Возрастные ограничения для игрушек

Обновлено: 01.05.2024

В соответствии пункта 5.3 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности игрушек" от 23.09.2011 №798, (ТРТС 008/2011) маркировка должна содержать информацию о минимальном возрасте ребенка, для которого предназначена игрушка или пиктограмма, обозначающая возраст ребенка.

Игрушка, представляющая наибольшую опасность для детей и (или) для лиц, присматривающих за ними, относительно опасностей, должна сопровождаться информацией об опасностях и мерах, предпринимаемых при использовании игрушки:


1. На игрушках, не предназначенных для детей в возрасте до 3 лет, должно быть нанесено условное графическое обозначение с предупреждающим указанием возрастной группы. Условное графическое обозначение приведено на рисунке 1.

Элементы условного графического обозначения должны быть выполнены:
- окружность и пересекающая линия - красного или черного цвета;
- фон круга - белого цвета;
- возрастная группа, для которой игрушка не предназначена, и контуры лица - черного цвета.

Минимальный диаметр условного графического обозначения должно быть не менее 10 мм.

Эксплуатационные документы на подвесные качели, горки для катания, кольца, трапеции, канаты и игрушки аналогичного назначения, имеющие перекладину, должны содержать требования к монтажу с указанием составных частей, которые могут представлять опасность при неправильной сборке и техническом обслуживании.

На функциональной игрушке или ее упаковке должна быть нанесена предупреждающая надпись "Внимание! Использовать только под непосредственным наблюдением взрослых".

В эксплуатационных документах должны быть приведены меры предосторожности и указания, что в случае их невыполнения пользователи игрушки подвергаются опасности.

В эксплуатационных документах должны быть приведены указания о хранении игрушек в недоступном для детей месте.

Химическая игрушка должна иметь эксплуатационные документы, в которых приводят опасные вещества и реактивы, указания, касающиеся опасности их применения и необходимости принятия пользователями мер предосторожности. В эксплуатационных документах должна быть приведена информация по оказанию первой медицинской помощи, а также должно быть приведено указание о возрастной адресованности.

На упаковке химической игрушки наносится надпись "Внимание! Только для детей старше . лет! Пользоваться только под непосредственным наблюдением взрослых!". Возраст указывает изготовитель.

На упаковку пищевого продукта, содержащего игрушку, должна быть нанесена предупреждающая надпись "Содержит игрушку".

Роликовые коньки и скейтборды в случае их реализации в качестве игрушек необходимо сопровождать предупреждающей надписью "Внимание! Рекомендуется надевать средства защиты!".

Обращение с данными игрушками требует наличия определенных навыков. В эксплуатационном документе следует приводить указания об осторожности пользования игрушкой во избежание травмирования, вызванного падением или столкновением, а также указания о применении средств защиты (защитные шлемы, перчатки, наколенники, щитки для защиты локтей и т.д.).

Игрушки для игр на воде должны сопровождаться надписью "Внимание! Использовать на мелководье только под присмотром взрослых!".

*Всем давно уже известно, что самый благоприятный период для накопления знаний у малыша это возраст от рождения и до 5 лет. Игрушка - незаменимый атрибут детства, помогающий познавать мир и радоваться ему. С помощью игрушек, игр и игр с игрушками малыши учатся самым важным вещам, необходимых для их будущей жизни.

Игрушечная индустрия не стоит на месте. В настоящее время все достижения педагогики и психологии доступны для родителей. Яркие, приятные на ощупь, красивые, говорящие, поющие…. И как же родителям не растеряться и сделать правильный выбор среди такого игрушечного разнообразия?

Ведь возрастные рекомендации на упаковках зачастую пугающе похожи – от 3 лет. И бывает очень сложно понять, когда игрушка действительно необходима. Да и непонятно почему на большинстве игрушек стоит отметка от 3 лет?

Развивающие игрушки, почему пишут от 3 лет!

Итак, давайте разберемся:

Самая распространенная причина, почему на подавляющей массе разнообразных игрушек стоит маркировка «от 3-х лет» очень проста – таким образом, производитель снимает с себя ответственность за несчастные случаи (предполагается, что трехлетний ребенок уже соображает, что детали не нужно глотать, грызть, облизывать и пр., что в них нужно просто играть).

Вторая причина, тоже банальна до жути. На игрушки для детей от 3 лет лицензия стоит в 2 раза дешевле, чем на игрушки с маркировкой от 0 до 3 лет.

Поэтому при выборе игрушки я советую в первую очередь обращать внимание на своего ребенка, если ему эта игрушка будет интересна и полезна, так почему бы не начать заниматься с полезной развивающей игрушкой не с трёх лет, а, допустим, на полтора-два года раньше. Если задуматься, то в три года данная игрушка может быть для малыша и не интересной. Просто, покупая такую игрушку нужно учесть несколько важных моментов:

– игрушка не должна содержать мелких деталей;

– игрушка не должна содержать токсичных и вредных компонентов;

– играя с игрушкой, важно участие двух людей – малыша и взрослого;

После игры с игрушкой, нужно положить её на место (либо в ящик, предназначенный для игрушек, либо в специальную тумбу, отведённую для игрушек, либо в недоступное для ребёнка место.

ГОСТ Р 58672-2019/ISO/TR 8124-8:2016

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Руководящие указания по определению возраста

Safety of toys. Part 8. Age determination guidelines

Дата введения 2020-07-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии документа, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 181 "Безопасность игрушек"

4 Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/TR 8124-8:2016* "Безопасность игрушек. Часть 8. Руководящие указания по определению возраста" (ISO/TR 8124-8:2016 "Safety of toys - Part 8: Age determination guidelines", IDT)

________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт содержит рекомендации для определения самого раннего возраста, в котором дети начинают играть с игрушками конкретных игрушечных подкатегорий, и предназначен в первую очередь для производителей и организаций, которые оценивают соответствие игрушек стандартам безопасности.

Настоящий стандарт может применяться в качестве рекомендаций при определении соответствия игрушек возрастным особенностям детей. Настоящий стандарт предназначен для использования педиатрическими учреждениями, организациями, сфера деятельности которых - детские игры, производителями, продавцами и потребителями игрушек.

Возраст, с которого дети начинают развивать различные способности, уникален для каждого отдельного ребенка. Руководящие принципы настоящего стандарта устанавливают возрастные диапазоны, в пределах которых у обычного ребенка развиваются определенные способности.

Оценка возраста имеет значение для установления норм безопасности, но при этом настоящий стандарт не содержит решений конкретных вопросов безопасности. Требования безопасности для игрушек содержатся в серии стандартов по безопасности игрушек ИСО 8124 (а также в других региональных нормах и стандартах по безопасности игрушек), например: стандарты, ограничивающие наличие мелких деталей и маленьких шариков в игрушках, предназначенных для определенных возрастных групп, в связи с опасностью удушения.

Данные руководящие принципы определения возраста основаны на рекомендациях экспертов и на традиционных игровых моделях у детей; они могут отличаться от государственных или региональных правил или директив, которые устанавливают требования к соответствию игрушек возрастным особенностям детей.

В приложении В подробно изложена информация об электронных игрушках и использовании электроники в игрушках.

2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 возрастная группа (age group): Дети, возраст которых находится в пределах определенного диапазона, который обычно связан с определенными этапами развития и/или определенным поведением.

Примечание - Цитаты из работы [4].

2.2 категория игрушки (toy category): Классификация игрушки в соответствии с ее конкретным назначением и функцией.

Примечание 1 - Настоящий стандарт содержит следующие семь категорий игрушек (см. приложение А):

- сенсомоторная деятельность - младенчество;

- игрушки для физической деятельности;

- игрушки для интеллектуальной деятельности;

- игрушки, воспроизводящие технические устройства;

- игрушки для развития чувств и сопереживания;

- игрушки для творческой деятельности;

- игрушки для развития социальных отношений.

Примечание 2 - См. [1], [2].

Примечание 3 - В дополнение к первоначальной классификации с учетом развивающегося рынка игрушек включены новые подкатегории (см. приложение А).

2.3 подкатегория игрушки (toy sub-category): Тип или группа игрушек с похожими игровыми функциями в категории игрушек.

2.4 крупная моторика (gross motor skills): Деятельность больших мышц тела, связанная с функциями поддержания положения головы, сидения, ходьбы и бега.

2.5 мелкая моторика (fine motor skills): Сжимающие движения рук, такие как захват, обхват и двойной обхват, а также мелкая моторика, используемая при рисовании и письме.

2.6 начальный возраст (starting age): Возраст, начиная с которого ребенок способен играть с определенным типом игрушек.

1 В младенческом возрасте термин "игра" можно рассматривать как взаимодействие между лицом, осуществляющим уход за ребенком (воспитателем), и ребенком, при этом воспитатель использует игрушку для того, чтобы развлечь ребенка и/или привлечь его внимание, например погремушкой. Чтобы научиться играть самостоятельно, ребенку необходимо развиваться.

2 В рамках настоящего стандарта оценивается несколько этапов младенческого возраста сточки зрения использования различных подкатегорий игрушек. Возрастной диапазон начинается с первого дня нижнего порога возраста и заканчивается днем наступления верхнего порога. Например, начальный возрасте диапазоне от 4 до 8 мес начинается со дня, когда ребенку исполнится 4 мес, и заканчивается в тот момент, когда ребенку исполнится 8 мес.

3 Если упоминается младенческий возраст для определенных категорий игрушек, это не означает, что все игрушки, принадлежащие к этой категории, должны классифицироваться как подходящие для этого возраста. Количество штук, размеры, уровень детализации и реализма и специальные функции конкретной игрушки могут изменить/увеличить предполагаемый возраст.

3 Руководящие указания

3.1 Дети в возрасте от 0 до 4 мес

3.1.1 Аспекты, связанные с двигательным и когнитивным развитием, а также с поведением детей в возрасте от 0 до 4 мес

Как правило, у детей в возрасте от 0 до 4 мес могут наблюдаться следующие признаки развития и шаблоны поведения:

- отсутствует моторика, необходимая для игры с игрушками; игрушки использованы исключительно как объекты для исследования и познания, а не для игры;

- не умеют удерживать книги из-за отсутствия физических, когнитивных и визуальных способностей, необходимых для этой деятельности;

- детей привлекают мультисенсорные элементы, они способны узнавать своих родителей; обладают сосательным рефлексом, но не могут сидеть сами; совершают резкие, неконтролируемые и ограниченные движения. Дети касаются предметов, хватают, удерживают, нажимают и трясут их в руках, не осознавая силу своих рук;

- рефлекторное схватывание у детей появляется в возрасте около 3 мес, ребенок способен хватать и удерживать объекты (независимо от того, подвешены они или не подвешены). Ребенок щупает, исследует и осязает предметы своими руками и ртом;

процесс обучения происходит через чувства и рефлексы путем ассимиляции реакций на стимулы и повторяющиеся движения;

- слуховая система функционирует уже при рождении, но для развития слуха необходимо неврологическое созревание и чувственное восприятие. Младенцы демонстрируют повышенную чувствительность к окружающим звукам из-за незрелости и отсутствия опыта. С самого рождения они начинают реагировать на звуки и человеческую речь. Приблизительно к 2 мес большинство младенцев успокаиваются, услышав знакомые голоса. К 3 мес они определяют источник звука и реагируют на него, издавая звуки, которые могут относиться к ощущениям, связанным с купанием и едой;

- дети поворачивают голову в сторону звука, их привлекают объекты, издающие звуки, которые им известны;

- продолжается развитие органов зрения. При рождении младенец лучше всего фокусирует взгляд на предметах, находящихся на расстоянии 20 см от него. В возрасте 1 мес дети могут сосредотачиваться на объектах, расположенных на расстоянии не более 30 см, а в 3 мес могут видеть на несколько метров вперед. Острота зрения при рождении составляет от 2,5% до 5%, а к третьему месяцу жизни улучшается примерно до 20%;

- детей данного возраста привлекают яркие цвета, такие как желтый и красный, хотя они не могут их четко различать. В возрасте 2 мес развиваются первичные рецепторы цвета, и они могут различать контрасты и основные цвета: синий, красный и желтый.

3.1.2 Рекомендуемые подкатегории игрушек

Подкатегории игрушек, рекомендуемые для возрастной группы от рождения до 4 мес, приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Подкатегории игрушек для возрастной группы детей от рождения до 4 мес

ВОЗРАСТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ ИГРУШЕК, изображение №1

Заходя в отдел с детскими игрушками, даже у опытных родителей глаза разбегаются. Всё яркое, манящее, красочное. Однако не стоит идти на поводу у маркетологов, и покупать своему чаду игрушку, которая не подходит его возрасту. Не зря же существуют возрастные ограничения для игрушек. Давайте разбираться, что же это за ограничения.

На какой бы возраст игрушка не предназначалась, стоит помнить несколько простых правил:

  • игрушка должна быть качественной: отвечать нормам безопасности (ГОСТ или стандарт ИСО-9001);
  • в игрушке не должно быть мелких деталей;
  • при покупке игрушки ориентируйтесь на индивидуальные потребности ребенка.

ИГРУШКИ ДО ГОДА

Покупая игрушки для детей, которым еще нет года, следует ориентироваться на яркие тёплые цвета. Весьма желательно, чтобы игрушки различались визуально и на слух. Детям до года можно покупать:

  • мягкие игрушки;
  • погремушки из легкого и качественного материала;
  • разнообразные мячики;
  • игрушки на веревочках или палочках - дабы их можно было тащить за собой или толкать впереди себя.

ИГРУШКИ ОТ ГОДА ДО ТРЁХ ЛЕТ

В этом возрасте нужны игрушки, которые формируют понимание окружающего мира, а также развивают мелкую моторику рук и координацию движения. Так что особое внимание надо уделять безопасности игрушек для детей этого возраста. Что можно покупать:

  • трех- или четырехколесный велосипед;
  • куклы;
  • наборы для юных художников или скульпторов (мелки, карандаши);
  • наборы для игр в доктора, или кухонную посудку;
  • развивающие головоломки и книжки;
  • конструкторы без мелких деталей (возрастные ограничения для конструкторов указываются на упаковке, следите за тем, чтобы не купить конструктор “на вырост”).

ИГРУШКИ ОТ ТРЁХ ЛЕТ

В этом возрасте юный человечек уже постепенно формирует свои предпочтения. Ориентируйтесь на них. В этом возрасте чадам можно покупать такие игрушки:

  • солдатики и фигурки;
  • настольные игры для детей;
  • домики для кукол;
  • всевозможные развивающие конструкторы и наборы для творчества;
  • можно приобретать детские ролики, коньки и лыжи.

ИГРУШКИ ОТ ПЯТИ ДО ДЕВЯТИ ЛЕТ

Для дошкольников и школьников уже стоит приобретать игрушки, развивающие у детей социальные и коммуникативные навыки: самостоятельное принятие решений, умение работать в команде, способность мыслить логически.

В то же время, в этом возрасте формируются хобби и привычки. Их обязательно надо поощрять. Если у ребенка есть склонность рисовать, обязательно покупайте наборы для рисования: кисти, краски, фломастеры. Ребенок хочет шить - сейчас широкий выбор наборов для рукоделия. Поддерживайте ребенка в его начинаниях. В общем же, в этом возрасте можно покупать:

  • конструкторы "Лего";
  • велосипед;
  • паззлы;
  • настольные игры.

Вам понравилась игрушка, но вы сомневаетесь, можно ли давать её ребенку? Внимательно изучайте упаковку. Добросовестный производитель указывает возрастные ограничения для игрушек на упаковке. Если такового нет, игрушку стоит отложить в сторону. Безопасность малыша превыше всего!

В соответствии пункта 5.3 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности игрушек" от 23.09.2011 №798, (ТРТС 008/2011) маркировка должна содержать информацию о минимальном возрасте ребенка, для которого предназначена игрушка или пиктограмма, обозначающая возраст ребенка.

Игрушка, представляющая наибольшую опасность для детей и (или) для лиц, присматривающих за ними, относительно опасностей, должна сопровождаться информацией об опасностях и мерах, предпринимаемых при использовании игрушки:


1. На игрушках, не предназначенных для детей в возрасте до 3 лет, должно быть нанесено условное графическое обозначение с предупреждающим указанием возрастной группы. Условное графическое обозначение приведено на рисунке 1.

Элементы условного графического обозначения должны быть выполнены:
- окружность и пересекающая линия - красного или черного цвета;
- фон круга - белого цвета;
- возрастная группа, для которой игрушка не предназначена, и контуры лица - черного цвета.

Минимальный диаметр условного графического обозначения должно быть не менее 10 мм.

Эксплуатационные документы на подвесные качели, горки для катания, кольца, трапеции, канаты и игрушки аналогичного назначения, имеющие перекладину, должны содержать требования к монтажу с указанием составных частей, которые могут представлять опасность при неправильной сборке и техническом обслуживании.

На функциональной игрушке или ее упаковке должна быть нанесена предупреждающая надпись "Внимание! Использовать только под непосредственным наблюдением взрослых".

В эксплуатационных документах должны быть приведены меры предосторожности и указания, что в случае их невыполнения пользователи игрушки подвергаются опасности.

В эксплуатационных документах должны быть приведены указания о хранении игрушек в недоступном для детей месте.

Химическая игрушка должна иметь эксплуатационные документы, в которых приводят опасные вещества и реактивы, указания, касающиеся опасности их применения и необходимости принятия пользователями мер предосторожности. В эксплуатационных документах должна быть приведена информация по оказанию первой медицинской помощи, а также должно быть приведено указание о возрастной адресованности.

На упаковке химической игрушки наносится надпись "Внимание! Только для детей старше . лет! Пользоваться только под непосредственным наблюдением взрослых!". Возраст указывает изготовитель.

На упаковку пищевого продукта, содержащего игрушку, должна быть нанесена предупреждающая надпись "Содержит игрушку".

Роликовые коньки и скейтборды в случае их реализации в качестве игрушек необходимо сопровождать предупреждающей надписью "Внимание! Рекомендуется надевать средства защиты!".

Обращение с данными игрушками требует наличия определенных навыков. В эксплуатационном документе следует приводить указания об осторожности пользования игрушкой во избежание травмирования, вызванного падением или столкновением, а также указания о применении средств защиты (защитные шлемы, перчатки, наколенники, щитки для защиты локтей и т.д.).

Игрушки для игр на воде должны сопровождаться надписью "Внимание! Использовать на мелководье только под присмотром взрослых!".

Читайте также: