Вятская и богородская игрушка

Обновлено: 18.05.2024

Народная игрушка является важным этническим элементом и памятником традиционной культуры русского народа. Она представляет собой синтетический вид народного творчества, в котором соединяются средства декоративно-прикладного и изобразительного искусства, музыкальные элементы. Игрушка — это также традиционный элемент воспитания детей. Дети познают мир и социализируются в обществе через игру. Традиционные народные игрушки различаются по типу, материалу и способу изготовления. Кроме того, существует взаимосвязь народной игрушки с разными видами хозяйственной деятельности людей, орудиями труда и религиозными верованиями. Народная игрушка являлась важным элементом социализации и воспитания детей.

Русская народная игрушка привлекательна своей многозначностью, глубиной, символичностью изображения, декоративностью, лаконичностью, чувством материала и его природных свойств, традиционностью технологических приемов, условностью образов и многим другим. Народные игрушки изображают людей, объекты фауны: птиц, оленей и лосей, медведей, коней, козлов и других животных. Русские традиционные игрушки выполняются в основном из глины, дерева, соломы, бересты.

Русская народная игрушка имеет различную символику. Например, игрушка в форме солнца, коня-качалки, качелей является символом благополучия. Игрушка в форме яйца, петуха — символом Неба. Олень символизирует солнечный свет, мир на земле и счастливый брак. Медведь является символом силы и богатства.

Русская народная игрушка из глины

Жители определенного региона на протяжении столетий создавали и передавали из поколения в поколение самобытные традиции изготовления народной игрушки, которая являлась своеобразной, оригинальной и сочетала в себе национальные особенности определенного региона России. По внешним особенностям русской народной игрушки можно было понять, в какой именно местности ее смастерили. Как уже выше говорилось, игрушки в основном изготавливались из двух материалов: глины (Абашевская, Дымковская, Каргопольская, Плешковская и Филимоновская игрушка) и дерева (Богородская Мазыкская игрушка, матрешка, птица счастья).

Абашевская русская народная игрушка

Абашевская русская народная игрушка выполняется из глины. Ее название происходит от села Абашево Пензенской губернии. В XIX–XX вв. в селе Абашево проживали лучшие мастера гончарного дела, работы которых ценились по всей России. В Пензенской губернии в селе Абашево были богатые месторождения глины, которую изначально использовали для изготовления красивой посуды. Впервые абашевские игрушки начали делать в середине XIX века для детских игр. Но спустя время игрушкам стали придавать сатирический характер, с целью высмеивания лжецов и тех, кто наживается на ближних.

Пик развития абашевской игрушки пришелся на XX век, когда многие умельцы по изготовлению посуды из глины уже не могли соперничать с фабриками и заводами. Как раз в этот период большинство мастеров занялось изготовлением свистулек, которые вызывали неподдельный интерес и даже восторг у детей. Одним из знаменитых мастеров того периода являлся Тимофей Зоткин . Его работы оказали немалое влияние на последующие поколения.

Сюжеты абашевской игрушки разнообразны, среди основных — животные и птицы, главная особенность которых — чересчур длинное туловище с шеей и короткие лапы. У животных часто изображали пышные кудри и бороды. В основном лепили баранов, оленей, коз. По виду они напоминают фантастических кентавров, которым присуща некоторая сатиричность.

Абашевская игрушка призвана высмеивать человеческие пороки, в особенности сребролюбие и обман. Именно поэтому вместе с необычными фигурками животных можно увидеть нарядную барышню, лихого всадника и князя в образе барана с человеческим лицом.

При изготовлении игрушки мастер применяет глину и несколько стеков, с помощью которых формирует фигурку, проделывает отверстия и узоры. После изделие обжигают и расписывают. Для росписи абашевской игрушки мастера использовали масляные и эмалевые краски, которые обеспечивали долговечность и насыщенность рисунков. Тематика росписи — это прежде всего природа и окружающий мир, не лишенные символизма. В абашевской игрушке преобладают красный, зеленый и синий цвета.

Дымковская русская народная игрушка

Широко известна и по сей день дымковская русская народная игрушка, которая также делается из глины. Дымковскую игрушку мастерят уже не одно столетие. Изготовляли такую игрушку в слободе Дымково, расположенной неподалеку от города Кирова. Умельцы трудились в слободе Дымково в одиночку и семьями. К началу XIX века игрушки из Дымкова распространились по всей России.

В те времена в год изготовлялось более 100 тысяч игрушек, которые поступали на продажу, в том числе и в столицу и в Оренбургскую губернию. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Самыми известными мастерами были Кошкины и Никулины . В начале XX века дымковские игрушки потеряли былую популярность, хотя уже в 1930-е годы в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Дымковская игрушка традиционно выполняется в форме барыни, всадников, гусаров, фантастических птиц и животных, а также существуют многофигурные сюжетные композиции. Процесс изготовления дымковской игрушки состоит из двух этапов: лепки изделия и росписи его. В создании формы игрушки и в оформлении существуют свои традиции, выражающиеся прежде всего в статичности, пышности форм и яркости росписи. Например, в композиции «Мать с детьми» фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Эта же статичность присутствует в игрушках, изображающих птиц и животных.

Особенно популярны следующие образы дымковской игрушки :

  • Индюк — красочный, словно павлин.
  • Барыня — это и изящная городская особа, и традиционная крестьянская женщина в кокошнике. Рядом с ней могут изображаться ребятишки.
  • Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отметим, что они всегда позолоченные. Барашков изображают обычными или в нарядной одежде.
  • Лошадь — традиционно в ярко-голубых тонах.
  • Мужчины в дымковской игрушке изображаются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского кавалера.
  • Свинки, птицы, колокольчики. Изображаются в разных вариациях и тонах.

Для изготовления дымковской игрушки используется вятская красная глина и речной песок. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из круглого куска глины лепится тело, на которое прикрепляются остальные части игрушки. Далее изделие несколько суток сушится на открытом воздухе. Затем обжигается на огне. На Руси для этого использовали печь. Сегодня это муфельная печь, где температура достигает 1000 °С. Когда фигурка остывает, ее подвергают отбеливанию. На Руси для этого использовали в том числе и молоко. Следующий этап — раскрашивание. В давние года для этого использовали натуральные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. В наши дни чаще всего применяют акриловые краски. Хвосты птиц, рога животных, одежда людей покрываются медной поталью (тонкой фольгой). Для дымковской игрушки характерно использование красного, синего, желтого, изумрудного, голубого, зеленого и оранжевого цветов. Белая и черная краска применяется в небольшом количестве. Каждый цвет, которым окрашена игрушка, имеет свое значение: белый — символ чистоты; черный — лжи; зеленый — природа; красный — силы, здоровья; синий — неба.

Узоры, используемые при росписи дымковской игрушки, тесно связаны с народными верованиями, символами природы. Например, солнце и луна — символ зарождения жизни; ромбы — знак плодородия; волны — знак неба и влаги. Заключительным моментом росписи является нанесение сусального золота. В настоящее время дымковская игрушка развивается, возникают новые технологии, появляются свежие идеи, но традиции изготовления остаются неизменными.

Каргопольская русская народная игрушка

По всей России и в зарубежье известна глиняная Каргопольская игрушка. Название изделия происходит от древнего города Каргополь Архангельской губернии, являвшимся в старину одним из центров старообрядчества. Известно, что жители этого города и его окрестностей издавна занимались гончарным делом, делали традиционную игрушку.

По сравнению с яркими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками, каргопольская игрушка на вид сурова. Для нее характерна многофигурность композиции (веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке, сказочные сюжеты и другое). Все фигурки немного приземистые, с короткими руками и ногами, туловище у них удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Интересно, что животные изображаются с толстыми лапами.

Каргопольской игрушке свойственна тема деревни. Герои местных мастеров — простые русские люди, работающие в поле, пахари и сеятели, которые отдыхают в период обеда, женщины, которые стирают белью и нянчат детишек. Часто мастера создавали не только существующих, но и вымышленных зверей. Например, полуконя-получеловека, которого изображают в военной форме с орденами; двухголового коня или птицу Сирин.

Настоящих животных каргопольские умельцы очеловечивали, то есть рисовали им одежду, бытовые предметы, музыкальные инструменты. Изображали медведей, лосей, баранов, лошадей, кошек, собак, птиц.

Женщин изображали в длинных сарафанах, волосы заплетали в косу, на шее рисовали бусы, а в руки помещали сверток с младенцем или блюдо с пищей. Мужчина изображался обязательно с густой бородой, в расписной рубахе, свободных шароварах и высоких сапогах на небольшом каблуке. На голове шапка или шляпа для защиты от солнца. Каждая игрушка имеет свою символику, скрытый смысл. Женщина является символом Земли, плодородия, кормилицы. Медведь — символом хозяина леса, олень или баран — символом неба и солнца.

Каргопольскую игрушку делали из цельного куска глины, иногда добавляли дополнительные элементы. После обжига фигурку помещали в густой раствор из муки. Благодаря пригоревшей муке на поверхности возникали причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывали красками. Подобная технология придавала фигурке рельефность и объем. При росписи наибольшей популярностью пользовались следующие цвета: красный, зеленый, желтый и синий.

Игрушку всегда украшали узором: на изображениях людей это был орнамент на одежде, а животным украшали рога или конечности. Узор был простым и незамысловатым: волнистые линии, геометрические фигуры и цветы. Кроме того, в качестве узора служили изображения на игрушке солнца, неба, луны, огня, земли и воды.

Плешковская русская народная игрушка

Игрушки из Плешково лепятся из смеси глины со слюдой. После обжига игрушки слюдовые вкрапления придают изделию дополнительный серебристый блеск и искорки по всей поверхности. У обожженных свистулек пористая структура и розовый оттенок. Мастера окрашивают глину в свободной манере и распределяют натуральную краску пятнами. Изначально при изготовлении плешковских игрушек краска не применялась вообще, но более современные мастера растирают для полноценного покрытия свистульки кирпич и смешивают его с выжимкой из лопуха или конопли. Ранее было достаточно найти необходимое количество местной золотистой глины и провести 2-3 полоски вдоль фигурки.

Название игрушки происходит от села Плешково Орловской губернии. Игрушки отличаются простотой и лаконичностью. Основные цвета плешковской игрушки: синий, красный, зеленый. При окрашивании изделия использовали натуральные красители — сок бузины и лопуха, которые наносили на поверхность фигурки в форме пятнышек. Сюжеты плешковской игрушки различны: звери (кони, бараны, коровы, олени, петухи), птицы (утки), люди (солдаты, барыни), фантастические существа (русалки, птицы — сирин).

Богородская игрушка

История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

Содержание:

История промысла


Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Виды богородских игрушек

Богородские деревянные игрушки были двух видов:

1. Скульптурная игрушка

скульптурная богородская игрушка

2. Подвижная игрушка

подвижная богородская игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:

Богородские кузнецы

Кузнецы, закрепленные на плашках;

Богородский мужичок

Пляшущий мужичок с пружиной внутри;

Богородские курочки

Курочки, клюющие зерна на кругу с противовесом.

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.

Технология изготовления

изготовление богородских игрушек

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на небольшие брусочки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе дерева старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Роспись богородской игрушки

росписные богорордские игрушки

(Цветные (росписные) богородские игрушки)

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА Автор проекта: Невмержицкая Галина Михайловна


Курс повышения квалификации

Специфика художественно-изобразительной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы организации безопасной среды в дошкольном образовании


Курс повышения квалификации

Теория и методика воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении


«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Зимнее окно»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА Автор проекта: Невмержицкая Галина Михайловна

Автор проекта:
Невмержицкая Галина Михайловна

Цели:познакомить детей с богородской игрушкой и искусством богородских мастер.

Цели:
познакомить детей с богородской игрушкой и искусством богородских мастеров;
воспитывать интерес к народной игрушке и к народным промыслам;
воспитывать чувства любви к своей Родине;
формировать позитивное отношение к культуре, труду.

Случилось это давным-давно, может, двести лет назад, а может, и больше, в с.

Случилось это давным-давно, может, двести лет назад, а может, и больше, в селе Богородском, что под Москвой.
Зимой ночи длинные, темнеет рано. Скучно в крестьянской избе ребятам. И вот однажды захотела мать порадовать своих детей игрушкой. А купить не на что. Подумала-подумала… Если из соломы сплести, так живо растреплют. Если из теста слепить – засохнет и развалится. И взяла она полено из-под печки, топором и ножиком вырезала куклу.

Дети игрушке были рады. Баюкали, приговаривали: «Ау, ау». И назвали её Аука.

Дети игрушке были рады. Баюкали, приговаривали: «Ау, ау». И назвали её Аука. А выросли – забросили свою Ауку.
Собиралась как-то раз мать на базар, увидела игрушку.
«Забрать, что ли, с собой, - думает, - может, кто и купит». Так и продала.

Раз едет по селу телега, сидит в ней мужик и кричит: - Кто на базаре деревя.

Раз едет по селу телега, сидит в ней мужик и кричит:
- Кто на базаре деревянную игрушку торговал?!
-Я торговала, -говорит, - а тебе зачем?
-А не вырежешь таких ещё? Всё куплю.
- Ладно, приезжай к празднику.
Сделала баба игрушки и побежала по селу о своей удаче рассказывать, мастерство своё показывать. Односельчане расспрашивают: что да как. И стали вслед за ней разные игрушки делать и купцам продавать. Купцы игрушками на ярмарках торговали.

Так по всей стране путешествовали деревянные барыни, гусары, кузнецы и медвед.

Так по всей стране путешествовали деревянные барыни, гусары, кузнецы и медведи, лошадки и коровы, петушки и курочки…

БАРЫНЯ И ГУСАР
ЛЕВ
ПЛЯШУЩИЙ МУЖИЧОК

Прошло время. В Богородском научились мастерить игрушки с движением. Потянешь.

Прошло время. В Богородском научились мастерить игрушки с движением. Потянешь за две планочки, смотришь: игрушка ожила. «Тук-тук» - звонко бьют молотом по наковальне кузнецы – мужик и медведь.

Как по команде, солдаты то встают в строй рядами, то растягиваются в одну шер.

Как по команде, солдаты то встают в строй рядами, то растягиваются в одну шеренгу.

СОЛДАТЫ НА РАЗВОДЕ

Были придуманы и другие устройства. Вот на дощечке стоят куры. Дёрни за верев.

Были придуманы и другие устройства. Вот на дощечке стоят куры. Дёрни за веревочку, и начнут они торопливо клевать зёрна. А два козлика, если нажать маленькую кнопку, примутся бодать друг друга.

В наши дни появились новые работы из дерева: заяц регулирует уличное движение.

В наши дни появились новые работы из дерева: заяц регулирует уличное движение, медведи едут на мотороллерах, играют в футбол, и даже запускают спутник вокруг луны. Богородские игрушки делаются не только для детской
забавы, но и для
украшения жилья,
для уюта.

Отношение к мастерам теперь тоже иное – уважительное, заботливое. Мастера в Б.

Отношение к мастерам теперь тоже иное – уважительное, заботливое. Мастера в Богородском окружены почётом. Они ведь настоящие художники.
Хотя, казалось бы, что хитрого в их ремесле? Как будто всё просто. Берёт мастери чурбачок. Сначала размечает на нём, что где будет. А потом в верхней части, к примеру, круглые уши и короткий нос сделает, посередине – живот, внизу – толстые медвежьи лапы. Острым резцом вырежет по всему деревянному зверю шёрстку. Такой замечательный получится мишка! Точно живой.

В чём же тут секрет? А секрет в умелых руках мастера, в его зорких глазах худ.

В чём же тут секрет?
А секрет в умелых руках мастера, в его зорких глазах художника, от которых ни что не ускользает. Всё он тонко подметит и перенесёт в свои произведения. Обычную деревянную чурку превратит в сказочную игрушку.
Вот почему и по сей
день людям так дорого
радостное, доброе
искусство богородских
мастеров.

Богородская игрушка – деревянная зверушка. Мишка, зайка, петушок – полюбуйся.

Богородская игрушка –
деревянная зверушка.
Мишка, зайка, петушок –
полюбуйся-ка, дружок!

Мастера взялись за дело –
вырежут из липы белой
или мишку-кузнеца,
или в пляске удальца!

Под ноги ложится стружка.
Вот и курочки-подружки
весело зерно клюют –
с ними радость и уют.
Спасибо за внимание!

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 921 072 материала в базе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Воспитание детей дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
  • Курс повышения квалификации «Инновационные подходы к организации социально-личностного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Патриотическое воспитание дошкольников в системе работы педагога дошкольной образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Использование декоративно-прикладного искусства в работе с детьми дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Педагогическая деятельность мини-музея как культурно-просветительского центра дошкольной организации»
  • Курс повышения квалификации «Песочная терапия в работе с детьми»
  • Курс повышения квалификации «Организация развивающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Индивидуализация образования. Сопровождение индивидуального развития ребенка-дошкольника в вариативной образовательной среде»
  • Курс повышения квалификации «Внедрение технологии решения изобретательских задач в педагогический процесс дошкольной образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «ФГОС ДОО. Развитие поисковой активности, инициативы и познавательной мотивации методом экспериментирования у детей дошкольного возраста»
  • Курс профессиональной переподготовки «Сурдопедагогика в дошкольном образовании»
  • Курс повышения квалификации «Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Система сопровождения ребенка с ОВЗ в общеразвивающем детском саду в условиях реализации ФГОС»

Оставьте свой комментарий

  • 27.01.2017 6561
  • PPTX 11.3 мбайт
  • 428 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Невмержицкая Галина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

78 минут

«Медиация как инструмент разрешения конфликтов в образовательной среде»

61 минута

«Родительство без страхов»

67 минут

«Имидж современного преподавателя»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Богородская резная игрушка Воспитатель: Ревина Ирина Юрьевна МАДОУ №13 «Дел.


Курс повышения квалификации

Специфика художественно-изобразительной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы организации безопасной среды в дошкольном образовании


Курс повышения квалификации

Теория и методика воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении


«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Зимнее окно»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Богородская резная игрушка Воспитатель: Ревина Ирина Юрьевна МАДОУ №13 «Дел.

Богородская резная игрушка

Воспитатель: Ревина Ирина Юрьевна
МАДОУ №13 «Дельфинчик»

В православном сердце России недалеко от г. Сергиев Посад, на живописном холм.

В православном сердце России недалеко от г. Сергиев Посад, на живописном холме на берегу реки Куньи, стоит село Богородское - родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур. История богородской деревянной игрушки насчитывает более 350 лет.
Село Богородское находится рядом с крупнейшим в России монастырем, Троице-Сергиевой Лаврой.

Возможно, что первыми резными деревянными игрушками одаривал детей сам святой.

Возможно, что первыми резными деревянными игрушками одаривал детей сам святой Сергий Радонежский. А может быть, деревянные игрушки-забавы появились благодаря усилиям любящего отца или дедушки, который подобрал для ее изготовления простой и доступный материал – дерево и сделал игрушку подвижной, занимательной, вызывающей улыбку ребенка. И так была создана школа мастеров-резчиков и артель, на базе которой и была создана ныне действующая фабрика.

Любимыми героями богородских мастеров стали животные – персонажи сказок, а та.

Любимыми героями богородских мастеров стали животные – персонажи сказок, а также простые люди. При изображении зверей и птиц игрушечники добились высокого мастерства в передаче характерных признаков и движений животных, в точном соблюдении пропорций тела. При этом игрушка сохранила эстетическую привлекательность, скульптурную лаконичность и декор поверхности (бороздки, выразительно передающие фактуру шерсти, оперения и т.д.).

Изготовление игрушкиДелается деревянная игрушка из липы, которая сушилась.

Изготовление игрушки
Делается деревянная игрушка из липы, которая сушилась от трех до пяти лет. Это светлое и мягкое дерево как нельзя лучше подходит для резьбы.
А вот как делают игрушку: в первую очередь, заготовку из дерева выпиливают ножовкой или вырубают топором по шаблону.

После этого, полученную заготовку обрабатывают особыми, очень острыми богоро.

После этого, полученную заготовку обрабатывают особыми, очень острыми богородскими ножами и стамесками.
В прежние времена, когда одна часть селян занималась изготовлением игрушек, другая часть делала инструменты – стамески и ножи. На сегодняшний день мастера сами изготавливают инструмент, или пользуются привозным, так что от инструмента осталось только название.

Гнущиеся части делают из ивы, а соединяют детали дубовыми штырьками, промазан.

Гнущиеся части делают из ивы, а соединяют детали дубовыми штырьками, промазанными клеем ПВА.
В конце покрывают готовое изделие воском и лаком или цветными морилками. В старину для придания цвета игрушки вымачивали в чане с густо заваренными травами – тёмный жёлтый (или коричневый) цвет дереву придавал зверобой, зеленоватый – полынь.

Традиционная деревянная богородская игрушка не расписывалась. Современные иг.

Традиционная деревянная богородская игрушка не расписывалась. Современные игрушки уже раскрашивают. Их раскрашивают гуашевыми красками, которые затем покрываются безвредным масляным лаком.

Педагогическая ценность Богородская игрушка – рукотворная. Она сохраняет прир.

Богородская игрушка – рукотворная. Она сохраняет природный цвет дерева, его тепло и очень приятная на ощупь поверхность, безупречная в гигиеническом отношении для маленького ребенка.

Богородская деревянная игрушка вызывает у детей особый интерес и чувство радо.

Богородская деревянная игрушка вызывает у детей особый интерес и чувство радости благодаря тому, что она с движением. Подвижность отдельных частей игрушки и простота механизма, приводящего их в движение, расширяет возможности использования игрушки в педагогическом процессе.

Самым маленьким детям взрослые с помощью богородской игрушки могут показать.

Самым маленьким детям взрослые с помощью богородской игрушки могут показать театрализованное представление: собрались курочки в кружок и клюют зернышки, сел медвежонок на качели и раскачивается и т.п. Действия деревянных фигурок вызывают смех, побуждают к звукопроизношению: тук-тук, кач-кач и т.п.
Когда ребенок начнет терять интерес к восприятию игрушки, он обязательно захочет сам поэкспериментировать с ней. Игрушки приводятся в движение так просто, что малыш очень скоро сам овладеет действиями с ней и будет кормить курочек, качать медвежонка и т.п. Простые и однообразные движения игрушек завораживают, успокаивают, доставляют удовольствие.

Возможность экспериментировать с игрушкой и при этом добиваться результата им.

Возможность экспериментировать с игрушкой и при этом добиваться результата имеет очень большое значение для развития личности маленького ребенка. В процессе действий с игрушкой у малыша просто и естественно проявляется любознательность, познавательная активность, инициативность, а полученный результат способствует формированию уверенности в себе и своих возможностях.
В богородских игрушках нашел отражение мир животных, который пользуется особой любовью детей, и знакомство с которым является необходимым для их познавательного развития.

С возрастом интерес ребенка к действиям с богородской игрушкой снижается, но.

С возрастом интерес ребенка к действиям с богородской игрушкой снижается, но ее эстетическое воздействие сохраняется. Богородская игрушка становится важной частью предметно-развивающей среды ребенка – она украшает быт, идейно-эмоционально организует его: учит любить и ценить красоту искусства своего народа и готовит маленького россиянина к встрече с другими видами декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

Медведица купает медвежонка. Медведица в бочонке Купает медвежонка. Он рычит.

Медведица купает медвежонка.
Медведица в бочонке
Купает медвежонка.
Он рычит, плескается,
Ему водичка нравится.
Мишка косолапый
Все испачкал лапы.
Мама в бочку посадила,
Долго мылом лапы мыла.
А он всё хохочет,
Лапы мыть не хочет.
Попевка:
Посадила мам в бочку
Малыша-сыночка.
Моет эдак, моет так,
Да не вымоет никак.
С гуся вода, с мишутки худоба.

Белка топориком колет орешек. Белка по сосне скакала И орешек потеряла. Поис.

Белка топориком колет орешек.
Белка по сосне скакала
И орешек потеряла.
Поискала, не нашла
И опять искать пошла.
По ветвям она скакала
И орешек отыскала.
Белка шла, шла, шла
И топор в лесу нашла:
- Мой топорик лучше всех,
Расколоть помог орех.
Попевка:
Я топориком стучу,
Расколоть орех хочу:
- Мой топорик лучше всех,
Расколоть помог орех.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Богородская игрушкаКлассный час в 1 классе Автор: Хайретдинова О.В.


Курс повышения квалификации

Обеспечение экологической безопасности руководителей и специалистов общехозяйственных систем управления


Курс повышения квалификации

Методики библиотечно-консультационной работы с различными категориями пользователей: юношеством, лицами с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС


Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров


«Основные проблемы процедур лицензирования и прохождения аккредитации: взгляд специалиста образовательной организации и эксперта»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Богородская игрушкаКлассный час в 1 классе Автор: Хайретдинова О.В.

Богородская игрушка
Классный час в 1 классе
Автор: Хайретдинова О.В.

Цели и задачи: знакомство учащихся с миром народной деревянной резной игрушки.

знакомство учащихся с миром народной деревянной резной игрушки, как одним из видов народного творчества;
оценка художественных достоинств произведений богородских народных мастеров и кустарей;
Формирование потребности знать историю своей страны;
воспитание уважения к прошлому своей Родины и труду своих предков

В нашем классе есть экспозиция Богородской игрушки, давайте познакомимся с ни.

В нашем классе есть экспозиция Богородской игрушки, давайте познакомимся с ними поближе.

Богородский народно-художественный промысел.На живописном холме на берегу рек.

Богородский народно-художественный промысел.
На живописном холме на берегу реки Куньи, левого притока Дубны стоит село Богородское – родина замечательного промысла разных деревянных игрушек и скульптур. Богородское село старинное. В середине ХV века село принадлежало московскому боярину М.Б. Плещееву. Впоследствии в 1595 году село Богородское перешло в Троице-Сергиев монастырь. В селе стояла деревянная Успенская церковь.


В Сергиевом Посаде существует предание о том, как в середине ХVIII века один.

В Сергиевом Посаде существует предание о том, как в середине ХVIII века один житель посада вырезал из липового чурака куклу размером 40 см (9 вершков) и продал её купцу Ерофееву, торговавшему у Лавры. Тот поставил её как украшение в лавке. Игрушка тут жк была куплена с большой выгодой у купцы. После этого Ерофеев заказал целую партию таких игрушек. Народные мастера, работая примитивным инструментом, сумели создать из дерева реалистичные образы окружающей действительности. Они резали из липы фигурки животных и людей, из народной жизни, басен и сказок.

В ХIХ веке в селе Богородское было больше сотни дворов, и все- от мала до вел.

В ХIХ веке в селе Богородское было больше сотни дворов, и все- от мала до велика , занимались изготовлением богородской игрушки.
Работали семьями, и мужчины, и женщины и дети.
Причем у мастеров появилась своя специализация: одни резали только коней, другие - зверей, третьи – людей.

Существует 4 вида механизма , которые используют богородские мастера в игруше.

Существует 4 вида механизма , которые используют богородские мастера в игрушечном промысле (планочки, баланс, кнопочка, "дергуны").

Самая знаменитая из богородских игрушек- «Кузнецы». Она прославилась во всем.

Самая знаменитая из богородских игрушек- «Кузнецы». Она прославилась во всем мире, и стала своеобразным русским символом. Механизм – «планка». Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки.

И игрушка "Курочки" - тоже долгожитель. Ею играли дети еще во времена Пушкина.

И игрушка "Курочки" - тоже долгожитель. Ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. В затейливой "потехе" с балансом заложена идея ритма, к которому ребенок чувствителен по своей природе. Весело смотреть, как в строгом порядке куры клюют нарисованные зерна.

Механизм «Дергун».Дергунчик (от слова – дергаться, кривляться) – так называют.

Механизм «Дергун».
Дергунчик (от слова – дергаться, кривляться) – так называют игрушки, подвижные части которых соединены нитками. Выпильные и картонные раскрашенные дергунчик, паяцы, клоуны и куклы, вошли в моду еще в конце XIX–начале XX веков.
Богородские мастера по-своему использовали устройство затейливой забавы. Их резные игрушки сделаны гораздо основательнее, что отразилось в местном, более серьезном названии – дергуны. Самые популярные богородские дергуны: медведь-плясун и сова. Подвижные части игрушек мастера режут отдельно, соединяя их нитками. Дернешь за веревочку, и медведь раскидывает лапы в стороны, будто пляшет или силу свою показывает.
Сова-дергун раньше была игрушкой, потом превратилась в вешалку. Музейная сова-дергун – поучительный образец художественной росписи богородской игрушки. В ней есть утраченная теперь цветовая и орнаментальная культура. Декор приведен в полное соответствие с образом, адресованным ребенку: перед нами – таинственный лесной обитатель, а не птичка, расписанная невпопад пестро и ярко.

Медведь-плясун

Сова. Может использоваться как вешалка.

Сова. Может использоваться как вешалка.

Игрушки на тумбочке с кнопкой.Герои этих игрушек совершают простое движение.

Игрушки на тумбочке с кнопкой.
Герои этих игрушек совершают простое движение: вперед-назад. Это происходит под действием кнопки, сжимающей пружинку, и движущей шип с фигуркой: туда-обратно.
В просверленное в тумбочке отверстие (10 мм, не до конца) опущена стальная пружинка 7-8 витков, а затем вставлена круглая палочка чуть меньшего диаметра (9мм). По месту расположения фигурки в тумбочке сделано отверстие, через него к палочке приклеена фигурка с шипом. При нажатии кнопки фигура движется вместе с ней только по прямой
Фигурки на тумбочке совершают и колебательные движения: наклоняются вперед и откидываются назад. Для этого шип фигурки посажен на ось, которой служит стальная проволочка диаметром 0,5 мм, закрепленная на боковой стенке тумбочки. При нажатии кнопки шип, поворачиваемый на оси, наклоняет фигурку вперед, а при возврате – откидывает назад. Так заяц тянет морковку, белка колет молотком орех, качаются на доске медведи.

Заяц тянет морковку.

Заяц тянет морковку.

А,сейчас, ребята, я каждой парте выдам по богородской игрушке из нашей эксп.

А,сейчас, ребята, я каждой парте выдам по богородской игрушке из нашей экспозиции. А вы попробуете определить какой механизм использован в данной игрушке. А потом поменяетесь с другой партой.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Читайте также: