Выбор игрушек и игровых занятий детям грудного возраста

Обновлено: 28.04.2024

0 – 3 месяца.
1. Погремушки, подвески, подвесная музыкальная карусель, крепящаяся над кроваткой (мобиль).
2. Флажок.
3. Мячи разные.
4. Тряпичный браслетик с бубенчиком.
5. Аудиокассеты с музыкой, адаптированной для малыша (серия «Happy baby», «Классика для малышей», «Волшебные голоса природы»)

3 – 6 месяцев.
(добавляются к предыдущим)
1. Кольца-прорезыватели.
2. Шарики (резиновые, пластмассовые, деревянные).
3. Игрушки образные пластизолевые, озвученные.
4. Волчок.
5. Неваляшка.
6. Забавные маски.
7. Игрушка с подвижными частями и мелодией (музыкальная шкатулка).
8. Мягкий моющийся коврик.
9. Яркие большие образные игрушки. 10. Колокольчик

6 – 9 месяцев.
(добавляются к предыдущим)
1. Гибкая кукла.
2. Мягкие книжки-картинки.
3. Активный игровой центр.
4. Специальные доски вкладыши с ручками
5. Набор для игры с водой.
6. Прозрачные игрушки-погремушки, заполненные разноцветными шариками.
7. Мягкие игрушки с шариковым наполнителем.
8. Игрушка с выскакивающим сюрпризом.
9. Мисочка для вкладывания шариков.
10. Фигурки животных средних размеров.

9 – 12 месяцев
1. Пирамидка с большими отверстиями в кольцах.
2. Подставка с комплектом втулочек или грибочков.
3. Крупная кукольная посуда: чашки, миски, тарелки, кастрюли.
4. Устойчивые деревянные или пластмассовые машинки.
5. Тележки деревянные, пластмассовые.
6. Заводные игрушки.
7. Цилиндрические и прямоугольные игрушки-гнезда.
8. Крупный строительный набор.
9. Логический куб, игрушки с различными прорезями.
10. Металлофон.
11. Кукла с подвижными частями тела.
12. Кукла-перчатка.
13. Коробочки с крышками.
14. Игрушка-качалка, на которой можно сидеть (лошадка, слоник).
15. Качели.
16. Барабан.
17. Скат с шариками.
18. Гвозди-перевертыши с молоточком («стучалка»).

1 год – 1,5 года
1. Пирамидка с кольцами равной величины.
2. Пирамида с кольцами двух контрастных размеров.
3. Коробка с отверстиями в виде квадрата и круга и соответствующими объемными вкладышами.
4. Матрешка одноместная, двуместная неокрашенная и окрашенная.
5. Шароброс с шарами двух размеров.
6. Столик одноцветный с втулочками соответствующего цвета.
7. Кубы-вкладыши (2-3 местные).
8. Столики двуцветные, трехцветные, четырехцветные с втулочками.
9. Лоток с шарами 4 основных цветов.
10. Специальные легкие мобили для выработки речевого дыхания.
11. Крупные деревянные пазлы из 4-5 частей.
12. Наборы для игр с песком (совок, ведро, формочки).
13. Кукла с волосами.
14. Кукла-голыш
15. Кукольная кроватка.
16. Кукольные пастельные принадлежности.
17. Посуда: кухонная, столовая, чайная.
18. Утюг
19. Телефон.
20. Игрушки-животные.
21. Машина легковая, грузовая, автобус.
22. Лодочка.
23. Строительный набор: кубики, кирпичики, пластины из дерева, окрашенные в основные цвета.
24. Пастель, мелки, карандаши, фломастеры.
25. Книжки с картинками.
26. Книжки с короткими стихотворениями для детей.
27. Составные игрушки из 2-3 частей.

От 1,5 до 2 лет.
(добавляются к предыдущим)
1. Пирамидка трех и пяти контрастных размеров.
2. Мозаика геометрическая .
3. Пластмассовые или деревянные фигурки (людей и животных) для игр с мелким строительным материалом.
4. «Сложи квадрат» I уровень (игры Никитина)
5. Крупная мебель.
6. Коляска.
7. Качели.
8. Набор резко контрастных по размерам колец, шаров, кубов, призм.
9. Трубки прозрачные и непрозрачные с цветными пыжами и палочкой (игра «Салют»).
10. Лото, парные картинки.
11. Разрезные картинки из 2-х частей.
12. Крупные деревянные бусы для нанизывания.
13. Различные шнуровки.
14. Наборы для ролевых игр («Инструменты», «Доктор», «Парикмахерская» и др.)
15. Игрушечный набор «Семья».
16. Кегли, городки детские.
17. Крупные простые пазлы.
18. Кисти, нетоксичные краски.
19. Набор для игры с песком.

От 2 до 3 лет.
1. Пирамидки с кольцами 2, 3, 4, 5 контрастных размеров.
2. Трехместные матрешки.
3. Столик четырехцветный, пяти- и шестицветный с втулочками соответствующего цвета.
4. Лоток с шарами (6 цветов).
5. «Сложи квадрат» II уровень (игры Никитина)
6. Кубики с предметными картинками.
7. Модель дома.
8. Специальные наборы: «Ферма», «Городок», «Транспорт».
9. Конструктор типа «Техно», «Механик».
10. Кубики Зайцева для обучения чтению.
11. Набор кукол для театра.
12. Одежда для кукол по сезону.
13. Карнавальные шапочки, полумаски.
14. Игрушечные часы.
15. Составные игрушки из 3 частей и более.
16. Разрезные картинки из 4 частей.
17. Лото «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Транспорт», «Животные».
18. Ножницы с тупыми концами.
19. Губная гармошка.
20. Металлофон, ксилофон, игрушечное пианино.
21. Крупный и мелкий строитель.
22. Кирпичики в тележке деревянные, окрашенные в основные цвета.
23. Пазлы картонные.


Детские игрушки начинают интересовать малыша уже в возрасте одного месяца. Самое время порадовать его яркими и весёлыми погремушками, неваляшками и звонкими колокольчиками! Однако прежде, чем бежать по магазинам, прочитайте, на что необходимо обращать внимание при выборе игрушек для вашего ребёнка.

1. Безопасность

Малыши очень любопытны, всё, что попадает к ним в руки, они любят испытывать на прочность и пробовать на вкус. Поэтому прежде, чем дать ребёнку игрушку, тщательно её проверьте.

  1. Проведите визуальный осмотр: есть ли у неё мелкие детали, которые можно отгрызть и проглотить, отверстия, где может прищемить палец, верёвочки, в которых можно запутаться? Если да, то лучше оставьте игрушку в магазине.
  2. Понюхайте игрушку — она не должна резко и неприятно пахнуть, потрите пальцами — убедитесь, что краска не спадает.
  3. Обратите внимание на прочность стыков и крепёжных элементов — игрушка не должна разрушиться при ударе или напугать малыша при падении в кроватку.
  4. Обращайте внимание на упаковку — на ней должна быть отметка о сертификации, а также возрастная категория — это важная информация, которой не следует пренебрегать, так как речь идёт о здоровье и безопасности малыша. Приобретайте детские игрушки в специализированных магазинах.

2. Гигиеничность

Игрушка должна быть простой и удобной в уходе, чтобы её можно было протереть, помыть или постирать — вручную или в стиральной машинке.

3. Удобство

Игрушка должна быть лёгкой и удобной. Если это погремушка, она не должна выпадать у малыша из рук и не должна быть слишком тяжёлой. Пищалка должна быть мягкой, чтобы у ребёнка хватало сил для нажатия и извлечения звука.

4. Цвет и звук

Не менее важно обращать внимание на красочно-звуковые особенности. Замечено, что из всех расцветок груднички особенно предпочитают насыщенные тёплые тона, особенно жёлтые и оранжевые. Среди мира звуков малыши любят тихий звон и лёгкое постукивание. С другой стороны, слишком яркие, кислотные цвета, громкие и резкие звуки могут напугать и переутомить малыша, который быстро устанет от игрушки и начнёт плакать. Не рекомендуется слишком рано знакомить младенца с электронными звуками животного мира — мяуканьем, лаянием, мычанием. Игрушки с подобными звуками лучше приберечь, пока малышу не исполнится год. При выборе мобиля обратите внимание на наличие регулятора громкости.

5. Материал и форма


Обращайте внимание на материал, из которого сделан предмет. Наилучший вариант — это специальная ткань, рассчитанная на самых маленьких, — дети просто обожают возиться с такими игрушками. Одно из самых любимых малышами изделий — это комфортер, или так называемая «обнимашка». Она представляет собой фигурку в форме подушки. Перед тем, как положить её в кроватку к младенцу, подержите её немного на своём теле, чтобы она впитала материнский запах. С такой игрушкой малыш будет чувствовать себя особенно комфортно.

С другой стороны избегайте давать малышу изделия, обитые грубой и ворсистой тканью, особенно мехом и плюшем, так как они могут попасть в рот и вызывать неприятные ощущения. Будьте внимательны и с деревянными игрушками — при всей своей экологичности они нередко становятся причиной заноз у малышей.

е бойтесь проявить излишнюю нежность – это никак не может повредить психологическому состоянию карапуза. А внимание к ребёнку, развивающие игры до года и всевозможные игрушки помогут ему увереннее перейти годовалый рубеж навстречу интересному и пока загадочному миру.

Когда в семье появляется ребёнок – это огромная радость, бессонные ночи и колоссальная ответственность родителей за здоровье и развитие малыша. Успешное развитие ребёнка до года зависит от многих факторов, но основным из них является то, как с рождения занимаются с ребёнком, сколько времени ему посвящают, какие развивающие игры и занятия используют, а также то количество любви, которое направлено на маленького человечка. Не бойтесь проявить излишнюю нежность – это никак не может повредить психологическому состоянию карапуза. А внимание к ребёнку, развивающие игры до года и всевозможные игрушки помогут ему увереннее перейти годовалый рубеж навстречу интересному и пока загадочному миру.

Какие развивающие игрушки выбрать ребёнку до года?

1) Все игрушки для детей до года должны иметь яркую окраску и чёткие очертания, рисунок: если это собака, то она должна быть похожа на собаку! Игрушки разных цветов позволят малышу различать первыми именно такие цвета.

2) Прочность и безопасность. Игрушками стучат, их бросают, их кусают и обсасывают, а значит, материал, из которого они изготовлены, должен быть безопасен.

3) Разнообразие материалов для игрушек – игрушки для ребёнка до года можно выбрать из разного материала (пластмасса, ткань, дерево, резина)

4) Простота выбора игрушки. Учитывая, что новорождённый ничего не знает об окружающем его мире, любой предмет может стать объектом исследования (ложки, баночки, бусы мамы).

5) Ограничение количества игрушек для одного раза. Предложите две – три и поменяйте их через недельку, чтобы они не успели надоесть малышу.

Что нужно знать маме про игру с ребёнком до года?

1) При первом опыте игры, да и вообще все действия малыша неуклюжи и медленны. Многие родители пытаются помочь ему, чем только расстраивают карапуза, который должен сам исследовать каждый интересный объект. Предоставьте ему такое право: пусть не быстро и не с первого раза, но малыш освоит любую игру и игрушку. Не надо его торопить и пытаться форсировать процесс.

2) Попробуйте вызвать интерес к игрушке. Если ребёнок пассивно лежит, не стоит вкладывать игрушку в его ручку, пусть он сам попробует дотянуться и взять её.

3) Место для игры может быть где угодно: на диване, в кроватке, на полу, в стульчике для кормления и даже в «кенгуру». Малыш обследует новые места и запоминает окружающий мир.

Развивающие игры для ребёнка в 1 месяц (игры и потешки для новорожденного)

Разговор с ребёнком. Говорите с малышом постоянно, когда заходите в комнату, когда переодеваете или купаете его. Меняйте интонацию и тембр голоса. Тихий голос успокоит, а громкий – привлечёт внимание.

Мамино лицо. Когда ребёнок сфокусирует взгляд на мамином лице, медленно двигайтесь в разные стороны – малыш будет поворачивать за вами голову и следить взглядом.

Наблюдатель. Возьмите яркую игрушку и водите ею перед лицом малыша из стороны в сторону, по кругу, по вертикали. Расстояние от лица должно быть примерно 25-30 см. Когда ребёнок сможет взглядом следить за одним направлением движения, дайте ему отдохнуть. Потом попробуйте другое движение.

Я слышу маму. Когда вы идёте по комнате, где лежит ребёнок, подайте голос и позовите по имени карапуза. Меняя направление – отзывайтесь каждый раз. Малыш учиться следить за вашим передвижением и развивает слух.

Не забудьте про массаж, в этом возрасте он не менее важен, чем развивающие игры для новорожденного. Чем чаще вы прикасаетесь к телу ребёнка (во время переодевания, кормления, купания), тем спокойнее и увереннее чувствует и ведёт себя ребёнок.

Развивающие игры для ребёнка в 2 месяца

Колокольчик. В два месяца ребёнок поворачивает головку, лёжа на животе, слышит и различает звуки. Позвонив в колокольчик, повесьте его на одной из сторон кроватки, сверху. Потом, услышав звоночек, малыш будет поворачивать головку в ту сторону.

Ласковые варежки. Во время бодрствования карапуза погладьте его ручки разными образцами ткани: вязаными варежками, шёлковым платочком, кусочком меха. Это поможет формироваться осязанию ребёнка.

Попрыгун. Пришейте к любой мягкой игрушке резинку и подвесьте над кроваткой. Пусть игрушка «попрыгает», а малыш будет с интересом следить за ней взглядом.

Стишки. Пора начинать знакомит ребёнка с простенькими стишками, потешками, песенками и прибаутками. Есть прибаутки на любое действие: на массаж (потягушечки, порастушечки), на купание (Водичка, водичка, умой моё личико: чтобы глазки блестели, чтобы губки алели, чтоб кусался зубок, улыбался ротик). Ребёнок с удовольствием будет отвечать вам гугуканьем».

Фигурное плавание. Положив голову ребёнка на ладонь, попробуйте «поводить» его по поверхности воды в разные стороны, описывая восьмёрку, вправо-влево. Эта развивающая игра для ребёнка в 2 месяца поможет пространственному ориентированию малыша, а такая близкая ему водная среда поможет снять гипертонус и просто доставит удовольствие.

Развивающие игры для ребёнка в 3 месяца

Занятия на мяче. Ребёнок уже может достаточное время лежать на животике и какое-то время держать головку. Положив его на большой надувной мяч, покачайте его вперед-назад, осторожно, вправо-влево. Развивается ориентация в пространстве и вестибулярный аппарат.

Возьми игрушку. Положив малыша на живот, разложите передним 2-3 яркие игрушки и погремите ими. Если карапуз пытается дотянуться до одной из них, подставьте ладонь под стопу ножки – почувствовав опору, будет попытка оттолкнуться. Эта развивающая игра для ребёнка 3 месяца поможет ему раньше начать ползать.

Слушаем музыку. Включайте разную музыку: весёлые детские песенки, классическую, колыбельные. Старайтесь в такт звучания совершать какие-то действия (хлопать в ладоши, кружиться с ребёнком на руках, раскачиваться, подпевать).

Чудо-браслет. Наденьте на ручку (или ножку) малыша браслет из трикотажной ткани, на которой нашиты колокольчики, бубенчики. Развитие координации, изучение своих ручек и ножек, а также ориентация в пространстве будет намного интересней.

Не забывайте про массаж! С потешками и стишками.

Развивающие игры для ребёнка в 4 месяца

Ответь мне. Мама наклоняется над ребёнком и нараспев повторяет стишки с долгими гласными буквами (Петушо-о-ок, петушок, золотой гребешо-о-ок). Получается чёткое произношение гласных. Ребёнок в ответ будет «гулить».

Отдай игрушку. Взрослый берёт игрушки с разной фактурой и поочерёдно вкладывает их в ручки малыша, лежащего на спине. В развивающей игре следует обратить внимание на правильный захват, а именно положение большого пальца руки. Легонько забирайте игрушку и давайте другую. Происходит подготовка для мелкой моторики – напряжение и расслабление ручки, изучаются разные материалы.

Зеркальце. Если у вас есть игрушки с отражающими зеркальными вставками, закрепите их на кроватке. На расстоянии примерно 25 см от личика ребёнка. Рассматривать своё отражение очень интересно и в таком возрасте.

Мобили. Их можно развешивать и раньше, с 2-х месяцев. Развивается мелкая моторика, умение сосредоточить взгляд, тактильные ощущения. Развешивать можно не только игрушки, но разные бытовые предметы (бутылочки, щетки, ложки, фигурки зверей и птиц).

Ребёнок пытается или уже умеет переворачиваться на живот и обратно. Хвалите его и предлагайте первые книжки с большими яркими картинками.

Развивающие игры для ребёнка в 5 месяцев

Мячи. Тряпичный: с его помощью развивается хватательный навык, координация движений рук и глаз. С пупырышками поможет развить мелкую моторику. Со встроенным бубенчиком – развитие слуха. А чуть позже, в 6 месяцев малыш обычно уже сам может играть с мячом, лёжа на животе или сидя на руках у мамы.

Спрятался. Развивающая игра для ребёнка 5 месяцев «ку-ку». Мама прячется от ребёнка за свои ладошки и потом с возгласом «ку-ку», открывает их.

Попрыгаем. Малыш с удовольствием стоит на ножках, если его придерживать. Читая ему стишок, давайте ему приседать и подпрыгивать. Обязательно придерживайте ребёнка.

Называем игрушки. Протягивая разные игрушки, чётко называем их и отдаём ребёнку. Тренируется память и развиваются тактильные ощущения.

Развивающие игры для ребёнка в 6 месяцев

Кнопочки на игрушках, коробочки. Открывание-закрывание коробочек, нажатие на кнопки обычно очень нравятся малышам в таком возрасте.

Ладушки. Классическая игра в ладошки со стишками.

Все интересующие предметы. Начался период активного исследования и если это не опасно для здоровья, позволяйте ребёнку брать и трогать различные предметы и вещи. Исследуя мир, мы развиваемся.

Развивающие игры для ребёнка в 7 месяцев

Мешочки с крупой. Маленькие мешочки, наполненные различными крупами (гречка, горох, фасоль, рис). Дайте их вашему малышу и они помогут в развитии мелкой моторики, дают возможность исследования, их можно хватать, жевать, бросать.

Молоточек. Игрушка с пищалками на концах. Детки в 7 месяцев любят стучать такими игрушками об пол. Весело и полезно для координации движений.

Барабан. Любая кастрюлька, миска и деревянная ложка подойдут для игры. Малыш ударяет по разным «барабанам» и слышит разницу в звуках. Полезно для развития слуха и логики.

Книжки и кубики из ткани, «шуршалки» вызовут интерес, разовьют внимание, полезны для мелкой моторики. Показывайте книжку ребёнку, потом он сможет рассматривать её сам.

Развивающие игры для ребёнка в 8 месяцев

Пластиковые бутылки с крупами или водой. Их можно крутить и трясти. Звук и вид перекатывающейся крупы или булькающей воды стимулируют развитие зрения и внимание.

Музыкальные игрушки. Помогут развить мышление и слух. Ребёнок поймет связь между действием и полученным результатом: нажав на кнопку, выскакивает игрушка или играет музыка.

Кубики, посуда, пищащие игрушки. Все, что можно уронить на пол. Развивается способность к познанию и мелкая моторика. Немного позже, примерно в 9 месяцев, можно немного усложнить эту развивающую игру и учить кидать предметы специально (мяч в ведёрко, игрушку в коробку).

Свет. Если есть настольная лампа, позвольте малышу включать и выключать её, нажав на кнопку или потянув за шнурок торшера. Действия озвучивайте: «Свет загорелся!» «Выключили лампочку!»

Третий лишний. Дайте в руки малышу две игрушки. А затем предложите ещё одну. Заинтересованный ребёнок должен сообразить освободить одну руку, чтобы взять предложенную игрушку.

Развивающие игры для ребёнка в 9 месяцев

Игрушки для ванной. Ребёнок достаточно хорошо сидит и может самостоятельно купать утят и корабли в ванной. Помогите ему – покажите, как плавают и ныряют игрушки.

Пирамидки и кубики. Несложные пирамидки с малым набором колец. Развивает моторику, познание, синхронизацию действий глаз и рук. Из кубиков учим строить башню и разрушаем «Бабах!»

Матрёшки развивают моторику и формируют понятие размера. Показывайте малышу, какая фигурка маленькая как она прячется в большую.

Коробка с отверстиями для проталкивания игрушек внутрь. Если уже всё спрятали, пусть ребёнок попробует открыть коробку и найти, куда подевались все игрушки. Похвалите его обязательно.

Копилочки. Коробочки или баночки с прорезями, в которые можно класть мелкие предметы (пуговицы, прищепки, шарики).

Развивающие игры для ребёнка в 10 месяцев

Машинки на устойчивой основе. Купите вашему десятимесячному малышу подвижную машинку на колёсиках. Покажите, что если её толкнуть, она укатится по полу. Для такой развивающей игры великолепно подойдут инерционные машинки. Катание вперёд и назад учат совершать базовые движения, необходимые и девочкам, и мальчикам.

Игрушки музыкальные (барабан, пианино). Происходит развитие слухового восприятия, координации. Играть лучше под стишки или песню.

Конструкторы. Несложные варианты развивают моторику, логику, мышление.

Тряпочные игрушки или куклы, у которых крупные черты лица. Игра познакомит ребёнка с названиями части тела, лица. Предложите показать, где у куклы глазки, носик. Если у малыша не получается показывать, делайте это вместе с ним, водя его ручкой и указывая названные части лица.


Развивающие игры для ребёнка в 11 месяцев

Каталки. Игрушки на колёсиках, которые на прогулке можно везти впереди себя (колесо, бабочка). Учат ходьбе, равновесию, понятию опоры и движения.

Игрушки с механическим заводом (машинки, поезда, мышки). Развивают моторику и логику. Предложите малышу самому завести игрушку.

Игрушки со спортивным уклоном (качалка в виде коня, машинка, на которой можно ехать сидя). Развивается координация, навыки ходьбы, бега. Эта развивающая игра для ребёнка в 11 месяцев должна проводиться под присмотром взрослых. Благодаря ней ребёнок постигает ориентацию тела в пространстве.

Развивающие игры для ребёнка в 12 месяцев

Кубики, мячи, прищепки, рисование, лепка – это всё можно смело предлагать маленькому исследователю.

Грабли. Рассыпьте по столу не крупные игрушки и покажите, как можно песочными грабельками всё сгребать в кучку или со стола в коробку.

Ботинок. Предложите ребёнку самому надеть ботинок. Помогайте ему справится с этой задачей и обязательно похвалите его, даже если практически всё сделали самостоятельно. Это отличное упражнение для ребёнка до года на развитие моторики, терпения и самостоятельности.

Альбом с фотографиями родных, близких и самого малыша займёт его внимание. Узнавание лиц развивает память. Только проследите, чтобы малыш случайно не порвал и не помял ценные семейные фотографии.

Все развивающие игры до года по месяцам для конкретно указанного возраста можно использовать и позже, в возрасте постарше, главное – интерес к ним ребёнка. Не забывайте про музыку и массаж в любом возрасте – массаж полезен для здоровья, а музыка развивает творческое начало.

Наши малыши – они как губки, впитываю все и вся! Губка впитывает жидкость, а ребенок – всю информацию, увиденную и услышанную. Но сходство на этом не заканчивается! Губку можно выжать, а из головы ребенка нельзя забрать информацию. Дети впитывают информацию день ото дня, и если эта информация полезна, а важнее всего правильная, то они вырастают хорошими людьми. Поэтому родителям очень важно правильно выбирать игрушки, с которыми будут играть дети. Необходимо попытаться соединить процесс игры и получения информации (познания), ведь это пойдет ребенку только на пользу. Ребенок не будет знать о том, что его чему-то учат, поэтому он будет играть и учиться с удовольствием. Но как же совместить обучение и игры? Самым идеальным способом решения этой задачи являются обучающие игры и игрушки.

Согласитесь, ведь трудно переоценить значение первых предметных игр малыша с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, шариками и т. п. Это дидактические игрушки. Они не только обогащают сенсорный опыт ребенка, но и учат мыслить. В процессе таких практических действий, как: соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов – развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Практические действия отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления.

Самое главное место занимает домашняя обстановка

«Погода» в доме играет немаловажную роль в развитии ребенка. Именно в доме ребенок начинает познавать мир, проявляет свою любознательность. Здесь ребенок первый раз понимает, что такое цвет, форма, звуки, что означает «да» и «нет», и что на вопрос «почему» родители всегда ответят, объяснят. Первый опыт общения с другими людьми ребенок получает от соседей и людей, близких к вам. Вот почему вам необходимо тщательно выбирать занятия для вашего ребенка. Необходимо выбирать правильные книги, подходящие телевизионные программы, обучающие игрушки. Все это может облегчить и усилить процесс обучения вашего ребенка, тем самым, помогая ему освоиться на первых этапах его жизни.

Время игр и развлечений

Каждый ребенок играет в игры и игрушки и должен играть. Во время игр ребенок развлекается, но в то же время, время игр является одним из способов развития умственных и эмоциональных качеств ребенка. Вы делаете правильно, если позволяете своему ребенку развивать какие-либо навыки, такие как музыкальные или художественные. Но ребенку все же нужно определенное время, в течение которого он может просто поиграть. Таким образом, следуя этому совету, вы получите следующие выгоды:

– Развитие вашего ребенка как личности;
– Вы будете знать, какой потенциал заложен в вашем ребенке;
– Ваш ребенок будет становиться со временем более самостоятельным;
– У ребенка будет развиваться креативное мышление и он будет самостоятельно пытаться решить свои проблемы;
– Развитие моторных функций ребенка;
– Ребенок становится более общительным;
– Формирование личностных ценностей ребенка.

Но вам постоянно надо направлять ребенка в правильное русло. Но это совсем не значит, что должны полностью взять под контроль каждый шаг ребенка. Имеется в виду, что вам необходимо приглядывать за вашим ребенком, помогать ему.


Выбор подходящих игр и игрушек

Каждый родитель хочет дать своему ребенку лучшее. Поэтому чем лучше качество игрушек, тем легче будет ребенку. Выбирайте игрушки, исходя из возраста вашего ребенка. Вряд ли пятилетнему ребенку понравится играть с погремушкой. Ниже приведены игрушки, которые понравятся детям в определенной возрасте:

– Младенцы. Младенцы любят все яркое, мягкое. Но главное, игрушки обязательно должны быть безопасны для них. Ярко раскрашенные погремушки и игрушки-пищалки привлекут их внимание, будут развивать их осязание, зрение и слух.

– От 1 до 2 лет. На этом этапе развития дети начинают понимать, как держать, переворачивать эти игрушки в руках. Они также начинают понимать, что некоторые вещи можно соединить друг с другом. Малышам нравится строить домики из кубиков и играть с игрушками.

– От 2 до 3 лет. В этом возрасте у детей развивается творческое мышление. Им нравится играть в ролевые игры с другими детьми или играть с самими собой. Мозаики, кубики, в общем – все те игрушки, которые развивают воображение ребенка, являются отличным выбором.

Дидактические игрушки выполняют одну важнейшую задачу. Они способствуют развитию действий рук, формируют ловкость рук, совершенствуют мелкую моторику пальцев. Занятия с дидактическими игрушками, различные действия с ними направлены на решение широкого круга воспитательных и обучающих задач. Это умственное и сенсорное воспитание, развитие мышления, памяти, воображения и других высших психических функций, развитие познавательной активности и волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. п.).
Для занятий с ребенком можно рекомендовать 5 видов дидактических игрушек различных по характеру игровых действий с ними, запрограммированных в их конструкции.

1. Игрушки для нанизывания (шары, кубы, полусферы и пр.), имеющие сквозное отверстие и предназначенные для нанизывания на стержень.
2. Игрушки для прокатывания, а также на группировку и соотнесение по цвету величине и форме (объемные геометрические фигуры: шары, кубы, призмы, и пр.).
3. Игрушки, состоящие из геометрических фигур-вкладышей (кубы, конусы, цилиндры, полусферы), предназначенные для вкладывания и накладывания, составления одноцветных и разноцветных башенок, различных по форме, а также для подбора по цвету, форме, величине.
4. Игрушки народные, сборно-разборные (матрешки, яйца и пр.) предназначенные для развития пространственной ориентации, умения составлять предмет из двух частей, закрепления навыка группировки однородных предметов, а также соотнесения их по одному или нескольким свойствам.
5. Игрушки сюжетные, небольшого размера (4-10 см): куколки, машинки, елочки, овощи и фрукты, а также подобранные по определенным признакам предметы.

Занятия с игрушками носят игровой характер, однако они имеют определенные цели, задачи, средства их осуществления и этим отличаются от игры. Специфика обучения в ранний период проявляется в том, что оно происходит при непосредственном участии взрослых.

– От 4 до 5. У детей уже достаточно развилось творческое мышление, и они могут самостоятельно принимать решения. Обучающие игрушки помогут и укрепить, и еще более развить эти качества. Для этих целей подойдет мозаики, паззлы и всякого рода конструкторы.

Обучающие игры играют тоже немаловажную роль в развитии ребенка. Игры развивают мышление ребенка, делают его более самостоятельным. Вот несколько игр, которые можно поиграть с ребенком сидя дома.

1. “Веселый щенок”

В гости к малышу пришла маленькая куколка, она все время прячется от малыша за картонкой и принимает там разные смешные позы: залезает на кубик, поднимает руки вверх, становится на четвереньки. Другая куколка или игрушка аналогичного размера (в руках у малыша) хочет повторить все позы веселой куколки. Малышу надо помочь своей игрушке, усадив ее также как куколку. Задачу усложнена, т.к. процесс усаживания веселой куколки скрыт от малыша за картонкой.

2. “Прячемся и лепим”

У вас и у малыша два одинаковых кусочка пластилина и две игрушки-зверушки, от имени которых ведется игра. Между вами экран из небольшой картонки или книги. Игрушечный котенок, спрятавшись за экран, разорвал свой кусочек пластилина на множество маленьких (сделал лепешку, скатал шарик и т.п.) и спрашивает у щенка: “А ты так можешь?”

Простой конструктор (лучше деревянный), поделите пополам так, чтобы у вас и у малыша было равное количество одинаковых деталей. На столе, кроме конструктора, несколько игрушек (разных размеров). Нужно срочно (скоро ночь и холодно) построить для каждой игрушки домик. Вы строите дом для большой игрушки, потом для маленькой. Малыш строит своим друзьям такие же домики. Можно строить домик, спрятавшись от малыша и его игрушек за картонку или книгу. В этом случае повторить будет уже сложнее.

4. “Спичечные коробки”

Спичечные коробки (чем больше, тем лучше) можно использовать в разных играх. На четырех или шести крышечках, так же как и на внутренних коробочках нарисуйте одинаковые геометрические фигуры: квадрат, круг, ромб, треугольник. Перемешайте крышки и коробки, малышу следует найти и закрыть пары. Если коробков у Вас больше шести, можно их склеить в несколько рядов, как ящики в комоде. Игрушечный медвежонок принес с собой пуговицу (монетку, фишку, скрепку и т.п.) и хочет положить её в ящик. Он кладет игрушку в один из ящиков и разговаривает с малышом, рассказывая о себе. Потом спрашивает малыша, в каком из ящиков его пуговица. Место меняется, также как и длительность разговоров с малышом.

В игре участвуют две мягкие игрушки. Одна у вас, другая у малыша. Зайчик знает, как плясать веселый танец, он хочет научить и мишку. Мишка, в руках у малыша, повторяет движения зайца. Более сложные движения выполняют две куклы (с движущимися частями тела).

Игрушки пришли в гости к плюшевому медвежонку в гости. Каждому гостю мишка дал чашку для чая. У зайчонка – желтая, у куклы – синяя, у щенка – деревянный стаканчик. Звери попили чай и стали танцевать. Чашки перепутались. Кто теперь им поможет?

7. “Покорми куклу”

Малыш, скорее всего, еще не ест сам, однако он вполне способен побывать в роли воспитателя, напоив и накормив куклу. Кукла капризничает, не хочет есть. А зайчик, которого кормит мама, сидит спокойно, ест хорошо. Зайчик приходит на помощь малышу, он успокаивает куклу.

8. “Кто разбудил щенка”?

Кроме игрушечного щенка понадобятся другие игрушки и всевозможные инструменты, способные издавать различные звуки: колокольчик, погремушка, свистулька, деревянные ложки, музыкальная шарманка и т.д. Щенок спит, а другие игрушки, за каждой из которых закреплен определенный музыкальный инструмент, будят щенка, спрятавшись под платком или за картонной ширмой. Ребенок должен отгадать, звуки какой игрушки разбудили щенка. Важно также описать словами те или иные звуки: погремушка гремит или тарахтит, колокольчик звенит, дудочка гудит и т.д.

Другой, более сложный вариант этой игры : в гости к щенку приходят игрушки. У каждой игрушки свой собственный голос, свой собственный музыкальный инструмент. У медвежонка дудочка, она гудит громко и протяжно, у зайчика погремушка, у поросенка барабан. Игрушки показывают малышу свои инструменты, а потом все прячутся под платок. Малышу вместе со щенком по звукам из-под платка нужно догадаться, какой гость сейчас появится. Для начала достаточно трех игрушек – трех музыкальных инструментов. Постепенно их количество нужно увеличить.

По мере того, как дети становятся старше, они соответственно становятся более самостоятельными, они могут решать, что им подходит, а что нет. Им обычно нравятся игры, в которых есть свои правила и в которых должны участвовать и другие дети. Ребенок начинает «конкурировать» с другими детьми. Именно в таком возрасте и именно в этот момент необходимо руководство и присмотр родителей. Но если в детстве у ребенка были обучающие игрушки и игры, то вы можете не беспокоится за него, т.к. ваш ребенок достаточно развит и может принимать правильные решения.

Ребенок хорошо различает лицо, только обязательно ярко выраженное. Малыш уже различает, как они звучат. Особенно привлекает внимание новая игрушка, которая появилась среди привычных и знакомых.

ВложениеРазмер
sovety_po_vyboru_igrushek_2.pptx 2.75 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Советы по выбору игрушек (для детей от 2мес до 1года) Автор: Параняк Светлана Анатольевна, Параняк Лилия Степановна воспитатели ГБДОУ д\с №62 «Золотая рыбка» Приморского района, СПб

2 месяца Ребенок хорошо различает лицо, только обязательно ярко выраженное. Малыш уже различает, как они звучат. Особенно привлекает внимание новая игрушка, которая появилась среди привычных и знакомых. Погремушка. Кукла-неваляшка. К оврик с мордашкой. К олобок с лицом. М ордашки животных с крупными глазками, ротиком .

3 месяца Игрушки такие , как прежде. Мышцы более развитые, поэтому управляется малыш с ними гораздо более ловко. Погремушку долго держит, рассматривает, когда надоест, бросает . Висячие погремушки. К расочные мягкие игрушки. Развивающий коврик. М узыкальные игрушки. Резиновые пищалки. Колокольчики , погремушки . Музыкальные шкатулки.

4 месяца Четырехмесячные дети умеют повернуться на бок, поднимают грудь и головку, улыбаются , лепечут . Колокольчик , привязанный к ножке, заставляет ребенка двигать ею, чтобы услышать звук. Взрослые могут давать привязанную на ленточке погремушку, призывая ребенка ее схватить. Эти незамысловатые игры способствуют развитию, укреплению мышц и навыков . Говорящие книжки. Шуршащие игрушки. Мячики и шарики разных размеров, цветов.

5 месяцев Ребенок пытается ползать, помогут ему округлые предметы, катящиеся от прикосновения. Можно помогать двигаться, предлагая ухватиться за палочку. Если бросить в кроватку шарик, малыш толкает его и развивает координацию. Дети играются всем, не только игрушками. Посуда, шарфики, мотки пряжи, только необходим присмотр . Погремушки с ручками. Кубики. Т каневые игрушки разной фактуры с пищалками внутри. Металлофон , барабан , пианино помогают развивать моторику.

6 месяцев Полугодовалые дети нуждаются в удобном пространстве для игр. Игрушки для детей 6 месяцев называют именами, подражают издающим ими звукам. Зверюшки и куклы узнаются по именам. Можно показывать части тела, глазки, носик, ротик, называя их. Он достает игрушку, спрятанную под одеялом, понимает, что, двигаясь по столу, кукла упадет, дергая за ниточку, заставляет двигаться шарик. Если малыш держит две игрушки, дайте ему третью. Он должен сообразить, освободить руку . Пирамидки. Насаживающиеся стаканчики. Игрушки с дверцами, кнопочками, колесиками.

7 месяцев Семимесячный ребенок учится обращаться с вещами, как принято у взрослых. Куклу берет за ручку, баюкает, погремушку берет, как положено за ручку, пирамидку собирает. Игрушки для ребенка 7 месяцев становятся посложнее, это имитация взрослых вещей. Баночки с крышечками. Пирамидки. Плавающие уточки, кораблики. Книжки-игрушки . Резиновые , деревянные, пластмассовые зверюшки . Кубики из дерева, картона.

10-11 месяцев Ребенок впервые шагает, пока с опорой, танцует под музыку. Для стимуляции активности используют компанию собачек, зайчиков, куколок . Ребенок учится сам заводить игрушки. Малыши с удовольствием слушают простые стишки, рассматривают картинки . Качалки. Каталки на палочке. Машинки , простые и заводные . Детские колясочки помогают увереннее ходить. Простые конструкторы, пазлы . Д омашние предметы, посуда, одежда, техника . Лабиринты с бусинами . М узыкальные игрушки с кнопочками .

12 месяцев У ребенка сформировались потребности, симпатии, привязанности. Игрушки уже должны развивать, помогать освоить звуки, числа, формы, ассоциативное мышление, даже иностранный язык. Сюжетные наборы. Куклы с одеждой Кухонная мебель. Интерактивные игрушки. Мяукающие котята. Гавкающие собачки . Заводные лягушки, курочки, зайчики.

Требования к игрушкам Игрушки должны быть безопасны. Не иметь мелких деталей. Должны быть выполнены из экологически чистых материалов. Не содержать в себе вредных химических веществ. Соответствовать возрасту ребенка

Читайте также: