Вологодская игрушка история возникновения

Обновлено: 14.05.2024

Куклы Жанны Вересовой и Юлианны Бариновой в «Резном палисаде». 2013
Куклы Жанны Вересовой и Юлианны Бариновой в «Резном палисаде». 2013
Белозерская кукла из собрания Устюженского краеведческого музея
Белозерская кукла. Фото с выставки «Российский лен». 2008
куклы Майи Сысоевой
куклы Майи Сысоевой
Деревянные игрушки Алексея Безобразова
Деревянные игрушки Алексея Безобразова
Кукла Натальи Новоселовой
Деревянные игрушки Евгения Курочкина
Деревянные игрушки Евгения Курочкина
Глиняные игрушки Татьяны Горбатовой
Глиняные игрушки Татьяны Горбатовой
Матрешки, расписанные Диной Горбатовой
Работа мастеров ООО НПХ «Надежда», Вологда
Работа мастеров ООО НПХ «Надежда», Вологда
«Карета». Мастер Евгений Зирин
Игрушки с выставки «Вологодские традиции». ОНМЦК, 2009
Древянные лошадки с выставки «Золотое зерно традиций». 2010
Куклы из коллекции ЦТНК «Народные истоки», Череповец

Игрушки в крестьянском быту изготовлялись из глины, дерева и других природных материалов. Даже изготовление посуды в гончарных промыслах сопровождалось лепкой игрушек. В них мастера давали волю своей фантазии, превращая комочки глины в фигурки людей, зверей, птиц, всегда сказочных и реальных одновременно. Меткость характеров всегда сочеталась с предельной обобщенностью образа, лаконичной пластической формой. Нередко игрушки были свистульками. И дети, и взрослые играли на них как на музыкальных инструментах, дополняя скульптурный образ звуковыми аналогиями.

В деревне Сомово близ Верховажья, бывшей одним из центров гончарного производства, игрушки не просто сопутствовали гончарству, как в большинстве промыслов, а служили своеобразной рекламой горшечникам. Ребятишки бегали по базару, возвещая свистом о приезде гончаров, созывая покупателей. Сомовскую керамику бойко раскупали на ярмарках в Вельске и Верховажье. Сюжеты игрушек традиционны – это коньки, всадники, звери, птицы. Но в отличие от других центров глиняной игрушки сомовские мастера в своих фигурках не столько фантазировали, сколько воспроизводили знакомые образы домашних зверей и птиц: важного петуха, бодливую корову, круторогого барана, неуклюжего медведя. Как и посуда, свистульки покрыты отливающей блеском зеленой или коричневой глазурью.

Экспонаты выставки
Экспонаты выставки
Ирина Метелкина
Экспонаты выставки
Экспонаты выставки
Вологодский музей детства
Каталог выставки






Анатолий Волотин
Ирина Метелкина и Владимир Осиповский

Ирина Метелкина, Евгений и Валентина Коменковы
Экспонаты выставки
Экспонаты выставки
Экспонаты выставки
Экспонаты выставки
Экспонат выставки
Экспонаты выставки
Экспонаты выставки
Экспонаты выставки

Экспонаты выставки
Экспонаты выставки
Экспонаты выставки

В Вологодском музее детства живут детские воспоминания. Подтверждение тому – выставка «Игрушечная Вологда» и ее экспонаты: желтый щенок и разношерстная компания других зверей, созданных из полиэтилена, – слоненок, чебурашка, конь «Буян», леопард, олимпийский мишка. А еще кубики, транспорт, конструкторы из дерева, игрушки из папье-маше, наборы «Раскрась сам», эскизы, модели и гипсовые формы – всего более 200 предметов. В течение долгих 30 лет они хранились – нет, не на чердаке – а в бывшем кабинете главного конструктора и в цехах Вологодской фабрики игрушек, которая прекратила свое существование в 1990-х годах по причине того, что не смогла преодолеть экономический кризис.

Сейчас в бывшем здании игрушечной фабрики располагается другое предприятие. Его директор Анатолий Волотин рассказал: «Работаю я не так давно, но когда пришел сюда, увидел, как много игрушек осталось у нас в запасе. Поскольку игрушки мы уже не выпускаем, захотелось их сохранить». Благодаря его неравнодушию игрушки, многие из которых остались в единственном экземпляре, обрели дом в Музее детства.

Сотрудники музея на экскурсии по выставке рассказывают, что до революции на Вологодчине было хорошо развито кустарное производство игрушек. Чуть позже, уже в годы советской власти, в 1929 году в Вологде была образована артель «Северный игрушечник», а позднее «Вологодский игрушечник». Вологодская фабрика игрушек, пришедшая на смену артельному производству, являлась единственным предприятием в стране, которое выпускало строительные наборы (конструкторы) для детских садов. Из них можно было соорудить целый город или дом высотой до 2 метров. К сожалению, о Вологодской фабрике игрушек теперь уже помнят лишь ветераны, работавшие на ней, да те вологжане, кому в школьные годы выпала удача побывать с экскурсией на предприятии, где трудилось более 300 человек.

Начальник Департамента культуры и туризма Владимир Осиповский отметил: «Выставка действительно уникальна – здесь представлена вся история вологодской игрушки. Все, что собрано в экспозиции, будет интересно и современным детям, и их родителям. Я сам увидел здесь игрушки, в которые играл в детском саду, было очень приятно вспомнить это время».

Проект «Игрушечная Вологда – эпох связующая нить», в рамках реализации которого создана выставка, создан на средства президентского гранта. Руководитель Вологодского музея детства Ирина Метелкина рассказала, что подготовка заняла около года с момента, когда была одержана победа в конкурсе президентских грантов. За это время было изучено несколько тысяч документов в Государственном архиве Вологодской области, областной научной библиотеке и Вологодском музее-заповеднике. В издательстве «Древности Севера» выпущен каталог выставки, на страницах которого дана полная информация об игрушках – год создания, материал, автор, интересные детали. В музее говорят, что один из самых популярных экспонатов на выставке – желтый щенок, которого узнают все. Рядом с ним можно увидеть гипсовую форму, по которой игрушка была сделана. Этот образец был направлен для производства на Вологодскую фабрику игрушек из ВНИИ игрушки в Загорске.

«Мне хочется, чтобы в пространстве выставки ребята не просто рассматривали витрины с игрушками, а узнавали об истории их создания – на примере эскизов и гипсовых форм мы сможем рассказывать о процессе более наглядно, – отметила Ирина Метелкина. – В архиве я нашла документы по серии машинок 1969 года, выпускавшихся на фабрике игрушек. Современные мастера – Евгений и Валентина Коменковы, создатели мастерской деревянных игрушек «Мир игр», по чертежам и эскизам восстановили их. Сейчас эти машинки можно увидеть в музее. В течение этого года во время работы выставки мы будем проводить мастер-классы, на которых будут учить делать такие машинки».

Коменковы создали еще одну игрушку – катерок по оригинальному чертежу 1977 года и подарили его Музею детства в день открытия выставки.

В музее в специальном интерактивном пространстве все посетители смогут побыть в роли строителей или архитекторов и возвести здание двухметровой высоты (и даже выше) из деталей крупногабаритного конструктора – такой конструктор также производила Вологодская фабрика игрушек, многие помнят его, он был во многих детских садах советского и постсоветского времени. Также в музее планируют объявить фотоконкурс для семей, которые будут строить «дом своей мечты». Победителей выберут 20 декабря, в День рождения музея.

Выставка «Игрушечная Вологда» открыта для посещения с 10.00 до 17.00 по адресу: г. Вологда, Советский пр., д. 48. Для посетителей организованы бесплатные экскурсии. Справки по телефону: 89115197090.

Культурный код: вологодские игрушки

Как рассказывают участники группы "Старая Вологда", первая вологодская артель была организована еще в 1937-1938 гг. Есть сведения, что она существовала и раньше и называлась «Северный игрушечник», в которой работало 17 человек. Сначала работали цех игрушки папье-маше и цех мягкой игрушки. Спустя время был организован еще цех - деревянной игрушки.

Артель находилась на улице Трудовой около здания тюрьмы по улице Чернышевского, второе помещение находилось на улице Лермонтова и угол Ленина в цокольном помещении. Затем производство переехало из центра в район улицы Маяковского.

Подбирали игрушки маленького размера, делали с них гипсовые слепки, а затем пускали в массовое производство из папье-маше: Снегурочка, Дед Мороз, уточки, курочки, собачки и другие животные, елочные игрушки из ваты, большие мягкие игрушки, куклы.

Гутаперчевые головки получали из Ленинграда. Набивку делали из ваты и обработанных мелких опилок. Сырьем для одежды кукол и мягких игрушек были ткани, отсортированные, как брак из Иваново, с Вологодской швейной фабрики и Льнокомбината. Сырьем для обуви служил дерматин и столярный клей. Сырьем для папье-маше служили отходы с Вологодской обойной фабрики.

Фабрика игрушек развивалась, и ассортимент расширялся. В результате чего появились такие игрушки, как детские качели, азбука на кубиках с русскими и латинскими буквами, строительные наборы, разделочные доски.

cKCvOOMBKW4.jpg

Фото - "Старая Вологда"

Так же были разработаны игрушки из мелких цветных кубиков, которые упаковывались в небольшую тележку на колесиках из пластмассы.

В 80-ые годы на вологодской фабрике, которая превратилась из небольшой артели в большое производство, выпускали олимпийские сувениры - это деревянные токарной работы сувениры хоккеист, лыжник, лиса, заяц и другие, а из полиэтилена- олимпийский мишка и чебурашка. В конце 70-ых вологодская фабрика занимала первое место в соц. соревнованиях среди предприятий «Роспромигрушка».

Проблемы на фабрике начались в 90-ые годы. В настоящее время фабрика игрушек не производит, коллектив составляет 5 человек. Все площади сданы в аренду.

Со слов бывшего начальника кадров Хватовой Екатерины Александровны, артель была организована еще в 1937-1938 гг., но есть сведения что она существовала и раньше и называлась «Северный игрушечник», в которой работало 17 человек. После войны в 1952 году организовали артель «Игрушечник». Председателем артели был поставлен Соколов Афанасий Варнавич. Так как игрушки были востребованы, артель быстро разрасталась и вскоре насчитывала уже около 250 человек работников. В начале было организовано два цеха: цех игрушки папье-маше, где мастером была Лебедева Александра Никандровна и цех мягкой игрушки, мастер Семагина Рахиль Федоровна. Спустя время был организован еще цех - деревянной игрушки, мастер Козлов Владимир Александрович.
Изначально артель находилась на улице Трудовой около здания тюрьмы по улице Чернышевского, второе помещение находилось на улице Лермонтова и угол Ленина в цокольном помещении.

Коллектив фабрики около здания по улице Трудовой

Подбирали игрушки маленького размера, делали с них гипсовые слепки, а затем пускали в массовое производство из папье-маше: Снегурочка, Дед Мороз, уточки, курочки, собачки и другие животные. Начали производство елочных игрушек из ваты, а также начали делать большие мягкие игрушки: собачки, мишки, куклы.
В центре на Ленина в цокольном помещении был цех деревянных игрушек. Там стояли токарные, шлифовальные станки и пилы.
В 1961-1962 гг. было решение Горисполкома убрать из центра этот цех, так как от него много шума и пыли. А здание на улице Трудовой требовало капитального ремонта. Для этой цели выделили участок в районе Куролит, это в залинейной части города в конце улицы Маяковского. Там находился деревянный барак, небольшой деревянный домик и во дворе несколько сараев. В бараке разместился цех папье-маше, а в домике разместилось административное управление, в сараях установили токарные станки и пилы.
В 1961 году был назначен директором молодой, но с амбициями Рычков Александр Алексеевич.

Рычков Александр Алексеевич

Как хороший хозяйственник, он сразу оценил обстановку. В деревянном холодном здании работать было очень сложно, работники мерзли, клей столярный и крахмальный быстро застывали, туалеты находились на улице. По средине отведенного городом участка, первоначально было построено небольшое двухэтажное здание и маленькая котельная, которая обогревала это здание и работала на отходах производства. В новое здание перевели из сараев производство деревянной игрушки, а это строительные наборы в основном для детских садов и детдомов большого размера. На первом этаже поставили станки деревообрабатывающие, склейку, шлифовальные круга. А сборка и покраска расположилась на втором этаже. На втором этаже также разместили раскройный цех для мягких игрушек, пошивочный, пресса для набивки ручеки ножек. Гутаперчевые головки получали из Ленинграда. Набивку делали из ваты и обработанных мелких опилок. Сырьем для одежды кукол и мягких игрушек были ткани отсортированные как брак из Иваново, с Вологодской швейной фабрики и Льнокомбината. Сырьем для обуви служил дермантин и столярный клей. Сырьем для папье-маше служили отходы с Вологодской обойной фабрики.

История вологодской игрушки, изображение №3

Качество игрушки стал гораздо лучше, соответственно и спрос увеличился. Если первоначально покраска производилась масляными красками с помощью поролонового и мехового валиков, то затем в производство стала внедряться нитроэмаль. Нитроэмаль по составу более жидкая и для этого была придумана технология напыления. Впервые эта технология была внедрена на мебельной фабрике «Прогресс», там начали делать кухонные шкафы, буфеты белого и голубого цветов, которые покрывались нитроэмалью с помощью пульверизатора (пистолета). Рычков А.А. направил на фабрику «Прогресс» ученицу, чтобы перенять опыт технологии покраски. А для такой покраски требовались камеры с индивидуальной вытяжкой, площади существующего цеха не позволяли это вместить, и началась постройка нового цеха, в котором располагались четыре камеры и компрессор на шесть атмосфер. Так началась новая эра изготовления игрушек из дерева. Нитроэмаль быстро сохла, придавала изделиям ровную гладкую поверхность. Игрушки стали более красочными и качественными, спрос на такую игрушку резко увеличился. На торговых ярмарках раскупалось все исключительно, только мягкая игрушка стала пользоваться меньшим спросом. И тогда как хороший стратег Александр Алексеевич решил, что упор надо делать на деревянную игрушку и папье-маше, так как эти изделия пользовались успехом, так и продолжали пользоваться. Но папье-маше - это чисто ручной труд и напрашивался вопрос как увеличить объемы таких интересных игрушек: конь-качалка, конь-битюг, конь-буян, конь-каталка. И вот наши молодые технологи, прибывшие по распределению из Загорского художественно-технологического училища, Трусова Зоя Федоровна и Авдеева Антонина Михайловна, совместно с талантливым механиком Пауниным Александром Артемьевичем, придумали, что это можно делать путем прессования опилок на клеевой основе. Первоначально были заказаны пневматические прессы и формы в Загорский экспериментальный цех. А в дальнейшем это уже делали на Вологодском литейно-механическом заводе. Как и предполагалось, выпуск прессованных игрушек резко увеличился и для этого потребовались новые площади и средства. Средств как всегда в городском бюджете не было и было решено строить хозспособом (в те времена многие предприятия строились и расширялись таким методом). А это значит, что все работающие, особенно те кто работал на ставке, обязаны были отработать на строительстве определенное количество времени без оплаты. Дополнительно к этому объявлялись субботники и воскресники. Но вот удивительно, никто не роптал, все видели перспективу, Александр Алексеевич умел объяснить, уговорить и организовать. На субботник как на праздник, сказки, прибаутки и вкусный чай с песнями. В начале был построен большой цех для папье-маше, в нем размещалась на первом этаже прессовка, на втором - оформление, роспись, сушка и упаковка.

История вологодской игрушки, изображение №4

Получив хороший результат, при строительстве этого цеха, было принято решение - взяться за строительство нового здания, для изготовления деревянной игрушки.
Надо отметить, что у Рычкова был очень хороший помощник, его заместитель Спирин Павел Павлович, он был немного постарше директора и более опытнее в хозяйственных вопросах, да и коллектив подобрался работоспособный. Начальник цеха по деревообработке Козлов В.А., мастера: Мерзлякова Антонина Павловна, Пудова Нина Алексеевна, мастер цеха папье-маше Смирнова Капитолина Николаевна, начальник цеха мягкой игрушки Зарайская Анна Ивановна.

Мастер цеха папье-маше Пудова Нина Алексеевна и молодой специалист технолог Хрулькова Анна Петровна

Участок деревянной игрушки уже был построен более быстрыми темпами, несмотря на то что построен был фактически на болоте. И вот спустя пять лет на болоте выросли два крупных цеха, коллектив работающих увеличился с 250 до 300 человек.

История вологодской игрушки, изображение №6

Игрушка отправлялась во все концы нашей страны. Происходило дальнейшее расширение, были построены сушильные камеры для сушки пиломатериалов на 300 куб. Расширились механические мастерские, гаражи, выстроен мед. пункт с зубным и физ. кабинетом. Были приобретены новые токарные станки и полуавтомат по дереву, на котором изготавливались матрешки, деревянная посуда, напольные счеты, качели. Работали на полуавтоматах очень молодые токари: Виноградов Коля и Баталов Сергей. Почти вся эта продукция уходила за рубеж, так как она была экологически чистая, красивая и самобытная.
В этот период приехали на фабрику по распределению из Загорского художественно-промышленного училища молодые художники: Шапкина Валентина Никитишна, Борисов Анатолий Алексеевич, которые разработали новый вид технологии - выжигание по дереву.

История вологодской игрушки, изображение №7

История вологодской игрушки, изображение №8

В результате чего появились такие игрушки как азбука на кубиках с русскими и латинскими буквами, строительные наборы, разделочные досочки. Так же были разработаны игрушки из мелких цветных кубиков, которые упаковывались в небольшую тележку на колесиках из пластмассы. С приездом этих художников ассортимент стал интереснее и красочнее. Красивая роспись матрешек напольных счетов, детских качелей.

Представитель Германии высказал свое мнение о востребованности такой игрушки в Европе

1970 г. в Москве было принято решение сделать объединение всех фабрик по производству игрушек, находящихся на территории СССР и наша фабрика вошла в объединение «Роспромигрушка». Всего по союзу насчитывалось 14 крупных фабрик.
Что это давало? С связи с этим мы могли выйти на международный рынок. Приезжали представители от союзных республик и разных стран: Монголии, Японии, Финляндии, Чехословакии, Болгарии и др. Заключались договора о поставке в основном деревянной игрушки и крупногабаритных коней.
В преддверии олимпиады был указ разработать и выпустить игрушки и сувениры с олимпийской символикой. На нашей фабрике были разработаны и выпущены в большем количестве сувениры малого размера - это деревянные токарной работы сувениры хоккеист, лыжник, лиса, заяц и другие, а из полиэтилена- олимпийский мишка и чебурашка.
А фабрика продолжала развиваться дальше. Была заасфальтирована территория, расширился мед. пункт, сделаны клумбы, посажены деревья, цветы.
В первом здании освободились территории и там на первом этаже сделали столовую на 100 посадочных мест. На втором актовый зал и ассортиментный кабинет.
На протяжении всех лет, что руководил фабрикой Рычков А.А. была организована художественная самодеятельность, в которой он сам активно участвовал. Проводились праздничные вечера с приглашением артистов, наш же коллектив выезжал с концертами в другие организации: совхозы, колхозы. Встречали хорошо, благодарили. Праздничные парады были для всех как выход показать себя и свою солидарность не только Родине, но и своему руководству, которые шагали в первых рядах- Рычков А.А., Спирин П.П, их любили, им доверяли.

Поездка коллективом в Ленинград на экскурсию

Ведь после ветхой, разрозненной, малоорганизованной артели превратиться в современную, красивую, многофункциональную фабрику, построенную в основном своими силами, дорогого стоит. А так же еще был построен детский сад «Ласточка».
А как же без экспериментальных работ? Все игрушки прошли через умелые руки Лебедева Фаддея Феофановича. Все опытные образцы были им исполнены. А уже затем на художественном совете принималось решение о внедрении образцов в массовое производство.

История вологодской игрушки, изображение №11

История вологодской игрушки, изображение №12

Художественный коллектив пополнился молодыми специалистами: Молевым Евгением Борисовичем и Дементьевой Галиной Владимировной.

История вологодской игрушки, изображение №13

Нельзя не отметить наших умелых работников, таких как Баранов Константин, заведовавшего инструментальным цехом и делавшим все гравировки на металлических пластинах, при помощи которых выжигались рисунки на деревянных кубиках. Он воплощал в жизнь все идеи наших художников-разработчиков. Заготовки для пластин изготавливались в собственном механическом цехе Комалягиным Игорем и Гурьевым Владимиром. Главным механиком мехцеха был Полканов Владимир Валентинович.
Но вот наступили резкие перемены в коллективе. Городские власти отметили хорошую работу Рычкова А.А., а в это время никак не могла встать «на ноги» швейная фабрика. Не закончена реконструкция, долги перед городом, нестабильная работа коллектива а значит и текучесть. И вот было принято решение, поставить туда директором Рычкова А.А..
Расставание с коллективом игрушки было тяжелым. Женщины плакали навзрыд, столько лет вместе, столько построено, сделано за 10 лет совместной работы (1961-1971гг.). Вместе с директором ушел туда и Спирин П.П.. Швейникам повезло, за короткое время закончилось строительство, построен детский сад, рассчитались с долгами, улучшили и расширили ассортимент.
Для игрушки настали тяжелые времена директором поставили женщину Константинову Ирину Андреевну главного экономиста фабрики, она оказалась слабым руководителем и за пять лет её руководства у предприятия появилось много проблем. В Москве в объединение “Роспромигрушка” были озадачены таким положением и рекомендовали заменить руководителя.
В 1977 году директором фабрики был назначен Машкин Валерий Петрович. Вначале было ему очень трудно с коллективом и коллективу с ним, у всех был образец первого директора, мягко но верно направляющего весь коллектив на ударный труд, уважительно относившегося ко всем работникам, невзирая на должность и возраст и, конечно, личный пример прежде всего. Новый же директор пришел руководить и только. Много времени потребовалось чтобы притереться.
Первое что было сделано, закрыта художественная самодеятельность, запрещены все празднования на территории фабрики. На демонстрацию в строгом порядке, субботники по приказу. Абсурдно – но дисциплина ухудшилась, участились выпивки на рабочих местах. Соответственно это сказывалось на результатах работы. Потребовалось немало времени, чтобы все встало на свои места и это было благодаря старому опытному коллективу. Да и директор новый оказался не совсем глупым, быстро сориентировался и нашел общий язык с главными специалистами.
И как результат хорошие показатели в работе, обновление оборудования и ассортимента.
Но самое главное остался крепкий и слаженный коллектив рабочих. Лидеры коллектива: токарь Трушина Людмила Александровна, станочник Ионова Н.С., станочник Тихов А.Н., Бородкина Ирина Алексеевна много лет руководила бригадой станочников, мастер цеха покраски и упаковки Чулкова Нина Алексеевна, раскрасчица Барщик Л.А., бригадир склейки Порошина Н. И многие многие другие, всех не перечислишь. На участке папье-маше (в дальнейшем полиэтиленовых игрушек) - это Королева Александра, Корыхалова Валентина, Флягина Лина и мастер участка Голубева Галина Сергеевна. Список можно продолжать и дальше, ясно одно, без слаженной работы рабочего коллектива, не была бы фабрика в передовых среди фабрик по России. Об этом прекрасно говорит тот факт что фабрика на протяжении 21 квартала подряд занимала первое место в соц. соревнованиях среди предприятий «Роспромигрушка».

Расписывает коней Королёва Александра

В семидесятых годах, вместо прессов для изготовления коней из опилок, были приобретены литьевые станки для производства игрушек из полиэтилена.
Постепенно вытеснились из производства игрушки ручной работы - это кони разных марок, о чем сожалел не только весь коллектив фабрики, но и страна много потеряла. Самобытная с красивой росписью игрушка уступила место ширпотребу, но и эта игрушка пользовалась большим спросом, фабрика работала стабильно.

Со слов бывшего начальника кадров Хватовой Екатерины Александровны, артель была организована еще в 1937-1938 гг., но есть сведения что она существовала и раньше и называлась «Северный игрушечник», в которой работало 17 человек. После войны в 1952 году организовали артель «Игрушечник». Председателем артели был поставлен Соколов Афанасий Варнавич. Так как игрушки были востребованы, артель быстро разрасталась и вскоре насчитывала уже около 250 человек работников. В начале было организовано два цеха: цех игрушки папье-маше, где мастером была Лебедева Александра Никандровна и цех мягкой игрушки, мастер Семагина Рахиль Федоровна. Спустя время был организован еще цех - деревянной игрушки, мастер Козлов Владимир Александрович.
Изначально артель находилась на улице Трудовой около здания тюрьмы по улице Чернышевского, второе помещение находилось на улице Лермонтова и угол Ленина в цокольном помещении.

Коллектив фабрики около здания по улице Трудовой

Подбирали игрушки маленького размера, делали с них гипсовые слепки, а затем пускали в массовое производство из папье-маше: Снегурочка, Дед Мороз, уточки, курочки, собачки и другие животные. Начали производство елочных игрушек из ваты, а также начали делать большие мягкие игрушки: собачки, мишки, куклы.
В центре на Ленина в цокольном помещении был цех деревянных игрушек. Там стояли токарные, шлифовальные станки и пилы.
В 1961-1962 гг. было решение Горисполкома убрать из центра этот цех, так как от него много шума и пыли. А здание на улице Трудовой требовало капитального ремонта. Для этой цели выделили участок в районе Куролит, это в залинейной части города в конце улицы Маяковского. Там находился деревянный барак, небольшой деревянный домик и во дворе несколько сараев. В бараке разместился цех папье-маше, а в домике разместилось административное управление, в сараях установили токарные станки и пилы.
В 1961 году был назначен директором молодой, но с амбициями Рычков Александр Алексеевич.

Рычков Александр Алексеевич

Как хороший хозяйственник, он сразу оценил обстановку. В деревянном холодном здании работать было очень сложно, работники мерзли, клей столярный и крахмальный быстро застывали, туалеты находились на улице. По средине отведенного городом участка, первоначально было построено небольшое двухэтажное здание и маленькая котельная, которая обогревала это здание и работала на отходах производства. В новое здание перевели из сараев производство деревянной игрушки, а это строительные наборы в основном для детских садов и детдомов большого размера. На первом этаже поставили станки деревообрабатывающие, склейку, шлифовальные круга. А сборка и покраска расположилась на втором этаже. На втором этаже также разместили раскройный цех для мягких игрушек, пошивочный, пресса для набивки ручеки ножек. Гутаперчевые головки получали из Ленинграда. Набивку делали из ваты и обработанных мелких опилок. Сырьем для одежды кукол и мягких игрушек были ткани отсортированные как брак из Иваново, с Вологодской швейной фабрики и Льнокомбината. Сырьем для обуви служил дермантин и столярный клей. Сырьем для папье-маше служили отходы с Вологодской обойной фабрики

Здание фабрики

Качество игрушки стало гораздо лучше, соответственно и спрос увеличился. Если первоначально покраска производилась масляными красками с помощью поролонового и мехового валиков, то затем в производство стала внедряться нитроэмаль. Нитроэмаль по составу более жидкая и для этого была придумана технология напыления. Впервые эта технология была внедрена на мебельной фабрике «Прогресс», там начали делать кухонные шкафы, буфеты белого и голубого цветов, которые покрывались нитроэмалью с помощью пульверизатора (пистолета). Рычков А.А. направил на фабрику «Прогресс» ученицу, чтобы перенять опыт технологии покраски. А для такой покраски требовались камеры с индивидуальной вытяжкой, площади существующего цеха не позволяли это вместить, и началась постройка нового цеха, в котором располагались четыре камеры и компрессор на шесть атмосфер. Так началась новая эра изготовления игрушек из дерева. Нитроэмаль быстро сохла, придавала изделиям ровную гладкую поверхность. Игрушки стали более красочными и качественными, спрос на такую игрушку резко увеличился. На торговых ярмарках раскупалось все исключительно, только мягкая игрушка стала пользоваться меньшим спросом. И тогда как хороший стратег Александр Алексеевич решил, что упор надо делать на деревянную игрушку и папье-маше, так как эти изделия пользовались успехом, так и продолжали пользоваться. Но папье-маше - это чисто ручной труд и напрашивался вопрос как увеличить объемы таких интересных игрушек: конь-качалка, конь-битюг, конь-буян, конь-каталка. И вот наши молодые технологи, прибывшие по распределению из Загорского художественно-технологического училища, Трусова Зоя Федоровна и Авдеева Антонина Михайловна, совместно с талантливым механиком Пауниным Александром Артемьевичем, придумали, что это можно делать путем прессования опилок на клеевой основе. Первоначально были заказаны пневматические прессы и формы в Загорский экспериментальный цех. А в дальнейшем это уже делали на Вологодском литейно-механическом заводе. Как и предполагалось, выпуск прессованных игрушек резко увеличился и для этого потребовались новые площади и средства. Средств как всегда в городском бюджете не было и было решено строить хозспособом (в те времена многие предприятия строились и расширялись таким методом). А это значит, что все работающие, особенно те кто работал на ставке, обязаны были отработать на строительстве определенное количество времени без оплаты. Дополнительно к этому объявлялись субботники и воскресники. Но вот удивительно, никто не роптал, все видели перспективу, Александр Алексеевич умел объяснить, уговорить и организовать. На субботник как на праздник, сказки, прибаутки и вкусный чай с песнями. В начале был построен большой цех для папье-маше, в нем размещалась на первом этаже прессовка, на втором - оформление, роспись, сушка и упаковка.

Новый цех

Получив хороший результат, при строительстве этого цеха, было принято решение - взяться за строительство нового здания, для изготовления деревянной игрушки.
Надо отметить, что у Рычкова был очень хороший помощник, его заместитель Спирин Павел Павлович, он был немного постарше директора и более опытнее в хозяйственных вопросах, да и коллектив подобрался работоспособный. Начальник цеха по деревообработке Козлов В.А., мастера: Мерзлякова Антонина Павловна, Пудова Нина Алексеевна, мастер цеха папье-маше Смирнова Капитолина Николаевна, начальник цеха мягкой игрушки Зарайская Анна Ивановна.

Мастер цеха папье-маше Пудова Нина Алексеевна и молодой специалист технолог Хрулькова Анна Петровна

Участок деревянной игрушки уже был построен более быстрыми темпами, несмотря на то что построен был фактически на болоте. И вот спустя пять лет на болоте выросли два крупных цеха, коллектив работающих увеличился с 250 до 300 человек.

Цех

Игрушка отправлялась во все концы нашей страны. Происходило дальнейшее расширение, были построены сушильные камеры для сушки пиломатериалов на 300 куб. Расширились механические мастерские, гаражи, выстроен мед. пункт с зубным и физ. кабинетом. Были приобретены новые токарные станки и полуавтомат по дереву, на котором изготавливались матрешки, деревянная посуда, напольные счеты, качели. Работали на полуавтоматах очень молодые токари: Виноградов Коля и Баталов Сергей. Почти вся эта продукция уходила за рубеж, так как она была экологически чистая, красивая и самобытная.
В этот период приехали на фабрику по распределению из Загорского художественно-промышленного училища молодые художники: Шапкина Валентина Никитишна, Борисов Анатолий Алексеевич, которые разработали новый вид технологии - выжигание по дереву.

Шапкина Валентина Никитишна

Борисов Анатолий Алексеевич

В результате чего появились такие игрушки как азбука на кубиках с русскими и латинскими буквами, строительные наборы, разделочные досочки. Так же были разработаны игрушки из мелких цветных кубиков, которые упаковывались в небольшую тележку на колесиках из пластмассы. С приездом этих художников ассортимент стал интереснее и красочнее. Красивая роспись матрешек напольных счетов, детских качелей.

Представитель Германии высказал свое мнение о востребованности такой игрушки в Европе

1970 г. в Москве было принято решение сделать объединение всех фабрик по производству игрушек, находящихся на территории СССР и наша фабрика вошла в объединение «Роспромигрушка». Всего по союзу насчитывалось 14 крупных фабрик.
Что это давало? С связи с этим мы могли выйти на международный рынок. Приезжали представители от союзных республик и разных стран: Монголии, Японии, Финляндии, Чехословакии, Болгарии и др. Заключались договора о поставке в основном деревянной игрушки и крупногабаритных коней.
В преддверии олимпиады был указ разработать и выпустить игрушки и сувениры с олимпийской символикой. На нашей фабрике были разработаны и выпущены в большем количестве сувениры малого размера - это деревянные токарной работы сувениры хоккеист, лыжник, лиса, заяц и другие, а из полиэтилена- олимпийский мишка и чебурашка.
А фабрика продолжала развиваться дальше. Была заасфальтирована территория, расширился мед. пункт, сделаны клумбы, посажены деревья, цветы.
В первом здании освободились территории и там на первом этаже сделали столовую на 100 посадочных мест. На втором актовый зал и ассортиментный кабинет.
На протяжении всех лет, что руководил фабрикой Рычков А.А. была организована художественная самодеятельность, в которой он сам активно участвовал. Проводились праздничные вечера с приглашением артистов, наш же коллектив выезжал с концертами в другие организации: совхозы, колхозы. Встречали хорошо, благодарили. Праздничные парады были для всех как выход показать себя и свою солидарность не только Родине, но и своему руководству, которые шагали в первых рядах- Рычков А.А., Спирин П.П, их любили, им доверяли.

Коллектив на первомайском параде, 1964 год

История вологодской игрушки, изображение №11

История вологодской игрушки, изображение №12

История вологодской игрушки, изображение №13

История вологодской игрушки, изображение №14

Поездка коллективом в Ленинград на экскурсию

Майские праздники

Ведь после ветхой, разрозненной, малоорганизованной артели превратиться в современную, красивую, многофункциональную фабрику, построенную в основном своими силами, дорогого стоит. А так же еще был построен детский сад «Ласточка».
А как же без экспериментальных работ? Все игрушки прошли через умелые руки Лебедева Фаддея Феофановича. Все опытные образцы были им исполнены. А уже затем на художественном совете принималось решение о внедрении образцов в массовое производство.

История вологодской игрушки, изображение №18

Художественный коллектив пополнился молодыми специалистами: Молевым Евгением Борисовичем и Дементьевой Галиной Владимировной.

Молев Евгений Борисович

История вологодской игрушки, изображение №20

Нельзя не отметить наших умелых работников, таких как Баранов Константин, заведовавшего инструментальным цехом и делавшим все гравировки на металлических пластинах, при помощи которых выжигались рисунки на деревянных кубиках. Он воплощал в жизнь все идеи наших художников-разработчиков. Заготовки для пластин изготавливались в собственном механическом цехе Комалягиным Игорем и Гурьевым Владимиром. Главным механиком мехцеха был Полканов Владимир Валентинович.
Но вот наступили резкие перемены в коллективе. Городские власти отметили хорошую работу Рычкова А.А., а в это время никак не могла встать «на ноги» швейная фабрика. Не закончена реконструкция, долги перед городом, нестабильная работа коллектива а значит и текучесть. И вот было принято решение, поставить туда директором Рычкова А.А..
Расставание с коллективом игрушки было тяжелым. Женщины плакали навзрыд, столько лет вместе, столько построено, сделано за 10 лет совместной работы (1961-1971гг.). Вместе с директором ушел туда и Спирин П.П.. Швейникам повезло, за короткое время закончилось строительство, построен детский сад, рассчитались с долгами, улучшили и расширили ассортимент.
Для игрушки настали тяжелые времена директором поставили женщину Константинову Ирину Андреевну главного экономиста фабрики, она оказалась слабым руководителем и за пять лет её руководства у предприятия появилось много проблем. В Москве в объединение “Роспромигрушка” были озадачены таким положением и рекомендовали заменить руководителя.
В 1977 году директором фабрики был назначен Машкин Валерий Петрович. Вначале было ему очень трудно с коллективом и коллективу с ним, у всех был образец первого директора, мягко но верно направляющего весь коллектив на ударный труд, уважительно относившегося ко всем работникам, невзирая на должность и возраст и, конечно, личный пример прежде всего. Новый же директор пришел руководить и только. Много времени потребовалось чтобы притереться.
Первое что было сделано, закрыта художественная самодеятельность, запрещены все празднования на территории фабрики. На демонстрацию в строгом порядке, субботники по приказу. Абсурдно – но дисциплина ухудшилась, участились выпивки на рабочих местах. Соответственно это сказывалось на результатах работы. Потребовалось немало времени, чтобы все встало на свои места и это было благодаря старому опытному коллективу. Да и директор новый оказался не совсем глупым, быстро сориентировался и нашел общий язык с главными специалистами.
И как результат хорошие показатели в работе, обновление оборудования и ассортимента.
Но самое главное остался крепкий и слаженный коллектив рабочих. Лидеры коллектива: токарь Трушина Людмила Александровна, станочник Ионова Н.С., станочник Тихов А.Н., Бородкина Ирина Алексеевна много лет руководила бригадой станочников, мастер цеха покраски и упаковки Чулкова Нина Алексеевна, раскрасчица Барщик Л.А., бригадир склейки Порошина Н. И многие многие другие, всех не перечислишь. На участке папье-маше (в дальнейшем полиэтиленовых игрушек) - это Королева Александра, Корыхалова Валентина, Флягина Лина и мастер участка Голубева Галина Сергеевна. Список можно продолжать и дальше, ясно одно, без слаженной работы рабочего коллектива, не была бы фабрика в передовых среди фабрик по России. Об этом прекрасно говорит тот факт что фабрика на протяжении 21 квартала подряд занимала первое место в соц. соревнованиях среди предприятий «Роспромигрушка».

Расписывает коней Королёва Александра

В семидесятых годах, вместо прессов для изготовления коней из опилок, были приобретены литьевые станки для производства игрушек из полиэтилена.
Постепенно вытеснились из производства игрушки ручной работы - это кони разных марок, о чем сожалел не только весь коллектив фабрики, но и страна много потеряла. Самобытная с красивой росписью игрушка уступила место ширпотребу, но и эта игрушка пользовалась большим спросом, фабрика работала стабильно.

Упаковщица Дёмина Алла

Происходили изменения в стране и у нас следовательно. «Роспромигрушка» предложила руководству фабрики акционироваться в числе первых в стране. Дело новое, неизвестное, но взвесив за и против решение было принято и с 1 января 1983г. фабрика стала АО «АФИС».

Став акционерным обществом дела на фабрике пошли ещё лучше. Большая часть прибыли стала оставаться на предприятии, что позволило в первую очередь улучшить условия труда рабочих, сделать косметический ремонт во всех цехах, сделать пристройку к участку номер один, где разместилось административное управление, технологи, художники, а на первом этаже разместили расширенный мед. пункт, сделана комната отдыха для рабочих, которую очень красиво оформили наши художники. Заработная плата всех работающих резко увеличилась. Увеличились отчисления в городской бюджет, которые были равны при коллективе в 320 человек сумме равнозначной заводу ВРЗ в 3000 работников.
Все говорило о правильном выбранном пути развития. Но вот наступили 1991-1992 гг., в стране переворот, начали рушиться тысячи предприятий, не обошла эта участь и фабрику. 1991г. продержались ещё хорошо, как бы по инерции, но наступил 1992 г., поменялись деньги, стали рушится связи, наступила эра прихватизации и это не только беда фабрики, это беда всей страны. В настоящее время фабрика игрушек не производит, коллектив составляет 5 человек. Все площади сданы в аренду.

Наши молодые специалисты, начинавшие трудовую деятельность на фабрике игрушек, в дальнейшем стали известными художниками.

Читайте также: