушка входит в нашу жизнь под маркой "традиционное русское народное", но мало кто внимательно рассматривал ее и пытался понять "изюминку" своеобразной манеры росписи и лепки, и, уж тем более, мало кто пробовал постичь мировоззрение древних славян, так или иначе отраженное в дымковской игрушке.

Так как дети и родители в настоящее время мало уделяют русскому народному творчеству, вот и мы решили создать мини-музей в своей группе "Игрушка из Дымково".

Перво-наперво собрали информацию об истории возникновения Дымковской игрушки. Затем изучили свойство глины - опытно-исследовательским методом. Вместе с детьми изучили технологию изготовления игрушки из глины. Рассмотрели основные элементы росписи характерные для Дымковской игрушки. И наступило время творчеству.

Слепили фигуру барыни-водоноски,поставили сушить в естественных условиях.


Сохла долга, около недели.


Затем покрыли белой краской.



Вот и наступило время художественному творчеству.



Использовала основные цвета характерные для дымковской барыни-водоноски : синий, оранжевый, красный, розовый, желтый, зеленый и черный.





Барыня-водоноска заняла достойное место в нашем мини-музее.


«Барыня-Ёлочка». Мастер-класс поделки из одноразовых стаканов

«Барыня-Ёлочка». Мастер-класс поделки из одноразовых стаканов Каждый год в нашем маленьком коллективе устраивается конкурс "Ёлочка - красавица, всем ребятам нравится". Глядя на разнообразие в интернете.

Дидактическое пособие из ковролина «Дымковская барыня». Мастер-класс

Дидактическое пособие из ковролина «Дымковская барыня». Мастер-класс Мастер- класс по изготовлению дидактического пособия «Дымковская барыня» предназначен для педагогов и родителей. Цель дидактического пособия:.

Дымковская барышня из пластиковой бутылки. Мастер-класс

Дымковская барышня из пластиковой бутылки. Мастер-класс Дымковская тема меня захватила и не отпускает, поэтому мне после бумажных барышень захотелось сделать что-то более фундаментальное. Почему.

«Дымковская барышня». Поделка из бумаги. Мастер-класс

«Дымковская барышня». Поделка из бумаги. Мастер-класс Готовясь к семинару по декоративно-прикладному искусству, я сделала несколько "дымковских" игрушек из бумаги, так как и увлекаюсь бумагопластикой,.

Изготовление глиняных игрушек (дымковская барыня)

Изготовление глиняных игрушек (дымковская барыня) Так как у нас в этом году старшая группа и много занятий по мотивам дымковской игрушки, поэтому в оформлении полочки красоты я решила применить.

Мастер-класс по изготовлению поделок из овощей «Барыня и НЛО»

Мастер-класс по изготовлению поделок из овощей «Барыня и НЛО» В школе проходила выставка осенних поделок из овощей. Побеседовав и просмотрев информацию со своими детьми, мы решили, Иришки делаем барыню,.

Мастер-класс «Дымковская игрушка» поделка из бросового материала.

Мастер-класс «Дымковская игрушка» поделка из бросового материала. Дымковская игрушка. На берегу реки Вятки напротив города Кирова расположилась слобода Дымково. С незапамятных времен здесь лепили из глины.

Мастер-класс по изготовлению из пластиковой бутылки дымковской игрушки «Барыня»

Мастер-класс по изготовлению из пластиковой бутылки дымковской игрушки «Барыня» Для данной работы, мне понадобились: - пластиковая бутылка; - скульптурный пластилин; - водоэмульсионная краска; - гуашь; - кисточки;.

Постоянно познаю Вятскую русскую культуру! Это является одной из сфер моих разнообразных интересов. Являясь художественным руководителем Ансамбля народного танца "Дымка", изучаю ее тайные смыслы. Мудрые предки вложили в фигурки из глины свое понимание мироустройства, а наша задача расшифровать символику и снова познать утерянное!

Много секретов ВЯТСКОЙ РУССКОЙ традиционной КУЛЬТУРЫ зашифровано в нашем, известном во всем мире, промысле "Дымковская глиняная игрушка".
Когда ставишь танец, слагаешь стих или песню о Дымке, или шьешь костюм в Дымковской манере, не расшифровав этих тайн, можно скривить душой или пойти не той дорогой, т.е. нарушить традицию.

Поэтому важна каждая расшифровка символа, формы и цвета!

🌈

Дымковская барыня - это не кукла - это ЖИВАЯ ТРАДИЦИЯ, выраженная через форму и цвет!

Сегодня я расскажу Вам об одном из образов глиняной дымковской игрушки!
Встречайте: Дымковская барыня - Водоноска.

💧

Водоноска - МАТЬ - ВОДА.
Это еще девушка, она увлажнена водой, не засеяна (оплодотворена семенем). В одном ведерке у нее мертвая вода, в другом живая.

КОРОМЫСЛО
Коромысло у Водоноски должно быть золотым. Поэтический текст так и ведает нам: "Коромысел золотой. "

ВЕДРА
2 ведерка красного цвета - цвета торжества жизни над смертью.

КОКОШНИК
Кокошник должен быть розового цвета. Это цвет девичий, не женский, в нем красного еще немного. Края обрамлены рюшкой ( неровные, волнообразная рюша - символика воды)

ЗОЛОТОЙ РОМБ
Кокошник венчает золотой ромб - символ соединения мужского и женского начала.

Ромб - это 2 треугольника соединенных основаниями. Треугольник с вершинкой вверх - символ женского начала, с вершинкой вниз - символ мужского начала, женский символ стоит на "плечах" мужского символа. Русская культура говорит нам, что мужчина только тогда будет счастлив, когда свою жизнь посвятит служению женщине, которая мудрая и быстрее считывает Вселенскую задачу.

КОФТА
Кофта должна быть зеленой. Зеленый цвет - это символика Матери-природы, зелень должна быть приятная, цвет состоявшейся майской травы, цвет вечного дления (деления) жизни.
Самый главный посыл русской культуры - Жизнь побеждает над смертью, соединяясь женское и мужской начало будет продолжать жизнь вечно.

ФАРТУК
Белый, округлой формы, по полукругу фартука - красные ягодки - это символы семени.

ЮБКА
Юбка Водоноски должна быть в клетку. Из 5-7 разных цветовых полос на белом фоне юбки, на пересечении получаются мелкие квадратики разных цветов. Получается СЕМИЦВЕТИЕ - символ цветущей земли.
__________________
Любите русскую культуру, узнавайте тайны, скрытые и зашифрованные в символике, в форме, в цвете, в орнаменте! Когда эти тайны откроются Вам, то и Ваши творения (танец, песня, стих, вышивка, сарафан) станут наполнены правдой, истинными смыслами, теплом, добром культурного наследия народа! Пока есть люди, знающие эти тайны, обращайтесь к ним!
Пусть животворящие знания передаются и сохраняются!

Дымковские игрушки — это образцы миниатюрной глиняной скульптуры, уникальные изделия одного из древних русских народных промыслов, который возник в слободе Дымково Вятской губернии. В наши дни это территория города Кирова. Поэтому дымковские глиняные фигурки иногда называют » кировскими игрушками».

Дымковские игрушки являются изделиями ручной работы, поэтому каждой из них присуща индивидуальность. Нет и не может быть двух одинаковых фигурок, потому что мастер вкладывает в свою игрушки особенные характерные черты.

Яркие дымковские фигурки

Яркие дымковские фигурки

Это касается всех этапов создания глиняных фигурок, начиная от процесса лепки до росписи. Именно уникальность, своеобразие и широкая вариативность форм и являются изюминкой дымковской игрушки.

Образцы дымковских игрушек

Образцы дымковских игрушек

История промысла

История возникновения дымковского промысла берет свое начало в XV — XVI столетиях. Изначально красочные игрушки из глины имели форму свистулек. Матери делали их для забавы своих детей из доступных в данной местности природных материалов.

Позднее изготовлением ярких забавных фигурок стали заниматься целыми семьями. Долгими зимними вечерами мастера и их домочадцы вместе замешивали пластичную массу из глины, лепили небольшие игрушки, а после высушивали их и обжигали в печи при высокой температуре. Далее изделия расписывали вручную.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка » Тройка».

Яркие забавные фигурки с успехом продавались на ярмарке, которая проводилась в честь весеннего праздника Свистуньи. Он устраивался через месяц после Пасхи, и был посвящен памяти погибших в Хлыновском побоище в 1418 году.

В эти дни проводились массовые гулянья. Жители Вятской губернии веселились, пели и плясали. При этом самым популярным музыкальным инструментом была яркая, мастерски расписанная глиняная свистулька.

Позднее историческое значение праздника было подзабыто, а вот традиция изготовления расписных глиняных фигурок прижилась и получила широкое распространение. Так возник известный во всем мире русский народный промысел — дымковская игрушка.

В дальнейшем мастера занялись изготовлением глиняных фигурок на постоянной основе. При этом значительно расширился ассортимент изделий.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка » Парочка».

В начале XIX века производство дымковской игрушки распространилось по всей Вятской губернии и стало массовым. Глиняные фигурки делали в большом количестве практически в каждом дворе, поэтому местных покупателей оставалось все меньше и меньше.

Тогда маленькие яркие статуэтки стали возить на продажу в Оренбургскую область, в Москву и другие крупные города, где часто устраивались ярмарки и были открыты специальные лавки по продаже игрушек и сувениров.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка » Дама с собачкой».

Материалы и технология изготовления

Основным материалом для производства дымковской игрушки является местная глина ярко — красного оттенка. Для получения мягкой пластичной массы глину тщательно перемешивали с мелким речным песком .

Все части фигурки лепят отдельно, а после собирают изделие из деталей, скрепляя их между собой жидкой красной глиной. Все соединительные швы аккуратно сглаживают до получения идеально ровной поверхности изделия.

Срок просушивания у игрушек разный ( от 2 дней до полутора месяцев) — в зависимости от размера и композиционной сложности изделия.

Далее фигурки обжигают в печи при температуре около 850* С. После процедуры обжига дымковские игрушки покрывают двумя — тремя слоями темперных белил.

В начале возникновения промысла вместо белил использовали мел, разведенный в молоке до однородной консистенции. Раньше для росписи игрушек применяли темперные краски. смешанные с куриными яйцами и разведенными квасом.

После раскрашивания поверхность изделия смазывали взбитыми яичными белками, что помогало придать глянцевый блеск, а краски выглядели ярче.

В качестве основных инструментов для нанесения рисунков вместо кистей выступали птичьи перья и тонкие заостренные палочки.

В наше время для росписи дымковских игрушек применяются яркие анилиновые красители и мягкие кисти из натурального ворса.


» Девушка с самоваром».

Цветовая гамма и орнаменты росписей

Для росписи глиняных дымковских игрушек издавна использовалась богатая цветовая палитра. Среди основных цветов, характерных для дымковской росписи, можно назвать следующие:

В схемах росписей преобладает строгий орнамент с использованием различных геометрических фигур. Можно заметить различные композиционные сочетания полосок, кругов, ромбов, клеток и точек.

В качестве дополнительного декоративного элемента на готовый цветной узор наносятся мелкие капельки или ромбики из сусального золота.

Тематика дымковских игрушек

Поначалу формы фигурок были простыми и даже примитивными, но с течением времени внешний вид и качество игрушек совершенствовались, а их ассортимент значительно расширился.

Изначально тематика дымковских игрушек была следующей:

  • Фигурки животных — кони, бараны, овцы, козлы, собаки, кошки, свиньи, медведи, олени и другие.
  • Фигурки птиц — утки, гуси, куры, петухи, индюшки.
  • Мужские фигурки — в русской национальной одежде или в старинных костюмах.
  • Женские фигурки — барыни в пышных платьях с кокошником на голове.
  • Фигурки детей — младенцы в пеленках на руках у матери, мальчики и девочки в ярких нарядах.
  • Скоморохи — очень популярными были фигурки пляшущих человечков в ярких одеждах.
  • Водоноски — игрушки в виде женщин с коромыслом на плечах.
  • Сюжетные игрушки — фигурки мужчин, женщин и детей в процессе различных видов деятельности.

Сюжетная игрушка

Сюжетная игрушка » Семья».

В советскую эпоху народный промысел по изготовлению дымковских игрушек был поставлен на производственную основу. Были организованы цеха, в которых мастера вручную делали глиняные фигурки, обжигали их, а затем раскрашивали и покрывали яичными белками для придания краскам большей яркости.

Тематика современных дымковских игрушек значительно расширилась. Так, среди наиболее распространенных образцов изделий можно выделить следующие:

  • Стилизованные фигурки животных и птиц
  • Герои народных сказок
  • Изделия на темы исторических сюжетов
  • Фигурки мужчин и женщин в народных костюмах
  • Фигурки детей
  • Представители различных профессий
  • Предметы быта
  • Предметы старины

На сегодняшний день дымковская игрушка является предметом гордости мастеров и визитной карточкой всей Кировской области. Трудно переоценить историко — культурное значение данного народного промысла, который наглядно демонстрирует творческий потенциал жителей Вятского края.

Дымковская глиняная игрушка

Дымковская глиняная игрушка

В 2010 году в центре Кирова была установлена скульптурная группа » Семья», созданная в соответствии с классическими канонами изготовления дымковской игрушки.

Эта группа состоит из мужчины с гармонью, барыни в пышной юбке с младенцем на руках, ребенка со свистулькой, а также небольших фигурок собаки и кошки.

Скульптурная группа

Скульптурная группа » Семья» в центре Кирова.

В 2011 году в Кирове открылся музей » Дымковская игрушка: история и современность», в экспозиции которого насчитывается более 700 оригинальных образцов ярких глиняных фигурок. Таким образом, каждый желающий может познакомится с уникальными изделиями народных мастеров.

В Кировском музее дымковской игрушки

В Кировском музее дымковской игрушки

Дымковская игрушка : 1 комментарий

Образы всадника-свистульки и «гуляющего кавалера» с присущими им округлыми пластическими формами, приземистыми пропорциями, кукольной важностью и серьезностью принадлежат к числу наиболее ярких и самобытных в ассортименте дымковской игрушки. Но если сюжет всадника-свистульки типичен почти для всех центров народной глиняной игрушки XIX века, то «гуляющий кавалер» и появившаяся позднее аналогичная «гуляющая дама» — дело рук и фантазии только дымковских мастериц. Обе игрушки нравились им самим. Каждая лепила их в большом количестве, варьируя положение рук, цвет одежды (у всадников — непременно с эполетами на плечах), кольца, клетки и горохи на свистках и телах коней, высоту и форму шляпы, всегда лихо надетой, то с заломом, то с нолями, то треуголки.

Читайте также: