Вологодские игрушки из глины

Обновлено: 17.05.2024





ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Гончар соединяет четыре стихии: берет глину (землю), растворяет в воде, лепит, сушит на воздухе, обжигает в огне.

Игрушка — яркое проявление массовой культуры. От отца к сыну, от матери к дочери передаются секреты мастерства изготовления той или иной игрушки.

Измалковская глиняная игрушка несправедливо забыта. Сейчас владение гончарным искусством считается крайне редким, почти исчезающим. Между тем история ее уходит в далекое прошлое и неразрывно связана с традиционным для нашего края гончарным ремеслом. Возникает вопрос: почему такой славный промысел бесследно исчезает? Ответом на этот вопрос послужило изучение литературы, анализ документов, воспоминаний.

Актуальность темы исследования. В современном мире, в век технического прогресса возрастает роль культуры и искусства в жизни общества, интерес к национальным традициям, достижениям народного творчества, изделиям традиционных промыслов. Поэтому актуальным является обращение к конкретным видам народного искусства, изучение их основ.

Цель:

исследовать историю возникновения промысла измалковской глиняной игрушки,

познакомиться с мастерами,

выявить отличительные черты измалковской глиняной игрушки.

Задачи:

установить время появления игрушки на свет,

узнать историю промысла,

выявить его отличительные особенности,

познакомиться с приёмами изготовления игрушки и ответить на главный вопрос: является ли измалковская глиняная игрушка народным ремеслом?

Объект исследования: измалковская глиняная игрушка.

Предмет исследования: условия возникновения промысла, его продолжение.

Методы исследования:

изучение опубликованных материалов по истории промысла,

анализ архивных данных, анализ и сравнение краеведческих источников,

работа с литературными источниками, ресурсами Интернет,

систематизация полученных сведений.

Полную и достоверную картину прошлого невозможно составить без письменных источников. Поэтому главное место в исследовании было отведено изучению и анализу архивных документов, публикаций, литературы. В основу работы положены документы по истории промысла измалковская глиняная игрушка, содержащие исторические сведения о развитии промысла, его особенностях, трудностях[2], архивные материалы Измалковской межрайонной библиотеки им. В.А.Дрокиной [7].

Главной проблемой, возникшей в ходе исследования, стал тот факт, что данный народный промысел упоминается как составная часть гончарного промысла. Основным материалом является изучение публикаций на эту тему в материалах периодической печати - «Сельского восхода»5, «Липецкой газеты»[3], архива администрации с.Измалково[11], рассказов самих мастеров о своей работе[10].

Ответить на вопросы об истории гончарных промыслов в Измалково в начале XX века помогла работа Г. Агеева «Крутится, вертится…»[2]

Большую помощь в проведении исследования оказала работа библиографа Н.Б.Барковой [7].

1.История промысла на территории Измалковского района.

Предметы гончарного промысла являются важным источником, позволяющим глубже увидеть и понять историческое прошлое наших предков.

Гончарство и глиняная игрушка всегда были тесно связаны между собой. Разделение русского гончарства и игрушки произошло к началу XIX века.

История глиняных игрушек в России уходит своими корнями в далекий десятый век. Глиняные фигурки были в ходу еще до прихода христианства на территории Древней Руси. Тогда подобные изделия из глины носили религиозный характер и выполнялись в виде изображений богов. Древнейшие игрушки появились ещё до изобретения гончарного круга. Изготовляли их, чтобы задобрить духов-охранителей человека, спасти и приумножить его жилище, скот и посевы. В них отразились древние верования, суеверия. В старину в России глиняные игрушки - свистульки, колокольчики, подвески - служили оберегами, были обязательными предметами в каждой семье, у каждого ребенка. Время шло, и глиняные фигурки постепенно утрачивали свой религиозный смысл. Теперь они действительно стали игрушками и использовались для украшения дома и развлечения детей. Глиняные игрушки изображали уже не богов, а привычные вещи и обычных людей и животных. Изменилась и усовершенствовалась также и технология производства глиняных игрушек. Существовали специальные промысловые центры, известные и по сей день, например, каргопольский, дымковкий, филимоновский, романовский и т.д.

Измалковская земля издавна славилась гончарным промыслом. Много поколений гончаров неутомимо изготавливало разнообразные изделия, в том числе и игрушки. От мастерства зависело благополучие мастера и его жизнь. Продавали их на местном базаре в селе Измалково.

Мы поставили перед собой задачу: выяснить, почему промысел глиняной игрушки получил широкое развитие на нашей земле? Согласно архивным данным, выяснили, что промысел активно развивался в основном в XVIII веке и начале XIX века, затем активность его развития приостановилась. А в конце XIX века началось его угасание и значительное сокращение. В сентябре 1911 года в Измалково была открыта гончарная школа. Главным стимулом, побудившим земство открыть гончарную школу, был результат испытания образцов измалковской глины в минеральной лаборатории Петроградского технологического института. При испытании оказалось, что глина обладает очень высокими качествами. Места, откуда ее брали, обычно назывались «Глины», «Глинуха», «Глинище». Подбирая нужное для ремесла сырье, глину пробовали на вязкость, на запах, на вкус. Добыча глины была сопряжена с большими трудностями и даже с опасностью, благодаря бывающим иногда обвалам.[11]

Из воспоминаний Семёнова Егора Яковлевича, записанных руководителем кружка «Керамик»: «Самой ценной была синяя глина. По дороге на с. Глотово располагался карьер. Глины там залегали на глубине 8 метров. Мастера собирались артелью и ходили за глиной. Дома её заливали горячей водой и мяли, расстелив на полу, ногами, пока глина не становилась эластичной»[10].Последняя авторская работа художника - щука. Выполнена она из красной глины.

Для производства глиняных изделий имелась обыкновенная хата, которая должна быть тёплой. Служила такая хата лишь лет 5-8: «скоро перепревает», - говорили крестьяне, вследствие постоянной сырости от приносимой мёрзлой глины.

При изготовлении игрушек на коленке разбивали кусок глины и лепили, потом сушили. В доме были брусья вверху, на них и сушили изделия. Вылепленные свистульки гончары обжигали, мазали дёгтем для чернения, укладывали в «горы» вместе с лопухами и крапивой. У Семеновых недалеко от дома, под логом, был свой горн, где и обжигались игрушки и посуда. Через некоторое время их откапывали и сыпали на них землю, чтобы не обдирались при охлаждении [7].

Войны и революции не способствовали дальнейшему развитию промысла, а ещё больше его сократили. Создание кустарно-промышленной артели «Гончар» (в 1932-1936 г.г.) временно сохранили чистоту традиционного изготовления изделий. Работая с архивными материалами с. Измалково, мы установили, что до 1994 года здесь работали 3 предприятия по производству изделий из глины. Это измалковская артель «Наш труд», Измалковский кирпичный завод, кооператив «Керамик».(Приложение 1)[11]

Проведя исследование, мы убедились, что измалковская игрушка особенная. Чтобы эту особенность подчеркнуть, мы сравнили каргопольскую, дымковскую, романовскую, филимоновскую глиняную игрушку. (Приложение2).

Игрушка лепилась из разной по цвету глины. Так, дымковскую, каргопольскую, измалковскую лепили из красной глины. Филимоновскую, из синей. Из синей лепили и измалковскую игрушку. А вот романовскую (липецкую) лепили из чёрной глины. Зависело это от залежей глины, к которой был приурочен промысел. Обжигали игрушку в горнах и печах. Основными сюжетами были животные, птицы, человеческие фигуры, персонажи жителей деревни, занятых повседневным трудом, сцены народных гуляний с катанием на тройках или в лодках по реке. Расписывали их яркими акриловыми, клеевыми, темперными красками, разведённым в молоке мелом.

Особенность измалковской глиняной игрушки— она не раскрашивается, а подвергается после обжига чернению. Из печи и сразу — в опилки древесины. В результате фигурки приобретают характерный темноватый цвет. Но не только в этом та самая «изюминка» измалковской игрушки. Она натуралистичная, т.е. приближенная к натуре. Эта особенность является визитной карточкой промысла измалковской глиняной игрушки.

3. Семёнов Егор Яковлевич - мастер глиняной игрушки. Продолжатели уникальной и самобытной глиняной игрушки - Родионова Ольга Леонидовна и Костенко Инна Владимировна.

В Измалково было много гончаров. Так сын мастера Матвея Измалкова Алексей кроме чашек и кувшинов делал глиняных лошадок, коров, фигурки людей.

А на улице Воргольская жил гончар, мастер - золотые руки Семёнов Егор Яковлевич. Родился Егор Яковлевич 17 апреля 1927 года в селе Измалково. Встречи с местным гончаром были неоднократны. Одна из последних состоялась 27 октября 1994 года. На этой встрече присутствовали руководители кружков «Керамика», «Краеведение» Дома школьников и их ученики. Мастер поведал о своей жизни и своём деле, которому он посвятил себя. Он рассказал, что профессию гончара со всеми секретами унаследовал от отца – Семёнова Якова Давыдовыча и дяди – Перцева Михаила Павловича, который делал куклы и коней (свистульки). Яков Давыдовыч занимался гончарным делом всю свою жизнь: делал дымоходы, глиняную посуду, игрушки.

В годы войны Егор Яковлевич приобретал навыки и умение как надо работать с глиной. Начинал он, как и все дети, с глиняных игрушек - свистулек. Сначала занялся лепкой, мастерил фигурки животных и людей. Многие игрушки мастера являются одновременно как скульптурой, так и музыкальным инструментом. Круг сюжетов измалковской игрушки разнообразен: животные, птицы, человеческие фигуры – танцующие пары, женщина – хозяйка с петухом, всадник на коне, женщина с гармошкой и другие.[10]

Человеческие фигурки Семёнова Е.Я. отличаются от других традиционных игрушек тем, что он не выражает ярко детали традиционного народного костюма, кроме головного убора – сороки. Он акцентирует внимание на мелких деталях: это ушки, а у женщин ухо с серьгами. Ещё одна деталь ярко выражена на женской фигуре – нательный крестик. Это символ духовности.

В коллекции Семёнова Е.Я. насчитывается около 30 видов традиционной глиняной игрушки. Знают о Егоре Семёновиче не только измалковцы, но и за пределами области. Его работы не раз выставлялись на областных и районных выставках, за что не раз был награждён грамотами и дипломами. В 1992 году участвовал в фестивале народного творчества инвалидов в Москве.

27 декабря 2007 года мастера не стало.

Благодаря преемственности глиняная игрушка продолжает жить в руках Родионовой Ольги Леонидовны, которая в середине прошлого века серьезно заинтересовалась ею. Учительница местной школы Ольга Леонидовна Романова — выпускница художественно-графического факультета Орловского пед­института. Её прикосновение к истокам народного творчества началось с романовской игрушки, знакомства с ее мастерами. И неожиданно открыла она в 80-х годах «своего» мастера — Егора Яковлевича Семенова. В своё время она увлекла и свою дочь – Костенко Инну Владимировну. На сегодняшний день она единственный продолжатель уникальной и самобытной традиционной измалковской игрушки.[5]

Своё мастерство она передаёт детям на занятиях кружка «Керамик». Под началом Инны Владимировны занимаются ребята от 8 до 15 лет. Все они — юные мастера измалковской глиняной игрушки, не раз с успехом выставляли свои работы на фестивалях декоративно-прикладного искусства. На уроках Инна Владимировна учит детей любить свою малую Родину, помнить корни своих предков, сохранять добрые семейные традиции, изучать промыслы и ремёсла своего края.[6]

А сама неоднократно принимала участие в районных выставках работ, работы её представлены в областном выставочном зале.

Вывод.

Создание коллекции измалковских глиняных изделий – важный вопрос в исследовании народных промыслов. Муниципалитет во главе с Евгением Васильевичем Котовым загорелся идеей возрождения забытого промысла. Возрождение измалковской игрушки даст толчок к разработке местных залежей глины. Сохранение промысла глиняной игрушки возможно только при передаче секретов мастерства от мастера к ученику. Измалковская игрушка, прославившая своё село за его пределами, должна быть сохранена для будущего.

Список приложений

Приложение 1

Сравнительная характеристика промыслов глиняной игрушки России





ВОРОНЕЖСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА


Автор работы награжден дипломом победителя I степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки у многих народов, несмотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А все потому что, игрушки рождались в труде, а учил их выполнять великий мастер - природа. Древнейшие на земле куклы обнаружены при раскопках в Египте. Возраст их - более 4 тысяч лет! Вырезаны они из деревянных дощечек, прямоугольные узоры, изображавшие одежду, украшали их. На голове - парики-прически из глиняных или деревянных бусинок…

Самые ранние игрушки были примитивны, обобщены. Из чего же их делали? Да из того материала что был под рукой: из веток, камня, плодов, цветов, хлебного мякиша, соломы, глины, то есть из того, что давала щедрая окружающая природа. Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Иногда игрушкам приписывалась магическая сила. В колыбель ребенку клали куклу – «оберег», считая, что она охраняет покой ребенка, его сон. Символические куклы сопровождали некоторые праздники и обряды: Масленица, Троица. А еще в старину на свадьбе она, нарядно одетая, с алой лентой в косе, украшала свадебный стол. Возможно, отголоском той традиции стало украшение машины жениха и невесты красивой куклой в современные годы? Самые древние игрушки России датируются 10-15 вв. и найдены на территории древних русских городов - Киева, Новгорода, Москвы, Коломны. В дореволюционной России сложилось несколько центров изготовления игрушек, которые существуют и развиваются до сих пор. Там имеются специальные ремесленные мастерские, где работают мастера разных профессий. 1

1. 1 Актуальность исследования: В последнее время меня заинтересовала тема народных промыслов, а точнее русская народная глиняная игрушка. Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что, она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа, своей области, своей малой родины.

Если попросить вспомнить известные игрушки, то любой назовет дымковскую глиняную игрушку, обязательно каргопольскую игрушку, не забудут о хлудневской и романовской игрушках, кожлянской и плешковской. Но никто не назовет воронежскую игрушку. Хотя это и неудивительно, ведь её сложно найти на выставках художественных промыслов, в галереях и арт-салонах, в продаже. Даже в Воронежском краеведческом музее никакого собрания воронежских глиняных игрушек в начале 1990-х годов не значилось. 2

Я выполнила исследовательскую работу на тему «Воронежская глиняная игрушка»

Целью моей работы является изучение особенностей образов народной игрушки Воронежской области.

Я поставила перед собой следующие задачи:

изучить творчество народных мастеров Воронежской области;

учиться работать с информацией;

изучить технологию изготовления глиняной игрушки;

самостоятельно слепить игрушку и расписать её узорами;

изготовить буклет «Глиняная игрушка своими руками».

Методы исследования: обзор литературы, периодической печати, сайтов сети Интернет по теме исследования; интервьюирование.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Несмотря на это, такая глиняная игрушка существовала, с присущими ей сюжетами, своеобразными орнаментами и формами. К настоящему времени по всей территории Воронежской области найдены 43 игрушки и их фрагменты. Это птички-свистульки и игрушки среднего размера: конь, баран, утка, барыни, дудки и т.д. Это говорит о том, что игрушка изготовлялась локально, но не стала промыслом. Но она была! В статье коллекционера Н. Валукинского "Глиняные игрушки" за 1925 год представлена некая информация об исследованиях игрушки в Воронежской губернии: "В 1913 году удалось найти коллекцию игрушек чрезвычайно содержательных. Одна из них изображала пахаря за сохой, вторая – странника, третья – гончара за станком. Лучше всего выглядела барыня, из животных интересен олень, козел, корова, бык. Краски самые разнородные и удачно подобраны".

В настоящее время в Воронежской областимастером изготовления глиняной игрушкиявляется Арефьева Галина Ивановна

Галина Ивановна посвятила много лет изучению традиционной глиняной игрушки Воронежского края, провела большую исследовательскую работу.Умело сочетая традиционные принципы изготовления народной игрушки с авторским видением создала свою узнаваемую характерную звонкую игрушку.

Сегодня у неё немало талантливых учеников, всерьез увлечённых искусством «потешного промысла», получившего право называться «арефьевским». Одна из которых проживает и работает в Калачеевском районе. И зовут её Ольга Николаевна Козинина. С 1996 года она занимается возрождением народной глиняной игрушки Воронежской области. Игрушки О.Н. побеждали на Международном фестивале в Италии. В газете «Калачеевские зори» за 2004г напечатана статья «Юные дарования», в которой говорится о выставке работ учеников О.Н. Козининой. 3 Мне приятно, что 2 года я занимаюсь у знаменитого мастера.

2. 3 Сведения о Воронежской глиняной игрушке

Детская игрушка-явление необычно яркое, самобытное, вечное. Глиняная игрушка лепилась и лепится во многих районах России. Ее происхождение уходит вглубь веков. В прошлом игрушка имела культовый смысл. Женские фигурки символизировали мать-природу, а изображения птиц, коней и прочих зверей отождествлялись с образами солнца, воздуха, земли, воды и других жизненных понятий. На территории Воронежского края не было мастеров, которые бы занимались исключительно лепкой игрушки. У нас, как и повсюду, изготовление посуды гончарами, сопровождалось изготовлением простой игрушки свистульки для себя забавы ради. К сожалению, наша игрушка не приобрела устойчивых приемов, большого числа образов и сюжетов. Но все-таки остались историко-этнографические данные о существовании воронежской глиняной игрушки, зарисовки 8 образов начала ХХ века.

Из книги Г.И. Арефьевой: «На Воронежской земле не осталось в живых ни одного мастера, носителя живых традиций, который передал бы нам все свое мастерство. Мы почти не знаем, или знаем приблизительно, по письменным источникам, как готовилась глина, при каких условиях шел обжиг, как приготовлялась природная краска и самое главное, какими техническими приемами владели наши предки-мастера. Мы можем только все это домыслить».

Игрушка лепилась локально в 9-12 местах гончарного промысла Воронежской губернии. Об этом сообщает Н. Валукинский, историк и исследователь Воронежского края от 1925 г. в статье «Глиняная игрушка» (Выпуск 1, сборник Воронежского историко-культурного музея). В 1975 году в Ленинградском издательстве «Искусство» вышел в свет знаменитый альбом И. Я. Богуславской «Русская глиняная игрушка» из коллекции Г. Костаки. И в этом альбоме под номерами 9 и 10 были показаны две наши воронежские барыни. Их отличают теперь уже известные и ни на какие другие стили и промыслы не похожие головные уборы, условно называемые капоры, со спирально закрученными концами. Спирали – это символ космической силы. Это же подтверждает воронежский краевед и коллекционер М. Болгов в статье «Исчезнувший мир воронежской глиняной игрушки», помещенной в интернете в разделе «Народное искусство». Он пишет, что им установлены следующие факты: на дореволюционной антикварной открытке № 18 из собрания «Императорского Московского и Румянцевского музея. Галерея типов Дашковского этнографического музея. Серия 1: Русское племя. Воронежская губерния». Изображены «великорусы – мужчина и женщина в крестьянских костюмах Воронежской губернии. А перед ними на полу – целая россыпь глиняных игрушек воронежских гончаров! Там и наши барыни в капорах и «рогатых» головных уборах, в кокошниках…».

В основе нашей воронежской игрушки – удлиненная круглая форма, полая внутри, которая, подчиняясь материалу, приобрела плавные, мягкие, округлые очертания. Игрушка имеет три или четыре точки опоры, в зависимости от образа. Характерная деталь игрушек – руки в виде лапы, которые крепко обнимают детенышей или птенцов. Такие же архаичные «руки – лапы» в изображении воронежской барыни из альбома И. Я. Богуславской. Своеобразный декор у наших игрушек, который наносится по влажной глине стеком. Это дополняет основную пластику формы, подчеркивает ее выразительность. Известно, что если у глиняной фигурки животного есть что-то такое, чего у реального животного нет, то это уже не просто игрушка для детей, а ритуальное изображение древнего духа. Например, у воронежского “козла” целые две бороды, и как-то по-особому заплетены рога, это образ духа нивы. Наши предки знали о его присутствии на засеянном поле, и когда косили урожай, то, соблюдая обряд, чтобы не поранить острой косой ноги своему духу нивы, всегда оставляли клочок поля нескошенным. А с наступлением холодов, когда дух нивы уходил в свое зимнее жилище, этот клочок поля скашивали и сжигали, и крестьянская нива тем самым от всяческих козней злых духов очищалась. Нанесенные на глиняную игрушку космические солярные знаки говорили о том же: это не просто “конёк”, “козлик”, “барынька” или “птичка”, а некое высшее существо, в этом образе воплощенное и используемое для всяческих ритуальных или магических действ. 4

Куклы Жанны Вересовой и Юлианны Бариновой в «Резном палисаде». 2013
Куклы Жанны Вересовой и Юлианны Бариновой в «Резном палисаде». 2013
Белозерская кукла из собрания Устюженского краеведческого музея
Белозерская кукла. Фото с выставки «Российский лен». 2008
куклы Майи Сысоевой
куклы Майи Сысоевой
Деревянные игрушки Алексея Безобразова
Деревянные игрушки Алексея Безобразова
Кукла Натальи Новоселовой
Деревянные игрушки Евгения Курочкина
Деревянные игрушки Евгения Курочкина
Глиняные игрушки Татьяны Горбатовой
Глиняные игрушки Татьяны Горбатовой
Матрешки, расписанные Диной Горбатовой
Работа мастеров ООО НПХ «Надежда», Вологда
Работа мастеров ООО НПХ «Надежда», Вологда
«Карета». Мастер Евгений Зирин
Игрушки с выставки «Вологодские традиции». ОНМЦК, 2009
Древянные лошадки с выставки «Золотое зерно традиций». 2010
Куклы из коллекции ЦТНК «Народные истоки», Череповец

Игрушки в крестьянском быту изготовлялись из глины, дерева и других природных материалов. Даже изготовление посуды в гончарных промыслах сопровождалось лепкой игрушек. В них мастера давали волю своей фантазии, превращая комочки глины в фигурки людей, зверей, птиц, всегда сказочных и реальных одновременно. Меткость характеров всегда сочеталась с предельной обобщенностью образа, лаконичной пластической формой. Нередко игрушки были свистульками. И дети, и взрослые играли на них как на музыкальных инструментах, дополняя скульптурный образ звуковыми аналогиями.

В деревне Сомово близ Верховажья, бывшей одним из центров гончарного производства, игрушки не просто сопутствовали гончарству, как в большинстве промыслов, а служили своеобразной рекламой горшечникам. Ребятишки бегали по базару, возвещая свистом о приезде гончаров, созывая покупателей. Сомовскую керамику бойко раскупали на ярмарках в Вельске и Верховажье. Сюжеты игрушек традиционны – это коньки, всадники, звери, птицы. Но в отличие от других центров глиняной игрушки сомовские мастера в своих фигурках не столько фантазировали, сколько воспроизводили знакомые образы домашних зверей и птиц: важного петуха, бодливую корову, круторогого барана, неуклюжего медведя. Как и посуда, свистульки покрыты отливающей блеском зеленой или коричневой глазурью.

🌿🍶🌿Гончарная студия Фактура - это увлекательное место для взрослых и детей, где вы увидите настоящую магию превращения глины в керамику!Сможете создать свои работы, которые останутся на память!

Мы знаем, что в каждом есть нотка креатива и жилка творчества! 🤪
Приходите - проверим!

Показать полностью.
⭐Увлекательные мастер-классы по гончарному делу и лепки керамики

⭐Свидания в творческом формате

⭐ Детские группы по расписанию

⭐Сертификаты и абонементы в подарок

⭐Корпоративы и тимбилдинги

Мы работаем со среды по воскресение по предварительной записи мастер-классов.

Перед тем как приехать за готовыми работами или сертификатом - обязательно свяжитесь с нами!




Гончарная студия Фактура | Вологда

Гончарная студия Фактура | Вологда запись закреплена

❤

Тактильно

Спасибо спасибо спасибо!
Фестиваль прошёл очень празднично! Больше всего меня воодушевляют и удивляют люди! Купленная керамика отправляется всегда будто бы к «своим». Вот прям смотришь на человека и так радуешься, что посуда будет у него жить!

Открою секрет - мне всегда кажется сложным расставаться с керамикой, особенно когда она получилась так, как я задумала. Бывает жалко отдавать, а потом приходит прекрасный человек и берет именно её! Ну чудо а! Каждый раз!

Сколько хороших слов, сколько лучезарных улыбок и шуток! Будто бы напитываешься положительной энергией и потом ещё больше она к тебе притягивается или просто ты начинаешь замечать.

Человеки, люблю вас!

Гончарная студия Фактура | Вологда

Гончарная студия Фактура | Вологда запись закреплена

Гончарная студия Фактура | Вологда

Гончарная студия Фактура | Вологда запись закреплена

Вот и закончился учебный год, ребята отправились на долгожданные летние каникулы. Но чем занять ребенка летом?

Наша Студия приглашает вологжан и гостей города на занятия по лепке из глины! Это увлекательно, познавательно и полезно.

✨

Стоимость занятия – 800 рублей.
Показать полностью.

⭐

Темы мастер-классов:

3 и 4 июня баночка со светлячками
8,10 и 11 июня тарелка с отпечатками
17 и 18 июня пиала кокос
22, 24 и 25 июня мисочка из жгутиков
29 июня , 1 и 2 июля вазочка лицо

⭐

Время мастер-класса:
среда в 16:00;
пятница в 18:00;
суббота в 10:00

😍

Выбирайте день, время и записывайтесь

Мы находимся на Окружном шоссе, 26. ТЦ «Шоколад».

Со среды по воскресенье есть мк со свободной тематикой, можно выбрать гончарный круг или ручную лепку.
Время и день подбирается индивидуально и удобное для вас!

Запись на мастер-класс ведут администраторы группы. Не переводите деньги мошенникам в комментариях. Вся связь осуществляется только через личный аккаунт мастерской!

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal





Это игрушки Алексея Бондаря, гончара из Вологды.
Я не самый большой знаток вологодской игрушки, но все равно не стала бы относиться к этим игрушкам как к идеальным образцам традиции. В них много авторского, на мой взгляд. Впрочем, современная вологодская игрушка, как правило, "авторская".
А вот с гончарной, технологической точки зрения претензий никаких. Более того, другие гончары с большим уважением и вниманием относятся к работам Бондаря.
Замечательно и то, что он не только и не столько художник, как исследователь технологии и формы. Вот, например, статья о связи и влиянии формы свистульки на звучание.
Это взгляд "изнутри" на широко известную тему: народная игрушка как музыкальный инструмент.

Чистый звук глиняной свистульки
А. БОНДАРЬ (г. Вологда).
Журнал "Наука и жизнь", №6, 2006

Народный мастер из Вологодской области Алексей Федорович Бондарь - участник выставок "Вологодская керамика", "Гончары России", "Русские головоломки", призер первого Международного фестиваля гончаров в городе Скопине. В школьные годы занимался в кружке живописи и рисунка. Закончив институт, получил специальность инженера-электромеханика. В 1994 году увлекся гончарным ремеслом, да так, что оно стало второй профессией. Теперь мастер работает педагогом дополнительного образования, передает свой опыт школьникам. Написать статью в журнал "Наука и жизнь" о том, как добиться чистого звука у глиняных свистулек, его просили многие, даже опытные керамисты. В книгах по технологии изготовления народной игрушки этих сведений, к сожалению, нет.

Отношение к свистульке как к детской забаве возникло сравнительно недавно. В древние, языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. В дальнейшем, когда обрядовое значение свистульки утратило смысл, ее развитие пошло по двум направлениям.

Первое - это распространенный во многих странах мира духовой музыкальный инструмент окарuна со свистковым устройством, род флейты (итальянское ocarina - буквально "гусенок"). Ее глиняный, фаянсовый или фарфоровый корпус яйцевидной или сигарообразной формы имеет до десяти отверстий для изменения высоты звуков в регистрах от сопрано до контрабаса. К окаревидным инструментам относятся всякого рода керамические свистульки в виде птичек, рыбок, раковин и т.д.

Второе направление - народная игрушка, где свистулька может быть самостоятельным образом в виде птицы или какого-нибудь зверька и частью образа, например филимоновской "барыньки". Народный мастер из села Филимоново Елена Кузьминична Евдокимова рассказывала: "Игрушки наши - все свистульки, Люботу только от свистка освободили. А барынькам и солдатам полагается иметь под мышкой птицу-свистульку".

Традиционно для изготовления свистульки использовали ту же глину, что и для гончарной посуды, тщательно выбирая все посторонние вкрапления: камешки, корешки и т.п. Из хорошо промятой глины игрушки лепили, как правило, в дни обжига, когда у гончара появлялось свободное время. Чем-либо иным, более трудоемким, ему было трудно заняться, так как горн или печь требовали постоянного внимания.

Если внимательно рассмотреть работы старых и современных российских и зарубежных мастеров, можно увидеть огромное разнообразие свистковых устройств. Это зависит от "пичужки" - стека для прокалывания отверстий в свистульках. Длина у всех "пичужек" примерно одинаковая - 80-100 мм. А вот сечение весьма разнообразно. Оно может быть круглым, диаметром около 6 мм, с одного конца и овальным с другого, прямоугольным, размером 3 x 1 мм, в виде сегмента или круглым по всей длине.

"Пичужку" каждый мастер делает себе сам. Поэтому сколько мастеров, столько и инструментов; сколько промыслов, столько и приемов. Мне известен способ изготовления свистульки, где не нужен никакой инструмент, кроме рук.

Когда спрашивают, как сделать свистульку, приходится объяснять, что процесс лепки можно показать за 15-20 минут, но при этом не научить делать свистковое устройство. Успех в изготовлении свистульки приходит тогда, когда человек четко представляет природу возникновения звука.

В свистковом устройстве звук возникает за счет пульсации воздуха, попадающего из зоны нормального давления в воздушную струю, где давление понижено. Детская скакалка при большой скорости в воздухе свистит, так как за движущимся предметом создаются завихрения - зоны пониженного давления. В них и происходят колебания атмосферного воздуха. В свистульке зона пониженного давления возникает на срыве струи воздуха при выходе из канала воздуховода ниже четкой кромки (см. рисунок). Чем четче кромка, тем легче создается разрежение. Излишки воздуха отбрасываются острым язычком наружу, а струя воздуха, обегая камеру изнутри, попадает в зону разрежения на выходе канала. Здесь и возникает звуковая волна.

Наш материал - глина. Сперва изготовляется камера любым известным способом лепки, вплоть до гончарного, а затем прокалывается отверстие внутрь камеры. (Процесс изготовления свистульки см. "Наука и жизнь" № 10, 1975 г., с. 72-75.) Канал-сопло выводится на острый язычок. Последовательность изготовления отверстий для воздуха может быть любой. Важно получить в сечении четкую кромку, острый язычок и входной канал, на него направленный. Если нет засора (кусочков глины в канале и в выходном отверстии) и все сделано правильно, то звук будет четкий и звонкий.

Бывает и так, что звука не получается. Тогда надо, пока глина не затвердела, разрезать свистульку струной или крепкой ниткой вдоль на две равные части и сравнить полученный результат с представленным здесь рисунком.

Наиболее распространенные ошибки начинающих - это неверное направление входного канала, притупленный язычок, размазанная или рваная кромка на выходе из канала. Опыт обычно приходит с практикой.

Глиняная свистулька может стать маленьким произведением искусства. Лепка дает простор для фантазии. Оправданы детали, подчеркивающие декоративный либо харaктерный элемент образа. Чистота звука свистка в этом случае для некоторых авторов не столь важна.

Иное дело, когда работаешь с музыкальны м инструментом. Окарина должна привлекать красивой формой, лаконичными линиями, высоким качеством звучания. Для нее идеально подходит форма традиционной кирилловской утицы. Утилитарное значение этой фигурки (сбор воды с лотка подоконника) сегодня утратило смысл. Трансформировал кирилловскую утицу в окарину народный мастер из г. Череповца гончар Сергей Феньвеши.

И стар и млад находят в работе с глиной отдушину. Советую и вам приобщиться к этому удивительному ремеслу.

Читайте также: