Все свои игрушки сам расставил по местам

Обновлено: 18.04.2024

Его произведения переведены на десятки языков мира. По его стихам, рассказам и повестям снимали мультфильмы и художественные фильмы, ставили театральные постановки, делали компьютерные игры. Он стоял у истоков передач «Спокойной ночи», «АБВГДейка», «В нашу гавань заходили корабли».

Писатель-пионервожатый

Вряд ли родители Эдуарда думали, что родившийся у них средний сын станет знаменитым сказочником, на произведениях которого вырастет не одно поколение. Отец Николай Михайлович был видным политическим деятелем, сотрудник аппарата ЦК ВКП(б), отвечал за продовольственную программу страны, курируя строительство зернохранилищ и контролируя запасы зерна в стране. Мама, Наталья Алексеевна, инженер-машиностроитель по образованию, работала на фабрике.

Эдуард не был послушным ребенком. Прогулять школу, подраться с одноклассниками, бритвой двойку в дневнике подчистить – это было в порядке вещей. Не известно, как сложилась бы дальнейшая судьба Успенского, если бы не несчастный случай – в очередной вылазке по заброшенной церкви он сломал ногу, и надолго угодил в больницу. Мама привезла ему в палату учебники, и мальчик неожиданно втянулся в учебу. Благодаря такому самообразованию он быстро подтянул хромающую до этого успеваемость и даже стал защищать честь школы на олимпиадах по математике и химии.

Первый поэтический опыт был у Успенского в девятом классе. Будучи пионервожатым у третьеклашек, он стал писать для них стихи. Как вспоминал Эдуард Николаевич, именно тогда он и задумался о выборе профессии детского писателя.

Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама приходит в дом,
Мама глядит кругом.
- Был на квартиру налёт?
- Нет.
- К нам заходил бегемот?
- Нет.
- Может быть, дом не наш?
- Наш.
- Может, не наш этаж?
- Наш.
Просто приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко.
- Значит это не обвал?
- Нет.
- Значит, слон не танцевал?
- Нет.
- Очень рада. Оказалось, Я напрасно волновалась. "Разгром", Эдуард Успенский.

В 1955 году Успенский поступает в Московский авиационный институт. В студенчестве Эдуард вместе с Феликсом Канделем, возглавлявшим студенческий театр «Телевизор», работали над капустниками, концертами, писали стихи и программы для эстрадных выступлений. Уже в то время юмористические четверостишия молодого писателя звучали со сцены в исполнении популярного дуэта Лившиц-Левенбук.

Если был бы я девчонкой - Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал.
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмёл,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки.
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!
Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог! Мама сразу бы сказала:
«Молодчина ты,
Сынок!» "Если был бы я девчонкой", Эдуард Успенский.

По окончанию института Успенский с 1961 по 1964 годы работал инженером на Втором московском приборном заводе, параллельно продолжая вместе с Канделем сотрудничать с эстрадными исполнителями. Причиной увольнения с завода сам писатель называл неудовлетворенность зарплатой – обещали повысить, а вместо этого увеличили объем работы.

А может Чебурашка, а может кот Матроскин, а может Колобки…

В 1965 году издательство «Детская литература» издает первую книгу Успенского - сборник стихотворений «Смешной слоненок». А уже через год писатель пишет «Крокодила Гену и его друзей». Критики восприняли книгу в штыки – ни странное существо Чебурашка, ни продвигаемые автором идеи никак не вязались с постулатами социализма, что Успенскому и вменяли в вину. Детскому писателю помог ребенок - сын журналиста Алексея Аджубея на просьбу отца показать любимую книжку принес именно «Крокодила Гену…». А Аджубей в этот момент обсуждал с режиссером Романом Качановым идеи детских фильмов.

Однажды в гостях у Феликса Канделя Успенский наблюдал, как племянница друга спотыкалась о шубу, которую родители купили ей на вырост. «Опять чебурахнулась», — в очередной раз сказал Кандель. Это слово очень понравилось писателю, так и появилось имя у Чебурашки.

В 1969 году на экраны вышел мультфильм «Крокодил Гена», став на долгие годы одним из любимых для миллионов детей. Чебурашка, крокодил Гена, Шапокляк с неразлучной крысой Ларисой – герои мультфильма давно стали нарицательными образами. Своими колоритными ушами Чебурашка обязан художнику Леониду Шварцману – в течение трех месяцев тот работал над образом зверька, и за это время уши с макушки постепенно сползли на бока головы, по пути значительно увеличившись в размерах. Успех мультфильма побудил снять продолжение, и в 1971 году вышел «Чебурашка» все с теми же полюбившимися героями.

В 1974 году «Детская литература» печатает очередную книгу Успенского «Дядя Федор, пес и кот», которая сразу стала, как сейчас модно говорить, бестселлером. Идею произведения Успенский вынашивал еще когда был пионервожатым. Правда поначалу дядя Федор был вполне себе взрослым лесником – отсюда и приставка «дядя» к имени. Потом уже по совету писателя Бориса Заходера лесник стал мальчиком. Знаменитого кота Матроскина автор писал с редактора «Фитиля» Анатолия Тараскина, и даже сначала дал ему фамилию прототипа. Однако Тараскин был против такого однофамильца, о чем потом в своих воспоминаниях сожалел.

Со своими героями из Простоквашино Успенский не расставался вплоть до 2011 года, продолжая писать истории о смышленого мальчишке, Матроскине и Шарике, почтальоне Печкине. По его произведениям сняли знаменитый мультфильм про Простоквашино в трех частях, с 2018 года идет одноименный мультсериал, в детских театрах Санкт-Петербурга, Калуги, Перми, Рязани и Вологды поставили семь спектаклей.

Будучи художественным руководителем студии «Мульттелефильм», входящую в состав объединения «Экран», Успенский много ездил по стране и при любой возможности старался завлечь к себе талантливых работников. Так в 1980 году писатель переманил из Киева режиссеров Александра Татарского и Игоря Ковалева. А через год Татарский выпускает «Пластилиновую ворону» по стихам Успенского «А может, а может…». Это была первая в стране пластилиновая анимация, на которую ушло под тонну обычного детского пластилина. Так из стихотворения, которое писатель сочинил менее чем за час в электричке, получилось практически бессмертное произведение, которое с удовольствием до сих пор смотрят и дети, и взрослые.


"А может бегемот!". Фрагмент мультфильма "Пластилиновая ворона"

Следующей громкой совместной работой Татарского с Успенским стал мультфильм «Следствие ведут колобки», который получил приз «Золотой Кукер» на кинофестивале в Болгарии. Позже по мотивам мультфильма было выпущено 8 компьютерных игр.


"Ничего не понимаю!". Фрагмент мультфильма "Следствие ведут Колобки"

Редакторскую правку своих произведений Успенский доверял исключительно детям. Он приходил с новым материалом в школы, и больницы, где читал им написанное. Если в какой-то момент маленькие слушатели отвлекались, то писатель без сомнений правил или вовсе удалял не вызвавший интерес эпизод.

Связь писателя со своей основной аудиторией всегда была двусторонней. Так, в эфире радиопередачи «Пионерская зорька» Успенский обратился к школьникам с предложением присылать ему популярные страшные истории. Итогом стала повесть «Красная рука, черная простыня, зелёные пальцы» - первая детская «книга ужасов», которая переиздавалась три раза.

Первая детская книга

Первая детская книга "ужастиков" переиздавалась не один раз.

Наиболее известной работой по произведениям писателя в современной России стал мультсериал «Фиксики». В основу легла сказка «Гарантийные человечки», которую Успенский написал еще в 1974 году. Сегодня проект по популярности не уступает «Маше и Медведю», «Смешарикам» и «Лунтику».

О своей личной жизни Успенский предпочитал не распространяться. Что порождало немало слухов, порой нелепых. Четыре брака – со второй женой Еленой женился два раза. Три дочери – Татьяна от первого брака, приемные близняшки Ирина и Светлана. Писатель тратил немалые средства на помощь детским домам, больницам, театрам, предпочитая делать это инкогнито и запрещая про это рассказывать.

С начала двухтысячных писатель долго боролся с онкологией. Поборов рак желудка к 2011 году, через пять лет у Эдуарда Николаевича обнаруживают опухоль простаты. Лечение в Германии не помогло – 14 августа 2018 года Успенский умер в своем доме в Подмосковье. Похоронили писателя на Троекуровском кладбище Москвы.

Могила Эдуарда Успенского на Троекуровском кладбище, Москва. Фото: encyclopaedia.bid

Могила Эдуарда Успенского на Троекуровском кладбище, Москва. Фото: encyclopaedia.bid

Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Хотите высказать свое мнение - не стесняйтесь, комментируйте. И подписывайтесь на "ЛикИстории".

Если был бы я девчонкой —
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал.

Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмёл,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки.
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!

Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
«Молодчина ты,
Сынок!»

Анализ стихотворения «Если был бы я девчонкой» Успенского

Стихи «Если был бы я девчонкой» Эдуарда Николаевича Успенского – юмористическая зарисовка, позволяющая ребенку взглянуть на себя со стороны.

Стихотворение написано в 1980-х годах. Его автор уже известен как создатель историй про крокодила Гену и дядю Федора, сценарист множества мультфильмов и даже киносказки. Довелось писателю поработать и на телевидении. В жанровом отношении – фантазия, шутка, 3 неоднородные строфы со смешанной рифмовкой (а то и вовсе без нее). Маленький фантазер сокрушается, что у него слишком уважительная причина, чтобы не помогать маме: он не девчонка, что поделаешь. Дальше неудержимая фантазия превращает его не просто в девочку, а очень примерную девочку. Такую, которая «время не теряет», а берет домашние хлопоты на себя. Дело в ее руках горит и спорится, и нет для девчонки ничего слаще, чем постирать, вымыть пол, перемыть посуду. «На улице не прыгал»: как прочие несознательные дети, не важно, какого пола. Быт, повседневность в образе девочки-помощницы кажутся мальчику невероятно привлекательными. Даже «игрушки сам я б расставил»: практически подвиг, который не особенно любят совершать дети. «Маме так помог!»: мальчик словно разводит руками, обращаясь к маме и читателям. В финальной строфе герой еще и получает благодарность. Не как девчонка, разумеется, а как сын, порадовавший мать: «молодчина ты». Ряды бесконечных перечислительных градаций, деловитых просторечных приставочных глаголов, один горестный вопрос и несколько уверенных восклицаний, бесконечное «бы», словно подчеркивающее, что всему задуманному уж точно не осуществиться. Анафоры с местоимением «я», выдающие хвастливые замашки маленького героя. Множество уменьшительных словечек, повторов, монолог и прямая речь, идиома (терять время), обращение (сынок). Рифмы просты, среди них много глагольных, стих легко запоминается. Автор приглашает ребят не только посмеяться над хвастунишкой, лентяем и чуточку эгоистом, но и рисует круг ежедневных забот мамы по дому. Тех самых, скучных, для девчонок (кстати, само слово в устах героя звучит чуть пренебрежительно). Поэт подводит к мысли, что быть помощником – не только возможность, но и обязанность. Стих написан от имени лирического героя, сам автор не вмешивается в оценку происходящего.

В стихе «Если был бы я девчонкой» Э. Успенского фантазия изобличает недостатки маленького лирического героя.

Жила-была на свете маленькая девочка Иришка. Иришку все очень любили: мама, папа, бабушки, дедушки, тетя и ее двоюродные братики. А Иришка, как и все маленькие дети, больше всего на свете любила играть в игрушки. Их у нее было очень много: мячики, куклы, коляски, посуда, кубики, мягкие белочки и зайчики, собачки и мишки, кошечки и лошадки. А еще много книжек, альбом для рисования, конструктор, пазлы и даже машинки. Иришка готова была играть хоть целый день.

Сначала куклы собирались все вместе, кушали клубничное варенье и пили какао. Затем они в нарядных платьях отправлялись в карете на бал. Потом из кубиков вырастал чудо-город со всевозможными аттракционами, качелями, каруселями, и куклы с удовольствием отправлялись в этот парк развлечений. В другом углу комнаты появлялся огромный зоопарк, где жили все игрушечные звери. И если вдруг кто-то заболевал, из конструктора тут же строилась волшебная больница, в которой работали только добрые доктора, лечили лишь конфетами, и никому никогда не было больно.

Потом на детском столике собирались причудливые пазлы. И, наконец, приходила очередь карандашам, фломастерам или краскам. На белоснежном листе бумаги расцветал волшебный цветок, рисовался дивный город или как по волшебству появлялся другой чудо–рисунок, который потом украшал стены детской комнаты.

Игра для Иришки была всем, в этом мире она жила. Вот только убирать игрушки на место она совсем не желала. Из-за этого она часто ссорилась с мамой и папой, но они ее ведь сильно любили и не хотели наказывать.

И как-то вечером, когда пришла нелюбимая для Иришки пора наводить порядок, мама сделала таинственный вид и сказала: «Иришка, я хочу поведать тебе тайну – на свете живет Фея Непослушания. Она появляется только ночью, когда все маленькие девочки уже спят и видят сны. Она залетает через окно в их комнаты и смотрит, какой там у них порядок. Если все чисто, она улетает к другим детям, но если вдруг видит неубранные игрушки, то заколдовывает их. Игрушки становятся такими маленькими, что могут пролезть сквозь оконную раму, и Фея забирает любые три в свою Страну Непослушания! В этой стране игрушки очень скучают по своей хозяйке и просятся домой. Но Фея–волшебница никуда их не отпускает!» Иришка очень внимательно слушала, но не поверила маме и отправилась спать, так и не убрав в своей комнате.

На следующее утро, умывшись и позавтракав, Иришка пошла к своим верным друзьям – игрушкам. Как обычно куклы–модницы собрались для веселой беседы. Вот только кукла Агнэт все никак не хотела находиться. Иришка ее поискала в коробке с игрушками, на своей полочке для книг, под столом, под кроватью. Она заглянула даже в ванную и на кухню, но любимой Агнэт нигде не было! Иришка побежала к маме спросить, не видела ли она куклу, но мама лишь развела руками.

Поиски куклы надоели девочке, и Иришка стала играть с другими игрушками. Пупсы пошли в детский сад, машинки устроили соревнования, из конструктора вырос чудо–лес, котенок со щенком забрались на горку из кубиков, а плюшевый мишка решил пойти в гости к пушистому зайцу. Мишка уже дошел до стульчика, где вчера остался сидеть пушистый заяц, но там было пусто. Мишка вдвоем с Иришкой заглянули под стул, посмотрели на кровати, но нигде его не нашли. Опять пропажа! Девочка была в полном недоумении. Куда мог деться ее заяц, если она его оставляла на стуле? Или на кровати? А может, он и вовсе остался валяться на полу?

В задумчивости Иришка села за свой столик и тут ее взгляд случайно упал на альбом для рисования. Чтобы отвлечься от грустных мыслей, она решила порисовать — достала чистый листик, нарисовала желтым фломастером солнышко. Тучки на небе должны были быть синими, вот только этот фломастер писал плохо – всё потому, что Иришка забывала надевать на него колпачок. Но ведь были еще карандаши! Небо можно нарисовать и ими. Девочка принялась их искать. Посмотрела везде – нет карандашей и все тут. Тут уж совсем перехотелось ей и играть, и рисовать.

Иришка была хоть и маленькая, но до трех сосчитать могла. Пропало ровно три вещи — именно столько, сколько могла забрать фея в свою Страну Непослушания! Со слезами прибежала она к маме, ведь очень жалко было ей свои игрушки. Как же они там без нее?! И тогда мама открыла ещё одну тайну: «Фея хоть и могущественная злая колдунья, но все ее чары рассеются тогда, когда все игрушки будут ночевать на своих местах и в комнате будет порядок».

И в тот самый вечер Иришка сама без помощи мамы навела порядок в своей комнате. Кубики и конструктор были аккуратно убраны по своим коробкам, куклы спали в кроватках, книжки ровно расставлены на полке, даже мячики и все звери были разложены по местам. А ночью девочке приснился сон. В нем она видела свои украденные Феей игрушки. Они жили теперь в Стране Непослушания, плакали без нее и просились назад домой. Сама Иришка превратилась в добрую волшебницу, которая нашла злую фею и пообещала ей, что она сделает все, чтобы вернуть свои вещи назад.

Теперь девочка решила всегда наводить порядок в своей комнате и даже помогать маме и папе, быть послушной и хорошей дочкой. Наутро, как только проснулась, Иришка побежала к окну, посмотреть, вернулись ли через оконную раму пропавшие игрушки. И как же она обрадовалась, когда увидела там куклу Агнэт, пушистого зайца и коробку с карандашами. Она обняла их всех вместе и побежала рассказывать маме, как она, маленькая девочка, смогла победить злую Фею Непослушания и вернуть назад своих друзей. С тех пор Иришка никогда не ложиться спать, не убрав в своей комнате, и мама ей совсем не помогает, ну может только чуть-чуть.

В одном самом обычном городе, не большом и не маленьком, жила девочка. И звали её Вера. Хорошая была девочка, умная, послушная. Вере было пять лет, и она считала себя большой, не такой, конечно, как папа и мама, но и не такой маленькой, как её младший братишка, которому на днях исполнился годик.

Вера очень любила играть. И играла она с утра до ночи: и в куклы, и с мячиком бегала, и кашу понарошку варила, а потом кормила всех своих мишек, неваляшек и кукол. Ещё Вера любила рисовать. Родители не могли нахвалиться дочкиными рисунками, так здорово и натурально выходило у неё рисовать разных зверушек, домики, машинки, деревья и цветочки. Вера сама выбирала, какие рисунки она повесит на стену, а какие аккуратно положит в папку. Часто к ним в дом приходили гости и с удивлением рассматривали Верины рисунки, хвалили девочку и говорили, что ей непременно надо стать художником.

Одно не любила Вера: убирать свои игрушки на место. Построит ли из стульев себе ходы-переходы разные, соорудит ли из старых коробок домик для кукол, усадит ли мишек за стол обедать – всё одно, ничего убирать за собой не хочет. Мама её сначала уговаривала, потом ругала, но ничего не помогало. Тогда мама придумала такую игру: кто быстрее – Вера или мама – уберёт игрушки на место. Девочке очень понравилась игра. Она с удовольствием расставляла игрушки по местам, лишь бы обогнать маму. Но и эта игра ей быстро наскучила, как только она поняла, что мама только делает вид, а на самом деле все игрушки прибирает Вера.

Однажды ночью, когда все в доме спали, игрушки собрались потихоньку и ушли из дома через открытое окно. Да-да, не удивляйтесь, игрушки тоже живые, они всё чувствуют и понимают, но не могут сказать. Ночью, когда люди спят, игрушки тихонько переговариваются между собой: кто-то жалуется, что с ним совсем не играют, другие обижаются на то, что их бросают и ломают, другие же, наоборот, веселятся и тихонечко смеются, потому что знают, они любимчики, и их ни за что не сломают.

Утром Вера проснулась, сладко-сладко потянулась на кровати и хотела обнять свою любимую куклу, которую положила на ночь с собой в кроватку. Но куклы почему-то не было. Вера внимательно осмотрела комнату и сразу же заметила разительную перемену: игрушки куда-то пропали. «Ага! — подумала девочка. – Мама не придумала ничего лучше, чем спрятать от меня игрушки, раз я не хочу их убирать. Она давно обещала мне, что унесёт их на чердак». Вера вскочила с кровати и побежала к маме. Но Верина мама сама была очень удивлена, когда узнала про пропажу игрушек.

— Знаешь, дочка, а мне кажется, я знаю, где твои игрушки!

— И где же они, интересно знать?

— Помнишь, я тебе рассказывала про мальчика на площадке. Кажется, его зовут Андрюша. Так вот, думаю, все твои игрушки ушли к нему.

— Как это ушли? И почему именно к нему?

— А так! Ты игрушки никогда не убираешь на место, а он мальчик воспитанный, очень аккуратный. Видела, как он обращается со своими машинками? Покатает их по песку, а когда домой собирается, каждую машинку от песка почистит, а потом в пакет положит. Вот с таким мальчиком и игрушкам приятно дружить. А твои игрушки на тебя обиделись.

— Нет, так не бывает! Вот пошли к Андрюше, сама увидишь.

Делать нечего, собрались Вера с мамой и пошли на площадку, где детишки гуляют. Ещё издалека Вера увидела того мальчика, про которого говорила ей мама.

— Андрюшка, привет! – закричала она ему.

— Привет! – ответил мальчик.

— У тебя мои игрушки?

— Почему это сразу твои?

— Ну как же? Мои, конечно! Есть у тебя такая кукла с розовыми бантиками в волосах и мишка с мешком шишек?

— Есть, а тебе что? Это мне мама подарила.

— Нет, не подарила, а они от меня убежали.

— Плохо, значит, с ними обращалась, раз они от тебя убежали, — резонно сказал Андрюшка.

— Плохо, — вздохнула Вера. – Не убирала я игрушки.

— Но как же я без игрушек буду, я по ним уже так соскучилась, — чуть не плача, сказала девочка.

— Ладно, пошли ко мне домой, будешь прощения просить у своих игрушек.

Как увидела Вера в комнате у Андрюшки своих любимых кукол, зайчиков, плюшевых мишек, так и расплакалась. Обещала им Вера, что больше никогда-никогда она не будет их обижать, а на ночь будет укладывать в кроватки.

На следующее утро Верины игрушки стояли по полочкам у своей хозяйки. Вера сдержала обещание, теперь она всегда после игры убирала игрушки на место, чтобы они больше на неё не обижались и не убегали.

Стихи о маме

Если был бы я девчонкой -
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал,
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмёл,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки,
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!
Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
"Молодчина ты, сынок!"

Мама по комнатам
В фаpтyке белом
Hетоpопливо пойдет,
Ходит по комнатам,
Занята делом
И, между делом,
Поёт.

Чашки и блюдца
Перемывает,
Мне yлыбнyться
Hе забывает
И напевает.

Hо вот сегодня
Голос знакомый
Словно совсем и не тот:
Мама по-пpежнемy
Ходит по дому,
Но по-иному поёт.

Голос знакомый
С особенной силой
Вдpyг зазвyчал в тишине.
Доброе что-то
В сердце вносил он.
Hе pазpеветься бы мне.

Мама, очень-очень
Я тебя люблю!
Так люблю, что ночью
В темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень,
Зоpькy тоpоплю.
Я тебя всё вpемя,
Мамочка, люблю!
Вот и зоpька светит.
Вот yже pассвет.
Hикого на свете
Лyчше мамы нет!

Все я делаю для мамы:
Для нее играю гаммы,
Для нее хожу к врачу,
Математику учу.
Все мальчишки в речку лезли,
Я один сидел на пляже,
Для нее после болезни
Не купался в речке даже.
Для нее я мою руки,
Ем какие-то морковки…
Только мы теперь в разлуке,
Мама в городе Прилуки
Пятый день в командировке.
И сегодня целый вечер
Что-то мне заняться нечем!
И наверно по привычке
Или, может быть, от скуки
Я кладу на место спички
И зачем-то мою руки.
И звучат печально гаммы
В нашей комнате. Без мамы.

Сказки слушать я люблю.

Сказки слушать я люблю,
Маму вечером молю:
Почитай мне эти сказки,
Я потом закрою глазки,
Будет сниться мне во сне,
Будто на лихом коне
Я скачу на бой с Кощеем,
Или с трёхголовым Змеем.
Побеждаю в сказке зло,
Людям делаю добро.
Все ребята это знают –
Сказки в жизни помогают:
Быть нам честными всегда,
Не бояться никогда,
Слабым помогать в пути,
К людям с добротой идти.

Мне мама приносит
Игрушки, конфеты,
Но маму люблю я
Совсем не за это.
Веселые песни
Она напевает,
Нам скучно вдвоем
Никогда не бывает.

Я ей открываю
Свои все секреты.
Но маму люблю я
Не только за это.
Люблю свою маму,
Скажу я вам прямо,
Ну просто за то,
Что она моя мама!

Колыбельная для мамы
Мама долго хлопотала
Все дела, дела, дела…
Мама за день так устала,
На диване прилегла.
Я ее не буду трогать,
Только возле постою
Пусть поспит она немного
Я ей песенку спою.
К маме стану я поближе -
Очень я ее люблю!
Жалко только, что не слышит
Мама песенку мою.
Нету песенки чудесней
Может, спеть погромче мне,
Чтобы маме эту песню
Слышно было и во сне?

Кто любимей всех на свете?
Это сразу скажу дети.
Обойди весь белый свет,
Лучше мамы в мире нет!
Однажды я сказал друзьям:
На свете много добрых мам,
Но не найти, ручаюсь я,
Такую маму, как моя!
Она купила для меня
На колесиках коня,
Саблю, краски и альбом…
Только разве дело в том?
Я и так ее люблю,
Маму, мамочку мою!
Обойди весь мир вокруг,
Только знай заранее:
Не найдешь теплее рук
И нежнее маминых.
Не найдешь на свете глаз
Ласковей и строже.
Мама каждому из нас
Всех людей дороже.
Сто путей, дорог вокруг
Обойди по свету:
Мама — самый лучший друг,
Лучше мамы — нету!
Думал я и день и ночь,
Как бы маме мне помочь:
Мыть тарелки я не буду —
Чтоб целей была посуда.
Чтобы пыль не поднимать,
Я не буду подметать.
А готовить суп, жаркое —
Это дело не мужское.
Я цветы полить готов,
Только нет у нас цветов.
А вообще-то я не прочь
Маме в чем-нибудь помочь.

* * *
РАЗГОВОР С ДОЧКОЙ


- Мне не хватает теплоты, -
Она сказала дочке.
Дочь удивилась: - Мерзнешь ты
И в летние денечки?

- Ты не поймешь, еще мала, -
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: - Я поняла! -
И тащит одеяло.

Кто пpишёл ко мне с yтpа?
Мамочка.
Кто сказал: "Вставать поpа"?
Мамочка.
Кашy кто yспел сваpить?
Мамочка.
Чаю - в пиалy налить?
Мамочка.
Кто косички мне заплёл?
Мамочка.
Целый дом один подмёл?
Мамочка.
Кто цветов в садy наpвал?
Мамочка.
Кто меня поцеловал?
Мамочка.
Кто pебячий любит смех?
Мамочка.
Кто на свете лyчше всех?
Мамочка.

СТИХИ ПРО МАМУ
Кто открыл мне этот мир,
Не жалея своих сил?
И всегда оберегала?
Лучшая на свете МАМА.

Кто на свете всех милее
И теплом своим согреет,
Любит больше, чем себя?
Это МАМОЧКА моя.

Книжки вечером читает
И всегда всё понимает,
Даже если я упряма,
Знаю, любит меня МАМА.

Никогда не унывает,
Что мне надо, точно знает.
Если, вдруг, случится драма,
Кто поддержит? Моя МАМА.

Я шагаю по дорожке,
Но устали мои ножки.
Перепрыгнуть через яму
Кто поможет? Знаю - МАМА.

Платьев у мамы ну прямо не счесть.
Синее есть и зеленое есть
Есть голубое с большими цветами -
Каждое служит по-своему маме.
В этом уходит она на завод,
В этом в театр и в гости идет,
В этом сидит, занята чертежами.
Каждое служит по-своему маме.
Брошен небрежно на спинку кровати
Старый, потрепанный мамин халатик.
Я подаю его бережно маме,
А почему - догадайтесь сами:
Если наденет халатик цветной,
Значит, весь вечер пробудет со мной.

Мамочка, любимая, родная,
Солнышко, ромашка, василек,
Что мне пожелать тебе не знаю
В этот замечательный денек,
Пожелаю радости и счастья,
Мира и удачи на твой век,
Чтобы сердце не рвалось на части,
Милый мой, родной мой, человек!

Читайте также: