Военных солдатиков есть такая игрушка

Обновлено: 01.05.2024

Одним из лучших подарков для советского мальчишки были солдатики. Оловянные и пластиковые, большие и маленькие. Как создавались игрушечные армии, и какие недетские скандалы порой сотрясали индустрию — в нашей, почти детективной, истории.

Солдатики Российской империи мало чем отличались от европейских. Реалист или гимназист мог обзавестись армией из оловянных пехотинцев, драгунов и казаков или устроить варгейм с помощью бумажных бойцов.

Как казакам головы отпилили

После окончания Гражданской войны и введения новой экономической политики производство солдатиков попало в руки частников. Нэпманы в погоне за быстрой прибылью порой брались за дело слишком резво.

Чтобы запасам царских солдатиков не пропадать зря, им решили дать новую жизнь. И просто поменяли головы с реакционными казацкими фуражками на политически верные будённовские шлемы.

Впрочем, такая рокировка возмутила прессу молодой республики.

Производство солдатиков и других игрушек в Союзе практически на 100% было сосредоточено в артелях.

Что в те времена представляли собой солдатики? Чаще всего это были наборы столбиков из оловянного сплава — красноармейцы стояли по стойке смирно или шагали в колонне. Отряд дополняли командир, знаменосец, трубач, барабанщик и так далее.

Но встречались и «экшн»-солдатики: стрелки с винтовками, ведущие огонь стоя или с колена, лежащие пулемётчики, мотоциклисты и, естественно, кавалеристы.

Игрушечную живую силу дополняли жестяные заводные танки, броневики и пушки.

Борис Емельянов в книге «Рассказы о Гайдаре» описывает, как играли в те времена: «Из кусков пилёного сахара мы выстроили укреплённую каменную цитадель, и в ней засели мои зелёные оловянные снайперы. Голубые солдаты Гайдара пошли в наступление. Артиллерийскую подготовку его полевые орудия провели неудачно. Две деревянные пушки могли стрелять только шариками из жёваной бумаги — гороху в доме не было, — и оловянные снайперы громко смеялись в своём сахарном укреплении над огневой немощью врага».

Продолжалась и традиция выпуска бумажных воинов. Кроме того, продавались специальные штампы, которыми можно было перенести контуры солдатика на бумагу, а потом его вырезать. Вырезали таких солдатиков и из листового металла, и из фанеры, и даже из резины.

Сейчас фигурки 30-х стали объектом настоящей охоты коллекционеров. Стоимость их доходит до нескольких сотен долларов.

Но не спешите пускаться на поиски игрушечного антиквариата. По барахолкам гуляет масса искусных подделок. Нужно хорошо разбираться в вопросе, чтобы случайно не купить отлитого умельцами и состаренного в горшке с цветком «солдатика сталинских времён». По этой причине многие коллекционеры предпочитают честный пластик.

В поисках врага

Самым большим огорчением мальчишек в те годы было отсутствие врагов для красноармейцев. Их советская промышленность не выпускала. Нужно было делить армии либо на условных «красных» и «синих», либо временно назначать «фашистами» и «буржуинами» часть солдатиков из своей коллекции.

Ситуация начала меняться только в 1970-х. Тогда появились наборы, посвящённые Куликовской битве и Ледовому побоищу. Но вот к прекрасным революционным матросам контрреволюционных кадетов вы бы не нашли. Не говоря уже об игрушечных солдатах вермахта.

И на это было множество причин. Основная — жёсткие идеологические установки. И если в кино без персонажей Белого движения было не обойтись, в игрушечном воплощении будёновцы могли бороться только с воображаемым врагом. Лишь с началом перестройки и возрождением кооперации прилавки начали заполнять пластиковые американцы, англичане, японцы и немцы.

Скульпторы сверхмалых фигур

В послевоенную эпоху производство солдатиков встало на широкие рельсы машиностроительной отрасли. Оловянных бойцов отливали на больших заводах — Минском и Брянском моторных, Ленинградском карбюраторном, Тульском патронном и многих других.

К созданию наборов солдатиков в Союзе подходили очень ответственно. Так, автором знаменитого набора«Ледовое побоище» Ленинградского карбюраторного завода стал Лев Разумовский — известный скульптор, художник и медальер.

К созданию набора его привлекли в 1972 году. Днями напролёт он просиживал в этнографическом музее, делая зарисовки одежды, доспехов и оружия русских воинов и сражавшихся с ними рыцарей. Потом скульптор создал 14 двусторонних рельефов. Каждого солдатика сначала лепили из пластилина на отдельном куске стекла — на одной стороне аверс, а на другой — реверс. С каждого рельефа делали гипсовые отливки, которые обрабатывались автором, а потом передавались на завод. Там с них снималась форма и уменьшалась в несколько раз.

Разумовский создал не только персонажей «Ледового побоища». Он также сваял фигурки для набора«Матросы революции», которых можно увидеть выше. А его «Куликовская битва» выдержала множество переизданий и выпускалась вплоть до 2010-х годов.

Ещё одно плоское «Ледовое побоище», но в пластике, создала советский скульптор Зоя Рылеева (она же — автор скульптуры «Золотой сноп» на ВДНХ, ставшей затем фонтаном «Дружба народов»).

Маркс и пластмассовая революция в СССР

Советская игрушечная индустрия до 1970-х годов предлагала в основном плоских оловянных (точнее, из алюминиевого сплава) и пластиковых солдатиков. А детям хотелось большего реализма.

Да и набор эпох и народов был крайне ограничен. В продаже практически не было стрельцов, петровских гвардейцев, суворовских чудо-богатырей или солдат Отечественной войны 1812 года.

Историческая преемственность прослеживалась лишь в паре наборов «дутышей» (так называли пустотелые пластиковые фигурки).

Да, вот таких миниатюрных резиновых пехотинцев 1812 года выпускал завод «Малыш».

Эта игра существует уже ни одну тысячу лет и своей историей уходит далеко в прошлое. Она стала обязательным предметом при обучении наследников Европейских престолов. И занимала первое место в развлечениях монархов и их детей. Как зарождалась традиция игры, и кто отдавал дань этому увлечению, узнала Анна Баклага.

ФОТО1.jpg

Знаменитые солдатики появились к концу XVIII века. Эрнст Хайнрихссен, являющийся основателем одной из самых популярных фирм производящих военные миниатюры, начал в Нюрнберге настоящую революцию в их изготовлении. Он один из первых создал фигурки похожие на реальный прообраз. Мастер учитывал малейшие детали в форме солдат. Он также установил стандарт, каким должна быть эта военная игрушка. Пеший солдат — тридцать два миллиметра, конный — сорок четыре миллиметра, не считая головных уборов. Этот вид фигурок с тех пор стал называться «нюрнбергский». Именно таким был знаменитый оловянный солдатик из сказки Андерсена.

В средние века «солдатиков» делали из серебра и золота

Позже, для большей реалистичности моделей, фигурки стали изготавливать полуобъемными. Они отличались от «нюрнбергских» толщиной, и стали предшественниками объемных солдатиков. Лидирующая компания по изготовлению объемных фигурок была создана в 1870 году, Густавом Хэйде. Игрушки были с меняющимися головами, со съемной амуницией, принимали разнообразные позы. Изданный после первой мировой войны каталог Хэйде предлагал любителям около тысячи различных наборов.

К сожалению, производство талантливого Густава было уничтожено в ходе второй мировой войны. Его оловянные солдатики остались только у коллекционеров.

ФОТО2.jpg

Еще в древней Греции, Риме, и Египте были найдены фигурки, которые по виду напоминали воинов. Изготавливали их из дерева, камня или бронзы. В средние же века, солдатиков начали делать из серебра и золота. Игрушки из такого метала стоили значительно дороже и предназначались только для царских семей и аристократов. С их помощью правители обучали своих детей искусству сражения.

Первыми использовать эту игрушку в практических целях начали братья Оранские. Благодаря фигуркам солдатиков, они смоделировали на столе действия боевых частей армии и создали боевой порядок, которому обучили солдат. Итогом была победа над Испанией и независимость Нидерландов. Для Европы эта идея была невероятным открытием. Игра в миниатюрные фигурки приобрела невиданную популярность среди монархов.

ФОТО3.jpg

Набор в триста солдатиков Мария Медичи подарила своему сыну, будущему ЛюдовикуXIII. Раннее, еще в 1516 году, для императора Максимилиана I были изготовлены фигурки пеших рыцарей. У Людовика XIV было многочисленное войско из картона, оно насчитывало двадцать эскадронов и десять батальонов. Позже, для него сделали армию из серебра. Наполеон же позаботился, чтобы у его сына было сто семнадцать золотых военных фигурок. Этот набор сохранился до сих пор, и является самой дорогой игрушкой в мире.

Российские императоры не отставали от зарубежных. В распоряжении Петра I была коллекция миниатюрной артиллерии с оловянными артиллеристами, а у Петра III разнообразные фигурки солдатиков из дерева, воска, свинца, и даже ваты, закрепленной сахарной пудрой. У Петра III был даже специальный кабинет, где «жила» его коллекция. Там же, он разыгрывал миниатюры сражения.

У Павла I помимо солдатиков были стреляющие пушки и модели военных кораблей. Пушка была воспроизведена, как настоящая и могла стрелять. Единственное отличие было в размере. Игры с пушкой проводились под чутким контролем воспитательницы и офицера.

Князь выстраивал ровные шеренги солдатиков и очень расстраивался, когда один из них падал, увлекая за собой остальных.

ФОТО4.jpg

Детство будущего Всероссийского императора Николая I и его брата Михаила, тоже прошло за играми в солдатиков. Они расставляли их по столам в комнатах, и строили артиллерии в саду. Вместе с тем, у них был целый военный арсенал — ружья, алебарды, гренадерские шапки, деревянные лошадки, барабаны, трубы, зарядные ящики и многое другое.

В конце жизни Николай I заказал серию фигур российской императорской гвардии. Там предполагались изображения гвардейских кирасир, гусар, конногренадер, драгун, казаков, конной артиллерии и гвардейской пехоты. К тому же, для каждого конного полка были предусмотрены: полковой командир, офицер, штандарт, трубач, унтер-офицер и рядовой. А гвардейская пехота должна была состоять из конного полкового командира, офицера, двух музыкантов и рядового. Нюрнбергской фирме по изготовлению фигур, потребовалось три года, чтобы выполнить заказ.

Однако, солдатики последнего российского императора, Николая II, больше напоминали коллекцию украшений, чем игрушек. Они были сделаны на самом высоком уровне, из драгоценных металлов и камней.

Коллекцию так же имели Суворов и Наполеон, Кутузов и Франс, Гете, Конан Дойль, Стивенсон, Честертон, Грамм. Количество фигурок Ганса Христиана Андерсена, который увековечил оловянного солдатика в литературе, насчитывала тридцать тысяч экземпляров. Более полторы тысячи солдатиков было у Черчилля. А фантаст Уэллс даже написал книги «Игра на полу» и «Маленькие войны», где разработал правила игры в солдатиков.

На сегодняшний день собрание военных миниатюр можно увидеть в музеях по всему миру.

Эта игра существует уже ни одну тысячу лет и своей историей уходит далеко в прошлое. Она стала обязательным предметом при обучении наследников Европейских престолов. И занимала первое место в развлечениях монархов и их детей. Как зарождалась традиция игры, и кто отдавал дань этому увлечению, узнала Анна Баклага.


Знаменитые солдатики появились к концу XVIII века. Эрнст Хайнрихссен, являющийся основателем одной из самых популярных фирм производящих военные миниатюры, начал в Нюрнберге настоящую революцию в их изготовлении. Он один из первых создал фигурки похожие на реальный прообраз. Мастер учитывал малейшие детали в форме солдат. Он также установил стандарт, каким должна быть эта военная игрушка. Пеший солдат — тридцать два миллиметра, конный — сорок четыре миллиметра, не считая головных уборов. Этот вид фигурок с тех пор стал называться «нюрнбергский». Именно таким был знаменитый оловянный солдатик из сказки Андерсена.

Позже, для большей реалистичности моделей, фигурки стали изготавливать полуобъемными. Они отличались от «нюрнбергских» толщиной, и стали предшественниками объемных солдатиков. Лидирующая компания по изготовлению объемных фигурок была создана в 1870 году, Густавом Хэйде. Игрушки были с меняющимися головами, со съемной амуницией, принимали разнообразные позы. Изданный после первой мировой войны каталог Хэйде предлагал любителям около тысячи различных наборов.

К сожалению, производство талантливого Густава было уничтожено в ходе второй мировой войны. Его оловянные солдатики остались только у коллекционеров.

Еще в древней Греции, Риме, и Египте были найдены фигурки, которые по виду напоминали воинов. Изготавливали их из дерева, камня или бронзы. В средние же века, солдатиков начали делать из серебра и золота. Игрушки из такого метала стоили значительно дороже и предназначались только для царских семей и аристократов. С их помощью правители обучали своих детей искусству сражения.

Первыми использовать эту игрушку в практических целях начали братья Оранские. Благодаря фигуркам солдатиков, они смоделировали на столе действия боевых частей армии и создали боевой порядок, которому обучили солдат. Итогом была победа над Испанией и независимость Нидерландов. Для Европы эта идея была невероятным открытием. Игра в миниатюрные фигурки приобрела невиданную популярность среди монархов.

Набор в триста солдатиков Мария Медичи подарила своему сыну, будущему ЛюдовикуXIII. Раннее, еще в 1516 году, для императора Максимилиана I были изготовлены фигурки пеших рыцарей. У Людовика XIV было многочисленное войско из картона, оно насчитывало двадцать эскадронов и десять батальонов. Позже, для него сделали армию из серебра. Наполеон же позаботился, чтобы у его сына было сто семнадцать золотых военных фигурок. Этот набор сохранился до сих пор, и является самой дорогой игрушкой в мире.

Российские императоры не отставали от зарубежных. В распоряжении Петра I была коллекция миниатюрной артиллерии с оловянными артиллеристами, а у Петра III разнообразные фигурки солдатиков из дерева, воска, свинца, и даже ваты, закрепленной сахарной пудрой. У Петра III был даже специальный кабинет, где «жила» его коллекция. Там же, он разыгрывал миниатюры сражения.

У Павла I помимо солдатиков были стреляющие пушки и модели военных кораблей. Пушка была воспроизведена, как настоящая и могла стрелять. Единственное отличие было в размере. Игры с пушкой проводились под чутким контролем воспитательницы и офицера.

Князь выстраивал ровные шеренги солдатиков и очень расстраивался, когда один из них падал, увлекая за собой остальных.

Детство будущего Всероссийского императора Николая I и его брата Михаила, тоже прошло за играми в солдатиков. Они расставляли их по столам в комнатах, и строили артиллерии в саду. Вместе с тем, у них был целый военный арсенал — ружья, алебарды, гренадерские шапки, деревянные лошадки, барабаны, трубы, зарядные ящики и многое другое.

В конце жизни Николай I заказал серию фигур российской императорской гвардии. Там предполагались изображения гвардейских кирасир, гусар, конногренадер, драгун, казаков, конной артиллерии и гвардейской пехоты. К тому же, для каждого конного полка были предусмотрены: полковой командир, офицер, штандарт, трубач, унтер-офицер и рядовой. А гвардейская пехота должна была состоять из конного полкового командира, офицера, двух музыкантов и рядового. Нюрнбергской фирме по изготовлению фигур, потребовалось три года, чтобы выполнить заказ.

Однако, солдатики последнего российского императора, Николая II, больше напоминали коллекцию украшений, чем игрушек. Они были сделаны на самом высоком уровне, из драгоценных металлов и камней.

Коллекцию так же имели Суворов и Наполеон, Кутузов и Франс, Гете, Конан Дойль, Стивенсон, Честертон, Грамм. Количество фигурок Ганса Христиана Андерсена, который увековечил оловянного солдатика в литературе, насчитывала тридцать тысяч экземпляров. Более полторы тысячи солдатиков было у Черчилля. А фантаст Уэллс даже написал книги «Игра на полу» и «Маленькие войны», где разработал правила игры в солдатиков.

На сегодняшний день собрание военных миниатюр можно увидеть в музеях по всему миру.

Древняя Русь. Сражения солдатиков

Каждый мальчик в Советском Союзе играл с этими богатырями.

А истоки этих плоских солдатиков можно найти в так называемой нюрнбергской миниатюре, которую стали массово производить в Германии с конца первой половины ХIХ века. Родоначальником производства плоских фигур солдатиков из олова был нюрнбергский мастер Иохим Готфрид Хилперт, живший в ХVIII в. Он произвел прусское воинство Фридриха Великого, а фигурка самого Фридриха принесла ему дополнительную славу.

Немного истории

Сложно сказать, почему в СССР именно плоская форма приобрела популярность, а позднее, в период, когда в соседних европейских странах активно производились объемные фигуры, у нас делался упор именно на плоских.

Думаю, здесь объяснение простое: первое — это экономия на производстве, второе — инертность в производстве игрушки, третье — советские солдатики 50-60 гг. ХХ в. берут свое начало от солдатиков 30-40 годов производства частных кооперативов, и все они тоже были плоскими. Можно даже наблюдать эволюцию некоторых фигурок от кооперативных 40-х до массовых 70-х, они практически не изменились. Наработанные формы давали возможность производить много, давать "вал" без работы над качеством.

С началом внедрения в производстве игрушек пластмассы в 50-60-х годах ХХ в. и в Советском Союзе перешли к производству солдатиков из пластмассы, тем более что это удешевляло его стоимость и давало возможность делать большие объемы.

Если говорить о древнерусском игрушечном воинстве, то меня всегда удивляла их эстетика: достаточно странные позы богатырей, которые трудно было использовать в сражении. Один, например, из дружинников держит меч только с гардой и за гарду, без рукояти.

Можно предположить, что скульпторы, работавшие в этот период, находились под серьезным воздействием работ художников «русского модерна» В. М. Васнецова и И. Я. Билибина, авторов разных, но много изображавших древнерусских воинов в стиле модерна. Модный в этот период И. С. Глазунов, также писавший Русь, оригинальностью в изображении воинов не отличался. Все тот же тип во внешнем виде и вооружении, от Х до ХVII века, под общим наименованием «древнерусского воина». Наверное, поэтому в миниатюрах больше присутствовало экспрессии, движения, можно сказать, былинности, но мало реалистичности.

Но конец 70-х — начало 80-х были временем изменений, в ГДР и Польше производились объемные солдатики, в это же время стал выпускать объемные солдатики Донецкий завод игрушек, детям уже было с чем сравнивать.

Я уже писал в статье, посвящённой солдатикам-викингам, о том, что сегодня есть мнение, что нам не надо было закупать пресс-формы компании «Марс» (США) для донецкого завода, а создавать свои: брать не викингов и индейцев, а из своей истории. Это, конечно, было бы правильно, но доподлинно известно, что данное решение (о покупке американских форм) было обосновано экономией средств при собственной разработке.

Одновременно шел спор о том, нужна нам военная игрушка в целом или не нужна: если руководство партии считало, что нашему мирному обществу солдатики не нужны, то ВЛКСМ считал, что такая игрушка воспитывает будущих воинов и она необходима.

Богатыри в СССР

Итак, первым появился в самом конце 60-х годов набор «Русские воины», известный сегодня как «Донской поход». Около двадцати лет его выпускал завод «Прогресс», набор состоял из 8 пеших и 2 конных воинов, стоил он 45 копеек. Это безусловно, как теперь принято говорить, культовый набор, выпускавшийся миллионными тиражами и дублировавшийся другими фабриками игрушек (Саратовская фабрика игрушек делала солдатиков в голубом цвете). Именно об этом наборе со странной эстетикой я и писал выше.


Одновременно завод игрушек «Прогресс», который был создан в 1966 г. объединением двух заводов металлических игрушек, выпускал этих же русских воинов в металле (ЦАМ). Всадники стоили 25 коп., пешие воины стоили 15 коп. Они продавались отдельно в киосках "Союзпечати" и набором в магазинах игрушек.


Еще стоит вспомнить про аналогичных воинов, которые были произведены на заводе им. 50-летия СССР в г. Котовске Тамбовской области. Это очень странные, малохудожественные фигурки, но из-за их «странности» и крайней редкости они очень популярны у коллекционеров.


Большим минусом всех этих наборов было отсутствие противников: с кем воевать?

Впрочем, такой же вопрос можно было адресовать всем наборам, посвященным нашей армии, за редким исключением.

Но вот другой массовый набор, который был у каждого мальчишки, исправил эту ошибку. Это «Ледовое сражение» (или «Ледовое побоище») стоимостью 1 руб. 10 копеек. Количество воинов — 20: 10 русских и 10 немецких рыцарей, в каждом отряде 3 всадника и 7 пеших. Русские были красными или малиновыми, немцы – зелеными. Позднее коричневыми и серыми.


Если снаряжение древнерусских солдатиков отдаленно напоминало воинов и дружинников ХIII века (чего стоят только «зерцала» на груди у пехотинцев и у Александра Невского), то «рыцари», за исключением одной фигуры, восходили к концу ХIV века и выше. Культовый фильм С. М. Эйзенштейна «Александр Невский», которой постоянно, на радость мальчишкам, демонстрировался по телевидению в это время, способствовал настоящим правильным сражениям «наших» с рыцарями. Миф, который невольно пропагандировали фильм и солдатики, показывая воинов Ордена эдакими бронированными машинами, живуч и сегодня, хотя появился новый миф: теперь говорят о более тяжелом вооружении русских по сравнению с немцами.

Дешевизна этих наборов давала возможность «реконструировать» битву на Чудском озере, схему которой благодаря учебнику истории 4 класса и замечательной «Книге будущих командиров» Анатолия Васильевича Митяева знал любой мальчишка.

В 70-е годы ХХ века древнерусских воинов и их противников выпустила Астрецовская фабрика металлической игрушки, расположенная в Дмитровском районе Московской области. Астрецово – историческое место производства русской жестяной игрушки с середины ХIХ века до 1990 г. Очень жаль, что такая замечательная традиция по производству жестяной игрушки погибла, совсем недавно, будучи в Мадриде, увидел магазин жестяной современной игрушки испанского производства: замечательные заводные мотоциклы, машинки, поезда и клоуны.

На астрецовской фабрике набор воинов изготовлялся из сплава ЦАМа, с конца 80-х без чернения. В набор входило 8 всадников: четыре русских и четыре их противника. Продавались они в коробке и размещались на пластмассовой подставке. Скульптор этих фигур был Б. Д. Савельев. Его сын, Д. Б. Савельев продолжил эту серию, сделав 16 пеших воинов. Солдатики были крайне хрупкими, особенно пехотинцы, вероятно, поэтому были выпущены те же фигурки в пластике, но только конные. Удивительно, как контрольные органы пропустили такие хрупкие изделия, ломавшиеся буквально в руках. Естественно, пластмассовые были резко более устойчивыми и неломкими.


В это же время в Ленинграде на Ленинградском карбюраторном заводе (ЛКЗ) выпускался набор «Ледовое побоище».

Набор состоял из 14 воинов-противников: шесть пеших и восемь всадников, рыцари «закованы» в броню приблизительно ХIV века. У коней для поддержки фигур сделаны огромные хвосты. Использование таких элементов придавало нереальность, сказочность таким солдатикам. Фигуры располагались на пластиковой высокой подставке, закрытой прозрачной крышкой.


Сложные и мелкие элементы солдатиков быстро ломались, поэтому, несмотря на большие объемы производства, до нашего времени сохранилось немного этих фигурок. Стоит добавить, что в Ленинграде они были у каждого мальчишки и их… правильно, активно громили с помощью кубиков. Поэтому в наши дни набор крайне популярен среди коллекционеров и стоимость его постоянно растет.

Автором фигурок был известный скульптор Л. В. Разумовский, создавший много игрушек.

Производство этого набора, правда, в пластмассе, было продолжено в начале ХХI в. на Украине — в Луганске компанией «Альпанус». Фигурки были чуть меньше, чем в ленинградском наборе. Изготовлялись они из разноцветной пластмассы и, в отличие от своих металлических старших собратьев, они неломкие.


Л. В. Разумовский был автором и другого набора, который успешно производится с 1987 г., по другой информации — с 1991 г., и выпускается до наших дней. Речь идет о наборе «Куликовская битва» (позднее — «Русь и Орда»). Набор производился в разноцветной пластмассе. Вначале он выпускался на Ленинградском карбюраторном заводе. Русичи были красного цвета, а ордынцы – синего.


Теперь можно встретить наборы разных расцветок. После ЛКЗ фигурки производили «Балтийская химическая компания» и «Пластмастер». Всего 14 фигурок, из них древнерусских воинов 5 конных и 2 пеших. Среди татар все конные, но одна фигура сдвоенная, рядом с всадником с арканом стоит лучник.

Это весьма хорошо сделанные миниатюры, более-менее отражающие реалии, как раз ХIV в.

Ниже я привожу фото раскрашенного варианта «Куликовской битвы», стоит сказать, что среди коллекционеров солдатиков раскрашивать фигуры не принято, они должны сохраняться в первозданном виде.


Кроме советских плоских воинов, стоит отметить, что в ПНР кооперативами выпускались, помимо всего прочего, солдатики на тему ранней истории Польши, внешне они очень походили на древнерусское воинство, судите сами:



А вот в 80-х годах объединение «Прогресс» выпустило первых объемных древнерусских воинов, и безусловной новацией был тот факт, что воины имели съемное оружие, то есть в игре можно было менять у воинов мечи, копья, топоры и булавы. Выпуск «Русской дружины» в масштабе 60 мм, да еще и объемными, был шагом вперед, но все это происходило уже на исходе интереса детей к такой игрушке.


Богатыри наших дней

В 90-е годы интерес к солдатикам упал совсем, тем более что стала совершенно неактуальной тема древней военной истории. Хотя, например, ДЗИ выпускал свои наборы до самого начала ХХI века. В этот период появилась компания «Технолог» в городе Геленджике (1987 г.), она выпускает недорогих солдатиков для настольных игр и раскрашивания в размерах 40-54 мм. В её линейке «Артмастер» есть русичи и варяги.


В перестройку активно стало развиваться направление военно-исторической миниатюры из металла (ВИМ). И лишь в начале «нулевых» силами энтузиастов-коллекционеров советских солдатиков была осуществлена попытка развивать прерванный в конце 80-х процесс. Желание придать ему массовость не увенчалась успехом: дети играли в другие игры, и так же, как и в случае с солдатиками в 60-е годы, кинематограф играл значительную роль в продвижении игрушки. А героями были уже не богатыри и викинги, пираты или ковбои. Интересно, что компания Lego в 2004 г., находясь на стадии банкротства, стала активно использовать сериалы для продвижения своих игрушек, этим и спасла ситуацию.

В том же году в Москве коллекционером солдатиков Тимуром Замиловым была создана фирма «Ура», которая выпустила ассортимент солдатиков из ЦАМа, превышающий весь советский. Среди них был и набор, посвящённый битве на Чудском озере.

Это были плоские, хорошо раскрашенные воины, выполненные в нарочито игрушечном стиле. Набор продавался в красивой подарочной упаковке.


Не хотели отставать от Москвы и питерские компании, также создавшие плоских солдатиков из металла на темы знаменитых сражений Александра Невского. Компания «Солдатики на все времена» выпустила набор плоских противников в Ледовом побоище из белого ЦАМа, в 2019 г. они сделали эти же фигурки в разноцветном пластике.


А компания «Солдатики Публия» вначале создала набор из всадников и пехоты по мотивам битвы на Чудском озере, затем магистра и Александра Невского в металле, после чего пеших воинов на тему битвы на Неве, вначале в ЦАМе, а позднее в пластике.


Следующим их этапом был выпуск объемных фигурок в масштабе 60 мм на тему Грюнвальдской и Куликовской битвы, и, конечно же, на тему сражения на льду Чудского озера. Стоит отметить, что Грюнвальдская битва была сделана впервые в России, до это её делали только в Польше.

При разработке мастер-моделей компания опирается на научно-популярные реконструкторские работы, что придает особую достоверность её фигуркам.


Компания «Инженер Басевич» выпустила набор объемных солдатиков «Древние славяне» в масштабе 54 мм. А в 2018 г. компания выпустила великолепный набор №23 пеших «Кочевников», где есть хазары, печенеги и половцы. У компании традиционно очень высокая детализация и проработка.


Совсем недавно появившаяся компания «Воины и битвы» активно развивает тему игрового плоского солдатика. Она сделала в рамках серии «Киевская Русь. Друзья и враги» всадников, пехоту, волхвов, дружину Древней Руси, а также их противников, половцев.


В заключение хочу сказать, что солдатики – это все-таки прежде всего игрушка, поэтому не стоит судить о них очень строго, с высот наших исторических знаний. Скажу более, часто дорогой и отрисованный профессиональными художниками ВИМ тоже не выдерживает никакой критики с точки зрения исторической реконструкции. Другое дело, стоит ли такая задача перед авторами?

И последнее. Сегодня объемные пластмассовые солдатики достигают высокой степени детализации и исторической достоверности.

У массовых отечественных солдатиков довольно короткая история, около ста лет — до революции отечественных производств практически не было. Солдатиков в те времена отечественные кустари создавали из дерева, а оловянных поставляли из-за границы (Германии и Австро-Венгрии), они были доступны только знати. Выпускали бумажных, с которыми, как нам доподлинно известно, играл даже маленький Володя Ульянов…

«Куклы для мальчиков»


Хотя во всех этих солдатиках не существовало идеи, они были «куклами для мальчиков». Враг выглядел нейтрально — такая же фигурка, просто мундир другого цвета.

При Советской власти в первых же кустарных солдатиках проявились идеологические мотивы. Изображался враг, он был узнаваем, изображался достаточно жёстко — например, колчаковский офицер, расстреливающий крестьян, или карикатурно — в виде пузатого буржуя в цилиндре.

Это были поделки кустарей и маленьких частных артелей, государство занималось сначала преодолением разрухи, а затем индустриализацией страны — было не до игрушек, в частности, не до солдатиков.

Однако в середине 1930-х годов солдатики стали делом воистину государственным. Политическое руководство в полной мере оценило роль игрушки в воспитании не просто советского человека, но патриота, будущего защитника Родины.

Проблемы выпуска отечественных солдатиков освещались не только в профильном журнале «Игрушка», об этом писали даже «Известия» ЦИК СССР.
В журнале «Игрушка» состав авторов был не просто «звёздный»! Кроме всесоюзно известных героев, таких как Валерий Чкалов и Марина Раскова, авторами статей про солдатиков и военную игрушку выступали маршалы Будённый и Ворошилов, а уж статьи полковников и майоров публиковались из номера в номер.

Примечательно, что авторы уделяли огромное значение не только выпуску военной игрушки, а предъявляли требования к ней как к практическому пособию, преподающему, к примеру, основы действий артиллерийского расчёта.

Военные критиковали солдатиков с точки зрения достоверности изображения служебных обязанностей солдата, обращали внимание на самые мелкие, незначительные детали, такие, как лишняя палочка у большого полкового барабана, торопили производственников.

С конца 1930-х годов солдатики ИЗО фабрики ЦПКиО имени Горького начали выпускать миллионными тиражами. Всё это внимание к выпуску массовых солдатиков было не напрасно — они оказались одним из кирпичиков нашей Победы.

Когда грянула война, юные солдаты и лейтенанты, воображавшие себя героями в мальчишеских играх, стали храбрыми воинами, настоящими патриотами, несгибаемыми защитниками своего социалистического Отечества…



Именно она — советская молодёжь, воспитанная на книгах Гайдара, игравшая в детстве идеологически выверенными солдатиками, вынесла на своих юных плечах тяжесть войны и заплатила за Победу своими жизнями.

Поисковики часто «поднимают» из окопов, из истлевших гимнастёрок и шинелей старых, окислившихся алюминиевых солдатиков 1930-х годов — многие бойцы и командиры брали их с собой на память. Возможно, эту традицию они почерпнули из книги Гайдара «Комендант Снежной крепости», где мальчик отдал солдатика красноармейцу, уходившему на Советско-финскую войну, кто-то брал на память о своих детях…

Советские довоенные солдатики полностью выполнили своё предназначение и ушли в Историю. После войны, когда страна вставала из руин, залечивала раны и строила новую жизнь, производство солдатиков не подвергалось жёсткому идеологическому контролю — для военно-патриотического воспитания имелось достаточно примеров. Они окружали детей дома, на улице, в школе.

Солдатики, оставаясь непременными участниками мальчишеских игр, были, как правило, повторами своих славных довоенных предшественников.



К началу1960-х годов стала формироваться тенденция, отражённая в протоколах заседаний худсоветов по утверждению игрушек, что советским детям не нужны автоматы, танки и солдатики, их воспитание должно происходить исключительно в миролюбивом духе…

К счастью, эта тенденция продолжалась очень недолго, и период нахождения у власти Леонида Ильича Брежнева, который несправедливо всё ещё иногда называют «застоем», стал воистину «золотым веком» советских солдатиков.



Было выпущено более двадцати различных наборов на разные периоды не только советской, но и русской истории:

«Русские воины», «Ледовое побоище», «Слава русскому оружию», «Конница 1812 года», «Красная конница», «Чапаевцы», «Матросы Октября», «Солдаты революции», «Наша армия» и т.д. В целом в период с середины 1960-х по середину 1980-х с конвейера сошло больше видов и тиражей солдатиков, чем за всю предыдущую советскую историю, да и за всю историю нашей страны…

В середине 1980-х, в годы «перестройки», когда с возникновением кооперативов появилась возможность выпуска солдатиков без участия государства, несколько энтузиастов-солдатистов попыталось начать выпуски новых наборов, но этому помешало отсутствие у них предпринимательского опыта. Осуществлялось копирование западных наборов 1970–1980-х годов, а государственные предприятия продолжали выпускать свои старые разработки.

В это же время против советской военной игрушки началась настоящая война, возглавленная главным редактором журнала «Огонёк» — недоброй памяти — Виталием Коротичем. Он придумал «День уничтожения военной игрушки».



Его инициативу, к сожалению, подхватил журнал «Мурзилка». Было объявлено соревнование среди детей — кто сдаст больше советских военных игрушек для их последующего уничтожения. Эта вакханалия происходила на фоне потери Советским Союзом своих позиций как мировой державы, что окончилось распадом великой страны.

После этого за «воспитание» подрастающего поколения взялись китайские и американские производители. Первые наводнили страну дешёвыми пластмассовыми вояками, изображающими американскую армию, вторые начали внедрять культ всевозможной чертовщины — человеков-пауков и всякой фантастической нечисти, которая пустила корни и остаётся на прилавках магазинов и поныне.

К сожалению, этому соблазну поддались и некоторые отечественные производители. Так, одна из фирм наряду со всевозможными «киберпанк-амазонками», «пещерными троллями», ниндзями и самураями выпустила совершенно вопиющий набор «Стрелка — Перестрелка».

Героями этой, с позволения сказать, игрушки были чудовищные фигурки, изображающие бандитов и таких же звероподобных милиционеров.

Чему могли научить подобные солдатики? Кого воспитать? В 2004 году, когда неожиданно для себя я начал заниматься выпуском игрушечных солдатиков, все эти мысли мне в голову не приходили, да и не могли прийти. Мне всего лишь хотелось делать нормальных игрушечных солдатиков, которыми я играл в детстве, хотелось сделать такие фигуры, каких мне тогда не хватало, о которых я мечтал.

Никакие сверхзадачи передо мной не стояли. Но год от года, всё глубже погружаясь в предмет, я стал понимать, насколько важны солдатики для ребёнка, для его воспитания настоящим патриотом, мужчиной, готовым защитить себя, свою семью, свою страну.



Сначала наша компания занималась лишь историческими темами, не раскрытыми до конца нашими советскими предшественниками, совершенно не касаясь реалий современной армии и тем более событий новейшей истории.

Но сама жизнь заставила нас обратиться к теме современных военных конфликтов — слишком принципиально, слишком бескомпромиссно противостояние России сегодняшним вызовам, и мы должны отражать его, чтобы дети имели перед глазами чёткие ориентиры, могли отличить добро ото зла.
«Героями» новейшей истории России до недавнего времени были бандиты и проститутки, презирающие труд дети олигархов и воров, деятели поп-культуры самого низкого пошиба…



Поэтому, когда в 2014 году мы увидели настоящих героев — «вежливых людей», ополченцев Новороссии, взявших в руки оружие для защиты своей земли от неофашистов, это потребовало немедленного воплощения.

Ещё больше удивила реакция покупателей на этих солдатиков. Эти фигуры стали необходимы тем, кто никогда раньше не покупал солдатиков ни своим детям, ни тем более себе. Таким образом, люди отождествляли себя с современными событиями, хотели каким-то образом быть сопричастными настоящим героям нашего времени.

Теперь мы видим нашу задачу не просто максимально полно отразить в солдатиках историю военной славы России, но и отдать дань нынешним событиям, показать не только посмертную, но и прижизненную славу настоящих героев.



Сейчас государство не уделяет должного внимания такому мощному воспитательному средству, как солдатики и военная игрушка, хотя ещё в 2011-м, на заседании Книжной палаты, в своём выступлении президент России Владимир Путин с горечью сказал: «У нас даже солдатиков не выпускают»…



Время от времени эту тему поднимают Дмитрий Рогозин, Владимир Жириновский, который предложил наладить выпуск ванек-встанек как символа русского солдата… К сожалению, дальше благих пожеланий о выпуске военной игрушки дело не шло. Но, по моему глубокому убеждению, никто из граждан России не должен ждать помощи от государства, а помогать ему сам. По-моему, это наш долг.

Являясь гражданами великой страны, мы должны нести тяготы и трудности этого бремени наравне с ней — так было в России во все времена, так и будет. Надо не причитать, а работать. Идёт битва за умы и души, битва за историю, которую беззастенчиво пытаются исказить в свою пользу сторонники однополярного мира и их прислужники.



Наша задача — материализация нашего прошлого, воплощение образов наших героических предков и современников в металле, для того чтобы нынешние и будущие поколения гордились своей Родиной и всегда были готовы встать на её защиту.

Читайте также: