Возрастная адресованность игрушки роль игрушки в детской игре

Обновлено: 14.05.2024

Автор: Овчинникова Марина Геннадьевна

Организация: МБДОУ д/с № 32

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Арзамас

Игру́шка — предмет, предназначенный для игры.

Игрушка–это феномен (предмет) культуры, выполненный из определенного материала, обладающий формой и содержанием, значением и смыслом.

Игрушка – обязательный спутник детских игр. Она отвечает потребности ребёнка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребёнка.

Игра и игрушка — понятия неразделимые. Игрушка — это предмет, специально созданный для детских игр. Но это не уменьшенная копия реального предмета, а условное его изображение, предельно обобщенный художественный образ. Выразительная форма, подвижность, яркость и условность окраски — все это влечет ребенка к игрушке, вызывает желание играть с ней. Игрушка — источник радости ребенка.

По определению Л. С. Макаренко, игрушка является материальной основой игры. Играя, ребенок реализует свои мысли, чувства в действии, а следовательно, от того, во что он играет, какие игрушки попадают ему в руки, во многом зависит и направление его мыслей, чувств, поступков.

Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Игрушка помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Игрушка широко используется в учебно-воспитательной работе с детьми, в частности для развития детского, технического и художественного творчества. Типы, характер, содержание и оформление игрушки определяются конкретными воспитательными задачами применительно к возрасту детей с учётом их развития и интересов. Как произведения декоративно-прикладного искусства игрушки, особенно национально-традиционные, используются в качестве декоративных элементов в современном интерьере.

Возникновение игрушки в человеческом обществе ученые связывают с развитием трудовой деятельности первобытного человека. С тех древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, предметов быта, с помощью которых дети осваивали многие жизненно важные действия, способы деятельности. Исторические условия каждой эпохи накладывают отпечаток на содержание игрушек и направленность игр.

Долгое время игрушки создавались в семье взрослыми в часы досуга "на потеху" детям. Игрушки отражали любовь к детям, желание их порадовать, позабавить, чему-то научить. В изготовлении игрушки проявлялись творческая выдумка, понимание интересов детей, их желаний. Игрушка отражала характерные черты труда людей, любовь к природе, знание её, воспроизводила особенности и повадки животных, птиц. Игрушки имели яркую раскраску, чёткую форму, были выразительны и доходчивы.

К игрушкам предъявляется целый ряд требований. Основное требование к игрушкам определила Н.К. Крупская в статье "Об игрушках для дошколят": игрушка должна содействовать развитию ребёнка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства. В подборе игрушек следует исходить из особенностей возраста, поэтому единой педагогически ценной игрушки для детей дошкольного возраста нет и быть не может.

Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки, поскольку от этого во многом зависят характер игры, действия, которые ребёнок выполняет, его чувства, переживания. Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребёнка к разнообразным действиям в игре.

При оценке игрушки с педагогической точки зрения нужно иметь в виду, что её содержание обязательно должно вызывать у ребёнка радостное чувство, активизировать его интерес к сюжету игры. Некоторые игрушки по своему содержанию напоминают ребёнку предметы, которые он уже видел, другие же знакомят его с новыми, неизвестными ему до сих пор вещами и явлениями. Это могут быть звери, различные по величине, по-разному одетые куклы, мебель, посуда, предметы домашнего обихода, транспортные и технические игрушки и т.д.

Игрушки делятся на музыкальные, сюжетные, технические, игрушки–забавы, театральные, дидактические и подвижные.

Задача сюжетных игрушек – побуждать детей к сюжетным играм. Сюжетные игрушки являются имитацией действительных предметов, отражают жизнь, культуру и технику общества, в котором живёт ребёнок. Такие игрушки развивают фантазию детей, помогают им творчески воспроизводить действительность в сюжетной игре. Сюжетные игрушки имеют ещё одно название – образные игрушки. Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства (автомашины, поезда, самолёты, тележки), посуда, мебель и др. Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры (отсюда название – сюжетные), в этом их основное назначение. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребёнка, его социальный опыт. Цель сюжетной игрушки – обогащать и развивать сюжетную игру.

Дидактические игрушки это - игрушки предназначенные для развития способов обследования предметов, орудийных действий с предметами, восприятия цвета, формы, величины, мышления, памяти, речи, воображения, воли и пр. Организуется, прежде всего, по инициативе взрослого, который знакомит ребёнка с условиями использования игрушек и правилами игры. В дальнейшем ребёнок использует игры и игрушки самостоятельно.

Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как выдержка, организованность.

Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха. Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх. Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. К музыкальным игрушкам причисляют сюжетные игрушки с музыкальным устройством, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей. Основные требования к музыкальным игрушкам: благозвучность, высокое качество изготовления, эстетичность оформления.

Технические игрушки вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями.

Театрализованные игрушки – это куклы – театральные персонажи, куклы бибабо, куклы – марионетки; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. Театрализованные игрушки не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребёнка быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости. Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.

Игрушки–забавы, "весёлые игрушки", по определению Е.А.Флериной, используются для развлечения детей. Давних предшественников современных игрушек–забав мастерили на потеху малым детям, чтобы повеселить, посмешить их (клюющие курочки, карусели и др.). Особенность игрушек–забав в движении, сюрпризе, неожиданности, иногда парадоксальности, необычности игровых эффектов. Всё это будит в ребёнке острую заинтересованность, яркие эмоции, развивает чувство юмора. Игрушки – забавы помогают воспитателю установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь от нежелательных действий.

Игрушки–самоделки изготавливаются самими детьми, их родителями, воспитателями. Потребность в таких игрушках возникает во всех видах игр. В основе изготовления игрушек – самоделок лежит художественный труд, в ходе которого ребёнок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели. Создавая игрушку, наблюдая, как это делает взрослый, ребёнок испытывает радость, стремление к созидательной деятельности.

Отношение детей к игрушкам нельзя сравнивать с отношением к различным, даже очень нужным предметам и вещам. Ребенок не просто играет игрушкой он одухотворяет её, воспринимает как друга, с которым можно поделиться своими радостями, маленькими тайнами, переживаниями. Игрушка полностью под властью ребенка, его фантазии: он может превратить любимого мишку то в ребенка, то в моряка, то в сказочного героя. В различных игровых ситуациях одни игрушки несут определенную эмоциональную и смысловую нагрузку (посудка, телефон, фотоаппарат и др.) имеют строго определенное назначение; другие (куклы, животные, машины) наделяются содержанием в зависимости от их роли. Так, самосвал обычно служит для перевозки грузов, но по мере необходимости может превратиться в «скорую помощь», на которой везут в больницу заболевшего мишку, кукла может быть и дочкой, и школьницей и главной героиней сказки.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне. Хотя игра и является как бы производной от повседневного жизненного опыта ребенка, это не означает, что она лишена предвосхищающей функции по отношению к внеигровым формам его практической деятельности. Игра может использоваться в целях планирования и прогнозирования поведения человека в определенных ситуациях его будущей деятельности. Примером могут служить различные обучающие игры дошкольников. То же можно сказать и в отношении игрушек. Является ли игрушка реалистической, условной по образному решению или предметом, ее заменяющим, она всегда представляет собой обобщенное явление – знак по отношению к своему прототипу (реальному человеку, телефону, ложке, космическому кораблю или компьютеру). Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и художественному решению, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Главнейшие из этих требований относятся к возрастной адресованности и соответствию игрушек разным видам игр. В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки : сюжетные, технические, игрушки – орудия труда, игрушки-забавы, театральные, музыкальные, спортивные. Все игрушки независимо от их назначения нужно группировать так, чтобы они по своим размерам соответствовали росту ребенка и тому стационарному окружению, в котором он играет. Важно также, из какого материала сделана игрушка, каковы ее функциональные свойства, степень готовности для игры, художественно-образное решение.

В дошкольном возрасте ребенок осваивает и отображает в игре отношения, возникающие между людьми, так, как он их понимает. Игрушка, действие с нею служат воплощением в игре роли, избранной ребенком. Но младшие дошкольники часто выбирают роль в зависимости от наличия тех или иных игрушек. Кукол-детей, например, одевают и кормят из чашки мама, больным мишкам ставит градусники доктор, на грузовике везет кубики шофер и т. д. Это свойство игрушек – побуждать к игре на определенный сюжет – должны использовать взрослые, подбирая и группируя их. Сюжетно-отобразительная игра подготавливает ребенка к игре сюжетно-ролевой.

Игрушка для ребенка полна смысла. В игре, в отобразительной ситуации игрушки заменяют ему предметы и становятся носителями определенных отношений между людьми. Чем теснее связана сюжетно-отобразительная игра ребенка раннего возраста с его жизненным опытом, тем четче проявляется знание им назначения предметов-игрушек – их характерных свойств, того, как их использовать в игре, как относится к ним.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что подбирать для игр ребенка следует те игрушки, смысл которых созвучен его жизненному и игровому опыту. Именно ситуации общения, которые неосознанно отражаются ребенком конца второго и третьего года жизни в игре, определяют переход от игры предметной к игре ролевой.

Ребенок рано включается в систему социального общения, и ему не приходится самому открывать способы действий с предметами. Все это малыши усваивают с помощью игрушек, которые своей формой и функциями повторяют в обобщенной форме предметы, используемые взрослыми. Ребенок, манипулируя игрушкой, копирует действия взрослых. Ему нравится чувствовать, что он делает, как взрослый человек, даже если эти действия происходят в игре. Игра младших дошкольников требует в значительной степени опоры на игрушки и предметы, их заменяющие. Дети 4-5 лет осуществляют игровые действия тоже чаще всего с помощью игрушек, но они уже начинают пользоваться и жестом, и словом, и определенным положением предмета или самого ребенка. В этом возрасте особое значение приобретают предметы-атрибуты: всевозможные шапочки, фартуки, халаты, сумочки. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику орудийных действий в той или иной профессии. Врачу необходим халат, стол для приема, палочка, обозначающая градусник или шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы с легко снимающейся одеждой или голыши, завернутые в одеяло.

Многие дети не только используют игрушки, но и приспосабливают для игры другие предметы. Так, диван может стать пароходом, стулья - вагонами поезда, шишки – смешными ежиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий интеллектуал ребенка. К сожалению, не все взрослые понимают это. Воспитатели детского сада должны объяснять родителям особенности игровой деятельности детей, помочь им обогатить игру различными игрушками-самоделками, в том числе из природного и другого материала.

Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. Малыш совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребенка – верное средство от безделья, приводящего вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, веселой игры нужна игрушка, которая должна быть не только красивой, безопасной, но и педагогически целесообразной и интересной детям. Вот почему определение общих и более конкретных педагогических требований к игрушкам разных видов, предназначенных для детей разного дошкольного возраста, - важнейшая задача дошкольной педагогической науки и практики.

Ниже предлагается фрагмент (пример) плана по разделу «Организация самостоятельной игры» в группах детей второго года жизни.

В этом возрасте сюжетно-отобразительная игра только начинает формироваться, поэтому в планах воспитательной работы намечен постепенный перевод детей от совместных игр с воспитателем к самостоятельным, в основном индивидуальным, играм с элементами воображаемой ситуации, с использованием не только разных игрушек, но и первых предметов – заместителей.

Младшая подгруппа (от 1 г. до 1,6 мес.) :

1-й день: внести в игровую комнату новую игрушечную собаку; игра воспитателя с новой игрушкой (собака бегает, лает, ест); предложить детям показать, как собачка лает, бегает, ест.

2-й день: внести в группу новую игрушечную чашку и тарелку; игра воспитателя с новыми игрушками; попросить детей найти в группе все игрушечные чашечки, предложить дать попить разным куклам, игрушечным животным.

3-й день: создать подсказывающие ситуации: новую чашку поставить перед куклой, рядом с мишкой и т. д. ; спросить, поела ли собачка, не хочет ли пить другая кукла.

4-й день: убрать из группы ложки, предназначенные для игры, внести небольшие палочки (в качестве предметов - заместителей); игра воспитателя и кормление кукол с помощью палочек вместо ложек; предложить детям покормить кукол.

5-й день: рассмотреть с детьми игрушки, внесенные на этой недели (собачка, чашка, палочка-ложка); попросить показать названные игрушки, передать действия с ними.

При учете самостоятельной игровой деятельности следует отмечать: какой вид самостоятельной деятельности дети предпочитают; с какими игрушками играют, их отношение к игрушкам; во что играют (сюжет игры); как играют; взаимоотношения детей в игре; принятие роли; особенности игры.

Подобное планирование руководства игровой деятельностью помогает значительно повысить уровень детской игры.

Консультация для воспитателей «Дидактические игры и игрушки в воспитании детей раннего возраста» Статья «Дидактические игры и игрушки в воспитании детей раннего возраста» Дидактические игры и игрушки в жизни ребенка имеет огромнейшее.

Неделя игры и игрушки В. А. Сухомлинский:"Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне. Хотя игра и является как бы производной от повседневного жизненного опыта ребенка, это не означает, что она лишена предвосхищающей функции по отношению к внеигровым формам его практической деятельности. Игра может использоваться в целях планирования и прогнозирования поведения человека в определенных ситуациях его будущей деятельности. Примером могут служить различные обучающие игры дошкольников, массовые патриотические игры подростков. То же можно сказать и в отношении игрушек. Является ли игрушка реалистической, условной по образному решению или предметом, ее заменяющим, она всегда представляет собой обобщенное явление – знак по отношению к своему прототипу (реальному человеку, телефону, ложке, космическому кораблю или компьютеру).

Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и художественному решению, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Главнейшее из этих требований относятся к возрастной адресованности и соответствию игрушек разным видам игр.

В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные, технические, игрушки – орудия труда, игрушки – забавы, театральные, музыкальные, спортивные.

Все игрушки независимо от их назначения нужно группировать так, чтобы они по своим размерам соответствовали росту ребенка и тому стационарному окружению, в котором он играет. Так, например, сидя за столом, ему удобнее играть маленькими игрушками, устойчивыми, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игры на полу нужны более крупные игрушки, соразмерные с ростом ребенка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, а, например, для игры в песке лучше средние по размеру.

Важно также, из какого материала игрушка сделана, каковы ее функциональные свойства, степень готовности для игры, художественно-образное решение.

Изучение опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье показало, что подход к созданию и отбору игрушек должен прежде всего учитывать возрастные закономерности развития игровой деятельности детей. Чтобы ответить на вопрос, в каком возрасте какая игрушка нужна ребенку, воспитатель должен отчетливо представлять себе особенности игры детей в различные возрастные периоды, поскольку в каждом из них игра претерпевает качественные изменения. Эти изменения, связанные прежде всего с обогащением опыта повседневной деятельности детей в быту, на занятиях, на прогулке и в разнообразных формах проведения досуга, отчетливо выделяются при сравнении игр детей в раннем и дошкольном возрасте.

Содержание игровой деятельности детей раннего возраста составляют различные действия с предметами, игрушками и их заместителями. Правильнее было бы назвать это предметно-игровой деятельностью. В ходе этой деятельности ребенок подготавливается для перехода к игре нового качества – сюжетно-ролевой.

Предметно-игровая деятельность в раннем детстве не является однородной. Накапливая опыт действий с различными предметами, ребенок одновременно в результате общения со взрослыми знакомится и с явлениями окружающей жизни, и это существенно меняет предметно-смысловое содержание его игровых действий.

Ребенку первого года жизни свойственны обследовательские, ориентировочные действия с предметами-игрушками (ознакомительная игра). Поэтому игрушки для детей этого возраста должны быть яркими, радующими их своей формой, цветом и вместе с тем простыми, удобными для захватывания, безопасными.

В конце первого – начале второго года жизни ребенок переходит к отобразительной игре. В своих игровых действиях с предметами он воспроизводит то, чему научился, подражая взрослым. В этот период ему нужна такая игрушка, с помощью которой он мог бы отображать то, что ему близко, хорошо знакомо. А опыт годовалого и тем более полуторагодовалого ребенка не так уж мал. При правильном воспитании малыш уже может самостоятельно есть ложкой, пить из чашки, снимать туфельки, расстегивать пуговицы на своей одежде, садиться на стул и еще многое другое, чему его научили взрослые. Впечатления у ребенка, полученные в повседневной жизни, достаточно обширны, и поэтому он чаще начинает отображать в своих играх не только какое-то одно определенное действие с данной игрушкой (куклу только качает, коляску прокатывает, мяч бросает и т. д.), но и действия с разными предметами, логически связанными между собой (куклу сажает в коляску и везет ее, игрушечную посуду ставит на стол и т.п.).

К полутора годам малыш с равным успехом может поднести игрушечную ложку или чашку и к своему рту, и к клюву пластмассового петушка, и к мордочке мишки. Эти действия условны, они в обобщенной форме отражают знакомый ему сюжет. Игра становится сюжетно-отобразительной. Для таких игр детям второго и третьего года жизни нужны игрушки, которые позволяли бы по возможности точно отображать близкие жизненные ситуации. Поэтому, если ребенку дают куклу, то и кровать для нее должна быть, и стул, и чашка, из которой он сможет напоить ее чаем. Все игрушки, которые ребенок использует в сюжетно-отобразительной игре, обязательно должны быть похожи на настоящие предметы и соотноситься одна с другой по величине.

Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, кино, телевидение. Очень важно, чтобы и подбор игрушек способствовал формированию правильных представлений об окружающем.

К дошкольному возрасту ребенок осваивает и отображает в игре отношения, возникающие между людьми, так, как он их понимает. Игрушка, действие с нею служит воплощением в игре роли, избранной ребенком. Но младшие дошкольники часто выбирают роль в зависимости от наличия тех или иных игрушек. Кукол-детей, например, одевает и кормит из чашки мама, больным мишкам ставит градусник доктор, на грузовике везет кубики шофер. Это свойство игрушек – побуждать к игре на определенный сюжет – должны использовать взрослые, подбирая и группируя их.

Сюжетно-отобразительная игра подготавливает ребенка к игре сюжетно-ролевой. Чем же обусловлен переход от сюжетно-отобразительной игры, содержание которой составляют преимущественно игровые действия с предметами, к игре-общению, в которой дети берут на себя определенные роли в соответствии с сюжетом?

Игрушка для ребенка полна смысла. В игре, в отобразительной ситуации игрушки заменяют ему предметы и становятся носителями определенных отношений между людьми. В начале третьего года жизни малыш не берет на себя роль, но фактически выполняет ее, совершая по отношению к игрушкам те действия, которые свойственны определенному лицу. Общения явного ни с кем нет, ребенок играет один, но вместе с тем его действия одухотворены воображаемым общением и отражают деятельность взрослых. Чем теснее связана сюжетно-отобразительная игра ребенка раннего возраста с его жизненным опытом, тем четче проявляется знание им назначения предметов-игрушек – их характерных свойств, того, как их использовать в игре, как относиться к ним.

Ребенок рано включается в систему социального общения, и ему не приходится самому открывать способы действий с предметами. Все это малыши усваивают с помощью игрушек, которые своей формой и функциями повторяют в обобщенной форме предметы, используемые взрослыми. Ребенок, манипулируя игрушкой, копирует действия взрослых. Ему нравится чувствовать, что он делает, как взрослый человек, даже если эти действия происходят в игре.

Игра младших дошкольников требует в значительной степени опоры на игрушки и предметы, их заменяющие. Дети 4-5 лет осуществляют игровые действия тоже чаще всего с помощью игрушек, но они уже начинают пользоваться и жестом, и словом, и определенным положением предмета или самого ребенка. В этом возрасте особое значение приобретают предметы-атрибуты: всевозможные шапочки, фартуки, халаты, сумочки. В этот период необходимы игрушки, отображающие специфику орудийных действий в той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку с «крабом». Врачу необходим халат, стол для приема, палочка, обозначающая градусник или шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы с легко снимающейся одеждой или голыши, завернутые в одеяло. У больных детей должны быть свои папы и мамы.

Для ребенка 6-7 лет главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью игрушек и предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли, связанные с его ролью, со смыслом сюжета игры. Это существенно меняет требования к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной сегодняшней жизни. Это уже не только игры в семью, школу, больницу. Но и в покорение космоса. Сбор урожая и т. п.

Жизнь раскрывается перед ребенком через разнообразный труд взрослых, начинает трудиться и он сам. Его трудовые операции, так же, как и деятельность взрослых людей, совершаются с помощью специальных предметов труда. Для него это, например. Полотенце, тряпочка, веревка, бельевые прищепки, ножницы, лопатка и т. д. Опираясь на собственный трудовой опыт в быту, на опыт, почерпнутый из наблюдений, книг, ребенок начинает практически понимать глубокий смысл труда. Правильное руководство формированием игры делает ее содержательной, подлинно ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, существенно влияющей на нравственно-трудовое воспитание ребенка.

Какие же игрушки нужны для творческой ролевой игры старших дошкольников? Конечно же, такие, которые позволят им отобразить в игре содержание разного труда взрослых, общественные явления, доступные пониманию детей этого возраста.

Многие дети не только используют игрушки, но и приспосабливают для игры другие предметы. Так, диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ежиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта. К сожалению, не все взрослые понимают это. В игре маленького фантазера простые предметы вроде листиков или желудей могут обозначать, подчиняясь его воображению, самые неожиданные одушевленные и неодушевленные объекты, что является закономерным, хотя некоторые родители могут предположить у ребенка какие-то отклонения в психике. Воспитатели детского сада должны объяснить родителям особенности игровой деятельности детей, помочь им обогатить игру различными игрушками-самоделками, в том числе из природного и другого материала.

Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. Малыш совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребенка – верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, веселой игры нужна игрушка, которая должна быть не только красивой, безопасной, но и педагогически целесообразной и интересной детям. Вот почему определение общих и более конкретных педагогических требований к игрушкам разных видов, предназначенных для детей разного дошкольного возраста, - важнейшая задача дошкольной педагогической науки и практики.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне.

ВложениеРазмер
rol_igrushki_v_detskoy_igre.doc 45.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль игрушки в детской игре»

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне. Хотя игра и является как бы производной от повседневного жизненного опыта ребенка, это не означает, что она лишена предвосхищающей функции по отношению к внеигровым формам его практической деятельности. Игра может использоваться в целях планирования и прогнозирования поведения человека в определенных ситуациях его будущей деятельности. Примером могут служить различные обучающие игры дошкольников, массовые патриотические игры подростков. То же можно сказать и в отношении игрушек. Является ли игрушка реалистической, условной по образному решению или предметом, ее заменяющим, она всегда представляет собой обобщенное явление – знак по отношению к своему прототипу (реальному человеку, телефону, ложке, космическому кораблю или компьютеру).

Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и художественному решению, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Главнейшее из этих требований относятся к возрастной адресованности и соответствию игрушек разным видам игр.

В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные, технические, игрушки – орудия труда, игрушки – забавы, театральные, музыкальные, спортивные.

Все игрушки независимо от их назначения нужно группировать так, чтобы они по своим размерам соответствовали росту ребенка и тому стационарному окружению, в котором он играет. Так, например, сидя за столом, ему удобнее играть маленькими игрушками, устойчивыми, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игры на полу нужны более крупные игрушки, соразмерные с ростом ребенка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, а, например, для игры в песке лучше средние по размеру.

Важно также, из какого материала игрушка сделана, каковы ее функциональные свойства, степень готовности для игры, художественно-образное решение.

Изучение опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье показало, что подход к созданию и отбору игрушек должен прежде всего учитывать возрастные закономерности развития игровой деятельности детей. Чтобы ответить на вопрос, в каком возрасте какая игрушка нужна ребенку, воспитатель должен отчетливо представлять себе особенности игры детей в различные возрастные периоды, поскольку в каждом из них игра претерпевает качественные изменения. Эти изменения, связанные прежде всего с обогащением опыта повседневной деятельности детей в быту, на занятиях, на прогулке и в разнообразных формах проведения досуга, отчетливо выделяются при сравнении игр детей в раннем и дошкольном возрасте.

Содержание игровой деятельности детей раннего возраста составляют различные действия с предметами, игрушками и их заместителями. Правильнее было бы назвать это предметно-игровой деятельностью. В ходе этой деятельности ребенок подготавливается для перехода к игре нового качества – сюжетно-ролевой.

Предметно-игровая деятельность в раннем детстве не является однородной. Накапливая опыт действий с различными предметами, ребенок одновременно в результате общения со взрослыми знакомится и с явлениями окружающей жизни, и это существенно меняет предметно-смысловое содержание его игровых действий.

Ребенку первого года жизни свойственны обследовательские, ориентировочные действия с предметами-игрушками (ознакомительная игра). Поэтому игрушки для детей этого возраста должны быть яркими, радующими их своей формой, цветом и вместе с тем простыми, удобными для захватывания, безопасными.

В конце первого – начале второго года жизни ребенок переходит к отобразительной игре. В своих игровых действиях с предметами он воспроизводит то, чему научился, подражая взрослым. В этот период ему нужна такая игрушка, с помощью которой он мог бы отображать то, что ему близко, хорошо знакомо. А опыт годовалого и тем более полуторагодовалого ребенка не так уж мал. При правильном воспитании малыш уже может самостоятельно есть ложкой, пить из чашки, снимать туфельки, расстегивать пуговицы на своей одежде, садиться на стул и еще многое другое, чему его научили взрослые. Впечатления у ребенка, полученные в повседневной жизни, достаточно обширны, и поэтому он чаще начинает отображать в своих играх не только какое-то одно определенное действие с данной игрушкой (куклу только качает, коляску прокатывает, мяч бросает и т. д.), но и действия с разными предметами, логически связанными между собой (куклу сажает в коляску и везет ее, игрушечную посуду ставит на стол и т.п.).

К полутора годам малыш с равным успехом может поднести игрушечную ложку или чашку и к своему рту, и к клюву пластмассового петушка, и к мордочке мишки. Эти действия условны, они в обобщенной форме отражают знакомый ему сюжет. Игра становится сюжетно-отобразительной. Для таких игр детям второго и третьего года жизни нужны игрушки, которые позволяли бы по возможности точно отображать близкие жизненные ситуации. Поэтому, если ребенку дают куклу, то и кровать для нее должна быть, и стул, и чашка, из которой он сможет напоить ее чаем. Все игрушки, которые ребенок использует в сюжетно-отобразительной игре, обязательно должны быть похожи на настоящие предметы и соотноситься одна с другой по величине.

Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, кино, телевидение. Очень важно, чтобы и подбор игрушек способствовал формированию правильных представлений об окружающем.

К дошкольному возрасту ребенок осваивает и отображает в игре отношения, возникающие между людьми, так, как он их понимает. Игрушка, действие с нею служит воплощением в игре роли, избранной ребенком. Но младшие дошкольники часто выбирают роль в зависимости от наличия тех или иных игрушек. Кукол-детей, например, одевает и кормит из чашки мама, больным мишкам ставит градусник доктор, на грузовике везет кубики шофер. Это свойство игрушек – побуждать к игре на определенный сюжет – должны использовать взрослые, подбирая и группируя их.

Сюжетно-отобразительная игра подготавливает ребенка к игре сюжетно-ролевой. Чем же обусловлен переход от сюжетно-отобразительной игры, содержание которой составляют преимущественно игровые действия с предметами, к игре-общению, в которой дети берут на себя определенные роли в соответствии с сюжетом?

Игрушка для ребенка полна смысла. В игре, в отобразительной ситуации игрушки заменяют ему предметы и становятся носителями определенных отношений между людьми. В начале третьего года жизни малыш не берет на себя роль, но фактически выполняет ее, совершая по отношению к игрушкам те действия, которые свойственны определенному лицу. Общения явного ни с кем нет, ребенок играет один, но вместе с тем его действия одухотворены воображаемым общением и отражают деятельность взрослых. Чем теснее связана сюжетно-отобразительная игра ребенка раннего возраста с его жизненным опытом, тем четче проявляется знание им назначения предметов-игрушек – их характерных свойств, того, как их использовать в игре, как относиться к ним.

Ребенок рано включается в систему социального общения, и ему не приходится самому открывать способы действий с предметами. Все это малыши усваивают с помощью игрушек, которые своей формой и функциями повторяют в обобщенной форме предметы, используемые взрослыми. Ребенок, манипулируя игрушкой, копирует действия взрослых. Ему нравится чувствовать, что он делает, как взрослый человек, даже если эти действия происходят в игре.

Игра младших дошкольников требует в значительной степени опоры на игрушки и предметы, их заменяющие. Дети 4-5 лет осуществляют игровые действия тоже чаще всего с помощью игрушек, но они уже начинают пользоваться и жестом, и словом, и определенным положением предмета или самого ребенка. В этом возрасте особое значение приобретают предметы-атрибуты: всевозможные шапочки, фартуки, халаты, сумочки. В этот период необходимы игрушки, отображающие специфику орудийных действий в той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку с «крабом». Врачу необходим халат, стол для приема, палочка, обозначающая градусник или шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы с легко снимающейся одеждой или голыши, завернутые в одеяло. У больных детей должны быть свои папы и мамы.

Для ребенка 6-7 лет главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью игрушек и предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли, связанные с его ролью, со смыслом сюжета игры. Это существенно меняет требования к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной сегодняшней жизни. Это уже не только игры в семью, школу, больницу. Но и в покорение космоса. Сбор урожая и т. п.

Жизнь раскрывается перед ребенком через разнообразный труд взрослых, начинает трудиться и он сам. Его трудовые операции, так же как и деятельность взрослых людей, совершаются с помощью специальных предметов труда. Для него это, например. Полотенце, тряпочка, веревка, бельевые прищепки, ножницы, лопатка и т. д. Опираясь на собственный трудовой опыт в быту, на опыт, почерпнутый из наблюдений, книг, ребенок начинает практически понимать глубокий смысл труда. Правильное руководство формированием игры делает ее содержательной, подлинно ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, существенно влияющей на нравственно-трудовое воспитание ребенка.

Какие же игрушки нужны для творческой ролевой игры старших дошкольников? Конечно же, такие, которые позволят им отобразить в игре содержание разного труда взрослых, общественные явления, доступные пониманию детей этого возраста.

Многие дети не только используют игрушки, но и приспосабливают для игры другие предметы. Так, диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ежиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта. К сожалению, не все взрослые понимают это. В игре маленького фантазера простые предметы вроде листиков или желудей могут обозначать, подчиняясь его воображению, самые неожиданные одушевленные и неодушевленные объекты, что является закономерным, хотя некоторые родители могут предположить у ребенка какие-то отклонения в психике. Воспитатели детского сада должны объяснить родителям особенности игровой деятельности детей, помочь им обогатить игру различными игрушками-самоделками, в том числе из природного и другого материала.

Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. Малыш совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребенка – верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, веселой игры нужна игрушка, которая должна быть не только красивой, безопасной, но и педагогически целесообразной и интересной детям. Вот почему определение общих и более конкретных педагогических требований к игрушкам разных видов, предназначенных для детей разного дошкольного возраста, - важнейшая задача дошкольной педагогической науки и практики.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может
вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых
и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона
окружающей материальной действительности. Но ценность игры
и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором
поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне.

Хотя игра и является как бы производной от повседневного жизненного опыта ребенка, это не означает, что она лишена предвосхищающей функции по отношению к внеигровым формам его практической деятельности. Игра может использоваться в целях планирования и прогнозирования поведения человека в определенных ситуациях его будущей деятельности. Примером могут служить раз-
личные обучающие игры дошкольников, массовые патриотические игры подростков. То же можно сказать и в отношении игрушек. Является ли игрушка реалистической, условной по образному решению или предметом, ее заменяющим, она всегда представляет собой обобщенное явление - знак по отношению к своему прототипу (реальному человеку, телефону, ложке, космическому кораблю или компьютеру).

Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и
художественному решению, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Главнейшие из этих
требований относятся к возрастной адресованности и соответствию игрушек разным видам игр. В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные, технические, игрушки — орудия труда, игрушки-забавы, театральные, музыкальные,
спортивные. Все игрушки независимо от их назначения нужно группировать так, чтобы они по своим размерам соответствовали
росту ребенка и тому стационарному окружению, в котором
он играет. Так, например, сидя за столом, ему удобнее играть
маленькими игрушками, устойчивыми, хорошо обозримыми со
всех сторон. Для игры на полу нужны более крупные игрушки,
соразмерные с ростом ребенка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, а, например, для
игры в песке лучше средние по размеру.

Важно также, из какого материала игрушка сделана, каковы
ее функциональные свойства, степень готовности для игры, художественно-образное решение. Изучение опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье показало, что подход к созданию и отбору игрушек должен прежде всего
учитывать возрастные закономерности развития игровой деятельности детей. Чтобы ответить на вопрос, в каком возрасте
какая игрушка нужна ребенку, воспитатель должен отчетливо
представлять себе особенности игры детей в различные возрастные периоды, поскольку в каждом из них игра претерпевает качественные изменения. Эти изменения, связанные прежде всего с
обогащением опыта повседневной деятельности детей в быту,
на занятиях, на прогулке и в разнообразных формах проведения
досуга (посещение зоопарка, просмотр диафильмов, чтение книг
и т. д.), отчетливо выделяются при сравнении игр детей в
раннем и дошкольном возрасте.

Содержание игровой деятельности детей раннего возраста
составляют различные действия с предметами, игрушками и их
заменителями. Правильнее было бы назвать это предметно-
игровой деятельностью. В ходе этой деятельности ребенок
подготавливается для перехода к игре нового качества - сюжетно-ролевой.

Предметно-игровая деятельность в раннем детстве не является однородной. Накапливая опыт действий с различными предметами, ребенок одновременно в результате общения со взрослыми знакомится и с явлениями окружающей жизни, и это существенно меняет предметно-смысловое содержание его игровых
действий.

Ребенку первого года жизни свойственны обследовательские, ориентировочные действия с предметами-игрушками (ознакомительная игра). Поэтому игрушки для детей этого возраста должны быть яркими, радующими их своей формой, цветом и вместе с тем простыми, удобными для захватывания, безопасными. В конце первого — начале второго года жизни ребенок переходит к отобразительной игре. В своих игровых действиях с предметами он воспроизводит то, чему научился, подражая
взрослым. В этот период ему нужна такая игрушка, с помощью
которой он мог бы отображать то, что ему близко, хорошо
знакомо. А опыт годовалого и тем более полуторагодовалого
ребенка не так уж мал. При правильном воспитании малыш
уже может самостоятельно есть ложкой, пить из чашки, снимать
туфельки, расстегивать пуговицы на своей одежде, садиться
на стул, ложиться на кровать головой на подушку и еще многое
другое, чему его научили взрослее. Впечатления у ребенка,
полученные в повседневной жизни, достаточно обширны, и поэтому
он чаще начинает отображать в своих играх не только какое-то
одно определенное действие с данной игрушкой (куклу только
качает, коляску прокатывает, мяч бросает и т. п.), но и действия
с разными предметами, логически связанными между собой
(куклу сажает в коляску и везет ее, игрушечную посуду
ставит на стол и т. д.). К полутора годам малыш с равным успехом может поднести игрушечную ложку или чашку и к своему рту, и к клюву пласт-
массового петушка, и к мордочке мишки. Эти действия условны,
они в обобщенной форме отражают знакомый ему сюжет. Игра
становится сюжетно-отобразительной. Для таких игр детям второго и третьего года жизни нужны игрушки, которые позволяли бы
по возможности точно отображать близкие жизненные ситуации.
Поэтому, если ребенку дают куклу, то и кровать для нее должна
быть, и- стул, и чашка, из которой он сможет напоить ее чаем.
Все игрушки, которые ребенок использует в сюжетно-отобразительной игре, обязательно должны быть похожи на настоящие
предметы и соотноситься одна с другой по величине (например,
в игрушечном зоопарке слон должен быть больше медвежонка,
а заяц меньше жирафа и т. д.).

Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и
птиц. Познакомиться с ними помогают книги, кино, телевидение.
Очень важно, чтобы и подбор игрушек способствовал формированию правильных представлений об окружающем.

Желательно, чтобы новые игрушки вносил в игру взрослый,
сопровождая их появление своим непосредственным участием в
игре ребенка. Взрослый должен заинтересовать ребенка сюжетом
совместной игры и, задавая ему вопросы или предлагая выполнить какое-то определенное действие, побуждать его к общению
с новой игрушкой: «Кукла проснулась? Угости ее компотом»,
«Кошке дай молочка».

К дошкольному возрасту ребенок осваивает и отображает в
игре отношения, возникающие между людьми, так, как он их
понимает. Игрушка, действие с нею служат воплощением в игре
роли, избранной ребенком. Но младшие дошкольники часто
выбирают роль в зависимости от наличия тех или иных игрушек. Кукол-детей, например, одевает и кормит из чашки мама, больным мишкам ставит градусники доктор, на грузовике везет
кубики шофер и т. д. Это свойство игрушек — побуждать к игре
на определенный сюжет — должны использовать взрослые, подбирая и группируя их.

Сюжетно-отобразительная игра подготавливает ребенка к
игре сюжетно-ролевой. Чем же обусловлен переход от сюжетно-
отобразительной игры, содержание которой составляют преимущественно игровые действия с предметами, к игре-общению,
в которой дети берут на себя определенные роли в соответствии с
сюжетом?

Игрушка для ребенка полна смысла. В игре, в отобразитель ной ситуации игрушки заменяют ему предметы и становятся
носителями определенных отношений между людьми. В начале
третьего года жизни малыш не берет на себя роль, но фактически выполняет ее, совершая по отношению к игрушкам те
действия, которые свойственны определенному лицу. Общения
явного ни с кем нет, ребенок играет один, но вместе с тем его
действия одухотворены воображаемым общением и отражают
деятельность взрослых. Чем теснее связана сюжетно-отобразительная игра ребенка раннего возраста с его жизненным опытом,
тем четче проявляется знание им назначения предметов-игрушек — их характерных свойств, того, как их использовать в игре,
как относиться к ним.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что подбирать
для игр ребенка следует те игрушки, смысл которых созвучен
его жизненному и игровому опыту. Именно ситуации общения,
которые неосознанно отражаются ребенком конца второго и
третьего года жизни в игре, определяют переход от игры предмет-
ной к игре ролевой.

Ребенок рано включается в систему социального общения, и
ему не приходится самому открывать способы действий с предметами. Все это малыши усваивают с помощью игрушек, которые
своей формой и функциями повторяют в обобщенной форме
предметы, используемые взрослыми. Ребенок, манипулируя игрушкой, копирует действия взрослых. Ему нравится чувствовать, что
он делает, как взрослый человек, даже если эти действия происходят в игре.

Игра младших дошкольников требует в значительной степе-
ни опоры на игрушки и предметы, их заменяющие. Дети 4—5 лет
осуществляют игровые действия тоже чаще всего с помощью
игрушек, но они уже начинают пользоваться и жестом, и словом,
и определенным положением предмета или самого ребенка.
В этом возрасте особое значение приобретают предметы-атрибуты: всевозможные шапочки, фартуки, халаты, сумочки. В этот
период необходимы игрушки, отражающие специфику орудийных
действий в той или иной профессии. Для капитана не так важен
корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку
с «крабом». Врачу необходим халат, стол для приема, палочка, обозначающая градусник или шприц, и непременно нужны
пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими
пациентами могут быть большие куклы с легко снимающейся
одеждой или голыши, завернутые’ в одеяло. У больных детей
должны быть свои папы и мамы.

Для ребенка 6—7 лет главное уже не в выполнении ролевых
действий с помощью игрушек и предметов, а в общении с теми,
кто взял на себя другие роли, связанные с его ролью, со смыслом
сюжета игры. Это существенно меняет требования к игрушке
и заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна быть не
столько в самой игре, сколько в самой реальной сегодняшней
жизни. В ролевой игре старших дошкольников отражаются
актуальные стороны жизни. Это уже не только игры в семью,
школу, больницу, но и в покорение космоса, сбор урожая,
строительство трассы БАМ, газопровода и т. д.

Жизнь раскрывается перед ребенком через разнообразный
труд взрослых, начинает трудиться и он сам. Его трудовые операции, так же как и деятельность взрослых людей, совершаются
с помощью специальных предметов труда. Для него это, например,
полотенце, тряпочка, веревка, бельевые прищепки, ножницы,
лопатка, веник и т. д. Опираясь на собственный трудовой опыт в
быту (дома, в детском саду), на опыт, почерпнутый из наблюдений, книг и телевизионных передач, ребенок начинает практически понимать глубокий смысл труда. Правильное руководство формированием игры делает ее содержательной, подлинно ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, существенно влияю- щей на нравственно-трудовое воспитание ребенка.

Какие же игрушки нужны для творческой ролевой игры старших дошкольников? Конечно же, такие, которые позволят им
отобразить в игре содержание разного труда взрослых, общественные явления, доступные пониманию детей этого возраста. Как уже говорилось, детям дошкольного возраста свойственно играть в ролевые игры. Даже играя в одиночку, ребенок все равно входит в разные роли. Но в этом случае он перевозбуждается от обилия взятых на себя ролей, необходимости действовать за всех сразу. Например, при игре в китобойную флотилию
ребенок — и капитан корабля, и матросы, и гарпунер, и кит одновременно. Естественно, что после такой игры он будет излишне подвижным, крикливым, даже раздражительным. Такая же игра
в коллективе сверстников способствует возникновению эмоционального подъема, но не ведет к перевозбуждению, наоборот,
создает гармонию настроения.

Многие дети не только используют игрушки, но и приспосабливают для игры другие предметы. Так, диван может стать пароходом, стулья - вагонами поезда, шишки - смешными ежиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта. К сожалению, не все взрослые понимают это. В игре маленького фантазера простые предметы вроде листиков или желудей могут обозначать, подчиняясь его воображению, самые неожиданные одушевленные и неодушевленные объекты, что является закономерным, хотя некоторые родители могут пред-
положить у ребенка какие-то отклонения в психике. Воспитатели детского сада должны объяснить родителям особенности игровой деятельности детей, помочь им обогатить игру различными игрушками-самоделками, в том числе из природного и другого материала.

Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым.
Малыш совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребенка - верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, веселой игры нужна игрушка, которая должна быть не только красивой, безопасной, но и педагогически целесообразной и интересной детям. Вот почему определение общих и более конкретных педагогических требований к игрушкам разных видов,
предназначенных для детей разного дошкольного возраста -
важнейшая задача дошкольной педагогической науки и практики.

Читайте также: