Все о казаках игрушка

Обновлено: 11.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Дидактическая игра Лото «Казаки»

Для детей4-7 лет

Дидактические цели:

- Закрепить знания детей о казачьих традициях, быте, одежде

- Пополнение словарного запаса,

- Концентрация внимания,

- Развивать мыслительных процессов

- Формировать у ребенка чувства любви к Родине,

Правила игры

• Детям раздаются карточки с изображением атрибутов казачьего быта (на одной карточке 9 изображений. Воспитатель (далее, один из детей) достает разрезную карточку, называет изображение на карточке. Ребенок, на карточке которого имеется соответствующий названному овощ или фрукт берет ее и накладывает на свою карту, переворачивая так, что закрывает поле.

• Выигрывает тот, кто первым закроет все поля своей карты.

Карточки для игры



https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=81e8304ce615fa6c5339aa4ae76c22dc-l&n=13




https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=81e8304ce615fa6c5339aa4ae76c22dc-l&n=13



https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=408bd7424487e70dc161dd1e2018ff7e-l&n=13


https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=81e8304ce615fa6c5339aa4ae76c22dc-l&n=13




https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=81e8304ce615fa6c5339aa4ae76c22dc-l&n=13


Карточки для разрезания



https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=81e8304ce615fa6c5339aa4ae76c22dc-l&n=13


https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=408bd7424487e70dc161dd1e2018ff7e-l&n=13

Курс повышения квалификации

Развитие креативности у детей дошкольного возраста (на примере использования разнообразных материалов)


Курс повышения квалификации

Теория и методика воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении


Курс повышения квалификации

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО

«Песочная терапия»

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 920 564 материала в базе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Воспитание детей дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Образовательные ресурсы системы дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Организация работы в ДОО по подготовке детей к школе»
  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Простые машины и механизмы: организация работы ДОУ с помощью образовательных конструкторов»
  • Курс повышения квалификации «Использование декоративно-прикладного искусства в работе с детьми дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе ДОО»
  • Курс повышения квалификации «Песочная терапия в работе с детьми»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Индивидуализация образования. Сопровождение индивидуального развития ребенка-дошкольника в вариативной образовательной среде»
  • Курс повышения квалификации «Методическое обеспечение дошкольного образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Личностное развитие дошкольника в социальной среде в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «ФГОС ДО: применение игровых практик для современного развития детей»
  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Проблемы и перспективы в развитии вариативных форм преемственности между детским садом, школой и системой дополнительного образования»

Оставьте свой комментарий

  • 19.03.2019 1655
  • DOCX 2.4 мбайт
  • 69 скачиваний
  • Рейтинг: 2 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Коломицкая Тамара Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

66 минут

«Секреты эффективного взаимодействия с поколением Z»

121 минута

«Мотивация здорового образа жизни. Организация секций»

23 минуты

«Сказкотерапия с элементами арттерапевтических техник»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Казачьи игры обладают не только многовековой историей казачества, но и позитивным воздействием на физическое и духовное развитие дошкольников. Такие игры доступны для любого возраста, их можно проводить и на улице, и в помещении (в музыкальном зале, в групповом комнате). Эти игры не требуют специального инвентаря. Можно использовать подручные средства. Например, вместо коня можно взять гимнастическую палку и "скакать" на ней, как на лошадке. Кроме того, в казачьи играх много мелодичности, они очень музыкальны. Часто игры сопровождаются словами, в которых есть донской говор, есть исконно казачьи слова и выражения. Тем самым дети в игре развивают память, выразительность речи и саму речь, пополняя её новыми словами из казачьего говора.

Казачьи подвижные игры, основываясь на быте и традициях донских казаков, имеют важную роль в приобщении подрастающего поколения к здоровому образу жизни. Помимо развития физических качеств - ловкости, быстроты, координации движений, игры развивают коллективные действия в защите, в атаке уже в дошкольном возрасте, что создает благоприятные условия для дальнейшего обучения спортивным играм.

Предлагаю вашему вниманию подборку игр, в которые играли и играют на Дону.

«КАЗАКИ"

Играющие выбирают себе Атамана, который даё т всем остальным разные задания: приказывает им строиться в шеренгу, поворачиваться, схватывать на бегу какой-нибудь приз, перепрыгивать через барьер или ров, попасть в цель мешочком или другим предметом, проскакать по кругу на "лошади". Затем Атаман называет того, кто лучше всех сделал задание и выбранный становится Атаманом. Игра продолжается.

Дети выстраиваются в круг. Под музыку по кругу пускается казачья папаха. На ком музыка останавливается, тот должен громко крикнуть:"ЛЮБО!", - и надеть папаху на голову.

"СОКОЛ И ЛЕБЁДУШКА"

Выбираются девочка - Лебёдушка, мальчик - Сокол. Дети стоят в кругу и поют.

Вдоль по бережку Лебёдушка плывёт,

Выше бережка головушку несёт.

Она крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

Выходит в центр круга Лебёдушка. Затем выходит Сокол, идёт по кругу.

Не летай, ясный Сокол, высоко,

Не маши да ты крылами широко.

Лебедь белая совсем недалеко.

Сокол обходит Лебёдушку, приговаривает:

Ты, Лебёдушка, лучше всех,

Ты, Лебёдушка, краше всех.

Я возьму тебя за белое крыло,

За собою уведу да далеко.

Ты её, дружок, поймай,

А потом и забирай!

Сокол ловит Лебёдушку. Поймав, ведёт по кругу за руку. Дети поют:

Вдоль по шелковой, по травушке,

По зелёной, по муравушке,

Ведёт Сокол Лебёдушку,

Ведёт белую головушку.

Да по чистому по полюшку

Прямо к синему морюшку.

Сокол и Лебёдушка кланяются.

Казачьи игры как средство приобщения к наследию донского казачества. Картотека казачьих народных игр

Выбирают водящего или салку при помощи считалки:

Конь ретивый, долгогривый

Скачет полем, скачет нивой.

Это конь, это конь,

Конь ретивый долгогривый.

Кто коня того поймает,

С нами в салочки играет.

Все остальные участники игры разбегаются. Салке надо догнать кого-либо из играющих и осалить, запятнать его, т. е. хлопнуть ладонью по спине, руке и т. д.

После этого водящим становится осаленный. Подняв руку, он говорит: «Я — салка!». Пятнать предыдущего салку новому не разрешается.

Игру можно усложнить. Скажем, нельзя пятнать того, кто успеет замереть в какой-нибудь позе, например, припадет к земле, опираясь на ладони и носки вытянутых ног. Или, например, можно спастись в «доме» — специально очерченном круге. Кроме того, пятнать можно не рукой, а мячом.

("Кочет" - это петух)

Дети образуют круг. Выбирается Кочет. Ему завязывают глаза и ставят в центр круга. Дети стоят на одной ноге, руки на поясе.

Дети: Кривой Кочет, на чём стоишь?

Кочет: На иголочках!

Дети: Как тебе, не колко?

Кочет: На подковках!

Дети отбивают ритм - чередование "кулачки-ладошки".

Ступай в кут, там блины пекут.

Там блины пекут, тебе блин дадут.

Кочет ловит детей.

Кого Кочет поймал, им и становится. Игра продолжается.

Все играющие берутся за руки, встают в круг. Один из играющих выходит в круг с маленькой подушечкой думкой, держит её над головой. Дети поют плясовую песню:

Подушечка-раздушечка моя пуховая,

Подушечка-раздушечка моя пуховая.

Ой лели, лели, лели, моя пуховая,

Ой лели, лели, лели, моя пуховая.

Молодушка, молодушка, моя молодая,

Молодушка, молодушка, моя молодая.

Ой лели, лели, лели, моя молодая,

Ой лели, лели, лели, моя молодая.

Кого люблю, кого люблю, того поцелую,

Кого люблю, кого люблю, того поцелую.

Ой лели, лели, лели, того поцелую,

Ой лели, лели, лели, того поцелую.

Подушечку-раздушечку сейчас подарую,

Подушечку-раздушечку сейчас подарую.

Ой лели, лели, лели, сейчас подарую,

Ой лели, лели, лели, сейчас подарую.

Ведущий с подушечкой ходит по кругу, по окончании песни подходит к ребёнку противоположного пола, предлагает взять подушечку. Уже вдвоём они выходят в круг и вместе танцуют. После танца выбранный ребёнок принимает подушечку, а другой становится в круг. Игра продолжается.


Игроки делятся на 2 или 4 команды. Становятся в шеренги и сплетают руки крест-накрест. Затем каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется.

После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всему залу или площадке, танцуют, используя известные плясовые движения.

Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно “заплести плетень” (взяться за руки крест-накрест).


«ЗАРЯ-ЗАРНИЦА».

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит:

Заря–зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые — за водой пошла!

С последними словами Заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей.

Картотека коми народных хороводных игр

Картотека коми народных хороводных игр Картотека коми народных хороводных игр 1. Белый шаман (Еджыд шаман)Звучит коми народная музыка. Играющие ходят по кругу, выполняют разные.

Картотека народных игр

Картотека народных игр Картотека народных игрРусские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались.

Картотека русских народных игр для зимних развлечений и забав Игра «Ведьмина метелка» Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный мишурой, пока играет музыка. У кого после окончания.

Картотека русских народных игр для зимних развлечений и забав на улице Зимой в России скучать не принято. Принято играть в зимние игры, которых с давних пор на Руси существовало множество. Зимние народные забавы.

Консультация «Казачьи народные игры» (старшая группа)

Консультация «Казачьи народные игры» (старшая группа) Казаки - это степной народ, народ, всегда высоко ставивший самостоятельность человека, народ - "наездник". В этом проявлялся их образ жизни,.

Методическая разработка «Картотека коми народных хороводных игр» (продолжение)

Методическая разработка «Картотека коми народных хороводных игр» (продолжение) Методическая разработка "Картотека коми народных хороводных игр" (продолжение) Оркестр. Дети встают в круг и играют под мелодию «Шондибанэй-олэмэй.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот' В цетре круга водящий('солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

План саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группа

План саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группа Зуева Людмила Анатольевна, воспитатель МБДОУ № 41 Нижегородская область, г. о. г. Шахунья. Проблема нравственно-патриотического воспитания.

Посещение музея «Русь избяная» (приобщение детей к своему прошлому наследию). Видео

Посещение музея «Русь избяная» (приобщение детей к своему прошлому наследию). Видео Посещение музея "Русь избяная"(приобщение детей к своему прошлому и наследию). Музей в жизни ребенка играет большое значение, он вызывает.

Социальное партнёрство ДОУ, библиотеки и родителей воспитанников как средство приобщения дошкольников к книге

Социальное партнёрство ДОУ, библиотеки и родителей воспитанников как средство приобщения дошкольников к книге "Достижение у человека в виде тяги к чтению – это лучший подарок, сделанный человеку, ведь он может увидеть всё, что угодно в книге". Элизабет.

Дидактическая игра «Детям о казаках» может быть использована педагогами дошкольных учреждений в работе с детьми старшего возраста, а так же учителями начальных классов по ознакомлению с региональной культурой.

Цель: Познакомить с историей, культурой и бытом казаков

1. Познакомить с национальной одеждой казаков, особенностями ведения

хозяйства, внутренним убранством куреня

2. Способствовать развитию речи, логического мышления.

3. Воспитывать интерес и уважение к культуре казачества.

Материалы и оборудование:

1. Большие карты, в центре которых изображены казак, казачка, курень,кухня, подворье (фото 1)

Дидактическая игра «Детям о казаках»

2. Маленькие карточки с изображением отдельных предметов: кухонной утвари, предметов национальных костюмов казака и казачки,внутреннего

убранства куреня, животных и птиц подворья (фото 2)


1. Экскурсия в музей

2. Рассматривание иллюстраций, старинных фотографий, предметов быта

3. Посещение комнаты казачьего быта

4. Беседы по истории, культуре и быту казаков

Знакомство с игрой можно начинать с середины старшего возраста, после того как у детей сформируются представления о том, что край населяют люди разных национальностей, что у каждой национальности есть своя история, культура и быт.

На первом этапе игру целесообразно проводить индивидуально или с небольшой группой детей (из 2- 3 человек). На этом этапе роль ведущего исполняет воспитатель, побуждая ребенка (или детей) к активному участию.

После того как дети усвоили принцип игры роль ведущего можно передать ребенку.

Как только дети уверено начнут выполнять правила первого этапа, игру можно усложнить, предложив ответить на вопросы ведущего.

Ведущий достает карточку из мешочка и показывает детям. Дети рассматривают изображение на карточке и кладут ее в соответствии с темой, закрывая свободные квадраты на больших картах (по типу лото, фото 3,4)



Ведущий достает карточку из мешочка и показывает детям. Дети рассматривают изображение на карточке и кладут ее в соответствии с темой, закрывая свободные квадраты на больших картах. Дают название предмета или одежды и определяют его назначение.

Дети делятся на 2 команды, им раздаются большие карты, ведущий загадывает загадку, отгадавший получает маленькую карточку с изображением отгадки. Не отгадавшая загадку команда пропускает ход. Побеждает та команда, которая первой закрыла все пустые клетки на больших картах.

Варианты казачьих народных загадок :

1. Сидит Феофан в землю вкопан.

Не живой, а жилой,

Много глаз любит нас

2. Кругом хаты синие лопаты

3. Стали хлопцы в ряд,

Проходить не велят.

4. Висит, телепеается,

Всяк за него хватается

5. Шо в нашей хати за поцелувайло?

6. От поясницы до ног семьдесят дорог

7. Лычки дэрэ, а лаптей нэ шье

Под небеса ушел

(печь, огонь, дым)

9. Четыре ходаста,

(корова, ноги, рога, хвост)

10. Сама не ем, а людей кормлю

11. В лесу расте,

У коня кохается,

У бабы телепается.

12. Новая посудина, а уся в дырах.

«Почемучкам о космосе». Презентация ко Дню космонавтики. Заявил вчера Виталик: – Быть Гагариным хочу! Вы меня зовите Юрой, Я ведь в космос полечу. Посмотрите, посмотрите: Ждать взросленья – нет.

Мои награды за работу, которую я люблю!

Мои награды за работу, которую я люблю! Я с детства мечтала быть учителем начальных классов. Поступив в институт на факультет начальных классов, весь наш курс неожиданно для себя.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Приобщение дошкольников к истокам, традициям и быту казаков посредством реализации проекта «Игрушки казачат»

Гринченко Галина Васильевна

Воспитатель, МБДОУ детский сад № 18 «Счастливое детство» муниципального образования Тбилисский район

С февраля 2020 года наш детский сад № 18 «Счастливое детство» осуществляет сетевое взаимодействие на базе инновационной площадки по теме «Традиции и обычаи кубанской семьи – как фактор формирования социальных навыков у школьников в рамках сетевого взаимодействия разноплановых образовательных организаций в условиях муниципального образования» с СОШ № 4 имени героя Советского Союза Е.Д.Волкова и Центром дополнительного образования детей «Казачок». Это подразумевает, что наш детский сад должен играть важную роль в становлении будущих школьников истинными казачатами, потому что именно в дошкольном возрасте начинает зарождаться и укореняться в детях дух патриотизма.

Воспитатели нашего детского сада активно реализовывают проекты, разрабатывают дидактические пособия, организовывают мероприятия, благодаря которым воспитанники с удовольствием познают традиции и быт казаков.

Мои воспитанники средней группы «Звёздочки» - им по четыре года. Ранее, когда ребята были младше, мной проводилось я проводила ряд развлекательно-ознакомительных мероприятий приуроченных к казачьим праздникам, на которых в игровой форме знакомила детей с обычаями казаков. В средней группе я решила, что пора с моими детьми реализовать познавательный проект и этот проект должен заинтересовать их и укоренить в них желание к познанию большего.

Что же интересно детям четырех лет? Конечно, в первую очередь их интересуют игры и игрушки. С их помощью дети познают мир. Именно поэтому тема моего проекта «Игрушки казачат».

Игрушки у детей появились с тех давних времен, когда произошло разделение труда и дети были признаны исторически сложившейся общностью и у человека возникла необходимость занять чем-то ребенка, а так же обучить и подготовить к взрослой жизни. И с тех времен игрушка стала спутником ребенка с самого рождения. Каждая игрушка имела свое предназначение: научить чему-либо и воспитать какое-либо качество.

В казачьих станицах Кубани мальчиков с раннего детства готовили к будущей воинской службе, а девочек посвящать себя семейной жизни. Это отражает характер игрушек, которые развивали в мальчиках проворство, смелость, отвагу, а в девочках качества хорошей хозяйки, матери.

Краснодарский край многонациональный, поэтому переплелись на кубанской земле обычаи, традиции и обряды народов издавна поселившихся здесь. Это сыграло немаловажную роль в истории игрушек казачат.

Цель моего проекта: формирование чувства патриотизма с помощью знакомства с разнообразием казачьих игрушек и выявления их связи с бытом и обычаями казачьей семьи.

Были поставлены задачи: привить интерес к познанию истории родного края и возрождению лучших традиций семейного воспитания казаков.

На подготовительном этапе проекта я занималась разбором и изучением источников и методической литературы, взаимодействовала с родителями, выяснив возможность их участия в данном проекте, подготовкой презентации, дидактических пособий и мероприятий, определением содержания и длительности проекта.

В ходе беседы с родителями мною была раскрыта актуальность темы данного проекта. Игрушка с самого рождения побуждает малыша к развитию познавательных интересов и к размышлению. Играя со своей игрушкой, ребенок воспроизводит и переживает многие события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Каждая казачья игрушка несла свое предназначение и воспитывала определенные качества в детях: смелость, сноровку, выносливость – у мальчиков; доброжелательность, отзывчивость, трудолюбие – у девочек. Особое внимание уделялось тому, чтобы научить казачат уважению к старшим. В наше время очень актуально воспитывать эти качества в детях посредством знакомства с казачьими игрушками и применением их в повседневной игре детей.

Родителям была дана ссылка на онлайн-сборник казачьих сказок и рекомендовано читать эти сказки детям дома, потому что в них очень ярко отражены быт и традиции казаков, знакомство с которыми – наша цель.

Многие семьи вызвались помочь в оформлении казачьего мини-музея детского сада, подарив элементы и предметы казачьего быта.

Благодаря тесному сотрудничеству с родителями, стало возможным более глубоко погрузить детей в истоки региональной культуры, пробудить в них потребность в познании традиций и национальных особенностей родного края, что неизменно влечет за собой воспитание патриотизма.

Основной этап проекта реализовывался по плану мероприятий в течении одной недели.

Была организована экскурсия детей в казачий мини-музей детского сада, где они смогли увидеть, потрогать предметы казачьего быта и услышали рассказ о предназначении в жизни казаков каждого экспоната.

Почему именно это мероприятие было первым в списке? Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере воспитания детей, которая создает условия погружения ребенка в специально организованную среду. Это позволяет детям более тесно взаимодействовать с культурой и окружающим миром, приобщить к традициям казачьего общества и семьи, формировать познавательный интерес и действия ребенка через включение его в различные виды деятельности. После экскурсии значительно возрос интерес детей к познанию истории и традиций казачества.

С помощью подготовленного заранее дидактического пособия «Одежда казаков», я познакомила детей с традиционной одеждой казаков. Народный костюм является отражением самобытности и культуры. Мужская одежда в первую очередь приспособлена к тому, чтоб казаку было удобно ездить верхом и не мешала обращению с оружием. Ведь, мальчиков казачат с раннего детства готовили к будущей воинской службе. Женский костюм тоже был показателем характера казачек, он удобный для ведения хозяйства, воспитания детей, всегда украшен вышивками и кружевами, чтобы подчеркнуть красоту казачек, а свободный и закрытый покрой, головные накидки выражали скромность и порядочность женщины казачки. Элементы казачьего костюма мы встречаем во многих игрушках казачат.

Чтобы ближе познакомить детей с разнообразием и особенностями казачьих игрушек я показала им презентацию, в которой рассказала о том, какими игрушками играли младенцы, какие были предназначены только для мальчиков, а какие для девочек; о том, что игрушки казачатам их родители делали своими руками из подручных средств. Моих ребят это очень заинтересовало и они выразили желание сделать себе такие игрушки. Мы единогласно решили, что сделаем игрушку для мальчиков и для девочек, чтобы потом применять их в играх.

Для мальчиков, конечно мы сделали коня, так как жизнь казака была тесно связана с конем и порой зависела от него. Много пословиц об этом говорит: «Казак без коня, что воин без ружья», «Казак с конем и ночью и днем», « Вся родня не стоит коня» и т.д. Мальчиков с трех лет уже приучали к верховой езде. Поэтому у каждого малыша была с раннего детства лошадка-скакалка, так называемый конь на палочке, на которых ребята-казачата скакали и играли в разные игры. История создания этой игрушки уходит далеко в прошлое, когда все началось с обычного прутика: какой-то мальчишка поднял его с земли и вообразил себя наездником, а за ним повторили и другие, а дальше взрослые помогли сделать лихого скакуна похожим на настоящего, прикрепив к палочке голову из пучка соломы. Позже голову стали вырезать из дерева, шить из материала.

Мы сделали своих коней из картона, раскрасили и прикрепили их на палочку. Чтобы конь был более реалистичен, мы красили его голову гривой из ниток. Не только мальчики, но и девочки были в восторге от полученного результата и в этот же день все с удовольствием поиграли со своими конями в игру «Напои лошадку».

Следующим этапом проекта было изготовление куколки. В давние времена сразу после рождения девочке сворачивали из полотенца и лоскутов куклу-закрутку и приговаривали: «Штоб ты булла тряпошница, штоб буллы у тэбэ куклы». Будущим казачьим женщинам прививали умение обращаться с хозяйством и желание материнства. Играя с куклой, маленькая казачка училась шить, стирать, заботиться о семье.

Большое внимание уделялось куклам-оберегам. Считалось, что она отвлекала на себя злые силы и оберегала хозяев. Их так и называли «Берегини».

Еще были обрядовые куклы, но их нельзя считать детской игрушкой, так как они выполняли функцию некоего посредника в общении с высшими силами, защищающими дом и семью.

Для игр девочек подходила «Кукла-хозяйка». Она была олицетворением женщины-казачки: белая рубаха, цветная юбка, красивый передник и на голове яркий платок. Моим воспитанникам было интересно поиграть с такой куклой и мы решили сделать ее. Здесь мы не обошлись без помощи родителей. Для них был организован мастер-класс, где под моим руководством совместно с детьми поэтапно были созданы куколки.

Самодельные вещи доставляют детям неподдельную радость, особенно, когда они создаются вместе с родителями.

Благодаря реализации проекта «Игрушки казачат» у детей развился стойкий интерес к казачьим традициям, культуре, быту. В процессе дети задавали много вопросов, на основании которых я уже начала разрабатывать новый проект и внесла мероприятия в перспективное планирование, учитывая региональный компонент.

Цель проекта была достигнута - мои воспитанники гордятся тем, , что родились и живут в казачьем крае.

Цель: ознакомление с историей родного края, бытом казачьей семьи. Дать возможность детям создать кубанскую игрушку своими руками.

Назначение: младшие школьники казачьего клуба «Вольница», руководитель С.В. Носова, МОУ школы-лицея№1 .

Самой первой игрушкой, которая подвешивалась в люльку была ложка. Ребенок бил по ней ручками и так развлекался. Слайд :

Еще в люльку подвешивали яркие лоскуты, «кружавки» (как тогда говорили), разные тряпочки. Яркие лоскуты развлекали младенца, пока мать была занята.

Тряпочки, кружавки над люлькой шевелились, привлекали внимание малыша.

У малышей были и погремушки, сделанные из ярких декоративных тыковок. В высушенной тыкве проделывали дырочку, просовывали зерна кукурузы, трясли, зерна гремели – ребенок радовался. Показать нашу тыкву.

Маленькие казачата любили играть с пылью. Как тогда говорили «нагортали» кучки пыли и соревновались у кого куча больше, потом прыгали с разбега в эту кучу – у кого пылевое облако больше, тот победил.

Слайд «свыстуны» из глины :

Одной из самых любимых игрушек были свистки и дудочки. Делались свистульки из бузины, «сюрчки» из камыша, «свыстуны» из глины в виде животных: петушков, коников. Иногда такие свистульки делал отец или дед, но чаше всего их покупали или выменивали на какие-нибудь тряпки у старьевщика.

Ехала по станице гарба (телега, повозка), а за ней толпа ребятишек, которые выпросили у родителей копейки или тряпки и желали купить свисток. Говорили: «Гарба проедет – вся улица свистит».

Делали дети себе игрушки сами. Самая простая игрушка – гуркало. Брали гусиную плоскую косточку, проворачивали дырку или брали пуговицу. В дырки продевали толстую нитку, брали за концы ниток и раскручивали от себя. Нитка накручивалась, а когда переставали накручивать, слега ослабляли натяжение, пуговица крутилась, нитка гудела, гурчала. Получался такой музыкальный инструмент.

Слайд : как делали мяч

Любили дети играть в мяч, но стоил он дорого.

Казаки народ творческий, с выдумкой. Придумали вот что. Когда корова линяла, пух счесывали, собирали его, а когда полный мешок накопиться, кипятили воду, бросали туда этот пух, мешали в чане палкой, пух сбегался в один ком, ком вытаскивали, отжимали, высушивали, обшивали тряпками – вот и готов мяч. Его можно было бросать друг другу и перекатывать ногами.

Слайд : игрушки лепили из глины

У мальчиков игрушки были вырезаны из дерева или слеплены из глины. Вырезал для внуков дед.

Вырезал коней, петушков, человечков и даже маленькие санки, лодочки, грабли, тяпки.

Слайд : делали и настоящие санки

Слайд : «я люблю свою лошадку…»

Слайд : юла, дзига:

  • Дзигу били кнутом, стараясь попасть по выемке поперек дзиги, тогда она летела, крутясь. Дзигой сбивали мишени – камни. Умельцы бросали ее кнутом вдаль на два метра и дальше.
  • Такая игра развивала глазомер, меткость, учила казачонка обращаться с плеткой. Это могло пригодиться во время боя на войне.

Слайд : лихие скакуны

Дети любили лепить игрушки из теста. Когда мать пекла хлеб, немного теста выделялось детям. Они лепили себе птичек, куколок. Это занятие поощрялось, считалось, что девочка вырастет хорошей хозяйкой, коли любит с тестом возиться.

Слайд : играли скартофелем

Играли с картофелем, который был похож на животных, например, на уточку, коровку.

Слайд : куклы-любимые игрушки

Одной из самых любимых игрушек девочек была кукла. Как выдумете, когда у девочки появлялась первая кула . в 2 . 3 года или сразу после рождения?

Сразу после рождения девочке сворачивали из полотенца и лоскутов куклу и приговаривали : «Штоб ты була тряпошница, штоб булы у тэбэ куклы».

А почему так приговаривали? Давайте вместе подумаем. Чему училась маленькая казачка, играя с куклой?

-шить, стирать, заботиться о семье, нянчить младших

Кукол делали из разных материалов: из кабачка (раньше тыкву называли кабак) – вырезали кожуру. Рисовали золой, угольком лицо, заворачивали в тряпки – вот и готова лялька.

Можно было изготовить ляльку, то есть, младенца из очищенного початка кукурузы, или из листьев кукурузного початка. Эти листья называли «талаши».

Из талаша плели и корзиночки. Для игры и для пользы в таких корзиночках в кладовке, на кухне лежал лук, чеснок….

Слайд куклы из соломы

Мастерили кукол из соломы - сухих стеблей пшеницы.

Вырезались для девочек и деревянные игрушки. Посмотрите на экран. Правда, забавные игрушки? Вот бы их в руках подержать, да?

Слайды : щука , водяной , тетушка с метлой , куклы из пеньки – верёвок или конопляных нитей ; сшитая кукла .

Делали и цветочных кукол. Как?

  • Брали розу (мак), обрывали часть лепестков, или же срывали бутон, или отцветший цветок.
  • Короткий черешок втыкали в перевернутый цветок колокольчика – получалась дама в платье.

Слайд : Такой кукле стелили постельку из листьев, одеяло - из лопуха, мастерили огород из цветочков, тыковок.

Ребята, у нас есть книги, с помощью которых вы сможете сделать себе игрушки сами. Внимание на экран.

А сейчас в нашей творческой мастерской мы попробуем создать кубанскую кулему. Куклу-закрутку.

В России таких тряпичных кукол называли «кувадки».

  • Маленькие куколки служили оберегом для ребенка.
  • Куколку клали в под подушку – она оберегала от болезней и дурных снов.
  • Внимание на экран. Перед вами примерная схема. По ней будем сворачивать куклу-закрутку. Кубанскую кулему.

*Александров С.Г. Инвентарь и атрибутика детских традиционных состязаний, игр и развлечений кубанских казаков (конец XIX- НАЧАЛА XXвв) //Дикаревские чтения (6) . Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур кубани за 1999 год. – Краснодар, 2000. –С.45-49.

*Казаки/под ред. Б.А. Алмазова. –С.-П,1999. –С. 45.

*Маслов А.В. Кубанская старина / А.В. Маслов. –Краснодар,2007. –С.32.

Читайте также: