Вредны ли интерактивные игрушки

Обновлено: 04.05.2024

Почти у каждого ребенка в 90-х был тамагочи – виртуальный питомец в карманном компьютерном модуле. А еще раньше у каждой девочки наверняка была большая кукла, говорящая при наклоне «Ма-ма!» и закрывающая глаза. И то и другое – самые что ни на есть интерактивные игрушки.

Современные куклы не только говорят слова. Они плачут, ходят на горшок и реагируют на настроение их владельцев. Появились интерактивные животные – не пиксельные изображения на маленьком экране, а вполне осязаемые, которых можно гладить или носить на руках. Плюшевые мишки учат малышей буквам и цифрам, а игрушечные телефоны и планшеты рассказывают об устройстве окружающего мира.

Но насколько безопасно такое общение и есть ли в этом какая-то польза? Ответить на эти вопросы мы попробуем вместе с нашим экспертом – детским психологом Анастасией Глебовой.

Развивают и обучают. Какая ещё польза от интерактивных игрушек?

Если смотреть правде в глаза, современные интерактивные игрушки созданы не только для детей, но и для родителей, поэтому плюсы правильнее будет разделить.

Польза для детей

В зависимости от групповой и возрастной принадлежности, интерактивные игрушки:

  • развивают мелкую моторику, могут способствовать запуску речи у неговорящих детей;
  • обучают – от развития цветовосприятия и расширения словарного запаса до обучения иностранным языкам и правилам движения;
  • развивают память и внимание;
  • развивают логическое мышление, формируют причинно-следственные связи;
  • выступают в роли своеобразных тренажеров – с ними можно научиться не только выполнять мелкие точные действия, но и ухаживать за питомцем, проявлять заботу и т. д.;
  • развивают самостоятельность;
  • восполняют дефицит внимания, снимают стресс, разгружают мозг ребенка, когда малыш устал и у него нет сил включаться в полноценную игру.

04.jpg

Польза для родителей

  • Отвлекают ребенка, когда мама не в ресурсе. Интерактивная игрушка справится с кратковременной ролью «няни», станет альтернативой телевизору и мультфильмам.
  • Помогают в обучении. В связи с занятостью и повышенной нагрузкой на работе у родителей не всегда есть время обучать ребенка или закреплять полученные знания. В этом случае интерактивная игрушка может стать неплохим помощником.

Анастасия Глебова: «Чувствуете, что вот-вот сорветесь и закричите? Дайте себе передохнуть и успокоиться, оставив ребенка в компании развивающей игрушки на 20–30 минут. Если запоминание английского алфавита с помощью планшета, а не с помощью мамы вернет вашей семье мир и спокойствие – пусть будет так. Важно не делегировать игрушке самое главное, что вы можете дать ребенку, – внимание, любовь и ласку».

03.jpg

Чем могут быть опасны интерактивные игрушки

Главным побочным эффектом милых мурлыкающих кошечек и хныкающих пупсов является то, что они лишают ребенка возможности фантазировать и проявлять инициативу. Стандартные реакции игрушки мешают создавать воображаемые ситуации. По сути, игра сводится к изучению функций предмета.

– С 3 до 7 лет у ребенка развивается навык сюжетно-ролевой игры, который формирует мышление, эмпатию и многие другие психологические составляющие. Увлечение шаблонными интерактивными игрушками будет только ограничивать детские возможности.

06.jpg

Интерактивные игрушки показывают облегченную модель жизни, сравнимую, например, с компьютерной игрой. У ребенка может создаться впечатление, что ухаживать за животными или маленькими детьми очень просто. Игрушка хоть и имитирует поведение живого существа, но не может отреагировать нестандартной эмоцией. Получается, что ребенок обучается азам взаимодействия, но не учится таким важным вещам, как компромисс или адаптация поведения к разным ситуациям.

Кроме того, яркие лампочки, громкие звуки обладают магнетическим эффектом, привыкнув к которому сложно начать играть с простой беззвучной игрушкой. В этом кроется вред интерактивных забав и для родителей, точнее, для их кошелька. После освоения функционала ребенок забросит интерактивную игрушку и будет требовать следующую.

07.jpg

Покупать или не покупать – вот в чём вопрос

Однако не стоит демонизировать интерактивные игрушки и отказываться от них вовсе в век прогресса и высоких технологий. Невозможно недооценить их развивающую составляющую и помощь уставшей маме в развлечении ребенка.

– Важно, чтобы такие игрушки не преобладали в арсенале ребенка. Например, если из десяти игрушек две – интерактивные, то это абсолютно нормально. Давайте не будем отрицать, что большинство интерактивных игрушек очень милые и завораживающие, а иногда даже больше нравятся взрослым, чем детям. Не нужно отказывать ребенку в покупке такой игрушки, особенно если она есть у всех его друзей. Но всегда рассказывайте ему и показывайте, что живое общение – намного лучше.

08.jpg

Сочетайте интерактивные книги с чтением бумажных аналогов, а познавательную информацию подкрепляйте знакомством с окружающим миром на прогулках. И, самое главное, уделяйте ребенку как можно больше персонального внимания, не отвлекаясь на телефон и прочие дела. Тогда игрушечный мир никогда не сможет конкурировать с настоящим, полным тепла и родительской любви.

10.jpg

Как понять, что ребёнка нужно отучать от интерактивной игрушки, и как это сделать

И интерактивная игрушка, и гаджет могут служить во благо. Однако не забывайте, что развитие эмоционального интеллекта, понимание ребенком собственных чувств и эмоций важнее, чем развитие мышления. Если игрушки помогают это делать – замечательно. А вот если они провоцируют истерики и только усложняют общение с родителями или сверстниками, то их участие в жизни малыша нужно ограничить.

Когда ребенок не выпускает из рук говорящего котенка, которого вы только что купили, – это абсолютно нормально, ведь он хочет провести свободное время вместе с еще не наскучившей игрушкой. Но если он предпочитает игрушечную интерактивность всему остальному (и простым игрушкам, и прогулкам, и живому общению), то нужно менять подход.

11.jpg

Только ни в коем случае не накладывайте жестких запретов. Просто сократите время пребывания малыша в компании интерактивного друга. Для введения режима игры важно четко обозначить границы. Но выстраивать их можно разными способами, в зависимости от характера ребенка.

– Для некоторых детей, особенно для юных манипуляторов, лучше жестко обозначить правила, без дополнительных объяснений. Другим можно сказать, мол, с сегодняшнего дня в нашей семье после 18:00 никто не пользуется гаджетами и их игрушечными аналогами. И подробно объяснить, почему так произошло.

Устанавливая подобные правила или графики, вы должны помнить, что вам тоже придется их соблюдать. Ну что, готовы провести вечер без телефона в руках?

Робот

Роботы-игрушки – это уже давно не миф и не фантазия, это часть нашей реальности. С развитием технического прогресса роботы с искусственным интеллектом постепенно входят в нашу жизнь, хотим мы того или нет. Всего пару лет назад среди подобных игрушек можно было увидеть лишь передвигающиеся фигурки, воспроизводящие определённый набор звуков, слов или предложений. А сейчас мы видим сложные и высокотехнологичные модели, одинаково интересные не только детям, но и взрослым. Есть ли от них польза, или они несут вред детской психике, давайте разбираться

Термин «искусственный интеллект» довольно трудно объяснить. Роботы с искусственным интеллектом должны уметь изучать окружающий мир, различать эмоции и самостоятельно проявлять их, решать сложные задачи, отвечать на поставленные вопросы, распознавать лица и различные объекты. Фактически искусственный интеллект необходим для воспроизведения и моделирования человеческой деятельности, которая определяется как интеллектуальная.

Давайте рассмотрим несколько примеров

Возьмём такие игрушки, как Фёрби или FurReal. Именно они с недавнего времени вызывали ажиотаж у покупателей. Эти «чудики» умеют реагировать на прикосновения человека (в них встроены датчики), издавать некоторые звуки, самостоятельно выключаться в отсутствии действий. Однако, всё это заранее запрограммированные функции, действия и реакции. Они автономные, не требующие наличие анализа и синтеза, основы интеллекта. Делаем вывод, что это просто игрушки-роботы, которые увы… не обладают искусственным интеллектом.

Теперь рассмотрим другой пример – робот Cozmo, наделённый способностью распознавания лиц, считывающий чужие эмоции и умеющий проявлять свои. Он может ориентироваться в пространстве, оборудован системой самообучения и компьютерного зрения – его мы смело можем назвать роботом с искусственным интеллектом.

  • Игрушки способны общаться, и могут стать другом вашему ребёнку.
  • Они похожи на людей и умеют реагировать на то, что происходит вокруг них.
  • Верные друзья, которые способны скрасить ваше одиночество.
  • Могут стать компаньоном в играх, не воображаемым, а вполне реальным!
  • Выполняют обучающую функцию и становятся хорошим репетитором для ребёнка.
  • Роботы-игрушки могут иметь настройки индуктивного обучения. Это значит, что со временем их программа совершенствуется и становится лучше, благодаря анализу входных и выходных данных, поиску связей между ними и их анализа.

Робот Cozmo

Отличительные черты

На что в первую очередь мы обращаем внимание? На глаза, правильно. В них мы пытаемся разглядеть сущность существа, которое находится перед нами. Предугадать его действия. И чем реалистичнее они будут, тем больше интереса и доверия у нас будет к данному объекту. Как правило, разработчики уделяют немало времени именно глазам робота. Они, конечно, выглядят не как настоящие, но полны эмоций, могут выразить всё, что происходит «внутри» робота и понятны человеку на интуитивном уровне. Например, если вы решите нагрубить или позволить себе проявление негатива по отношению к вашему другу с искусственным интеллектом – то такой робот вполне может обидеться и отвернуться от вас. Если вы неожиданно возьмёте его в руки, то он может застыть, будто в испуге, а на дисплее глаза будут неловко озираться по разным сторонам. Или вот ещё пример, проиграв в игре, он запросто может разозлиться или даже закатить сцену, как настоящий ребёнок.

Да-да, вы не ослышались! Некоторые модели роботов с искусственным интеллектом умеют играть в различные игры. Причём это игры, в которых нужно наперёд просчитывать ситуацию, учитывая ходы своего соперника. Одним роботам нет равных в шахматах, другие могут сыграть в «слова», третьи – в игры на ловкость и быстроту реакции. А так как в их память заложены довольно сложные программы, обыграть такого соперника будет довольно трудно. Искусственный интеллект в разы превосходит человека в решении сложных задач, так как ему доступен анализ больших данных и возможность запомнить большие объёмы информации.

1-1.jpg

Если у вас есть желание приобрести ребёнку именно робота-собеседника – это возможно! Взять хотя бы Aristotle от Mattel, который способен взаимодействовать с малышом, вести с ним беседу при помощи того же искусственного интеллекта. Его выход в свет немного затянулся, так как планировался ещё в 2017 году. Такая модель будет расти вместе с ребёнком, регулируя его уровень вовлечённости в процессе взросления. Она оборудована камерой, проектором, может проигрывать аудиозаписи, читать сказки и отвечать на вопросы малыша. Такие роботы могут сказать «Привет!» при встрече, пошутить, стать собеседником практически на любую тему, а также немного подурачиться и развлечься. А ещё в нём есть функция няни. Например, когда малыш внезапно проснётся и заплачет, робот может спеть ему колыбельную, чтобы тот успокоился и продолжил сладко спать. Данные о времени сна при этом фиксируются и отсылаются на привязанный к устройству смартфон, а все видео можно просматривать тем же способом в прямом эфире.

Искусственный интеллект

  • Некоторые игрушки-роботы с искусственным интеллектом могут использоваться и в творческой деятельности: в создании текстов и картин, написании музыки. У них это заложено сложной программой. Дети же развивают свои способности постепенно в процессе обучения – и каждый из этих этапов, несомненно, важен. Ребёнок должен это понимать и стремиться к самосовершенствованию, а не использовать уже готовые предложенные ему варианты.
  • Игрушки-роботы практически не совершают ошибок, в отличие от нас с вами. Искусственный интеллект не останавливается на оценке результатов сделанного шага, а продумывает всевозможные варианты на несколько шагов вперёд. Он не может вдруг что-то забыть, так как наделён абсолютной памятью. На их фоне некоторые дети могут начать недооценивать себя, терять в себе уверенность, занижать свою самооценку. Нужно донести до ребёнка, что ошибки естественны и неизбежны. И даже взрослые иногда ошибаются.
  • Роботы, даже с искусственным интеллектом, не подвержены реальным эмоциям. Они не могут проигнорировать какие-то факты, не могут колебаться в принятии решений, оценивают каждый свой шаг и каждый ответ.
  • Отсутствие защиты от сбоев. Отследить их довольно трудно, а привести они могут не только к нарушению работы некоторых систем, потере важных данных, но и к полной поломки модели.
  • Несмотря на практически безграничные возможности, родители сталкиваются с тем фактом, что подобные устройства способны собирать всю информацию об их личной жизни. Несмотря на то, что аудио и видео потоки передаются через безопасные соединения, останутся ли эти данные нетронутыми – большой вопрос.
  • Постоянный контроль за ребёнком. С одной стороны, это позволяет следить за безопасностью малыша. Например, если у вас есть потребность оставить малыша с малоизвестным человеком (новой няней). С другой стороны, если ребёнок понимает, что за ним идёт практически круглосуточная «слежка», это может негативно отразиться на его эмоциональном состоянии.
  • Ещё одна крайность – полная замена живого общения с родителями на игры с роботом. Взрослые видят, что их ребёнок любознательный, развивается, постоянно находится в компании с «другом», и отдаляются от малыша, предпочитая заниматься своими делами. В данном случае это не обогатит развитие ребёнка, а лишь испортит его. Никакой робот не заменит родительской заботы, любви и времени, проведённого вместе.

Безусловно, искусственный интеллект меняет наш мир. Роботы, наделённые им, становятся для нас не только развлечением, но и важным опытом общения с новым миром. Наша задача – использовать их «с умом» и во благо нашего существования, ведь они способны стать для наших детей гораздо большим, чем просто очередной игрушкой для забавы.


Сначала мы даём детям электронную игрушку, потом планшет, а потом пытаемся оттащить от экрана компьютера. Наш блогер Мария Ушакова рассуждает, почему электронные игрушки и шезлонги мешают развитию маленьких детей.

Мы хотим для своих детей самого лучшего. На этом желании часто играют производители всевозможной детской техники, внушая нам, что без их продукции невозможен комфорт и гармоничное развитие младенца. Полезны ли такие девайсы на самом деле?

Электронные игрушки

Яркие пластмассовые игровые станции, невиданные звери и автомобили, живущие своей жизнью. Подобные игрушки издают множество звуков, светятся, танцуют и разве что не устраивают цирковое представление с конями. Если в них встроены названия цветов или цифры, производители смело пишут на этикетке «развивающие».Что и как они развивают? Давайте разбираться.

Произвольное внимание — залог успешного развития, благодаря ему мы можем концентрироваться на важном, нужном и желаемом. У новорожденного произвольного внимания нет, зато есть мама, а у мамы — погремушка, расчёска или ножка от табуретки. Показывая её ребёнку, мама «заражает» его своим интересом. Так возникает совместное внимание, именно через него формируется произвольное. А истошно-яркая штука скачет, как бешеный кенгуру, орёт песни на английском, китайском, да хоть клингонском, светится, как лазерное шоу. Сенсорное безумие перекрывает потоком стимулов маму и навязчиво привлекает к себе. Сверхстимулирующая игрушка мешает формированию произвольного внимания, тренируя непроизвольное. При определенной предрасположенности у ребёнка вполне может развиться синдром дефицита внимания, что впоследствии аукнется трудностями в обучении и другими проблемами.

Электронные игрушки для маленьких детей бессмысленны ещё и потому, что не удовлетворяют исследовательский интерес

Игрушка должна быть познаваемой. Маленький человек изучает мир и строит логические цепочки. Если толкнуть мяч, он покатится. Если трясти погремушку, она гремит. Если уронить чашку, она разобьется, ещё и мама прибежит. Взаимодействие с электронными игрушками не логично. Почему эта кнопка работает именно так? Почему там такая же кнопка, а эффект другой? Почему кнопка одна, а эффектов много? Ребёнок ещё не в состоянии понять, как это вообще работает. Опыт есть, а усвоить его невозможно.

У маленького ребёнка пока только перцептивное мышление — что ощутил, то и существует. Как котёнок Гав: я её лизнул, значит, она есть. Маленькие дети не умеют прогнозировать события. Электронные игрушки нарушают логику ожиданий, и именно это привлекает в них нас, взрослых. Помните первые говорящие и писающие пупсы? Это же восторг! Потому что мы знаем, что игрушки не живые и писать не могут, а тут такое чудо. А дети не знают, они воспринимают мир как данность.

Для новорожденных чем проще игрушка, тем она функциональнее и полезнее. А лучшие игрушки вообще не игрушки! Коробочки, пекарская бумага, тряпочки, рыболовные колокольчики (почему-то только они звучат приятно и негромко) отлично подходят для детей до года. Игрушки с электроникой малофункциональны и не дают ребёнку понять причинно-следственные связи, столь необходимые для формирования понятий об окружающем мире. Недаром ВОЗ назвала подобные игрушки угнетающими.

Шезлонги, качели, кроватки с автоматической системой укачивания

Используя электронные девайсы для успокаивания ребёнка, мы нарушаем формирование привязанности к маме или другому заботящемуся взрослому. Человеку нужен человек. Особенно, если человек — младенец. Основной механизм развития и адаптации ребёнка к миру — эмоциональные отношения со значимым взрослым (обычно мамой). Как едва родившийся комочек рефлексов понимает на что ориентироваться и к кому привязываться? Просто: кто удовлетворяет его потребности (в данном случае в безопасности, комфорте) — тот и мама. Так что не стоит слишком часто делегировать электронике эту почётную обязанность.

Мозг новорожденного имеет настройки по умолчанию: «ритм = безопасность». Важно, чтобы ритм воспроизводился мамой или другим живым человеком, тогда будет связка: «мама = безопасность». Электронный ритм качания или музыки слишком правильный, а когда ребёнок усваивает его как эталон, живой человек с его вариациями уже может восприниматься как небезопасный. Мы ведь не хотим, чтобы у ребёнка комплекс оживления возникал не на маму, а на электронную колыбельную качающегося шезлонга. Прогресс — это здорово, он подарил нам множество облегчающих жизнь устройств, но вмешивать электронику в развитие новорожденного не стоит. Его первоочередная задача — освоить мир человеческих отношений, а уже потом техники.

Даже без автоматической системы качания шезлонги и стульчики не особо полезны, так как ограничивают двигательное развитие ребёнка

Кинезиотерапевты, детские массажисты, специалисты по сенсорной интеграции в один голос заявляют: пол — лучшее место для маленького ребёнка. На полу он получает необходимый простор для исследования, может переворачиваться и пытается ползать. Умственное развитие в первые месяцы напрямую связано с двигательным и даже оценивается по нему. Если на полу холодно и твёрдо, можно положить обычные детские коврики-пазлы или будо-маты. Стоит ограничить пространство, чтобы юный исследователь не испытывал провода на прочность, а розетки на безопасность. И руки свободны, и ребёнок развивается! Движение и общение развивает младенца. Больше ничего.

Улла Кислинг, известный специалист по сенсорной интеграции, весьма категорична в вопросе развития малышей: до трёх месяцев только мама (причём кожа к коже), а потом мама и пол, никаких шезлонгов и стульчиков.

Конечно, иногда маме необходимо есть, пить горячий (!) чай, в душ или вообще в туалет, а оставить ребёнка на полу без присмотра страшно. Если другой возможности занять ребёнка нет, можно воспользоваться описанными устройствами, но ограниченное время. Колоссального вреда это не нанесёт, здоровый ребёнок компенсируется. Специалисты рекомендуют использовать шезлонги не более 30 минут подряд. Да, успеть за полчаса поесть, попить, посетить туалет, душ и проведать одуревшего от голода кота, не обладая суперспособностями, — тот ещё квест. Так что достижения техники для новорожденных предназначены, в первую очередь, для облегчения жизни родителей, а их польза для развития ребёнка — лишь маркетинговая уловка.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ольга Иванова
Интерактивные игрушки: вредят или приносят пользу?

Интерактивные игрушки — это развивающие игрушки, которыми легко управлять и каждому малышу они безумно нравятся.

У ребенка такие игрушки формируют навыки общения, навыки заботы и любви, например интерактивная собачка или кошка, которая в ответ на действия ребенка радостно виляет хвостиком, лает, сообщая о радостной встрече или мурлыкать когда ее гладишь. Если спросите такого плюшевого мишку или песика «Как твои дела?», он веселым голосом ответит «Хорошо!» или «Плохо» в зависимости от ситуации. Кроме того, интерактивные игрушки могут смеяться, когда их щекочут, или плакать, если ударяются. Когда малыш покормит свою любимую игрушку из бутылочки, она сладко засопит от удовольствия. Перечень действий, которые могут выполнять интерактивные игрушки, достаточно обширен

Все это у ребенка вызывает неописуемый восторг, более того ребенок начинает нести ответственность за игрушку как за живое существо, гладит, играет ласкает, берет с собой на прогулку и всячески заботиться о своем питомце

Некоторые интерактивные игрушки развивают мелкую моторику,благодаря всяческим кнопкам,расширяют словарный запас ребенка,побуждают к речи,развивают цветовое восприятие,форму,величину,развивают память,внимание. Это такие "умные" игрушки как интерактивные музыкальные книжки,говорящий пылесос,обучающий телефон и т. д.

В наше время практически с пеленок ребенок остается без маминой ласки,нежности. Конечно же родители любят своего ребенка,но речь идет еще и о телесном контакте. Практически сразу после рождения ребенок находится отдельно от мамочки,лежит и спит в своей кроватке,а мама прижимает его к груди только во время кормления или плача,так как постоянно занята домашними делами,а некоторые мамочки вообще уже через несколько месяцев выходят на работу. Однако телесный контакт и объятия очень важны для гармоничного развития. Некоторые "умные" игрушки способны обнимать,давая ребенку ту эмоциональную защиту и покой которая так необходима малышу. А если ребенок еще и аутичный или "особенный",то такая игрушка может помочь вступить в общение с ребенком.

С другой стороны такие игрушки могут и навредить. Например самые простые куклы и солдатики ребёнок сам «оживляет», наделяет их какими-то качествами и функциями, иными словами, фантазирует во время игры, воображает, проявляет творческие способности, строит образы, рассматривает и пробует различные варианты игр с одной и той же куклой. В то же время интерактивные игрушки всё делают за кроху сами, не развивая никаких вышеперечисленных качеств и способностей. Кроме того, говорящие и даже иногда общающиеся игрушки порой заменяют малышу живое общение, которое очень необходимо для развития ребёнка.

Как же быть родителям? Прежде всего нужно помнить главное:никакие "умные" игрушки не способны заменить родительскую заботу и ласку,живое общение;игрушки нужны прежде всего чтоб играть, а не смотреть на них;нужно во всем знать меру!

Интерактивные игрушки.

Интерактивные игрушки. Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую.

Мои валялки — очень интересное занятие

Мои валялки — очень интересное занятие год назад - перед Новым годом, я увлеклась новым, для меня, занятием - сухое валяние из натуральной шерсти. Это занятие так меня увлекло,.

Играя, дети познают мир. Поэтому при покупке очередной игрушки важно оценивать не только красивый внешний вид и безопасность, но и то, насколько и как она может повлиять на психологическое и эмоциональное состояние ребенка.

Формирование личности ребенка, его развитие, освоение полезных бытовых и коммуникационных навыков невозможно без игр и игрушек. Если раньше куколок и лошадок делали из подручных материалов, то сегодня при производстве игрушек используются самые современные технологии. Психологи и педагоги относятся к этому двояко. Одни утверждают, что высокотехнологичные игрушки позволяют детям легко осваивать мир гаджетов, без которых немыслима жизнь современного человека. Другие бьют тревогу – по их мнению, чересчур реалистичные игрушки не дают развиваться детской фантазии и мешают развитию коммуникативных навыков. Насколько оправданы эти опасения? Давайте разберемся.

Многим родителям знакома картина : ребенок выпросил очередную интерактивную игрушку, день-другой не выпускал ее из рук, а потом забросил и уже просит новую. Взрослые удивляются, а детям – скучно.

Не спешите обвинять детей в избалованности. Психологи утверждают – такие игрушки и в самом деле скучны! Поначалу их яркий внешний вид привлекает ребенка, но быстро выясняется, что в эту игрушку нельзя по-настоящему играть. Куклы все делают сами: поют, танцуют, говорят, плачут, кушают и даже ходят в туалет. Машинки ездят, вертолеты летают, интерактивные мягкие игрушки почти не отличаются от реальных домашних животных. Что же остается ребенку? Только нажимать на кнопки. Разве это – игра?

Ребенку интересен сам процесс игры, интересно активно участвовать в ней. Что-то придумывать. Катать машинку по полу. Говорить от имени куклы или плюшевого мишки. Игрушка, обладающая собственной активностью, превращает детей из участников игры в сторонних наблюдателей, и быстро становится неинтересной детям.

Первоначальная цель игрушек – развивать фантазию, творческий потенциал, воображение ребенка. Суть игры – в создании воображаемых миров и ситуаций. Современные технологии, которые используются при производстве игрушек, не позволяют это сделать. На помощь придут игры с предметами заместителями.

Страшилки и монстры.

Прекрасные принцы и принцессы появляются в мультфильмах все реже. В моде – монстры, мутанты, нечисть, куклы с утрированными и неестественными чертами лица. По мотивам этих мультиков делают игрушки.

Беда в том, что ребенок всегда идентифицирует себя с той игрушкой, в которую в данный момент играет. Он говорит от ее имени, принимает за нее решения, оценивает мир с точки зрения игрушечного персонажа – и незаметно перенимает его качества. Игры в Ивана-царевича, Маугли, благородного рыцаря и удалого гусара помогают детям проявлять благородство, великодушие, смекалку, отвагу, находчивость. А чему научат ребенка кукольные монстры?

Еще одна беда всевозможных игрушечных страшилок – возможные нарушения коммуникативной функции. Монстры не дружат, не спасают мир и не создают семьи. Единственный сюжет, в который с ними можно играть – это бесконечная битва. Причем не за правое дело – а просто по принципу «кто сильнее». Стоит ли удивляться, что дети, играющие в такие игрушки, не понимают ценности дружбы, становятся агрессивными и раздражительными?

Барби и компания.

Изначально на куклах девочки отрабатывали модель будущего материнства. Купали, кормили, укладывали спать. Барби и ей подобные – шикарные светские тусовщицы с умопомрачительными формами и всеми атрибутами роскошной жизни. Они вызывают у маленьких девочек интерес к тем сферам жизни, к которым те в силу возраста еще не готовы: флирту, романам, шопингу, красивой жизни.

Кроме того, красивые и богатые куклы, по мнению психологов, зачастую приводят к формированию у своих маленьких хозяек большого комплекса неполноценности – ведь их внешность не так идеальна, а таких красивых нарядов, машин и яхт в реальной жизни, скорее всего не будет. Уже известно немало случаев, когда подросшие хозяйки Барби начинают перекраивать себя с помощью пластической хирургии, чтоб стать похожими на своих кукол.

Опасные игрушки.

1. Гигантские мягкие игрушки представляют для маленьких детей реальную опасность. Во-первых, за ними трудно ухаживать, их не засунешь в стиральную машину. Будучи форменными «пылесборниками», эти игрушки могут стать причиной развития аллергии.

Во-вторых, особо огромный мишка или заяц может запросто придавить ребенка. А при попытке поднять такое чудище малыш может потерять равновесие и упасть. И, наконец, самые маленькие дети могут попросту испугаться таких гигантов. Поэтому безопасная игрушка должна быть минимум вдвое меньше по размеру, чем сам ребенок.

2. Фантастическое оружие с обильными световыми и шумовыми эффектами излишне возбуждает нервную систему ребенка и может вызвать агрессию.

3. Излишне яркие игрушки, окрашенные более, чем в три цвета, не годятся для младенцев – они их раздражают и пугают.

Вот примерный список полезных детских игрушек. Этот перечень может изменяться в отличие от возраста ребенка.

1. Сюжетно-образные игрушки. В этих игрушках нашли свое определенное отражение образы животных, человека, транспорта или иных предметов.

Куклы (Средних размеров).

Набор кукол «семья».

Домашние и дикие животные, динозавры.

Автомобили разного назначения средних размеров.

Наборы: военная техника, корабли, самолеты.

Наборы для сюжетно-ролевых игр.

Предметы домашнего обихода, кукольный дом.

2. Дидактические игрушки. Это такие игрушки, которые специально предназначены для обучения чему-либо.

Набор объемных геометрических фигур.

Набор картинок для группировки.

Серия картинок для установки последовательности.

3. Строительные игрушки.

Набор цветной бумаги и картон.

Пластмассовый конструктор.

4. Музыкальные игрушки.

Поющие игрушки.

5. Спортивные игрушки.

6. Игрушки-забавы.

Важно не количество игрушек у ребенка, а то, умеет ли ребенок в них играть.

Перед покупкой необходимо убедиться, что игрушка безопасна. Как же выбрать ребенку безопасную, полезную и интересную игрушку?

Важна реалистичность игрушек.

Большой размер игрушек.

Материал, из которого сделана игрушка, должен быть: прочным, нетоксичным, не хрупким.

Мелкие детали у игрушки должны отсутствовать.

Недопустимы игрушки с острыми краями, зазубринами.

Игрушка должна соответствовать возрасту ребенка.

Игрушка должна развивать координацию движений, мышление, воображение, активность и любознательность ребенка.

Музыкальные игрушки не должны вызывать неприятных слуховых ощущений.

Нельзя использовать сломанные игрушки, игрушки с дефектами.

Игрушка не должна вселять страх в ребенка.

Игрушка должна быть яркой и интересной для ребенка.

Беседа «Полезные и вредные привычки» Беседа «Полезные и вредные привычки.» Цели и задачи: Учить детей отличать вредные и полезные привычки. Формировать сознательный отказ от.

Консультация для родителей «Полезные и вредные привычки» Консультация для родителей Что лежит в основе правильного воспитания? Как у ребенка воспитывать полезные привычки? На эти вопросы можно.

НОД по ФЦКМ «Полезные и вредные привычки» в средней группе Задачи : Учить детей отличать вредные и полезные привычки. Формировать сознательный отказ от вредных привычек. Закреплять умение объяснять.

Конспект НОД «Полезные или вредные?» для подготовительной к школе группы Полезные или вредные? Программные задачи: Формировать у детей представление о том, что животных нельзя делить на полезных и вредных. Развивать.

Конспект открытого занятия «Полезные и вредные продукты» Фамилия, имя, отчество педагога, должность Лебедева Наталья Борисовна, воспитатель Наименование учреждения, город СПб ГБСУСО «ДДИ № 1».

Конспект занятия «Полезные и вредные продукты» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №23 с. Шурскол Конспект НОД «Полезные и вредные.

Консультация для родителей «Вредные и полезные продукты для детей» Самые полезные продукты для детей Список полезных продуктов для детей составить достаточно трудно. Нормы питания детей разные, у одних.

Мероприятие совместно с родителями «Полезные и вредные продукты» в старшей группе

Мероприятие совместно с родителями «Полезные и вредные продукты» в старшей группе Желаете быть здоровыми и энергичными? Начните с правильного питания. От того, что мы едим, напрямую зависит наше самочувствие. Сбалансированность.

Образовательная ситуация в средней группе «Полезные и вредные продукты» «Полезные и вредные продукты» Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Конспект занятия «Полезные и вредные продукты» Программное содержание: Учить различать полезные и вредные продукты. Закрепить у детей знания о пользе тех или иных продуктов. Уточнить.

Читайте также: